Какие огни несет толкач. Столкновение судов. Судовые огни и знаки. Минимальные запасы по высоте при прохождении судов под мостами


(корабельный световой сигнал)

Фонари сигнально-отличительные электрические предназначены для обеспечения безопасности плавания на судах морского и речного флота. Обеспечивают ориентировочное и сигнально предупредительное освещения на судне

Судовые игнально-отличительные фонари , далее СОФ, подразделяют на основные и аварийные, что в обозначении фонаря определяется римской цифрой I или II, и называется исполнением. Фонари I-го исполнения (основные), рассчитаны на работу при напряжении питающей сети 127 и 220В. Фонари II-го исполнения (аварийные), рассчитаны на работу при напряжении питающей сети 24 и 27В

Корабельные сигнально-отличительные фонари также подразделяются на секторные, угол видимости света которых, в горизонтальной плоскости ограничен, и круговые, угол видимости света которых, в горизонтальной плоскости, составляет 360 градусов

Большинство корабельных сигнально-отличительных фонарей комплектуется специальным защитным стеклом - линзой, так называемой линзой Френеля , которая обеспечивает большую концентрацию и параллельность лучам, исходящим от источника света

ПО ЦВЕТУ ЛИНЗЫ, СОФ БЫВАЮТ:

  • с прозрачной линзой или опаловым стеклом
  • с линзой зелёного цвета, в обозначении фонаря этот цвет определяется арабской цифрой 1
  • с линзой красного цвета, в обозначении фонаря этот цвет определяется арабской цифрой 2
  • с линзой синего цвета, в обозначении фонаря этот цвет определяется арабской цифрой 4
  • кормовые (обозначают ход и направления движения судов)
  • клотиковые (предназначены для световой связи с другими судами, берегом, авиацией)
  • буксировочные (устанавливаются на судах, занятых буксировкой)
  • специальные (кильватерный, нильский, флагманский, тральный, торцевой)

    ПО ДЛИНЕ СУДНА КОРАБЕЛЬНЫЕ СОФ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:

  • для судов, длина которых менее 24 метров
  • для судов, длина которых более 24 метров

    ПО СПОСОБУ КРЕПЛЕНИЯ СОФ ДЕЛЯТСЯ НА:

  • стационарные (крепятся с помощью "лапок", при помощи "лапок" и струбцины, либо при помощи болтов на штатное место)

    По степени защиты от прикосновения к токоведущим частям и проникновению внутрь пыли и влаги, фонари бывают со степенью защиты IP56 и IP65

    ПО КЛИМАТИЧЕСКОМУ ИСПОЛНЕНИЮ СУДОВЫЕ
    (КОРАБЕЛЬНЫЕ) ФОНАРИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА:

  • Исполнение М - предназначены для эксплуатации в районах плавания с умеренно-холодным климатом
  • Исполнение ОМ - предназначены для эксплуатации в неограниченных климатических условиях
  • 1.1 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО БЕЛОГО КРУГОВОГО ОГНЯ

    По Международным правилам предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

    c.1. Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

    с.2. судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее

    максимальную скорость не более 7 узлов, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно, выставлять также бортовые огни.

    с.3. топовый огонь или белый круговой огонь на судне с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к продольной плоскости, в которой установлен топовый или белый круговой огонь.

    Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ.

    g. Малозаметные полупогруженные буксируемое судно или буксируемый объект, либо комбинация таких буксируемых судов или буксируемых объектов должна выставлять:

    1. при их ширине менее 25 м - один белый круговой огонь в передней части или вблизи нее и такой же огонь в кормовой части или вблизи нее, кроме "драконов", которые могут не выставлять огонь в передней части или вблизи нее;

    2. при их ширине 25 м или более - два дополнительных белых круговых огня на боковых оконечностях или вблизи них;

    3. при их длине более 100 м - дополнительные белые круговые огни между огнями, предписанные подпунктами (1) и (2), таким образом, чтобы расстояние между огнями не превышало 100 м;

    Правила 26. РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

    2. если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей - белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;

    a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

    1. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар;

    2. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (1),- белый круговой огонь

    b. Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных подпунктом (а) этого Правила.

    Правило 34. СИГНАЛЫ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

    b. Судно может сопровождать звуковые сигналы, предписанные пунктом (а) этого Правила, световыми сигналами, повторяемыми в течение всего маневра:

    1. эти световые сигналы должны иметь следующее значение: один проблеск означает "Я изменяю свой курс вправо"; два проблеска означают "Я изменяю свой курс влево"; три проблеска означают "Мои движители работают на задний ход";

    2. продолжительность каждого проблеска должна быть около 1 с, интервал между проблесками - около 1 с, интервал между последовательными сигналами - не менее 10 с;

    3. используемый для подачи такого сигнала огонь, если он установлен, должен быть белым круговым огнем, видимым на расстоянии не менее 5 миль, и должен соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.

    67. Несамоходные суда буксируемого состава, следующего за одним или несколькими самоходными судами, должны нести:

    Одиночное судно длиной до 50 м - один круговой белый огонь;

    Одиночное судно длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню на носовой и кормовой частях;

    В составе - по одному белому круговому огню на носовой части каждого судна и на кормовой части каждого последнего судна.

    70. Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь. Это предписание не применяется к шлюпкам судов.

    Суда длиной менее 7 метров - белый круговой огонь, расположенный на мачте; при приближении других судов это судно должно, кроме этого, освещать парус белым огнем;

    72. Шлюпки судов должны иметь белый круговой огонь и показывать его при приближении других судов.

    Белый круговой огонь, расположенный на высоте не менее 5 м, однако эта высота может быть уменьшена до 3 м, если длина парома не превышает 15 м.

    Несамоходное судно несет при работе толканием один белый топовый огонь, при буксировке - один белый круговой огонь, если судно длиной до 50 метров, свыше 50 метров - два круговых огня на носу и корме.

    77. Плоты на ходу должны нести:

    При длине менее 60 м - один белый круговой огонь на хвостовой части;

    При длине от 60 до 120 м - по одному белому круговому огню на головной и хвостовой частях;

    При длине от 120 до 240 м - по одному белому круговому огню на углах плота;

    При длине от 240 до 480 м - по одному белому круговому огню на углах плота и на бортах в средней части, а на плотах длиной более 480 м добавляются два белых круговых огня по бортам через каждые 240 метров.

    78. Одиночное судно на стоянке должно нести:

    Самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте.

    Самоходное шириной более 5 м - белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180 град.;

    Несамоходное длиной 50 м и более - по одному белому круговому огню в носовой и кормовой частях.

    79. Дебаркадер, плавмастерская, брандвахта должны нести один белый круговой огонь на мачте и один белый круговой огонь на стенке надстройки, видимый со стороны судового хода.

    80. В составе или группе соединенных несамоходных судов, стоящих на рейде или у берега, суда, находящиеся со стороны судового хода, и все суда переднего счала должны нести по одному белому круговому огню на носовой части, а все суда последнего (заднего) счала - на кормовой части.

    85. Плавучие причалы, насосные станции и другие плавучие установки должны нести при длине менее 50 м один белый круговой огонь, при длине 50 м и более - белый круговой огонь через каждые 50 м.

    VII. Особая сигнализация

    103. Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением своих основных операций, на ходу и стоянке должны нести такие же огни и знаки, как и самоходные и несамоходные суда. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 м.

    1.2 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО КРАСНОГО КРУГОВОГО ОГНЯ

    По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

    81. Суда с опасными грузами или их остатками на стоянке должны дополнительно к огням, предписанным в пункте 78 настоящих Правил, нести один красный круговой огонь.

    82. Нефтеперекачивающие, нефтебункеровочные и зачистные станции должны нести такие же огни и знаки, как несамоходные суда соответствующих размеров, а также красный круговой огонь.

    VII. Особая сигнализация

    98. Рефулерный снаряд при работе на судовом ходу должен нести, кроме сигналов, указанных в пункте 97, на плавучем грунтопроводе рефулерного снаряда круговые огни через каждые 50 м (красные при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые - за левую).

    X. Движение судов по внутренним водным путям

    171. Дноочистительный снаряд должен показать сторону прохода ночью миганием одного кругового огня (белого - при работе у левой кромки судового хода, красного - у правой), днем - светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

    1.3 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО ЖЕЛТОГО КРУГОВОГО ОГНЯ

    Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

    b. Судно на воздушной подушке, находящееся в неводоизмещающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, должно выставлять круговой проблесковый желтый огонь.

    По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

    IV. Ночная ходовая сигнализация

    58. Пассажирские водоизмещающие самоходные суда, работающие на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод, а также самоходный паром на ходу должны нести, кроме вышеуказанных огней, желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового.

    V. Ночная стояночная сигнализация

    75. Паромы канатных переправ, не передвигающиеся самостоятельно, должны нести:

    Белый круговой огонь, расположенный на высоте не менее 5 м, однако эта высота может быть уменьшена до 3 м, если длина парома не превышает 15 м;

    Желтый круговой огонь, расположенный на расстоянии не менее 1 метра над белым огнем.

    76. Самоходное судно, занятое толканием, буксировкой на тросе или под бортом несамоходного судна (парома) на переправе, кроме предписанных ему огней, должно нести желтый проблесковый круговой огонь.

    1.4 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО ЗЕЛЕНОГО КРУГОВОГО ОГНЯ

    По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

    97. Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода - два красных круговых огня (тентовых), расположенные на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне - два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.

    99. Дноочистительные снаряды и суда, занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т.п. без водолазных работ), должны нести один зеленый круговой огонь на мачте, днем - сигнальный флаг "А".

    102. Самоходный дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:

    Днем - три знака, расположенные по вертикали: два черных шара и между ними черный ромб;

    Ночью, помимо сигнализации, предусмотренной настоящими Правилами, - два зеленых круговых огня, расположенные горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2,0 м друг от друга.

    104. Судно, занятое тралением судового хода, и при работе у плавучих знаков навигационного оборудования должно нести на мачте днем один сигнальный флаг "А" (щит), а ночью один зеленый круговой огонь.

    1.5 ПРИМЕНЕНИЕ ОДИНОЧНОГО СИНЕГО КРУГОВОГО ОГНЯ

    Синий проблесковый круговой огонь устанавливается на судах органов надзора.

    2.1 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРАСНЫХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ.

    По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

    а. Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять: 1. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;

    i. два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны на которой существует препятствие;

    Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

    d. судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктом (а) или (b) этого Правила, и, кроме того на наиболее видном месте: 1. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии;

    Приложение 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ЛОВОМ РЫБЫ ВБЛИЗИ ДРУГ ОТ ДРУГА

    2. СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ТРАЛЕНИЕМ

    a. Суда, занятые тралением, независимо от того, используют ли они донные или пелагические снасти, могут выставлять:

    3. когда снасть зацепилась за препятствие - два красных огня, расположенных по вертикальной линии.

    По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

    X. Движение судов по внутренним водным путям

    225. Судно считается лишенным возможности управляться, если оно из-за неисправности двигателей, движителей, корпуса, рулевого устройства и других механизмов и (или) тяжелого воздействия гидрометеорологических явлений не может маневрировать так, как требуется настоящими Правилами.

    Оно должно нести два красных круговых огня, расположенные по вертикали на наиболее видном месте. Если оно имеет ход относительно воды, то дополнительно - бортовые и кормовой (кормовые) огни. Днем такое судно должно нести два черных шара, расположенных по вертикали на наиболее видном месте.

    2.2 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ ЗЕЛЕНЫХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ

    По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

    Правило 27. СУДА, ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ

    ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

    d. Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (1),(2) и (3) пункта (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополнительно выставлять:

    2. два зеленых круговых огня или два ромба, расположенных по

    вертикальной линии, - для указания стороны с которой может пройти другое судно;

    По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

    101. Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенные по вертикали, днем - два сигнальных флага "А".

    2.3 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ КРАСНО-БЕЛЫЙ

    По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

    Правила 26 РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

    c. Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:

    1. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 метров вместо этого знака может выставлять корзину

    2.4 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ БЕЛО-КРАСНЫЙ

    По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

    Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

    a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:

    1. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний – красным.

    2.5 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ КРАСНО-ЗЕЛЕНЫЙ

    По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

    Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

    c. Парусное судно на ходу может в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний - зеленым, но эти огни не должны

    выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенный в соответствии с п.(b) этого Правила.

    :

    71. Парусные суда должны нести:

    Суда длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенных вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний – зеленым.

    2.6 ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ ЗЕЛЕНО-БЕЛЫЙ

    По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

    Правила 26 РЫБОЛОВНЫЕ СУДА

    b. Судно, занятое тралением, т.е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:

    i. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний - белым, или знак, состоящий из конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину.

    По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России :

    105. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:

    Ночью - два круговых огня, расположенных по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый, на расстоянии не менее 1 м впереди и ниже топового огня);

    3.1 ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕХ КРАСНЫХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ

    По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

    Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

    Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или цилиндр.

    По Правилам Плавания по Внутренним Водным Путям России:

    88. На судне, стоящем на мели, должны нестись установленные для него стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего знака:

    Со стороны или сторон, с которых судовой ход свободен, - белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход;

    Со стороны, с которой проход невозможен, - три красных круговых огня, днем - три черных шара, расположенные по вертикали на видном месте.

    3.2 ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕХ КРУГОВЫХ ОГНЕЙ КРАСНО-БЕЛО-КРАСНЫЙ

    По Международным правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС72):

    Правило 27. СУДА, ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ

    ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

    b. Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно выставлять:

    1. три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний – белым;

    e. Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого Правила, оно должно выставлять.

    Значимость ходовых огней в оснащении маломерных судов продолжает расти, и одна из причин этому – то, как увеличилось число небольших надувных лодок на наших водоёмах. Кроме того из года в год становится всё больше рыбаков, увлекающихся ночной охотой за клыкастым – ночной ловлей судака. Ей обычно занимаются на Ладоге и на Финском заливе, а это места, где активно судоходство.

    Вместе с этим, хочу добавить, что довольно большая часть «пневматического флота» не подпадает под новые условия регистрации маломеров и не имеет судового билета. С одной стороны, это убрало у их владельцев ряд «головных болей», но с другой… отсутствие каких-либо записей по комплектации и по снабжению судна некоторых судовладельцев почему-то привело к убеждению, что на борту их судна вообще ничего не должно находиться кроме них самих и рыболовных причиндалов. Как ни печально, но люди не всегда отдают себе отчёт в том, что все вопросы личной безопасности и безопасности других участников движения на воде отданы на откуп владельцам «нерегистратов».


    И одним из таких актуальных вопросов безопасности остаётся вопрос о ходовых огнях судна – обязательных, если оно используется в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости. Раньше в судовом билете в графе снабжения могла присутствовать запись о наличии на борту фонарика белого цвета. Безусловно, это правильно, так как он хотя бы минимально обозначает судно на воде. И любой другой шкипер, увидев по курсу такой огонь, будет более внимательным, чтобы избежать столкновения. Но подобное обозначение одним огнём, к сожалению, показывает только наличие судна на акватории и не даёт никакой информации другим участникам плавания о том, какие манёвры намерен совершить шкипер, куда он движется и т.д. Так что такой огонь хорош на стоянке вне зоны судового хода и вне мест интенсивного движения судов. А что делать, если хочется половить судака? А ведь в таких местах может одновременно дорожить и по несколько десятков, если не сотен лодок!



    Так, Правило 20 определяет применение огней. Процитирую фрагменты, относящиеся к небольшим судам.

    1. Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.
    2. Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца.
    3. Огни, предписанные настоящими Правилами, также должны выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться
    при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

    Далее Правило 21 вводит определения огней. Правило 22 вводит понятия и цифровые значения видимости огней. Следует отметить, что топовый огонь должен быть виден за 2 мили (3.7 км), бортовые огни – за 1 милю (1.85 км), круговой огонь – опять за 2 мили. Теперь рассмотрим, какие же огни требуется установить на моторную лодку до 7 м длиной, чтобы остаться в правовом поле. Какие огни необходимо нести на лодке и где они должны быть расположены? Для этого нам необходимо следовать Правилу 23, из которого следует, что суда менее 7 м длиной с механическим двигателем на ходу, имеющие скорость до 7 узлов, должны нести:

    – белый круговой топовый огонь, расположенный в диаметральной плоскости (ДП) судна;
    – бортовые огни по бортам (зелёный – на правом борту, красный – на левом). Либо скомпонованные в одном фонаре, установленном в ДП судна и имеющем сектр освещения 112.5° от направления прямо по курсу до 22.5° позади траверза соответствующего борта;
    – если судно длиной 7 м движется быстрее 7 узлов, необходима установка в ДП кормового огня белого света.

    В соответствии с правилами судоходства, маломерным судам в тёмное время суток запрещено перемещаться в глиссирующем режиме, можно только в водоизмещающем. Если в тёмное время суток вы перемещаетесь медленнее 13 км/ч, то на судне вполне допустимо размещение кругового топового огня и двух бортовых.


    Ну, а гребные суда в тёмное время суток обязаны выставлять белый круговой огонь или «иметь наготове и при необходимости заблаговременно показывать своё присутствие с помощью какого-либо фонаря, светящего белым светом» (это комментарий к статье 25 МППСС-72).

    Теперь непосредственно к ходовым огням. Я их делал ещё более 12 лет назад, когда только-только появились китайские фонарики на светодиодах, изготовленные по «энергосберегающей технологии». Именно один из таких фонариков и стал донором белых светодиодов для топового огня (никаких сверхъярких светодиодов тогда ещё в продаже не было, и пришлось даже проводить испытания на воде, чтобы определить пределы их видимости ночью). Их изготовление не представляется чем-то сложным и потребует лишь знаний основ электротехники и элементарных навыков владения паяльником.

    Мачту для топового огня я изготовил из первого колена старого стеклопластикового удилища. Для этих же целей можно применить и тонкостенную алюминиевую трубу, которая продаётся в любом строительном магазине. В качестве источников питания я использовал четыре батарейки типа АА, соединённых последовательно. Источники света – 4 светодиода белого света, 2 зелёного и 2 красного.


    Все светодиоды в схеме освещения подключены параллельно, в каждый цветовой блок включён индивидуально подобранный гасящий резистор. Топовый огонь – это четыре светодиода, направленных в противоположные стороны в одной плоскости (под углом 90° относительно друг друга). Бортовые огни – по два светодиода, направленные в разные стороны. Но оптические оси излучения этих светодиодов составляют между собой угол примерно 100–110°. Для обеспечения максимальной влагозащищённости все проводники я разместил в кембрик, а саму сборку залил оптической эпоксидной смолой. Залить можно и прозрачным клеем Poxipol, и прозрачным силиконовым герметиком.

    На следующем этапе изготовил рассеивающие элементы для сборок. Для топового огня основным рассеивающим элементом был выбран полиэтиленовый колпачок от аэрозольного баллона. Для того чтобы прямой свет от топового огня не попадал в глаза рулевому, предусмотрен несимметричный козырёк. Плафоны бортовых огней выполнены из рифлёного оргстекла. Полученная призматическая конструкция плафона позволяет надёжно и герметично закрыть светодиодную сборку от всевозможных погодных катаклизмов. Вместе со светодиодами под колпаком оказываются и гасящие резисторы, помещённые в термоусадочные трубки.

    Для подключения сборок к общему источнику питания использованы двухжильные электропровода сечением 0.7 мм и длиной около 1 м. Большое сечение провода вызвано не потребляемым током, а требованием повышенной прочности на разрыв. Топовый огонь размещался в центральном стакане тарги, а бортовые огни на ходовом тенте крепились на две шлёвки. В дальнейшем – при помощи бельевых прищепок за несущую дугу тента. Их размещение рассчитано так, чтобы свет от бортовых огней был виден с курсов – в соответствии с требованиями правил МППСС-72 – и в то же время не было прямых лучей в глаза рулевому. Вся эта конструкция судовых огней объединена в один автономный узел со своим блоком питания и тумблером включения и может быть установлена на судне и включена буквально за секунды. С учётом наших коротких ночей источников питания хватает на 2-3 полноценных ночных рыбалки. К настоящему времени элементная база претерпела заметные изменения. Флот маломерной пневматики вырос многократно, и если кто-то из производителей простой электроники заинтересуется и наладит выпуск подобного комплекта с комплексным питанием как от батареек, входящих в конструкцию, так и от бортовой сети, то он вправе рассчитывать на многочисленных клиентов и большое рыбацкое спасибо от них.


    ОТ РЕДАКЦИИ
    Владимир Колгин, наш постоянный автор, не только уважаемый рыболов, но и мастер на все руки, предлагает изготовить навигационные огни своими руками. Каждый сам, по своему усмотрению решит, как он обустроит свою лодку, а учитывая, что большинство рыболовов предпочитают покупать готовые изделия и не имеют паяльника, то можно отправиться в ближайший магазин водно-моторной тематики и приобрести изделия промышленного производства. Выбор есть, и, конечно же, правильно иметь на борту навигационные огни, даже если ваша лодка не подлежит регистрации. Безопасность на воде превыше всего, помните, что вас и других рыболовов близкие ждут дома.

    Глава XVI . Предупреждение о столкновении судов в море.

    Порядок предупреждения столкновений судов в море распространяется на все суда, плавающие на морях и океанах, как парусные, так и суда с механическим двигателем, и регулируется «Правилами для предупреждения столкновений судов в море» (ППСС).

    § 72. Судовые огни и знаки.

    Все суда несут положенные им огни в любую погоду от захода и до восхода солнца. Судовые огни позволяют определить направление движения судна, большое ли оно или малое, род занятий (буксировщик, рыболовное и т. п.), на ходу ли судно, стоит ли оно на якоре, ограничено ли в способности управляться. Каждый огонь характеризуется цветом, дугой освещаемого горизонта, дальностью видимости и расположением его на судне.

    Всякое судно считается на ходу, если оно не стоит на мели, на якоре или не ошвартовано у берега. Одиночное судно на ходу в море несет следующие огни:

    Правый отличительный - зеленый, сектор освещения 112°,5 (10 румбов), освещает дугу горизонта от направления прямо по носу до двух румбов вправо позади траверза.

    Левый отличительный - красный, сектор освещения 112°,5 (10 румбов), освещает дугу горизонта от направления прямо по носу до двух румбов влево позади траверза.

    Дальность видимости обоих огней не менее двух миль. Щитки огней окрашиваются в соответствующий цвет и ставятся с таким расчетом, чтобы огонь одного борта не был виден с другого. Огни устанавливаются на высоте мостика, а на мелких судах на высоте планширя.

    Топовый огонь - белый, сектор освещения 225° (20 румбов), устанавливается на фок-мачте на высоте не менее 6,1 м над палубой (если ширина судна более 6,1 м, то над корпусом судна, но не выше 12,19 м) с таким расчетом, чтобы быть видимым прямо по носу и по 112°,5 вправо и влево. Дальность видимости его не менее пяти миль. Если длина судна с механическим двигателем более 45,75 м, то оно несет на второй мачте точно такой же огонь, но расположенный на 4,57 м выше первого топового огня.

    Кормовой огонь - белый, сектор освещения 135° (12 румбов, по 6 румбов в обе стороны от диаметральной плоскости судна). Дальность видимости не менее двух миль.

    Огни и знаки судов, стоящих на якоре. Судно длиной 45,75 м и менее, стоящее на якоре, несет в носовой части белый огонь с круговым освещением и дальностью видимости не менее двух миль. Судно длиной более 45,75 м, стоящее на якоре, кроме указанного штагового огня, расположенного на высоте не ниже 6,1 м над корпусом, несет кормовой огонь с такой же характеристикой, расположенный ниже первого на 4,57 м. Эти огни должны быть видимы насколько возможно, вокруг по всему горизонту на расстоянии не менее 3 миль.

    Судно, стоящее на якоре, включает якорные огни с заходом солнца. Если судно стало на якорь после захода солнца, то в момент отдачи якоря выключают ходовые огни и включают якорные огни. Днем (от восхода до захода солнца) судно, стоящее на якоре, несет в передней части черный шар диаметром не менее 0,61 м.

    Огни буксирных судов. Судно, буксирующее другое судно, несет огни одиночного судна на ходу и в дополнение к ним еще один топовый огонь, расположенный ниже первого на 1,8 м, если длина буксира менее 183 м. При длине буксира более 183 м буксирующее судно несет третий топовый огонь, расположенный также вертикально и на расстоянии 1,8 м выше или ниже упомянутых огней. Характеристика всех трех огней одинакова. Буксируемые суда несут бортовые отличительные огни, а последнее несет еще гакобортный огонь.

    Огни и знаки судов, лишенных возможности управляться. Судно, лишенное возможности управляться, не имеющее хода, несет ночью только два красных вертикально расположенных огня с круговым освещением. Расстояние между огнями не менее двух метров. Дальность видимости не менее двух миль. Днем такое судно несет на мачте два вертикально расположенных черных шара. Судно, лишенное возможности управляться, но имеющее ход, несет упомянутые два красных огня и дополнительно бортовые отличительные огни и гакобортный огонь. Днем такое судно несет два вертикально расположенных черных шара.

    Огни и знаки судов, занятых различными работами. Судно, занятое подводными, гидрографическими или другими работами, если оно не может уступить дорогу другому судну, несет бортовые отличительные огни, гакобортный огонь и на мачте три вертикально расположенных огня с круговым освещением: верхний и нижний - красные, средний - белый. Дальность видимости их не менее двух миль. Днем такое судно несет на мачте три предмета, из которых верхний и нижний имеют форму шара красного цвета, а средний - ромб белого цвета.

    Огни лоцманских судов. Лоцманские суда, находящиеся при исполнении своих обязанностей, несут бортовые отличительные огни, гакобортный огонь и на передней мачте - постоянный белый огонь с круговым освещением. При приближении других судов такое судно через короткие промежутки времени показывает вспышки белого огня. Лоцманские суда с механическим двигателем дополнительно к белому огню на мачте ниже его несут красный огонь с круговым освещением. Дальность видимости красного огня не менее трех миль. Лоцманские суда, не находящиеся при исполнении обязанностей, несут огни одиночного судна.

    Огни и знаки рыболовных судов. Рыболовные суда, производящие лов рыбы, несут огни и знаки, дальность видимости которых не менее двух миль. Суда, занятые ловом рыбы крючковыми (буксируемыми) снастями, несут огни судна с механическим двигателем или парусного судна на ходу.

    Суда, производящие лов рыбы сетями или снастями длиной до 153 м, несут два огня, расположенных по вертикальной линии. Верхний из этих огней должен быть красным, а нижний - белым, каждый из них должен быть видим по всему горизонту. Суда, производящие лов рыбы сетями или снастями длиной более 153 м, должны показывать в направлении выметанных снастей дополнительный белый огонь, видимый по всему горизонту. Если такое судно имеет ход, то оно несет еще бортовые отличительные огни и кормовой огонь. Днем рыболовные суда на самом видном месте выставляют два черных конуса вершинами вверх. Если суда менее 19,80 м, вместо конуса может выставляться корзина.

    Огни судов, занятых тралением. Судно, занятое тралением, несет два огня, расположенных по вертикальной линии один над другим. Верхний из этих огней должен быть зеленым, а нижний - белым, каждый из них должен быть видим вокруг по всему горизонту. Эти суда, когда они имеют ход относительно воды, должны нести бортовые огни, а также гакобортный огонь. Такие суда могут нести дополнительно белый огонь (§ 72), но этот огонь должен выставляться ниже и позади зеленого и белого огней.

    Огни и знаки работающих дноуглубительных снарядов. Дноуглубительный снаряд во время работы поднимает с обоих бортов по два красных вертикально расположенных огня, если проход судам с обеих сторон не разрешен.

    Если проход возможен, то со стороны прохода снаряд поднимает два зеленых вертикально расположенных огня. Днем вместо красных огней снаряд несет сочетание шара и конуса.

    Парусное судно на ходу должно нести те же огни, какие предписаны для судна с механическим двигателем, за исключением белых огней, которые оно никогда не должно нести. Оно должно нести кормовой огонь, как указано выше, а буксируемые судна, за исключением последнего судна в караване, могут нести вместо упомянутого кормового огня небольшой белый огонь (позади трубы, кормовой мачты, чтобы облегчать управлением буксируемому судну, но этот огонь не должен быть видимым впереди траверза).

    В дополнение к огням, упомянутым выше, парусное судно может нести на топе фок-мачты два огня, расположенных по вертикальной линии один над другим на достаточном удалении друг от друга, чтобы быть ясно различимыми. Верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым. Требования к этим огням предъявляются, как к топовым, с дальностью видимости не менее 2 миль.

    Судно, идущее под парусами и в то же время приводимое в движение механическим двигателем, днем несет на видном месте черный конус вершиной вверх, а ночью - топовый белый огонь.

    Всякое судно, желающее обратить на себя внимание, дополнительно к положенным ему огням может показывать белую вспышку или употреблять любой сигнал, который не напоминает сигнал бедствия.

    Ниже излагаются выдержки относительно огней и знаков для малых судов из «Правил предупреждения столкновения судов в море», точное знание которых необходимо каждому судоводителю, управляющему маломерным судном на водных пространствах, где действуют «ППСС».

    «Правило 6».

    а) Когда из-за плохой погоды или по какой-либо другой существенной причине невозможно укрепить зеленый или красный бортовые огни, их надлежит иметь под руками зажженными и готовыми к немедленному применению, а при приближении других судов или при подходе к ним они должны быть выставлены на соответствующих сторонах заблаговременно, для предупреждения столкновения, таким образом, чтобы они были наиболее ясно видны, и так, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный - с правого и чтобы по мере возможности они не были видимы более 22,°5 (2 румбов) позади траверза соответствующего борта.

    б) Чтобы применение этих переносных огней было безошибочным и удобным, сами фонари, в которых они заключены, дол жны быть окрашены снаружи в цвета, соответствующие цвету огней, и снабжены надлежащими щитами.

    «Правило 7».

    Суда длиной менее 19,80 м (65 футов) с механическим двигателем, суда длиной менее 12,19 м (40 футов), идущие на веслах или под парусами, а также гребные шлюпки, когда они на ходу, должны быть снабжены следующими огнями:

    а) Суда длиной менее 19,80 м с механическим двигателем, за исключением упомянутых в пунктах (в) и (с), должны нести: (i) в носовой части судна на наиболее видном месте и на высоте над планширем не менее 2,74 м яркий белый огонь, устроенный и установленный так, как предписано Правилом 2(а) (i) *, и такой, чтобы он был видим на расстоянии не менее 3 миль;

    (ii) зеленый и красный бортовые огни, устроенные и установленные так, как это предписано Правилом 2 (a), (iv) и (v) *, и такие, чтобы они были видимы на расстоянии не менее 1 мили, или комбинированный фонарь, показывающий зеленый и красный огни от направления прямо по носу до 22°,5 (2 румбов) позади траверза соответствующего борта. Такой фонарь следует нести ниже белого огня не менее чем на 0,91 м.

    (в) Судно длиной менее 19,80 м с механическим двигателем, когда оно буксирует или толкает другое судно, должно нести:

    (i) в дополнение к бортовым огням или комбинированному фонарю, предписанным пунктом (а) (и), два белых огня, расположенных по вертикальной линии один над другим на расстоянии не менее чем на 1,22 м друг от друга. Каждый из этих огней должен быть такого же устройства и такой же дальности видимости, а один из них должен выставляться в том же положении, как и белый огонь, предписанный пунктом (a) (i). Судно с одной мачтой такие огни может нести на этой мачте;

    (ii) кормовый огонь, предусмотренный Правилом 10 *, или вместо этого огня небольшой белый огонь позади дымовой трубы или кормовой мачты, чтобы облегчить управление буксируемому судну, но этот огонь не должен быть видим впереди траверза.

    (c) Суда длиной менее 12,19 м с механическим двигателем могут нести белый огонь на высоте менее 2,74 м над планширем, но не меньше 0,91 м над бортовыми огнями или комбинированным фонарем, предписанным пунктом (а) (ii).


    Рис. 171. Комбинированный носовой двухцветный и топовый огни на катере

    (d) Суда длиной менее 12,19 м, идущие на веслах или под парусами, за исключением упомянутых в пункте (f), должны, если они не несут бортовых огней, нести на наиболее видном месте фонарь, показывающий зеленый огонь с одного борта и красный огонь с другого видимостью не менее 1 мили и так установленный, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный огонь - с правого. Если невозможно укрепить этот фонарь, его надлежит иметь готовым к немедленному применению и выставлять заблаговременно для предупреждения столкновения таким образом, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный - с правого.

    (e) Суда, упомянутые в настоящем Правиле, когда они буксируются, должны нести соответственно бортовые огни или комбинированный фонарь, предписанные пунктами (а) или (d) настоящего Правила, и кормовой огонь, предусмотренный Правилом 10 *, или, за исключением последнего буксируемого судна, небольшой белый огонь, предписанный пунктом (в) (it). Суда, толкаемые вперед, должны нести на передней оконечности бортовые огни или комбинированный фонарь, предписанные пунктами (а) или (d) настоящего Правила, при условии, что любое количество толкаемых вперед судов в группе должно быть в соответствии с этим Правилом освещено как одно судно; если наибольшая длина группы судов превышает 19,80 м, огни должны выставляться в порядке, установленном правилом 5с ** (как для толкаемых судов).

    (f) Небольшие гребные шлюпки, идущие на веслах или под парусами, должны иметь наготове под рукой только переносный электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

    В приложении наглядно в цветных иллюстрациях изображены огни и знаки со ссылкой на соответствующие правила из «ППСС».



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх