Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны. Чем грозит разглашение сведений составляющих государственную тайну? Разглашение сведений составляющих гос тайну

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 283 УК РФ

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.

СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.

Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.

3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным.

При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены.
———————————
Определение Военной коллегии ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).

Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.

6. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, является преступлением средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.

1. Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

2. Предметом преступления является государственная тайна.

3. Объективно данное преступление выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам, а именно: доверительный разговор, публичное выступление, переписка, показ документов, демонстрация чертежей, схем, изделий, ознакомление посторонних лиц со сведениями, изложенными в неучтенных тетрадях и блокнотах с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.

Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, умышленное оставление виновным документов, изделий, таблиц, схем и т.д. в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).

Данное преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление.

4. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, сознает, что оглашаемые сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими).

Действуя с косвенным умыслом, субъект сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми (например, ведение разговоров по закрытой тематике в общественном транспорте, которое допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами).

Неосторожность в форме легкомыслия будет иметь место в случаях, когда субъект сознает, что нарушает правила, установленные для охраны государственной тайны, но считает, что принятых им мер достаточно.

Например, сотрудник учреждения, работающий с документами, содержащими государственную тайну, уходя из кабинета, не убирает документы в сейф, а оставляет их на столе, считая, что в запертый на ключ кабинет никто не войдет. Однако другой сотрудник этого учреждения, не допущенный к сведениям, составляющим государственную тайну, и имеющий дубликат ключей от кабинета, заходит в него и фотографирует лежащие на столе документы.

В данном случае имеет место разглашение государственной тайны по неосторожности.

Неосторожность в форме небрежности будет в тех случаях, когда лицо не предвидит возможности разглашения государственной тайны, хотя по обстоятельствам должно было и могло предвидеть такие последствия.

Так, два сотрудника секретного учреждения разговаривают по внутреннему телефону и обсуждают сведения, составляющие государственную тайну. К телефонной линии подключилось постороннее лицо, которому стали известны сведения, составляющие государственную тайну.

Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему лицу осведомленность и «значимость» в решении практических вопросов.

5. Субъект данного преступления - специальный, т.е. лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

6. Тяжкими последствиями при разглашении государственной тайны в соответствии с ч. 2 данной статьи признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, «замораживание» перспективных научных исследований, передислокация режимного объекта и т.п.

7. От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. отсутствием намерения нанести ущерб внешней безопасности России.

Новая редакция Ст. 283 УК РФ

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 283 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ "О государственной тайне").

2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).

3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение - это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).

4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.

5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).

6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.

Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.

7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).

8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.

10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

10.1. Тяжкие последствия - категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.

11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется действиями или, в редких случаях, бездействием - разглашением сведений, составляющих государственную тайну, т.е. противоправным преданием их огласке. Разглашение может иметь место в приватной беседе, публичном выступлении, в переписке, оно может быть выражено в демонстрации секретных чертежей и т.п. В таких случаях разглашение неотделимо от общественно опасного последствия этого преступления - восприятия секретных сведений другими лицами ("если они стали достоянием других лиц"). В случае совершения данного преступления посредством бездействия, например бесконтрольного оставления документов на рабочем столе, указанные последствия отделены от деяния во времени.

2. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом, а также обеими разновидностями неосторожности.

3. Субъект специальный - лицо, которому: а) государственная тайна была доверена или б) стала известна по службе или работе. В первом случае речь идет о лицах, получивших в установленном порядке допуск к соответствующим сведениям. Во втором - о лицах, ознакомившихся с ними в силу своей профессиональной деятельности без получения допуска, например в силу третьих лиц (адвокат, допущенный в нарушение установленного порядка к участию в уголовном деле).

4. Комментируемая статья применяется, если содеянное не содержит признаков государственной измены (выдачи государственной тайны). Основное отличие между этими преступлениями в направленности умысла - в рассматриваемом случае умыслом не охватывается направленность собственных действий во вред безопасности государства.

  • Вверх


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх