Кураев обнажается. О. Андрей Кураев про перерождение православной церкви. Очень грустное интервью

Считает чеченский народ ответственным за действия чеченских террористов
(”Террористы, вовлекая в военные бедствия мирных жителей России, по своему правы: они понимают, что с ними воюет не та или иная дивизия, а именно Россия. В их глазах мы едины с нашей армией. Настала пора и нам осознать меру единства террористов с их народом” - Как бороться с терроризмом без спецназа// “Известия”, 13 ноября 2002).

"Заблудившийся миссионер" Свящ. Александр Шрамко о Кураеве:

Кураев в облике Блавацкой:

Я в своём ЖЖ пректически не отслеживал омерзительную кампанию чёрного писара, которую вёл г.Кураев в 2009-2010 годах, во время выборов нового Патриарха. У кого есть материалы - дайте, пожалуйста, ссылки в комментариях.

________________________________________ ______________

________________________________________ _____________________

"С приветом от Эйхмана"
Научные изыскания дьякона всея Руси

В юности Андрей Кураев был атеистом. Причем воинствующим: в старших классах школы выпускал газету "Атеист". Поступив на философский факультет МГУ, закрепился на кафедре научного атеизма. А потом вдруг - именно вдруг - стал активно верующим и непримиримо православным.

февраль 2005

Утверждает, что в Освенциме погибали в основном евреи-христиане, которых отдавали на расправу иудеи:

диакон А.Кураев "переосмысляет" Холокост

на базе ракетных войск стратегического назначения Власиха прошли сборы съехав-шихся из разных регионов Рос-сии армейских священников.

КАК ЗАКАЛЯЛСЯ ДУХ
ВАЛЕРИЙ ПАНЮШКИН
"Коммерсант"

Батюшки жили в казарме. Встали в шесть утра по-солдатски, вмес-то зарядки была молитва. В во-семь батюшки собрались уже в доме офицеров закрытого воен-ного городка. У входа стоял кара-ул в парадной форме, солдатики скребли ступени от снега.

А в конференц-зале показывали до-кументальные фильмы. В филь-мах рассказывалось, например, про капитана морской авиации, который окончил духовную се-минарию и в свободное от авиа-ции время отправлял богослуже-ния для боевых товарищей, а по-том организовывал еще и воен-но-патриотический клуб для де-тишек. Или еще про священника, который в приходе своем орга-низовал воскресную школу, чтоб оградить детей от влияния ули-цы, а когда улица стала смеяться над детьми, ходившими по вос-кресеньям в церковь, организо-вал еще и секцию самбо, чтоб улица не особо храбрилась. Это была целая череда историй про простых священников, которые не просто молились Богу, а еще организовывали вокруг себя что-нибудь военно-патриотическое. Было немного странно, что ни один из героев утреннего кино-показа не организовал, напри-мер, шахматного клуба или кружка вышивания для девочек, но, видимо, такова специфика.

Специфика быстро разъясни-лась. После кино перед собравши-мися выступил председатель си-нодального отдела по взаимодей-ствию с вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Дмитрий Смир-нов. Он сказал, что армию и цер-ковь многое объединяет. Что цер-ковь — это душа народа, а армия — его хребет. Он несколько раз назвал пьянью и сбродом на-род, хребет которого армия и ду-ша которого церковь, и выразился в том смысле, что армейским священникам повезло окормлять пять миллионов военных, единственную часть народа, сох-ранившую физическое и психи-ческое здоровье. Он сказал:

— Такой свободы церковь не имела никогда. Но это счастли-вое и блаженное время не мо-жет продолжаться долго.

Он как будто намекал на су-ществование врага, превратив-шего народ в сброд и пьянь и го-товившегося наконец сломать народу хребет (то есть армию) и растоптать народную душу (то есть церковь). Что это за враг та-кой, стало ясно, когда протоие-рей Дмитрий Смирнов сказал:

— Кажется, что народ вымира-ет. Но мы знаем основной фактор выживания. Жизнь или смерть нашего народа не на Уолл-стрит решается. Им кажется, что за баб-ки можно все. А все решает Бог.

Когда враг или, во всяком случае, адрес врага был опреде-лен, нашелся и выход. Протоие-рей сказал:

— Нам надо совершить ма-ленький переворот в сознании. Достаточно не делать абортов, чтоб демография улучшилась. Достаточно выключить телеви-зор — и вот уже Швыдкой с его Одессой-мамой вещает в пустоту.

Почему из всего тлетворного влияния телевидения протоие-рей Дмитрий Смирнов выбрал именно Михаила Швыдкого, разъяснит следующий оратор, а протоиерей завершил речь при-зывом к армейским священни-кам объединиться через Интер-нет, помогать друг другу и стать единым боевым отрядом.

Откуда исходит угроза миру

Следующим оратором был отец Андрей Кураев, бывший рефе-рент святейшего патриарха. Его просили рассказать, как следует относиться к исламу после Беслана, но отец Андрей Кураев сказал, что написал про отношение к исламу книгу, ко-торую всякий может купить в магазине, и что исламисты не столько настроены против христиан, сколько против аме-риканских атеистов с их голливудской кинопродукцией. Он явно хотел говорить про врага более страшного, чем ваххаби-ты. Он спросил присутствую-щих, помнят ли они, что сегод-ня годовщина освобождения Освенцима, и знают ли, кто именно погиб в Освенциме. Присутствующие, видимо, ду-мали, что в Освенциме погибли сто тысяч поляков и цыган и миллион евреев, но отец Ан-дрей Кураев разубедил их.

Сославшись на сборник «Си-онизм. Правда и вымысел», на-печатанный издательством «Прогресс» в 1978 году, священ-ник (ошибка, на самом деле - дьякон) рассказал, что перед второй мировой войной фашистская верхушка договорилась с миро-выми сионистскими организа-циями устроить для спасения евреев гетто. По всей Европе должна была бушевать война, а евреи в гетто должны были жить спокойно, не замечая ее,— такой, по словам отца Андрея Кураева, был договор. За это ми-ровые сионистские организа-ции должны были, дескать, пре-пятствовать вступлению Аме-рики в войну. Однако же Амери-ка в войну вступила, и в отмес тку фашисты стали убивать ев-реев в гетто, утверждал отец Ан-дрей Кураев. Но как убивать! Ев-реям в гетто фашисты дали са-моуправление, и сами евреи ре-шали, кого из своей среды посы-лать в лагеря смерти по фашис-тской разнарядке. Так вот, по словам отца Андрея Кураева, ев-реи в гетто выбирали из своей среды и посылали в лагеря смерти выкрестов, то есть хрис-тиан. То есть получалось, что в Освенциме погибли не евреи, а христиане и евреи отправили христиан на смерть.

Человек с пальцем

Враг, кажется, был определен от-цом Андреем Кураевым четче некуда. Теперь предстояло объ-яснить армейским священни-кам, как бороться с врагом. Но ради передышки батюшкам по-казали документальный фильм про ракеты стратегического назначения, и сказал приветственную речь командующий соответствующими войсками- генерал-полковник Николай Соловцов. Из фильма про ракеты и речи командующего выяснилось, между прочим, что ракеты запускают, потому что они

Старые и надо продлить им срок годности. И еще выяснилось, что ракета, в российской классификации называющаяся «Во-евода», в натовской классификации называется «Сатана».

Наконец вышел эксперт, долженствовавший разъяснить, как бороться с врагом. Экспертом этим оказался Михаил я Леонтьев, ведущий с того самого телевидения, которое протоиерей Дмитрий Смирнов часом раньше предлагал просто выключить.

Господин Леонтьев пояснил, и что Россия — природная империя. Сказал, что не понимает, я как можно всерьез умереть за и- свободу, например, Дании, но понимает, как — за Россию.

— Но империя,— сказал господин Леонтьев,— это только инструмент существования имперского духа. А имперский дух есть православие и особая мис-сия православия в истории.

Если я правильно понял госпо-дина Леонтьева, враг, означен-ный выше, стремится разрушить российскую империю и поколе-бать её имперский дух. По его сло-вам, теракты в России не имеют никакого отношения к Чечне, а призваны поколебать самое госу-дарство. Он сказал, что террорис-ты напали на Америку, потому что это было выгодно президенту Бушу и позволяло ему начать вой-ну в Афганистане и Ираке.

— Как втянуть свой народ в войну?! — горячился господин Леонтьев.— Спровоцировать на-падение врага.

(Я, правда, не очень понял. имелось ли в виду нападение «Аль-Каиды» на Нью-Йорк или Шамиля Басаева на Дагестан.)

Так или иначе, господин Ле-онтьев заявил, что Кремль край-не осторожен в борьбе с озна-ченным выше врагом, но те-перь после Украины придется Кремлю принимать меры.

— На ближайшем саммите,— пророчил господин Леонтьев,— России предъявят ультиматум и предложат установить междуна-родный контроль над её ядер-ными силами. Россия откажет-ся в грубой форме. Нам придет-ся найти цивилизованный спо-соб объяснить всем, что у нас есть не только ядерная кнопка, но и палец, способный нажать эту кнопку.

Насколько я понял, господин Леонтьев готовится к ядерной войне и в том видит роль свя-щенников, чтоб те воспитали военных так, чтоб в случае чего палец не дрогнул. Он говорил:

— Элита и Запад против Пу-тина и сохраняют лояльность, только пока Акелла не промах-нулся. Если власть решится дей-ствовать, ей понадобится ваша помощь.

Ему стали задавать вопросы. И один священник спросил:

— Скажите, вот вы с телевиде-ния. Есть ли вообще хоть один нормальный и здравый чело-век на телевидении?

------------------

Диакон Андрей Вячеславович Кураев – священнослужитель, философ, богослов и общественный деятель, он оппозиционно настроен ко многим инициативам РПЦ, за что получил негласное прозвище «либерала от РПЦ». Он придерживается позиции о необходимости просветительской деятельности среди молодежи, также известен как разоблачитель гомосексуализма среди священников РПЦ.

Детство и юношеские годы

Будущий религиозный деятель родился 15 февраля 1963 года в Москве, семье убежденных атеистов. Отец, Вячеслав Иванович, известный советский ученый-философ, был личным помощником академика Петра Федосеева, видного идеолога КПСС. Мать, Вера Трофимовна, преподавала материальную диалектику в АН СССР.


Мальчику с ранних лет внушалось, что бога не существует, а жизнь на земле возникла согласно общепринятой теории Дарвина. Андрюша рос обычным советским школьником, хорошо учился, много читал, был редактором стенгазеты «Атеист» и образцовым пионером и комсомольцем.

Окончив школу в 1979 году, он решил пойти по стопам родителей и поступил в главный университет страны на кафедру научного атеизма. В МГУ Кураев зарекомендовал себя талантливым студентом, ему прочили прекрасную карьеру и престижное место преподавателя в будущем. Никто и не догадывался, что в душе Андрея вера в бога уже давно вытеснила основные догмы марксизма-ленинизма.


Тайное стало явным, когда родители случайно застали сына с богословскими писаниями в руках. Отпираться было бессмысленно, и юноша признался, что верует, собирается креститься и хочет поступать в духовную семинарию. Родители пытались всячески переубедить сына и не портить карьеру ни себе, ни отцу, однако молодой человек был непреклонен. На семейном совете был достигнут компромисс, в результате которого Андрей 29 ноября 1982 года принял крещение в стенах храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, а окончив МГУ с красным дипломом в 1984 году, поступил в столичную духовную семинарию (МДА).

Из-за этого Вячеславу Ивановичу запретили выезжать в заграничные командировки и уволили с должности референта партийного чиновника. Однако эти события не повлияли на отношения в семье, родители с пониманием отнеслись к выбору сына и всячески поддерживали его на протяжении всей жизни.

Карьера в РПЦ

Еще во время учебы в семинарии Кураев стал писать статьи и публиковать их в журнале «Вопросы философии». Участвовал в религиозных диспутах, на которых яростно отстаивал свои убеждения. В 1988 году он окончил МДА и поступил на богословский факультет Бухарестского университета и там же, в Румынии, получил сан дьякона с величайшего благословения патриарха Феоктиста. В университете он учился до 1990 года, но не окончил его.


Вернувшись в Москву, Кураев три года проработал личным секретарем патриарха Алексия, параллельно читая лекции по православию в МГУ на факультете журналистики. При этом он не переставал совершенствовать свои знания и окончил столичную духовную академию.

В 1993 году священнику предложили возглавить факультет богословия МДА. В 35 лет Кураев стал самым молодым профессором богословия, а его заслуги были высоко отмечены патриархом Всея Руси. В 1994 году он защитил диссертацию на тему «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» и получил степень кандидата философских наук. Спустя год он получил степень кандидата богословия с диссертацией на тему «Традиция. Догмат. Обряд».


Работы Андрея Вячеславовича на духовные темы легли в основу нескольких учебников по богословию, тиражи книг давно превысили шестьсот тысяч экземпляров, а на лекциях в МГУ не найти свободного места.

Кураев объездил с миссионерскими проповедями всю страну, а в последнее время часто выступает с обличительными материалами. Так, огромный резонанс вызвало его интервью на радиостанции «Эхо Москвы», в котором он разоблачает миф о схождении Благодатного огня, а также публикация о гомосексуальном скандале в стенах Казанской семинарии.


В 2009 году патриарх Кирилл назначил Андрея Кураева ответственным за создание школьного учебника по основам православной культуры, который был апробирован в 2010 году под названием «Основы религиозных культур и светской этики».


В 2013 году Кураева уволили из преподавательского состава МДА. Основной причиной диакон назвал поддержку Pussy Riot после их скандального выступления в храме Христа Спасителя, а также откровенный разговор о «голубом скандале» в Казани.


О деятельности священника режиссером Валерием Отставных был снят документальный фильм «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева», в котором он подробно осветил одну из его миссионерских поездок.


В отличие от многих священников, Кураев активно присутствует в Сети. Широкое известен его блог в Живом Журнале, его рассуждения часто транслируются в эфире радио «Эхо Москвы».

Скандальные высказывания

В своих публикациях Кураев часто затрагивает острые темы, его высказывания получают критику с «обоих полюсов». Он неуважительно высказывался в адрес муфтия Нафигулла Аширова, который среди других видных мусульманских деятелей России подписал открытое письмо Путину «Клерикализм – угроза национальной безопасности России». Кураев предлагал отправитель его в «бессрочную командировку».


В 2007 году Кураев усомнился в божественном происхождении благодатного огня – слова греческого патриарха Феофила о том, что «это не ежегодно свершающееся чудо, а лишь напоминание о свете, воссиявшем при Воскресении Христа», диакон ответил: «Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверное, и не мог».

Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»

Также священника обвиняли в антисемитизме. В 1998 году он издал книгу «Как делают антисемитом» (второе издание вышло в 2006 году), а в 1999 в статье «Можно ли не праздновать 8 марта?» нашел сходство праздников 23 февраля и 8 марта с еврейским Пуримом, после чего осудил празднующих: «Как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей?».

А в своей книге «Православие и эволюция» Кураев раскритиковал течение западного креационизма, отметив, что в православии нет никаких оснований для отрицания теории эволюции.

3 век,св. Киприан Карф.:
«Пусть даже и есть плевелы в нашей Церкви, это не должно помешать нашей вере и любви сохранить ее единство. Об одном мы должны радеть: стать пшеницей, дабы попасть в житницу Господа во время жатвы. Апостол пишет к нам в своем послании: в богатом доме есть посуда не только из золота и серебра, но также из дерева и глины; той подобает честь, а эта заслуживает бесчестия; мы же должны делать все, чтобы стать сосудами из золота или, по меньшей мере, из серебра, однако только Господь имеет власть разбивать гли¬няные сосуды, ибо в его руках железная палица. Раб не может быть выше своего господина; ни у кого нет власти, которую отец дал только сыну: держать посох, очищать воздух и от¬делять плевелы от пшеницы, судя человеком» (Св. Киприан Карфагенский. Письмо 51. К пресвитеру Максиму).
Накануне обращения императора Константина, то есть на излете гонений, Лактанций говорил: «Мы никого не удерживаем против его воли, ибо Богу бесполезен тот, кто лишен веры… Весьма далеки друг от друга пытки и благочестие; не хочет истина соединяться с насилием… Религию следую защищать не убивая, а умирая… Ничто столь не добровольно, как религия» (Божественные установления 5,19,13-22).

А одно святоотеческое творение, посвященное специально этой теме, я приведу почти целиком. Это письмо преподобного Феодора Студита тем епископам, которые считали допустимым перехватить у гонителей меч для расправы с еретиками (в пору написания этого письма ситуация была такова, что гонимы были как раз православные - от императора-иконоборца). Итак:
«…Речь идет об истине, важнее и достопочтеннее которой нет ничего. Что же прискорбное содержится в письме? “Мы,- говоришь ты,- не советовали ни убивать манихеев, ни не убивать; но если бы и позволили, то сделали бы дело, величайшее из прекрасных”.
Что говоришь ты, богопочтенный? Господь запретил это в Евангелии, сказав: нет,- чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе т!о и другое до жатвы (Мф. 13, 29–30). Ты же называешь величайшим из прекрасных дел позволение исторгать их.
А то, что плевелами Он назвал именно еретиков, как тогдашних, так и последующих, то есть всех, об этом послушаем Златоуста, который, изъясняя те же самые слова, говорит так: “Что Господь запрещает, говоря: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы? Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства; и еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной”.
И далее: “Что разумел Господь, сказав: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, как не то, что если вы приметесь за оружие и станете убивать еретиков, то неминуемо будут истреблены вместе с ними и многие из святых?” (Златоуст. Беседа 46 на Евангелие от Матфея). Это и случилось в наши времена; ибо кровопролития и убийства наполнили нашу страну, и многие из святых преданы смерти; слово Господне оказалось нетщетным.
И для чего мы говорим, что не позволительно убивать еретиков? Нам не позволительно даже и желать им зла. Послушаем опять Господа, Который, по словам премудрого Дионисия, сказал святому Карпу: “Наноси Мне удары, Я готов опять страдать за спасение людей; для Меня это вожделенно, только бы другие люди не грешили” (Дионисий Ареопагит к Демофилу. Гл. 6 // Четьи-Минеи, 26 мая и 3 октября).
Видишь, богомудрый, гнев Божий на святого за то, что он молил о еретиках, чтобы они лишены были жизни; и если бы святой остался при таком расположении, то был бы осужден. Таким образом, отнюдь не должно желать зла врагам, как показала истина; а, напротив, нужно молиться о них, как показал Сам Господь во время страдания, сказав к Отцу Своему: Отче! прости им грех: ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).
Что же касается того, будто, как говорит святость твоя, с твоим мнением согласны некоторые святые, то прости, отец, мы не хорошо понимаем слова святых и потому оказываемся вносящими новое вопреки отцам, или, лучше сказать, вопреки Богу. Так божественный Кирилл, в речи против Юлиана, выразился согласно с древним законом, не смешивая Ветхого Завета с Новым; - да не будет. Ибо он не мог не знать, что сказанное в законе сказано тем, кто жил под законом (см.: Рим., 4); равно не мог не знать он и сравнения, сделанного Спасителем в следующих словах: сказано древним то-то; а Я говорю вам то-то (см.: Мф. 5, 21–22). Поэтому мы, как говорит божественный Дионисий к некоему Демофилу, не примем твоих слишком ревностных стремлений, хотя бы тысячу раз ты ссылался на Финееса и Илию.
То же услышав, Иисус не одобрил учеников, чуждых кроткого и благого духа (см.: Лк. 9, 54–56). Надобно учить неведущих, а не наказывать. Также и Игнатий Богоносец говорит: “Ненавидящих Бога надобно ненавидеть и на врагов Его негодовать, но не преследовать или бить их нам, подобно язычникам, не знающим Бога”. Если же не должно бить, то едва ли должно убивать их.
Так как ты, Владыка, полагаешь, что и святой (Симеон Преподобный Симеон Столпник, Дивногорец, и святитель Иоанн Постник, архиепископ Цареградский, жили в конце VI века), живший на Дивной горе, согласен с тобою, то не думай этого. Ибо святой не мог противиться Христу или учителям, высшим его. Но что же тогда? Он говорил увещание к тогдашнему императору о язычниках, мучивших христианский народ, стараясь о том, чтобы христиане не были угнетаемы самарянами. Это и хорошо. К тому же самому и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное; это относится к неприятелям, а то к подвластным еретикам.
Сообщаемое об Иоанне Постнике, предстоятеле Константинопольском, будто он повелел посадить на кол волшебников, мне не кажется истинным, но, может быть, он допустил это. Ибо и они убийцы, с которыми начальникам не запрещено поступать по римским законам; ибо они не напрасно, говорит апостол, носят меч, но суть отмстители делающему злое (ср.: Рим. 13, 4); но это непозволительно в отношении к тем, о которых Господь изрек запрещение. Начальствующие над телами имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не виновных в делах душевных; ибо право наказывать последних принадлежит управляющим душами, и наказания здесь суть отлучения и прочие епитимии.
Так, Владыка, думаем мы, уничиженные; и, скажем по неразумию, даже Блаженнейшему Патриарху нашему мы дерзновенно сказали, что Церковь не мстит мечом, и он согласился с этим. Императорам же, совершавшим убийство, мы сказали, первому: угодно Богу такое убийство”, а второму, требовавшему одобрения на убийство: “Прежде пусть снимут мою голову, нежели я соглашусь на это”. Таков ответ от нас, грешных. Вы же, святейшие, если читали другое Евангелие, которого мы не знаем, то хорошо; а если нет, то вдумайтесь в то, что объявил апостол» .
Преподобный Феодор Студит. Письмо 26 (155). К Феофилу, епископу Ефесскому // Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. С. 56–59.

А также: «Церкви Божией не свойственно мстить за себя бичеваниями, изгнаниями и темницей. Кроме того, я хочу сказать о деле павликиан и их преследовании: ведь церковный закон никому не угрожает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Но поскольку все эти средства были применены, вспыхнула эта христоборная ересь (иконоборчества.- А. К.), губящая все» (Преподобный Феодор Студит. Письмо 114. Льву, торговцу ароматами // Там же. Т.2. с. 232–233).

«Если Жертва Христа – Жертва добровольная, то добровольно и преподается желающим, а не нежелающим. Сам Господь говорит апостолам по поводу ушедших от Него: не хотите ли и вы отойти?... Также и великий Петр говорит: охотно нужно пасти, а не принужденно (1 Петр. 5,2). Итак, пусть знают насильно привлекающие к общению с собою нежелающих, что они поступают по-язычески, предлагая не Тело Христово, доборовольно принесенное в жертву, а, напротив, некоторый род идоложертвенного, подобный не произвольно приносимым жертвам бесовским» (Преподобный Феодор Студит. Письмо 7. Феодоту военачальнику // Там же. Т.2, С. 16–17).

Чтобы было понятно упоминание об Иоанне Постнике, надо напомнить об истории, поведанной историком Феофилактом Симокаттой (История 1,11,3-21): «Некто Павлин, из числа небе-зызвестных людей в городе, получивший очень хорошее образование, был уличен в том, что душу свою он низверг в бездну колдовства. Способ, каким он был уличен в своем изуверском учении, был необычаен. Я расскажу о нем, потому что он действительно таков, что заслуживает удивления. У этого колдуна была серебряная чаша, в которую он собирал потоки разной крови, когда вступал в общение с отверженными силами. Эту чашу он продал людям, торговавшим серебром. Эти купцы, заплатив за чашу Павлину, пытались продать этот сосуд; поэтому они выставили ее перед дверьми своего помещения, предоставляя тем возможность купить ее всякому желающему. В это время епископу города Гераклеи пришлось быть в Византии и увидать выставленную на продажу чашу этого колдуна. Он купил ее и, уезжая из столицы, увез ее туда, где был его епископский престол. Так как нерукотворное миро, которое источала мученица Гликерия, изливалось в какую-то медную чашу, то епископ из почтения к священнослужению переменил эти сосуды: он удалил этот медный сосуд от святейшего церковнослужения, а серебряную чашу вместо него поставил для восприятия боготочимого мира. Но с этого мгновения прекратился поток чудесного мира и скрылся источник благодати. Не проявляла уже мученица своих сил, удержала свою благодать, отняла свои дары, решила из-за отвращения к этому сосуду не источать больше мира. Все это повергло епископа в великое горе: печалился он о совершившемся, оплакивал прекращение чудес, призывал вновь благодать; он не считал себя в этом виновным, старался найти причину и не мог снести постигшего его позора; жизнь стала ему не в жизнь, после того как церковь лишилась такого чуда. Из-за этого были установлены посты и моления, пущены в ход слезы, призваны на помощь стенания, все занялись ночными бдениями. Было собрано все, что только может Божий гнев прекратить и вновь призвать его милосердие. И вот, когда Бог столь чудесно отвратился от этого сосуда несчастья и в своей справедливости сжалился над их неведением, то во сне явилось епископу города видение, показавшее ему ужасную нечисть, заключавшуюся в этой чаше. Тотчас священнослужитель велел тайно вынести из храма купленную им чашу и внести в святилище медную; он вновь поручил святыню этой благословенной, старой чаше, как деве непорочной и не запятнанной никаким отвратительным колдовством. И действительно, тотчас же возобновились чудеса и вновь стало истекать миро, стала изливаться благодать, дары источаться; слезы и печаль прекратились, не стало места унынию. И вот епископ, вернувшись в императорскую столицу, разузнал от продавших ему чашу, у кого они купили ее; явившись к патриарху Иоанну, он доложил ему обо всем случившемся с самого начала. Патриарх пришел в ужас от такого рассказа и, не в силах сохранить в тайне то, что услыхал, тотчас же отправился к императору во дворец и передал ему то, что было ему поведано. Маврикий без особого одобрения относился к смертным приговорам тем, кто оказался виновным; он считал более справедливым исцелять прегрешивших с помощью их раскаяния, чем наказания. Но патриарх настаивал, стремясь в своих возражениях действовать согласно с апостольским учением, и требовал отпавших от веры отправить на костер. Он приводил цитату из поучений Павла, которая гласила: "Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками духа святого, и вкусивших благого глагола божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе сына божьего и ругаются ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от бога; а производящая терния и волчцы - негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение". Поколебалось твердое мнение императора, и этими словами Иоанн одержал над ним верх. На следующий день собрался суд, колдуны были подвергнуты допросу и, уличенные неопровержимыми уликами, преданы наказанию. Павлин был посажен на крепкий столб, вершина которого была расколота пополам; в эту щель была вложена его шея, и он задохнулся, окончив так свою преступную жизнь; но до этого он видел, как была отсечена голова его сына - он сделал его соучастником в нечестивом своем и преступном колдовстве» (Феофилакт Симокатта. История. М., 1996, сс. 25-27).

Исследователь жизни св. Иоанна Постника говорит, что «этот рассказ Феофилакта так мало вяжется со всем тем, что известно о Постнике, что невольно является подозрение, нет ли здесь какого-либо недоразумения. Не невозможно предположить, что Феофилакт записал факт в форме, переработанной уже народной фантазией. Мы склонны известие о деятельном участии Постника в осуждении Павлина признать неумелой риторикой Феофилакта, по своим воз-зрениям, быть может, примыкавшаго к толпе, с неуместной ревностью которой патриарх боролся в свое время. Повторим: не отрицая факта казни Павлина, мы заподозриваем сообщение, что она была исключительно или только главным образом делом Постника. Несообразность разбираемаго сообщения настолько велика, что еще Феодору Студиту оно «не казалось истинным»» .

Впрочем, известен и другой случай расправы, пришедшийся на время патриаршества св. Иоанна Постника. Некий иеромонах был наказан палочными ударами.

Св. Григорий Великий, папа Римский, гневно пишет в Константинополь в июле 593 года: «Если святость ваша знали то, что сделано с монахом и пресвитером исаврийским Афанасием, после этого писали мне, но об этом не упомянули, то я не могу ответить на это иначе, как словами Писания: уста неправедные убивают душу. Спрошу тебя, святейший брат, до того ли дошло воздержание, что от брата своего скрыл то, о совершении чего знал? Не было ли бы лучше, если бы эти уста ели мясо, чем источать ложь для обмана ближнего… Я жажду мира со всеми. Но если вы каноны не соблюдаете и ниспровергаете постановления древних, то я не узнаю вас… А что правила гласят о епископах, которые хотят внушить страх бичами, это ваше братство хорошо знаете: мы поставлены пастырями, а не убийцами. Апостол говорит: «обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением». Это новая и неслыханная проповедь – стеречь веру побоями» (Св. Григорий Великий. Письмо 52, к Иоанну) .

Так что не вполне прав Василий Розанов, когда вопрошал – «Каким образом христианство, столь к человеку благожелательное, однако пришло к инквизиции? Ведь перелома из "да" в "нет", перелома в убеждениях, в вере, в идеалах мы при этом нигде не наблюдаем! В этом-то все и дело, что разлома нет!! Нельзя сказать, исторически не было, что 1000 лет "гладили по голове" но потом "начали жечь". Ничего подобного! Никакого перелома, реформации, бури: тихое веяние. Веет, веет, гладит волосы, сладко, съедобно, веет, опять веет, горечь, опять сладко, еще слаще, веет, веет, чей-то раздался стон, но все замерло, веет, веет, выпали гвоздики, выпали иголочки, кого-то укололи, смертельно, веет, веет, хорошо ли, дурно ли, все мешается, все непонятно уже, веет, веет. Инквизиция вошла в Церковь "дифференциалами"... Никто не заметил ее! Когда те 5-6 кардиналов, которые постановили "сжечь" и действительно "сожгли" кого-то - то никому решительно не пришло на ум спросить, не "впали ли они в ересь?", "не отделиться ли нам от них?"» .

Это не совсем так: и замечали, и протестовали, и отделялись…

В частности, после первой казни еретика "вызванный этим повсюду ужас показывает, что все отнеслись к казни как к отвратительному новшеству. Приписанные Присциллиану гностические и манихейские умозрения вызвали то исключительное отвращение, которое Церковь всегда питала к ересям этого рода. Но, когда он, осужденный тираном Максимом в Трире, был подвергнут пытке и предан казни с шестью своими учениками, а остальные были сосланы на острова в сторону Бретани, то по всей Европе раздался громкий крик негодования. Из двух епископов, преследовавших Присциллиана, один был прогнан со своей кафедры, а другой сам удалился на покой. Св. Мартин Турский, сделавший все возможное, чтобы помешать этому жестокому решению, отказался иметь общение не только с этими епископами, но и с теми, кто находился с ними в сношениях.... Св. Мартин не мог предвидеть, что со временем, в деле Лютера, папа выставит казнь Присциллиана как пример, достойный подражания; тот же папа, несмотря на то, что св. Амвросий отлучил от церкви Максима, не задумался поставить его среди «досточтимых и благочестивых императоров»» (впрочем из опубликованных в 19 веке книг Присциллиана видно, что он и сам полагает, что его оппоненты за свои взгляды достойны смерти).

И сам св. Мартин Турский впоследствии не однажды оплакивал то, что чрез это вынужденное обстоятельствами соединение с итацианами (епископ Итаций настоял на смертной казни Прискиллиана) он утратил много духовных сил и уже не так легко и скоро врачевал бесноватых.
Тверже был св. Амвросий Медиоланский: он отказался от церковного общения с епископами – виновниками смертной казни еретиков... Протест Мартина и Амвросия нашел себе поддержку в лице римского епископа Сириция. Собор в Турине лишил Итация епископского сана (Прокошев П. Прискиллиан и прискиллианисты (Церковно-исторический очерк) // Православный собеседник 1900, октябрь, приложение, с. 25-26).

«Непозволительно христианам ниспровергать заблуждения принуждением и насилием. Потому ни один царь из принявших учение Христа не издавал указов против язычников» (Иоанн Златоуст. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана и к язычникам, 3).
«Человека нельзя ни силою влечь, ни страхом принуждать, но должно убеждением опять приводить к истине, от которой он раньше отпал» (Шесть слов о священстве. Слово 2).
«И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной» (На Матфея 46,1).
«Благочестивый царь ни один никогда не решался наказывать и мучить кого-либо из неверующих, понуждая его отстать от заблуждения» (Похвала святой великомученице Дросиде и о памятовании смерти).
«Сегодня мы вступаем в ратоборство с еретиками, но наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых – живыми. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, а ересь, не человека, но заблуждение ненавижу. Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый» (Беседа о священномученике Фоке и против еретиков, 2).
Златоуст как бы от имени Христа говорит об апостолах – «Я мог сделать вас страшнее львов…» (На Матфея 33,2), но оставил в человеческой немощи, чтобы дать место и апостольскому человеческому подвигу, «обрекая их на злострадания, а злодействовать попуская другим» (На Матфея 33,2).
«Вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков. Итак, устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать. Если же будем волками – будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря: Он пасет не волков, а овец» (На Матфея 33,1).
<
Но было и другое: св. Кирилл Александрийский:
„Когда оскорблен Бог в Его почитании, тогда быть милосердым не безопасно; и даже весьма вредно - не вовремя разнеживаться в слабодушном, взаимном благо¬расположении. Пусть тогда исчезнет закон сочувствия и удалится сила естественной любви и все, что относится к человеколюбию, чтобы, так сказать, посредством благочестивой же¬стокости воздано было почитание Богу. Не благочестивым ли назовешь ты делом, чтобы немилосердно наказывались совершающие неизвинительное отступничество, как оскорбляющие высшую над всем славу" (св. Кирилл Александрийский. О поклонении и служении в духе и истине // Творения. М., 1880, ч.1. с. 304).

Пока идут новогодние каникулы, в жизни одного известного ЖЖ-деятеля – Диакона Андрея Кураева – разворачивается трагедия шекспировского размаха.
Не сомневаюсь, что найдется кто-нибудь, задавший вопрос: «А кто такой этот Диакон Андрей Кураев?». Вот вам ссылка из Википедии:

Как следует из этой статьи, он родился в 1963 году. Его отец служил секретарем у очень интересного человека – Петра Федосеева, директора Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (1967-1973), Института Философии АН СССР (1955-1962), вице-президента АН СССР, курирующего гуманитарный блок (1962-1967, 1971-1988). Короче говоря, папа Андрея Кураева был секретарем у человека, длительное время определяющего идеологию в СССР. Уж не Федосееву ли мы обязаны Перестройкой? Скажи мне, у кого ты работаешь секретарем, и я скажу тебе, кто ты, и что ты с этого имеешь.
Во всяком случае, Андрюша Кураев в 9-ом классе выпускал школьную газету «Атеист» и в 16 лет поступил на философский факультет МГУ. Кто помнит тогдашнюю кухню, тот сразу поймет, что речь идет об очень большом блате и нежелании служить в армии. Видимо, мама нажимала на папу, чтобы он сделал все, чтобы мальчик не пошел в солдаты, ребенку пришлось заняться выпуском атеистической газеты, что, вероятно, пошло ему в зачет при поступлении: надо же было как-то объяснять, почему отдали приоритет 16-летнему мальцу на факультете, куда набирали преимущественно уже отслуживших в армии и бывших членами КПСС.
Специализировался Кураев на кафедре научного атеизма. Но уже тогда он проявил противоречивость своего характера: на третьем курсе он окрестился. Это не помешало ему окончить факультет и даже поступить в аспирантуру: видимо, старые связи отца продолжали работать. Не то, чтобы тогда окрестившихся репрессировали, но все же при приеме в аспирантуру на философском (в первую очередь бывшим идеологическим) факультете членство в КПСС было почти обязательным. Аспирантуру он не окончил, но диссертацию в 1994 году защитил: «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения». В 1985 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1988 году. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия. Все это время работал в штате Московской духовной академии, в том числе, как и его папа, секретарем.
Вот этот пассаж из Википедии: «В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута Московский обком КПСС вынес специальное постановление «О неудовлетворительной постановке атеистического воспитания в Коломенском пединституте» и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь». Почему обком КПСС лоббировал учебу Кураева в православной церкви, я не пойму.
Институт в Бухаресте Кураев не окончил, но зато именно там его рукоположили в диаконы.
По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия. Затем преподавал в различных богословских вузах. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия. Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность. 15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награждён орденом преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.
В 1995 году участовал, вместе с группой других молодых интеллектуалов (С. Чернышов, А. Белоусов, В. Л. Глазычев, С. Е. Кургинян, В. Л. Махнач, В. Радаев, Ш. Султанов и др.), в сборнике «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания».
С осеннего семестра 2004 года по декабрь 2013 года основное место работы - Московская духовная академия и семинария (МДАиС).
На выборах 2009 года активно поддерживал будущего патриарха Кирилла.
Андрей Кураев ведет блог в ЖЖ, очень много пишет для различных СМИ, участвует в телешоу и пр. Думаю, его многие знают.
По ЖЖ я его помню по двум скандалам. Первый был связан со смертью Патриарха Алексия II. Именно Кураев написал, что тот умер сортире. Вроде бы, что тут особенного? Но осадочек остался. В другой раз Кураев вступился за Пусси Риот. Еще в самом начале связанной с их выступлением истерией он выступил с примиряющем постом, что, мол, ничего страшного не произошло, а он бы на месте настоятеля ХХС пригласил их попить чайку и ущипнул за попку. Еще был скандал с евреями по поводу праздника Пурим.
Несмотря на это Кураев чувствовал себя отлично. Совсем недавно он публиковал в своем блоге скан с результатом какого-то опроса, по которому он оказался на 12-ом месте среди величайших интеллектуалов России, а патриарх Кирилл – только на 13-ом (на первом там Навальный, Путин где-то далеко в конце). Свою радость Кураев выражает следующим образом:
«Я не хотел
Я просто не знал
Я не голосовал
Я больше не буду

Простите, Ваше Святейшество,
я с ними не согласен »
И вот с 19 декабря 2013 года Кураев начал публикации в связи с историей в Казанской семинарии. Студенты этого учебного заведения написали письмо с жалобами на проректора, который по их утверждениям приставал к ним с неприличными предложениями. В Казань поехала инспекция из Учебного комитета Русской православной церкви во главе с протоиереем Максимом Козловым. По результатам работы комиссии был уволен проректор семинарии, пресс-секретарь Татарстанской митрополии игумен Кирилл (Илюхин).
Вот как описывает сложившуюся ситуацию Кураев:
«В декабре 2013 я ошибся...
Ну вот и я, узнав об инспекции о. Максима Козлова в Казанскую семинарию и о том, что о. Максим принял жалобы семинаристов, поверил им и настоял на увольнении похотливого проректора, решил, что «по всей стране началось».
Зная о. Максима как исключительно карьерного священника, который ни шага не ступит без воли руководства, я счел, что наконец-то в патриархии проснулась решимость потревожить хоть одно голубое болотце.
Кроме того, было понятно, что лобби есть, что казанский митрополит поставил всех «своих» под ружье, и на о. Максима и получателей его доклада (включая Патриарха) будет оказываться максимально большое давление с целью все опять замять.
Вот я и решил помочь и о. Максиму и казанским семинаристам своими публикациями. Причем поначалу я просто делал посты из казанской прессы и с других блогов
».

Казалось бы, Кураев не сделал ничего плохого. Более того, он рассчитывал на благодарность:
«Интересно, что за неделю до ученого совета Академии на заседании Синодальной Богословской Комиссии мы вполне дружески беседовали с о. Максимом Козловым и именно на тему его казанской инспекции. Тогда он подтвердил вину проректора и то, что сама проверка была вызвана потоком жалоб со стороны семинаристов. Претензий ко мне за то, что я поддержал выводы инспекции о. Максима, высказано не было. Беседовали мы и в присутствии ректора Академии архиепископа Евгения. На шуточное предложение о. Максима назначить меня на освободившуюся должность проректора Казанской семинарии владыка Евгений реагировал вполне серьезно: идея ему понравилась… »
Вот видите: "вполне серьезно"! Счастье было так возможно! Но 30 декабря на ученом совете Московской духовной академии в своем докладе глава проверяющей комиссии прот. Максим Козлов подтвердил вину проректора КазДС игумена Кирилла Илюхина, а потом предложил перейти к оргвыводам - уволить из МДА диакона Кураева.
Вот как сам Кураев объясняет решение ученого совета:
«И вдруг главным основание для моего увольнения из Академии доклад о. Максима выдвигает именно мою поддержку его же позиции. При этом вовсе не я сделал казанскую инспекцию достоянием гласности.
К чести моих коллег, они были, мягко говоря, изумлены таким пируэтом.Но в итоге вопрос о моем увольнении был принят без голосования и просто внесен в протокол. Причем на обеде Козлов уламывал несогласных тем доводом, что Академии надо избавиться от меня побыстрее, пока Патриархия не приняла по отношению ко мне более крутых мер.
На Совете меня обвиняли в том, что я всюду подписываюсь как профессор Академии.
Еще на совете меня обвиняли в защите «пусек». Ну так я много раз пояснял, что защищаю не их хулиганство, а наше Евангелие.
Но верхом страстно-мстящего недомыслия стала глупейшая увязка моего увольнения с казанским гомоскандалом. Причем этот гомоподтекст сакцентировал даже великий борец за чистоту генеральной линии Кирилл Фролов: "Да, Кураева выгнали из Богословской Комиссии. Доигрался. Что было последней каплей? Думаю, публикация в блоге чьей-то клеветы на духовного отца Святейшего Патриарха Кирилла митр. Никодима (Ротова)
".

Мне захотелось взглянуть на те посты, за которые Кураева уволили. Вот выдержка из первого, от 19 декабря:
«В каком-нибудь будущем веке патриархом становится гомосексуал. Этот человек христианин по убеждениям, аскет, который заметил в себе мерзкую страсть, осознал ее именно как мерзость и смог ее одолеть хотя бы в том смысле, что удержал свои дурные мысли от перехода в дела. И он искренне и покаянно желает очистить хотя бы церковную элиту от гомосексуалистов.
Вот именно он и смог бы это сделать - так как для решения этой задачи ему не нужны будут мегабайты архивов тайных съемок и тома доносов. Говорят, что у гомосексуалов есть "гей-радар" - "способность гея вычислять гея на основе ряда внешних признаков или внутренних ощущений. Подобные суждения обычно спонтанны, основаны на первом впечатлении, внутреннем голосе
»
Любопытные фантазии, верно? Что это за патриарх, являющийся латентным гомосексуалистом и умеющий поэтому легко отличать геев от всех остальных?
Дальше – больше. Кураев публикует открытое письмо к нему некоего анонима:
«http://diak-kuraev.livejournal.com/566085.html
«…В Ленинграде, в 1976 году я крестился на дому. Крестил меня священник отец Лев Конин…Мой крестный отец был псаломщиком в церкви Кулич и Пасха, где я познакомился с отцом Василием Ермаковым, о котором до сей поры вспоминаю с благодарностью и уважением. Крестный мой до службы псаломщиком (не самая лучшая карьера?) был келейником у митрополита Никодима, о влиянии которого на современную Русскую православную церковь Вы знаете больше, чем я. Скажу, что епископа Выборгского я видел не один раз, с моим крестным он был, можно сказать, другом. Секретарем Владыки в то время был иеромонах Симон, нынешний архиепископ Бельгийский. К чему я всё это? Просто мать Ростислава, моего крестного, была неизлечимо больна, и я выполнял обязанности сиделки, кухарки и т.д. И вот один раз она сказала мне такую вещь - Ростислав был "сослан" в псаломщики из келейников Владыки потому что не уступил его, Владыки, домогательствам…Я точно знаю, что митрополит Никодим Ротов, умерший на приеме у папы Римского в присутствии о.Льва Церпицкого, самый великий деятель Русской православной церкви за последние 50 лет, был безусловно гомосексуалистом.
К чему тут я? Оказалось, что я тоже гей, хотя на то время я этого не осознал. Не осознавший себя я (одной фразой) поехал в город Киров, что на реке Вятка, и перед рождеством 1979 года туда прибыл. Епископ Хрисанф принял меня так, как принял бы правильный праведник, - незнакомому человеку около полуночи открыли дверь, впустили, накормили и уложили спать. Утром я поехал вместе с келейниками и иподиаконами Владыки на службу в единственный тогда в Кирове собор. Через несколько дней Владыка отправил меня служить псаломщиком в Слободской, в огромный Екатерининский собор, где я увидел впервые единственного святого, которого я в жизни видел - отца Аполлинария Павлова. И надо же было так случиться, что именно там всё ЭТО и произошло. То, что я знал и до этого, стало для меня реальным.

Отец Андрей, я был гомосексуалистом, начиная лет с 10. Я просто не ставил это во главу угла. Я думал, что все так и вырастают, да, в общем, меня это и не интересовало.
Я даже в конце концов женился, у меня два ребенка, но, когда младшему из них было три года, я ушел из семьи, и стал жить с мужчиной, и брак этот (не надо придавать сакрального значения тому, чего нет, а именно слову "брак" только на том основании, что Христос освятил вино в Кане Галилейской) длится уже 24 года. Дети меня понимают, я люблю своих внуков, старший из которых скоро будет учиться в православной школе, что мне не очень нравится, но возражать я не буду. Почему Вы, заступившийся, хотя бы частично, за пусек, почему Вы ничего не скажете ничего о идиотской травле геев, какой не было и в СССР, когда существовала почти не работающая статья?
Почему молчит Патриарх, который был когда-то рукоположен митрополитом-гомосексуалистом, (это не упрек, но Кирилл ведь всё знал)величайшим деятелем Русской православной церкви, а теперь бесстрастно наблюдает за тем, как его клир проповедует ненависть?
Ладно, я знаю, что не наследую Царствия Божиего, но ведь, согласитесь, это мое личное дело. Я рискую только тем, что окажусь в аду с такими малосимпатичными лицами, как "блудники просто, идолослужители, прелюбодеи, малакии (а таковых, насколько я понимаю, уж настолько много, что и сосчитать нельзя), воры, лихоимцы (осужденные или нет?), пьяницы (ну уж тут вы меня не смешите, треть России сюда прикатит), злоречивые (да уж ладно, стерпим), хищники (а вот кто это такие, я даже и понять не могу, думаю, что и Вы тоже). Я знаю, что не наследую Царства Божия только потому, что я родился геем, и я с этим смиряюсь. Но Вы лично, отец Андрей, неужели не можете понять, что это мое личное дело, и тот, кто на меня будет охотиться только за то, что я такой, уже совершенно определенно окажется в аду?
Многое еще хотелось бы сказать, но надо закончить, и закончить лучше всего, по-моему, так: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) ».
Самым интересным здесь, безусловно, является утверждение, что духовный наставник и рукоположивший нынешнего патриарха митрополит Никодим (Ротов) был явным гомосексуалистом, который наказывал тех, кто ему отказывал. Можно сделать вывод, что неспроста он благоволил Кириллу.
Что ж, раз с Кураевым так поступили, то он вышел на тропу войны:
«Эта история теперь станет очевидным для многих доказательством существования влиятельнейшего голубого лобби в нашей Церкви (не в Московской Академии: в ней сейчас чисто).
В какие выси уходит эта голубая порука? Впрочем, лучше остановить полет недозволенной фантазии старый анекдотом про мужа, нанявшего частного детектива для слежки за женой: "Ах, опять эта проклятая неизвестность!"
».
Как я понимаю, это опять намек на патриарха Кирилла.
Диакон говорит, что после увольнения у него образовалось много свободного времени. Каждый день теперь Кураев публикует новые ужасы о семинариях и священнослужителях. Если кто любит порнушку, то вам к нему. Там голые мальчики плавают в бассейнах, а иерархи на них смотрят и пускают слюни, там высшие священнослужители рассказывают неприличные анекдоты на голубую тему, пьют водку и спаивают детей, купаются в роскоши, издеваются над простыми попами, ненавидят женщин.
Свои посты Кураев оправдывает «слезой ребенка», т.е. совращенных семинаристов. Кроме того, он находит, что мерзости священства приводят к тому, что русские люди принимают мусульманство и становятся ваххабитами, взрывающими русские города.
Вот его пост по поводу Павла Печенкина (Печенкин был подозреваемым в взрыве на волгоградском вокзале, но подозрения не оправдались
http://pg12.ru/news/view/63718).
«…Чтобы русский парень, родившийся и живущий в Поволжье, принял ислам, в нем должна накопиться изрядная толика энергии ненависти и отторжения от православия. Не просто равнодушия и незнания, а именно ненависти.
И что же может быть провокатором такого ненависти? – Нет не философские книги.
Полагаю, что свою страшную роль играет и слух о самой грязной грязи на самом верху Церкви. Слух о мужеложестве местного митрополита очень "в руку" шулерам ваххабистской пропаганды, а сам Анастасий на посту митрополита очень удобен местному ваххабитскому лобби. Его действия и бездействия (в частности - равнодушие к проблемам кряшен, отказ их защищать) приводят к тому, что у этнических православных Поволжья - русских, кряшен, марийцев, чувашей, мордвы - утрачивается доверие к Православию
».
http://diak-kuraev.livejournal.com/577878.html

Но сегодня он поместил вообще нечто: это из исповеди очередного анонимного совращенного:
http://diak-kuraev.livejournal.com/579299.html
«Впервые меня посвятили в "свои" не в Твери. Внутренне я был готов. К сожалению, да. Я свыкся, что по другому никак. Мне сто раз говорили, что "так все живут". И патриарх Алексий в первую очередь. Мне показывали софринский календарь с фотографиями епископов и говорили: вот этот *** с патриархом много лет живет - и теперь великий святитель. Показывали фото, как этот *** был в Калинине. И был похож на меня. Вот этот говорили с другим живет и т. д. ».
Т.е. Кураев помещает утверждения о том, что патриарх Алексий тоже был гомосексуалистом. А ведь его даже предлагали канонизировать, но пока решили подождать 50 лет.
Вспомним, что Алексий сделал для Кураева много хорошего, и что тот был его референтом. Так откуда же такая неприязнь? То рассказ о не совсем приличном месте кончины, то публикация анонима с подобными утверждениями? За что Кураев невзлюбил покойного? Невольно хочется задать вопрос, какие у них были отношения.
«Обо мне все люди скажут сердцем чист и не спесив
Или я в масштабах ваших недостаточно красив...
».

Может, из-за этого?


В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)

Андрей Кураев - протодиакон Русской Православной Церкви, миссионер, писатель, профессор богословия, философ. Известен своими неоднозначными высказываниями по религиозным, нравственным, политическим вопросам. Имеет преданных почитателей и ярых противников. Одно не вызывает сомнений - этот бунтарь мало кого оставляет равнодушным.

Детство Андрея

В детском возрасте Андрей жил в Праге с родителями, которых отправили в Чехословакию по работе. В остальном детство мальчика было таким же, как у многих советских детей.

Происхождение и рождение

Родился будущий клирик 15 февраля 1963 года в Москве. Отец, Вячеслав Иванович, был философом, занимал должность Ученого секретаря секции общественных наук президиума Академии наук СССР. Мать, Вера Трофимовна, работала преподавателем в Институте философии.


Семья

Семья Кураевых была неверующей - в те времена это считалось нормой. Родители разговоров о душе и вере с мальчиком не вели. Но очарованными коммунистической идеологией они тоже не были: слушали Высоцкого, Галича, читали Александра Солженицына. Родители мечтали о карьере сына, не предполагая, какое призвание тот выберет.

Учеба в школе

Андрей рос обычным ребенком, хорошо учился. Интереса к православию у него не возникало. Будучи старшеклассником, он создал несколько выпусков стенгазеты «Атеист». Увлекался философией, часто подслушивал разговоры, рассуждения отца и приходивших в дом его друзей.

Юношеские годы и молодость

Юность Андрея стала переломным периодом в его жизни: произошла переоценка ценностей. Годы молодости - время духовного искания, обретения веры и своего призвания.

Студенческие времена

Вопросов, на какой факультет поступать после школы, у молодого человека не возникало - философский. Затруднения появились при выборе кафедры. Больше привлекали логика и зарубежная философия, где знали отца юноши. Андрей не хотел учиться под папиным покровительством. Он поступает на кафедру истории и теории научного атеизма Московского государственного университета (МГУ).

Юноша, будучи студентом МГУ, отвечал за атеистическую работу: так хотел проявить самостоятельность. Единственным мероприятием, которое он организовал, было выступление рок-группы «Воскресение» для подшефного училища.

Духовное образование

Переломным моментом для Кураева стали похороны Владимира Высоцкого (1980). Когда юноша с отцом прощались с легендарной личностью, многие однокурсники стояли в оцеплении. На руках виднелись красные повязки. Их как будто разделял барьер. Тогда будущему бунтарю захотелось выйти за красные флажки.

Андрея раздражала советская идеология. Неприязнь к власти стала первым шагом к вере.

На 3 курсе МГУ после прочтения книги Федора Достоевского «Братья Карамазовы» к юноше приходит вера в Христа как Спасителя. Через год Андрей крестился.

Родители узнали об этом случайно: сын, собираясь на церковную службу, не спрятал молитвослов и иконы. Мать и отец переживали, уговаривали одуматься. Родителей беспокоило его будущее, карьера. Через несколько дней они приняли поступок сына, не стали запрещать посещение церкви.

Окончив МГУ, юноша поступает в Московскую духовную семинарию (1984). Это стоило его отцу карьеры. Будучи семинаристом молодой человек пишет первые статьи. Тогда же начинает проповедовать среди студентов. Его активная деятельность настораживает партийных начальников.

После окончания семинарии (1988) будущего миссионера отправляют учиться в Бухарестский богословский институт. Через два года он возвращается обратно уже диаконом - помощником священника. Исполнив свою мечту, отец Андрей оканчивает (1992) Московскую духовную академию (МДА).

В этом видео показано одно из первых выступлений будущего священнослужителя: эфир января 1990 года на кабельном телевидении в московском районе Сабурово.

Личная жизнь

Личная жизнь Андрея Вячеславовича посвящена церковной, миссионерской и писательской деятельности. Некоторых интересует в его биографии семейное положение. Семьи и детей у Кураева нет. Клирик живет один в квартире небольшого размера на западе Москвы. Компанию вечерами ему составляют книги - публицист много читает. Часто передвигается по городу на мотороллере.


Зрелый возраст

После учебы Кураев был на распутье - стать священником или остаться диаконом. Он выбирает второе, несмотря на назначенный день священнической хиротонии. Это решение дает клирику больше свободы для миссионерской, писательской деятельности и определяет его дальнейшую жизнь.

Протодиакон рассказывает об одной из причин нежелания принять сан священника.

Работа в РПЦ

После возвращения из Бухареста диакона назначают референтом Патриарха Алексия II по просьбе последнего. Секретарем он проработал 3 года. По признанию богослова Патриарх относился к нему благосклонно.

Позже протодиакон занимал следующие должности:

  • до 1996 года работал деканом философско-богословского факультета Российского Православного университета св. Иоанна Богослова;
  • до 2014 года был профессором Православного Свято-Тихвинского богословского института;
  • с 2004 года местом работы становится Московская духовная академия.

Патриарх Кирилл рукоположил миссионера в сан протодиакона - главного диакона епархии при кафедральном соборе (2009 год).


Миссионерская деятельность

Отец Андрей широко известен как проповедник православия.

Основные занятия протодиакона в миссионерской деятельности:

  1. Ведет блог.
  2. Читает лекции.
  3. Ездит по стране, проповедуя основы православной веры старшеклассникам, молодежи, военнослужащим, людям среднего и старшего возраста.
  4. Часто выступает на радио, телевидении.
  5. Занимается своим сайтом и форумом.
  6. Пишет статьи, книги.

Для поддержки работы немногочисленных православных проповедников создан Миссионерский фонд Кураева. Пожертвования необходимы для того, чтобы финансовая нагрузка за поездки в дальние регионы не ложилась на небогатые епархии.


Увольнение из академии

30 декабря 2013 года Ученый Совет постановил уволить протодиакона из Московской духовной академии. Поводом, по версии руководства МДА, послужили эпатажные высказывания богослова.

Андрей Вячеславович не присутствовал на Совете, так как был на похоронах близкого человека.

Причиной увольнения он считает свои публикации о Казанском деле. В конце декабря 2013 года инспекция, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым, посетила Казань. Поводом послужили жалобы семинаристов на многолетнее сексуальное домогательство руководства учебного заведения. Местный митрополит не реагировал на ужасную ситуацию.

Московская комиссия подтвердила правоту учащихся Казанской духовной семинарии. Обвиняемого проректора уволили. Дело не рассматривали ни полиция, ни церковный суд. Бывший проректор потом нашел себе место в Тверской епархии.

Об этом Кураев сообщил на своей странице после публикаций местной прессы о скандале. Андрей Вячеславович не опротестовал решения об исключении из МДА, хотя произошло нарушение протокола. Сторонникам богослова не дали защитить профессора. Вопреки слухам, протодиакон не запрещен в служении.


Скандальные высказывания

Выступления и публикации клирика нередко вызывают много споров.

Высказывания протодиакона, получившие в обществе неоднозначную оценку:

  1. В статье «Можно ли не праздновать 8 марта?», вышедшей в екатеринбургской «Православной газете», проводит ассоциации 23 февраля и 8 марта с еврейским праздником «Пурим» (1999).
  2. Публикацией, написанной для газеты «Известия», начинает цепь высказываний о том, что ислам несет ответственность за рост терроризма (2004).
  3. Интерпретирует слова Иерусалимского Патриарха Феофила III как о сомнении последнего в божественном происхождении Благодатного огня (2008).
  4. Призывает верующих россиян игнорировать концерты певицы Мадонны из-за сценического псевдонима, выступления на зеркальном кресте и защиты гомосексуалистов. Просит МИД лишить ее въездной визы.
  5. Ратует за отлучение от Церкви певца Филиппа Киркорова после рождения и крещения детей, рожденных от суррогатной матери (2012).
  6. Становится на защиту участниц группы «Pussy Riot», предлагая вместо наказания угостить блинами и пригласить на Чин Прощения (2012).
  7. Перечисляет негативные последствия для России после присоединения Крыма (29 марта 2014).
  8. Самыми скандальными становятся слова о «голубом лобби» в РПЦ (2013 - 2014). Кураев сообщает о том, что часть епископата является гомосексуалистами: во времена существования Советского Союза их продвигал КГБ.


Участие в фильме

Валерий Отставных в 2009 году снял тридцатиминутный фильм «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева». Показаны переезды клирика, общение с людьми после лекций. Основой для создания фильма стало интервью, записанное в форме монолога.

В 2016 году режиссер Виктор Тихомиров снял фильм «Андрей Кураев. Прямая речь», где приняли участие музыканты Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук. Зрители увидят фрагменты выступлений и повседневной жизни отца Андрея.

В этом ролике представлен трейлер к фильму Виктора Тихомирова.

Современная деятельность

Учитывая то, какой неординарной личностью является отец Андрей, многим интересно, где сейчас служит протодиакон. Миссионер по-прежнему проводит лекции, продолжает вести блог. Служит в храме Архангела Михаила, расположенном в московском районе Тропарево, недалеко от станции метро «Юго — Западная».

Писательская деятельность

Протодиакон в полной мере реализовал себя как писатель, публицист. Он пишет, как научные книги и статьи, так и произведения для широкого круга читателей.

Книги

Одна из нашумевших книг - «Как делают антисемитом», где богослов размышляет об отношении евреев к русским, затрагивает тему еврейской публицистики. «Все ли равно как верить» - произведение содержит критику дарвинизма. Интересна книга «Диспут с атеистом», принимая во внимание детство и частично юность автора.


Статьи и публикации

Научные статьи диакона размещены на страницах Философско-энциклопедического словаря, а также в изданиях «Вопросы философии», «Наука» и других.

Много публикаций напечатал журнал «Альфа и Омега». Названия некоторых из них: «Заповеди Эдема», «Таинство искупления».

Часто статьи философа содержат «острые» темы:

  • «Как бороться с терроризмом без спецназа» (газета «Известия», 2002);
  • «Украинское деление - кому это нужно» («Российская газета», 2006);
  • «Абхазский узел церковной политики» (журнал «Профиль», 2008).


Беседы и интервью

Миссионер дает интервью православным, светским изданиям.

  • «Заложники клипового мышления» (2004);
  • «Как правильно отмечать Пасху» (2005);
  • «Соблазненные концом света» (2007).

Поучительна беседа с богословом «О чудесах мнимых и истинных». В ней клирик поделился тем, что главное чудо в его жизни случилось в день крещения. Также он предупреждает о негативных последствиях для человека, занимающегося экстрасенсорикой и магией (издание «Как жить»).

В беседе с молодежью о Великом посте на радио «Град Петров» поднимались вопросы о том, как поститься школьникам, студентам, учась в образовательных учреждениях. Протодиакон рассказывал, как подготовиться и правильно проводить это важное для христианина время.

Из последних интервью интересен разговор Кураева с журналистом «Радио Свобода» (2018). Богослов затрагивает темы обретения им веры, работы в РПЦ, увольнения из МДА.

Видео

Протодиакон в своей проповеди рассуждает о греховности и бессмысленности некоторых способов зарабатывания денег.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх