Государственный аппарат и развитие права в период Первой мировой войны (1914—1917 гг.). Развитие права в годы первой мировой войны Развитие права в первой мировой войне

С началом войны была издана серия правовых актов, направленных на приспособление государственного аппарата к военным условиям.

Были внесены изменения в административное законодательство.

В день объявления войны царским указом было введено Временное положение о военной цензуре. Органы цензуры предусматривались как в местностях театра военных действий, так и вне их. Министру внутренних дел было предоставлено право запрещать во время войны сообщение в речах и докладах, произносимых в публичных собраниях, сведений, касающихся внешней безопасности России, состояния ее вооруженных сил. Виновные в нарушении Положения о цензуре должны были привлекаться к судебной ответственности и подлежали заключению в тюрьму.

24 июля 1914 г. был издан Указ, согласно которому все местности Российской империи, не находившиеся на осадном и военном положениях или на положении чрезвычайной охраны, объявлялись в состоянии чрезвычайной охраны с расширением прав губернаторов и военных властей в местном управлении.

Указ 28 июля 1914 г. устанавливал правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд их в Россию допускался с особого в каждом случае разрешения соответствующих властей.

В области гражданского права издается большое количество указов, положений и других актов, диктуемых условиями военного времени. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья. Все промышленные предприятия обязывались в первую очередь выполнять военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Ужесточалось финансовое законодательство. Были увеличены прямые и косвенные налоги, повышен налог на землю и наследство, на зрелища, повышены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин, введены налоги на лиц, освобожденных от воинской повинности.

В ноябре 1916 г. было принято постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки.

Значительные изменения были внесены в трудовое законодательство. Сокращалось время отдыха рабочих, увеличивался рабочий день в промышленности, допускалось применение женского и детского труда в промышленности и на транспорте. Во время войны широко применялся принудительный труд, в частности производилось прикрепление к заводам военнообязанных.

Ужесточалось уголовное законодательство. Законом от 14 ноября 1914 г. военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию (вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока).

Ужесточалась уголовная ответственность за дезертирство. Указом 12 января 1916 г. виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы на срок от четырех до 20 лет или бессрочно либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

Война вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов, направленных на приспособление государственного аппарата к военным условиям. Ряд изменений был внесен в административное, финансовое, гражданское, трудовое и уголовное право.

4.1 Административное законодательство

Новым явлением стала административная юстиция - прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно- хозяйственных отношений и связей.

В день объявления войны царским указом было введено Временное положение о военной цензуре. Органы цензуры предусматривались как в местностях театра военных действий, так и вне их. Министру внутренних дел было предоставлено право запрещать во время войны сообщение в речах и докладах, произносимых в публичных собраниях, сведений, касающихся внешней безопасности России, состояния ее вооруженных сил. В районе военных действий военную цензуру осуществляли штабы главнокомандующих армиями и военных округов. В местностях, не входивших в район театра военных действий, органами военной цензуры были Главная военно-цензурная комиссия при главном управлении генерального штаба, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры. Наряду с органами военной цензуры сохранялся прежний административный надзор как за типографиями, так и за книжными магазинами. В Положении о военной цензуре подчеркивалось, что военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Большая роль в обнаружении нарушения постановления отводилась жандармам и полиции. Виновные в нарушении Положения о цензуре должны были привлекаться к судебной ответственности и подлежали заключению в тюрьму.

24 июля 1914г. был издан Указ, согласно которому все местности Российской империи, не находившиеся на осадном и военном положениях или на положении чрезвычайной охраны, объявлялись в состоянии чрезвычайной охраны с расширением прав губернаторов и военных властей в местном управлении.

Указ 28 июля 1914г. устанавливал правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд их в Россию допускался с особого в каждом случае разрешения соответствующих властей.

4.2 Гражданское право

В области гражданского права издается большое количество указов, положений и других актов, диктуемых условиями военного времени. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья. Все промышленные предприятия обязывались в первую очередь выполнять военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении; военнообязанным, призванным в действующую армию, разрешалось расторгать договоры найма квартир.

Просроченные заклады этих лиц не могли продаваться с аукциона до конца войны. Было введено страхование морских судов, грузов и фрахта от военной опасности.

Некоторые изменения претерпело и социальное законодательство.

Так, в 1915г. правительство выделило значительные суммы на оказание помощи беженцам; для членов семей лиц, призванных на военную службу с государственных предприятий, устанавливались денежные пособия, уплачиваемые в полном размере только в том случае, если на иждивении находились жена и более пяти детей.

4.3 Финансовое законодательство

Ужесточалось финансовое законодательство.

Были увеличены прямые и косвенные налоги, повышен налог на землю и наследство, на зрелища, повышены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин, введены налоги на лиц, освобожденных от воинской повинности.

В ноябре 1916г. было принято постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой.

Расчет за изымаемые продукты производился в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки.

Таким образом, бремя новых налогов ложилось в основном на плечи трудящихся. Кроме того было принято постановление о расширении правительственного надзора над банками коммерческого кредита.

4.4 Трудовое законодательство

Значительные изменения были внесены в трудовое законодательство. Сокращалось время отдыха рабочих, увеличивался рабочий день в промышленности. Во время войны широко применялся принудительный труд, в частности, производилось прикрепление к заводам военнообязанных.

В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации. В 1915 г. Советом министров было издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины и дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности. Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты. И кроме того, в то время на предприятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавляющее большинство рабочих.

4.5 Уголовное законодательство

Ужесточалось уголовное законодательство. Законом от 14 ноября 1914г. военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию (вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока).

Ужесточалась уголовная ответственность за дезертирство. Указом 12 января 1916г. виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы на срок от 4 до 20 лет или бессрочно либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

В 1912г. был утвержден новый закон об ответственности за шпионаж, значительно расширивший понятие шпионской деятельности, усиливший ответственность за нее. Закон устанавливал специальный случай выдачи государственных секретов - сообщение об изобретениях, касающихся вооруженных сил или военных сооружений.

Право- это не более чем ориентир, который добровольно признает общество. К1917 г. право не успело трансформироваться в правовое поведение людей. Подавляющей массе населения этот ориентир был просто не нужен, поскольку оно привыкло к иным регуляторам- обычаям и религии. Использование в ходе изучения данного периода, прежде всего, правовых источников означает ошибочное завышение уровня развития страны. На самом деле в начале XX в. значительные слои России оставались на добуржуазном уровне развития, что требует внимания к обычаям и традициям.

Война внесла определенные изменения в государственный механизм и право Российской империи, однако они не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь дополняли сложный бюрократический аппарат, часто работавший на холостом ходу.

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы . При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат .

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. было начато создание влиятельной организации буржуазии - военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства , например о поставках и подрядах по заказам казны, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота и т.д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по ним.

По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов. Юридически военно-промышленные комитеты являлись общественными организациями. Буржуазия пыталась выдать их за общенародные и с этой целью решила организовать при комитетах рабочие группы и тем самым вовлечь рабочих в активную работу на войну. Развернув кампанию по выборам в рабочие группы, буржуазия надеялась подчинить своему влиянию рабочий класс, отвлечь его от революционной борьбы, создать видимость классового мира.

Меньшевики и эсеры пропагандировали идею участия рабочих в военно-промышленных комитетах. Большевики решительно выступили против этой идеи и призывали рабочих бойкотировать военно-промышленные комитеты.

Классовый характер военно-промышленных комитетов как органов империалистической буржуазии проявился и в их борьбе за милитаризацию промышленности и усиление эксплуатации рабочих. 1-й съезд представителей военно-промышленных комитетов, проходивший в 1915 г., рекомендовал правительству ввести военное положение и отменить ограничения, касающиеся продолжительности рабочего дня и использования труда женщин и подростков на предприятиях, выполняющих военные заказы. Царское правительство удовлетворило эти требования.

Изменения в системе судебных органов. Война вызвала изменения в системе судебных органов и порядке их деятельности. Законом от 20 июля 1914 г. была утверждена новая редакция IV раздела Военно-судебного устава "О суде в военное время", в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.

Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие , лица, состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные.

Право

Административное законодательство . В первый же день войны царским указом вводилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. В районе военных действий военную цензуру осуществляло командование армий и военных округов. В местностях, не входивших в район театра военных действий, органами военной цензуры были Главная военно-цензурная комиссия при Главном управлении генерального штаба, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры. Наряду с органами военной цензуры сохранялся прежний административный надзор как за типографиями, так и за книжными магазинами. Во Временном положении о военной цензуре подчеркивалось, что военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Большая роль в обнаружении нарушений постановления отводилась жандармам и полиции. Виновные в нарушениях правил о военной цензуре привлекались к суровой уголовной ответственности .

Все местности России, не находившиеся на военном и осадном положении, согласно Указу от 24 июля 1914 г. о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности, были объявлены на положении чрезвычайной охраны.

28 июля 1914 г. был издан Указ, установивший правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности , могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд этих лиц в Россию допускался с особого в каждом случае разрешения соответствующих властей. Торговые суда неприятельских государств , застигнутые в русских портах, задерживались, а строящиеся для иностранцев суда, предназначавшиеся для обращения в военные, подвергались конфискации . Указ предписывал на основах взаимности соблюдать международные договоры о поведении воюющих государств, а также о правах и обязанностях нейтральных государств.

1 сентября 1916 г. царское правительство издало Положение, по которому Министерство внутренних дел или лицо, им уполномоченное, получило право закрывать любое народное собрание или собрание общественных организаций, их комитетов и иных исполнительных органов. Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революционных организаций.

Финансовое законодательство . В период войны царское правительство увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые. Был повышен налог на землю и наследство, на зрелища; введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы; увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин.

Гражданское право . В военное время были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности . Вводилась гужевая и автомобильная повинности. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды). Все промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении ; военно-обязанным, призванным в действующую армию, разрешалось расторгать договоры найма квартир. Просроченные заклады этих лиц не могли продаваться с аукциона до конца войны. Было введено страхование морских судов, грузов и фрахта от военной опасности.

Трудовое законодательство . В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации. В 1915 г. Советом министров было издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины, а также дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности. Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты, поскольку на предприятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавляющее большинство рабочих.

Преступлений . Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни . Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

В годы первой мировой войны (1914-1917) возникла необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов, вызванных чрезвычайными обстоятельствами.

Административное законодательство: водилось Временное положение о военной цензуре.

Положение предусматривало образование органов цензуры, как в местностях театра военных действий, так и вне их (Главная военно-цензурная комиссия и местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры). В положении подчеркивалось: военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Виновные в нарушении правил привлекались к уголовной ответственности. Указом о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности были объявлены на положении чрезвычайной охраны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. В 1915 создаются особые органы по обороне, по торговле, по топливу, по продовольственному делу и по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Эти органы по существу подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно-управленческих структур.

Финансовое право: Прав-во увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые: повышен налог на землю и наследство; введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы; увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости (сахар, спички, керосин).

Гражданское право: Внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса и др. продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды).

Промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Трудовое законодательство: прав-во ликвидировало нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась ограничением эксплуатации. В 1915 г. издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы.

Уголовное право: внесены изменения в Воинский устав о наказаниях: военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть ссылки на каторжные работы на срок до 20 лет или без срока. Принят указ о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонения от несения военной службы. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав, состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Новый закон об ответственности за шпионаж. В годы войны вводилась уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья.

Изменения в системе судебных органов: Законом 1914 г. утверждена новая редакция “О суде в военное время “: в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или коалиционному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения. Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие, лица состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные.

Еще по теме 64. Изменения в праве в годы Первой мировой войны.:

  1. Приложение Б. дж.в.смит. исторические причины терактов 11 сентября 2001 года.
  2. Развитие законодательства и прав американских граждан в сфере социального обеспечения
  3. Государственно-политические последствия первой мировой войны.
  4. Изменения в государстве и праве Российской империи в период первой мировой войны (1914-1917 г.)
  5. Уголовное право в правовой системе Российской Федерации
  6. § 2.1. Исполнение, изменение и расторжение договора в условиях неустойчивой экономики
  7. § 3. Способы реализации права наций на самоопределение в странах континентальной Европы в первой половине XX в.
  8. Реформирование разведки в первые го ды после окончания Второй мировой войны (1945 -1947 гг.)
  9. Основные закономерности формирования разведывательной системы США (в период до 1992 года)
  10. §3. Принципы международного права как фундамент международного правопорядка
  11. § 2. Уголовная ответственность комбатантов за нарушение норм международного гуманитарного права
  12. 1 СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН И ДО ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

С 1906 года началась разработка Положения о полевом управлении в военное время. 1.08.1914 г. Россия вступила в войну с Германией и Положение вступило в силу ~ Руководство всеми военными действиями осуществляла Ставка Верховного главнокомандования , ответственна только перед императором, при ней действовал Штаб во главе с начальником. В 1914г. образованы Всероссийский земский союз, Всероссийский городской союз, Всероссийский фронтовой комитет земств, которые состояли из заготовительного, продовольственного, санитарного отделов.

СМ получил больше полномочий и мог решать дела от имени императора.

В 1914г. получился союз городов и земств – земгор, который поставлял медикаменты и организовывал госпитали, в общем, снабжал тоже армию.

В 1914г. новая редакция «О Суде в военное время » ~ в метах, находящихся на военном положении, судебную власть осуществляли военно-окружные суды и Главный военный суд, при ЧС – военно-полевые суды. «Особые правила о местностях, объявленных на военном положении» возлагали управление губерниями на военное командование ~ регулировало въезд и выезд из губернии, осуществляло реквизиции и др.

В апреле 1915г. было изменено военное министерство, мобилизацию осуществлял главный штаб. 05.1915г. IX съезд промышленности и торговли приняло решение о создании Военно-промышленных комитетов (ВПК), которые должны были заниматься переводом частных предприятий на военные рельсы. ВПК участвовал в управлении гос. политикой, обладал совещательным голосом, регулировал рынки труда и ресурсов, содействовал прав-ву по снабжению армии и флота, регулировал транспорт. Созданы центральный ВПК (председатели советов торговли и промышленности, всероссийских союзов и ГД) и местный ВПК (состоял из президиума, бюро, отделов). В 1915г. прошли 2-х степенные выборы в рабочую группу при ВПК.

В 08.1915г. было Особое совещание по обороне, перевозкам, продовольствию и топливу – 4 чрезвычайных органа, в которые входили чиновники, 9 депутатов и председатели ГС и ГД, члены центрального ВПК и Земгора.

26.07.1915г. лидеры фракций предложили сплотиться вокруг царя, отложить внутренние противоречия с правительством нет изменений во внутренней политике ~ в 08.1915г. депутаты ГС и ГД образуют «прогрессивный блок» выдвижение программы дестабилизация обстановки. Программа: полит. амнистия, восстановление профсоюза рабочих печати, расширение прав нац. меньшинств, участие в прав-ве крестьян, создание волостных земств, отставка кабинета Горемыкина и замена его прав-вом доверия. ~ конфликт м/у ГД и прав-вом ~ 16.09.1915г. IV ГД распущена.

23.08.1915г. Николенька II принял функции Верховного главнокомандующего. «Министерская чехарда» меняются 4 председателя СМ, 6 министров ВД, 4 министра ИД.


В 1915г. Главный продовольственный комитет устанавливает плановое продовольствие, в ноябре 1916г. вводится продразверстка.

Право России в годы I Мировой войны:

Изменилось процессуальное и судебное право. Судопроизводство в военно-полевых судах велось по следующим принципам: краткие сроки слушания, отсутствие защиты, невозможность обжалования решения суда. Администрация юстиции – прототип арбитражного суда.

1912г. – закон об ответственности за шпионаж, значительно расширившее понятие шпионской деятельности. Усиление наказаний за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, за умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы. вводится уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, за промедление в исполнении долга и поручения правительства о заготовлении средств нападения или защиты от неприятеля и о поставке предметов довольствия д/действующей армии и флота. Усилена уголовная ответственность за взятки.

47. Государственный строй и право России после Февральской революции (февраль – октябрь 1917 г.).

Во 2-ой половине февраля обостряется продовольственная проблема (транспорт). 18.02.1917г . рабочие Путиловского завода требуют повышения з/п, 20.02 . их увольняют. 23.02 . 128 тыс. рабочих мирно устраивают митинг, но 24.02 . их 214 тыс. и сталкиваются с полицией ~ получается всеобщая полит. стачка.

27.02 . IV ГД была распущена. 12 депутатов создают Временный комитет для восстановления порядка и сношения с лицами и учреждениями, председатель Родзянко требовал создания ответственного министерства.

27.02 . солдаты петроградского гарнизона перешли на сторону восставших. выходит манифест ЦК РСДРП ко всем гражданам России: создать Временное революционное правительство, созвать Учредительное собрание и др. В Таврическом дворце создается Временный исполком Петросовета меньшевистский. Он призывает выбрать по одному делегату от 1 тыс. рабочих и от роты солдат в исполком. Создается Совет рабочих и солдатских депутатов (250 шт.), издавший 1 марта «приказ № I», который упразднил дисциплинарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. Председатель Чхеидзе.

2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II подписал Манифест о даровании ответственного министерства, назначил премьер-министром Львова ~ правовая преемственность власти ~ реальная законная власть у временного прав-ва (ВП). Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол и Манифестом 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

ВП выдвинуло программу: политическая амнистия, отмена смертной казни и ограничений в правах по социальным, религиозным и национальным признакам, демократизация учреждений земского и городского самоуправления. Правительство обещало не выводить из Петрограда войска, участвовавшие в революционном движении 23-28 февраля . 28.02 . полиция была упразднена и создана народная милиция.

Возникло двоевластие : Временное правительство, обладавшее законной власти, и Совет, пользовавшийся большим влиянием среди рабочих и солдат и опиравшийся на вооруженные силы. Между ними сразу же возникло кардинальное разногласие по вопросу о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и военный министр.

Двоевластие – это не разделение властей, а противостояние одной власти другой ~ конфликты. Двоевластие окончилось 3.07.1917г ., т.к. большевики устроили демонстрацию (из-за провала рус. армии), ВП репрессировало их и подчинило себе Советы, а после Корниловского мятежа (25.08 .) роль ВП падает и уже осенью 1917г . все его решения игнорировались ~ власть переходит к Советам.

03.1917г . Юридическое Совещание ~ создание администрации юстиции.

4-28.05.1917г . I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, 3-27.06. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, выступивший в поддержку ВП.

6.05.-7.07.1917г . получилось 1-ое коалиционное прав-во . Социалисты в меньшинстве.

3 июля большевики предприняли попытку вооруженного восстания в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями. ВП подчинило себе Советы ~ двоевластие окончилось.

25.07 . – 2-ое коалиционное прав-во , председатель Керенский, главком. Корнилов. Советы отказались от контроля над прав-вом, социалисты оказались в большинстве. Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества. В августе в Москве было созвано Московское Государственное совещание, в котором приняли участие члены четвертой Государственной думы, представители кооперативного движения, советов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления, крестьянского самоуправления, технических и иных организаций (всего более двух тысяч человек). На Совещании произошел раскол между умеренными и революционными группами. Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу, для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВП создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП (б). В результате Корниловского мятежа роль ВП упала, роль советов возросла.

14-22.09 . Всероссийское демократическое Совещание, на котором принято решение о создании нового прав-ва.

25. 09 . 3-е коалиционное прав-во.

За время своей деятельности ВП включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств: Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования). Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министерства земледелия. Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов. В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного на церковном Соборе в августе).

7.10.1917г . Временный Совет Российской Республики – предпарламент.

Большевики 16.10.1917г . образуют ВРК – орган по подготовке вооруженного восстания.

25.10.1917г . большевики сделали свое грязное дело: свергли ВП и передали власть Петросовету, большинство мест в котором занимали большевики.

Управление на местах:

В мае 1917 г. принимается новое «Временное положение о земских учреждениях» Компетенция земских органов самоуправления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 г. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств становится милиция.

Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями. Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, устранения дороговизны. Представителями власти на местах были комиссары Временного правительства, под их контролем действовали волостные комитеты. Действовавшие на местах различные комитеты общественности были призваны противодействовать Советам. Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создает фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия. Союзу предоставлялись права по приобретению имущества, вступлению в договоры, на иски и обязательства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза. Его органами были собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.

В мае 1917 г. был принят закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и волостных старшинах. В компетенцию волостного земства вошли вопросы о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда. Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности. Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные волостным земством сборы, договоры и займы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх