Крымские татары получили право на льготы и пособия. Какой статус дал крымским татарам Указ Президента РФ о реабилитации? Льготы депортированным в крыму

В сентябре по крымскому сообществу пошла молва о том, что крымчане, получившие наконец справки о реабилитации, могут подавать заявления на компенсацию вреда, причиненного в связи с политическими репрессиями. Вмиг, словно по татаро-армяно-греко-болгарской почте, слух разнесся по стольному граду Симферополю. Передавая весть из уст в уста, и из рук в руки копии образцов заявлений, законопослушные граждане понесли свои документы в городскую администрацию, где заявления у них приняли и обещали в течение месяца прислать письменный ответ. При этом обратившиеся в редакцию люди жаловались, что конкретной информации об этой возможности, необходимых документах, сроках их подачи и механизме выплаты компенсаций нигде не удалось получить. Неосведомленность граждан также проявилась после появления 15 сентября сообщения «Крыминформа» о том, что Госкомитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Крыма не получал в этом году заявок на компенсацию льгот реабилитированным гражданам в муниципальных бюджетах. «По состоянию на 1 сентября заявок не поступало на возмещение средств, - отметил первый замглавы Госкомнаца Надир Номанов. – За муниципалитеты заявки я составлять не могу». Он подчеркнул, что комитет отвечает за 50-процентное возмещение затрат на подключение домов реабилитированных граждан к сетям газо-, водо-, электроснабжения. Но из 1 миллиона рублей на эти цели в этом году не потрачено ни копейки.

А между тем в городах и весях полуострова основная масса реабилитированных и ведать не ведает, и знать не знает, куда идти со своими справками, где брать образцы заявлений и, вообще, на какие льготы и компенсации им рассчитывать.

Пойди туда, не знаю куда

Принеси то, не знаю что…

В октябре сдавшим свои заявления и копии документов на возмещение ущерба в городскую администрацию крымской столицы начали поступать официальные ответы, в которых поясняется:

«Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в Комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке – для супруга, о рождении – для детей и родителей)».

Здесь получивший такое письмо вправе задаться вполне резонными вопросами:

Какой он должен предоставить материал, подтверждающий факт конфискации имущества? Разве детям, женщинам и старикам в 1944-м, поднятым с постелей и вышвырнутым из своих домов, выдавался документ с печатью и описью изъятого имущества? Какая инстанция и на каких основаниях вправе сегодня предоставлять такие документы? Куда идти 70-90-летним старикам собирать этот требуемый материал?

10 тысяч рублей за отнятое имущество

«Стоимость конфискованного имущества определяется комиссией на основании полученных материалов и документов. При этом размер возмещения реабилитированным лицам стоимости конфискованного имущества не должен превышать 4 000 рублей за имущество, исключая жилые дома, или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В этих же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества и выплачиваются денежные компенсации в случаях, когда факт конфискации установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества».

Вот и призадумались наши старики: нотариально заверь каждый документ, отыщи материалы, устанавливающие факт конфискации имущества, снеси их обратно в специальную комиссию, которая определит сумму компенсации, и жди, бог даст, получишь 4 или 10 тысяч рублей, если доживешь, конечно. Ну а если нет, то Закон на этот случай предусматривает: «В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди».

Целесообразность нотариального заверения Справки о реабилитации, Свидетельств о смерти, браке и рождении при имеющейся электронной базе данных вызывает у многих справедливое возмущение. Вполне достаточно, считают они, сверять их копии с оригиналом при приеме документов.

Сумма морального вреда не входит ни в какие понятия

Завершается письмо из администрации Симферополя казенной фразой, болью отозвавшейся в сердцах обратившихся в редакцию стариков. Они едва сдерживали навернувшиеся слезы, дрожащей рукой ведя по последним строчкам, поскольку ком в горле мешал им прочесть их вслух:

«На основании изложенного, с учетом того, что сумма возможного морального вреда входит в понятие компенсаций и мер социальной поддержки, возмещение морального вреда не представляется возможным».

По какому такому моральному праву чудом выжившие дети, сегодняшние больные, через 70 лет реабилитированные, старики, должны вновь искать, доказывать и оплачивать новые справки и бумажки?! Они, утратившие родных и близких, жизни и здоровье которых не компенсируешь никакими материальными ценностями, заслуживают человеческого внимания и достойной старости на своей земле. Два года депортированным обещали упростить процедуру получения справок, планировали поездку в Узбекистан для скорейшего разрешения проблемы, но по сей день основная масса ждет подтверждений… Согласно Закону Российской Федерации №1761-1 от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», на который ссылаются симферопольские власти, проживавшим в России реабилитированным еще в 1990-е годы были выплачены компенсации. А теперь остается его применить с учетом местной специфики и 25-летнего срока давности к реабилитированным крымским татарам, армянам, болгарам и грекам. С этой инициативой выступил Совет старейшин Алушты, обратившись с соответствующим письмом к президенту В.Путину. Об этом «ГК» писала в №42 от 21 октября 2016 года. Члены совета старейшин призывают внести изменения в законодательство, предусматривающие справедливую, реальную и достойную денежную выплату», которая «возместит реальный материальный вред, нанесенный незаконными репрессиями».

(Письмо в редакцию)

В редакцию газеты Avdet часто поступают письма, в которых крымские татары жалуются на невыполнение президентского указа о реабилитации. Вот одно из них.

Какой статус дал крымским татарам Указ Президента РФ о реабилитации?

Крымские татары начали массово сдавать документы на получение справок о реабилитации, стояли каждую пятницу в очередях в надежде на, что после получения документа им, тем, кого насильственно выселили из Крыма 18 мая 1944 года, вернут в материальном соотношении то, что они, их родители тогда оставили в Крыму.

Моей матери, Асие Садыковне Герус (Абдулкадыровой), органы МВД отказали в выдаче справки о реабилитации. Причиной этому стали некоторые неточности в предоставляемой архивной справке.
Во время депортации мать 5-летней Асие скончалась. Позже, в 1946 году, умер и вернувшийся с фронта отец. Чтобы девочка не оказалась в детдоме, близкие родственники записали ее на свою фамилию. Из-за этого теперь в документах разночтения.

«При изучении материалов заявления установлено, что в свидетельстве о рождении Ваш отец значится как Садык Абдулкадыр, а в архивной справке МВД Узбекистана от 20.12.2004 № 7/4-А-12907 как Меджитов Исмаил. Также имеются и разночтения в написании фамилий и имен других родителей», – сказано в выданном МВД России по Республике Крым ответе.
Матери порекомендовали для установления факта родственных отношений обратиться в суд.

Вернувшись из Узбекистана на Родину в 2011 году, Асие Герус получила паспорт в течение месяца, имея статус депортированной. Но вот для получения статуса реабилитированной ей придется доказывать свое право на это в суде. А пока она не может пользоваться льготами как реабилитированная крымская татарка. Ей не положены также 500 рублей, которые должны выплачиваться, согласно закону о реабилитированных гражданах. Льготами по коммунальным услугам, которые составляют 50 %, она тоже не может пользоваться, так как живет в съемной квартире, на оплату которой уходит вся ее пенсия, вплоть до того, что не остается денег на лекарства.

Так какой же статус имеет крымская татарка, которой отказано в получении справки о реабилитации, которая не имеет жилья, полуслепая? Мои письма Президенту РФ возвращались на рассмотрение в Совет министров Крыма, в Госкомнац, МВД, но никому наши старики и их проблемы не нужны. Если в год будут сдавать по 500 квартир для реабилитированных по Крыму, наши старики еще 10 лет не получат жилье.

Я же могу получить гражданство РФ, лишь пройдя длительную процедуру: разрешение на временное проживание, вид на жительство и только после пяти лет проживания в Крыму я могу стать гражданкой России. Получается, что крымские татары возвращаются на Родину не как народ, подвергшийся насильственному выселению, а как иностранные граждане. Вернувшись на Родину, сталкиваешься с бюрократией, пренебрежительным отношением со стороны работников паспортных столов.

Есть случаи, когда крымских татар депортировали из Крыма, так как у них закончился срок регистрации вида на жительство, или они «застревали» между двумя границами, не имея возможности ни вернуться в Украину, ни заехать в Крым.

К примеру, семье Аметовых, которая вернулась на Родину из г.Бекабада, в ФМС заявили, что отцу и трем детям продлят пребывание в Крыму, а от матери потребовали выехать с территории полуострова. Между тем семья продала дом в Узбекистане, чтобы вернуться на Родину, но оказалась здесь в таком положении. Те деньги, которые были выручены за дом, они истратят, пока получат все надлежащие документы, а потом им придется скитаться с детьми по квартирам. Сколько еще страдать крымским татарам, вернувшимся на Родину? Сколько еще будут депортировать крымских татар? Кто будет решать вопросы крымских татар, кто будет отстаивать их интересы? Почему крымские татары, вернувшись на Родину из мест депортации, должны покупать патент, чтобы работать? Раз уж Президент РФ издал Указ о реабилитации, то документ должен вступить в полную силу, чтобы реабилитированным было возвращено все, что было отнято в 1944 году. В законопроекте Э. Гафарова предусмотрены все льготы для реабилитированных лиц вплоть до выплаты материальной помощи за съем жилья, обеспечения жильем, компенсации…Но на мои письма из Госкомнаца пришел ответ только по нескольким пунктам, в принципе это те пункты, которыми в настоящее время будут пользоваться реабилитированные лица. Когда же вступит в силу тот законопроект, который вернет реабилитированным все, что было у них отнято?

Как известно, 21 арпеля 2014 года Президент РФ Владимир Путин издал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В документе, в частности, говорится о принятии комплекса мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам.

Реабилитированные жертвы политических репрессий в Крыму получили право на ежемесячную материальную помощь, а также льготы по оплате коммунальных услуг и на проезд в пассажирском транспорте, сообщил РИА Новости глава госкомитета правительства Крыма по межнациональным отношениям и депортированным гражданам Заур Смирнов.

В годы Великой Отечественной войны насильственной депортации из Крыма по подозрениям или обвинениям в государственной измене подверглись представители 20 национальностей. Больше всего пострадали крымские татары - с полуострова было выселено свыше 183 тысяч человек. После референдума в марте 2014 года Крым вошел в состав РФ, президент издал указ о реабилитации крымско-татарского и других народов полуострова.

По словам Смирнова, закон о мерах социальной поддержки реабилитированных жертв политических репрессий принят в среду на сессии крымского парламента. «Документ носит историческое значение, потому как репрессированные народы Крыма ждали его несколько десятилетий», - подчеркнул Смирнов.

В частности, закон закрепляет право репрессированных граждан на 50% льготы по квартплате и услуги ЖКХ, льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях в пределах республики, ежемесячную денежную выплату в размере 500 рублей. Кроме того, закон гарантирует выплату единовременной материальной помощи на завершение строительства жилья. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, также получили право на бесплатную юридическую помощь.

На льготы имеют право претендовать лица, постоянно проживающие в Крыму и имеющие справку о реабилитации.

В этом году, в крымском бюджете на выплату помощи и компенсации льгот предусмотрено 168 миллионов рублей.

Воссоединение Крыма с Российской Федерацией привело к значительным изменениям на полуострове. Часть их касается организации социальной защиты отдельных категорий граждан. Так, Президент РФ в апреле 2014 года подписал Указ , в котором содержалось поручение региональным властям организовать соцобеспечение лиц, подвергшихся репрессиям. Таковых выселяли с территории полуострова по национальному признаку. Указ Президента РФ направлен на восстановление исторической справедливости по отношению к людям, потерявшим на некоторое время Родину в результате политических решений властей.

Разберем, на что могут рассчитывать представители перечисленных народов в Крыму в 2019 году. Как и кому присваивается статус репрессированного. Какими документами нормируются преференции.

Законодательство

Репрессиям в советском Крыму подверглись лица нескольких национальностей. Так, в Указе приведен следующий перечень:

  • болгары;
  • греки;
  • итальянцы;
  • крымские татары;
  • немцы;
  • армяне.

Забота о населении на подведомственной территории относится к полномочиям местных и федеральных властей. В вопросе соцзащиты репрессированных распределение обязанностей происходит в рамках закона от 18.10.1991. В 16 статье указанного акта содержится норма о возложении обязанностей по соцподдержке репрессированных и реабилитированных лиц на региональные власти.

На основании указанного федерального акта и Указа Президента РФ Госсовет Крыма принял закон от 18.02.16. В таковом перечислены привилегии, на которые могут претендовать репрессированные граждане, в том числе крымско-татарской национальности.

Важно: в крымском законе есть норма о том, что льготник может претендовать на тождественные соцгарантии только по одному основанию. К примеру, если инвалид получит удостоверение репрессированного, то схожие привилегии ему полагаются или как человеку со слабым здоровьем, или как пострадавшему от политических репрессий. Скачать для просмотра и печати:

Меры поддержки для депортированных в Крыму


В крымском законе приведен исчерпывающий список льгот депортированным. Таковые финансируются из местного бюджета. А полагаются они лицам, которые в законном порядке признаны в порядке, установленном федеральным законодательством.

Льготникам из числа депортированных, в том числе крымских татар, полагаются такие материальные преференции:

  • ежемесячная выплата в размере 500,0 руб.;
  • снижение начислений на услуги в пределах норм потребления (в том числе на членов семейства):
    • за жилье;
    • за горячее и холодное водоснабжение;
    • за водоотведение;
    • за газ;
    • за электричество;
    • за отопление;
    • за вывоз мусора;
  • снижение вполовину начислений за услуги по подключению:
    • к электросетям;
    • к газоснабжению;
    • к канализации;
  • снижение платы за билеты в таких видах транспорта:
    • городских на территории Республики за исключением такси;
    • междугородних, в том числе троллейбусах, автобусах и электричках.
Для сведения: льготники получили право на бесплатное обеспечение стационарной телефонной линией.

Алгоритм оформления соцгарантий в Крыму

Порядок работы госорганов по обеспечению социальной поддержки депортированных граждан детально описан в Постановлении местного Правительства от 23.12.14 с изменениями и дополнениями. Для получения привилегий претендент обязан выполнить такие мероприятия:

  1. Собрать документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории.
  2. Инициативно обратиться в органы соцзащиты по месту проживания с заявлением.
  3. Передать на проверку пакет документов.
Внимание: основным документом, подтверждающим льготную категорию, является справка о реабилитации. Скачать для просмотра и печати:

Где выдают справку о депортации


Работа с бывшими жертвами политических решений возложена на Министерство внутренних дел РФ. Заявителю необходимо обратиться в местное управление с заявлением. К нему прилагается копия паспорта пострадавшего гражданина. Работа проводится в такие сроки:

  1. Три рабочих дня отводится на регистрацию заявки.
  2. Три месяца отводится сотрудникам МВД для изучения архивных документов и принятия соответствующего решения.
Внимание: подать заявление можно через интернет на официальном портале Госуслуги .

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Кто может претендовать на льготы


К числу репрессированных по политическим мотивам российское законодательство относит таких граждан:

  • которые из-за политических взглядов были подвергнуты:
    • депортации;
    • ссылке;
    • принудительному труду;
    • ограничению прав и свобод;
  • несовершеннолетних:
    • высланных вместе с родителями;
    • оставшихся сиротами из-за неправомерных решений властей.
Внимание: за человека, не способного самостоятельно обратиться в госучреждения, заявление может подать родственник. При себе необходимо иметь паспорт и доверенность.

Какие документы потребуются


Для назначения соцподдержки нужно предоставить в органы соцзащиты следующие бумаги:

  • копию паспорта;
  • справку:
    • о причислении к реабилитированным;
    • о составе семейства;
    • о месте проживания;
  • контракт с фирмой на подключение дома к:
    • канализации;
    • электросетям;
    • газу;
  • иные (по ситуации).

Информационная рабочая группа

Национального движения крымских татар

(НДКТ), Симферополь, 14.10.1991 г.

Верховному Совету КрАССР

Верховному Совету УССР

Верховному Совету СССР

Верховному Совету РСФСР

Политическому Консультативному

Совету при Президенте СССР

Движению Демократических реформ

«О единовременном пособии

компенсации всему народу за реквизицию 18.05. 1944 года»

Пунктом 9 Постановления Кабинета Министров СССР № 511 от 24.07. 1991 г. признаётся целесообразным выплачивать с 01.01. 1992 г. единовременное денежное пособие в размере 2000 руб. гражданам из числа крымских татар, непосредственно депортированным из Крыма в 1944 г. при их возвращении в Крымскую АССР.

Преодолев определённую неряшливость формулировки, можно понять, что эта целесообразность распространяется и на мобилизованных из Крымской АССР ветеранов ВОВ - крымских татар, так же как и граждан, эвакуировавшихся до войны (до оккупации Крыма), равным образом попавших под санкции Постановления ГКО № 5859сс от 11.05. 1944 года. Следовательно, единовременное пособие предполагается выплатить живущим ныне крымским татарам, родившимся вплоть до июня 1944 г. граждан Крымской АССР, если они возвращаются в Крымскую АССР, или вернулись туда после 01.01. 1988 г.

Эта благотворительная акция символической помощи в целом соответствует призывам и обещаниям оказать содействие в возвращении ветеранам и предложению представителей НДКТ (и возглавлявшегося им Комитета по делам депортированных народов Крымоблисполкома) разрабатывавшим проект Постановления № 511, вынести вопрос о компенсациях за реквизиции 18.05. 1944 г., за потери народа от ссыльного режима спецпоселений за рамки Постановления № 511 в особый законодательный акт союзно-республиканского уровня.

В связи с реализацией этого благородного акта (по п. 9 Постановления № 511) возникают следующие вопросы и проблемы:

1. Не являясь компенсацией за материальный и моральный ущерб, нанесённый крымскотатарскому народу реквизицией 18 мая 1944 года, режимом спецпоселений и за накопленный ущерб полувекового ущемления на высылке, и не отменяя этой компенсации, единовременное пособие следует выплатить указанной категории населения. При выплате в будущем компенсаций за материальный и моральный ущерб, соответствующая сумма может быть удержана.

Выплата единовременного денежного пособия во избежание задержки связанной с неопределённостью формирования госпрограмм должна быть произведена из фондов по чрезвычайным ситуациям. К размеру пособия (2000 руб.) должен быть применён коэффициент, учитывающий инфляцию по отношению к 01.01. 1988 г. на момент выплаты.

2. Компенсация за реквизицию ночью 18 мая 1944 года личного и обобществлённого (в колхозах) имущества и недвижимости крымских татар подлежит полному и безусловному возмещению. Её объём не может определяться соображениями «целесообразности» или отвлечёнными рассуждениями, а должен точно соответствовать объёму реквизиции, независимо от того, насколько рачительно утилизировано благо приобретённое.

В 1974 году НДКТ произвело оценку путём переписи, учёта и исчисления об объёме реквизированного, представив в ВС СССР, Прокуратуру СССР и другие высшие органы документ – «Исторические справки», составленные на основе 64 справок экономического анализа по всем разрядам собственности. При разработке учитывались особенности жизненного уклада крымских татар в степной, горно-предгорной зоне, на ЮБК и городах, тип жилища и т.д. Объём реквизированного в денежном выражении (курс 1961 г.) составил 4,41 млрд. руб. Эта сумма является исходной для определения суммы выплаты, неизбежность которой определена Верховным Советом СССР, одобрившим «Выводы и предложения» комиссии Совета Национальностей Постановлением № 845-1 от 28.11. 1989 г. и провозгласившим курс на восстановление национальной целостности и равноправия крымскотатарского народа.

С этого момента должны быть учтены два фактора: разность курсов рубля 1961 г. и момента выплаты, а также вступивший в силу при финансовых расчётах фактор времени. С 28.11. 1991 г. сумму 4,41 млрд. руб. (курс 1961 г.) следует считать кредитом, представленным крымскотатарским народом советскому государству с учётной процентной ставкой, соответствующей той, на которую само государство кредитует программу возвращения крымских татар.

Соглашаясь на отсрочку выплаты компенсаций, а это зафиксировано в резолюциях собраний крымских татар и документах НДКТ, крымскотатарский народ учитывает трудное финансовое положение государства. Одновременно спекуляции на трудностях с целью сорвать организованное возвращение крымских татар, в частности путём разбазаривания инвестиций целевой программы, организованное Государственной комиссией В. Догужиева и определёнными кругами в Крыму и Киеве, должны стать экономически невыгодными, поскольку платить за предоставленные кредиты придётся.

Выплата долга 4,41 млрд. руб. (курс 1961 г.) с процентами должна распределяться между Россией и Украиной. Сначала РСФСР, оприходовавшая реквизированное и системой незаконных сделок распределившая между частными лицами, колхозами и госпредприятиями, а затем Украина, получившая наследство путём незаконной сделки 1954 года во взаимных консультациях и в рамках союзного экономического соглашения этот вопрос уладят сами.

На момент выселения сумма реквизированного у каждой татарской семьи составляла около 40 тыс. руб. (курс 1961 г.), или около 8 тыс. руб. на одну душу. В случае выдачи компенсаций индивидуально, компенсация на одну душу определяется перерасчётом о численности нации при выселении (560 тыс. чел.) и объёма ожидаемого возвращения (800 тыс. чел.). То есть 8:800×560=5,6 тыс. руб. (без учёта разности курсов рубля и нарастаемого процента).

3. Отдельным расчётом Минфин СССР должен компенсировать крымскотатарскому народу вытянутые из каждой крымскотатарской семьи 50 тыс. руб. по курсу 1974 г. (до денежной реформы была выдана ссуда 5 тыс. руб. после реформы – взыскание в десятикратном размере и с процентами – 55 тыс. руб.). Её жертвами стали 322 тыс. чел. крымских татар. На семью с учётом увеличившегося населения придётся 5:800×322=2000 руб. – по курсу 1947 г. и без учёта возрастания по процентам.

4. Изложенные выше соображения должны быть положены в основу законодательного акта «О компенсациях материального ущерба крымскотатарскому народу за реквизиции, связанные с депортацией и удержанием на высылке», подлежащего разработке и принятию в рамках межреспубликанского экономического соглашения. Разработку следует возложить на Госкомитет по организации возвращения крымских татар, который должен быть создан на смену Госкомиссии В. Догужиева и на Оргбюро Крымской АССР, которым НДКТ окажет максимальную поддержку и содействие.

Члены Информационной рабочей группы

Османов Ю.Б., Баев Г.К.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх