Кто Вы с точки зрения психиатра: Вини Пух, Пятачок, Сова, Ослик Иа, Кролик,Тигра? Ослик иа, декаданс и надломленная жизненная позиция - записки одного программиста

Термин « », введенный Карлом Леонгардом ещё в 60-х годах XX века, означает выраженное усиление отдельных особенностей характера или их совокупности, не достигающее степени психопатии. Акцентуированные личности, в отличие от больных психопатией, хорошо ориентируются в большинстве социальных ситуаций, достаточно адаптированы к жизни в обществе.

Конфликтные ситуации и яркие проявления характерологических особенностей у них возможны только в небольшом количестве ситуаций, называемых «местом наименьшего сопротивления». При этом в других сферах жизни они могут быть даже более приспособленными, чем не акцентуированные личности.

«Описана «психопатическая триада» признаков, которые характерны только для тяжелых нарушений личности и позволяют отличить акцентуацию личности от психопатии. Это неизменность проявлений характера во всех жизненных ситуациях, его постоянство во времени и нарушение социальной адаптации.»

Часто максимальные проявления акцентуации характера приходятся на подростковый возраст и сглаживаются по мере взросления. традиционно разделяют на явные и скрытые. Явная акцентуация характера – крайняя граница нормы, сопровождающаяся постоянными проявлениями акцентуированных черт, но не приводящая к социальной дезадаптации. Люди со скрытой акцентуацией могут вообще не проявлять характерных черт в обычной жизни. Скрытая акцентуация становится явной только в кризисных ситуациях, затрагивающих уязвимые стороны личности. Эти типы акцентуаций могут переходить один в другой в зависимости от жизненных ситуаций.

Чистые типы акцентуации характера встречаются редко, в большинстве случаев проявления нескольких типов смешиваются, формируя индивидуальную картину личности. Подробнее с характеристиками акцентуированных личностей вы можете ознакомиться в нашей статье на эту тему.

В связи с тем, что вопросом акцентуированных личностей занималось множество психологов, существует несколько вариантов их типологий. У нас наиболее распространена типология А.Е. Личко. Типология Карла Леонгарда используется немного реже. Выяснить, имеется ли у вас акцентуация и какого типа поможет соответствующий тест. Тип акцентуации характера в разных классификациях может иметь разное название, однако его характеристики и «места наименьшего сопротивления» будут неизменны. В зависимости от полученных результатов вы сможете выбрать способы более эффективного реагирования в неблагоприятных ситуациях.

Факторы формирования акцентуаций характера

В формировании акцентуированного характера несомненно влияние врождённых особенностей личности и наследственных факторов. Однако даже при наличии генетической предрасположенности акцентуация возникает далеко не всегда. На появление выраженных личностных особенностей оказывают влияние следующие факторы:

  • Характеристики социального окружения. Особенно важно это в детстве, когда ребёнок слепо копирует поведение взрослых, перенимая свойственные им способы реагирования.
  • Условия воспитания. К деформирующим типам воспитания можно отнести гиперопеку и недостаточное уделение внимания, избыточность требований к ребёнку, жестокое отношение, недостаточность эмоционального контакта с ним, выполнение всех прихотей ребёнка, создание «культа болезни», противоречивые требования в воспитании.
  • Кризис общения у подростков. В этом возрасте широта взаимодействий с окружающими значительно превосходит психологическую компетентность личности, что может приводить к психологическому дискомфорту и его компенсации путём акцентуации характера.
  • Невозможность удовлетворения личных потребностей. Препятствия в их достижении, авторитарный стиль управления в школе или семье повышают вероятность появления акцентуаций.
  • Дисгармоничные представления о себе. К ним относятся несформированность мнения о себе, комплекс неполноценности, неадекватный уровень требований.
  • Отсутствие интересов, целей, отсутствие сформулированных идей о потребностях и социальных нормах, а также способах их достижения. Этот фактор очень актуален в подростковом возрасте.
  • Состояние здоровья. Хронические заболевания, особенно патология нервной системы, врождённые или приобретённые физические дефекты.
  • Профессиональная деятельность также может оказывать сильное влияние на особенности личности. Часто замечают профессиональные деформации характера у врачей, педагогов, актёров, военных.

Акцентуации характера на примере литературных персонажей и героев фильмов

Удивительна концовка этой истории: Иа не может отличить дом, построенный Пятачком и Пухом от своей собственной "кучи веток". При том, что и Пух и Пятачок прекрасно видят различие.

Этот феерический эпизод прекрасно демонстрирует два тезиса:

Во-первых, такие люди не способны (не могут или не хотят) различать и ценить качества вещей и предметов, которыми пользуются. Корни этого явления находятся там же, где и корни домашнего срача - в абсолютном безразличии к качеству собственной жизни - лишь бы не перетрудиться.

Во-вторых, таким людям обычно везёт с помощью окружающих, так как помогать убогим - это добродетель. Но они и этого не замечают, а думают, что всё это получается само по себе, с неба падает - в прямом смысле, как в рассказе, или же вообще, является их собственной заслугой:

Они вышли на опушку, и там стоял дом Иа - с виду уютный-преуютный.
- Вот он, - сказал Пятачок.
- Внутри не хуже, чем снаружи, - с гордостью сказал Пух.
Иа вошел в дом и снова вышел.
- Странное явление, - сказал он. - Это мой дом, и я сам построил его там, где я говорил, так что, очевидно, его сдуло сюда ветром. Видимо, ветер перенес его прямо через рощу и тут опустил. И он стоит здесь целый и невредимый. Пожалуй, местами он даже лучше!
- Гораздо лучше! - хором сказали Пух и Пятачок.
- Вот вам пример того, что можно сделать, если не полениться, - сказал Иа. - Тебе понятно, Пух? Тебе понятно, Пятачок? Во-первых - Смекалка, а во-вторых - Добросовестная Работа. Ясно? Вот как надо строить дом! - гордо закончил Иа.

3. Иа и еда

Обычно, наш герой всем говорит, что очень любит готовить. Только вот практически никогда себе этого не делает. Потому что готовка для него - это подвиг. А подвиги совершать надо тогда, когда есть кто-то, кто их оценит. Кто будет восхищаться и дарить аплодисменты. Без зрителя необходимость в подвиге отпадает.

Поэтому питается Иа в одиночном вольере обычно тем, что не нужно готовить: хлебом, зелёным горошком, реже бутербродами и дошираком. Естественно, что денег на поддержание жизнедеятельности при этом расходуется существенно больше, чем на нормальной пище. Но даже этот факт не способен заставить его себе готовить.

Хотя готовить умеет, и для другого вполне способен замутить какой-нибудь суп или кашу под аккомпанемент стонов о значимости совершаемого им действия / тяжести собственной доли (в зависимости от возраста). Главное, чтобы аплодисменты были погромче.

В быту Иа нещадно эксплуатирует тезисы "мне тяжело", "я устал", "я больше не могу". Во-первых, они полностью соответствуют взятой на себя роли нищего духом, во-вторых - позволяют экономить силы, не предпринимая никаких бесполезных или нецелесообразно трудоёмких по мнению ослика действий - типа уборки пола, мытья посуды или приготовлении еды.

Тем самым каждое его действие превращается в подвиг, и это обосновывается в некие "правила игры", которые зачастую даже принимаются близкими. Ещё бы, а куда им деваться?

Чтобы сбросить с себя ослиные чары - достаточно просто внимательно посмотреть вокруг себя. Всегда можно увидеть несколько человек, которые молча, без воплей несут существенно более тяжёлые нагрузки, обладая объективно худшим здоровьем . Правда, после этого открытия вы не сможете без тошноты смотреть на выкрутасы вашего ослика.

4. Иа и спорт

Подтверждением необоснованности ослиной "усталости" служит и тот факт, что Иа способен хорошо заниматься спортом, особенно в молодости. И даже делает вид, что ему это нравится. Это позволяет нам догадываться, что не смотря на его стоны, на ослике можно ещё пахать и пахать.

В спорте Иа больше всего притягивает околоспортивная тусовка, которая не считает его изгоем - так как спорт - сильно регламентированное и структурированное времяпрепровождение, а значит возможностей разглядеть рядом с собой брюзгу и нытика практически нету. Поэтому Иа любит спорт: он чувствует себя частью группы , группы, которая его принимает.

Спорт позволяет так же сказать, что Иа восприимчив к эндорфинам - а это важный вывод.

5. Иа и здоровье

Здоровье - это конёк ослика. После 30-ти годов взрослым людям уже перестаёт хватать пальцев одной руки для пересчёта собственных недугов и недомоганий. При этом большинство людей предпочитает молчать о них в тряпочку, чтобы не нанести ущерб своему рейтингу в стае имиджу - но только не ослы.

Если у Иа заболит палец на ноге - об этом тут же узнают в лучшем случае все домочадцы, в худшем - соседи, коллеги и сослуживцы. А уж если ослика постигнет насморк - это будет непременный повод лечь в постель, и нанести тем самым неблагодарному окружающему миру непоправимый удар. И погрозить оттуда: "вот умру я - посмотрим, как вы тогда все заплачете!"

Но самое страшное для окружающих и желанное для Иа зрелище - это если кто-то в такой момент будет нуждаться в его помощи. От стонов и воплей о судьбе бедного ослика, которого эксплуатируют даже больным, и не дают спокойно умереть - уши будут сворачиваться в трубочку. Хотя попросили-то всего на всего поставить чайник. Иногда правда встречаются молчаливые особи - они не вопят, но способны швырнуть чайник на плиту с таким выражением лица, что вам самим захочется залезть в петлю, лишь бы этого больше не видеть.

И что самое интересное, не смотря на регулярные цирковые представления с маханием перед носом родственников справками и врачебными заключениями, не смотря на регулярные публичные составления завещаний и заказы гроба в ближайшей мастерской - ослы живут гораздо дольше коров, лошадей, и прочих полезных животных.

Потому что не утруждают себя ничем, кроме истерик. Потому что эгоизм - залог долголетия. Потому что туско тлеть, зловонно смердя - можно гораздо дольше - чем гореть, ярко освещая окружающий мир.

6. Иа и учёба

Учится Иа хорошо, выше среднего. Дома проводит много времени уткнувшись в книжки - ещё бы: нытика никто не зовёт играть. По-факту, в его детстве, кроме школы обычно нет ничего - а в школе всё плохо, из-за характера нашего подопечного.

В отдельных предметах Иа даже достигает успехов, чем очень гордится потом всю оставшуюся жизнь. Приложить бы тут правильную цель - и можно было бы достичь высот карьеры или науки. Но с целеполаганием у Иа всё плохо, поэтому большинство успехов разбиваются о различные глупые доводы: типа "нет настроения", "я болею", "это бессмысленно".

Поэтому Иа всегда считает себя "непризнанным гением", а его демонстративно эксцентричное поведение и узость мировоззрения - дают повод так думать другим. Лучше всего этот процесс можно отразить фразой: "Говорите всем, что вы великий человек - и рано или поздно вам поверят".

Зачастую такие люди слывут "образованными", "философами" и "загадочными", но в основном за счёт того, что они просто слишком много думают и слишком мало делают:

Когда мы видим, что человек не моется, живёт в коммуналке и цитирует наизусть всего Гумилёва - мы думаем, что он "тонкая художественная личность". Хотя на самом деле, он просто ленивая свинья. А Гумилёв ему нравится. И одно с другим никак не связано .

Я считаю, это очень важный тезис.

7. Иа и работа

С точки зрения эгоизма чувство собственного превосходства над другими и самоуничижение - одного поля ягоды. Просто для того, чтобы быть лучшим - нужно прикладывать силы, поэтому проще убедить себя, что ты худший, и упиваться этим .

Попробуйте прилюдно наступить Иа на хвост в том вопросе, в котором он считает себя лучшим (а такая тема всегда есть, даже если осёл заявляет противоположное). По уровню гнева, масштабу ответных действий и той лёгкостью, с которой самолюбование переходит в самоуничижение - становится понятно, что у обоих этих проявлений один единственных корень - эгоизм:

Большой карьеры у Иа тоже не получается. Управление людьми несовместимо с любимым занятием ослика - самоуничижением (не важно, публичным или молчаливым). Гораздо легче всегда сидеть в оппозиции и говорить "Ха, какой-то начальник думает, что всё знает!" - чем день за днём, прилагая нечеловеческие усилия, доказывать, что ты прав.

С таким острым уровнем эгоизма Иа мог бы задаться целью удовлетворения собственного тщеславия, и стать руководителем - но для этого нужно прикладывать усилия - долго и много. Поэтому сил у ослика Иа хватает только на то, чтобы стать тираном-узурпатором домашних, этаким серым кардиналом, постоянно третирующим своих домочадцев, и выплёскивающим свой внутренний негатив на сослуживцев. Типичный пример - образ бабушки из повести Павла Санаева "

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Винни-Пух и Все-Все-Все... (продолжение)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ,
в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит

Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинёшенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьёзных Вещах. Иногда он грустно думал: “Почему?”, а иногда: “По какой причине?”, а иногда он думал даже так: “Какой же отсюда следует вывод?” И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чём же он, собственно, думает.

Поэтому, сказать вам по правде, услышав тяжёлые шаги Винни-Пуха, Иа очень обрадовался, что может на минутку перестать думать и просто поздороваться.

Как самочувствие? - по обыкновению уныло спросил он.

А как твоё? - спросил Винни-Пух. Иа покачал головой.

Не очень как! - сказал он.- Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как.

Ай-ай-ай,- сказал Пух,- очень грустно! Дай-ка я на тебя посмотрю.

Иа-Иа продолжал стоять, понуро глядя в землю, и Винни-Пух обошёл вокруг него.

Ой, что это случилось с твоим хвостом? - спросил он удивлённо.

А что с ним случилось? - сказал Иа-Иа.

Его нет!

Ты не ошибся?

Хвост или есть, или его нет. По-моему, тут нельзя ошибиться. А твоего хвоста нет.

А что же тогда там есть?

Ну-ка, посмотрим,- сказал Иа-Иа.

И он медленно повернулся к тому месту, где недавно был его хвост; затем, заметив, что ему никак не удаётся его догнать, он стал поворачиваться в обратную сторону, пока не вернулся туда, откуда начал, а тогда он опустил голову и посмотрел снизу и наконец сказал, глубоко и печально вздыхая:

Кажется, ты прав.

Конечно, я прав,- сказал Пух.

Это вполне естественно,- грустно сказал Иа-Иа.- Теперь всё понятно. Удивляться не приходится.

Ты, наверно, его где-нибудь позабыл,- сказал Винни-Пух.

Наверно, его кто-нибудь утащил...- сказал Иа-Иа.- Чего от них ждать! - добавил он после большой паузы.

Пух чувствовал, что он должен сказать что-нибудь полезное, но не мог придумать, что именно. И он решил вместо этого сделать что-нибудь полезное.

Иа-Иа,- торжественно произнёс он,- я, Винни-Пух, обещаю тебе найти твой хвост.

Спасибо, Пух,- сказал Иа.- Ты настоящий друг. Не то, что некоторые!

И Винни-Пух отправился на поиски хвоста.

Он вышел в путь чудесным весенним утром. Маленькие прозрачные облачка весело играли на синем небе. Они то набегали на солнышко, словно хотели его закрыть, то поскорее убегали, чтобы дать и другим побаловаться.

А солнце весело светило, не обращая на них никакого внимания, и сосна, которая носила свои иголки круглый год не снимая, казалась старой и потрёпанной рядом с берёзками, надевшими новые зелёные кружева. Винни шагал мимо сосен и ёлок, шагал по склонам, заросшим можжевельником и репейником, шагал по крутым берегам ручьёв и речек, шагал среди груд камней и снова среди зарослей, и вот наконец, усталый и голодный, он вошёл в Дремучий Лес, потому что именно там, в Дремучем Лесу, жила Сова.

“А если кто-нибудь что-нибудь о чём-нибудь знает,- сказал медвежонок про себя,- то это, конечно, Сова. Или я не Винни-Пух,- сказал он.- А я - он,- добавил Винни-Пух.- Значит, всё в порядке!”

Сова жила в великолепном замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было приколото объявление:

А под колокольчиком другое объявление:

Оба эти объявления написал Кристофер Робин, который один во всём Лесу умел писать. Даже Сова, хотя она была очень-очень умная и умела читать и даже подписывать своё имя - Сава, и то не сумела бы правильно написать такие трудные слова.

Винни-Пух внимательно прочёл оба объявления, сначала слева направо, а потом - на тот случай, если он что-нибудь пропустил,- справа налево.

Потом, для верности, он нажал кнопку звонка и по стучал по ней, а потом он подёргал шнурок колокольчика и крикнул очень громким голосом:

Сова! Открывай! Пришёл Медведь. Дверь открылась, и Сова выглянула наружу.

Здравствуй, Пух,- сказала она.- Какие новости?

Грустные и ужасные,- сказал Пух,- потому что Иа-Иа, мой старый друг, потерял свой хвост, и он очень убивается о нём. Будь так добра, скажи мне, пожалуйста, как мне его найти?

Ну,- сказала Сова,- обычная процедура в таких случаях нижеследующая...

Что значит Бычья Цедура? - сказал Пух.- Ты не забывай, что у меня в голове опилки и длинные слова меня только огорчают.

Ну, это означает то, что надо сделать.

Пока она означает это, я не возражаю,- смиренно сказал Пух.

А сделать нужно следующее: во-первых, сообщи в прессу. Потом...

Будь здорова,- сказал Пух, подняв лапу.- Так что мы должны сделать с этой... как ты сказала? Ты чихнула, когда собиралась сказать.

Я не чихала.

Нет, Сова, ты чихнула.

Прости, пожалуйста, Пух, но я не чихала. Нельзя же чихнуть и не знать, что ты чихнул.

Ну и нельзя знать, что кто-то чихнул, когда никто не чихал.

Я начала говорить: сперва сообщи...

Ну вот, ты опять! Будь здорова,- грустно сказал Винни-Пух. л

Сообщи в печать,- очень громко и внятно сказала Сова.- Дай в газету объявление и пообещай награду. Надо написать, что мы дадим что-нибудь хорошенькое тому, кто найдёт хвост Иа-Иа.

Понятно, понятно,- сказал Пух, кивая голо вой.- Кстати, насчёт “чего-нибудь хорошенького”,- продолжал он сонно,- я обычно как раз в это время не прочь бы чем-нибудь хорошенько подкре...- И он покосился на буфет, стоявший в углу комнаты Совы.- Скажем, ложечкой сгущённого молока или ещё чем-нибудь, например, одним глоточком мёду...

Ну вот,- сказала Сова,- мы, значит, напишем наше объявление, и его расклеят по всему Лесу.

“Ложечка мёду,- пробормотал медвежонок про себя,- или... или уж нет, на худой конец”.

И он глубоко вздохнул и стал очень стараться слушать, то, что говорила Сова.

А Сова говорила и говорила какие-то ужасно длинные слова, и слова эти становились всё длиннее и длиннее... Наконец она вернулась туда, откуда начала, и стала объяснять, что написать это объявление должен Кристофер Робин.

Это ведь он написал объявления на моей двери. Ты их видел, Пух?

Пух уже довольно давно говорил по очереди то “да”, то “нет” на всё, что бы ни сказала Сова. И так как в последний раз он говорил “да, да”, то на этот раз он сказал: “Нет, нет, никогда!” - хотя не имел никакого понятия, о чём идёт речь.

Как, ты их не видел? - спросила Сова, явно удивившись.- Пойдём, посмотрим на них.

Они вышли наружу, и Пух посмотрел на звонок, и на объявление под ним и взглянул на колокольчик и шнурок, который шёл от него, и чем больше он смотрел на шнурок колокольчика, тем больше он чувствовал, что он где-то видел что-то очень похожее... Где-то совсем в другом месте, когда-то раньше...

Красивый шнурок, правда? - сказала Сова.

Пух кивнул.

Он мне что-то напоминает,- сказал он,- но я не могу вспомнить что. Где ты его взяла?

Я как-то шла по лесу, а он висел на кустике, и я сперва подумала, что там кто-нибудь живёт, я позвонила, и ничего не случилось, а потом я позвонила очень громко, и он оторвался, и, так как он, по-моему, был никому не нужен, я взяла его домой и...

Сова,- сказал Пух торжественно,- он кому-то очень нужен.

Иа. Моему дорогому другу Иа-Иа. Он... он очень любил его.

Любил его?

Был привязан к нему,- грустно сказал Винни-Пух.

С этими словами он снял шнурок с крючка и отнёс его хозяину, то есть Иа, а когда Кристофер Робин при бил хвост на место, Иа-Иа принялся носиться по Лесу, с таким восторгом размахивая хвостом, что у Винни-Пуха защекотало во всём теле и ему пришлось поскорее побежать домой и немножко подкрепиться.

Спустя полчаса, утирая губы, он гордо спел:

Кто нашёл хвост? Я, Винни-Пух! Около двух (Только по-правдашнему было около одиннадцати!) Я нашёл хвост!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх