Где находится озеро светлояр в нижегородской области. Легенды и мистика озера светлояр

Озеро СветлоЯр

В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже. Китеж (Китеж-град, Кидиш) – мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр.

В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры. Но, в отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей - напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр - отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж. Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.
С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.

Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас – могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.

В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.

Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.

Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные – они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.

Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень - расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина - 100.

То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники - за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия - князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой - Батый не ожидал сопротивления.

Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.
В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.
Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек - он бьет до сих пор.
Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя - это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.
И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то - что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.

Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.

Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града - поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала - это одно и то же место).

В наши времена ученые забыли о Китеже - не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

Озеро Светлояр и град Китеж овеяны различными легендами и мифами. Что же является историческими фактами, а что – вымыслом. Недалеко от Нижнего Новгорода есть небольшое, но уникальное озеро Светлояр.

Называется озеро красивым именем, в котором связано два слова: «светлый» и «ярило». Первое слово означает чистоту, праведность, а второе – имя божества солнца, которому поклонялись во времена язычества.

Об озере Светлояр ходит множество разных легенд, таинственных рассказов и сказок, которые рассказывают из поколения в поколение. А здесь – читайте о достопримечательностях Петербурга.

Озеро Светлояр в легендах и истории

О граде Китеже есть упоминания на страницах священной книги о вере древних русичей «Звездная книга Коляды». Светлоярский град Китеж, зовущийся русской Атлантидой, являются героями многих легенд и таинственных историй.

В преданиях рассказывается о подводном граде Китеже, существующем на дне озера Светлояра среди Ветлужских лесов. Рассказывают, что голубые и чистые воды озера, словно зеркало, отражают проплывавшие облака, поскольку гладь воды никто не тревожит и лишь изредка легкая зыбь пробегает над ее поверхностью.

А иногда из неподвижного озера доносится до странника колокольный звон. Если долго смотреть в воду озера, то можно увидеть стены белоснежных монастырей и блеск куполов пропавшего Китежа.

Легенда, в которой события истории, насчитывающей уже почти десяток веков, перемешиваются с выдумками людей, живет до сих пор. Предполагается, что град Китеж исчез во времена вторжения монголо – татар на русскую землю. Врагам ведь не сложно было завоевывать раздробленные земли русских князей, которые ослабляли свою мощь в междуусобных войнах.

Град Китеж – история возникновения и сказания

В древних сказаниях говорится о Китоврасе, который родился на берегу Светлояра. Это было существо полуконь-получеловек, могущественное и волшебное. Свои силы он тратил на помощь людям в строительстве города, монастырей и крепостных стен.

В те далекие времена проживали в лесах, недалеко от озера берендеи. В сохранившихся преданиях о жизни племени берендеев говорится то, что поклонялись они Яриле, богу солнца. А Китеж был городом, вход в который был позволен только праведным людям.

После Крещения Руси стали строиться здесь православные храмы, нахождение в которых приносило людям избавление от недугов и бед.

Постепенно сменялись образы языческих божеств на лики святых, но место особого почитания высших сил осталось прежним. Необъяснимая положительная энергетика земель около озера Светлояра окутывалась все более мистическими рассказами и преданиями, дошедших до современного человека.

Исторические события

Правящими князьями на этих землях были потомки Юрия Долгорукого. Великий князь Владимирский Юрий на стыке 12 и 13 веков строил на светлоярских землях два города, это были Большой и Малый Китеж. Предполагается, что Малый Китеж стал позднее современным городком под названием Городец.

А Большой Китеж, по мнению историков, строился с крепкими стенами. Также те ученые, которые занимались историей о граде Китеже предполагают, что легенды объединяют эти два небольших поселения в Китеж-град.

По сведениям историков, Владимиро-Суздальское княжество подверглось нападению хана Батыя в середине 13 века. Хроника и предания сложились в единую историю. Княжество в то время владело войском, которое было способно противостоять Батыю. Не удержав Малый Китеж, русское войско решило держать оборону за стенами Большого, который охранялся и самой природой – непроходимыми лесами и болотами.

Подкупил хан одного жителя, знавшего тропы в болотах, который испугался мучений от грозного хана, и провел врагов к Китежу. При виде войск врага в городе забили фонтаны, появилась вода отовсюду, накрыла город и опустила его на дно озера. Город оказался не утопленным, а спасенным, скрытым от врага. Хан Батый смог завоевать, разорить и сжечь много русских земель разрозненных княжеств, а славный град Китеж не сдался. Спасение народа благочестивого и молящегося произошло по боле Божьей. Это лишь подтвердило святость здешних мест.

Тайна озера Светлояр глазами современных исследователей и паломников

Жизнь озера окутана тайнами и рассказами местных жителей, якобы подтверждающих реальность событий времен почти тысячелетней давности. Даже исследователи, археологи и геологи, не могут ни подтвердить факт существования города под водой, ни отрицать.

Многие стремятся разгадать светлоярскую тайну, которая, как обычно, в подобных случаях, при разгадывании, выдает больше вопросов, чем ответов.

И сегодня сюда приходят люди, чтобы помолиться озеру – святому месту. Многие верят в то, что горстка земли, взятая у берега, излечивает от недугов, а вода из озера, не портится никогда. Паломники обходят вокруг озера трижды, чтобы исполнялись все сокровенные мечты.

Предполагается также теми, кто верит в мистику, что озеро Светлояр имеет связь с Шамбалой, что здесь есть проход, который ведет в неведомые человечеству измерения. Издание «Китежский летописец», изданная в 17 веке, также несет в себе информацию об ушедшем под воду Китеже.

Конечно же, исследованием глубин водоема занимаются ученые, желающие раскрыть тайну. Аномалий как таковых не найдено, но удивила аквалангистов ступенчатое дно озера. Интересен факт, что крутые скалы иногда переходят резко в горизонтальные площадки.

Ученые предположили, что озеро образовывалось в несколько этапов: на глубине около 30 м обнаружено «первое дно», выше – второе, предположительно образовавшееся в 13 веке. А самая неглубокая донная терраса отложилась уже в самые последние века.

На среднем уровне были обнаружены металлические и деревянные изделия 13 века. На основании своих исследований ученые предположили, что селение, которое находилось на самом берегу озера, все-таки могло уйти под воду в результате активности земной поверхности в те времена.

И изучение дна с помощью эхолота дало очертание узора, напоминающего крепостные стены. Люди до сих пор ищут ответ на вопрос: существует ли русская Атлантида?

Расположение: Нижегородская область

Озеро Светлояр – одно из самых красивых и загадочных в центральной части России. Оно имеет форму практически правильного овала с размером 500х350 метров, а глубина его местами достигает 40 метров. Однако не своей правильной формой знаменит Светлояр, а легендами о таинственном городе, некогда стоявшем на его берегах и покоящемся на его дне. По легенде город бесследно исчез во времена татаро-монгольского нашествия. В свою очередь учеными было установлено, что свою окончательную форму озеро получило примерно 700-800 лет назад, что только подтверждает возможное существование города, на этих берегах.

В 20-ом веке местные легенды привлекли в эту местность большое количество исследователей, которые желали доказать или опровергнуть древнюю легенду. На берегах Светлояра были найдены стоянки древних людей, относящиеся к каменному веку, однако следов крупного города так и не было найдено. Ученые произвели раскопки повсеместно, однако следов недавней бурной деятельности человека в этом регионе найти не смогли.

Так же ученым не удалось точно установить происхождение и самого озера. Котловина Светлояра как две капли воды похожа на лунные кратеры, с характерными для них особенностями. По периметру местами присутствует небольшой вал, а соотношение сторон, их угол и глубина говорят о том, что образование прошло не без помощи метеорита. Так же именно метеоритный взрыв мог «вскрыть» дно кратера своим взрывом, образовав множество трещин, которые в свою очередь превратились в родники, наполнившие котловину Светлого Яра.

По второй гипотезе, что подтверждено исследованиями, озеро образовалось в месте разлома фундамента, на котором стоит вся европейская части России. Именно в таких местах очень часто наблюдается характерно высокая природная энергетика, которая выходит из глубин земли. Так же именно благодаря высокой концентрации энергии, многие люди часто наблюдают здесь различные миражи, а так же слышат подобие колокольного звона, доносящегося со дня озера.

Испокон веков место это являлось священным, но не только благодаря красивой легенде. Самая его главная отличительная особенность, это исключительная чистота воды. Вода из Светлояра может очень долго находиться в закрытом сосуде, и при этом не терять своей исключительной чистоты. Озеро питается от родников, бьющих на дне, именно это и обуславливает чистоту его вод.

Второй его главной особенностью является тот факт, что именно в этом месте долго укрывались старообрядцы, а сам Светлый Яр был для них священным и культовым. По старообрядческим преданиям было установлено, что каждый холм, каждая тропинка здесь имели для них сакральное, культовое значение и имели свои названия. Во все времена местные берега притягивали не только старообрядцев, но и представителей других направлений христианства, а Светлый Яр стал в своем роде зоной свободомыслия и преображения душ человеческих.

Легенда о городе Китяже.

Легенда о славном городе уходит в далекий 13-ый век, во времена правления Князя Юрия Всеволодовича. В те времени шло активное освоение новых земель, строительство городов и крепостей. Путешествуя по Владимирско-Суздальское земле, князь прибыл в Малый Китеж (ныне Городец) и повелел отстроить город. Позже князь направился в восточные земли и наткнулся на неповторимое по красоте Озеро, названное Светлым Яром. Юрий Всеволодович повелел построить здесь город и в течении трех лет наказ Князя был исполнен.

По легенде Китеж имел двести сажен в длину и сто в ширину, однако недолго суждено было ему простоять на берегу озера. Случилось в 1237 татаро-монголськое нашествие на Северные княжества Руси. Не обошло оно стороной и славный город Китеж. Хоть и скрыт он был в лесах, и неведом монголам, однако от пленников узнали они о тропах, ведущих к озеру и граду. 10 дней длилась осада крепости, но не желали сдаваться монголам жители. Когда силы защитников были на исходе, взмолилась он господу с просьбой о помощи. В очередное утро пошли монголы на очередной штурм города, однако не обнаружили они в старом месте крепостных стен, лишь только увидели они отражение белокаменного града в водах Светлого Яра. Долго не могли они понять, что произошло, и искали по округе славный Китеж, но так ничего и не нашли. И никто больше не видел города Китежа, от которого осталась только красивое предание, в котором говорится, что солнечную ясную погоду, можно увидеть его отражение на рассвете в водной глади и колокольный звон его белокаменных церквей, и что до сих пор стоит он дне, надежно укрытый водной гладью как одеялом.

Есть и гораздо более правдоподобная история святого града Китежа. Когда то давно, до последнего провала дна, были посреди озера небольшие острова, которые являлись центром языческого культа Ярило. На островах стояли его статуи и проводились обряды. Однако после христианизации Руси все статуи были уничтожены, а на самом большом островке была построена церковь, и выросло небольшое поселение, которое ушло под воду во время второго провала, что как раз совпадает по времени с нашествием монголов. Дно озера до сих пор не исследовано, и отметать эту версию пока не стоит.

Наше время

В наше время Светлояр так же является культовым и священным местом. Ежегодно здесь проводятся различные этнофестивали и праздники, в том числе и большое количество церковных праздников. В 1997 году ему присвоен статус памятника природы федерального значения, так же он имеет статус памятника ЮНЕСКО и находится под особой защитой. С 2002 озеро вошло в состав биосферного резервата «Нижегородское Заволжье».

Как добраться

На машине проще всего добираться из Нижнего Новгорода. Необходимо выехать по трассе р-159 на север, до деревни Боковая, в самом конце которой свернуть направо по направлению в село Владимирское, котором нужно будет свернуть направо по советской улице, которая и вдет к озеру.

Своим ходом так же легче всего добраться из Нижнего. Ежедневно ходят рейсовые автобусы, которые направляются до Воскресенского и проезжают мимо села Владимирского, где вам и необходимо выйти.

Озеро Светлояр - жемчужина природы Нижегородской земли и России. Его называют русской Атлантидой, т.к. прошлое здешних мест овеяно множеством легенд. Широко распространена легенда о невидимом граде Китеже, которая повествует о чудесном затоплении города водой во время нашествия хана Батыя.

В результате проведенных в 1968г. исследований было установлено, что Китеж никогда не стоял на берегу Светлояра. Само озеро Светлояр представляется уникальным по своему происхождению - оно образовалось вследствие тектонических процессов в сочетании с процессами глубинного карста. Озеро образовалось в три этапа: первый, при котором возникла самая глубокая часть, датируется 1,5 тыс. лет назад. Второй, при котором образовалась нижняя подводная терраса - 700-800 лет тому назад. И третий этап - 300-400 лет назад. Эти выводы подтвердились анализом среза дерева, обнаруженного аквалангистами на дне. Снаружи древесина была обуглена временем, но в середине сохранился цвет и даже запах. В Геологическом институте Акдемии наук ССР радиокарбонным методом установили, что дерево погибло 350-450 лет назад. Поэтому основным выводом экспедиции прошлого года явилось то, что если град китеж и существовал когда-либо, то остатки его могут быть на дне Светлояра.

Первыми русскими поселенцами близ озера Светлояр, предплагается, оказались беглые скитники-староверы, спасавшиеся в Керженских лесах от преследования после реформ патриарха Никона и возникновения церковного раскола (1653г.)

В 18-19вв. все холмы были изрыты скитами-землянками, где жили монахи-скитники. Пришедшим на озеро они рассказывали о многих чудесных явлениях, происходящих здесь. В конце 19-го - начале 20-х вв. берега озера были приютом свободомыслия. Приходили сюда люди разных вер: старообрядцы, сектанты, чернокнижники, толстовцы. Шли на молитву и на великий спор о том, чья молитва ближе к Истине.

Особо почитаемым во все времена было озеро у старообрядцев. Приходя сюда они очень долго молились у поставленных на берегу божниц, затем оползали или обходили озеро три раза, и только после этого умывались святой, светлоярской водой. В озере тогда не купались, чтобы не осквер-нить святое место, а набирали воду в какой-то сосуд и отходи-ли умываться подальше, чтобы ни одной капли грязной воды не упало в святое озеро. Даже советская власть не смогла остановить потока паломников на Светлояр. Особенно много женщин приходило сюда во вре-мя Великой Отечественной во-йны. Все холмы в то время были черными от головных платков молящихся женщин. Они моли-лись за возвращение живыми с фронта своих близких: отцов, сыновей, мужей, братьев.

На берегах озера в 20 веке было два кирпичных завода.

Один - на юго-восточном, второй - на северо-западном бе-регах. В предвоенный период появились многочисленные ямы на юго-восточном берегу Светлояра в результате добычи глины так называемым лапот-ным способом, когда отдельные семьи копали глину и обжигали кирпич на продажу.

Все колхозники с 1936 г. вплоть до войны занимались «лапотным» кирпичным произ-водством. На восточном берегу озера ставили дощатые сараи. Копали ямы, снимали слой по-чвы, раскапывали глину и тут же месили с добавлением пе-ска. Лопатой выбрасывали в форму, потом лаптем утрамбо- вывали. Проветривали, глина выслала, а потом уже её прокаливали в печи. Рядом с озе-ром работало не меньше 10— 15 мастеров. За день каждый мастер изготавливал от 500 до 1000 шт. кирпича.

Кирпичный завод на берегах озера в послевоенный период занимал три сарая по 35 метров. Глину для производства кирпи-ча брали скрепером и тракто-ром у дороги на Шадрино. За се-зон получали до 300 тыс. штук кирпича.

Со второй половины 1960-х годов до начала 1970-х на озере Светлояр располагался пионер-ский лагерь, в котором отдыха-ло более 100 человек.

С 60-х годов озеро стано-вится в основном зоной отдыха приезжающих и местного на-селения, но истинно верующие люди продолжали почитать и преклоняться перед этой святы-ней.


Дорога к озеру начинается с березовой аллеи, посаженной в 1962 и 1963 годах учениками Владимирской средней школы под руководством директора Баталова Дмитрия Поликарповича. Сейчас этим деревьям бо-лее 50 лет.

Одно из главных действий, совершаемых на озере палом-никами - это оползание и обход озера 1 или 3 раза (обязательно не-четное число раз) по сол-нышку молча с молитвой.

В разное время на берегах озера Светлояр побывали пи-сатели: А.М. Горький, В.Г. Короленко, П.И. Мельников-Печерский, С.В. Афоньшин, М.М. Пришвин, З.Н. Гиппи-ус, Д.С. Мережковский; по-эты: А. Майков, М. Волошин, А. Навроцкий, Н. Клюев, Б. Корнилов. Приходили и рас-творялись в народной толпе, слушая рассказы и легенды, чу-деса, происходящие на озере, а затем отражали услышанное в своем творчестве.

Композитор Римский-Кор-саков написал музыку к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на либретто В.И. Вельского. К опере создавали декорации и писали картины известные рус-ские художники: А.М. Васнецов, Н.К. Рерих, К.А. Коровин, М. Нестеров, И. Билибин.

Озеро Светлояр в Воскресенском районе Нижегородской области названо самым популярным в стране местом, обладающим мистической силой.

Список из десяти таких мест был составлен и распространен туристической компанией "РоссТур" с целью популяризации внутрироссийских туров.

Термин «места силы» впервые появился в книгах Карлоса Кастанеды и обозначает географические зоны, обладающие значимыми для людей энергетическими полями, места, где тело и душа чувствуют себя по-особому.

Светлояр — озеро, с которым связана легенда о затонувшем городе Китеже. Находится в Нижегородском Заволжье примерно в 130 км к северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района. Памятник природы федерального значения. Озеро планируется сделать объектом культурного наследия.

Первым исследователем озера в конце XIX в. был великий русский ученый-почвовед В. В. Докучаев и его первая версия происхождения: озеро — метеоритный кратер. Метеоритная гипотеза происхождения Светлояра и некоторых соседних озёр подтверждается рядом исследований. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озера 3,0—3,2 тыс. лет назад.

По данным «РоссТур» озеро является самым известным и популярным среди туристов «местом силы». Вторым по популярности стал природный парк «Белуха», раскинувшийся на площади более 130 гектар в республике Алтай. На третьем месте - Перынский холм в Новгородской области - древнейшее урочище, связанное с культом языческого бога Перуна.

Самые популярные мистические места России:

1. Озеро Светлояр, Нижегородская область

2. Природный парк «Белуха», Алтай

3. Перынский холм, Новгородская область

4. Остров Кижи, Карелия

5. Дольмены Северного Кавказа

6. Гора Иремель, Южный Урал

7. Аркаим, Челябинская область

8. Большой Заяцкий остров на Соловках, Архангельская область

9. Остров Ольхон, Байкал

10. Чёртово городище, Свердловская область

Легенда о Светлояре и Китеже

Повествование о граде Китеже восходит к временам татаро-монгольского нашествия, то есть к XIII веку. Согласно преданию, князь Юрий (Георгий) Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж.

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж (ныне Городец), вынудив князя Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города.

Жители города собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».

Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, якобы стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания.

А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира.

Исследования

По мнению ученых, Китеж вполне мог существовать. Но исчез отнюдь не таинственно, а просто провалился под землю в результате тектонической деятельности. Аквалангисты обследовали Светлояр и обнаружили в нем подводные террасы - береговой склон уходит под воду уступами.

Крутые обрывы перемежаются горизонтальными участками. Из этого можно сделать вывод, что Светлояр образовался как бы по частям: сначала одно опускание, затем - через сотни, тысячи лет - второе и, наконец, третье. На одной из подводных террас этого озера и мог находиться городок или монастырь, исчезнувший затем в водах Светлояра.

Вот только следов почти за пятьдесят лет поисков с целыми командами аквалангистов обнаружить так и не удалось. Ни ложки, ни плошки, ни какого-нибудь обтесанного бревна. Шлиман, например, нашел и Трою, и золото, руководствуясь лишь сказочной «Илиадой». А тут и адрес точный, и озеро, как лужа, - за 20 минут обойти можно.

Что касается качества озерной воды, то ее исследовали химики и пришли к выводу: она действительно может храниться много дней и не портиться благодаря бьющим со дна озера родникам с большим содержанием гидрокарбоната кальция.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх