Конституционное закрепление основных принципов буржуазного права. Глава пятнадцатая основные черты буржуазного общества. по национальным особенностям

Революции XVII-XIX вв. привели не только к политическим изменениям, но и к формированию нового, буржуазного права. Оно развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее правовых систем в обществах, построенных на частной собственности. Отрицание положений прежнего феодального права в ходе буржуазных революций и в последующие периоды происходило главным образом в той ее части, которая противоречила интересам нового строя.

Новый взгляд на право проявился в форме оживления естественного права. Европейские народы получили его как часть культурного наследия Античности и выражение нового идеологического течения в рамках рационализма. Оно стало исходным пунктом в радикальном преобразовании западноевропейского правового порядка при помощи законодательства как основного метода.

В буржуазном праве проявился ряд новых качеств:

  • 1) оно рождалось в виде национальных правовых систем. Именно капитализм, ломающий всякие сословные различия, замкнутость отдельных территорий в своих правовых системах, привел к возникновению национального права;
  • 2) в отличие от средневекового права, базирующегося на сословных, коллективистских началах, буржуазное право основывалось на позициях индивидуализма. В его центр была поставлена личность, а не коллектив.

В основу буржуазного права были положены следующие принципы:

  • 1) утверждается принцип юридического равенства сторон лично свободных людей, поскольку оно является предпосылкой заключения любого договора. До буржуазных революций ни в одном государстве равной для всех гражданской правоспособности не было. Она определялась в зависимости от пола, сословной принадлежности. Существовали многочисленные категории лиц, права которых были ограничены. На объем правоспособности влияла религия. В колониях существовало рабство. В Новое время было уничтожено большинство ограничений и установлено юридическое равенство граждан. Однако и в этот период представительные органы (парламенты) формировались на основе цензового избирательного права, выражали интересы зарождавшейся буржуазии. Парламенты образовывались 10-15% граждан, которые были допущены к избирательным урнам;
  • 2) с принципом юридического равенства неразрывно связан принцип законности. Граждане несут равную ответственность перед законом. Их правомерное поведение - одно из проявлений законности;
  • 3) важный принцип буржуазного права - свобода, понимаемая очень широко. Буржуазное государство провозглашает политические свободы как основу своего общественного строя.

Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Принципы равенства, свободы, законности характеризовали буржуазный тип права в целом. Вместе с тем в рамках единого типа буржуазного права каждое государство имело свою национальную систему права с присущими ей особенностями. Сложившиеся в Новое время правовые системы буржуазных государств принято разделять на две группы, романо-германскую и англосаксонскую.

В процессе эволюции буржуазное право отражало следующие характеристики:

  • равенство прав по рождению и субъектов правоотношений в отдельных отраслях права;
  • гуманизацию юридической ответственности;
  • гарантии собственности, свободы, безопасности;
  • сопротивление угнетению;
  • устранение расовых и национальных привилегий;
  • провозглашение мнения народа как источника власти;
  • утверждение закона как выражения общей воли;
  • равную судебную защиту и состязательный открытый характер судебного процесса и др.

Буржуазное право обнаружило тенденцию разделения по отраслям. Главная его отрасль - конституционное право. Эта отрасль была призвана ввести новые принципы государственности, общественного устройства. Общей чертой буржуазного конституционализма является декларативность.

Важнейшая отрасль буржуазного права - гражданское право, призванное капитализировать ключевые аспекты общественных отношений. Главными признаками капитализации стали: главенство института частной собственности, статус физических и юридических лиц, выравнивание прав мужчины и женщины в брачно-семейных, имущественных отношениях, вопросах наследования.

Произошла либерализация уголовного права. Ушли в прошлое принцип массового устрашения, принцип талиона. На смену пришел принцип индивидуальной ответственности и адекватности наказания. Основным наказанием становится лишение свободы как мера исправительного характера. Практически исчезают телесные наказания, резко уменьшается круг преступлений, влекущих смертную казнь.

В Новое время, как справедливо утверждает Н. Рулан,

большой спектакль физического наказания исчезает, - люди избегают

смотреть на терзаемое тело. Стали искать иные решения, по-прежнему

направленные на исправление виновного .

Например, за некоторые виды правонарушений с согласия осужденного назначались общественные работы, стали прибегать к позорящим мерам воздействия. Здесь имелось в виду воздействие лишь на сознание виновного, а не на его тело.

Либерализация права требовала изменения судебной системы. Она поднялась на уровень ветви государственной власти. Формирование судебного корпуса стало основываться на принципе выборности и несменяемости судей. Демократизация буржуазного суда была связана с введением суда присяжных , института апелляции и кассации.

Утверждалось, что само государство в лице своих представителей подчинено действию правовых норм, как и любой гражданин. В случае нарушения гражданином какого-либо правового запрета государство должно в качестве одного из субъектов процесса (обвинителя) доказать перед независимым и подчиненным только праву судом наличие правонарушения и виновность гражданина (обвиняемого) для того, чтобы он был подвергнут судом законному и справедливому наказанию. При этом идея независимости суда от государства подкрепляется правовым институтом присяжных заседателей, наличием гарантий прав обвиняемого при помощи соответствующих конструкций в судопроизводстве.

Типичной формой является состязательная форма процесса. Эта форма с большой последовательностью проведена в построении всех стадий англо-американского процесса. Менее последовательно состязательное начало проведено в судебном процессе на континенте Европы. Здесь утвердилась следственно-состязательная (смешанная) форма. Кроме состязательности, буржуазный тип процесса характеризовался началами устности, гласности , устранением в процессе сословных и религиозных привилегий.

Историческое значение буржуазного государства и права заключается в разрушении старого феодально-патриархального порядка и в определении новой глобальной перспективы развития.

Вопросы для размышления и контроля

  • 1. Что следует считать хронологическим рубежом, отделяющим средневековую историю государства от государства Нового времени?
  • 2. Какие политические перемены сопровождали первые европейские революции?
  • 3. Перечислите отличительные особенности буржуазного государства.
  • 4. Как повлияли европейские буржуазные революции XVII- XVIII вв. на становление национальных правовых систем?
  • 5. Каковы принципы и отличительные особенности буржуазного права?
  • 6. Какие изменения произошли в судоустройстве и судопроизводстве в период Нового времени?
  • 7. Расскажите о путях эволюции буржуазного права.
  • Рулан Норбер. Указ. соч. С. 200.

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX века. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого «народного представительства» (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

Еще по теме Тема 19. Особенности буржуазного государства и права:

  1. ГЛАВА 2. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII - XIV вв.). Псковская судная грамота Государственная раздробленность Руси
  2. ГЛАВА 6. Российское государство и право в первой половине XTX в.
  3. ГЛАВА 9. Советское государство и право в октябре 1917 - 1953 гг. Общая характеристика государственно-правовой политики большевиков 1917-1953 гг.

Буржуазное право появилось в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Общие предпосылки буржуазных революций были плодом феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов. Бошно С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. - М.: ЭКСМО, 2007.

После победы буржуазной революции установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это убедительно было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом.

Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.

Обладание частной собственностью является основой и мерилом экономической свободы при капитализме. В свою очередь экономическая свобода служит фундаментом для политической, социальной и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного лица, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в конституциях и обычных законах их прав, и наоборот.

Примечательны в этом отношении выводы известного западногерманского ученого, знатока буржуазного конституционного права Конрада Хессе. В книге "Основы конституционного права ФРГ" он писал: "Для безработного постановка вопроса о профессиональной свободе является бесполезной. Свобода получения образования и свободный выбор учебного заведения значимы лишь для тех, кто обладает достаточными средствами для того, чтобы получить желаемое образование, и кто имеет возможность поступления в эти учебные заведения. Гарантии права собственности имеют реальное значение лишь для собственников, неприкосновенность жилища - лишь для тех, кто им обладает" Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 112.

Основным источником появления и последующего накопления собственности являются трудовая деятельность, а также жесткая эксплуатация человека человеком, угнетение широких слоев трудящихся масс со стороны господствующих кругов, хищническое присвоение ими результатов чужого труда.

Наметившаяся после Второй мировой войны тенденция роста масштабов огосударствления производства в развитых капиталистических странах ведет, как правило, к усилению процесса концентрации собственности и власти в руках финансово-промышленного капитала.

В западной социологической и политологической литературе социальная структура общества традиционно рассматривается как некое целое, состоящее из следующих трех составных частей - классов: высшего, среднего и низшего (рабочий). Каждый класс включает в себя всех тех лиц, которые обладают относительно ровным уровнем дохода, имеют одинаковый социальный статус, пользуются в обществе сходным социальным престижем.

Высший класс, или "класс досуга" (leisure class), как его нередко называют, состоит из тех представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом. Материальной основой такого "привилегированного положения могут быть полученное наследство, дивиденды от земельной или иной собственности, специальные привилегии"*(156).

Средний класс включает в себя лиц со средним доходом. В их числе: мелкие и средние собственники (буржуа), мелкие бизнесмены, ученые "с недостойным доходом", высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры и др. Наконец, низший, или "рабочий, класс" состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами, соответствующими им жизненными условиями. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004. С 15

Что собой представляет буржуазное право? В неразрывной связи с капиталистическим государством находится право. Оно представляет собой систему норм или правил поведения, выражающих, прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. На месте ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и др., направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами и источниками буржуазного права являются законы, нормативные, издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом - в США, парламентом - в Великобритании, Национальным собранием - во Франции, бундестагом - в Германии и т.п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые.

Конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение сил, а также характер взаимоотношений, выражающих интересы их общественно-политических институтов.

Также конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы. И наконец, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты законодательной властью своего первоначального конституционного назначения. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004.

Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования. А совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций, получила название делегированного законодательства.

Итак, подведем итог, особенностью буржуазного права является провозглашение формального равенства. Речь идет в первую очередь о равенстве юридическом: перед законом, перед судом, процессуальное равенство сторон, равенство мужчин и женщин, равенство прав и обязанностей. Буржуазное право закрепляет основные ценности данного государства и общества: свобода, равенство и братство. Именно под этими лозунгами производились буржуазные революции. Буржуазия, накопившая огромные материальные резервы еще при феодализме, выступала в революции против сословных привилегий феодализма.

С победой буржуазных революций утверждались новые общественные отношения, из-за этого - буржуазного права. Сохраняя некоторую преемственность с феодальными правовыми системами, буржуазное право формировалось на совершенно новых принципах - единства закона, юридического равенства, законности, свободы.

Буржуазная революция установила единое для всей страны право, НО законы рев. периода касались отдельных вопросов,не составляли законченной системы правовых норм. только после упрочения буржуазии -единые национальные системы права.

В буржуазном обществе огромную роль играет договор . На договорах строятся отношения между предпринимателями, между предпринимателем и рабочим+ семейных отношений. Появляется -Правоспособность определялась сословной принадлежностью. дворяне обладали рядом привилегий, а правоспособность крестьян была ограничена +На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из перечисленных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан.(1)

(2) принцип законности -равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом.

(2) свобода- политические свободы(основа общественного строя) Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Каждое государство имеет свою национальную систему права. двум основным группам.

I. континентальные правовые системы, (19-20в) возникшие в Европе под влиянием французского права. характеризует 1. деление права на частное(гражданское, семейное, торговое право) и публичное(конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное. 2. широкое распространение кодификации как материального, так и процессуального права.

II. Англосаксонские правовые системы базируются на общем праве Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв.,

НЕТ деления на частное и публичное. НЕТ разграничение материального и процессуального права. В англосаксонских системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной Европе. Не знают они и кодификации.

Источником права 1. судебный прецедент, который считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел. 2. обычаи и конституционные соглашения.

Предпосылки и основные этапы Английской революции середины ХVII

Причины Английской буржуазной революции



· противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом;

· недовольство политикой Стюартов;

· противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма.

силы революции : городские низы и крестьянство главе с новым обуржуазившимся дворянством

Повод революции: роспуск Карлом I «Короткого парламента».

Предпосылки Английской буржуазной революции -экономический и политический кризис 17В.


Экономический кризис :

1. Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

2. Незаконные поборы.

3. Рост цен.

4. Усиление эмиграции.

Политический кризис :

1. Смена правящей династии.

2. Противостояние короля и парламента.

3. Казнокрадство.

4. Роспуск Карлом I парламента.


Основные этапы буржуазной революции

1. Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).

2. Республиканское правление (1650 – 1653).

3. Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

4. Реставрация монархии (1659 – 1660).

Основные особенности буржуазной револю­ции Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством .

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности анг­лийской революции в экономической сфере.

со­хранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет.

Политические течения

в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения:

· пресвитериан (правое крыло революции, крупная буржуа­зия)- КОНСТ. МОНАРх. + власть короля

· индепендентов (сред­нее и мелкое дворянство, средние слои городской бур­жуазии);- конст. монарх+ свобода слова, совести

· левеллеров.(ремесленники, крестьяне) - общие права

· дигерны (радикальная часть левеллеров) - отмена частной собственности

Буржуазное государство - это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим (государство раннего капитализма), для поддержания гражданского согласия, мира, охраны жизни, чести, здоровья личности, защиты прав человека, владеющий монополией на законное насилие (современное государство).

Экономическая основа:

Частная собственность на орудия и средства производства;

Государственная, кооперативная, акционерная и другая собственность;

Экономическое принуждение к труду, рынок свободной продажи рабочей силы, таланта, способностей («от каждого - по способностям, каждому - по труду»);

Свободная конкуренция производителей.

Социальная основа:

Буржуазия,

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Функции буржуазного государства:

Внутренние:

Охрана частной собственности:

Законодательная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Захватническая (свойственна на ранней стадии развития буржуазного государства);

Буржуазное право - это возведенная в закон воля буржуазии (на ранних этапах развития капиталистического государства), законопослушных граждан (на современной стадии), поддерживаемая и охраняемая государством.

Основная характеристика:

Закрепляет и охраняет частную собственность как главный институт буржуазного права;

Делится на частное и публичное право;

Формами (источниками) буржуазного права служат обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, международное право;

Исходит из презумпции естественности прав человека (на современной стадии развития);

Отличается как либерализмом при назначении наказания правонарушителям, так и консерватизмом, определенной жестокостью, приверженностью феодальным правовым традициям;

Защищает свободу совести как один из самых важных институтов свободы человека, гражданина, демократического государства;

Стоит на страже иных гражданских прав и свобод;

Провозглашает верховенство права (современная стадия) в качестве главного принципа правового регулирования.

Социалистическое право и государство (являются переходными элементами при построении коммунизма):

Социалистическое государство - это организация политической власти трудящихся.

Экономическая основа:

Общественная (государственная) и колхозно-кооперативная собственность на орудия и средства производства;

Отношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Социальная основа:

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Основные функции социалистического государства:

Внутренние:

Охрана общественной и колхозно-кооперативной собственности:

Законодательная;

Исполнительно-распорядительная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п.

Социалистическое право - это система установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых мерами убеждения и принуждения правил поведения, выражающих волю всего народа в целях построения социализма и коммунизма.

Основная характеристика:

Выражает волю всего народа;

Закрепляет и охраняет общественную собственность как главный институт права;

Доминирование публичного права;

Формами (источниками) социалистического права служат нормативно-правовые акты;

Является инструментом для построения коммунистического общества.

Классификация исторических типов государства и права:

1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.):

Исторический тип государства и права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации.

Истории человечества известны следующиеобщественно-экономические формации:

Первобытнообщинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Буржуазная;

Социалистическая (социальная).

Общественно-экономической формации свойственны:

Определенный тип производственных отношений и производительных сил;

Определенная социальная структура;

Определенный тип общественного сознания, культуры.

Существует четыре исторических типа государства и права:

Рабовладельческий (азиатский и европейский);

Феодальный (азиатский и европейский);

Буржуазный;

Социалистический (социальный).

Историческим типам государства и права свойственны:

1. С точки зрения формационного подхода:

- свой экономический базис;

Своя классовая сущность;

Свое социальное назначение;

Свой тип общественного сознания, правовой культуры;

Своя надстройка (политическая, правовая и т. д.).

Тем не менее неоспоримым является тот факт, что в формационном подходе очень много истины, поскольку его основой является исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, а экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем:

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;

Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность;

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Характеристика цивилизационных подходов к типологии государства.

2. Цивилизационные подходы (У. Ростоу, А. Тойнби и др.)

Исторический тип государства и права - относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Классификация цивилизационных подходов:

1. В зависимости от исторического и культурного развития общества:

Крестьянские (доиндустриальные);

Промышленные (индустриальные);

Научно-технические (постиндустриальные).

2. По характеру цивилизаций:

Восточные;

Западные;

Смешанные.

3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков:

Египетская;

Китайская;

Православная;

Арабская др. (всего 23).

4. По правовому положению индивида в государстве:

Древневосточная;

Древнегреческая;

Средневековая;

Современная.

С точки зрения цивилизационного подхода:

Несовпадение понятий «цивилизация», «культура» с определенной общественно-экономической формацией, господствующим политическим режимом;

Культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства.

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. Выделяют традиционно двух авторов этого подхода: Арнольда Джозефа Тойнби и Питирима Сорокина.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

Древние (древнеегипетская, шумерская и др.);

Особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

Современные.

По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

Первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

Вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства часто противопоставляют друг другу. В действительности, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие.

При своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы:

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию типологии государств.

Понятие и значение формы государства и ее структура.

Форма государства (ФГ) - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Элементы (части) ФГ:

- форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;

- форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом;

- политический режим (ПР) , т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.

Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР

Характеристика государств:

1. по форме правления:

Монархии (неограниченные и ограниченные);

Республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).

2. по форме государственного устройства:

Унитарные;

Федеративные;

Конфедеративные;

Имперские.

3. по политическому режиму:

Демократические;

Антидемократические(автократические - самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические;тоталитарные - фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические (олигархические) - монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические - христианские, исламские и т. п.)

4. по национальным особенностям:

Государства-нации;

Многонациональные государства.

5. по правовой характеристике:

Правовые государства;

Преступные государства.

Республика как форма государственного правления: понятие и виды.

Республика (лат. res/publica - общественное дело ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

1. Парламентские (англ. parlament - говорить ):

Руководящими исполнительными органами являются и президент и кабинет министров, ответственный перед законодательной ассамблеей;

В основу системы высших органов государства положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность;

Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты). Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;

Правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;

Формальным признаком парламентской республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия), является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

Президент парламентской республики выбирается парламентским путем и осуществляет сугубо номинальные функции;

Правительство подвержено более жесткому контролю со стороны парламента, чем в президентских республиках.

2. Президентские:

Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

Министры ответственны в первую очередь перед президентом, а не парламентом;

Фактическая независимость президента от высшего законодательного органа. Сам способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов;

Законодательство многих стран наделяет президента такими полномочиями, которые позволяют ему в определенной степени контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

3. Смешанные:

Смешение признаков парламентской и президентской республик;

Участие президента и парламента в формировании правительства;

Подотчетность правительства президенту и парламенту.

4. Партократические:

Симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;

Партией используется мощь государства для своих целей;

Идеология партии - государственная идеология;

Отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;

Подчинение законотворчества партийным догмам;

Имперское строение государства;

Тотальный контроль как метод управления обществом.

Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.

Монархия (гр. monarchia – единовластие ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству.

Виды монархий:

1. Неограниченные:

Свойственны позднему феодализму;

Полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха;

Наследственный порядок формирования верховной власти;

Воля монарха - один из источников права («Государство - это я», - формула государства короля ФранцииЛюдовика XIV).

2. Ограниченные (конституционные):

а) дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).

б) парламентарная монархия:

Политико-правовое отражение полной победы буржуазии над феодалами;

Существует в ряде современных стран (Великобритания, Бельгия,Дания, Швеция, Норвегия,Япония и др.);

Отсутствует какой бы то ни было дуализм;

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

Участие монарха в образовании правительства чисто символично, его формирует лидер победившей на выборах партии.

в) выборная монархия - разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).

Нетипичные формы государственного правления: понятие и виды.

Термин ʼʼнетипичнаяʼʼ форма правленияʼʼ отражает процессы сокращения и исчезновения ʼʼчистыхʼʼ форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населœению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами (ʼʼреспубликанская монархияʼʼ, выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не должна быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента͵ а только один из нескольких монархов - правителœей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют из себя наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами (ʼʼмонархическая республикаʼʼ, суперпрезидентская) - в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителœем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 ᴦ. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не избирается населœением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента͵ а также всœе члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и вправе наложить вето на любое решение Меджлиса.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Унитарное государство (лат. unios единый ) - единое, цельное государство, составные части которого разделены на административно-территориальные единицы.

Признаки унитарного государства:

Территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, губернии и т. п.);

Центральная власть (одна конституция, одно правительство и т. д.)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх