Классификация опасных и вредных факторов. Основы БЖД. Что такое БЖД? Понятие, цели и факторы безопасности жизнедеятельности Бжд опасные факторы

Задачи БЖД :

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий , и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

  • Увеличить рост
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать , направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения ).

Профилактика негативных факторов:

  • Личное безопасное поведение
    Выбор места жительства
    Соблюдение правил и норм
    Соблюдение здорового образа жизни
  • Коллективные меры безопасности деятельности
    Безопасные условия деятельности
    Защита населения от и катастроф
    Разработка законодательной базы в области здравоохранения
  • Обеспечение качественного состояния среды обитания
    Рациональное использование ресурсов и отходов
    Соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с .

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения ( , электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только , но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.

Безопасность жизнедеятельности как наука

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

БЖД как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
  • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
  • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Заключение и выводы

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг. ” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

В течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. Особую опасность приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий терактов в Нью-Йорке обусловлены в первую очередь именно технологической уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления .

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

Предварительный прогноз основных опасностей и угроз для России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных аварий и катастроф.

Техногенные и природные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения. Поэтому необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от связанных с ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.

Вредные и опасные факторы

Говоря об опасностях жизни и здоровью людей, необходимо ввести два понятия - вредный фактор и опасный фактор.


Вредным фактором называется воздействие на организм человека, которое может вызывать временное или стойкое ухудшение самочувствия, привести к заболеванию, нарушению здоровья потомства.


Опасным считается такой фактор среды, который при однократном кратковременном воздействии может привести к травме или гибели человека.


Вредные и опасные факторы действуют не только на производстве. Их неблагоприятному влиянию в настоящее время подвергается все население независимо от рода занятий. В Российской Федерации ежедневно от различных причин погибает 1000 чел.


По природе происхождения вредные и опасные факторы классифицируют на 5 групп:

1. Физические факторы

Это наиболее многочисленная группа негативных воздействий, широко распространенных в промышленности.


Данная группа включает следующие факторы:
A) Механические, получившие свое название в силу того, что они вызывают у человека возникновение механических травм (ушибов, переломов, порезов и т.д.). Источниками механических воздействий являются движущиеся предметы, механизмы, а также высота. Последняя относится к числу механических факторов потому, что при падении у человека также развивается травма. В нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях ежедневно заканчивается жизнь 100 человек. В мире ежегодно на производстве тяжело травмируется 100 млн. человек, из них 250 тыс. погибает.
Б) Термические (повышенная и пониженная температура поверхности, огонь). Источники термических воздействий широко распространены как на производстве, так и в быту. Результатом их воздействия являются ожоги.
B) Аномальный микроклимат. Понятие «микроклимат» включает ряд показателей: температуру, влажность, подвижность воздуха, а также атмосферное давление. При отклонении значений любого из них от оптимальной величины микроклимат считается аномальным, то есть вредным.


Так, при повышении температуры воздуха уменьшается теплоотдача во внешнюю среду, происходит повышение температуры внутренних органов. Исследователями установлено, что при температуре воздуха более 30°С работоспособность человека начинает падать. Длительное воздействие высокой температуры может привести к значительному накоплению теплоты в организме и перегреванию организма. Предельная температура вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты, составляет около 116°С. Пониженная температура, напротив, может стать причиной охлаждения и даже переохлаждения организма.


Переносимость человеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит от влажности и скорости окружающего воздуха. Чем больше относительная влажность, тем медленнее испаряется пот в условиях высокой температуры воздуха и тем быстрее наступает перегрев тела. В холодном климате высокая влажность способствует развитию холодовых травм. Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека. Она вызывает интенсивное испарение влаги со слизистых оболочек, их пересыхание и растрескивание, а затем и загрязнение болезнетворными микроорганизмами.


Атмосферное давление оказывает существенное влияние на процесс дыхания и самочувствие человека. Действию пониженного атмосферного давления человек подвергается при подъеме в горы. При этом насыщение крови кислородом снижается до такой степени, что вызывает нарушение деятельности сердца и легких, развитие гипоксии и даже смерть.


Повышенное давление действует на человека, например, при производстве работ под водой. Избыточное давление воздуха приводит к повышению парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе, к уменьшению объема легких и увеличению силы дыхательной мускулатуры, необходимой для производства вдоха-выдоха. Кроме того, происходит уменьшение частоты дыхания и пульса. Длительное пребывание при избыточном давлении приводит к токсическому действию некоторых газов, входящих в состав вдыхаемого воздуха. Оно проявляется в нарушении координации движений, возбуждении или угнетении, галлюцинациях, ослаблении памяти, расстройстве зрения и слуха.


Г) Акустические воздействия, включающие шум, ультразвук и инфразвук. Шумом называют любой звук в слышимом диапазоне (16-20000 Гц), воспринимаемый человеком как неприятный или болезненный. Вредное воздействие шума проявляется в снижении остроты слуха, нарушении деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем.


Инфразвук - это звуковые колебания с частотой менее 16 Гц. Человеческое ухо такие звуки не воспринимает, однако они оказывают воздействие на организм, поскольку внутренние органы человека также колеблются в полостях тела с определенной частотой, иногда совпадающей с частотой внешних инфразвуковых колебаний. В результате этого возникает явление резонанса - увеличение амплитуды (то есть размаха) колебаний внутренних органов, ощущаемое человеком в виде тошноты, боли в груди, головокружения и т.д. Источником инфразвука в городе является автотранспорт.


Ультразвук - акустические волны с частотой выше 20 тыс. Гц. До недавнего времени ультразвук не был распространен. Однако изобретение ультразвуковых стиральных машинок расширило сферу взаимодействия человека с источниками ультразвука, ранее ограниченную производством и медицинскими процедурами. Влияние столь частых звуковых волн подобно действию на организм вибрации.


Д) Вибрация - отклонение центра тяжести предмета или человека от положения равновесия. Она может быть общей или местной. В первом случае колебаниям подвергается все тело в результате нахождения, например, на какой-то колеблющейся поверхности. В случае использования в трудовой деятельности или в быту вибрирующих предметов (отбойного молотка, электродрели, миксера и т.д.) действию местной вибрации подвергается рабочая рука.


Вредное влияние общей вибрации в первую очередь проявляется в возникновении патологии позвоночника, застойных явлений в органах малого таза и гинекологических заболеваний у женщин. При систематическом использовании ручных вибрирующих приборов и инструментов снижается температурная и болевая чувствительность рабочей руки, нарушается подвижность суставов.


Е) Электрические факторы. К их числу относятся электрический ток и статическое электричество. Первые статьи с описанием симптомов электротравм появились в журнале «Электричество» еще в 60-х гг. XIX в. Очень много электротравм возникало в начале XX в., когда началась повсеместная электрификация жилых и производственных помещений. Этому благоприятствовал низкий уровень культуры безопасности людей. Кроме того, патроны лампочек и корпусы выключателей изготавливались из металла, а в качестве изоляции использовался картон, что также способствовало возникновению опасных ситуаций. В настоящее время ежегодно в мире регистрируется около 25 тыс. электротравм.


Электрический ток оказывает на организм разностороннее действие: термическое, биологическое, электролитическое и механическое. Причиной смерти человека, пораженного электротоком, становится нарушение сердечной или дыхательной деятельности.


Статическое электричество, за исключением молний, как правило, непосредственной угрозы для жизни не представляет. Однако разряды статики могут стать причиной пожара, а также травм человека вследствие непроизвольного движения.


Ж) Ионизирующие излучения (ИИ) - потоки частиц и электромагнитных квантов, образующихся при радиоактивном распаде. Ионизирующими их называют потому, что при прохождении через какое-либо вещество или среду они вызывают ионизацию атомов или молекул.


Источники ИИ постоянно действуют на человека в условиях Земли. Это и космические излучения, и радиоактивные вещества, присутствующие во всех средах: земной коре и почве, атмосфере, воде. Однако действие ИИ в различных районах планеты неодинаково. Так, в гористой местности, как правило, уровень радиации выше, чем в равнинной. В городских условиях большую опасность представляет радиоактивный газ - радон, выделяющийся из земной коры, и скапливающийся в плохо проветриваемых помещениях.


Действие ИИ зависит от вида облучения (внешнее, внутреннее), его равномерности и дозы облучения. В целом выделяют три группы эффектов облучения: генетические (врожденные уродства, вызванные мутациями клеток половых желез под действием облучения), эмбриотоксические (пороки развития плода, связанные с облучением беременной женщины) и соматические (то есть изменения в органах и тканях). Последние разделяют на ранние, возникающие в скором времени после облучения (катаракта, лучевая болезнь, стерилизация, эпиляция), и поздние, проявляющиеся в отдаленные сроки жизни (опухоли).


З) Электромагнитные поля и излучения (ЭМИ)


К действию природных электромагнитных полей, в частности, геомагнитному, человек адаптировался в ходе эволюции. Проблема электромагнитного загрязнения планеты искусственными полями и излучениями в последнее время стоит очень остро. Их источниками являются высоковольтные линии электропередач, радио- и телестанции, бытовые и промышленные электрические приборы, мобильные телефоны и т.д.


Негативное воздействие ЭМИ проявляется в нарушении деятельности центральной нервной системы (раздражительность, бессонница, ухудшение памяти и внимания), ухудшении работы сердца и сосудов (аритмия, брадикардия или тахикардия, боли за грудиной, колебания артериального давления), эндокринных нарушениях (особенно щитовидной и половых желез), половых дисфункциях (бесплодие, невынашивание беременности, пороки внутриутробного развития), развитии катаракты.


И) Аномальная освещенность. Вредной считается не только недостаточная, но и избыточная освещенность рабочего места, наличие бликов. Это создает зрительный дискомфорт, а в ряде случаев, например, в заснеженных горах, может привести к развитию ожогов сетчатки.


К) Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения (УФ). Инфракрасное излучение испускает любой нагретый предмет или тело человека. Воспринимается оно как тепло, а следствием чрезмерного действия инфракрасного излучения являются ожоги.


Что касается УФ, в данном случае дело обстоит гораздо сложнее. С одной стороны, оно необходимо для нормального формирования и развития костей, положительного эмоционального фона. Недостаток УФ проявляется в виде рахита у детей или так называемой зимней депрессии у взрослых. С другой стороны, избыток УФ приводит к нежелательным явлениям: ожогам кожи, развитию фотоаллергии и опухолей кожи. Как известно, наиболее часто встречающейся опухолью у людей является мела-нома, а чрезмерное действие УФ способствует возникновению этой опасной патологии.


Таким образом, физические вредные и опасные факторы очень широко распространены в повседневной жизни людей и на производстве.

Для оценки степени воздействия факторов техносферы на че-ловека и выработки концепции защиты необходимо рассмотреть механизмы воздействия различных факторов на человека и воз-можные последствия этого воздействия. Поскольку негативные факторы среды обитания в концентрированной форме присутст-вуют именно в производственной среде, изложение ведется в первую очередь применительно к профессиональной деятельно-сти человека.

Во всех перечисленных видах трудовой деятельности чело-век подвергается воздействию различных по своей природе фак-торов производственной среды и самого трудового процесса. Многие из этих факторов присутствуют и в жилой, и в городской среде. С позиций методологии нормирования факторов защиты человека от их воздействий принято разделять факторы на две группы - вредные и опасные. Определения опасного и вредного фактора применительно к производственной среде приведены в ГОСТ 12.0.002-80.

Опасный фактор - фактор среды обитания, способный при определенных условиях привести к травме или любому другому внезапному, резкому ухудшению здоровья че-ловека. Вредный фактор - фактор среды обитания, способный при определенных условиях вызвать заболевание при длительном воздействии на человека или оказать негативное воздействие на его потомство. Вредные факторы обладают способностью стано-виться опасными при высоких уровнях или при длительном воз-действии. Например, звук, создаваемый авиационным реактивным двигателем, способен привести к разрыву барабанной перепонки, то есть вызвать травму, тогда как звуки, создаваемые производст-венным оборудованием, относятся к шуму, являющимся вредным фактором. В настоящее время насчитывается более 100 различных по своей природе опасных и вредных факторов. Все факторы объ-единены в группы по природе воздействия на человека.

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 выделяют четыре группы опас-ных и вредных факторов (опасные факторы выделены курсивом).

Физические: движущиеся части машин и механизмов и сами машины, острые кромки предметов, нахождение на высоте, пе-регретые или переохлажденные поверхности, способные вы-звать термический или холодовый ожог, повышенная запылен-ность воздуха, повышенная или пониженная температура возду-ха, повышенный уровень шума, повышенный уровень вибрации, повышенный уровень инфразвуковых колебаний, повышенный уровень ультразвука, повышенное или пониженное барометриче-ское давление и его резкое изменение, повышенная или пони-женная влажность воздуха, повышенная или пониженная под-вижность воздуха, повышенная или пониженная ионизация воз-Духа, повышенный уровень ионизирующих излучений, опасный уровень напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, повышенный уровень статического электричества, повышенный уровень электромаг-нитных излучений, повышенная напряженность электрического поля, повышенная напряженность магнитного поля, отсутствие или недостаток естественного света, недостаточная освещен-ность, повышенная яркость света, пониженная контрастность, прямая и отраженная блесткость, повышенная пульсация свето-вого потока, повышенный уровень ультрафиолетовой радиации, повышенный уровень инфракрасного (теплового) излучения.

Химические факторы: различные химические вещества, ко-торые объединяются в следующие подгруппы:

По характеру воздействия на организм человека - общеток-сические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию;

По пути проникания в организм человека - действующие через дыхательные пути, действующие через пищеварительную систему, действующие через кожный покров.

Подробнее механизмы воздействия химических веществ на человека рассмотрены в следующем разделе. Многие химические вещества, в зависимости от количества, попавшего в организм человека, могут быть как опасными, так и вредными факторами.

Биологические факторы: биологические объекты, воздей-ствие которых на работающих вызывает травмы или заболевания, микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, гри-бы, простейшие) и макроорганизмы (растения и животные). Био-логический фактор в зависимости от вида тоже может быть опас-ным или вредным.

Психофизиологические факторы по характеру действия подразделяются на следующие подгруппы: физические перегруз-ки, нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки под-разделяются на статические, динамические и гиподинамию. Нервно-психические перегрузки в свою очередь подразделяются на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки и монотонность труда.

Перечисленные опасные и вредные факторы характерны в первую очередь для производственной среды трудового процес-са, но могут присутствовать в городской и бытовой среде.

С самого рождения человек сталкивается с различными опасностями, связанными с технической сферой и биологической средой. Для того чтобы не подвергать собственную жизнь риску, каждый должен иметь определенный набор знаний, которые помогут защитить его от этих угроз и опасностей. Вопросами разработки правильных способов защиты от негативных технических и природных воздействий и безопасного взаимодействия людей с окружающей средой занимаются представители такой научной области, как безопасность жизнедеятельности. Эта статья поможет разобраться с тем, что такое БЖД, а также какие цели и задачи преследует эта дисциплина.

Определение и основные понятия

Перед тем как начать глобальное рассмотрение вопроса, что такое БЖД, для начала необходимо дать ему четкое определение. Итак, безопасность жизнедеятельности - это наука, которая рассматривает вопросы о взаимодействии человека с технической сферой, а также взаимодействие людей с природной средой. А также система БЖД включает в себя разработку основных правил и рекомендаций по защите человека от различных негативных факторов. Объектом является человек, а предметом изучения БЖД - выработка безопасного и комфортного существования людей.

Появление такой науки, как безопасность жизнедеятельности, связано с объективной потребностью общества в умениях защитить собственную жизнь. которые выводит эта наука, основываются на практическом опыте человечества, а также на теоретической основе других смежных наук.

В понятие БЖД также входит и одноименная школьная дисциплина, которой обучают детей с целью привития им знаний о возможных опасностях и угрозах. Основы БЖД помогают приобрести теоретический и практический опыт поведения в сложных или чрезвычайных ситуациях.

Задачи

После того как было дано определение, что такое БЖД, крайне важно понять, какие задачи ставит перед собой эта область знаний. Основными задачами этой дисциплины являются:

  • определение, классификация и оценка различных негативных воздействий внешней среды обитания;
  • предупреждение различных негативных воздействий;
  • ликвидация последствий негативного воздействия;
  • контроль за окружающей средой;
  • создание для человека комфортного и безопасного состояния внешней окружающей среды;
  • обучение людей правильному поведению в условиях угрозы или воздействия негативных факторов.

Таким образом, можно сказать, что задачи безопасности жизнедеятельности - это комплекс мероприятий, направленный на от различных негативных факторов.

Цели

Основополагающей целью БЖД является пропаганда знаний, направленных на уменьшение смертельных случаев, и сохранение здоровья людей, столкнувшихся с опасными внешними факторами. Безопасность жизнедеятельности является крайне важной наукой, так как благодаря ей есть возможность научить людей правильно действовать при угрозах.

Безопасность жизнедеятельности рассматривает следующие вопросы:

  • Профилактика негативного воздействия, что включает в себя определение и выбор безопасного места для жизни, соблюдение норм и правил охраны труда, а также привитие населению здорового образа жизни.
  • Коллективные мероприятия по организации безопасной жизнедеятельности, что включает создание безопасных условий труда, защиту людей от катастроф природного и техногенного характера, а также разработку нормативной базы в сфере защиты здоровья и жизни населения в целом.
  • Создание благоприятного состояния окружающей среды, что включает соблюдение правил сохранения окружающей среды и уменьшения различного негативного воздействия на нее со стороны человечества, а также рационального и правильного использования природных ресурсов.

Существует ряд аксиом, которые были определены данной наукой, а именно:

Данная наука занимается определением и классификацией факторов, которые делятся на опасные и вредные. Вредными факторами являются те, которые приводят к ухудшению здоровья и могут понизить работоспособность человека, однако после отдыха человек приходит в норму, и его организм способен продолжать функционировать. Опасные факторы - это те, которые приводят к травматизму, нарушениям здоровья или смерти человека.

Оба этих фактора бывают природными и антропогенного характера. Опасные и вредные факторы делятся на биологические, химические, физические и психофизические.

Биологические факторы - это грибки, бактерии и вирусы, а также выбросы предприятий, биологическое оружие, средства для обработки растений и т. д.

Химические факторы - это вещества, которые вдыхает или употребляет человек, а также химическое оружие.

Физические факторы - это влажность и температура воздуха, солнечная радиация, скорость ветра, атмосферное давление, а также различные вибрации и шумы, ток, ионизирующее излучение, оружие массового поражения и т. д.

Психофизические факторы - это нервно-психологическое воздействие на человека.

Заключение

Подводя итог рассмотрению вопроса, что такое БЖД, следует отметить, что человек на протяжении всей жизни сталкивается с множеством опасных и вредных факторов. Отсутствие теоретического и практического опыта защиты собственной жизни может привести к летальному исходу, что в сумме создает угрозу повышения уровня смертности.

Каждый человек должен самостоятельно взять на себя ответственность за свою безопасность с целью сохранения собственной жизни людей. А для того чтобы понимать, как правильно вести себя при угрозах, поможет заблаговременное и тщательное изучение такой дисциплины, как безопасность жизнедеятельности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх