Хесин дмитрий михайлович биография. Правила игры

- Что такое венчание?

Это одно из 7 таинств. Во время венчания Го-сподь благословляет на совместную жизнь муж-чину и женщину. Он дает им свое разрешение на рождение и воспитание детей, всячески укрепля-

ет их взаимные чувства. Пони-маете, можно зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе, перед людьми, но, согласитесь, совсем другое, когда брак освящается церковью.

- Как церковь относится к браку, который зарегистрирован в ЗАГСе?

Церковь признает этот брак, ведь на это есть все юридические основания, он законный. Сейчас мы сами в храме требуем перед венчанием предъявить паспорта со штампами о браке.

То есть без штампа повенчаться нельзя? Просто многие молодые люди хотят зарегистрировать свои отношения «только перед Богом», а к государственной процедуре относятся скептически…

Это невозможно. Никакого венчания без документов, подтверждающих брак, не будет. Иначе получится, что мы благословляем людей, живущих в так называемом гражданском браке, а это уже блуд.

- То есть?

Блуд и есть. Такие отношения юридического основания не имеют. Люди, которые выбирают эту модель сожительства, прежде всего безответственны. Они знают, что в любой момент могут разбежаться, и никто никому ничего не будет должен. Хуже всего, когда от этого сожительства страдают дети. Поэтому церковь осуждает такие отношения. А то был случай, еще в 90-х годах, когда церковь венчала и без штампа: пришла пара, на вид все нормально, а оказалось, что это женатый человек с любовницей обвенчался. Потом жена прибегала, скандалила.

- Помимо отсутствия государственной регистрации, есть какие-нибудь препятствия для венчания?

- Венчающиеся не могут быть близкими род-ственниками, допускается лишь четвероюродное родство. Также нельзя венчаться третий раз, вто-рой церковный брак еще возможен и то со мно-гими сложностями. Третий - нет. Не имеют пра-ва венчаться крестные родители одного ребенка. Кроме того, венчаться женщинам можно только в чистоте, то есть не в критические дни.

- Вы говорили, что будут сложности со вторым венчанием... Почему?

Понимаете, венчание, в идеале, должно быть одно и на всю жизнь. Но мы понимаем, что современный мир сложен и несовершенен, поэтому допускаем случаи, когда пары могут развенчаться. Самым глав-ным основанием является измена. В этих случаях, владыка (Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий) в течение дня принимает решение о цер-ковном разводе. Другим поводом для снятия венцов является смерть мужа или жены.

В народе бытует мнение, что венчанные супру-ги будут вместе и в загробной жизни. Это так?

Совершенно верно. Обвенчанные пары, можно сказать, будут вместе и после смерти. Расстава-ния не будет.

А как тогда быть тем, кто венчается во вто-рой раз? С кем муж или жена встретятся на том свете?

Зависит от причины церковного развода. Если имела место измена одного из супругов, то цер-ковь верит, что во время развенчивания Господь снимает первые венцы, и тогда на небесах вы встречаетесь уже со вторым избранником.

А если измены не было, первый муж умер, но женщина венчалась второй раз?

Это уже сознательный выбор самой женщины. Если вдова или вдовец принимает решение о по-вторном вступлении в брак, значит, на том свете она хочет быть уже с другим человеком. Первый венец в этом случае, опять же, снимается.

В Священном Писании есть слова «Жена да убоится мужа своего». Многих девушек они от-талкивают, так как в семейной жизни хочется счастья, но никак не страха...

Эту фразу лучше воспринимать в значении «бо-яться обидеть», «бояться потерять» и т.п. Речь идет о привязанности к родному человеку. Что касается безоговорочной власти мужа над женой, то РПЦ это не пропагандирует. Отношения между супругами должны строиться на взаимопонимании и уваже-ние. В церковном браке ни муж, ни жена не имеют друг над другом абсолютной власти. Все должно быть основано на любви и нежности.

Кстати о нежности. Сейчас многие пары, пе-ренимая европейские традиции, любят устра-ивать очень красивые выездные свадьбы на природе. Все это смотрится очень нежно и тро-гательно. А можно ли венчаться где-нибудь за пределами храма, скажем, за городом?

Вообще, лучше это делать в храме, сами пони-маете, насколько это благодатное место. И атмос фера совершенно особая. Венча-ние вне церкви возможно лишь в исключительных случаях, на-пример, если пара живет где-то на далеком острове или глубоко в тайге.

Как нужно готовиться к вен-чанию?

Будущие супруги должны ис-поведоваться, причаститься, получить от священника благо-словение на таинство венчания. Главное, они должны осозна-вать, куда идут и зачем. Назад хода уже не будет.

С собой на венчание нужно что-то брать?

Обязательно нужны кольца, по-лотенце или рушник, венчаль-ные свечи и две иконы (Спасите-ля и Божьей Матери)

Что нужно делать с ними по-сле венчания?

Хороший обычай существовал в Древней Руси, когда родители жениха иконой Спасителя бла-гословляли на брак молодых, а иконой Божьей Матери - роди-тели невесты. Потом, уже после таинства, первый родившийся в семье мальчик получал от родителей икону Спасителя, а первая девочка - икону Божьей Матери, святыня становилась родовой. Было бы замечательно, если б и современные се-мьи придерживались этого.

- В какие дни венчаться нельзя?

Нельзя венчаться в любые посты, в пасхальную седмицу, в пост после Крещения, накануне двуна-десятых праздников, а также во вторник, четверг и субботу. Все дни, в которые нельзя венчаться отме-чены в венчальном календаре, который выпускает-ся каждый год и продается в церковной лавке.

Как должна выглядеть невеста на венчании? Есть ли какие-то ограничения?

Нет ограничений, единственной условие: вид невесты должен быть благочестивым, то есть ни-каких глубоких декольте, мини-юбок, оголенных плеч и т.п.

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – . Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

– Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

45 Я только что показал, что на Небе есть супружество. И если супружеский союз заключен в природном мире - он может длиться и укрепляться и после смерти, а может и прекратиться. Этот вопрос решается не с помощью доводов, а на опыте, ка­кой я приобрел через содружество духов и ангелов, так что имен­но от меня зависит рассмотреть его таким образом, чтобы разум его воспринял. Это одна из тех вещей, о которых супруги надеют­ся узнать и молятся о том Господу. Ибо мужья, которые любили своих жен, и жены их умерли, хотят знать, что с ними сталось, а также встретятся ли они со своими женами снова, и так же де­ло обстоит с женами, которые любили своих мужей. И многие су­пруги хотят заранее знать, будут ли они после смерти разлучены или останутся вместе. Те, кто не был меж собой согласен, жела­ют знать, будут ли они разлучены, а те, кто был, желают знать, будут ли они жить вместе. Поскольку нижеследующее интересу­ет весьма многих, я поместил свои сообщения в таком порядке:

(1) После смерти половая любовь каждого человека оста­ется такой же, какой она была внутренне, то есть его внут­ренней потребностью и мыслью.

(2) То же относится к супружеской любви.

(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вмес­те. Это происходит на первом этапе, пока они находятся во внешней среде, как это было в природном мире.

(4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все на­носное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привязанностъ друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно.

(5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супру­гами, а если не могут, они разлучаются-, либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда - друг от друга взаимно.

(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена - над­лежащего мужа.

(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием так же, как это происходит в природном мире, только более богатым и счастливым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая любовь и премудрость.



46 (1) После смерти половая любовь каждого человека оста­ется такой же, какой она была внутренне, то есть ею внут­ренней потребностью и мыслью. После смерти любовь пола ос­тается такой, какой она внутренне была присуща человеку при жизни. Всякая любовь следует за человеком после его смерти, ибо любовь - это основа его жизни. Любовь сдерживающая, которая является главной из всех прочих видов любви, остается с челове­ком навсегда, так же, как и прочие виды любви. Они остаются по­тому, что любовь принадлежит к духовному в человеке, а также и к телесному - через духовное, а поскольку человек после смер­ти становится духовным, он уносит с собой свою любовь. Любовь- основа человеческой жизни, отсюда следует, что, поскольку после смерти человек продолжает жить как в природном мире, она оста­ется в нем, то есть остается его сокровенным желанием и мыслью. Что до любви половой, то она является основой всякой люб­ви, ибо при творении заложена в душу человека, откуда происхо­дит все его естество. Половая любовь вменена ему ради умноже­ния человеческого рода. Причина, по которой такая любовь остается, есть то, что после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина - женщиной; и в душе, разуме и теле мужчины нет ничего такого, что не было бы мужским, то же и с женщиной; и оба они созданы так, что постоянно стремятся к соединению в одно целое; и именно-стремление к половой любви порождает любовь супружескую.

А поскольку наклонность к единению начертана на всем, что касается мужчин и женщин, это означает, что эта наклонность не может уменьшиться и умереть со смертью тела.

47 Любовь половая остается у человека постольку, поскольку, когда он жил в природном мире, она была его внутренним побуж­дением, ибо у каждого человека есть внешнее и внутреннее. Это еще можно назвать внутренним и внешним человеком. Итак, есть внутренние и внешние воля и разум. И когда человек умирает, все внешнее отходит от него, а все внутреннее остается с ним, ибо внешнее принадлежит телу, а внутреннее - духу.

Следовательно, человек есть его любовь, а любовь преоблада­ет в его духе, а это значит, что половая любовь остается с ним по­сле смерти, так же, как прежде, - сокровенно. К примеру, если его сокровенной любовью была любовь к супружеству или целомуд­рию, и после смерти он продолжает любить супружество или це­ломудрие. А если он внутренне ощущал любовь беспорядочную, она такой останется и после смерти. Но половая любовь у одного человека вовсе не такая же, как у другого. Существует бессчетное множество ее разновидностей. И у каждого человека она остается такой, какой пребывала при жизни в его душе.

48 (2) Соответственно, супружеская любовь остается та­кой же, какой внутренне пребывала в природном мире, - то есть такой, какой она была во внутренней воле и помыслах человека. Я говорю о любви к противоположному полу и супру­жеской любви потому, что это не одно и то же. Я также утверж­даю, что после смерти любовь к супружеству остается у человека, ибо она была его внутренней составляющей, пока он жил в мире. Но немногие знают разницу между любовью к противоположно­му полу и любовью супружеской, так что я постараюсь в начале этого раздела вкратце о ней сказать.

Любовь к противоположному полу есть любовь ко многим его представителям, в то время как супружеская любовь есть любовь лишь к одному представителю противоположного пола. Любовь ко многим есть любовь природная, она у нас такая же, как у зверей и птиц, целиком принадлежащих природе. Любовь же к супруже­ству есть любовь духовная, свойственная и принадлежащая только людям, ибо люди были созданы для того, чтобы стать духовными, и для этого они рождаются. То есть насколько человек отвращает­ся от любви к противоположному полу и проникается любовью су­пружеской, настолько он духовен. В начале супружества любовь к противоположному полу кажется связанной с супружеской лю­бовью, но по мере дальнейшей супружеской жизни они разделя­ются, а затем у людей духовных любовь к противоположному полу улетучивается, и ее заменяет супружеская любовь. С теми же, кто не духовен, все происходит противоположным образом.

Из того, что я сказал, следует, что любовь к противоположно­му полу относится ко многим и является природной, даже скот­ской в определенном смысле, а следовательно, нечестивой и не­целомудренной. А поскольку она не знает пределов, это блудная любовь. Супружеская же любовь совершенно иная. Из нижесле­дующего станет ясно, что супружество духовно и естественно для человека.

(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вмес­те. Это случается на первом этапе, когда они живут внешним, как жили в природном мире. Всего этапов, какие проходят люди по­сле смерти, два - внешний и внутренний. Вначале они обретают свое внешнее состояние, а затем уже - внутреннее. В состоянии внешнем, если кто-либо из них умер раньше, супруги встречают­ся, узнают друг друга, и если они жили вместе в природном мире, они соединяются и какое-то время живут вместе. Пока они пре­бывают в этом состоянии, каждый из них ничего не знает о распо­ложении к нему другого, ибо это от них сокрыто. Но позднее, когда они переходят в свое внутреннее состояние, их расположе­ние друг к другу становится очевидным, и если они схоже мыслят и сочувствуют друг другу, они продолжают свою супружескую жизнь. Но если они пребывают в несогласии и чувства их по от­ношению друг к другу неодинаковы, они разлучаются.

Если у человека было несколько жен, он поочередно воссое­диняется с ними, пребывая в своем внешнем состоянии. Но когда он обретает состояние внутреннее и может уже различать лю­бовные веяния, он либо выбирает одну из жен, либо всех их остав­ляет, ибо в духовном мире, так же, как в природном, христианам

" В оригинальном издании 47 и 48 параграфы повторяются дважды.

дозволяется иметь лишь одну жену, иначе это подрывает и оск­верняет веру.

Так же обстоит и с женщинами, у которых было несколько - мужей. Но женщины сами себе мужей не выбирают. Они лишь яв­ляются, а мужья берут их себе в жены.

Следует заметить, что мужья редко узнают своих жен, зато жены хорошо знают своих мужей. Это происходит потому, что женщины обладают внутренней любовной силой, а мужчины - только внешней.

486 (4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все на­носное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привя­занность друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно. Нет необходимости далее это объяснять, ибо все это вытекает из того, о чем сказано в предыдущем параграфе. Я лишь расскажу о том, как люди избавляются от всего внешнего и проникаются внутренним. После смерти каждого человека знакомят с миром, который называется миром духов и который расположен между Небом и адом. Там их приуготовляют, добродетельных - к небесам, а по­рочных - к аду. Целью приготовлений является то, чтобы внут­ренне и внешне они были меж собой согласны и едины, но не раз­двоены. В природном мире внешнее и внутреннее между собой схожи лишь у людей чистосердечных. Мы знаем о том, что они не­схожи у людей хитрых и лживых, особенно у лицемеров, льсте­цов, обманщиков и лгунов. В духовном мире недозволительно иметь такое раздвоенное сознание, а соответственно, доброде­тельные здесь хороши и внутренне и внешне. Действительно, по­сле смерти каждый человек становится таким, каков он внутрен­не, а не таким, каков он внешне. Для этой цели он принужден жить попеременно то внешним, то внутренним. Каждый человек, даже самый злобный, во внешней жизни разумен,-то есть он хо­чет таковым казаться. Но внутренне злобный человек неразумен. В соответствии с изменениями, которым он в жизни подвержен, человек получает возможность видеть свою глупость и вразум­ляться. Но если он не вразумился в природном мире, этого с ним не случится и после смерти, ибо ему нравится собственная нера­зумность и он хочет всегда быть таким, и в таком случае он вовле­кает свое внутреннее «я» все в те же пороки. Тогда его внутреннее и внешнее «я» соединяются, и когда это происходит, ему уже уго­тован ад.

С добродетельным человеком происходит обратное. Он ис­кал Господа в природном мире и стал разумным, и тогда он внут­ренне делается более разумен, чем внешне, ибо привязанности и разочарования внешнего мира заставляют его временами посту­пать неразумно. В таком случае его внешнее приводится в гармо­ническое соответствие с внутренним, которое, как я уже сказал, премудро. Когда это происходит, он оказывается приуготовлен к Небу. Из этого ясно, каким образом после смерти человек осво­бождается от внешнего и проникается внутренним.

49 (5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супру­гами, а если не могут, они разлучаются: либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда - друг от друга взаимно. Разлуки случаются после смерти потому, что брачные союзы, за­ключаемые на земле, редко основаны на внутренней любви, но ча­ще - на внешней, скрывающей, что заключено внутри. Наше внешнее представление о любви своей причиной и истоком име­ет такие предметы, которые относятся к любви природного мира и любви телесной. Богатство и состояние принадлежат главным образом к любви природного мира, в то время как достоинство и честь относятся к телесной любви. Сверх того, существуют вся­ческие соблазны, как то: красота и внешнее благонравие. Иногда соблазняет и похоть; кроме того, браки заключаются в районе, го­роде, селении или имении безо всякого выбора, между знакомыми семьями, обладающими сходным положением в обществе. Вот по­чему браки, заключенные в природном мире, суть как правило "внешние, но не внутренние, и отнюдь не внутренний союз - союз душ - является их основой. Такой брак протекает незаметно до тех пор, пока человек не начинает освобождаться от внешнего, погружаясь во внутреннее, что происходит после смерти.

Итак, в зависимости от обстоятельств после смерти супруги разлучаются, а затем заключают новые браки с теми, с кем они схожи и сродственны, если только это уже не случилось на зем­ле. Такое случается с теми, кто с юности любил свою законную суп­ругу и те любовные отношения, которые их связывали, дорожил ими и молил об их продлении Господа, воздерживаясь от нечес­тивых желаний и гнушаясь их.

(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена - над­лежащего мужа. Это происходит по той причине, что ни одна су­пружеская чета не может попасть на Небо, если супруги не еди­ны внутренне или если они не могут быть заодно. Ибо их на Небе величают не двумя, но одним ангелом. Господь поведал об этом в следующих словах, что они отныне «не двое, но одна плоть».

Причина, по которой их иначе не принимают на Небо, есть та, что в противном случае они не смогут там жить вместе - в одном доме, в одной спальне и в одной постели. Ибо каждый на Небе соединяется с кем-то согласно отношениям и привязанностям люб­ви, и в соответствии с этим они живут в своих домах. Ибо в духов­ном мире нет пространства, но есть нечто похожее на простран­ство, и это зависит от условий жизни человека. А условия жизни человека зависят от условий его любви. А потому никто там не мо­жет жить иначе, как в доме, сооруженном и оборудованном в со­ответствии с тем, какова его любовь. В каком-либо ином месте грудь его сдавливает, и ему становится трудно дышать. А двое не могут жить вместе в одном доме, если только не подходят друг другу - если они не супруги - и не имеют взаимных наклоннос­тей. Если же они имеют только внешние, но не внутренние вза­имные наклонности, само жилище или само это место их разъе­динит, устранит и удалит друг от друга.

Вот почему тот, кто подготовлен к тому, чтобы пребывать на Небе, может заключить брачный союз с тем, чья душа настолько склонна к союзу с другим человеком, что хочет, чтобы у них бы­ло не две жизни, но одна. Вот почему в противном случае они разлучаются, и мужчина обязательно получает надлежащую же­ну, а женщина - надлежащего мужа.

(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием, так же, как это происходит в природном мире, только более счастливым и богатым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая лю­бовь и премудрость. Супруги наслаждаются соитием так же, как они наслаждаются им в природном мире, поскольку после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина - женщиной, а потому в них вкоренено стремление соединиться. Эта наклонность пере­дается телу через дух, и после смерти, когда люди становятся ду­хами, это взаимное тяготение остается, и ему непременно сопутствует соитие. Ибо люди, как и прежде, остаются людьми, и ничто не отымается ни у мужчин, ни у женщин. Они остаются в тех же телесных формах, а также с теми же чувствами и мыслями. Следо­вательно, что может быть меж ними еще, как не соитие? А по­скольку супружеская любовь целомудренна, чиста и свята, такое соитие совершенно. Более об этом сказано в параграфе 44.

Соитие здесь более счастливое и богатое, потому что когда любовь становится духовной, она делается глубже и чище, а сле­довательно, чувственнее. Всякая осознанная радость становится более сильной, и она усиливается до того, что человек познает от нее блаженство.

52 От небесных супружеств не бывает детей, но бывает духовное деторождение - любви и премудрости, ибо у тех, кто пребывает в духовном мире, отсутствует одна составляющая - в них нет ма­териальности. Это способствует тому, что драгоценные сосуды заполнены духовными жидкостями. В силу такого содержания сосудов они не могут принимать физические формы, проявляю­щиеся в деторождении, как это происходит в природном мире. Духовное содержание как таковое порождает любовь и премуд­рость, которые являются следствием духовного зачатия. Я гово­рю «зачатие», ибо супружеская любовь порождает ангела. Эта лю­бовь соединяет мужчину с женщиной и делает его все более человечным, ради того чтобы однажды двое супругов на Небе превратились в одного ангела. И именно через свой супружеский союз они воссоединяются с человечеством - и союз этот неиз­менно мудр и исполнен любви, в свою очередь наполненной пре­мудростью.

53 (8) Так бывает с теми, кто допущен на Небо. И дело обсто­ит иначе с теми, кто попадает в ад. Те, кого допускают на Не­бо и кто становится ангелом, духовны, и между ними существует духовное, а следовательно, святое супружество, и после смерти мужчина получает надлежащую жену, а женщина - мужа, и они наслаждаются счастливым и богатым соитием, хотя у них и не рождаются дети. Это относится к тем, кто попадает на Небо.

Те же, кто оказывается в аду, остаются целиком природны­ми людьми, а единственно природные супружества не есть су­пружества на самом деле, но связи, возникшие от нечестивого желания. Ниже, где речь зайдет о целомудрии и нечестии, и еще дальше, где речь пойдет о любви к похоти, я расскажу, что это за связи.

54 К тому, что уже сказано о том, что случается с супругами по­сле смерти, необходимо добавить следующее:

а) Все браки, которые являются просто природными, после смерти недействительны. Это происходит по той причине, что в таком супружестве супружеская любовь остывает, а любовь к прелюбодеянию распаляется. И хотя после расставания такие су­пруги время от времени все же вступают в отношения, сходные с супружескими, через короткое время они эти отношения преры­вают. Часто это случается не один раз. И в конце концов мужчине остается жить с проституткой, а женщине - с прелюбодеем. Так происходит в адовой тюрьме (см. «Апокалипсис откровенный», № 153 [Ю]). Им обоим воспрещен беспорядочный разврат.

б) Когда один из супругов духовен, а второй - нет, они также расстаются после смерти, и тот, который духовен, получает соот­ветствующего партнера, второй же обречен присоединиться к по­добным ему духам и вести распутную жизнь.

в) Те же, кто был в природном мире одинок и кто вовсе не помышлял о супружеской жизни, остаются одинокими и на Небе, если они духовны. Если же они недуховны, они становятся раз­вратниками. Совсем иначе дело обстоит с теми, кто, оставаясь одинокими, мечтали о супружестве, особенно с теми, кто безус­пешно пытался жениться. Если они духовны, их ожидает счастли­вое супружество, но не раньше, чем когда они попадут на Небо.

г) Люди, которые жили взаперти в монастырях, девы и муж­чины, освобождаются с окончанием их монастырской жизни (по­сле смерти она некоторое время продолжается) и получают сво­боду делать что пожелают, включая женитьбу и замужество. Если они этого хотят, то образуют супружеский союз. Если нет - оказываются среди одиноких, в соответствующей части Неба. Но те, которых снедает вожделение, изгоняются.

д) Одинокие находятся в определенной части Неба, посколь­ку атмосфера совершенного одиночества повреждает атмосферу супружеской любви, которая является атмосферой Неба. Это именно и есть атмосфера Неба, ибо она нисходит от небесного су­пружества Господа и Церкви.

55 Ко всему сказанному прибавлю две достопамятные истории. Первая такова. Однажды я услышал приятнейшую мелодию, нис­ходившую с Неба. Эту простую мелодию напевали девы и моло­дые женщины. Сладость их пения была сродни любовному чувст­ву, порожденному гармонией. Небесное пение есть не что иное, как озвученная любовь, то есть чувство, выраженное модуляция­ми голоса. Ибо как слова выражают мысли пение выражает чув­ства. Исходя из ритмов и звучания ангелы могут сказать, какие чувства пение выражает.

В это время кругом меня было множество духов, и я услышал от некоторых, что им доводилось слышать эту приятную мелодию и что эта мелодия выражала любовное чувство, истоков которого они не знали. Они делали различные предположения, но тщетно. Они полагали, что песня, возможно, передает чувства жениха и невесты после помолвки. Некоторые считали, что это чувства жениха и невесты, вступающих в брак, другие же думали, что в песне говорится о чувствах мужа и жены в первую брачную ночь.

И тогда среди них появился ангел и сказал: «Они поют о цело­мудренной любви к противоположному полу».

Но те, которые стояли вокруг, спросили: «Что значит цело­мудренная любовь к противоположному полу?»

Ангел ответил: «Это любовь мужчины к девице или жене с прекрасной фигурой и приятными манерами, без каких-либо по­хотливых мыслей. То же относится к любви женщины к мужчи­не». Сказав это, ангел исчез.

Песнь продолжалась, и теперь, когда они знали, о каком чув­стве в ней пелось, они слушали ее совсем иначе, каждый в соот­ветствии со своим пониманием любви. Те, которые смотрели на женщин целомудренно, воспринимали мелодию как гармонич­ную и приятную. Те же, кто смотрел на женщин с вожделением, воспринимали ее как лишенную гармонии и унылую. Те же, кто смотрел на женщин с презрением, воспринимали ее как диссони­рующую и грубую.

Внезапно то место, где они стояли, превратилось в театр, и они услышали голос: «Изучите эту любовь».

Тогда явились перед ними некоторые духи из различных сооб­ществ. Среди них были ангелы в белом. И ангелы сказали: «В этом духовном мире мы рассматривали различные виды любви, не только любовь мужчины по отношению к мужчине и женщины по отношению к женщине, но и взаимную любовь мужа и же­ны, а также любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине. У нас была возможность посетить различные сообщества и изу­чить их. И единственным местом, в котором мы обнаружили эту целомудренную всеобщую любовь к противоположному полу, было место, в котором люди обладали этой неувядающей вневре­менной способностью благодаря их истинной супружеской люб­ви. И они располагаются на самом высоком небе.

Мы также смогли наблюдать влияние этой любви на наши сер­дечные чувства. И мы ясно ощутили, что нет слаще любви, чем любовь двух супругов, чьи сердца бьются как одно. Но мы просим вас изучить эту любовь, потому что она для вас нова и вам неведо­ма, ибо это само по себе приятно. На Небе мы называем ее небес­ной сладостью».

И они стали обсуждать этот вопрос.

Первыми заговорили те, кто не мог целомудренно думать о су­пружестве. И они высказали следующее мнение: «Какой мужчина при виде прекрасной и способной к любви молодой женщины или жены может сдержаться и очистить свои мысли до такой степени, чтобы возлюбить ее красоту и вовсе не возжелать ее? Разве это возможно? Кто сможет превратить врожденное каждо­му мужчине вожделение в такое целомудрие, изменить то, что есть, и при этом испытывать любовь? Когда любовь половая пере­дается из ваших глаз в ваши мысли, разве может эта любовь удов­летвориться видом женского лица? Разве не переходит она ниже, к ее груди - и еще ниже? Нет никакого смысла в словах ангелов о том, что эта любовь может быть целомудренной и в то же вре­мя сладчайшей из всех любовей и единственно возможной у мужей, которые испытывают истинную любовь к супружеству, а следовательно, которые обладают высочайшей потенцией со своими женами. Когда они видят прекрасных женщин, разве мо­гут они, единственные из всех людей, сохранять свои мысли на высочайшем уровне и держать их там в безопасности, в уверенно­сти, что они не опустятся и не устремятся к тому предмету, кото­рый и производит такую любовь?»

Следующими заговорили те, кто были одновременно холодны и горячи. Холодны к своим женам и горячи к противоположному полу. Они сказали: «Что означает целомудренная любовь к проти­воположному полу? Разве сам термин «целомудренная половая любовь» не содержит в себе противоречие? И с этим противоречием чем она является, как не чем-то лишенным своих основных атрибу­тов? А значит, она ничего из себя не представляет. Как может цело­мудренная любовь к противоположному полу быть сладчайшей из любовей, когда целомудрие лишает ее сладости? Все вы знаете, в чем состоит сладость любви. Если же всякую идею, связанную с этим, изгнать, в чем тогда сладость и откуда она проистекает?»

Некоторые иные сказали так: «Мы были с прекраснейшими из женщин и не испытали никакого желания. Итак, нам известно, что такое целомудренная любовь к противоположному полу».

Но их товарищи, которые знали об их похотливости, отвеча­ли: «Вы были неспособны в это время к соитию, а поэтому проти­воположный пол вас не интересовал. Это не целомудренная любовь к противоположному полу, но, напротив, конечный ре­зультат нечестивой любви».

Когда они услышали это, возмущенные ангелы попросили вы­сказаться тех, которые стояли справа, лицом к югу. И они сказали: «Существует любовь между мужчинами, любовь между женщина­ми, любовь между мужчинами и женщинами. Все эти три вида любви совершенно отличны одна от другой. Любовь между муж­чинами - это любовь между пониманием и пониманием, ибо чело­век создан, а следовательно и рожден, чтобы стать понимающим. Любовь между женщинами - приязнь к мужскому пониманию, ибо женщина создана, а затем рождена, чтобы стать любовью к мужскому пониманию. Эти виды любви: мужчин к другим муж­чинам и женщин к другим женщинам не проникают глубоко в их сердца. Они остаются снаружи и лишь соприкасаются одна с дру­гой и не соединяются внутренне вместе. Вот почему два мужчины ссорятся и противоборствуют, как два бойца. И женщины проти­востоят друг другу своими похотениями, как два комедианта, изо­бражающие первую схватку. Любовь же между мужчинами и жен­щинами - это любовь понимания и приязни к пониманию, и эта любовь глубоко проникает в них и соединяет их вместе. Это со­единение и есть такая любовь. Союз разума, но не тел в то же вре­мя, или попытка союза только разума и есть духовная, а следова­тельно, целомудренная любовь. Эта любовь возможна лишь у тех, кто испытывает истинную любовь к супружеству и кто обладает благодаря этому высшей потенцией, ибо целомудрие охраняет каждого от влияния на него любви ко всякому женскому телу, кроме тела жены. А поскольку они обладают этой огромной потенци­ей, они не могут удержаться от любви к противоположному полу и при этом противостоять нечестивым мыслям и желаниям. Итак, любовь к противоположному полу для них целомудренна. Это внутренняя, духовная дружба в собственном смысле этого слова, которая получает свою сладость от их огромной целомудренной потенции. Их сила столь велика, ибо они целиком отринули по­хоть и целомудренны оттого, что любят только своих жен. Итак, любовь, которую они испытывают, целомудренна, ибо она про­буждается не плотью, но духом, и она сладка, ибо женская красо­та воздействует и на разум по врожденному чувству».

Многие из собравшихся закрыли ладонями уши, услышав та­кие речи, говоря: «Эти слова причиняют нам ушную боль, а вещи, которые вы говорите, для нас бесполезны».

То были нечестивые люди. И тогда мы вновь услышали песню с небес, и она была слаще, чем прежняя. И для тех, что были не­честивы, она казалась такой какофонией, что они выбежали из театра, чтобы не испытывать страданий и не слышать этого шума. Остались лишь некоторые из тех, кто был чувствителен к цело­мудрию супружеской любви.

История вторая. Однажды, когда я разговаривал в духовном мире с ангелами, мне пришла в голову удачная мысль посмотреть на Храм Мудрости, который я видел однажды. И я спросил их, как можно попасть туда. Они ответили: «Следуй свету, и ты туда по­падешь».

Я спросил: «Что вы имеете в виду, когда говорите «следуй све­ту»?» Они ответили: «Наш свет светит ярче и ярче по мере того, как ты приближаешься к храму. Так что следуй туда, где свет ярче. Наш свет исходит от Господа, как солнце, а это и есть премудрость».

Тогда, сопровождаемый двумя ангелами, я пошел по направ­лению к усиливающемуся свету и так восходил по крутой стезе все выше и выше на вершину холма, который был расположен в южной стороне. И там я увидел великолепные ворота. Страж­ник, увидев со мной ангелов, отворил их. Тут была дорога, обса­женная пальмами и лавровыми деревьями, по которой мы и преследовали.

Дорога эта петляла и привела в сад, посреди которого стоял Храм Мудрости. Когда я посмотрел вокруг, я увидел маленькие домики, подобные храму, в которых были премудрые. Мы зашли в один из них и поговорили с хозяином, стоявшим у входа. Мы объяснили ему, почему и как сюда попали. «Добро пожаловать, - сказал он, - входите, усаживайтесь. Давайте поговорим по-дру­жески о премудрости».

Я увидел, что внутри маленький домик был разделен на две части, но при этом помещение по-прежнему составляло одно це­лое: он был разделен стеной, но казалось, что все помещение - одна комната, поскольку стена была прозрачной. И стена эта бы­ла словно из чистейшего хрусталя.

«Почему это так?» - спросил я.

«Я не один, - ответил он. - Со мной моя жена, и мы вдвоем, но в то же время нас не две, но одна плоть».

Я сказал: «Я знаю, вы мудрый человек. Что же может быть об­щего у мудрого человека, олицетворяющего саму премудрость, с женщиной?»

На лице нашего хозяина выразилось некоторое неудовольст­вие. Он указующе вытянул руку, и мы увидели других премудрых людей из соседних домов, которые пришли поучаствовать в на­шей беседе. Наш хозяин шутливо сказал: «Наш гость хочет знать, что может быть общего у мудрого человека, или у мудрости, с женщиной».

Все на это рассмеялись и сказали: «Как может быть мудрый че­ловек, или мудрость, без женщины, то есть без любви? Жена - это любовь мудрого к мудрости».

Но хозяин сказал: «Давайте побеседуем о премудрости. Давай­те прямо теперь поговорим о том, что есть женская красота».

И они по очереди заговорили. Первый сказал: «Вот что: Гос­подь создал женщину ради привязанности мужчины к мудрости и ради любви к мудрости. А любовь к мудрости и есть красота».

Второй сказал: «Вот что: Господь создал женщину через муд­рость мужчины, потому что Он создал ее для мужчины, и следо­вательно, она - воплощение мудрости, вдохновленное любов­ным чувством. А любовное чувство есть сама жизнь. Итак, женщина есть жизнь в премудрости, хотя мужчина и есть прему­дрость. И жизнь в премудрости есть красота».

Третий сказал: «Вот что: женщины могут чувствовать радости супружеской любви, и все их тело - это орган, воплощающий это

Состояние супругов после смерти

понятие. Итак, красота - это воистину дом радостей супружес­кой любви».

Четвертый дал такое объяснение: «Господь взял красоту и изящности жизни от мужчины и вдохнул их в женщину. Итак, без союза с жизненной красотой и утонченностью женщины мужчина дик, угрюм, сух и отталкивающ. Он проявляет мудрость исключительно ради собственной выгоды, что на деле означает глупость. Но когда мужчина соединяется со своей жизненной красотой и утонченностью, воплощенными в жене, он делается счастливым, дружелюбным, привлекательным и любезным, и та­ким образом - премудрым».

Пятый так изъяснил свое отношение: «Женщины созданы прекрасными не сами по себе, но исключительно ради мужчин, чтобы смягчать мужскую грубость, способствовать тому, чтобы мысли их были менее резкими и обогревать их холодные сердца. И именно это происходит, когда мужчина составляет одну плоть со своей женой».

Шестой высказал такие соображения: «Вселенная, которую создал Господь, совершенна, и ничто не может называться более совершенным, чем женщина с ее прекрасным лицом и приятны­ми манерами. Это заставляет мужчину благодарить Господа за Его великодушие и платить Ему за это приятием Его Господней пре­мудрости».

После того как мы выслушали все это и многое другое, через хрустальную стену стало видно, как появилась жена хозяина и ска­зала своему мужу: «Пожалуйста, скажи что-нибудь».

И когда он заговорил, в его суждениях была заметна жизнен­ность премудрости, исходившая от его жены. Ибо ее любовь соот­ветствовала тональности его голоса. И одно это уже указывало на то, что все сказанное выше было верным. После чего мы осмот­рели Храм Мудрости, а также райский сад вокруг него, и, испол­нившись счастья от этого зрелища, покинули это место, дошли до ворот, а затем спустились по крутой стезе, по которой пришли сюда.


Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием. Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве. Иногда, разводящиеся пары просто забывают о том, что после официального развода, необходимо провести процедуру развенчания. Но для тех, чья вера истинна – эта проблема первостепенна. Избежать неприятных моментов в своей жизни, таких как развенчание, можно только при осознанном подходе к церемонии. В действительности не все молодые пары, венчающиеся в церкви, к этому готовы морально.

Правила развенчания в православной церкви после развода

Что нужно: какие документы, куда обращаться, сколько платить и ждать Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:

  1. Паспорт,
  2. Свидетельство о расторжении первого брака,
  3. Свидетельство о заключении брака церковного,
  4. Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.

Вместе с этими документами вы должны подать в Епархию прошение о разрешении на проведение повторного обряда венчания. Иногда вместо него подают прошение о развенчании.

Венчались, развелись, муж умер. надо подать прошение о развенчании?

Это может быть основанием, но с точки зрения православной этики, этот поступок не является гуманным. Получается, что вы бросаете человека в беде и не хотите ему помочь; Процедура развенчания церковного брака в православной церкви: основные правила Церковь разрешает проводить только три венчания, все последующие браки не могут быть одобрены православной церковью. Что необходимо для получения благословения повторного обряда венчания помимо прошения? Подать прошение может один из супругов.

В том случае, если вы получите благословение на второе по счету венчание, то можете пойти в любой храм и обвенчаться. Прежде чем обвенчаться второй раз, следует быть уверенным в правильности решения.

Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания

В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:

  • выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
  • если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
  • свидетельство о венчании;
  • согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
  • документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.

Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя. Можно ли провести обряд венчания после развода Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.

Ipc-zvezda.ru

Вопрос читателя: Помогите, пожалуйста, разобраться.Венчанные супруги развелись и спустя три года один из них умирает. Другой продолжает чувствовать зависимость от него. Надо ли подать прошение на обряд развенчания? Буду благодарна за ответ. Ирина Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Таинства не имеют обратной силы и совершаются раз и навсегда, нельзя раскреститься, но можно предать Бога, оставаясь при этом крещенным.

Нельзя развенчаться - такого понятия просто нет, это народная выдумка, слово, которого нет и не может быть в церковном обиходе - но можно по факту разрушить заключенный брак. Если один из супругов умер, второй имеет право жениться или выйти замуж и венчаться снова. А что касается зависимости, мне не очень понятно, о чем идет речь.

Внимание

РАЗВОДис.РУ Ответы на вопросы

  • Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака
  • В каком порядке необходимо действовать
  • Можно ли провести обряд венчания после развода

В реальной жизни не всегда все складывается так, как хотелось бы. Распадаются семьи и супруги, еще совсем недавно любящие друг друга, становятся чужими. В современном обществе разорвать брачные узы можно, это не так трудно.


Инфо

Но ведь многие проходили процедуру венчания, а это уже совсем другое дело. Это особое таинство и испокон века именно такой брак считался навсегда, до самой смерти. Как поступить в сложной ситуации и можно ли развенчаться в церкви? Вопрос настолько актуален, что требует детального рассмотрения.

Существует ли церковный обряд развенчания брака (см.)?

Самого обряда, как такового, не существует. Обычно подаётся прошение в епархию через местного священника о самом событии развода. Но церковь далеко не всегда благословляет вторичные венчания. Для повторного брака есть повод смерти одного из супругов, то есть если просящий о венчании вдовец или вдова.
Или если один из супругов изменил, а второй не может простить. И то это всё рассматривается индивидуально. Я знакома с одной женщиной, она очень давно развелась с мужем так, как он пьёт и избивал её. Они венчаны, но второй брак её не благословили, хотя она и не однократно просила.
Живёт с ребёнком. А вот другая знакомая развелась с мужем и повенчалась с другим, так же венчанным в первом браке. Их по чему то благословили.

Можно ли развенчаться после развода и как это сделать

Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.

  • Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.

Обряд развенчания в православной церкви Процесс развенчания - это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения. Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов. Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые. В остальном все тонкости обряда сохраняются в первозданном виде. Как развенчаться после развода После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.

Церковный развод

  1. За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Существует ли церковный обряд развенчания брака (см Церковный брак может быть расторгнут (развенчание) только в особых случаях: Если таких причин нет - не развенчивают.

Если вы в будущем расторгните свецкий брак (разведетесь) и захотите сново пожениться/выти замуж с венчанием - то необходимо будет получить разрешение на второе венчание. Мухи смотрят на г.но, а пчелы на мед.

Нужно ли развенчиваться после смерти супруга

Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания. Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза.
Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью. Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены Так как такой процедуры, как развенчание, по факту не существует, а есть лишь благословение на повторное венчание, то приходить с бывшим мужем или бывшей женой не требуется.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх