Как узнать, в какой тюрьме сидит человек. Инструкция по направлению в колонию-поселение осужденных, которые должны прибыть к месту отбывания наказания самостоятельно — Российская газета Порядок снятия с регистрационного учета по месту жительства и подводн

Лишение свободы на определенный срок — один из основных видов наказания, заключающийся в изоляции осужденного от общества на установленный в приговоре суда срок путем направления его в колонию-поселение или помещения в лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Лица, осужденные к лишению свободы, которым к моменту вынесения приговора не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии.

Место и роль наказания в виде лишения свободы на определенный срок в системе наказаний характеризуется прежде всего тем, что это один из самых строгих и одновременно наиболее распространенный в законодательстве и в судебной практике вид наказания. Строгость лишения свободы обусловлена содержанием этого наказания, такими его свойствами, как:

  • принудительная изоляция осужденного путем помещения в учреждение со специальным режимом;
  • значительные сроки наказании;
  • возложение на осужденного дополнительных, помимо изоляции от общества, правоограничений в сфере трудовых, жилищных, семейных и других отношений;
  • использование в целях исправления осужденного специфических мер исправительного воздействия (режим, общественно полезный труд, обучение, проведение воспитательной работы).

Значимость лишения свободы связана с тем, что наиболее опасные преступники изолируются от общества и помещаются в специальные исправительные учреждения, чем существенно ограничиваются возможности совершения ими новых преступлений в течение срока отбывания наказания и создаются возможности для организации мер, направленных на их ресоциализацию.

Лишение свободы устанавливается в санкциях и, соответственно, может быть назначено судом на срок от двух месяцев до 20 лет (ч. 2 ст. 56 УК). Столь широкие пределы лишения свободы позволяют использовать это наказание в борьбе с разными категориями преступлений, однако прежде всего этот вид наказания рассчитан на применение в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

Сроки лишения свободы согласно ч. 1 ст. 72 УК исчисляются в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства и до вступления приговора в законную силу засчитывается в срок лишения свободы из расчета день за день. Таким образом, фактически срок лишения свободы во многих случаях начинает исчисляться с момента заключения виновного под стражу в качестве меры пресечения.

Лишение свободы может быть назначено условно (ч. 1 ст. 73 УК). Закон предусматривает возможность условно-досрочного освобождения лица от отбывания лишения свободы (ст. 79 УК) и возможность замены неотбытой части этого наказания другим, более мягким видом наказания (ст. 80 УК). Предусматриваются и другие виды освобождения от лишения свободы (ст. 81-85, 92 УК).

В силу строгости данного вида наказания законодатель (ч. 1 ст. 60 УК) иПВС РФ ориентируют суды на то, что наказание в виде лишения свободы должно назначаться лишь тогда, когда реализация целей наказания посредством применения иных, менее строгих видов наказания невозможна. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре.

Режим отбывания наказания

Лишение свободы заключается в принудительной изоляции осужденного от общества в течение установленного судом в приговоре срока, осуществляемой путем помещения его в предназначенные для этого исправительные учреждения.

Лишение свободы занимает довольно значительный удельный вес в статьях Особенной части УК РФ среди других . Практически же оно применяется судом в тех случаях, когда совершено преступление, представляющее значительную общественную опасность, и суд исходя из характера совершенного преступления и личности виновного приходит к выводу, что для осуществления целей наказания осужденный не может быть оставлен на свободе, а его исправление возможно лишь в условиях изоляции от общества с применением комплекса особых мер исправительного воздействия.

В настоящее время существует тенденция уменьшения относительного количества приговоров, осуждающих к лишению свободы, среди всей массы приговоров. Однако лишение свободы широко применяется за умышленное убийство, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кражу, мошенничество и др.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до 20 лет, а в некоторых случаях (при совершении нескольких преступлений) обший срок лишения свободы может достигать 25 и даже 30 лет. При замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть определено пожизненно. В настоящее время 20-летний срок лишения свободы может быть назначен, например, за государственную измену (шпионаж), вооруженный мятеж, диверсию, убийство при отягчающих обстоятельствах. При назначении наказания в виде лишения свободы суд в резолютивной части приговора определяет вид места лишения свободы, в котором осужденный должен отбывать назначенное ему наказание. Наличие исправительно- трудовых колоний разных видов вызвано необходимостью раздельного содержания различных категорий заключенных, чтобы не допустить вредного влияния закоренелых преступников на лиц, которые впервые осуждены к лишению свободы и совершили менее тяжкие преступления.

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда может осуществляться в следующих местах лишения свободы:

  • в колониях-поселениях , где отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие наказания в виде лишения свободы;
  • в исправительных колониях общего режима , где содержатся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, а также осужденные женщины;
  • в исправительных колониях строгого режима , где находятся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы;
  • в исправительно-трудовых колониях особого режима для лиц, признанных особо опасными рецидивистами, а также для лиц, отбывающих пожизненное заключение;
  • в тюрьме , где могут отбывать наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений;
  • в воспитательных колониях , где отбывают наказание лица, не достигшие к моменту вынесения приговора возраста 18 лет;
  • в лечебно-исправительных учреждениях , где находятся осужденные, по характеру заболевания нуждающиеся в постоянной медицинской поддержке.

Отбывание наказания в отечественных исправительных (пенитенциарных) учреждениях построено по прогрессивной системе. Это означает прямую зависимость между режимом отбывания лишения свободы и поведением заключенных. Так, в случае злостного нарушения требований режима отбывания наказания в виде лишения свободы осужденный может быть переведен из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима, из исправительной колонии общего режима — в исправительную колонию строгого режима и т. д., вплоть до тюрьмы. Осужденные же, твердо вставшие на путь исправления, могут переводиться в облегченные условия, могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию с более льготным режимом, в конце концов, к осужденным может быть применено условно-досрочное освобождение или лишение свободы может быть заменено более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы.

Режим отбывания наказания — это установленный законом, другими нормативными актами порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Обязательными требованиями режима в местах лишения свободы являются следующие.

1. Обязательная изоляция осужденных и надзор за ними, с тем чтобы исключалась возможность совершения ими новых преступлений. Изоляция или охрана заключенных осуществляется внутренними войсками МВД России, а в воспитательных колониях — контролерами. Целью надзора является получение полной круглосуточной информации о состоянии дел, соблюдении установленного порядка в местах лишения свободы. Впрочем, надзором занимаются все лица, работающие в местах лишения свободы, однако специально этим занимаются оперативно-режимные службы. Уголовно-исполнительное право допускает отклонения от строгого соблюдения требований изоляции и надзора.

В колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны, но под надзором. Практически это означает, что зачастую даже отсутствует ограждение вокруг колонии, заключенные с разрешения администрации могут проживать в колонии со своими семьями, приобретать жилой дом и обзаводиться личным хозяйством, имеют право свободного передвижения по территории колонии, т. е. в радиусе 10 км, с разрешения администрации колонии могут передвигаться вне территории колонии в пределах соответствующего административно-территориального образования. Таким образом, колония-поселение — это фактически место ограничения, а не лишения свободы.

Существует возможность краткосрочных выездов (отпусков) из мест лишения свободы на срок не более семи суток, не считая времени, необходимого для проезда в оба конца (не свыше пяти суток), а также в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника и т. п.).

2. Одежда единого образца ; исключение делается для лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях и вне территории колонии.

3. Осужденные могут передвигаться в пределах колонии в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений , подвергаться обыску.

4. Осужденным разрешается получать и отправлять письма и телеграммы без ограничения их количества, однако корреспонденция осужденных подлежит цензуре.

5. Число посылок (передач, бандеролей), получаемых осужденными, содержащимися в исправительных, воспитательных колониях и тюрьмах, строго ограничено и зависит от вида колонии и условий содержания заключенного (дело в том, что по отбытии определенной части срока при отсутствии нарушений режима и добросовестном отношении к груду осужденный может быть переведен в облегченные условия, что выражается в большем числе посылок, свиданий, наличии дополнительных прав). Так, в исправительных колониях общего режима осужденный имеет право получить в течение года шесть посылок, а если он переведен в облегченные условия — 12.

6. Число свиданий также строго лимитировано. Свидания могут быть как краткосрочными (длительностью до четырех часов), так и длительными (продолжительностью до трех суток). Они проводятся в специальных помещениях гостиничного типа на территории исправительного учреждения, куда допускаются только близкие родственники осужденного. Допускается там и приготовление пищи. У заключенного в связи с длительным свиданием изымается его обычная одежда и выдается парадная. В предусмотренных УПК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В исправительных колониях общего режима осужденные имеют право на четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года, а переведенные в облегченные условия — на шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий.

7. Каждый заключенный обязан трудиться. Лица пенсионного возраста, инвалиды I и II групп могут трудиться по желанию. При этом их труд (за исключением работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий) должен оплачиваться.

Если осужденный примерным поведением и честным отношением к труду доказал тенденцию к исправлению и судом будет признано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, то по отбытии определенной части срока возможно его условно-до- срочное освобождение. Длительность отбытой части срока установлена в зависимости от тяжести преступления и категории осужденного и может составлять половину, две трети и три четверти срока наказания.

Рассматриваемый вид освобождения является условным потому, что от лиц, к которым оно было применено, в течение неотбытой части срока наказания требуется, чтобы они не совершали нового преступления, а также не допускали нарушений общественного порядка и выполняли обязанности, возложенные на них судом при применении условно-досрочного освобождения. В случае совершения в течение данного срока нового преступления суд частично или полностью присоединяет неотбытую часть срока к новому наказанию.

Применяется судом по месту отбывания наказания осужденным по представлению органа, ведающего исполнением наказания.

Минюст РФ по поручению президента Владимира Путина подготовил поправки к Уголовно-исполнительному кодексу (УИК), расширяющие возможность осужденных к лишению свободы отбывать наказание ближе к дому.

Запретить отправку заключенных за тысячи километров от места проживания и семей предложила в начале года омбудсмен РФ Татьяна Москалькова, а ранее потребовал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Впрочем, правозащитники критикуют документ Минюста, считая, что «уровень реальной гуманизации уголовно-исполнительного законодательства будет крайне низким».
Порядок направления и перевода осужденных к месту отбывания наказания Минюст усовершенствовал в целях сохранения их «социально полезных связей» и «гуманизации законодательства» по поручению президента Владимира Путина от 2 апреля 2018 года. В нем говорилось «о проработке предложений» омбудсмена РФ Татьяны Москальковой, которая просила правительство внести изменения в УИК, запрещающие отправку осужденных в удаленные от их места жительства регионы (см. “Ъ” от 8 февраля). По данным ФСИН, наказание в «чужих» регионах отбывают около 20% осужденных (в 2018 году не менее 100 тыс. человек). Свидания с ними родственников затруднены необходимостью ехать через всю страну с учетом низких доходов, стоимости проезда и труднодоступности колоний.
По общему правилу осужденные отбывают наказание в колониях, расположенных на территории субъекта РФ, где они проживали или были осуждены, и могут быть отправлены в другой регион лишь «в исключительных случаях». При этом заключенные могут быть направлены в другой регион при отсутствии в субъекте соответствующих колоний или невозможности размещения в них. При этом колонии для отбывания наказания осужденных пожизненно, а также за терроризм, похищение людей, особо опасных рецидивистов ФСИН определяет по своему усмотрению.
В пояснительной записке говорится, что в 2017 году осужденные подали 4900 обращений о переводе в другие исправительные учреждений (в 2016 году - 5262, в 2015-м - 6178), из них удовлетворено лишь 388 обращений (в 2016 году - 360, в 2015-м - 378). В среднем одна перевозка осужденного поездом, говорят в ведомстве, составляет 900 руб., самолетом - 37 тыс. руб. Но поскольку ФСИН будет сама оптимизировать маршруты, реализация поправок к УИК дополнительных расходов бюджета не потребует, считают в Минюсте. Эксперты отмечали, что, например, в Великобритании и Канаде, если заключенные находятся вдалеке от дома и у их семей отсутствуют средства для посещения, государство выделяет субсидии для оплаты билетов и проживания.Поправками к УИК предлагается «при наличии возможности» направлять осужденного в субъект РФ, где живет его близкий родственник, а «при невозможности» - в «ближайший субъект РФ, где имеются условия для размещения». Смягчаются и условия перевода: занять освободившееся место в колонии, куда заключенный не смог изначально попасть, не позволяет требование УИК об отбытии всего срока наказания в одном исправительном учреждении либо СИЗО (перевод допускается лишь при исключительных обстоятельствах). Минюст же предлагает предоставить осужденному такую возможность, но лишь «один раз в период отбывания наказания».
Напомним, отказы осужденным в праве отбывать наказание в своем регионе привели к потоку жалоб в Конституционный суд (КС) и Европейский суд по правам человека. Но КС неоднократно признавал такие жалобы неприемлемыми, а ЕСПЧ выносил решения о нарушении Россией прав заявителей на уважение семейной жизни и запрета на бесчеловечное обращение. Исправить УИК Минюст решился после неудачной попытки обжаловать вынесенное в марте 2017 года системное решение ЕСПЧ по делу «Полякова и другие против России». Родственникам четырех заключенных была присуждена компенсация около €30 тыс., при этом ЕСПЧ указал, что суды РФ не признают необходимость поддержания семейных связей и не проверяют пропорциональность отказов ФСИН в переводе.
До 2 октября проект проходит общественное обсуждение, и «Мемориал» готовит экспертное заключение с критикой и предложениями по улучшению документа. По словам госпожи Глушковой, поправки не изменяют ст. 81 УИК о направлении осужденных за определенные преступления в любую колонию и предусматривают лишь возможность, а не обязательность перевода заключенных ближе к семье. Кроме того, законопроект не обязывает ФСИН и суды при разрешении вопроса о переводе заключенного или обжаловании отказа в нем учитывать личную ситуацию заявителя (состав и материальное положение семьи, транспортную доступность колонии и т. д.). В «Мемориале» считают, что «уровень реальной гуманизации уголовно-исполнительного законодательства в случае принятия законопроекта Минюста будет крайне низким».Расстояние между тюрьмами и домами семей заключенных в РФ составляет от 2 тыс. до 8 тыс. км, что препятствует свиданиям или вовсе их исключает (см. “Ъ” от 9 марта 2017 года), а российское законодательство не соответствует международным стандартам в этой сфере, считают в Страсбурге. ЕСПЧ также указывал на необходимость предварительных консультаций с осужденными на предмет определения места отбывания наказания и оценки того, насколько нахождение заключенного в конкретной колонии соответствует требованиям Конвенции по защите прав человека. Законопроект Минюста не решает проблему исполнения постановлений ЕСПЧ, отмечает юрист правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх