Изменения 275 фз. Государственный оборонный заказ. Определение начальной цены контракта

13.07.2015 г. начала действовать новая редакция Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту - №275-ФЗ), положения которого в настоящее время применяются лишь к некоторым контрактам, абсолютную силу же они будут иметь только с 01.01.2017 года. Но наша задача не рассмотреть эти положения, а выявить ключевые противоречия в самом тексте закона и проблемы, которые они могут вызвать.

1. Первое важное противоречие можно поименовать вопросом - сколько счетов открывать ?

Флагманским новшеством в законе является введение особого правового режима использования денежных средств, полученных на исполнение государственного оборонного заказа (далее по тексту - ГОЗ). Следствием такого новшества явилась необходимость заключения всеми головными исполнителями, исполнителями договоров банковского сопровождения для открытия отдельных счетов. Несмотря на существование множества вопросов по использованию названных отдельных счетов (их рассмотрение не охватывается рамками настоящей статьи), проблемы возникают еще на начальном этапе - их открытии.

П.3. ч.1 Ст. 8 №275-ФЗ говорит о том, что договор о банковском сопровождении обязывает открывать для каждого контракта отдельный счет. Смотрим типовой договор о банковском сопровождении, предлагаемый и опубликованный в открытом доступе банком РОССИЯ (далее в статье будем использовать именно этот договор): «Счет [открываемый по договору - прим. О.И.] предназначен для проведения расчетов, осуществляемых в рамках сопровождаемого контракта». Т.е. для операций по одному контракту с одним контрагентом. Такое условие нас якобы вынуждает для каждого исполнителя, с которым мы будем работать в рамках ГОЗ, открывать новый отдельный счет, а, следовательно, и на каждый Счет заключать такой великолепный договор с банком. И вот только психологически приготовились к открытию неограниченного количества отдельных счетов, к увлекательной работе с ними, как видим в тексте договора другое условие: «Взаиморасчеты между Клиентом и всеми входящими в кооперацию головного исполнителя исполнителями в ходе исполнения контракта осуществляются через Счет и отдельные счета исполнителей». Т.е. компании все же достаточно одного счета и одного договора для работы со всеми участниками ГОЗ, что вполне разумно.

Казалось бы, проблемы не возникает, разобрались. Но вот только в контракты упорно включают цитируемое из закона условие, что сторона обязуется открывать для каждого контракта отдельный счет. Опять же, ничего страшного, но лишь до тех пор, пока не включают все в тот же контракт следующее условие одностороннего внесудебного расторжения договора : «Нарушение существенных условий контракта, при этом стороны договорились считать любое нарушение настоящего контракта существенным». Перспективы такой путаницы видятся в бестолковых судебных разбирательствах, которые следует предупреждать, работая в контрактной сфере. Именно по этой причине считаем формулировку «открывать для каждого контракта отдельный счет» неудачной, вводящей в заблуждение.

2. Второе противоречие поименуем так - бюрократический ритуализм на пути движения денежных средств.

Объективно, главной задачей каждого исполнителя ГОЗ всегда было, есть и будет извлечение прибыли. Но вот только государство стремится преломить такой взгляд на контракт и устанавливает жесткий контроль над денежными средствами, выделенными на его исполнение.

Повторюсь, в рамках настоящей статьи не рассматриваем все особенности правового режима использования отдельного счета, а лишь некоторые, наиболее важные моменты.

Рассмотрим два условия контракта, которые закон допускает, но их действия ставит в зависимость от присутствия в тексте договора. Речь пойдет о компенсационных выплатах и прибыли .

Компенсационные выплаты предназначены для возмещение после исполнения контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на Счете) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа дополнительно к требованиям, указанным в 3.1.15 Договора, указывать сумму платежа в распоряжении, не превышающую сумму расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, предусмотренного условиями контракта, реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг), соответствующие реквизитам таких документов, представляемым в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора.

Прибыль

Пп.«в» п.2 ч.1 ст. 8.3 №275-ФЗ говорит о том, что прибыль перечислить можно после представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) . Именно такой закрытый перечень документов устанавливается законом.

При этом существует общее правило, установленное п.2 ч.2 ст.8.5 №275-ФЗ, согласно которому «к документам, являющимся основанием для составления распоряжений, относятся акты приема-передачи товара (акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование)». Явно следует, что при проверке банк должен истребовать не конкретные документы, а любые те, что подтверждают исполнение получателем средств своих обязательств по контракту.

В договоре. Дополнительно к предусмотренным п.3.1.15 требованиям, указывать в распоряжениях на перечисление денежных средств в оплату поставленных товаров, работ, услуг реквизиты (дата, номер) акта приема-передачи (акта сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортной накладной, счета, счета-фактуры и иных обосновывающих документов, соответствующие реквизитам документов, являющихся основанием для составления распоряжения и подтверждающих исполнение получателем своих обязательств по контракту, представляемых в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора

Типовой Договор банковского сопровождения предусматривает условие, что при перечислении исполнителю прибыли в распоряжении, помимо прочего, необходимо указывать «реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) и других документов, подтверждающих исполнение получателем средств своих обязательств по контракту и позволяющие Банку осуществить проверку соответствия наименования поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), указанных в акте приема-передачи товара (акте выполненных работ, оказанных услуг) предмету контракта».

И последнее, о чем хочется коротко сказать, встречается в условиях контрактов, которые включают юристы, неправильно понявшие запретительные действия исполнителей. настолько абсурдно, что назову соответствующе - то, что нельзя, все же можно.

Ч.3 ст.8 №275-ФЗ запрещает действия (бездействия), влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по ГОЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта. К таким действиях п.3 ч.3 ст.8 №275-ФЗ относит использовать полученных по государственному контракту, контракту средства на цели, не связанные с выполнением ГОЗ. При включении данного условия в текст контракта важно сохранить такую целостную формулировку, не оставляя в отрыве запрет на использование полученных денежных средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ.

В терминологии Мертона Р.К., как поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации/

08.01.2020 вступил в силу Федеральный закон № 517-ФЗ от 27.12.2019. Этим законом уточнили понятие уполномоченного банка. Таким банком считается опорный банк для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) или банк, который определен правительством. Правительство еще уполномоченные банки не утвердило, а статусом опорного банка наделили ПАО «Промсвязьбанк», его 100% акций в собственности у России.

Федеральный закон № 517 об изменениях в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 2020 года дополнил основные обязанности госзаказчика. В ст. 7 закона о ГОЗ об обязанностях госзаказчка внесли п. 20 и 21. Теперь госзаказчики обязаны:

  1. Согласовать с головным исполнителем, с которым заключает госконтракт, уполномоченный банк в порядке, который установит правительство. Пока такой порядок не разработан.
  2. Обеспечить заключение госконтрактов на сумму не меньше показателей, которые установит правительство по ч. 9 ст. 6 закона о ГОЗ, банковское сопровождение которых проводит опорный банк для ОПК.

А головных исполнителей обязали согласовывать с госзаказчиками выбор уполномоченного банка и заключать с этим банком договор о банковском сопровождении.

Еще этот закон уточнил полномочия правительства в части определения объемов денежных средств для финансового обеспечения исполнения гособоронзаказа.

Возможные изменения в гособоронзаказе в 2020 году

30.01.2020 на сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект, который одновременно меняет 275 ФЗ и 99 ФЗ о лицензировании. Закон 275 ФЗ о государственном оборонном заказе в новой редакции планируют дополнить ст. 13.1 об особенностях лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Она будет состоять из двух частей:

В первой части прописали, что лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники производится по нормам Федерального закона 99-ФЗ от 04.05.2011.

А во второй части заложили правило, что в положении о лицензировании деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники в качестве лицензионных требований могут устанавливаться лицензионные требования, которые направлены на обеспечение:

  • выполнения обязательных требований к оборонной продукции (работам, услугам), которая включается в состав гособоронзаказа по ч. 2 ст. 4 275-ФЗ и поставляемой по государственному оборонному заказу. Эти требования установлены в рамках ст. 5 Федерального закона № 184 ФЗ от 27.12.2002 ‎о техрегулировании и Федеральным законом № 102 ФЗ от 26.06.2008 об обеспечении единства измерений и распространяются, в том числе, и на средства измерения;
  • выполнения требований и мероприятий по защите гостайны и мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам, если выполнение работ (услуг) связано с использованием сведений, которые относятся к гостайне по закону № 5485-1 ‎от 21.07.1993;
  • выполнения требований, которые предусмотрены п. 2 ст. 9 Федерального закона № 31 ФЗ от 26.02.1997 о мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • выполнения требований из нормативных правовых актов, которые приняты для реализации 275-ФЗ, в части готовности соискателя лицензии или лицензиата выполнить гособоронзаказ, в том числе наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещении, технической документации, испытательного, технологического оборудования и средств программного обеспечения, которые нужны для выполнения заявленных работ (услуг);
  • соблюдения требований, которые предусмотрены Федеральными законами № 160 ФЗ ‎от 09.07.1999 об иностранных инвестициях в России и 57 ФЗ от 29.04.2008 о порядке иностранного инвестирования в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, если такие инвестиции есть;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата структурных подразделений, которые обеспечивают контроль качества оборонной продукции (работ, услуг), которая реализуется в рамках гособоронзаказа и разработки и внедрения для обеспечения качества и безопасности такой продукции (работ, услуг), системы менеджмента качества, как того требуют нормативные документы;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата военного представительства Минобороны.

Это положение о лицензировании утверждает правительство постановлением № 581 ‎от 13.06.2012.

А в ч. 4 ст. 1 99 ФЗ об особенностях лицензирования отдельных сфер деятельности добавят п. 7 о распространении этой нормы на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.

Планируется, что изменения ФЗ 275 о гособоронзаказе в новой редакции заработает с сентября 2020 года.

В числе документов, которые прилагают к законопроекту, есть и проект постановления правительства об изменении положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Это положение утверждено постановлением правительства № 581 ‎от 13.06.2012.

Когда начнут работать кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, ч. 1 ст. 15.28 275-ФЗ изменится. Эти поправки закрепил Федеральный закон № 451-ФЗ от 28.11.2018 с изменениями от 29.07.2019. После вступления в силу изменений дела об обжаловании решений или предписаний контролирующего органа станут подсудны Арбитражному суду, а не подведомственны, как сейчас.

Что изменилось в 2019 году

Собрали в таблицу изменения в 275-ФЗ 2019 года.

01.01.2019

Действовала редакция закона о ГОЗ с изменениями, которые внес Федеральный закон № 263 ФЗ от 29.07.2018. Этот закон правил основные понятия гособоронзаказа. В частности, определение «уполномоченный банк», «отдельный счет». Уполномоченным банком становилась не только кредитная организация, которая выбрана головным исполнителем, но и банк, определенный правительством в рамках закона о ГОЗ. А к функциями отдельного счета добавляли операции, которые разрешены, по п. 16 ст. 8.4 закона о ГОЗ, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков.

Также изменения затронули основные обязанности исполнителя в рамках ст. 8 закона о ГОЗ. В частности, в обязанностях прописали, что головной исполнитель предоставляет госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта в случаях и порядке, которые установлены правительством.

08.01.2019

Вступил в силу Федеральный закон № 571 ФЗ от 27.12.2018. Он изменил ст. 6 закона о государственном оборонном заказе. Эту норму дополняли правилом о том, что закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

Статьи по теме

Подобрали актуальные статьи и разъяснения по теме закупок в рамках оборонного заказа:

  • «ФАС разъяснила, как заключать контракты по гособоронзаказу» ;

Как менялся закон о гособоронзаказе до 2019 года

Собрали в таблицу хронологию изменений в закон о гособоронзаказе.

Дата изменений Содержание
С 2012 года 275-ФЗ пережил 9 редакций и претерпел ряд изменений.
В 2013 году Разрешили проводить оборонные закупки через запросы предложений (п. 3 ст. 6 275-ФЗ).
С 2015 года

Контракт обязали заключать только в письменной форме, в соответствии с п. 7 ст. 3.

Добавлены понятия кооперации головного исполнителя и исполнителя, уполномоченного банка, сопровождаемой сделки, расчетов по государственному заказу в сфере обороны, отдельного счета и банковского сопровождения сделки, органа финансового мониторинга и идентификатора госконтракта, ЕИС по государственному заказу в сфере обороны, федерального органа в области обороны и контролирующего органа. Также дано определение продукции с длительным технологическим циклом производства.

Участников государственного оборонного заказа и федеральный орган в области обороны наделили правами. До этого у них были только обязанности.

С 2016 года

Заключение контракта для хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение, стало обязательным. Изменили п. 6.1 ст. 6 275-ФЗ.

В п. 2 ст. 3, помимо госкорпорации «Росатом», в качестве государственного заказчика по оборонному заказу добавлена корпорация «Роскосмос».

08.01.2019

Вступил в силу Федеральный закон № 571-ФЗ от 27.12.2018. Он изменил ст. 6 275-ФЗ о государственном оборонном заказе. Эта норма дополняется правилом о том, что закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

275-ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия

В первую очередь закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 2020 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа и принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию.

Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, полномочия и функции контролирующего органа.

Ст. 3 275-ФЗ для чайников формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа. Помимо прочего, из нее следует, что в процедуре оборонной закупки участвуют три стороны: заказчик, головной исполнитель и исполнитель. Последние две образуют кооперацию. Также здесь раскрываются тезисы, связанные с банковским обслуживанием.

Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:

  • соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
  • уменьшения издержек при поставке продукции;
  • получения прибыли при поставке продукции;
  • обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
  • противодействия коррупции;
  • обеспечения баланса интересов всех участников сделки.

С 2015 года контракт можно заключать только в письменной форме в соответствии с п. 7 ст. 3. Добавлены понятия кооперации головного исполнителя и исполнителя, уполномоченного банка, сопровождаемой сделки, расчетов по государственному заказу в сфере обороны, отдельного счета и банковского сопровождения сделки, органа финансового мониторинга и идентификатора госконтракта, ЕИС по государственному заказу в сфере обороны, федерального органа в области обороны и контролирующего органа. Также дано определение продукции с длительным технологическим циклом производства. В 2013 году появилась возможность проводить оборонные закупки через запросы предложений (п. 3 ст. 6). Заключение контракта для хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение, стало обязательным после нововведения 2016 года (п. 6.1 ст. 6).

An error occurred.

Изучаем 275-фз о государственном оборонном заказе Оформления и согласования условий контрактов и дополнительных соглашений при определении размера прибыли и суммы запаса продукции, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий (рекомендации эксперта). Отказы участников кооперации от заключения контрактов: алгоритм урегулирования споров и порядок понуждения к заключению контрактов

  • Порядок расчетов за поставленную продукцию в рамках ГОЗ.
    Новый порядок финансирования государственных контрактов, контрактов, заключенных по ГОЗ различными государственными заказчиками. Варианты проведения расчетов за поставленную продукцию с головными исполнителями и участниками кооперации.Источники оплаты и ограничения по использованию целевых средств, полученных на специальные (лицевые и отдельные) счета.

An error occurred.


Порядок формирования и обоснования цен.

275-фз: комментарий к закону

Важно ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия В первую очередь закон 275 ФЗ о государственном оборонном заказе 2018 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа, а также принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию. Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, а также полномочия и функции контролирующего органа.

Ст. 3 ФЗ № 275 формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа.

ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия В первую очередь закон 275 ФЗ о государственном оборонном заказе 2018 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа, а также принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию. Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, а также полномочия и функции контролирующего органа.


Ст. 3 ФЗ № 275 формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа.

Изучаем 275-фз о государственном оборонном заказе

Изменения 275 фз о государственном оборонном заказе 2018

  • изменяется порядок перечисления прибыли головного исполнителя при частичном исполнении им государственного контракта;и т.д.

Кроме того, предусмотрена разработка:

  • нормативного правового акта, регламентирующего порядок подтверждения и обоснования размера расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа (правила определения размера запасов) ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЗДЕСЬ;
  • Порядок отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства.

О государственном оборонном заказе 2018

Поручение на выполнение продукции дается посредством выбора через закрытые или открытые торги, аукционы, тендеры и пр. Заказчик заключает с победителем договор на поставку товаров, выполнение работ.


В роли заказчика выступают уполномоченные органы, перечень которых определяется Правительством РФ. An error occurred. Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:
  • соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
  • уменьшения издержек при поставке продукции;
  • получения прибыли при поставке продукции;
  • обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
  • противодействия коррупции;
  • обеспечения баланса интересов всех участников сделки.

Действующая редакция Для закона ФЗ 275 о госзакупках последняя редакция 2018 года не отличается от той, что вступила в силу с 01.01.2017.

275 фз 2018

  • А также специалисты профильных подразделений ФАС России, Минпромторга России, Министерства обороны РФ

ПРОГРАММА

  • Изменения законодательства в сфере ГОЗ: расширение предмета регулирования и новые понятия 275-ФЗ (орган финансового мониторинга; идентификатор контракта; отдельный счет и др.); установление квот на обязательные поставки; новая процедура рассмотрения дел в случае нарушения законодательства в сфере ГОЗ; изменения режима использования отдельного счета (ФЗ от 29.07.2017 № 237-ФЗ).

275 ap 2018 Нарушения антимонопольных требований к торгам: состав нарушений, меры ответственности, анализ практики ФАС России

  • Перспективы ужесточения ответственности за уголовные преступления в сфере ГОЗ
  • Обсуждение проблемных вопросов участников

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В МОСКВЕ: 19 800 17820руб. (НДС не облагается).

275 фз о государственном оборонном заказе 2018 статьи затрат

Внимание

Важно Кандидат экономических наук, член рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствовании государств… Резюме преподавателя Москва, ул. Малая Юшуньская,д. 1, корпус 2, Гостиничный комплекс «Берлин» Санкт-Петербург, ул.


Важно

Седова 37, ДЦ «Кристалл», ст. Гособоронзаказ 2018 - изменения и комментарии 275-фз Внимание Практика казначейского сопровождения.

  • Новый порядок проведения закупок по 223-ФЗ с 2018 года (ФЗ от 31.12.2017 № 505-ФЗ). Конкурентные закупки и новый порядок проведения. Новые правила отмены закупок.

Понятия «конкретный заказчик» и «отдельный заказчик».


Изменение понятия «коллективный участник закупки». Особенности определения поставщиков. Выбор «нескольких победителей» по одной закупке. Приоритет товаров, работ, услуг российского происхождения.

Если выполнением ГОЗ заняты не все работники предприятия, то для них ведется отдельный табель. Когда контрактов несколько, каждому присваивается уникальный код, по которому определяется сам ГОЗ и платежи по нему.Исполнителем открывается спецсчет.
Согласно разъяснениям, все расходы по контракту ведутся только через такой счет. В распоряжении для перечисления сумм указывают код контракта.Основной исполнитель может привлекать к работе дополнительные организации и заключать с ними договоры. Стоит учесть, что все исполнители по одному заказу объединяются в кооперацию, что облегчает контроль для Заказчика.Исполнитель производит товары (работы, услуги) и поставляет их Заказчику. После происходит оплата и возмещение организации понесенных расходов на сырье.Возмещение обязательно должно быть согласовано в контракте и устанавливаться в пределах цены заказа.

  • Предусмотрена разработка нового приказа Минобороны России о порядке уведомления уполномоченных банков о полном исполнении гос.контракта (при закрытии отдельного счета головного исполнителя).
  • Установлены исключения из обязательности требований по обеспечению исполнения гос.контракта в отношении гос.контрактов с банковским сопровождением.
  • Предусмотрена разработка порядка рассмотрения информации о фактах превышения роста цен более 5% (будет принят отдельный приказ ФАС России).
  • Ознакомиться с текстом Федерального закона от 29.07.2017 г. № 237 Вопросы применения новых поправок в законодательные и нормативные правовые акты предприятиями, выполняющими государственный оборонный заказ, а также нового порядка расчетов в рамках ГОЗ-2017-2018 гг. по специальным (отдельным и лицевым) счетам и другие актуальные проблемы будут рассматриваться 20-21 сентября 2017 г.

1) определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам). При формировании, уточнении государственного оборонного заказа (до заключения государственного контракта) головной исполнитель, определенный в установленном порядке, раскрывает с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне информацию о его кооперации, а также обосновывает цену на такую продукцию (в том числе на каждом этапе исполнения государственного контракта), возможные сроки и порядок формирования ее поставок. Порядок формирования кооперации устанавливается Правительством Российской Федерации;

6) определяет в контрактах, заключаемых с исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;

7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком;

8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, уполномоченного банка, с которым у головного исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном головным исполнителем исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

11) принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;

12) обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;

13) организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;

14) обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом;

15) обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта;

16) обеспечивает осуществление государственным заказчиком и контролирующим органом контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;

17) обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта;

18) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

19) представляет по запросу государственного заказчика, контролирующего органа информацию о цене предлагаемой к поставке продукции, соответствующие расчетно-калькуляционные материалы, а также информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам;

20) представляет государственному заказчику подготовленные совместно с исполнителями обоснования, необходимые для изменения цены государственного контракта, а в случае увеличения цены государственного контракта представляет также перечень мер, направленных на сокращение издержек;

21) представляет (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по такому государственному контракту;

22) исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Исполнитель:

1) обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом;

2) заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;

3) уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счета;

4) включает идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с другими исполнителями;

5) соблюдает режим использования отдельного счета, установленный настоящим Федеральным законом;

6) определяет в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;

7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком;

8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, с которым у исполнителя заключен контракт, уполномоченного банка, с которым у исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

9) указывает в распоряжении идентификатор государственного контракта;

10) обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений;

11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;

12) принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;

13) организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих изделий;

14) обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта;

15) обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком, головным исполнителем (при включении в государственный контракт и контракт положений о праве контроля) и контролирующим органом контроля за исполнением контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;

16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам;

18) представляет (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по контракту;

19) исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:

1) на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

2) на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

3) на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

4. В случае прекращения поставок продукции по государственному оборонному заказу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать без согласования с государственным заказчиком производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции.

5. Порядок согласования государственным заказчиком возможности ликвидации или перепрофилирования производственных мощностей, указанных в части 4 настоящей статьи, и возмещения убытков, причиненных головному исполнителю вследствие неиспользования по решению государственного заказчика указанных производственных мощностей, устанавливается Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 8 ФЗ от 29.12.2012 № 275-ФЗ

    Постановление от 1 октября 2019 г. по делу № А56-39120/2019

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    6/14-1, 6/14-2, 6/14-3.1). Ответчиком в нарушение п.1.5. Договора и пп.5 и 11, п.1 ст. 8 , ст. 8 . 3., ст. 8 . 4. Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и установленного режима использования отдельного счета, не завершено...

    Решение от 25 сентября 2019 г. по делу № А84-3008/2019

    Арбитражный суд города Севастополь (АС города Севастополь)

    С100 (90мм)к/ф (Россия) для ООО «Желдорснаб». Между тем, по мнению прокуратуры, в нарушение требований п. 4 ст. 3, п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон от 26.12.2012 № 275-ФЗ), п. 1 Правил ведения организациями, выполняющими...

    Постановление от 25 сентября 2019 г. по делу № А49-12553/2018

    Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)

    Рублей. Как установлено судами, Нижегородское УФАС России и Прокурор Первомайского района г. Пензы исходили из того, что в нарушение требований пункта 16 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Правил ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счёт средств федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства...

  • Решение № 21-224/2019 21-224-АК/2019 от 25 сентября 2019 г. по делу № 21-224/2019

    ...документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В соответствии с ч.12 ст. 8 ФЗ «О государственном оборонном заказе» к основным обязанностям исполнителя, в том числе относятся: обеспечение соответствия поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих...

Узнайте об особенностях формирования и размещения гособоронзаказа, о закупках в рамках гособоронзаказа и банковском сопровождении оборонного заказа.

Из статьи вы узнаете:

Особенности закупок при гособоронзаказе

Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:

  • различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
  • ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
  • особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
    Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ.
  • отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным Правительства от 28.04.2015 № 407.
  • установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
  • применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
  • жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).

Рассмотрим некоторые особенности более подробно.

Участники гособоронзаказа

Госзаказчик
  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Росатом;
  • Роскосмос
Головной исполнитель Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель

Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию ГИ;
  • заключила контракт с ГИ или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает ГИ раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого ГИ объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк Банк, который выбрал ГИ. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Требования к участникам конкурентных процедур

Требования к потенциальным исполнителям государственных контрактов, определяемых с помощью конкурентных процедур, при осуществлении которых госзаказчик имеет право не устанавливать обеспечение, утверждены Правительства РФ от 25.12.2014 № 1482. Они применяются при определении поставщиков на создание, ремонт, утилизацию вооружения и спецтехники.

Такими требованиями являются:

✚ наличие производственных мощностей. Подтверждается выпиской из ЕГРН, копией зарегистрированного договора аренды, заключенного на срок не менее, чем срок выполнения контракта.

✚ финансовая устойчивость подтверждается копией бухбаланса за последний отчетный период и актом о сверке расчетов по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов). Также необходимо предоставить сведения об оценке финсостояния предприятия.

✚ наличие специалистов с профильным образованием подтверждается копиями приказов о приеме таких специалистов на работу, копиями трудовых книжек и дипломов.

По окончании контракта заказчик должен публично отчитаться. Чтобы не запутаться с реестрами и отчетами, скачайте умную таблицу контроля за исполнением контракта и все контрольные сроки будут у вас под рукой.

Из статьи

Этапы гособоронзаказа

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:

1. Формируют . Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

2. Утверждают . Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

3. Размещают . Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Законом № 44-ФЗ.

4. Оформляют госконтрактом и контрактами . Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает государственный контракт с ГИ. А он заключает контракты с исполнителями других уровней.

5. Выполняют . ГИ и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.

6. Надзирают и контролируют . ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Формирование и утверждение оборонного заказа

Оборонный заказ формируется Военно-промышленной комиссией России при взаимодействии с госзаказчиками и другими заинтересованными лицами на 1 год и плановый период. При формировании проекта оборонзаказа проводятся следующие работы:

  • определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги);
  • формирование основных показателей;
  • формирование предложений по основным показателям;
  • формирование проекта документа.

Проект выносится на утверждение Правительства Российской Федерации, которое утверждает оборонзаказ в течение 1 месяца после принятия закона о федеральном бюджете на очередной фингод и плановый период.

Госконтракт в рамках гособоронзаказа

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним контракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от государственного контракта.

Отказаться не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили ГИ);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона о ГОЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона о ГОЗ.

В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона о гособоронзаказе.

Прогнозная цена госконтракта

Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, вправе заложить в цену прибыль не выше нормы. Это делают, когда формируют прогнозную цену гособоронзаказа. Нормы рентабельности или прибыли ГИ определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат – прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 407 и от 5 декабря 2013 года № 1119. Исполнители других уровней эти постановления не применяют (ст. 6 и 10).

Определение начальной цены контракта

НМЦК и цена госконтракта с единственным исполнителем определяется при закупках продукции, связанно с:

  • серийными выпусками оружия, военной и спецтехники, а также их обслуживанием, ремонтом или утилизацией;
  • созданием новых или модернизацией или существующих образцов оружия, спецтехники и ракетно-космической техники. В этом случае основным методом расчета НМЦК является расчетный метод.

Расчет НМЦК производится следующими методами:

  • метод предельного уровня цен заключается в определении НМЦК, при котором цена одной единицы продукции устанавливается в виде ее предельного уровня;
  • затратный метод . При использовании данного метода цена продукции определяется путем расчета затрат на ее производство и последующую реализацию;
  • аналоговый метод . При его применении цена определяется на основе цен на аналогичные товары со сходными функциональными характеристиками.

Используется один из указанных методов или их совокупность, при невозможности их использования могут применяться другие методы, указанные в Законе № 44 фз.

Запрет на допуск иностранных товаров

Установлен запрет приобретения при гособоронзаказе следующих товаров иностранного производства (за исключение стран-членов ЕАЭС):

  • литейные машины;
  • станки (токарные, агрегатные, шлифовальные, металлорежущие, строгальные, долбежные и прочие);
  • измерительные приборы.

Продукция признается произведенной в России в случае:

✔ ее создания в рамках инвестиционного контракта в течение 5 лет с момента заключения такого контракта и не более 3-х лет с начала ее производства.

✔ отсутствия инвестиционного контракта созданная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства России от 17.07.2015 № 719. Подтверждением будет являться заключение экспертизы.

✔ подтвердить, что продукция была произведена в России или в других странах-участницах ЕАЭС. Доказательством послужит сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.

Особенности размещения оборонзаказа

Особенности размещения оборонных заказов закреплены в ст. 6 Закона № 275. В соответствии с частью 1 указанной статьи госзакупки в рамках оборонзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующего:

  • при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, обслуживание и утилизацию оружия и военной техники, космических кораблей, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение требование об обеспечении выполнения госконтракте устанавливать не нужно;
  • при размещении оборонзаказа поставку оружия, спецтехники и военного имущества, принятого в эксплуатацию закупочная документация должна содержать название и товарные знаки такого вооружения;
  • оборонзаказ обязателен для принятия единственным исполнителем, определенным законодательными и подзаконными актами России при условии, что он обеспечивает уровень прибыли, установленный Правительства от 17.02.2017 № 208;
  • принятие оборонзаказа также является обязательным для ГУПов и других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке при условии, что иные потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам конкурентной процедуры.
  • оформление госконтракта является обязательным для лиц, которые в соответствии со ст. 14 рассматриваемого ФЗ занимают доминирующее положение при условии, что у них отсутствуют экономические или технологические причины для отказа.
  • сроки размещения оборонзаказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Что контролирует казначейство

Елена Тарасова , эксперт Системы Госзаказ

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по гособоронзаказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Однако есть ряд исключений. Какие операции контролирует Казначейство, а что не попадает под контроль, смотрите .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх