Методами криминологического прогноза являются. Контрольная Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования. По видам можно разделить криминологические прогнозы

«Криминологическое прогнозирование криминогенной ситуации. Планирование мер предупреждения преступлений на административном участке».

Введение: 2

1. Криминологическое прогнозирование оперативной обстановки 6

2. Виды, сроки и методы прогнозирования. 12

3. Планирование и координация работы по предупреждению преступлений на административном участке 14

4. Комплексное использование сил и средств государственных органов и общественных формирований в предупреждении преступности 19

Заключение 31

Литература 32

Введение:

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Республики Беларусь. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Республики Беларусь. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность.
Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".

Все вышесказанное в особенной степени касается уголовно-правовых наук, в том числе и криминологии - науки, изучающей преступность.

В 1991 году Беларусь занимала по уровню преступности 4-е место после
России, Казахстана и Молдовы. В 1995 году она вышла на 2-е место после
России с коэффициентом преступности 1284 преступления на 100 тыс. жителей.
К 2000 году в большинстве государств СНГ зафиксировано снижение коэффициента преступности. В Беларуси он вновь возрос и после России это самый высокий показатель (1357 преступлений на 100 тыс. населения). В 2001 году эта позиция Беларуси сохранилась, хотя показатели изменились. Таким образом, статистические данные свидетельствуют, что по уровню преступности
(имеется в виду данный показатель), а, следовательно, и криминализации общества, Беларусь приближается к России, опережая все другие государства
СНГ, занимая после нее второе место.

О негативных тенденциях в развитии преступности в Беларуси свидетельствуют и другие факты. Например, в 2000 году во всех государствах- участниках СНГ число тяжких преступлений в сравнении с 1999 годом сократилось в среднем на 4%. При этом в Беларуси оно возросло на 8%. В среднем по странам Содружества произошел рост преступности, связанной с наркотиками, на 11%, в Беларуси - на 20%.

Наряду с коэффициентами качественную составляющую характеризуют и другие показатели преступности. Так, в исследуемом десятилетии значительно повысилась опасность совершаемых преступлений. Характерными признаками их стали дерзость, вооруженность, изощренность способов совершения, что повлияло на общее состояние безопасности человека в обществе. Структура преступности претерпела изменения: активно проявляет себя коррупция, организованная и профессиональная преступность, незаконный оборот наркотических средств, экономическая преступность и ее разновидности в финансовой и банковской сферах, в предпринимательской деятельности, легализация преступных доходов и прочее. Происходят опасные процессы сращивания экономической и общеуголовной преступности. Значительная часть преступлений остается латентной либо регистрируется, но не раскрывается.
Например, на конец 2000 года около 350 тыс. преступлений прошлых лет остались нераскрытыми (в т.ч.более 1000 убийств, 2,7 тыс. тяжких телесных повреждений, 18 тыс. грабежей, около 3 тыс. разбоев, более 27 тыс. краж и ряд других преступлений). Наиболее распространенными видами являются преступления против собственности и экономические преступления, составляющие более 70% всех преступлений, совершаемых в республике. В наибольшей степени подвержены криминализации сферы предпринимательства, государственной службы и некоторые другие.

К 2000 году более половины всех преступлений составляли тяжкие
(54,5%). Тенденция роста тяжких преступлений сохраняется, хотя здесь тоже просматривается некоторое замедление, а в 2001 году - даже снижение.

Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в государствах СНГ в разных источниках часто не совпадает. Поэтому данные за 1991 и 1995 годы приводятся мной по книге В.В. Лунева, как научно более достоверные.

Данные за 2000 год приводятся на основе информации Статкомитета СНГ
; за 2001 год - на основе данных Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ.

На мой взгляд, главной причиной роста преступности является политическая и экономическая нестабильность в белорусском обществе.

Так же стоит отметить:

Влияние социальной среды на рост преступности

Общественный строй государства со своей идеологией и структурой влияет на рост преступности

В кризисные моменты развития общества количество преступлений растет.

Выявление причин преступности, криминологическое прогнозирование оперативной обстановки, планирование и координация работы по предупреждению преступлений, раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению. Именно об этом и пойдет речь в моей контрольной работе.

1. Криминологическое прогнозирование оперативной обстановки

Еще до появления науки криминологии, люди задумывались о причинах отрицательных явлений, в том числе преступности. Примитивные, ненаучные представления типа тех, что в преступника вселяется дьявольская сила, сменялись попытками глубже понять природу человека и устройство общества, получить более удовлетворительные объяснения преступности и ее причин.
Расхождения между сторонниками естественнонаучных подходов к анализу преступников и преступности и теми, кто больше ориентировался на изучение социальных явлений, привели к появлению и развитию двух основных школ в криминологии – антропологической и социологической. Их объяснения причин преступности были противоположными и часто несовместимыми.

Под причинами преступности мы понимаем такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение.

Помимо причин преступности существует еще понятие условий, способствующих совершению преступлений. К ним относятся как природные, так и социальные или технические факторы. Сами по себе эти условия не порождают преступлений, но помогают их реализации, осуществлению. Таким образом, условия – это такие явления, которые сами не порождают преступность и преступления, а способствуют, облегчают, интенсифицируют формирование и действие причины. Вместе с тем условия и причины иногда могут меняться местами; одно и то же явление (например, бесхозяйственность) может в некоторых случаях порождать преступления, а в других только содействовать им.

Таким образом, с учетом изложенного, я могу отметить, что причины и условия преступности – это система негативных для соответствующей общественно-экономической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие.

Причины и условия преступности по происхождению и сущности социальны.
Они всегда включены в систему социальных противоречий общества.
Соответственно социальна и природа порождаемого ими следствия – преступности.

Причины преступности и условия, ей способствующие, объединяются общим термином детерминации преступности, т.е. объективной зависимости причинной обусловленности ее от других явлений природы и общества. Криминогенные детерминанты (причины и условия преступности) образуют относительно целостное множество составляющих их компонентов, т.е. систему. Сюда входят комплексы причин и условий отдельных видов преступлений, например насильственных, корыстных, рецидивных и пр.; различаются и уровни криминогенных детерминант.

Итак, причины – это те социально-психологические явления, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Чуждые господствующим в обществе идеологии и психологии, его системе ценностей, но объективно существующие и воспроизводимые в нем в силу ряда «своих» причин традиции, нравы, привычки, интересы и мотивация составляют причины преступности.

Между причинами и условиями существует тесное взаимодействие, наличие которого и позволяет использовать обобщенное понятие «криминогенные детерминанты», охватывающие и те и другие. Условия не могут сами породить преступление и пре6ступность. Однако без их наличия причина не может ни сформироваться, ни реализовываться. Причины по содержанию носят социально- психологический характер, тогда как условия имеют также экономическое, политическое, правовое, организационное и т.п. содержание.

Причины и условия преступности – всегда негативные явления с точки зрения господствующих социальных интересов. Поэтому все государства ведут с ними более или менее успешную борьбу.

Вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) преступности, ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений и указание их примерных сроков называется – криминологический прогноз преступности.

Криминологическое прогнозирование обязательно предшествует этапу разработки профилактических мер, после анализа качественно-количественных характеристик и представляет собой процесс получения, обработки и анализа необходимой для прогноза информации. К примеру, на мой взгляд, можно с уверенностью сказать, что закрытие в результате ухудшения экономической обстановки какого не будь градообразующего предприятия, с последующими массовыми увольнениями и ростом безработицы – спровоцирует резкое снижение уровня жизни населения данного региона, что повлечет рост корыстных преступлений, в особенности грабежей и разбоев. Любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность. Рыночные отношения изначально отягощены преступностью. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции, а значит – на подавлении конкурентов, на запрограммированной избыточности рабочей силы, т.е. безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Если при административно-командной системе безработица была скрытой, что проявлялось в неполной занятости людей на рабочем месте, а отсюда в низкой, ниже прожиточного уровня зарплате, в наличии людей без определенного места жительства и занятий и т.п., то рыночные отношения – это безработица открытая, официальная. А безработица – резерв преступности. Это доказано всей историей развития человечества.

Особо негативную роль играет громадный разрыв в уровне жизни бедных и богатых людей (1:15 или даже 1:20). И если на одном полюсе преступность порождается нищетой значительных слоев населения, то на другом – ничем не обузданным стремлением к сверхдоходам, к обогащению за счет государства и общества.

Необходимо знать, что криминологическое прогнозирование является:

* разновидностью социального предвидения;

* отраслью юридического прогнозирования и

* самостоятельным видом прогнозирования.

Процесс криминологического прогнозирования по своей сути должен быть непрерывным, требующим постоянного систематического уточнения по мере накопления новых данных. Т.е. стремление к законченным, не нуждающимся в уточнении прогнозам может привести к ненадежным результатам или даже к ложным выводам.

Также необходимо знать, что существующая “проблема неопределенности” позволяет прогнозу быть только приблизительным, а не абсолютно точным. В самом слове “прогноз” уже заложена невозможность точного “прогнозирования”.
Но важно помнить в этом случае, что “даже плохой прогноз лучше хорошей неопределенности”. Как мне кажется, был бы прогноз преступности точным на все сто процентов, все правоохранительные органы работали бы только на профилактику преступлений.

Источниками прогноза являются не только данные, отмеченные как качественно-количественные характеристики преступности, но и, так называемая, “опережающая информация”. Например, отслеживание будущего изменения уголовного законодательства, обязательно внесет коррективы в прогноз преступности и соответственно в систему ее предупреждения.

Приведу пример из этой области. Так, в новом Уголовном кодексе
Республики Беларусь 1999 г., в отличии от Уголовного кодекса 1961 г., был отменен такой квалифицирующий признак грабежа, как «насильственный грабеж».
Что позволило прогнозировать сокращения количества совершенных грабежей, в связи с изменением действующего законодательства. О чем и рапортовали начальники всех Управлений. Однако при этом, как не странно, рост разбоев резко увеличился. В настоящий момент, в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в ныне действующий Уголовный кодекс Республики
Беларусь, касающиеся вновь внесения такого понятия в Уголовный кодекс как
«насильственный грабеж», мы можем смело прогнозировать увеличение количества грабежей и сокращения разбоев.

Таким образом, цели криминологического прогнозирования формулируются следующим образом:

Общая цель - установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей и отыскание способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.

Общая цель предопределяет основные цели следующего уровня:

1. обеспечение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;

2. принятие длящихся управленческих решений;

3. выработку общей концепции борьбы с преступностью;

4. выбор оптимального пути совершенствования деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью;

5. установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

6. определение возможностей появления новых видов преступлений и

“отмирания” имеющихся в настоящем, а также причин и условий, способных повлиять на это;

7. установление возможного появления новых категорий преступников.

Перечисленные цели криминологических прогнозов являются основными.
Другие цели соответствуют названным, вытекают из них и соотносятся с ними как частное с общим. Все они (цели) должны постоянно уточняться, конкретизироваться, обновляться в связи с непрерывностью самого процесса прогнозирования.

В зависимости от целей прогнозирования, объекта исследования и сроков прогнозирования определяются и задачи прогнозирования.

Основными задачами являются:

* получение информации об изучаемом будущем;

* соответствующая обработка этой информации;

* обобщение всех показателей “будущей” преступности;

Самая основная задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы на основе выявленных показателей определить в прогнозируемом периоде наиболее важные и эффективные пути (средства и меры) борьбы с преступностью.

2. Виды, сроки и методы прогнозирования.

Криминологическое прогнозирование в широком смысле классифицируется на два вида:

1. прогнозирование науки криминологии (прогнозирование криминологических исследований, определение переспектив развития, конкретных направлений науки) и

2. прогнозирование преступности (первичной и рецидивной).

В каждом из этих направлений (первичном и рецидивном) выделяются прогнозирование преступности (различных категорий обследуемых: по контракту или призыву, офицеров, прапорщиков; мужчин или женщин); отдельных видов и групп преступлений; преступности в разных административных участках.

Самостоятельным видом прогнозирования является прогнозирование индивидуального антиобщественного (преступного) поведения (индивидуальное прогнозирование).

Объединение информации всех (или части) перечисленных прогнозов составляет совокупный криминологический прогноз.

Любое прогнозирование проводится с целью составления прогноза на тот или иной конкретный срок. Т.е. по времени прогнозы делятся на:

(кратносрочные (от одного до 2-х лет) - обслуживают текущие задачи борьбы с преступностью. Как правило, эти прогнозы достаточно достоверны;

(среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет) - позволяют учитывать возможное воздействие на преступность и ее изменение явлений макросоциального уровня; использовать антикриминальный потенциал этих явлений и процессов; своевременно разработать адекватные меры по нейтрализации или ослаблению возможных криминогенных последствий, подготовить соответствующие людские, материальные и иные ресурсы и т.д.

(долгосрочные (до 10-ти - 15-ти лет) при существующих методиках могут давать лишь некоторые общие оценки возможных тенденций преступности.

Практика деятельности органов внутренних дел также показывает необходимость сверхкраткосрочных криминологических прогнозов - на сутки, неделю, месяц, квартал.

В криминологическом прогнозировании используются общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания.

Специальные методы криминологического прогнозирования, которые могут быть сгруппированы в три основные группы:

* методы экстраполяции;

* методы моделирования и

* методы экспертных оценок.

Методы эстраполяции лежат в основе всякого прогноза. Сущность этого метода состоит в изучении прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.

На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации.

Следующий метод - моделирования, представляет из себя разработку математических моделей.

Метод экспертной оценки - выяснение мнения научных и практических работников, отобранных по ряду признаков (стаж работы, квалификация, сфера научных интересов и пр.)

Более подробно следует остановиться на индивидуальном прогнозировании преступного поведения.

Его принципами должны быть:

1. системность (субъект является частью системы);

2. преемственность;

3. вероятностность (вероятностные прогнозы относительно поведения человека называются пропабилистическими /от лат. probabilic - вероятный/);

4. относительность;

5. многозначительность.

3. Планирование и координация работы по предупреждению преступлений на административном участке

Преступность в современном научном представлении – сложное социальное явление с признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов развития общества и личности, представляющее совокупность преступлений, совершенных в конкретный отрезок времени (например, в течение года). Она имеет качественные и количественные характеристики, раскрывающие ее структуру, состояние и динамику. Причинно-следственный комплекс, порождающий преступность, наряду с другими (социальный, экономический, личностный) имеет в своей основе национально-государственный компонент, включающий несколько уровней: национальный (в смысле государственно-территориального образования), региональный и международный. В этой связи ошибочным является представление о преступности как о некой простой сумме совершенных в обществе отдельных преступлений. Научными исследованиями установлено, что напротив, это сложное, специфическое и многоаспектное социальное явление.
Будучи продуктом общества, оно обладает собственными характеристиками и закономерностями развития, способное оказывать обратное влияние на породившие его социальные условия.

Поэтому я считаю, что недооценка этих положений, просчеты в изучении преступности, ее прогнозировании, разработке и применении мер воздействия на нее ведут к серьезным потерям для общества.

Борьба с преступностью имеет два взаимосвязанных направления: собственно профилактику и обеспечение неотвратимости наказания, исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления. Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью выдвигаются на первый план в случаях подготовки и совершения конкретных преступлений. Ведущую же роль в борьбе с преступностью играет профилактика в собственном смысле слова, т.е. устранение или нейтрализация причин и условий преступлений, прежде чем они привели к совершению общественно-опасного деяния.

Одна из характерных черт профилактики – это ее многоаспектность и комплексность.

Предупреждение преступности имеет определенный комплекс и иерархию целей, которые конкретизированы во времени, в территориальном и отраслевом резервах, применительно к категории ям преступлений и уровню профилактической работы. Они реализуются через согласованную деятельность, взаимодействие, взаимопомощь субъектов (участников) профилактики. Все это позволяет говорить о предупреждении преступности, как о стройной целостной системе.

Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.

Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности.
Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности1 .

В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности.

К ним, в частности, относятся:

* недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов;

* неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов;

* отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы;

* разработка криминологических разделов планов без предварительных

(предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов;

* отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов. Так, например, устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к росту психо-эмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В свою очередь указанные обстоятельства способствуют возрождению детской безнадзорности как социального явления. Сказанное характерно как для Республики в целом, так и для г. Минска. В этих условиях особую тревогу вызывает отсутствие единой программы поддержки семьи и устойчивого финансирования тех мероприятий по поддержке семьи, которые в нашем государстве все же осуществляются. Однако на криминогенную ситуацию влияют не только экономические факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный кризис. В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология.
Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет перманентный (постоянный) ремонт. Ее мировоззрение, система нравственных ценностей складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого» рынка, правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество больше всех страдают самые чуткие - дети и молодежь.

Не смотря на то, что, как мне кажется, органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества, положение в борьбе с преступностью все же ухутшается.

4. Комплексное использование сил и средств государственных органов и общественных формирований в предупреждении преступности

Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер государственного, общественного и государственно-общественного характера, устраняющих причины и условия преступности либо их нейтрализующих
(ослабляющих, ограничивающих) и тем самым обеспечивающих сокращение, а в исторической перспективе – ликвидацию преступности.

Предупреждение преступлений имеет следующие основные цели:

противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания преступности и нейтрализации ее негативных последствий;

устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;

индивидуальное профилактическое воздействие в отношении конкретных лиц.

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное
(или общее) и специальное предупреждение преступности.

Общесоциальное предупреждение напрямую не связано с преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.

В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по- новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения - упреждающего противостояния преступности.

Суть общесоциальное профилактики состоит в том, что она осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством, включена в реализацию этих задач.

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности - его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально- криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

Специальная профилактика определяется как комплекс средств правового воздействия и воспитательных, организационных, технических мер, направленных именно на предупреждение преступности в целом, преступности какого либо вида или конкретного преступления.

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение и предупреждение рецидива. Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий, как профилактика, предотвращение, пресечение.

Профилактика преступлений - задача всего общества и всех органов государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Круг этих субъектов определяется в законодательном порядке.

Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты - это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственными и негосударственными органами, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам.

Предупреждение преступлений осуществляют органы государственной власти, их территориальные органы, иные государственные органы, в компетенцию которых входит защита прав и свобод человека и гражданина.

В предупреждении преступлений также участвуют органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане в пределах и формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции обязан выявлять обстоятельства и ситуации социального, психологического, управленческого, экономического и иного характера, непосредственно обусловливающие или облегчающие возможность совершения преступлений и принимать меры к их устранению. О выявленных причинах преступлений и условиях, способствующим их совершению, государственные органы информируют соответствующие компетентные государственные органы, организации, полномочные принимать меры к их устранению.

Так, например, криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики, осуществляемой органами следствия и дознания, прокурорского надзора и судебной системы, специфическими методами и средствами, присущими только этим органам. Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.

В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками ОВД.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

V Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

V Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

V Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.

V Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.

V Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

Основы виктимологической профилактики.

Виктимология - учение о жертве. Применительно к теории и практике предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений.

Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного поведения значимы личностные качества людей, кот затем становятся жертвами преступления. Тот же опыт подтверждает и еще одну истину: преступления могло и не быть, а начавшееся - окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику.

Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, кот предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика - специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Индивидуальное предупреждение - это прежде всего воздействие на тех лиц, от кот можно ожидать совершение преступлений, и их социальную среду.
Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Основаниями применения мер индивидуального предупреждения преступлений являются следующие юридически установленные факты:

Неоднократного, совершения лицом административных правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности, свидетельствующие о возможности совершения им преступления;

Наличия в деянии лица признаков состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела; освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;

невыполнения лицом, осужденным без назначения наказания либо с освобождением от наказания, условно или с отсрочкой исполнения приговора, обязанностей, возложенных на него приговором суда, если отсутствуют основания для отмены уголовного осуждения или отсрочки исполнения приговора;

Антиобщественного поведения лиц, ранее судимых за совершение тяжких и

Особо тяжких преступлений.

Данные факты устанавливаются в результате:

Предварительного следствия, дознания и судебного разбирательства; проведения прокурорских проверок;

Осуществления оперативно-розыскной деятельности;

Осуществления иной служебной деятельности

правоохранительными или контролирующими органами;

Рассмотрения сообщений организаций, общественных объединений, заявлений и жалоб граждан, публикаций в средствах массовой информации.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются: антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которое достаточно вероятно; криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения; криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению); непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении; элементы неблагоприятной жизненной ситуации, кот объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования: своевременность, последовательность, реальность, законность.

Индивидуальное предупреждение преступлений осуществляется в отношении следующих лиц:

Освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;

Осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

Осужденных, которым отсрочено отбывание наказания;

Осужденных условно;

Освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания;

Освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;

Совершивших административные правонарушения при обстоятельствах, отягчающих ответственность;

Больных алкоголизмом и наркоманией, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения и совершающих административные правонарушения;

родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

Как и любая область социального управления в обществе, профилактика преступность должна отвечать ряду принципов.

Предупреждение преступлений основывается на принципах законности, демократизма, гласности, социальной справедливости, комплексности, а также своевременности и достаточности мер предупреждения преступлений.

Деятельность субъектов предупреждения преступлений реализуется в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Меры предупреждения преступлений применяются при наличии установленных законодательством Республики Беларусь оснований при неуклонном соблюдении прав и законных интересов лиц, в отношении которых они применяются.

Демократизм предупреждения преступлений означает его осуществление широкой системой государственных органов, с участием в этой деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан.

Предупреждение преступлений осуществляется в интересах защиты законных интересов лиц и восстановления их нарушенных прав и свобод. Применение мер предупреждения преступлений должно соответствовать характеру и степени общественной опасности противоправного деяния лица.

Комплексный подход в предупреждении преступлений означает применение взаимосвязанных мер экономического, социально-политического, правового, психолого-педагогического, организационного, технического и иного характера, направленных на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; сочетание общего и индивидуального предупреждения преступлений; скоординированное взаимодействие субъектов предупреждения преступлений.

Участие граждан, как индивидуально, так и через общественные организации в обеспечении правопорядка, предупреждения и пресечения преступлений имеет существенное значение, ведь государственные органы, призванные обеспечивать личное, имущественное и общественное спокойствие не могут выполнять поставленные задачи в полной мере без участие самих граждан. В этих целях и создаются общественные органы, органы общественной самодеятельности, привлекаются к защите прав и законных и интересов граждан лица в индивидуальном порядке (внештатные сотрудники милиции).

В этой работе принимают участие:

Общественные пункты охраны порядка;

Общественные ИДН;

Советы профилактики учебных и трудовых коллективов;

Товарищеские суды;

Общественные воспитатели и шефы;

Внештатные сотрудники милиции;

Другие добровольные помощники.

Взаимодействие - это совместная, согласованная по месту, времени и целям деятельность служб и подразделений органов власти и государственного управления, общественных объединений, населения по борьбе с преступлениями и правонарушениями, выявлению и устранению причин противоправного поведения и условий, способствующих совершению антиобщественных поступков.

Оно предполагает:

Налаживание взаимного обмена информацией;

Совместное планирование мероприятий;

Совместное проведение предусмотренных планом и внеплановых мероприятий;

Анализ положения дел;

Подведение итогов проделанной работы;

Обобщение и распространение передового опыта.

Формы и методы взаимодействия ОВД и общественности весьма многообразны. К ним относятся совместное патрулирование, проведение рейдов
ППНМ с дружинниками, внештатными сотрудниками; согласованная расстановка сил при выставлении постов, например, в случаях возникновения эпидемий, эпизоотии; помощь общественности со стороны ОВД в ее правоохранительной деятельности (например, обучение формам и методам борьбы с правонарушениями, планирования работы); различные организационные мероприятия, направленные на обеспечение совместной и согласованной деятельности по охране общественного порядка (совместные семинары, совещания и. д.).

Взаимодействие милиции и общественности рассматривается как вид управления. Содержанием формы управления являются соответствующие задачи и функции субъектов. Под методом управления понимается способ воздействия на управляемые объекты. Метод управления отвечает на вопросы: как реализуются задачи, с помощью каких конкретных приемов и средств.

Рассматривая взаимодействие как согласованную или совместную деятельность милиции и общественности, формы взаимодействия можно определить как внешнее выражение согласованной или совместной деятельности милиции и общественности по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. Формами взаимодействия будут, например, совместная разработка и реализация комплексных планов профилактики, совместные совещания, семинары по вопросам правоохранительной деятельности.

Методами же организации взаимодействия, то есть приемами, способами воздействия на управляемые объекты, в данном случае приемами и способами, с помощью которых достигается, обеспечивается единство действий, объединение правоохранительной деятельности милиции и общественных организаций, следует признать, согласование, организацию, показ передового опыта, а также правовое обеспечение взаимодействия милиции и общественных организаций.
Методами взаимодействия необходимо также признать такие мероприятия, как совместный анализ и оценка оперативной обстановки, планирование совместной работы, обмен информацией, совместное подведение итогов работы.

Разграничение форм и методов взаимодействия носит в определенной мере условный характер. Однако их можно подразделить на две группы, понимая формы и методы взаимодействия в узком и в широком смысле.

В узком смысле к таким формам можно отнести совместные патрулирование милиции и дружинников, различные рейды, проверки торговых предприятий и т. д.

В широком смысле - обучение общественников формам и методам борьбы с правонарушениями, методическая помощь со стороны милиции в планировании работы, информирование об оперативной обстановке, проведение инструктажей и т. д.

Охрана общественного порядка, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране не может происходить в отсутствии участия граждан, которые содействуют государственным органам, в том числе и органам внутренних дел. Формы участия граждан в охране общественного порядка: как индивидуально – внештатные сотрудники милиции, так и путем участия в общественных объединениях, которые представлены в следующих формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Порядок приема, организации работы с внештатными сотрудниками милиции регламентирует «Инструкция об организации работы с внештатными сотрудниками милиции», утвержденная Приказом МВД СССР № 333 от 31 декабря 1976 года.

В качестве внештатных сотрудников милиции могут привлекаться на добровольных началах граждане Республики Беларусь не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся по месту работы и жительства, учебы, активно участвующие в общественной жизни и способные по своим деловым и моральным качествам успешно выполнять поставленные перед ним задачи. Внештатные сотрудники милиции оказывают милиции содействие в проведении мероприятий по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и решению иных задач на общественных началах в свободное от работы и учебы время. Порядок подбора и оформления внештатных сотрудников милиции: после изучения моральных и деловых качеств кандидата, проведения необходимых проверок по месту работы, учебы, месту жительства, спецучетам сотрудник милиции докладывает об этом письменно рапортом начальнику органа внутренних дел, зачисление кандидата внештатным сотрудником милиции, как и отчисление из их рядов проводится путем издания приказа начальника по органу внутренних дел.
Руководство внештатными сотрудниками милиции осуществляется непосредственно закрепленными за ними инспектором, либо оперуполномоченным сотрудником органов внутренних дел, которое заключается в планировании их работы, даче конкретных поручений, обучении и проведении с ними воспитательной работы.

Заключение

Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.

Литература

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Инструкция об организации работы с внештатными сотрудниками милиции», Приказ МВД СССР № 333 от 31 декабря 1976 года.

Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции." М., 1997. С. 94-118

Содружество Независимых Государств 1999-2000. М., 2001. С. 102

Информационно-справочные материалы о криминальной обстановке в государствах-участниках СНГ за 2001 год. Минск, 2002 г.

Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –

М.: Юристъ, 1999, стр.178.

Криминология. Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М.

Миньковского.- М.: Издательство МГУ, 1994, стр.137.

Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972.

Б.В.Коробейников, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Минковский,

«Криминологоя», М., 1988 г.,

Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности

Красноярск, 1999.

Долгова А.И. Криминология. М., 1997

Филимонов О.В. Индивидуальная профилактика преступлений:

(Правовые проблемы). Томск: 1985.
-----------------------
"Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции."
М., 1997. С. 94-118
Содружество Независимых Государств 1999-2000. М., 2001. С. 102
Информационно-справочные материалы о криминальной обстановке в государствах-участниках СНГ за 2001 год. Минск, 2002 г.

Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.:
Юристъ, 1999, стр.178.
- Криминология. Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского.- М.:
Издательство МГУ, 1994, стр.137.
- Криминология. Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.:
Юристъ, 1999, стр.184.
ст. 206 Уголовного кодекса Республики Беларусь
1 Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л.,
1972.
Б.В.Коробейников, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Минковский, «Криминологоя», М.,
1988 г., С. 161


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Нет большего врага прогнозов, чем самоуверенный оптимизм.

Владимир Федорович Тендряков (1923 1984), русский писатель

Всякое зло, которое легко предвидеть, очень трудно предотвратить.

Пьер Буаст (1765 1824), французский лексикограф

Способность предвидеть то, что нам не нравится, мы называем пессимизмом.

Уолтер Липман (1889 1974), американский журналист, общественный деятель

Чем дольше я живу на свете, тем больше склоняюсь к мысли о том, что в Солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома.

Джордж Бернард Шоу (1856 1950), английский писатель

Понятие криминологического прогнозирования

Громкий научный термин "прогнозирование" – это, по сути, повседневное бытовое действо практически каждого человека. Мы всегда стараемся предвидеть возможные последствия своих действий. Переходя дорогу, мы соотносим свое движение с движением автомобильного транспорта и прикидываем возможность перейти. Этому учат с детства. Человек, пренебрегающий подобным, может попасть под колеса движущийся автомашины, даже если водитель и не нарушил правил движения. А когда и водитель их не соблюдает, трагедия неизбежна. В 2005 г. по вине пешеходов случилось 49 610 автопроисшествий, погибло 7898, ранено 43 920 человек, а по вине водителей соответственно 323 342 происшествия, с гибелью 33 957 и ранением 274 864 человек. Таким образом, пострадало всего 360 639 человек, из них 84% – по вине водителей и 16% – по вине пешеходов. В прошлые годы цифры были намного выше. Причина, как правило, заключалась в отсутствии прогнозирования последствий. А ведь чтобы предотвратить нежелательные последствия, нужно было совсем немного – осторожность, выдержка и соблюдение элементарных правил перехода улиц. Сиюминутные интересы калечат жизни.

Если обратиться к менее очевидным тяжким последствиям беспечности человека и более сложным условиям прогнозирования в быту, на производстве, в спорте, то нежелательные последствия существенно умножатся. И хотя человек от природы одарен прогностическими способностями, он их плохо использует. Все осознается потом, когда ничего изменить уже нельзя.

Успех любой деятельности во многом определяется надежностью прогноза будущих событий, с которыми она связана. Прогностика, или футурология (от нем. futurum – будущее), давно разрабатывается учеными применительно к различным сферам деятельности . Прогностические выводы дают возможность заблаговременно подготовиться к этим событиям, рационально распределить свои силы и средства, принять оптимальное решение, спланировать свою деятельность и в итоге обеспечить выполнение поставленных задач. Чем глубже мы познаем закономерности и тенденции развития природных или общественных явлений, тем больше возможностей открывается для прогнозирования их вероятных изменений, то же касается и криминологии.

Прогнозирование (от греч. prognosis – знание наперед, предвидение, предсказание) – вероятностные суждения, основанные на знании законов развития, изменения и движения объекта изучения, эволюции его тенденций и закономерностей в прошлом и настоящем. Поэтому основным содержанием предмета криминологии являются тенденции и закономерности преступности, причин преступности, личности преступников и других его составных частей, которые детально исследовались в предыдущих главах. Только опираясь на криминологические тенденции и закономерности, можно прогнозировать криминологическую обстановку на ближайшее будущее и принять меры для предотвращения нежелательных криминальных последствий.

Научная разработка прогнозирования была обусловлена не только социальными потребностями в предвидении антиобщественных явлений для возможного упреждающего противодействия им, но и теми возможностями, которые открылись на основе определенных достижений мировой и отечественной криминологии , которой, как любой эмпирической науке, внутренне присущи три важнейшие функции: описательная, объяснительная и прогностическая. Не последнюю роль в становлении ее прогностической функции сыграло развитие методов прогнозирования в других науках, особенно в экономике, социологии и политологии .

Криминологическое прогнозирование представляет собой научное предсказание основных изменений развития преступности или вероятности совершения преступлений конкретными лицами в обозримом будущем на основании предшествующих им тенденций и закономерностей. Оно может включать в себя также: прогнозирование возникновения новых общественно опасных явлений, требующих своевременной криминализации; прогнозирование утраты общественной опасности отдельными видами преступлений, требующих декриминализации; прогнозирование эффективности действия уголовно-правовых норм, профилактических мер; прогнозирование развития самой криминологической науки и ее возможностей.

В Курсе рассматриваются три широко известных вида криминологического прогнозирования:

  • 1) прогнозирование преступности;
  • 2) прогнозирование индивидуального преступного поведения;
  • 3) прогнозирование возможного развития некоторых видов человеческого поведения в новые нежелательные общественно опасные формы, требующие своевременной криминализации.

Прогнозирование означает, с одной стороны, разработку конкретного прогноза, с другой – сам процесс специального исследования, приводящего к тем или иным прогностическим выводам. Наряду с термином "прогнозирование" в литературе употребляются понятия "предвидение", "предсказание", "пророчество" и др. Различаясь между собой по исходной информации, методам, объему и другим параметрам, все они связаны с процессом опережающего отражения действительности, с предположением о необходимости или возможности наступления некоторых событий в будущем. Поэтому они чаще всего употребляются как синонимы.

В результате прогностических операций рождается прогноз – суждение о вероятностном изменении преступности, о возможности совершения (несовершения) преступления конкретным лицом (группой лиц) или о предположительном появлении новых форм общественно опасного поведения. Представляя собой итог прогнозирования, прогноз, в свою очередь, служит исходной базой для принятия соответствующих практических решений по планированию борьбы с прогнозируемыми преступными и общественно вредными проявлениями.

Криминологическое прогнозирование может быть научным и обыденным. Обыденное, или эмпирическое, предсказание опирается на повседневный опыт практических работников правоохранительных органов и других лиц, каким-то образом связанных с контролем над преступностью и укреплением правопорядка, на их житейские наблюдения, обыденное сознание, интуицию. Оно постоянно используется в повседневной жизни и деятельности органов системы уголовной юстиции. Научный прогноз разрабатывается на основе системных знаний тенденций преступности, причин преступности и отдельных преступлений, мотивации преступного поведения, закономерностей развития криминогенных и антикриминогенных факторов в прогнозируемом будущем, на основе общенаучных и частнонаучных методов прогнозирования. Научный прогноз выводится из объективных данных, а не из субъективных представлений, которые нередко доминируют в обыденном предсказании будущего. Хотя и в научном криминологическом прогнозировании всегда есть изрядная доля субъективизма.

О каких же объективных данных может идти речь, если прогнозируемое будущее еще не существует? При анализе любого общественного явления, в том числе криминологически значимого, в процессе его развития в нем всегда можно обнаружить остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Преступность, отдельное деяние, трансформация социально терпимого поведения в общественно опасное формируются в настоящем, имеют глубокие корни в прошлом и предопределяются (в известной мере) возможным будущим. Необходимо научиться отбирать предполагаемые варианты будущего, которые закономерно вытекают из прошлого и настоящего и согласуются с будущим. Это непросто, но в определенных пределах и на соответствующем уровне теоретической подготовки и практического опыта возможно.

Если структуру криминологического прогнозирования представить в виде упрощенной схемы, то она может выглядеть следующим образом (рис. 11.1).

Судя по этой схеме, научное криминологическое прогнозирование может зависеть:

  • 1) от анализа содержания основных криминологически значимых закономерностей и тенденций прошлого и настоящего;
  • 2) глубины (периода) анализируемого прошлого в динамике преступности, поведении субъекта и других криминологически важных явлений;
  • 3) совокупности известных криминогенных и антикриминогенных факторов прошлого и настоящего;
  • 4) глубины (срока) прогноза;
  • 5) полноты знаний о закономерностях развития известных криминогенных и антикриминогенных факторов, которые могут действовать в прогнозируемом будущем.

В советское время перечень демографических, экономических, социальных, психологических, правоохранных и других сведений, которые были бы желательны для обоснованного криминологического прогнозирования, включал в себя около 450 конкретных признаков. Сейчас содержание многих признаков серьезно меняется, но их число не становится меньше. Каждый из признаков, и особенно их взаимосвязанная совокупность, так или иначе влияют на реальный, а следовательно, и на прогнозируемый уровень преступности и ее структуру.

Рис. 11.1.

Учитывая включение нашей страны в глобализационные процессы, особенно в условиях планетарного экономического и финансового кризиса, за которым следует кризис социальный, в структуре прогнозной информации важное место начинают занимать мировые финансовые, экономические и социальные процессы, снижение производственной и финансовой активности, рост безработицы, сокращение социальных программ и т.д. Все это может оказать существенное влияние на финансовое, социальное, психологическое состояние общества, рост социальной несправедливости, неравенства, недовольства народа, увеличение нищеты, неустроенности людей, преступности. Недавно, прогнозируя криминогенные процессы глобализации, автор издал книгу "Эпоха глобализации и преступность" (М.: Норма, 2007). В ней прогностически были рассмотрены: проблемы глобализации мира и ее последствия, криминологические проблемы негативных и позитивных сторон глобализации, мировые тенденции интенсивного роста преступности, тенденции преступности в индустриально развитых странах, организованная преступность, терроризм и другие виды преступности, обусловленные криминогенными факторами глобализации. И хотя мировые тенденции в 2006 г. были относительно благоприятными, но усиление глобализации со стороны США и некоторых европейских стран, которые получали от нее большие выгоды, давали достаточно оснований для неблагоприятного социально-экономического и криминологического прогноза. И этот прогноз оказался верным . Бунты населения в Таиланде, Греции, во Франции, Италии и других странах – убедительное свидетельство прогностических предположений. Россия своевременно сориентировалась в мировой ситуации, спрогнозировала возможные последствия кризиса, обеспечив страну ресурсами, поэтому финансово-экономический кризис затронул нашу страну в меньшей степени, чем другие страны.

От криминологического прогнозирования не следует ожидать точных данных о количестве возможных преступлений, о детальной характеристике предполагаемого деяния конкретного лица, о точных сроках криминализации или декриминализации деяний. Цель криминологического прогнозирования заключается не в получении точных количественных и иных показателей, а в выявлении тенденций и закономерностей возможного развития преступности, поведения конкретных лиц или других криминологически значимых процессов.

Прогнозы преступности главным образом отвечают на вопрос, как могут изменяться ее показатели в зависимости от предполагаемых трансформаций всей совокупности причин и условий, которые определяют преступность. Прогнозы индивидуального преступного поведения еще менее точны и более вероятностны. Они могут колебаться в больших пределах: "может совершить преступление", "может совершить преступление в определенной криминогенной ситуации", "не совершит преступления" и т.д. Прогнозы появления новых форм общественно опасного поведения или "отмирания" старых форм могут быть более определенны в конкретный исторический период. Например, совсем не трудно было прогнозировать криминализацию ложных банкротств, ложного предпринимательства или декриминализацию спекуляции в России, когда она избрала рыночную экономику, поскольку в мире существовало достаточное число рыночных моделей и всем им в той или иной мере это было свойственно. Хотя некоторые процеесы возможной криминализации и декриминализации деяний в нашей стране в 90-е годы ушедшего столетия не были столь очевидными.

Таким образом, криминологическое прогнозирование не устраняет неопределенности возможных явлений, а лишь позволяет (при более или менее надежном прогнозировании) минимизировать ее, представляя прогнозируемое будущее в виде нескольких объективно возможных вариантов. В силу этого криминологическое прогнозирование всегда является вероятностным и многовариантным (пессимистическим, усредненным и оптимистическим). Варианты могут значительно различаться, что объясняется многозначностью вероятных изменений в течение прогнозируемого периода как криминогенных, так и антикриминогенных факторов. Это дает основание считать криминологическое прогнозирование вторичным по отношению к прогнозированию социально-экономических, социально-демографических, социальнопсихологических и иных явлений, с которыми причинно связано противоправное поведение.

Криминологические прогнозы относятся к категории "саморазрушающихся" предсказаний, особенно тогда, когда они раскрывают негативные, нежелательные тенденции. Такие прогнозы требуют от государственных органов принятия определенных мер, которые разрушили бы прогнозируемые тенденции. Естественно, не на бумаге, скажем, путем выборочной регистрации преступлений (что имеет широкое распространение в правоохранительных органах России), а в действительности – путем принятия адекватных и эффективных мер. Вероятностная достоверность прогностических выводов о возможном наступлении криминологически значимого явления, позволившая своевременно разработать и спланировать необходимые меры по его предупреждению, предотвращению или пресечению, и будет искомым социально полезным результатом криминологического прогнозирования.

Научное криминологическое прогнозирование только тогда оправдает свое социальное назначение, когда оно будет процессом творческим и непрерывным, включенным в общую систему борьбы с преступностью, ее предупреждения и контроля.

Организация данной деятельности должна иметь следующие этапы: анализ криминологической обстановки прогнозирование преступности, ее отдельных видов и других криминологически значимых явлений в определенном будущем разработка и планирование мероприятий по их предупреждению и пресечению –> практическое проведение запланированной работы , а далее по той же "кольцевой" схеме: анализ криминологической обстановки с учетом результатов проведенной работы , коррекция прогностических выводов и т.д.

Реализация жизненного прагматизма – необходимого условия становления демократического общества – невозможна без "закольцованного" систематического анализа и прогноза всех сфер социальной деятельности. Только на этой основе оно может выжить и развиваться. Это положение имеет непосредственное отношение к стратегиям борьбы с преступностью, ее предупреждению и контролю. И в указанных стратегиях криминологическому прогнозированию должна отводиться важная роль. Намного важнее той, которую оно играет сегодня. В настоящее время научного криминологического прогнозирования в системе уголовной юстиции практически нет. Единственное успешное российское ведомство, деятельность которого построена на системном открытом анализе и прогнозе, – это МЧС России. Несмотря на то что эта структура ведет борьбу со стихией паводков, лесных пожаров, техногенными чрезвычайными ситуациями, эпидемиями, сходом лавин, взрывами газа, авиакатастрофами, землетрясениями и т.д., прогнозировать которые намного сложнее, чем преступность, МЧС России, подводя под свою деятельность научную базу, нередко добивается положительных результатов. Это министерство было организовано с нуля всего несколько лет назад, но уже создало свою школу прогнозирования.

Все важные решения по контролю преступности, в том числе криминализация и декриминализация деяний, затрагивают интересы многих слоев и групп населения. В этих условиях практическая (законодательная) реализация даже самого точного прогноза о надвигающейся криминальной опасности и принятие адекватных решений отдельными политическими силами могут быть отодвинуты на неопределенное время. Так получилось, например, при криминализации организационной преступной деятельности или при разработке более эффективного контроля коррупционной деятельности в России. И в том и в другом случае принимаемые меры оказались недостаточно адекватными и чрезвычайно запоздалыми, хотя прогноз интенсификации этих явлений давно высказывался многими учеными и практиками и был очевиден. Провальными криминологическими прогнозами было обусловлено принятие несовершенного УПК РФ 2001 г. и решения об исключении конфискации имущества из видов уголовного наказания в 2003 г., а также других законодательных актов о гуманизации борьбы с преступностью . Приведенные факты свидетельствуют о низком уровне прогностической деятельности Государственной Думы и Совета Федерации. Их действия можно квалифицировать как классический пример отставания социального контроля над преступностью от ее интенсивных количественно-качественных изменений.

  • Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952–1999 гг. / под ред. И. В. Бестужева-Лады. М., 2000.
  • Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1968. С. 151–174; Аванесов Г. А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972; Лунеев В. В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с правонарушениями в войсках. М., 1979; Кайзер Г. Криминология: пер. с нем. М., 1979. С. 134–144; Фокс В. Введение в криминологию: пер. с англ. М., 1980. С. 246– 278 и др.
  • Методологические проблемы социального предвидения. Киев, 1977; Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.
  • Лунеев В. В. Эпоха глобализации и преступность. M., 2007. С. 7–215.
  • Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 213–233.

Оглавление

1. Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. 3
2. Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования. 4
3. Назовите сферы преступной деятельности, для которых наиболее характерны групповые формы противоправных проявлений. 6
4. Каково значение изучения личности преступника для индвидуализации наказания? 6
5. Укажите этапы криминологических исследований. 7
6. Какие преступления входят в десятку наиболее распространенных? 10
7. Верно ли предположение о том, что чем крупнее город, тем выше в нем уровень преступности? 11
8. Укажите уровни рассмотрения преступного поведения лиц, совершивших государственные преступления. 12
9. Назовите сферы преступной деятельности, для которых наиболее характерны групповые формы противоправных проявлений. 13
10. Какие наиболее существенные изменения в структуре умышленных убийств произошли в 1990-х годах при переходе к рыночным отношениям? 13
Список источников и литературы 16

1. Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека.

Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, мнительность, равнодушие, рассеянность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть. Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?

Характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, замкнутость, старательность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, мнительность, равнодушие, рассеянность, музыкальная одаренность, конформизм, зависть.
Могут детерминировать антиобщественное поведение: замкнутость, аккуратность, высокая эмоциональная возбудимость, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, мнительность, равнодушие, конформизм, зависть.
Криминологически нейтральны: общительность, трудолюбие, старательность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, рассеянность, музыкальная одаренность.

2. Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.

Криминологическое прогнозирование - процесс научного познания будущего состояния преступности, факторов, влияющих на ее изменения, и разработки криминологического прогноза. Такое прогнозирование ориентировано на оценку вероятного состояния преступности с учетом ее наблюдаемых тенденций и допустимых в будущем изменений с целью оптимизации решений, направленных на противодействие ей, повышения их научной обоснованности .
Криминологический же прогноз, как результат прогнозирования, представляет собой научно обоснованное, вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях развития преступности, ее детерминантах и последствиях, личности преступника, а также о мерах предупреждения преступлений, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений. Однако такое определение в некоторой степени является односторонним, поскольку не учитывает силы, противодействующие преступности, и возможности наступления иных последствий. В криминологическом прогнозе важно учитывать не только характеристики преступности как основного объекта такого прогнозирования, но и изменения субъектов, оказывающих предупредительное воздействие на преступность.
Научное криминологическое прогнозирование исходит из современного состояния изучаемых явлений, характеристики которых претерпят изменения в будущем. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знании тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее, на использовании научно обоснованных методов исследования.
Неотъемлемыми составными частями криминологического прогноза являются описания прошлого и настоящего состояния объекта, в качестве которого выступает преступность. Анализ изменения преступности в этих временных параметрах позволяет установить ее общие закономерности и возможные тенденции, которые служат связующим звеном между описанием настоящей и прошлой ситуаций и установлением вероятностных характеристик преступности в будущем. Как и любая сознательная деятельность, криминологическое прогнозирование имеет следующие специфические цели и задачи:
- установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении;
- выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;
- выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития (совершенствования) правоохранительных органов;
- установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;
- выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.
Чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих - правильно и........

Список источников и литературы

1. Криминология / Под ред. А.И. Долговой.  М.: Норма, 2011.  852с.
2. Криминология / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского.  М.: Юридическая литература, 2011.  384с.
3. Криминология / Под ред. В. Е. Эминова.  М.: Норма, 2011.  158с.
4. Криминология / Под ред. В. П. Сальникова.  СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011.  254с.
5. Криминология / Под ред. В.Д. Малкова  М.: ЗАО Юстицинформ, 2011.  452с.
6. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева.  СПб.: ПИТЕР, 2011.  422с.
7. Криминология / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е. Эминова.  М.: Юристъ, 2011.  456с.
8. Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой.  М.: Зерцало, 2011.  160с.

Криминологическое прогнозирование представляет собой научное предсказание основных изменений развития преступности или вероятности совершения преступления конкретными лицами в будущем.

Виды криминологического прогнозирования

В науке существует три основных вида криминологического прогнозирования:

  • Прогнозирование преступности;
  • Прогнозирование индивидуального преступного поведения;
  • Прогнозирование возможного развития некоторых видов человеческого поведения.

Прогноз и его цели

Прогноз способствует решению многих задач по планированию борьбы с преступными и общественно вредными проявлениями.

Целью криминологического прогнозирования является выявление возможных тенденций и закономерностей развития преступности. А это означает, что прогнозирование не устраняет совершение общеопасных явлений, а только минимизирует наступление таких явлений. Поэтому криминологическое прогнозирование может быть как вероятностным, так и мгновенным.

Другая классификация прогнозирования

Криминологическое прогнозирование подразделяется на обыденное и научное.

Обыденное криминологическое прогнозирование – все предсказания основаны на повседневном опыте практических работников правоохранительных органов (интуиция, житейские наблюдения и т.д.).

Научное криминологическое прогнозирование – это прогноз, основанный на системных знаниях преступности, причин преступности, мотивации преступного поведения, общенаучных и частнонаучных методах.

Методы прогнозирования

В криминологии прогнозирование основывается на ряде методов . Первый из них – это метод экспертных оценок . Этот метод представляет собой специфическую форму опроса специалистов (криминологов, социологов, психологов и т.д.). Обычно он используется для долгосрочного прогнозирования.

Второй метод – метод моделирования . Заключается в построении моделей преступности. Модель – это реальный или мысленный образ каких-либо объектов (схема, чертеж, описание, график и т.д.). В настоящее время существует два направления математического моделирования преступности:

  • моделирование преступности в виде уравнения множественной регрессии;
  • матричное моделирование преступности.

Третьим методом является экстраполяция (от лат. extra – сверх и polio – выправляю, изменяю). Этот метод представляет собой распространение выводов, полученных при изучении прошлой и настоящей преступности на ее будущие тенденции. Прогностические выводы могут различаться по видам, группам преступлений и их причинным обстоятельствам. Этим методом можно получить вероятностные прогностические выводы о структуре преступности и связанных с нею явлений.

Экстраполяция обычно используется при кратковременных прогнозах. Здесь действует такое правило: чем меньше срок прогноза, тем может быть выше его точность.

Результаты противодействия преступности, прежде всего результаты ее предупреждения, определяются многими факторами, среди которых особая роль принадлежит криминологическому прогнозированию .

Слово "прогноз" буквально означает предвидение, предсказание чего - либо, а научный прогноз - научная, основанная на познании закономерностей чего-либо оценка его будущего состояния.

Криминология исходит из того, что прогноз преступности возможен и необходим, так как преступность, как и все явления социальной жизни, подвержена реальным изменениям, причем с определенной степенью вероятности.

Криминологический прогноз - вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре преступности, ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени), включающее качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и указание примерных их сроков.

Криминологический прогноз, являясь специальным видом социального прогноза, охватывает прогноз преступности в целом, отдельных ее видов и групп на территории всей страны, ее регионов и территорий и на конкретных объектах.

Научное криминологическое прогнозирование, исходя из современного состояния преступности, характеристики которых претерпевают изменения в будущем, основывается на объективных данных о состоянии преступности в прошлом и настоящем .

В основе криминологического прогнозирования лежат следующие предпосылки:

  • знания закономерностей развития общества, изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, знание тенденций, которые свойственны экономическим и социальным явлениям;
  • конкретное изучение экономических, бытовых, культурных и иных особенностей жизни той или иной территории;
  • анализ предыдущих изменений уровня жизни населения, демографических показателей (рождаемость, смертность, миграция, занятость и т.д.).

Важнейшей предпосылкой реального криминологического прогнозирования является обоснованная оценка состояния преступности в данный момент, которая берется за основу прогноза .

Основной целью криминологического прогнозирования является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении.

Исходя из общих и специальных целей прогнозирования выделяют основные этапы :

  1. предпрогнозная ориентация (где конкретизируются цели и задачи, выдвигаются гипотезы и т.д.);
  2. сбор данных о явлениях и процессах, влияющих на развитие преступности (выяснение максимально возможного круга обстоятельств и факторов такого влияния и их характеристики);
  3. поисковый прогноз (характеристика динамики преступности с учетом некоторых факторов), помогающий выявить перспективные проблемы, подлежащие решению;
  4. нормативный прогноз (наложение на выявленные проблемы возможных средств их решения в соответствие с нормативными исходными данными об этих средствах);
  5. оценка обоснованности прогноза (анализ полученных данных и выработка рекомендаций по оптимизации мер борьбы с преступностью).

Наряду с экономическими, политическими, социально-демографическими, социально-психологическими, организационно-управленческими факторами в прогнозировании преступности важную роль играет изменение законодательства и уголовной политики государства, которые трудно предвидеть заранее. В данных условиях полезно изучить предыдущую историю государства, зарубежный опыт развития, схожий с условиями, в которых оказалась наша страна.

Следует также иметь в виду, что при прогнозировании должны учитываться как отрицательные, так и положительные общественные явления, способные повлиять на преступность.

С учетом сказанного возникает необходимость поэтапного прогнозирования, при котором стало бы возможным учитывать результаты реализации предыдущих (первичных) прогнозов и на их основе составлять последующие.

Криминологическое прогнозирование – условное и довольно рискованное занятие, ибо на преступность, как ни на какое другое социальное явление, влияют подчас неожиданные повороты в экономической, социальной либо политической сферах. Более того, изменения преступности нередко происходят на первых взгляд “на ровном месте”. И лишь тщательный анализ длительного отрезка времени, предшествующего периоду “неожиданных” изменений, может пролить свет на причины сложившегося положения. Еще более непредсказуемо индивидуальное преступное поведение людей. Поэтому к проблеме прогнозирования, не отвергая его, следует подходить осмотрительно и не увлекаться умозрительными математическими выкладками и формулами, выглядящими научно, но подчас не имеющими под собой реальной почвы. Прогнозирование социальных процессов, особенно в тех случаях, когда они, в числе прочего, складываются из суммы (совокупности) актов поведения конкретных людей, вообще чрезвычайно трудно. При этом следует иметь в виду, что преступность – явление, имеющее свои закономерности и подчиняющееся им. Но цифра преступности складывается стихийно.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх