Кто такая муза? Греческие музы. Описание и атрибуты

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Уникальные способности муз

Клио, «дарующая славу» муза истории , чей постоянный атрибут - пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий


Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.

Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии, сестра Мельпомены , но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке


Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца , который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» - муза эпической поэзии

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.

Прочитайте интересную статью Гере, Афродите и Афине.

Даже человеку, который не занимается творчеством профессионально, известно чувство, когда посещает муза. Это состояние, близкое к опьянению, вызывает целый поток мыслей и эмоций, желание создать что-нибудь воистину великое. Писатель начинает судорожно печатать одну за другой страницы своего романа, художник - экспериментировать с формами, воплощать в жизнь доселе невиданные техники и приемы изобразительного искусства. Но все же, муза - это что? Где появились легенды о музах?

Большинство знает, что муза - это продукт фантазии древних греков. Так назывались девять дочерей Зевса и Мнемозины, То есть покровительницы вдохновения принадлежали к третьему поколению олимпийцев. Интересно, что изначально в компетенцию муз - наравне с искусством - в современном понимании этого слова входили наука и ремесло. То есть умение составлять эпиграммы ценилось примерно так же, как и гадание по звездам. С другой стороны, в древней Греции не существовало музы живописи или архитектуры, что кажется современникам немного странным.

Великаны Алоады были первыми, кто почтил этих существ. Сначала их насчитывалось всего трое (имена их переводились как «опытность», «память» и «песня»), но затем количество увеличилось. По более поздним преданиям муза - это та, кто живет на Геликоне, воспевает богов и знает все о прошлом, настоящем и будущем. Она с удовольствием покровительствует поэтам, музыкантам и остальным творческим людям, которым, правда, жестоко отомстит, если те, в свою очередь, будут пытаться соперничать с нею, дочерью Мнемозины и Зевса. В более поздние времена музы из конкретных переросли в абстрактные символы науки или ремесла.

Каллиопа

Каллиопа считалась главной среди всех дочерей Зевса и Мнемозины, и даже покровитель Аполлон не смел ее перебивать, когда та пламенно рассуждала о чистоте и благородстве воинов. Каллиопа приходилась матерью Орфею, именно от нее он получил в наследство умение хорошо чувствовать музыку, а также особое понимание поэтического слова, которое должно побуждать героя к благородным поступкам, вселять веру в его душу. Так что ее атрибуты в виде грифеля и свитка - отнюдь не рядовой символ. Воины, которым предстояло тяжелое сражение, не случайно могли поклясться, что слышат, как Каллиопа сочиняет свое новое произведение.

Вдохновенная героическая муза - это олицетворение гражданского патриотизма. даже заказывали ее миниатюрные изображения, когда собирались в дальний, преисполненный опасностями и трудностями поход. Одной из таких миниатюр, по преданиям, Паллада одарила Одиссея, дабы тот всегда стремился вернуться к

Клио

«Внушает любовь к минувшему» - так была охарактеризована Клио, вторая муза. Это туманное описание имеет в ценившиеся греками едва ли не превыше всего. Речь идет об истории. Древние верили, что муза сохраняла для потомков даже самое малозначительное событие, дабы не утратить ни один элемент пазла под названием «прошлое». Она была довольно строга и осудила Афродиту, когда та воспылала страстью к смертному. В отместку богиня приказала маленькому Эроту поразить Клио стрелой, и муза полюбила человека, который не отвечал ей взаимностью. Узнав, какова мука любви, муза больше не решалась осуждать чувства.

Особенно дружна, как сообщают легенды, Клио была с Каллиопой. И в этом нет ничего удивительного: история ходит рука об руку с мужеством и патриотизмом. Они были даже похожи друг на друга, изображения этих муз часто заказывали у одних и тех же мастеров.

Мельпомена

На очереди покровительница трагедии. Как гласят мифы, она была матерью сирен - тех, которые чуть было не погубили аргонавтов. С детства дочери Мельпомены были наделены прекрасным голосом. Но они решили соперничать с музами, за что были наказаны Зевсом (или Посейдоном, по другой версии) и превращены в птиц. Отныне Мельпомена будет грустить вечно о судьбе своих детей. В руках у музы трагедии находятся и меч, символизирующий кару за тщеславие.

Талия

Талия, следующая муза, - это покровительница комедии. Она ближе всех Мельпомене, хотя никогда не понимала ее безграничную веру в рок. Цицерон утверждал, что на этой почве музы часто ссорились. В руках у Талии находилась комедийная маска, и данный символ мог истолковываться как воплощение веселости, жизнелюбия или того, что жизнь человека лишь игра богов. Существует легенда, что в Талию влюбился сам Зевс, но «счастливица» знала характер Геры, поэтому предпочла скрываться от любви громовержца.

Евтерпа

Следующая муза - истинных поэтов. Евтерпа покровительствовала лирической поэзии и считалась самой утонченной, женственной среди своих сестер. Это муза слова, дара стихосложения. Ее стихи олимпийцы могли слушать часами под аккомпанементом арфы.

Эрато

Эрато отличалась веселостью и задорностью, ибо верила, что сердца истинных влюбленных не в силах разлучить даже царство Аида. Эта муза музыки, свадебной и любовной лирики на изображениях неизменно украшается розами - символами страсти. Однажды на одной из свадеб муза музыки заскучала. Она что-то сказала музыканту - и вмиг раздалась волшебная мелодия, заставившая присутствующих желать всегда быть вместе.

Терпсихора

Перед нами Терпсихора, муза танца, который раньше имел несколько иное значение, чем сейчас. Танец греки воспринимали как то, что должно выражать гармонию, абсолютное единение с культурой или природой. Изображали эту музы с лирой в руках.

Полигимния

Полигимния покровительствовала ораторам. Считалось, что стоит только произнести ее имя на ночь, и богиня спустится к просящему и поможет ему обрести дар голоса, способного достучаться до сердец слушателей.

Урания

Мудрейшая (за исключением Афины) из дочерей громовержца, Урания являлась покровительницей даже далеких от астрономии наук. Изображалась с глобусом и циркулем.

Ы, жен.Производные: Музка.Происхождение: (Греч. musa муза (женское божество искусства))Именины: 29 мая Словарь личных имён. МУЗА Вдохновляющая, воодушевляющая. В античной мифологии: богиня науки и искусства. Татарские, тюркские, мусульм … Словарь личных имен

Муза, вдохновляющая поэта Анри Руссо Муза, вдохновляющая поэта, 1909 … Википедия

- (иноск.) вдохновеніе. Ср. Доколѣ музами любимый, Ты Піэридъ горишь огнемъ... Мірскія забывай печали. А. С. Пушкинъ къ Батюшкову. Ср. Богиня мужественныхъ думъ! Тебѣ стихи мои звучали, Живые, свѣтлые, какъ ты! Н. М. Языковъ. Къ Музѣ. Ср. Вдохни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Каждая из 9 ти сестер богинь, по др. греч. мифологии, покровительствовавших наукам и искусствам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МУЗА Растение; то же, что банан. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка

Богиня искусств; Музка Словарь русских синонимов. муза 1. см. поэзия. 2. см. вдохновение Словарь синони … Словарь синонимов

МУЗА, ы, жен. 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса, покровительствовавшие наукам, искусствам). 2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (книжн.). М.… … Толковый словарь Ожегова

Жен. родовое или семейное названье бананника и сродных ему тропических растений. | В переносном ·знач. из греч. баснословия: изящное вдохновенье, художнический дар. Музеум или музей муж., греч. собранье редкостей или замечательных предметов по… … Толковый словарь Даля

муза - ы, ж. musa m. бот. Банановое дерево, банан, му/за, пиза/нг. Мак. 1908. А вправо и влево на подзеркальниками, белых с золотом, стояли жардиньерки из руанского imitation, с такими же фиалками, левкоями и мохнатыми листьями, которые мы с вами, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МУЗА - (М. и м.; в др. греч. мифологии каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств) Тебе, поэт, в вечерней тишине Мои мечты, волненья и досуги. Близь Музы, ветреной подруги, Попировать недолго, видно, мне. АБ900 (I,463.1); Ты просияла мне из … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

- (иноск.) вдохновение Ср. Доколе музами любимый, Ты Пиэрид горишь огнем... Мирские забывай печали. А.С. Пушкин к Батюшкову. Ср. Богиня мужественных дум! Тебе стихи мои звучали, Живые, светлые, как ты! Н.М. Языков. К Музе. Ср. Вдохни небесное мне,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Муза , Бёртон Джесси. 1967 год. Оделль Бастьен поступает на работу в Скелтоновский институт, и одновременно начинается ее роман с Лори Скоттом. 1936 год. Олив, дочь арт-дилера Гарольда Шлосса, тайком пишет…

Ы, жен.Производные: Музка.Происхождение: (Греч. musa муза (женское божество искусства))Именины: 29 мая Словарь личных имён. МУЗА Вдохновляющая, воодушевляющая. В античной мифологии: богиня науки и искусства. Татарские, тюркские, мусульм … Словарь личных имен

Муза - Муза, вдохновляющая поэта Анри Руссо Муза, вдохновляющая поэта, 1909 … Википедия

Муза - (иноск.) вдохновеніе. Ср. Доколѣ музами любимый, Ты Піэридъ горишь огнемъ... Мірскія забывай печали. А. С. Пушкинъ къ Батюшкову. Ср. Богиня мужественныхъ думъ! Тебѣ стихи мои звучали, Живые, свѣтлые, какъ ты! Н. М. Языковъ. Къ Музѣ. Ср. Вдохни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

МУЗА - Каждая из 9 ти сестер богинь, по др. греч. мифологии, покровительствовавших наукам и искусствам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МУЗА Растение; то же, что банан. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка

муза - богиня искусств; Музка Словарь русских синонимов. муза 1. см. поэзия. 2. см. вдохновение Словарь синони … Словарь синонимов

МУЗА - МУЗА, музы, жен. (греч. musa). 1. В греч. мифологии одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве. 2. перен. Источник поэтического вдохновения, олицетворяемый в образе женщины,… … Толковый словарь Ушакова

МУЗА - МУЗА, ы, жен. 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса, покровительствовавшие наукам, искусствам). 2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (книжн.). М.… … Толковый словарь Ожегова

МУЗА - жен. родовое или семейное названье бананника и сродных ему тропических растений. | В переносном ·знач. из греч. баснословия: изящное вдохновенье, художнический дар. Музеум или музей муж., греч. собранье редкостей или замечательных предметов по… … Толковый словарь Даля

муза - ы, ж. musa m. бот. Банановое дерево, банан, му/за, пиза/нг. Мак. 1908. А вправо и влево на подзеркальниками, белых с золотом, стояли жардиньерки из руанского imitation, с такими же фиалками, левкоями и мохнатыми листьями, которые мы с вами, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МУЗА - (М. и м.; в др. греч. мифологии каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств) Тебе, поэт, в вечерней тишине Мои мечты, волненья и досуги. Близь Музы, ветреной подруги, Попировать недолго, видно, мне. АБ900 (I,463.1); Ты просияла мне из … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

муза - (иноск.) вдохновение Ср. Доколе музами любимый, Ты Пиэрид горишь огнем... Мирские забывай печали. А.С. Пушкин к Батюшкову. Ср. Богиня мужественных дум! Тебе стихи мои звучали, Живые, светлые, как ты! Н.М. Языков. К Музе. Ср. Вдохни небесное мне,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Муза , Бёртон Джесси. 1967 год. Оделль Бастьен поступает на работу в Скелтоновский институт, и одновременно начинается ее роман с Лори Скоттом. 1936 год. Олив, дочь арт-дилера Гарольда Шлосса, тайком пишет…

Капризная и непостоянная, трудолюбивая и гулящая… Все это о ней, о музе. Музы бывают разные – незримые девы с крыльями за спиной осеняют поэтов и музыкантов, менеджеров и дизайнеров одежды.

Музы приходят и к совсем не творческим, казалось бы, людям – садоводам и дачникам, пасечникам и даже к какому-нибудь мужчине, который со скуки решил выстрогать деревянную ложку.

Му́зы (от греч. Μοῦσα - мыслящие) - согласно мифологии Древней Греции, это дочери Зевса и титаниды Мнемосины. Или дочери Гармонии – богини, живущие на Парнасе. Музы покровительствуют искусствам и наукам.

Так не в этом ли секрет муз? Мыслящие. Как только появляется мысль – творческая, живая, не будничная – есть место для муз. А мы привыкли считать наоборот – сидит автор, мучается, пишет свой самый лучший роман. И вдруг – прилетает муза, осеняет идея – и все получается… Выходит, мастерство главнее музы? Или, не будь вдохновенного шепота музы, роман не начался бы?

Кажется, что именно в музе и дело. В ожидании этих насмешливых дамочек творческие люди литрами пьют кофе и чай, начинают курить или злоупотреблять чем-нибудь. Особо стойкие – гуляют, занимаются йогой и медитациями. А еще ищут вдохновение в хорошем чтении, наблюдениях за окружающим миром, и всегда готовы разглядеть что-то новое, что станет источником вдохновения, даже в старом рисунке обоев их рабочего кабинета.

Каких только качеств не приписывают музам: мол, и непостоянные они, и ревнивые, и свидетельницы ночных триумфов над собой. Стоит только им появится – и из-под пальцев автора на страницы стекают строчки «нетленки»… А еще они – «крылатые стервы». Все потому, что только соберешься спать, приляжешь – и вот уже гонит муза, подгоняет к столу – пиши давай! Ишь, спать надумал! Ну и кто она после этого?

Но не стоит забывать и о другом значении творчества. Ведь все, что упоминалось – оно про деньги, славу, известность. А творчество – оно буквально везде! И музы снова подтверждают, что не в деньгах дело. Творчество – оно и на кухне, и в воспитании детей, и в организации дня рожденья лучшего друга. Да и в древние времена (когда золотому тельцу поклонялись не меньше, чем сейчас) музы поддерживали человека в важных делах.

Музы – покровительницы каждого из нас. Они, как и прежде, вдохновляют нас. Без музы, без особого состояния не создать ничего нового и не прочувствовать такие моменты, как появление новой жизни и смерть близкого человека, любовь и брак, ежедневное творчество и выбор пути на всю жизнь. И, конечно же, без муз не обойтись, определяя свое предназначение, свою путеводную звезду.

Да помогут вам музы! А чтобы легче было взывать, запомните их «профессии»:

Евтерпа - лирическая поэзия

Каллиопа – эпическая поэзия

Клио - история

Мельпомена - трагедия

Полигимния - сначала танцы, затем пантомима и гимны

Талия - комедия

Терпсихора - танец

Урания - астрономия

Эрато - любовная поэзия.

Взывайте к музам в шутку и всерьез, просто помня божественное происхождение творчества. Снизойти – это про озарение, понимание «свыше». Про жалость прекрасных богинь – муз – к нам, и их помощь. В которой каждый из нас порой нуждается.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх