Курсовая работа: Понятие, принципы и функции права. Понятие, сущность, функции и принципы права Сущность содержание и принципы права

Право - сложное социальное явление, имеющее множество форм и проявлений. Не случайно, несмотря на то, что к анализу его понимания обращались еще древние юристы (начиная с Сократа, Платона, Аристотеля), до сих пор остается актуальным утверждение И. Канта, что юристы все еще ищут определение своего понятия права.

С.А. Муромцев рассматривал человечество только как организацию принуждения, а не орудие государства; задачей права он считал охрану интересов общества, а не господствующего в данном обществе класса. Теория государства и права /Отв.ред. В.Д.Перевалов.- М.: Норма, 2010.

Н.М. Коркунов дал такое определение права, в котором не было ни указания на классовое содержание юридических норм, ни ответа на вопрос, как образуются эти нормы, не подчеркивался принудительный характер юридических норм.

Вслед за Р. Иерингом, который одним из первых юристов того времени «реанимировал» из исторического прошлого терминологию юридического мышления со всеми ее атрибутами (намерения, рефлексия, сознание, выработка юридических понятий, юридическое искусство и др.), С.А. Муромцев активно отстаивал основные начала юридического мышления, и его книга «Определение и основное разделение права» в пореформенной России была одной из первых (1879 г.) после выхода знаменитого труда Р. Иеринга «Борьба за право» в Германии в 1874 г. Отмечая достоинства его учения, он писал: «Правовые понятия и определения не даются человечеству сами собой, но составляют продукт его умственного труда - вот существеннейшее положение в учении Р. Иеринга. В связи с ним состоит своеобразный взгляд на значение юриспруденции как умственной среды, в которой происходит формулирование правовых понятий, и особое учение о борьбе, происходящей в области права» Муромцев, С.А. Указ. соч. / С.А. Муромцев. С. 40..

В истории юридической мысли существовало множество школ, различных оснований, отражающих подходы к пониманию права. Среди них можно отметить теории естественного права, юридического позитивизма, солидаризма, психологическую и историческую школы права и т.д.

Остановимся только на трех из них, имеющих принципиальное значение для дальнейшего анализа.

Теория позитивизма. Представители этого направления существование права связывают исключительно с государственной властью. По их мнению, право есть результат деятельности государства, его правотворческих органов. Правом здесь признаются исключительно государственные веления, выраженные в формально закрепленных актах, издаваемых государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Какие практические выводы вытекают из этой теории? Прежде всего, в отношении «государственная власть - право» первичным выступает государство, орудием которого и является право. Право реально содержится, «живет» только в актах, издаваемых государством, вне которых оно ни возникнуть, ни существовать не может. Все, что закреплено в нормативных правовых актах (независимо от содержания) - право. Право и закон (издаваемый властью акт) - явления тождественные. Следовательно, совокупность всех издаваемых государством формально закрепленных им норм и составляет позитивное право. Его нормы содержатся в специальных государственных актах - нормативных актах. Таковыми в российском праве являются законы, указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты исполнительных органов областей и краев. Многие нормативные акты систематизированы, т.е. объединены в единые сборники - кодексы, основы законодательства и т.д.

Естественно-правовая теория не связывает возникновение права с государством. По мнению ее сторонников, право возникает и существует объективно, независимо от последнего в силу естественной природы человека. Для того чтобы жить, развиваться, продолжать свой род, человек, как живое существо, должен иметь определенные возможности (дышать, питаться, передвигаться, иметь собственность и т.д.). Вот эти-то естественные, объективно необходимые возможности и составляют, по мнению авторов данной концепции, право. Они не могут быть ни искусственно созданы, ни отчуждены. Это естественные права человека.

Из подобной трактовки права можно сделать выводы.

  • 1. В отношении «государство - право» первичным является именно право. Государство же является лишь гарантом, средством обеспечения естественно существующего права. Собственно, благодаря охране, обеспечению силой государства естественные возможности и являются «правом».
  • 2. Право существует как бы в двух формах: позитивное - письменное, содержащееся в письменных нормативных актах, и естественное - содержащееся в сознании людей, «неписаное». Последнее составляет основу позитивного права, определяет его содержание. В соответствии с этой теорией право и закон - не идентичные понятия. Не всякий, даже совершенный по форме и изданный компетентным органом, акт является «правовым» по содержанию, ибо может заключать в себе предписания, противоречащие естественному праву, «правовой природе вещей».

Социологическая теория. Представители этого направления полагают, что нормы, записанные в правовых актах, еще не право, или, во всяком случае, не все право. Правом предписания станут лишь тогда, когда они творятся в конкретных правоотношениях, в решениях судов, иных государственных органов. «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни», «суд творит право» - тезисы сторонников этой концепции. Следовательно, право, хотя и создается государством, но не «творится» им, а закрепляется в процессе юридической и политической практики. На основе данной концепции построена англо-саксонская правовая система, основным источником которой является прецедент - судебное (административное) решение по конкретному делу, ставшее общеобязательным. Как видим, несмотря на заметное различие, указанные подходы к праву имеют общее - связь с государством, которое, гарантируя правовые веления, делает их общеобязательными для всех.

Советская юридическая наука исходила из позитивистской трактовки права, понимая его лишь как систему издаваемых государством и охраняемых им норм, письменно закрепленных в нормативных правовых актах. Исходя из такого понимания строилась и юридическая практика, деятельность правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов. В последнее время эта концепция была подвергнута критике. Многие авторы склоняются к естественно-правовому пониманию права. Эта тенденция нашла отражение и в законодательстве. В частности, в ст. 17 Конституции РФ закрепляется, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», а ст. 55 под правами и свободами понимает не только те, что закреплены в Конституции, но и «общепризнанные права и свободы».

Право есть система общеобязательных, формально-определен­ных норм, которые выражают обусловленную экономическими, ду­ховными и другими условиями жизни государственную волю общест­ва, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или сан­кционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возмож­ностью государственного принуждения; являются государствен­ным регулятором общественных отношений.

К признакам права относятся:

· государственно-волевой характер - состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловлен­ную экономическими и духовными, а также национальными, ре­лигиозными, демографическими, природными и другими усло­виями его жизни.

· Нормативность - заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их матери­алистическом понимании.

· Власт­но-регулятивная природа – раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного ре­гулятора общественных отношений. Данный признак проявляется и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и однотипно с государством.

· Общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право - система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и право­порядка, всей правовой системы общества.

· Формальная опреде­ленность, т.е. точность, четкость, стабильность, которые получа­ют выражение, в частности, в предоставительно-обязывающем характере и специфической структуре правовых норм.

· Институционность, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкциониру­ются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права состав­ляет система действующих юридических норм.

Что касается формы права, то под ней понимаются определен­ные способы выражения государственной воли. Форма показы­вает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно суще­ствует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы происходит придание воле государства доступного и общеобяза­тельного характера, доведение этой воли до исполнителей.


К исторически сложившимся разновидностям форм выраже­ния права относятся:

· правовой обычай,

· судебный прецедент,

· договор нормативного содержания,

· нормативный акт.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.о Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:

Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота - это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое - одно и то же. Право - есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Платон: справедливость - это сочетание трех добродетелей - мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

Аристотель: право - это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

Функции права – обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию – например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию – право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательную функцию – право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

г) коммутативную функцию – посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

д) экологическую функцию.

2.Специально юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

· общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

· межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

· отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за них совершение);

· функции отдельных норм права , имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих – в административном и др.

Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

В современной науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, с помощью этого термина обозначается система юридических норм, издаваемых государством (объективное право). Во-вторых, определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право). В-третьих, определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право).
В юридической науке принято выделять следующие признаки права:
Системность. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учёте интересов различных слоёв общества, на их согласии и компромиссах. Как система право складывается из отраслей, институтов, норм.
Общеобязательность. Состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов, к которым эти нормы обращены, на которых они распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, он обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны. Во-вторых, в определённых законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию.
Формальная определённость. Она заключается в том, что государство придаёт праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придаёт ему официальную форму выражения. Нормы права закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.
Нормативность. Она означает, что права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений.
Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности и интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, то есть формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при « участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон или иной нормативный акт государства, не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не являться.
На основании приведённых выше признаков можно определить право как обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Принципы права - руководящие идеи, которые характеризуют содержание права, его сущность и назначение в обществе. Выделяют следующие принципы:
принцип закрепления и равной охраны разнообразных форм собственности;
принцип демократизма, состоящий в закреплении институтов представительной и непосредственной демократии, установлении и охране прав и свобод граждан;.
принцип юридического равенства, то есть равенства всех перед законом независимо от национальности, пола, общественного и имущественного положения, партийной принадлежности и т.д.;
принцип верховенства закона над другими нормативными актами;
принцип примата международного права над внутригосударственным;
принцип юридической ответственности за вину;
принцип справедливости, который заключается в том, что любое право должно ориентироваться и ориентируется на определённые представления о справедливости, должно утверждать в обществе справедливость;
для правовой системы государства, построенного на федеративных началах, свойственен и соответствующий принцип федерализма. Он состоит в том, что наряду с общефедеральной системой права здесь существуют системы (подсистемы) права субъектов федерации.
Сущность права определяется как главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Относительно понимания сущности права существует ряд теорий.
Теория «естественного права» исходит из того что наряду с позитивным правом, созданным государством, существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы, причём последнее служит критерием оценки права позитивного. Всё в позитивном праве, что противоречит «праву естественному», недостойно уважения и не должно считаться правом.
Юридический позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению правопорядка. Согласно этой теории, право есть результат только правотворческой функции государства.
Нормативизм – это крайнее проявление формализма в теории права. Сторонники этой теории относят право к сфере долженствования, которая никак не связана с миром бытия, не зависит от него и видят силу права в самом праве. Сила одних норм опирается на другие высшие нормы, но не на реальные факторы. Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая презюмируется существующей.
Представители психологической школы права первичным в праве видят правовое переживание, правовые эмоции. Правовое переживание носит императивно-атрибутивный характер, в нём неразрывно связаны правомочие и обязанность. Норма права представляет собой результат такого переживания, мысленное явление, выражающее связь правомочия и обязанности. Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и придающие ему стабильность.
Теория солидаризма в праве базируется на двух положениях: человек – существо, сознающее своё положение; человек – существо общественное, он не может жить обособленно. Общество функционирует ишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов. На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выделяет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности и формирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства и выше законодателя.
Социологическая теория основывается на том, что каждая организация создаёт своё право. Государственные предписания – лишь малая часть права. Его основу составляет «живое право». Отсюда следует, что суды не связаны жестко государственным предписанием, в особенности если имеется пробел или предписание устарело. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Представители этого движения фактически уравнивали судью с законодателем.
Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создаёт и обеспечивает соблюдение права. В праве выражается воля государства. Отличительной особенностью этой теории является то, что воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля определённого экономически господствующего класса, причем она – не произвол этого класса, а содержание её предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом.
Функциями права являются регулятивно-статическая (функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов); регулятивно-динамическая (она определяет, каким должно быть будущее поведение людей и осуществляется с помощью обязывающих норм); охранительная функция; оценочная функция (позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков).

МВД России

Дальневосточный юридический институт

Владивостокский филиал

Кафедра государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

Вариант №4

Тема: «Понятие, принципы и функции права»

Выполнил: слушатель

1-го курса (набор 2011 ЗФО)

Тишкевич И.А.

(г. Большой Камень,

ул. Прим. Комсомола, 1-27,

т. 89532164584)

№ зачетной книжки 6124

Преподаватель: Кулажников В.В.

ВЛАДИВОСТОК 2011

Введение. . . . . . . . . . . 3

1. Понятие права, его сущность и признаки. . . . . 5

1.1. Основные признаки права и определение его понятия. . . 5

1.2. Сущность права. . . . . . . . . 15

2. Ценностно-функциональные основы права. . . . . 18

2.1. Принципы права. . . . . . . . 18

2.2. Функции права. . . . . . . . 21

Заключение. . . . . . . . . . 23

Список использованной литературы. . . . . . 26


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Понятие, принципы и функции права», рассматриваемой в данной курсовой работе, заключается в том, что право – это грандиозный, неисчерпаемый для познания общественный феномен. Прав был Кант, когда утверждал, что юристы все еще ищут определение права. Обусловленная теоретическими и практическими потребностями юридическая мысль обречена на постоянный поиск раскрытия «тайны» права, приведения его к общезначимому пониманию, что, как и достижение истины, не реально, но что не может остановить познавательно-мыслительный процесс. Право слишком значимо для человечества и для каждого индивида, поэтому на протяжении многих столетий привлекает к себе самое пристальное внимание.

Становиться ясным, что процесс правопонимания не может быть сведен к общему знаменателю. Простор для научного поиска остается здесь по-прежнему безграничным. В этом плане прав Ж.Л. Бержель, отмечая, что в поисках точного определения права можно опираться только на разнообразные тезисы, выдвигавшие в разное время, использовать их в качестве самого общего основания для продолжения познания права. Он пишет: «Сложность вопроса проистекает из неоднородности устройства правовых систем в разные эпохи и в разных странах, а также из нашей неуверенности в определении границ собственного права и правил другой природы, действующих в обществе» .

Сложность правопонимания, невозможность выработки универсального определения права заключается в том, что объективное право как отражение сущностных реалий общественной жизни есть явление многомерное, многовариантное, синтетическое. Сказанное означает, что понимание права в решающей степени связано с волей, сознанием, мышлением, мировоззрением исследователей этого феномена. Правопонимание в значительной степени производно от содержания правового мышления и правосознания исследователя, который прямо или косвенно преломляет в своем видении права определенные собственные цели, интересы, устремления, намерения, по своему оценивает закономерности общественного развития, включая его правовые аспекты. В процесс правопонимания того или иного мыслителя вкладывается свое особое представление о социальной справедливости, духовно-нравственных, идеологических ценностях, теориях, концепциях, воззрениях на правовые явления.

Поиски правопонимания насчитывают столетия, выработано множество правовых теорий, в которых лучшие умы человечества стремились показать свои суждения относительно феномена права, его сущности и социального назначения.

В обосновании актуальности темы следует обратить внимание на ценность права, которая состоит в том, что с помощью его компонентов (законов, юридических норм) возможно более оперативным, эффективным и надежным образом разрешить многие жизненные проблемы, то есть поступить целесообразно, практически надежно.

Стоит отметить, что свой весомый вклад в понимание права как нормативного регулятора наиболее важных общественных отношений внесли Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, А.М. Васильев, Н.Н. Вопленко, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, В.М. Горшенев и многие другие ученые, обосновавшие важные ценностные аспекты роли и значения функционирования юридических норм как основы понимания права.

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие права, его принципы и функций. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

Дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;

Охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;

Рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы . Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека .

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа . Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода .

Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:

1. Теория естественного права. Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом . Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон .

Фундаментальную разработку теории естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Голльбаха, Радищева и других мыслителей. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

2. Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма). Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа , складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения . Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право.

С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению . Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

3. Реалистическая школа права. С оздатели реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов . Этими факторами являются интересы двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг . Суть своей теории он изложил в работах «Дух римского права», «Борьба за право», «Цель в праве», которые в русском переводе были изданы в начале XX века. По Иерингу право есть защищенный государством интерес . Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права. Иеринг пишет, что «все великие приобретения в истории права: уничтожение рабства, крепосничества, свобода поземельной собственности, промыслов, верований и т.д. – все они должны быть завоеваны путем ожесточенной, нередко вековой борьбы, и путь права в таких случаях всегда обозначается обломками прав…» . Автор считает, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.

Сторонники реалистической теории утверждали, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть.

4. Социологическая школа права – одно из основных направлений правоведения ХХ века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права .

Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих , книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма , которую представляет французский юрист Леон Дюги . Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. В трактовке Дюги социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляет право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство .

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешенной силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства , в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

5. Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определенное единство. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Р. Штаммлером в его работе «Wirtschaft und Recht», в которой он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Совместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно «представляет отношение формы и материала общественной жизни » . В развитии права он видит развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества» . Указанная закономерность проявляется только в такой социальной жизни, регулирование которой осуществляется в интересах свободы каждого, кто находится в сфере права. Идеал общества – это общество «свободно хотящих людей», в котором всякий считает своими объективно правомерные цели другого. С таким регулированием должен согласиться всякий из подчиненных праву, если уж он принял решение, свободное от чисто субъективных желаний, но соответствующее закону, считает Штаммлер.

В нормативно-правовом регулировании видел средство удовлетворения общественных потребностей и прогрессивных социальных преобразований видный русский профессор П.И. Новгородцев .

В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном . Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.

Согласно данной теории вся система права имеет ступенчатое строение, то есть последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрывать его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Несмотря на то, что нормативистская теория «суверенную» норму считает предполагаемой (гипотетичной), она доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы . В этом смысле закону, как нормативно-правовому акту, обладающему высшей юридической силой, должны соответствовать все подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели.

Заслуга нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права , которые и составляют его юридическую сущность.

Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства и права, определяли государство как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок.

6. Психологическая теория . Значительное распространение данная теория получила в начале ХХ века в фундаментальных воззрениях видного русского ученого Л.И. Петражицкого , а затем и в работах зарубежных авторов: Дьюи, Мэрилла, Росса, Эллиота и других.

Петражицкий считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия – физическое и психическое. Право, как одно из явлений этого бытия, принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей . Человеческие поступки могут быть свободными и связанными. Сознание внутренней связанности воли, поведения человека Петражицкий именует этическим сознанием . Это сознание этического долженствования . В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы, как авторитарные запреты и веления, есть лишь отражения этих переживаний.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

7. Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса . Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер . «Помимо того, - писали к. Маркс и Ф. Энгельс, - что господствующие индивиды при данных отношениях должны конструировать свою силу в виде государства , они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона» . Таким образом, возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

Марксистско-ленинское учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Отвергая буржуазные представления о праве, Маркс и Энгельс писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» . Экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории.

В соответствии с марксистско-ленинской концепцией в основе возникновения права, его функционирования и неизбежного отмирания лежат классово-экономические причины. Мировая наука и практика государственно-правовой жизни общества не отрицает определяющей роли социальных и экономических факторов в возникновении и развитии права, однако рассматривается эта проблема с иных позиций. Если марксизм-ленинизм видит в праве средство закрепления воли и охраны интересов экономически господствующих классов, то представители других научных течений концентрируют внимание на соотношении права и государства, права и личности . В их понимании права, правового регулирования главное место занимает человек с его разнообразными интересами и потребностями, а не только противоположные интересы классов.

Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества . Тем не менее, ее понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждает, что в цивилизованном обществе право «господствует» над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.

Право выступает необходимым инструментом обеспечения экономической свободы индивида. Нравственные, религиозные, национальные и другие факторы, включаясь в сферу правового регулирования, ориентируют и в значительной мере определяют направления экономического развития общества. В этой связи экономическая обусловленность права выступает как «подвластный фактор», обеспечивающий индивидуальные интересы людей, в том числе и экономические.

Право, если оно отражает объективные потребности общественного развития, является «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют эти потребности в рамках дозволеного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Разнообразие взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений.

В отличие от неправовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими признаками :

Во-первых, правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путём постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций).

Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Другими словами, к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Если же нарушаются требования неправовых социальных норм, к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, людей. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.

В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Неправовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.

В-четвертых, право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп или образований людей, находящихся на территории данного государства.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных отношений.

1.2. Сущность права

Изучение различных подходов к правопониманию, выявление основных признаков права логически ведут к возможности сделать определенные выводы относительно сущности и социального назначения права.

Более или менее обобщенного, единого понимания сущности права в современной теории права обнаружить не представляется возможным, напротив, имеют место диаметрально противоположные позиции – от сугубо классового до исключительно общечеловеческого понимания сущности данного общественного феномена.

В самом общеформальном смысле сущность права – это то главное, решающее, кардинальное, основополагающее, что позволяет судить о праве как об особом общественном феномене, общесоциальной ценности, средстве обеспечения прав и свобод человека и гражданина, достижения должного правопорядка в обществе. Однако выход на современное понимание сущности права идет довольно сложно, поскольку в течение долгих десятилетий советского периода исповедовался лишь классовый подход к сущности права. Под сущностью права в советской юридической литературе подразумевалась возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определялось материальными условиями жизни этого класса.

В настоящее время в литературе обращается внимание на то, что в вопросе о сущности права необходимо акцентировать внимание на соотношении классовых и общесоциальных начал в этом правовом явлении. Наличие соотношения классовых и общесоциальных начал в сущности права признают не все исследователи. Так, В.И. Леушин и В.Д. Перевалов отмечают, что и в рабовладельческом обществе, и при феодализме право оставалось традиционным, обычным, оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью регулятивной системы, в которой регулирующие функции в основном выполняли обычаи, нормы нравственности, религиозные нормы, поэтому «классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием» . Ситуация меняется лишь со становлением буржуазного экономического и социального строя, когда право как регулятор общественных отношений выходит на передний план. Вот почему «ставшее во многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства, свободы, разума, прав человека» . Отсюда делается логичный вывод, что право имеет только «общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей» . В свете сказанного можно предположить, что в условиях антагонистических обществ, острых классовых противоречий идет процесс постепенного формирования подлинной, действительной ценностной сущности права, каковой в конечном счете становится общечеловеческая сущность этого общественного феномена, как свидетельство становления надежной юридической основы гражданского общества и правового государства.

Определение сущности права связано с процессом познания его особых, глубинных, внутренних свойств и качеств, которые на внешнем уровне делают право инструментом прочности, стабильности, гарантированности устоев общественной и государственной жизни, социального и правового статуса каждой личности. По сущности права можно судить о том, какие цели преследуются и достигаются с помощью юридических средств и чьи интересы выражают законы и правовые нормы, кому служит право в целом. Сказанное естественно ведет к оценке роли волевого содержания в праве.

В юридических нормах, законах, в праве в целом в конечном счете выражается обобщенная господствующая воля тех или иных социальных структур, политических сил, которые находятся у власти (представлены данной властью). Эта воля естественным, логичным, предопределенным образом трансформируется в государственную волю. Право отражает соответствующую общую волю как результат согласования различных интересов людей. Государственная воля в праве характеризуется тем, что она, во-первых, аккумулирует экономические, социальные, политические, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; во-вторых, является независимой от иных форм воли и общеобязательной для всех членов общества; в-третьих, находит воплощение в законах и нормах позитивного права.

Итак, сущностью права можно признать обусловленную материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженную в законе либо иным способом признаваемую государством, и выступающую вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Однако следует учитывать, что за общей волей всегда стоит общий (согласованный) интерес , который как раз-то и выступает первоосновой права .

2. Ценностно-функциональные основы права

2.1. Принципы права

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы права – это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны деятельности общества и выражающие сущность правового регулирования общественных отношений. Принципы права имеют огромное значение для регулирования общественных отношений в государстве, так как на них будут базироваться юридические конструкции и отдельные правовые нормы, будет складываться юридическая практика. Правовые принципы верны лишь тогда, когда они отражают общественные законы общественного развития. Принципы права определяют смысл и содержание всех правовых норм, характеризуют средства и способы, с помощью которых должны быть выполнены определенные задачи соответствующих норм права. Руководствуясь принципами, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей. Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах – в конституциях, преамбулах законов, кодексах – или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

По своей сущности и содержанию принципы права делятся на определенные виды, из которых можно выделить три основные группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

1 . Общие принципы – это основополагающие, исходные положения, характеризующие право как регулятор общественных отношений в государстве в целом. Общие принципы права распространяются с одинаковой силой на все правовые нормы. К числу общих принципов права относятся:

1) принцип социальной свободы: государство должно создать всем индивидуумам полную свободу в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного общественного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов;

2) принцип социальной справедливости: означает практическое соответствие человека, его прав и обязанностей его социальному положению в обществе. Речь в первую очередь идет о соразмерности между возможным и должным, не только поведением, но и определенными заслугами индивидуума в обществе. Данный принцип находится в неразрывной взаимосвязи с принципом равенства всех перед законом;

3) принцип демократизма: характеризует такое положение, в котором нормы права должны регулировать порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством;

4) принцип гуманизма: государство, закрепляя общественные отношения путем правовых норм, осуществляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие;

5) принцип равноправия (равенство всех перед законом): означает, что в правовом государстве должны гарантироваться равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

6) принцип ответственности за вину: в своей повседневной деятельности человек может и не соблюдать определенные правила поведения, установленные государством. За несоблюдение установленных правил поведения государство устанавливает ответственность. Лицо, которое нарушило определенные правила поведения, установленные государством, будет нести юридическую ответственность. Одним из основных моментов, определяющих наступление юридической ответственности, будет вина.

7) принцип законности – один из основных демократических принципов правового государства – выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений.

2. Другая группа принципов права - межотраслевые правовые принципы – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой от­расли и интегрируются в межотраслевые принципы.

3. Отраслевые правовые принципы – это руководящие, исходные положения, характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и другие. Более подробно содержание отраслевых принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

Перечисленные принципы права распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимодополняют, а зачастую и проникают друг в друга. Они свойственны всей системе права, всем ее отраслям. Однако в каждой отрасли проявляются по-разному. По-разному они закрепляются и в законодательстве. Во-первых, принцип может быть непосредственно, текстуально закреплен в конкретной статье закона. Во-вторых, принцип может вытекать из смысла законодательства.

2.2.Функции права.

Познание функций права позволяет раскрыть его социальное назначение и определить формы его воздействия на общественные отношения.

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения. В правоведческой литературе выделяют две основных функции права: регулятивную и охранительную. Эти функции тесным образом связаны друг с другом. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих двух функций.

Регулятивная функция проявляется через такое направление правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развития общественных отношений. В рамках этой функции некоторые правоведы (С. С. Алексеев) выделяют две ее разновидности (подфункции) – регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам большинства и выражают общую волю. Решающее значение в осу­ществлении статической функции играют институты собственности, политических прав и свобод граждан и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). В наибольшей степени она воплощена в институтах гражданского, трудового, административного права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике и других сферах.

Наиболее характерными способами осуществления регулятивной функции являются следующие:

Закрепление посредством норм права праводееспособности граждан;

Закрепление и изменение правового статуса граждан;

Определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц;

Установление правового статуса юридических лиц;

Определение (предусмотрение) юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

Установление конкретной правовой связи между субъектами права;

Определение оптимального типа правового регулирования (об­щедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Охранительная функция – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых общественных и личных отношений. Если регулятивная функция указывает участникам правовых отношений, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях и каковы у них нормативные возможности (средства), то охранительная функция информирует социальный субъект о том, какие социальные ценности, взятые государством под охрану и какие негативные последствия следуют в случае посягательства на них. Важнейшим инструментом осуществления охранительной функции является угроза санкций, установление запретов и реализация юридической ответственности.

В заключении необходимо указать, разграничение регулятивной и охранительной функций в определенной степени условно. И регулятивная, и охранительная функции реализуют основное социальное назначение права - упорядочивают общественные отношения, обеспечивают их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Существует много концепций и представлений о праве. Среди них выделяют: теорию естественного права, историческую школу права, реалистическую школу права, социологическую школу права, нормативистское направление, психологическую теорию, материалистическую теорию права.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

Право частной собственности является основой всех прав человека;

Право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

В отличие от неправовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими признаками:

Правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах;

Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата;

Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства;

Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

Сущность права состоит в служении интересам и потребностям каждой личности, большинства членов общества. С ценностно-нормативной позиции право, безусловно, является мерой свободы, равенства и справедливости, что и предопределяет должный правопорядок, а социально-регулятивной точки зрения – направлено на упорядочение, опосредование, регламентирование всего многообразия общественных отношений, складывающихся в сфере действия права.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях. Можно выделить три основные группы принципов права: общие (социальная свобода, социальная справедливость, демократизм, гуманизм, равноправие, ответственность за вину, законность), межотраслевые (определяющие наиболее существенные стороны нескольких родственных отраслей права) и отраслевые (характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права).

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях. Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает по­средством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.

В сущности, социальном назначении и в соответствующих функциях современного демократического права обнаруживаются его ценностные качества. Понятие ценности права раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности. Ценность права – это способность права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов, как граждан, так и общества в целом. В самом общем виде можно сказать, что право признает (утверждает) и защищает (обеспечивает) абсолютные ценности – свободу, справедливость, общую пользу (общий интерес), правовую стабильность (правовой порядок).

В современных условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира согласия, снятия напряженности в обществе. Право – деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках всего мирового сообщества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антоненко Т.А., Власов В.И., Власова Г.Б., Колюшкина Л.Ю., Лаврененко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 288 с.

2. Бержель Ж.Л. Общая теория права. Перевод с французского / Под общ. ред.: Даниленко В.И.; Пер.: Чуршукова Г.В. - М.: Nota Bene, 2000. - 576 c.

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

4. Коркунов Н.М. Общая теория права. СПб., 1906. С. 178.

5. Леушин В.И., Перевалов В.Д. Понятие, сущность и социальная ценность права // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. С.616

6. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512 с.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996. - 432 с.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова - М. Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. - З82 с.

9. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 704 с. - (Высшее образование).

10. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /Под ред. Академика О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 1997. - 344 с.

11. Основы права: учебное пособие для вузов /Под ред. Д.П. Котова. - М.: Центр, 1998. - 272 с.

12. Политика и право. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/М.И. Шилобод, А.С. Петрухин, В.Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 2001. - 432 с.

13. Правоведение: Учебник /Под общей редакцией В.А. Козбаненко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2005. - 1072 с.

14. Гегель. Указ. соч. с. 67.

15. Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1909; Он же. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. СПб., 1909.

16. Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1904. С.9.

17. Кельзен Г. Общее учение о праве. Вена, 1967.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 443.

20. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. СПб., 1911.

21. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. I-II.

22. Трубецкой Е.Н. Указ. соч. С.11.

23. Штаммлер Р. Хозяйство и право. СПб., 1907. Т. II. С. 104.

Страница 1 из 2

1. Понятие, признаки и сущность права

Право - явление сложное, многогранное, имеющее бога­тое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в об­щесоциальном смысле (моральное право, политическое право, право народов и т. п.); во-вторых, право в специально-юридиче­ском, как инструмент, связанный с государством.

Однако и в этом, более узком понимании право разделяют на объективное и субъективное.

Право в объективном смысле - это система общеобяза­тельных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интере­сы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечивае­мых государством и направленных на урегулирование общест­венных отношений. Объективное право - это законодательст­во, юридические обычаи, юридические прецеденты и норма­тивные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выра­женные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем следует помнить, что не государство создает и предоставляет личности права; она их имеет от рождения, и обязанность государства - признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное ко­ренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле налич­ных прав участников общественных отношений.

Признаки объективного права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) формальная определенность;

5) системность;

6) связь с государством.

Наиболее значимым признаком права, включенным в оп­ределение данного понятия, выступает его тесная связь с госу­дарством, которая выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспе­чивает его исполнение, в том числе и с помощью государствен­ного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмот­рения споров, наказания виновных и т. п.);

2) право, будучи нормативным выражением государствен­ной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах (согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управ­ленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций);

3) право выступает в качестве особого социального регуля­тора, критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регу­лятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (фор­мальная сторона);

2) то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).

Выделим следующие подходы к сущности права: классовый, в рамках которого право определяется как сис­тема гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю экономи­чески господствующего класса (здесь право используется в уз­ких целях как средство для обеспечения главным образом ин­тересов господствующего класса);

общесоциальный, в рамках которого право рассматривает­ся как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право ис­пользуется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономи­ческой свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиоз­ный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, нацио­нальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных догово­рах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права исходя из исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

2. Основные концепции правопоыимания.

Естественно-правовая теория

Логически наиболее завершена в период буржуазных ре­волюций XVII-XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Ради­щев и другие.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, "естественное"
право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность есте­ственных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представи­телей данной теории, такие абстрактные нравственные ценно­сти, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменитель­ный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательст­ве, а в самой "человеческой природе", права приобретаются от рождения либо от бога.

Достоинства:

это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более сво­бодный строй;

в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, т. е. безнравственными, что они должны приводиться в соответ­ствие с такими общечеловеческими ценностями, как справед­ливость, свобода, равенство и т. п.;

провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым "выбивает" теоретическую почву у произвола чи--новников и государственных структур.

Слабые стороны:

такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) "уменьшает" его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и про­тивозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть неодинаковым у различ­ных людей, весьма непросто;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием (которое действительно может быть разным).

Историческая школа права

Логически наиболее.завершена в конце XVIII - начале XIX вв. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и другие. Основные идеи:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указа­нию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (историче­ски сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юри­дические последствия). Законы же производив: от права обыч­ного, которое произрастает из недр "национального духа", глу­бин "народного сознания" и т. д.;

3) представители этой теории, которая возникла во време­на феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его "есте­ственные" права.

Достоинства:

впервые обращено серьезное внимание на культурно-исто­рические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения.

Слабые стороны:

данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология отживающего феодального строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядо­чением рыночных отношений.

Нормативистская теория права

Логически знаиболее завершена в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и другие.

Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, являет­ся представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", приня­тая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере долж­ного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логич­ности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администра­ции, которые тоже включаются в понятие права и тоже долж­ны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство пра­ва, как нормативность, и убедительно доказывается необходи­мость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегча­ет возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам зна­комиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

слишком сильный уклон к формальной стороне права по­влек игнорирование его содержательной стороны (прав лично­сти, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). От­сюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными фак­торами, т, е, излишне "очищают" от них право;

признавая тот факт, что основную норму принимает зако­нодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установ­лении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и одно­значно произвольными.

Марксистская теория права

Логически наиболее завершена в XIX-XX вв. Представи­тели: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господ­ствующего класса, т. е. как классовое явление;

3) право представляет собой социальное явление, в кото­ром классовая воля получает государственно-нормативное вы­ражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:

в связи с тем, что право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), четко выделены критерии правомерного и противоправного;

показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб об­щечеловеческим, жизнь права ограничена историческими рам­ками классового общества;

право слишком жестко связано с материальными фактора­ми, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие. Основные идеи:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие об­щества, в том числе его мораль, право, государство:

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические за­кономерности - правовые эмоции людей, которые носят импе­ративно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой чув­ства правомочия чего-то (атрибутивная норма) и обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида - эмо­ции позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, вы­ступает подлинным регулятором поведения и поэтому должнорассматриваться как "действительное" право. Так, разновидно­стью переживаний интуитивного права считаются пережива­ния по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т. д.

Достоинства:

обращено внимание на психологические процессы, которые также реальны, как экономические, политические и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру инди­вида;

повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

источник прав человека здесь "выводится" не из законода­тельства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

слишком сильный крен в сторону психологических факто­ров в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права:

в связи с тем, что "подлинное" право (интуитивное) прак­тически оторвано от государства и не имеет формально опреде­ленного характера, отсутствуют четкие критерии правомерно­го и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и другие. Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в есте­ственных правах и не в законах, а в реализации последних. Если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право - это реальное поведение субъектов пра­воотношений - физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права; формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

такое понимание ориентирует на практическую реализа­цию права;

совершенно обоснованно отмечается приоритет обществен­ных отношений, как содержания, над правовой формой;

теория хорошо согласуется с ограничением государствен­ного вмешательства в экономику, с децентрализацией управле­ния.

Слабые стороны:

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятель­ности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечис­топлотных должностных лиц.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх