Мкук "цбс имр ск" г.изобильныйцентрализованная библиотечная система. Методические рекомендации по организации и проведению единого дня правовых знаний в библиотеках ярославской области Мероприятия ко дню прав человека в библиотеке

В библиотеках Веневского района прошли мероприятия к Всемирному дню детей, провозглашенному Организацией Объединенных Наций.

Это день, посвященный деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Дата выбрана не случайно: 20 ноября 1989 года Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, обязывающих все страны обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство. Генеральная Ассамблея ООН предложила отмечать этот праздник в той форме и в тот день, которое каждое государство признает для себя целесообразным. В нашей стране эту дату отмечают как Всероссийский День правовой помощи детям.

Т.С. Наумова, библиотекарь ЦСЗИ

Детская библиотека: «Права ребенка – права человека» (6+)

В рамках Всемирного дня прав ребенка в Венёвской детской библиотеке–филиале состоялась презентация книжной выставки «Права ребенка – права человека». На выставке представлена литература о правах ребенка в Российской Федерации, о защите этих прав.

На страницах этих книг дети смогут познакомиться с теми или иными поступками и последствиями, узнают как вести себя в различных жизненных ситуациях и то, что можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.

Зав. ДБФ Емельянова Т. А.


Центральная библиотека: «Пусть всегда будет детство!» (12+)

В Межпоселенческой библиотеке действует тематическая выставка «Пусть всегда будет детство!», знакомящая читателей с документами, в которых прописаны права детей, как международными, так и российскими и региональными.

На сайте действует виртуальная выставка « « .

Т.С. Наумова



Бельковский СБФ: «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать» (6+)

Библиотекарь Бельковского СБФ провела с обучающимися МОУ «Бельковский ЦО» правовой час «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать». Библиотекарь рассказала ребятам о празднике, которому посвящена встреча, и о главном документе, защищающим их права – Международной конвенции о правах ребенка.

В стихотворной форме ребята познакомились с основными статьями Конвекции, а закрепили свои знания с помощью викторины «Права литературных героев». Все ребята узнавали сказки, но смотрели на них уже с правовой точки зрения и в каждом произведении старались выяснить, какие права героев нарушены.

Также им было рассказано, что у детей помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать.В итоге пришли к выводу, что законы необходимо знать, уважать и соблюдать. В завершение мероприятия ребята познакомились с книгами, в которых нарушены права детей и взяли их для прочтения.

Библиотекарь Шайкина Л.И.


Кукуйский СБФ: «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?» (6+)

В Кукуйском СБФ библиотекарь совместно с работниками Дома культуры провели викторину «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?», посвящённую Дню принятия Конвенции о правах ребёнка.

Ведущие сказали, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всём мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребёнка, потому что дети не могут ещё себя защитить самостоятельно. Каждое право несёт с собой обязанность. Ребята посмотрели презентацию «Права, свободы и обязанности сказочных и литературных героев», ответили на вопросы викторины «Своя игра», связанную с правами и обязанностями людей. Участники, показывая карточки с правами (учёба, отдых, жизнь, семья) доказали, что каждое право подкрепляется обязанностями. Мы выяснили, что все люди имеют равные права и обязанности.

Библиотекарь оформила книжную выставку «В стране Прав и Обязанностей», провела обзор художественной литературы и представила книги, в которой нарушены различные права героев.

Т.Е. Плаксина


Метростроевский СБФ: «Каждый ребёнок имеет право» (6+)

Библиотекарь Метростроевского СБФ совместно с педагогами Гурьевского ЦО имени С.К. Иванчикова провели для учащихся школы в помещении зала клуба правовой урок «Каждый ребёнок имеет право», приуроченный к Международному дню защиты прав ребёнка.

В начале детям библиотекарь Е.П. Маркелова познакомила детей с Конвенцией о правах ребёнка: что это за документ и как он защищает детей. Затем детям напомнили об основных правах и обязанностях школьников. Был показан мультипликационный фильм «Чудо-юдо», где на примерах сказочных героев ребятам было показано кто, где и когда нарушил общепринятые законы и что из этого вышло.

Е.П. Маркелова


Тулубьевский СБФ: «Дети — это наше будущее» (12+)

20 ноября в Тулубьевском СБФ состоялась беседа «Дети — это наше будущее», посвященная Всемирному дню ребенка. Библиотекарь Зыкова Т.А. рассказала детям о истории возникновения праздника, который начал отмечаться с 1956 года. Мировые организации, борющиеся за права человека, провозглашают, что первостепенной задачей родителей на планете является — обеспечение достойной, счастливой жизни детям. От воспитания подрастающих людей зависит будущее страны, мира.

Т.А. Зыкова


Детская библиотека: «Мы тоже имеем права» (6+)

21 ноября работники Веневской детской библиотеки–филиала провели для своих читателей правовой урок «Мы тоже имеем права».

В ходе урока ребята не только познакомились с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, но и постарались научиться применять их жизни. Свои знания читатели проверили, выполняя разбор ситуаций «Права и обязанности», «Правовой лабиринт». Учувствовали в играх «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав», «Составьте слово», «Песни о правах». Ребята оказались в различных правовых ситуациях и поняли, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда когда, не нарушаются права других людей.

В заключении Библиотекарь Кабанова Е.В. провела викторину «Твои права и сказочная страна». К Всемирному дню ребенка была оформлена книжная выставка «Права ребенка – права человека».

Библиотекарь Кабанова Е.В.


Студенецкий СБФ: «Мир детства — заветная страна» (6+)

22 ноября библиотекарь Студенецкого СБФ вместе с учителем Макридиной Е.В. провели в МОУ Студенецкая ОШ урок права «Мир детства — заветная страна», приуроченный к Всемирному дню прав ребенка.

Обучающихся познакомили с основными документами о правах ребенка, понятием «право», поговорили о правах и обязанностях ребенка; составили основные слова этого дня; провели конкурсы «Назови сказку», «Поэтический», «Загадочный», «Права ребенка»; поиграли в «Веселое ЭХО»; разобрали ситуации «Права и обязанности»; пришли к мнению, что нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Библиотекарь Сытникова Галина Владимировна

Законы, которые вам помогают
День правовых знаний

Цели и задачи: воспитывать личность, осознающую достоинства человека; формировать умения разрешать конфликты мирным путем; воспитывать гражданские чувства школьников, уважение к своему народу, любовь к Родине; формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь; формировать гражданскую позицию ученика; развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно - исторических традиций родного села, города, края, других народов.

Основной целью деятельности Центральной библиотеки г.Изобильного в вопросах правового просвещения и информирования граждан является создание системы информирования населения по вопросам законодательства и права, повышение уровня правовой культуры и правосознания граждан, распространение знаний о правах ребёнка; обеспечение широкого доступа детского и взрослого населения к правовой информации.

Уделяя большое внимание проблеме защиты прав человека, библиотека использует всё многообразие форм и методов библиотечной работы: проведение обзоров, игровых ситуаций с элементами правовых знаний, правовых викторин, оформление разноплановых книжно - иллюстрированных выставок, электронных презентаций, профилактических бесед на правовые темы, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, активно используются в работе партнёрские связи с представителями правоохранительных органов и многие другие. Содержание и формы библиотечной работы отразились в тематике Дня правового знания , который состоялся 8 апреля 2014г., и, определяются реальными возможностями библиотеки, спецификой работы Центра правовой информации и результатами мониторинга индивидуальных по-требностей и интересов пользователей в области права.
Воспитание правовой культуры должно начинаться с молодого возраста и потому мы должны всем комплексом воспитательных форм и методов прививать уважение к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, воспитывать дух равноправия, нетерпимости к плохому.
Теме повышения правовой культуры общества и каждого ребёнка отдельно, в рамках программы, был посвящён урок права «Молодёжь в современной России» с учащимися МКОУ СОШ №19. На мероприятии были затронуты вопросы о правах и обязанностях ребёнка в Российской Федерации, о защите этих прав и возможности ими пользоваться, знании законов и последствий за совершённые правонарушения.


Подробно об этом говорила на встрече с учащимися капитан полиции, старший инспектор по делам несовершеннолетних Дробишева Мария Сергеевна. На встрече под названием «Правонарушения несовершеннолетних и их последствия», говорилось о том, какое наказание грозит за нарушение законов несовершеннолетними гражданами, были озвучены цифры и факты по правонарушениям в нашем городе. Мария Сергеевна приводила примеры из жизненных ситуаций, рассказала ребятам о том, как отстоять свои права и не стать жертвами преступлений. В ходе встречи было задано много вопросов, отвечая на которые, гостья подчеркнула, насколько важно быть юридически грамотным и знать не только свои права, но и обязанности. Такие встречи дают не только достоверную информацию, но и способствуют повышению юридической грамотности молодёжи.


В программе использованы материалы познавательного и игрового характера, дающие детям теоретические знания об опасных жизненных ситуациях дома, в общественных местах, на транспорте. Школьников познакомили с важными в их жизни документами, закреплёнными в Семейном и Гражданском кодексах РФ, Конституции РФ, с международными документами о правах ребёнка: Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребёнка, в которых провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей, с применением электронной слайд презентации «Право быть ребёнком».


Ребятам напомнили, что наличие прав предполагает и обязанности, поэтому вместе обсудили последствия тех или иных противоправных поступков и узнали ответы на вопросы: какова ответственность несовершеннолетних за эти проступки, кто заботится о том, чтобы права и обязанности соблюдались в игровой программе «Правовая компетентность подростка» и электронной версии игры по принципу крестики - нолики «Просто шалости или хулиганство». Были разыграны различные жизненные ситуации «Твои права и обязанности», во время которых дети принимали самостоятельные решения, не нарушая при этом прав других людей.


Одним из важнейших условий обеспечения эффективности проведения Дня правовых знаний является наличие доступа детей к правовой литературе, содержащейся в библиотечном фонде. Раскрыть фонды правовой тематики помогла книжно - иллюстративная выставка, организованная в библиотеке «Детство - территория закона», на которой были представлены правовые документы по заявленной теме, материалы о работе социальных учреждений в этом направлении, о роли семьи и школы в жизни детей.


В заключение встречи всем вручили памятки «Первая встреча с законом» с кратким перечнем прав ребёнка и телефонами и адресами служб, способных ребёнку оказать помощь. Таким образом, в дело правового воспитания несовершеннолетних библиотеки могут внести свой ощутимый вклад и способствовать созданию благоприятных условий для формирования у подрастающего поколения правовой культуры.
Библиотеки всегда были и остаются центрами культуры и нравственности. Имеющиеся информационные ресурсы в библиотеках позволяют вести широкую просветительскую деятельность. «Пользователям электронных ресурсов - о пенсионном законодательстве» - под таким заголовком прошёл познавательный час для людей пенсионного возраста и инвалидов, получивших квалифицированную помощь по различным вопросам: о льготных пенсиях, и о повышении пенсионного возраста, о перерасчётах и индексациях сумм пенсий, предлагались листовки по социальным вопросам, вопросам ЖКХ.



Информационно - правовой экскурс в историю познакомил собравшихся с основными вехами возникновения государственного пенсионного обеспечения в России. В рамках программы был оформлен тематический стеллаж для пользователей библиотеки пенсионного и предпенсионного возраста «Правовое поле пенсионера», на котором были размещены издания, публикации о пенсионной системе в Российской Федерации и проведён обзор литературы по материалам законодательных и нормативно-правовых актов, комментариев и разъяснений к ним.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности работы по правовому информированию граждан можно считать наличие открытого доступа читателей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: Консультант Плюс, и Интернет-ресурсам, на сайтах которого в течение дня проводились консультации, обучение пользованием этими программами.
По устным опросам, проведёнными с присутствующими будущее пенсионного обеспечения вызывает интерес у всех, несмотря на то, что большинство уже являются пенсионерами. Для желающих организована экскурсия - знакомство "Ваше право на информацию"с основным фондом литературы по вопросам права и проведена консультация по справочно - библиографическому аппарату.

10 декабря в библиотеке семейного чтения имени С. Маршака прошел правовой час "Правовой навигатор". Перед учащимися 7"В" класса МБОУ "СОШ №5" выступила старший помощник прокурора г. Новочебоксарска по работе с подростками и молодежью Р.Р. Шарафутдинова. Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. Каждый гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Роза Шарафутдинова рассказала о криминальной ситуации в городе, подробно остановилась на правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, дала рекомендации по поводу того, как вести себя в критических ситуациях. Также ученики узнали, какую уголовную и административную ответственность несут дети и их родители за совершение противоправных действий. К правовому часу была подготовлена выставка "Ваши права". Хочется надеяться, что прошедшее мероприятие поможет ребятам не совершать противоправных поступков.
Присутствовал 21 человек.

Информацию подготовила библиотекарь Наталия Александрова.

10 декабря в библиотеке им. Н.И. Полоруссова-Шелеби провели беседу "Права человека - высшая ценность!", посвященную Всемирному Дню прав человека с учащимися 3 "Б" класса МБОУ СОШ № 3 (23 человека). К мероприятию была оформлена расширенная книжная выставка "Книга о правах человека". Эта беседа была направлена на создание условий для формирования у школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.
Ребята познакомились с историей создания и основными положениями международно-правовых документов о правах человека, рассмотрели случаи нарушения прав и способы защиты. Устный рассказ сопровождался слайд-презентацией. Больше узнать о правах ребёнка и закрепить полученные знания детям помогла интеллектуальная игра по правовым вопросам "Кто хочет стать миллионером?". Библиотекарь, подавая материал ярко и занимательно, в конце беседы-диалога подвела детей к понятию того, что все люди имеют равные права. Они получили полезные информационные буклеты "Телефон доверия", узнали о службе психологической поддержки, в которую можно обратиться в сложных жизненных ситуациях.

Информацию подготовила Ангелина Венедиктова.

8 декабря в детско-юношеской библиотеке для обучающихся 2 "Б" класса средней школы № 4 состоялась правовая азбука "Мои права и обязанности". Старший инспектор ОПДН Н.Н. Искандарова познакомила ребят с международными документами "Всеобщая декларация прав человека" и "Конвенция о правах ребенка", историей их появления и значением. Маленький зеленый человечек из одноименной книги А. Усачева разъяснил маленьким гражданам значения слов "права" и "обязанности". Обучающиеся знакомы со многими своими правами: право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. Однако у ребенка есть и много обязанностей, связанных с учебой, отношением к родителям и окружающим. Было отмечено, что с возрастом потребности ребенка меняются, становятся разнообразнее и сложнее, соответственно, и круг обязательств также увеличивается. В "Литературно-правовой викторине" присутствующие вспомнили о правах сказочных персонажей: Золушки, Буратино, Маугли, барона Мюнхаузена и др. Приняли участие в играх "Если бы директором был я", "Закончи предложение" и др. Затем рассматривали ситуации из школьной и повседневной жизни, из которых нужно выйти достойно и порядочно. Надежда Искандарова ответила на многочисленные вопросы обучающихся. В ходе мероприятия дети читали стихотворения В. Коркина, В. Суслова, были использованы аудио- и видеофрагменты. В завершение мероприятия был сделан вывод, что в коллективе и обществе жить хорошо, когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права. Присутствовал 21 человек.

8 декабря в детско-юношеской библиотеке состоялась беседа-диалог "Есть о чем подумать". Учащиеся 7 "Б" класса МБОУ "СОШ № 3" встретились со старшим инспектором подразделения по делам несовершеннолетних Искандаровой Ниной Николаевной.
Ребята познакомились с историей праздника и Конвенцией о правах ребенка. Нина Николаевна рассказала о том, что интересуясь своими правами, человек не должен забывать об обязанностях. Приводила примеры, когда простое предупреждение для подростков не останавливало их от дальнейшего нарушения закона, и какие последствия это имело для них и их семей. Присутствующие обсудили ситуации, касающиеся уважения к правам другого человека, сверстника.
Ребятам были рекомендованы книги серии "Детям о праве", книга Андрея Усачева "Приключения маленького человечка: Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых" и др.

На мероприятии присутствовало 22 человек.

6 декабря в детско-юношеской библиотеке состоялась электронная игра "Внимание! Это правонарушение!". Мы - люди, и мы все равны, а значит, у нас у всех одинаковые, равные права. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой официально были узаконены все права людей. Однако иногда школьники забывают об этом, думая, что преступить закон - значит быть сильным. Присутствующие узнали, что уголовная ответственность наступает с 14 лет. Предусмотрены и виды наказаний для несовершеннолетних, согласно Уголовному кодексу РФ. В ходе электронной игры ребята участвовали в викторине "Знаешь ли ты закон?", конкурсе "Добро побеждает зло", разбирали возникающие в школьной и повседневной жизни ситуации. Например, подросток разбил окно в коридоре, играя с мячом, украл личные вещи из школьной раздевалки, оскорбил и избил одноклассника и др. Также участники мероприятия работали с толковым словарем, определяя значение слов "правоспособность", "потерпевший", "свидетель" и др. В завершение присутствующие сделали вывод, что каждый маленький и взрослый гражданин ответственен за свои поступки. Присутствовало 14 человек.

Информацию подготовила Алина Флоренцева.

Государственное учреждение культуры Ярославской области

«Ярославская областная универсальная научная библиотека

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ЕДИНОГО ДНЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

В БИБЛИОТЕКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

правовых знаний в библиотеках Ярославской области / Департамент культуры

Ярославской области; ЯОУНБ им. ; сост. ; под ред. . – Ярославль, 2011. – 24 с.

© ЯОУНБ им.

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?

2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем библиотекарь подводит итог: Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция - это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути. Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Правовые игры ‑ наиболее удачная форма подачи материала (см. прил. 4). Варианты таких игр библиотекарь может разработать самостоятельно или найти в профессиональной литературе (см. список книг и материалов).

В заключение подчеркнем, что успех работы по правовому информированию граждан зависит от качественно сформированных информационных ресурсов библиотеки. Общедоступная библиотека является сосредоточением значительной части ресурсов по правам человека. Кроме того, библиотека предоставляет услуги по информационному сопровождению прав человека. Содержание услуг включает в себя:

1. Комплектование фондов источниками по правам человека;

2. Предоставление полной информации о составе библиотечных фондов по правам человека через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

3. Оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации по правам человека;

4. Обеспечение оперативного доступа получателя к информационным ресурсам по правам человека;

5. Предоставление во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;

6. Предоставление информации о возможности удовлетворения запроса пользователя с помощью других библиотек;

7. Проведение мероприятий культурно-просветительного характера в сфере прав человека для различных категорий граждан.

Мы надеемся, что одним из таких мероприятий, ежегодно проводимых библиотеками, станет День правовых знаний, приуроченный к 10 декабря ‑ Дню прав человека.

Приложения

Приложение 1.

Программа проведения Дня правовых знаний

Ярославская областная универсальная научная библиотека имени, Рыбинская городская библиотека им. Ф. Энгельса, Избирательная комиссия Ярославской области, Пенсионный фонд РФ по Ярославской области проводят

Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции , было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.

Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законо­дательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.

Поэтому так важно широко информировать как взрослых, так и детей во всех странах о принципах и положениях Конвенции. Не случайно ООН объявила десятилетие (с 1995 по 2004 год) десятилетием преподавания прав человека. Естественно, это относится и к правам ребенка.

Приложение 3

Всеобщая декларация прав человека

Генеральной Ассамблеей

Организации Объединенных Наций

Всеобщая декларация прав человека ‑ первый универсальный международный акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть обеспечены каждому человеку на земле. Декларация стала также первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека, куда помимо нее вошли еще два международно-правовых акта, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (с первым Факультативным протоколом к нему и с принятым Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 г. вторым Факультативным протоколом). В июне 2008 г. на восьмой сессии Совета по правам человека в Женеве был одобрен Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Ожидается, что к 60-летию Всеобщей декларации этот документ будет принят Генеральной Ассамблеей ООН, после чего государства смогут приступить к его подписанию.

Специалисты в области прав человека подсчитали, что из примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации 1948 г. и (или) закрепленных в соответствующих международных пактах 1966 г., около 40 воспринято Конституцией РФ. Но и те права и свободы, которые прямо не провозглашены в ней, обеспечиваются правами и свободами, закрепленными в тексте Основного Закона.

Идеалы и принципы Всеобщей декларации прав человека изменили характер международных отношений и наполнили содержанием стремление человечества к свободе и к достоинству. Человечество далеко продвинулось по пути, предначертанному Декларацией.

Вместе с тем, как отмечено в выступлении Верховного комиссара ООН по правам человека Луизы Арбур по случаю начала кампании, посвященной 60-летию Всеобщей декларации прав человека, несмотря на признание прав человека в законах и в обязательствах государств, в любой стране мира и в XXI в. можно обнаружить вопиющие пробелы в практической реализации стандартов в области прав человека. По-прежнему распространены злоупотребления, дискриминация и неравенство. Данные явления могут даже усугубляться вследствие возникновения новых видов угнетения, насилия, экономического и социального неравенства.

«Для многих судебных систем, ‑ отмечает Луиза Арбур, ‑ характерны нехватка профессионализма или застарелая практика запугивания людей и подчиненности властям, что не позволяет привлечь к ответственности виновных в нарушении прав человека и не дает их жертвам полноценной возможности добиться справедливости».

По данным Доклада Amnesty International-2008, спустя 60 лет после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека люди по-прежнему подвергаются пыткам и жестокому обращению не менее чем в 81 стране мира, несправедливые судебные разбирательства проводятся по меньшей мере в 54 странах и как минимум в 77 странах гражданам не позволяют свободно высказываться.

Разработка и содержание Всеобщей декларации.

Уже разработка Всеобщей декларации прав человека, проходившая в непростой дипломатической борьбе, показала сложность обсуждаемых проблем и противоречивость позиций различных групп государств.

Западные державы ориентировались на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласившие естественный характер основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому с момента рождения. Названные документы содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны первоначально возражали против включения в разрабатываемый проект прав социально-экономического характера.

Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., настаивала на включении в проект широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве каждого народа и каждой нации на самоопределение, равенству прав каждого народа и каждой национальности в пределах государства. В то же время Советский Союз абсолютизировал принцип суверенитета государства и возражал против включения во Всеобщую декларацию таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать свою страну и возвращаться в нее (и ряда других прав). Особую позицию занимали развивающиеся государства. Однако и среди них часто возникали разногласия. Это прежде всего было характерно для позиции исламских государств.

Советский Союз выступал против признания естественного, прирожденного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать такие естественные права. Подход СССР носил позитивистский характер, основанный на том, что свои права каждый человек получает исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как «свобода», «справедливость», «принципы справедливости», «политический, экономический и социальный прогресс», «равноправие и равенство» и т. д.

Советский Союз считал, что нет свободы вообще, так же как и равенства и демократии, а признание частной собственности означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.

Несмотря на принципиально различную оценку и трактовку важнейших социально-политических категорий, государства ‑ члены ООН разработали Всеобщую декларацию прав человека, а затем приняли ее. Каким же образом им удалось достигнуть согласия по этим вопросам? При разработке и принятии Всеобщей декларации, как и многих других документов в области прав человека, государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержания многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений. Эти понятия трактовались с различных позиций, однако в их определение вкладывался и общедемократический и общечеловеческий смысл, приемлемый для всех. С одной стороны, Запад считал, что социальный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на путях рыночной экономики, ее развития и укрепления, а Советский Союз исходил из необходимости ликвидации для этого капиталистического общества и построения социализма и коммунизма. С другой ‑ страны с разными общественными системами признавали, что основные права и свободы могут быть обеспечены путем развития социального прогресса в рамках существующего строя. Во многих случаях договаривающиеся стороны исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека. Особенно это было характерно для позиции развивающихся государств.

Различные (а зачастую и противоположные) позиции Запада, социалистических и развивающихся стран при обсуждении Всеобщей декларации прав человека привели к тому, что многие статьи этого документа (всего в документе 30 статей) носят общий характер и не имеют точных границ.

В то же время отдельные статьи Всеобщей декларации вполне конкретны и напоминают положения конституций и законодательных актов различных стран мира, поскольку, формулируя свои предложения, многие государства фактически использовали нормы национальных конституций и иных законодательных актов.

Как было уже отмечено, после тщательной разработки и длительного обсуждения отдельных статей Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 г. Дата принятия Всеобщей декларации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой являлся известный французский ученый Рене Кассен, провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. В то же время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридических обязательных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются в процессе заключения новых международных соглашений, что свидетельствует о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.

Принятая в 1948 г. в качестве «стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства», Всеобщая декларация в настоящее время является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Как подчеркивается в одном из исследований, «не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием». Так, в Бельгии, Нидерландах, Индии, Италии, США, Шри-Ланке положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды названных стран. В ряде постановлений Конституционного Суда России также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обоснование вынесенных им решений.

Большинство государств рассматривает Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых стали «jus cogens». Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что некоторые страны не являются участниками многих международных соглашений в области прав человека. Однако они обязаны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека.

Приложение 4

Библиотечный урок по Конвенции о правах ребенка

(для 5-7 классов)

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.

Задачи урока: передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.

Ход урока:

Разминка: игра «Мы разные». Библиотекарь предлагает поднять руки тем, кто считает себя:

· внимательным;

· общительным;

· свободным;

· счастливым.

Библиотекарь: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Продолжение разминки: - Кто из вас знает такой документ, как Конвенция о правах ребенка?

Библиотекарь: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, со­держащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей, один из которых содержится в статье 6 Декларации: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности...».

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

1. Что такое права человека?

2. Какие права есть у вас?

3. Достаточно ли прав у детей?

4. Можете ли вы добиться, чтобы ваши права уважали?

5. Какие права вы считаете главными для человека?

6. Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Какие?

7. Какие из ваших прав чаще всего нарушаются?

8. Чтобы вы сделали для защиты прав других людей или своих?

Работа с текстом Конвенции о правах ребенка:

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Вопросы к учащимся:

1. Что удивило вас в отношении возраста детей?

2. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Вопросы к учащимся:

1. Какие права ребенок приобретает сразу же после рождения?

2. Что такое гражданство?

Аналогичным образом идет знакомство с основными положениями Конвенции.

В заключение можно обсудить с ребятами следующие вопросы:

1. На кого Конвенция возлагает ответственность защищать интересы ребенка? (на государства-участники).

2. При каких обстоятельствах (если это вообще допустимо) могут быть ограничены права и свободы ребенка? (Эти ограничения необходимы для: А. Для уважения прав и репутации других лиц. Б. Для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения).

3. Как выглядит ваша реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?

Приложение 5

Игра, посвященная Дню Защиты прав человека ‑ 10 декабря

(старший школьный возраст)

Цели игры:

Воспитательные – пропаганда идеи народовластия, развитие чувства патриотизма на примере Конституции России, развитие чувства интернационализма на примере международных документов о защите прав человека и ребенка.

Развивающие – развитие способности работать в команде, оперативно мыслить, четко излагать свои мысли, научить практически применять усвоенные знания.

Организационная часть игры

Ребята делятся на команды, их количество должно варьироваться в количестве от 2-х до 5. Команды выбирают себе капитана и придумывают название. Оформляется зал. На стенах размещаются плакаты с символикой страны, символом Конституции России; организуется «табло» для отображения счета игры. Все ребята должны ознакомиться с правилами игры заранее, но в начале игры ведущий напоминает их. Команды получают экземпляры Конституции России на каждую команду, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека.

Правила игры

Ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течении 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные» ответы. Затем он произносит правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло. При правильном ответе на вопрос команда получает один балл. В скобках записывается рейтинг вопроса – число команд, которые не ответили на вопрос. Игра продолжается, задаётся следующий вопрос. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков), награждается памятными грамотами победителей, именными дипломами. В случае если одинаковое число баллов набрали две команды, для выявления победителя учитывается суммарный рейтинг всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила. Проигравшая команда получает поощрительные призы.

Вопросы I тура

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? ‑ В 1948 году.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.

3. Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября ? – Это дата принятия Всеобщая Декларация прав человека.

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.

5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – В 1989 г.

7. Кто является ребенком по определению Конвенция о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.

8. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.

9. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря .

10. Как называется вступительная часть к Конституции? ‑ Преамбула.

11. Сколько субъектов в РФ? – 89.

12. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина в ? – Во II-й главе.

13. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

14. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.

Вопросы II тура.

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

1) Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

2) Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?

(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний).

3) Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

4) Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?

(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).

5) Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т. д.).

Ведущий подводит предварительные итоги.

Продолжение 2 тура.

Ведущий : Попробуйте разобраться в ситуациях, используя Конвенцию о правах ребенка.

Ситуация №1 .

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном? – Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут.

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы неумелый...

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Нельзя, чтобы пострадала репутация других людей. (Ст. 13 Конвенции).

Ситуация №3.

Мама – Сынок, я ухожу, убери в своей комнате, вымой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме такой беспорядок...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители.

Список книг и материалов

1. Конституция Российской Федерации. Любое издание.

2. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. ‑ М. : Юридическая литература, 1990. ‑ С. 14-20.

3. Конвенция о правах ребенка: Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. ‑ 1990. ‑ №45.

4. Закон ЯО от 01.01.2001 N 50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области»: Принят Ярославской областной Думой 29.09.2009 // Документ-Регион. 2009. ‑ N 15, 13 октября .

5. Албегова человека / , ; Обществ. орг. яросл. обл. «Социум». ‑ Ярославль: [б. и.], 2005. ‑ 174 с.

6. «Детская конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / коммент., советы и рекомендации, . ‑ М. : Рос. газ., 2005. ‑ 192 с. ‑ (Библиотечка «Российской газеты»).

7. Защита прав ребенка: интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. – М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

8. Защита прав ребенка (руководство для преподавателя) : интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. ‑ М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

9. Морозова преподавания права в школе / Рос. фонд правовых реформ, Проект «Правовое образование в школе». ‑ М. : Новый учеб., 2002. – 219 с.

10. Никитин ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. ‑ М. : Дрофа, 2000. ‑ 96 с.

11. Первые шаги: Начальный курс обучения правам человека: учеб. пособие / Е. Потемкина и др. ‑ М.: Права человека, 2003. – 215 с.

12. Права человека: учебник для вузов / Комиссия по правам человека при Президенте Рос. Федерации, Ин-т государства и права РАН. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.

13. Права человека: История, теория и практика: [Учеб. пособие] / ; Отв. ред. . ‑ М. : Руслит, 1995. – 302 с.

14. Ребенок под защитой закона: Методические рекомендации по организации цикла книжных выставок / Централизованная библиотечная система города Ярославля, Центральная библиотека имени. ‑ Ярославль, 2010, ‑ 16 с.

15. Савина человека. Информационная поддержка в библиотеке: учебно-методическое пособие. ‑ М. : Литера, 2010. ‑ 208 с.

16. Сборник олимпиад: Экономика, право, предпринимательство, основы потребительских знаний / Мин-во образования РФ, Государственный ун-т - Высшая школа экономики. ‑ М. : МПА-Пресс, 2002. – 111 с. ‑ (Приложение к журналу «Экономика в школе» ; вып. 1).

17. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 286 с.

Ресурсы Интернет

1. http://www . ***** - Уполномоченный по правам человека РФ.

2. http://wvvw. un. org/russian - Организация Объединенных Наций.

3. http://www. hro. оrg - портал «Права человека в России».

4. http://yhrm. ***** - Молодежное правозащитное движение.

5. http://www. *****/index. htm - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени.

6. http://www. ***** - информационно-правовой ресурс для детей

7. http://school-sector. *****/prava - Программа «Права и дети в Интернете»

8. http://www. ycentre. org - Молодежный центр прав человека (Москва)

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

— Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)

— Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

— О каких принципах прав человека я упомянула? Что означает слово «принципы»? (права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)

— Какими правами обладает человек?

— Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?

— Какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

— Что это за организация?

— В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

— В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс — Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.

— Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Декларация — это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.

По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Что Вы знаете об правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)

Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?

Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».

Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.

В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)

Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»?

«Конкурс знатоков права»

ЗАДАНИЕ 1.

Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:

1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;

2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;

1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;

3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ:

ПРАВА: 1,2,4,6,7,10

ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ - НЕ МОЖЕТ»

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

  1. купить мотоцикл
  2. продать мотоцикл
  3. прогулять стипендию с друзьями
  4. заложить в ломбард свои золотые сережки
  5. продать свой CD-плеер
  6. открыть счет в банке
  7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
  8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
  9. быть председателем кооператива
  10. вступить в брак
  11. работать по трудовому договору
  12. обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 4. «НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.

ВОПРОСЫ:

Какое правонарушение совершили ребята?

К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

Будет ли мере наказания одинакова для всех и почему

ОТВЕТЫ: 1.мелкое хулиганство; 2. административная ответственность; 3. мера наказания будет разной. Хисмеев понесет ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности

Подведение итогов игры.

«Права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх