Молитва на освящение пищи мирянами. Прасад или как правильно освящать пищу в христианстве и ведической культуре

Это очень важный «ритуал», который Женщина может и должна обязательно использовать во Благо своей семьи – от этого меняется и сама атмосфера за столом, и ощущение после еды. Разные традиции делают это по-разному. Кто-то ставит пищу на алтарь и молится, а потом садится за стол. Кто-то начинает обед с молитвы. Способы могут быть разные – главное суть.

Просто представьте, что к вам на обед приглашен особый Гость. Очень уважаемый и любимый человек. Как тогда происходит приготовление пищи? Очень воодушевленно, активно, стараешься сделать все вкусно, разнообразно и красиво. А кроме того – учесть его вкусы. Все то же самое, только ваш Гость – невидим. И это – Господь. Вот и вся суть ритуала. Готовить важно с Любовью и удовольствием.

Освященная пища имеет очень сильное влияние на разум – она способна очищать его и усиливать. Она же укрепляет связь с Высшим началом и пробуждает желание быть ближе к Нему.

Освящение пищи имеет некоторые правила:

  • Приготовление на чистой кухне
  • Освящать только вегетарианские блюда (это правило для ведической традиции)
  • Готовить с чистыми мыслями и сердцем
  • Не пробовать во время приготовления
  • Сперва предложить Богу (в отдельной красивой тарелочке на алтаре, которая покупается именно для этих целей и не используется более не для чего! В идеале использовать нужно металлическую посуду.)
  • А потом уже добавить «прасад» (освященную часть еды) в общую кастрюльку и разложить по тарелкам и созвать домашних

Когда не хватает времени или сил для полной процедуры, можно хотя бы помолиться перед едой. Даже это меняет настроение и ощущение во время трапезы.

Обязательно важно «освящать» хотя бы мысленно ту еду, которую Вы едите вне дома (например, произнеся молитву над ней и предложив ее сначала Богу). Это снимает максимально негативное влияние энергии других людей, кто ее готовил и их умонастроения.

Выдержка из лекции М.Полонски об Освящении пищи:

Самый большой секрет в том, что еда должна быть освящена. Тогда она становится не просто едой, она становится лекарством.Энергия, которая закладывается туда, она способна очищать тонкое тело. Освященная еда — это тайное оружие женщины.

«Если вы знаете, как это делать, то эта еда превращается в оружие, еда превращается в лекарство, т.е. вы лечите тонкое тело всей семьи, и вы тогда очень могущественная женщина.

Поскольку обязанность женщины готовить еду, то я обращаюсь к женщинам, но мужчины тоже могут, если им надо.

Итак, берется еда, которую вы готовили в кастрюле, на медленном огне. Желательно всегда готовить на медленном огне, медленный огонь всегда самый вкусный. И когда еда готова, во время приготовления еды ее не пробуйте.

Так вот еда не пробуется, и после того, как вы приготовили еду, вы кладете ее в специальную тарелочку. Эта тарелочка должна не использоваться ни для каких других целей кроме как для освящения. Потому что, как и у посуды, и у еды – у всех есть тонкое тело. Вот эта тарелочка должна быть абсолютной новой и чистой, красивой. Самой красивой тарелочкой в вашем доме. Ее можно купить отдельно. Если, допустим, вы готовите много блюд, можно много маленьких тарелочек, они не должны быть большие, чем блюдце. И вы можете поставить на поднос много тарелочек. Если вы, допустим, приготовили 10 блюд, от каждого блюда вы ставите тарелочку.

Затем вы подносите это к алтарю домашнему, если у вас есть алтарь, но хотя бы одна икона или изображение Бога обязательно в доме должны быть.

К какой религии вы относитесь – это ваше дело. Принцип ведический он подходит ко всем религиям, если вы – христианин, пусть это будет христианская икона. Если вы ведами занимаетесь – там может быть изображение ведического Бога.

И вы подносите к алтарю или где у вас находится икона, ставите перед этой иконой или изображением.

В Ведах есть специальная мантра, ведическая.

Она состоит из таких 4-х четверостиший.

Эта мантра, она, она читается быстро, и во время чтения колокольчиком звонят, потому что колокольчик привлекает благоприятное влияние. Колокольчик лучше металлический.

А если вы не ведическую мантру хотите использовать, есть специальная христианская молитва тоже для еды. Я не знаю как она точно звучит, но я знаю точно, что она есть.

Я уверена, что в любой религии это есть. Это очень возвышенная практика.

Сначала предложить еду Богу, который нам ее дал. И в этот момент, когда вы предлагаете еду Богу, читаете эту мантру или молитву, оставляете ее на 10-15 минут, в крайнем случае, если вы уж очень спешите, ну хотя бы на 5 минут, ну, дайте покушать ему, тому, кто, в-принципе, нам всю эту еду дал. И оставляете. И если эта сделана была с любовью, т.е. вы готовите с любовью для того, кто в-общем-то нас обеспечил всем. То тогда в течение этих 10-15 минут после того, как он попробует эту еду, эта еда становится нектаром. Этой едой можно лечить других людей, т.е. это, это в прямом смысле этого слова. Эта еда становится, энергия этой еды становится очень возвышенной, чистой, и через 10-15 минут вы можете просто забрать эту тарелочку и остаток, вернее то, что в ней находится, положить обратно в кастрюлю. И после этого раздавать.

Значит, ложку, которую вы предлагаете – желательно тоже, чтобы была такая чистая. Вы с этой тарелочки никогда не едите.

Это ваш самый главный гость в доме, это – Бог. И если вы ему даете с любовью, то, соответственно, вы и получаете в тысячу раз больше.

И точно также как гостю вы самое лучшее предлагаете.

То же самое для Бога это должна быть еда, она должна быть приготовлена из самых хороших продуктов, из чистых.

Если еда освящена, то желательно ее после этого не выкидывать. Если даже вы не доели, лучше отдать птичкам, животным. Допустим, если в кастрюле осталось, можно угостить кого-то, но еду желательно никогда не выкидывать, вот просто так в мусорное ведро. Ну, понятно, если она там скисла или что-то случилось – это другое дело. Это очень неблагоприятно.

Кроме этого, очень хорошая практика – обязательно кого-то угостить. Т.е. это залог того, что вы никогда не будете голодать. Потому что для очень многих людей чувство безопасности – это когда у них всегда есть что-то покушать. Это нормально, это для человеческой психики нормально.»

Молитвы для освящения пищи

Молитва для предложения пищи в христианской традиции
(На благословение пищи и пития мирянам)

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами.
Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки.
Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Ведическая мантра подношения пищи (читается три раза каждый куплет):

Намо Ом Вишну падайя
Кришна прештайя бхутале
Шримате бхактиведанта
Свамин ити наминэ

Намастэ сарасвати дэвэ
Гаура Вани прачаринэ
Нирвишеша-шуньвади
Пашчатья деша таринэ

Нама маха ваданьяйя
Кришна према прадайа те
Кришнайя Кришна Чайтанья
Намнэ гаура-твише намах

Намо брахманья-девайя
Го-брахманья-хитая ча
Джагад-дхитайя кришнайя
Говиндайя намо намах

Хари Кришна Хари Кришна
Кришна Кришна Хари Хари
Хари Рама Хари Рама
Рама Рама Хари Хари

А также есть «универсальная версия»:

Ом Шри Вишну — 3 раза

Предложение пищи в славянской традиции

Род Небесный, Прародитель!
Ты Родов всех Покровитель!
Помяни моих предков! Кои в Сварге Твоей Светлой!
Ныне и присно и от Круга до Круга!
Тако быть, тако еси, тако буди!

Для мусульманок подойдет молитва над едой:
بسم الله الرحمن الرحيم‎‎

«Бисмилляхи Рахмани Рахим»
«Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного»

«В «Бисмилляхи» содержатся имена Аллаха. Аллах непосредственно указывает на то, что всё начинается лишь по желанию и по воле Всевышнего. Рахман – это Его атрибут, который указывает на то, что лишь Аллах сохраняет дело невредимым и существующим, а Рахим – тоже Его атрибут, который посредством милости Аллаха позволяет человеку извлечь выгоду из данного дела. Поэтому всем деяниям, которые начаты с молитвы «Бисмилляхи Рахмани Рахим» будет дарован Баракят и благословение Всевышнего.» (с)

Подождите 5-10 минут (для пищи из зернобобовых ждать надо немного дольше) , пока Господь освятит Вашу пищу.

Пальмовое масло – вездесущая отрава под видом еды Откуда оно берётся Пальмовое масло получают несколькими способами. Первый – из пальмовых семян, оно называется косточковым пальмовым либо ядропальмовым. Его широко используют в косметологии и как лекарственное средство. Второй - получают из мясистой части плодов масличной пальмы. Оно используется для производства стеарина, при мыловарении, как материал для смазывания металлургического и иного оборудования. Сегодня оно также массово применяется в пищевой промышленности. Имеет красновато-оранжевый цвет, приятный запах, вкус ореха. Не смотря на способность усиливать вкус кулинарного изделия, пальмовое масло приносит вред здоровью. По статистическим данным, в год производится приблизительно 35 миллионов тонн пальмового масла. Самые крупные производители находятся в Малайзии, Индонезии. Улучшает вкус – засоряет сосуды Пальмовое и кокосовое масла содержат очень много насыщенных жиров. Такие жиры из растительных источников очень устойчивы к воздействию окружающей среды. Поэтому, продукты, в состав которых они входят, долго хранятся, не теряют вкусовые качества. Другими словами, это хороший консервант. Используя его, улучшается товарный вид продуктов, усиливаются вкусовые характеристики, увеличивается срок годности, уменьшается стоимость изделия. Но если для производителей это экономически выгодно, то для потребителей очень вредно. Диетологи объясняют, насыщенные жиры, содержащиеся в пальмовом масле вредны для здоровья человека. Пищеварительная система людей не приспособлена к такой пище. Употребление насыщенных жиров приводит к нарушению липидного обмена, повышению уровня холестерина, вследствие чего поражаются сосуды, происходят атеросклеротические процессы. Организм быстрее изнашивается и стареет. Раньше, считалось, что растительный маргарин полезнее сливочного масла. Но поскольку производители начали массово заменять оливковое, подсолнечное, кукурузное масла на пальмовое и кокосовое – маргарин стал опасным для здоровья. Пальмовое масло вредное для здоровья Во многих странах отказались от ввоза этого продукта и ограничили использование его в пищевой промышленности, так как его употребление наносит серьёзный ущерб здоровью граждан. Насыщенные жирные кислоты плохо растворяются в пищеварительной системе человека. Они, подобно пластилину, имеют способность откладываются на стенках сосудов, образуя атеросклеротические отложения, тромбы. Это провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, ожирения, болезни Альцгеймера. Кроме того, пальмовое масло – очень сильный канцероген. Поэтому, оно способно вызывать онкологические процессы. Вред пальмового масла также в способности вызывать некую зависимость. Оно усиливает вкус продукта, как бы, заставляет хотеть его ещё и ещё. Со временем лучше отказаться от полюбившихся блюд, как например, чипсов, гамбургеров, некоторых видов мороженого, сладостей, соусов, полуфабрикатов бывает очень сложно. Будьте внимательны к тому, что кушаете! Не ешьте продукты, которые наносят вред Вашему здоровью!

Зачем освящать пищу?

Каждый стремится к счастью и радости, а это можно достигнуть лишь контактируя с радостью и счастьем, что и наши предки не раз подчеркивали в народной мудрости прошлых веков сохранившейся в пословицах:

"С кем поведешься - от того и наберешься"
" Скажи мне кто твой друг - и я скажу кто ты "

И самый простой и эффективный способ получить общение с самой счастливой и радостной личностью, с Богом, - это с любовью готовить для Него пищу и с еще большей любовью Ему предлагать готовые блюда.

Более того, такая освященная пища, несет энергию Самого Бога, которая очищает от грехов человеческих, также как и лучи солнца уничтожают тьму и мрак.

Освятить - значит бескорыстно предложить Богу , или Кришне, что одно и тоже. А предлагать пищу Кришне очень просто, главное здесь — Ваше желание сделать приятное Богу от чистого сердца.

Итак, для этого желательно иметь тарелку и прочие столовые принадлежности, предназначенные исключительно для Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть новым и никто другой никогда не должен им пользоваться.

Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения — просто сказать: «Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту пищу».

Еще лучше, если тарелочка с предлагаемой пищей, будет стоять возле изображения Кришны. Например таких:

или

Помните , что истинная цель всего этого — выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для Кришны всю вашу любовь к Нему, и тогда Он примет ваше подношение. Если же у Вас есть колокольчик и им вы можете пользоваться, то это очень хорошая и полезная вещь во время предложения пищи Богу.

Неужели Ему нужна наша пища?

Бог самодостаточен. Ему ничего не нужно, так что это подношение — это один из способов выражения нашей любви к Нему и благодарности. Это точно также, как если Ваш ребенок (а мы - все дети Господа) принесет из лесу какую-то корячку и от чистого сердца с удивительной и задорной улыбкой, приподнеся ее Вам, скажет:

" Это Тебе, мой подарок. Видишь, какая она красивая"

Предложив Кришне еду, нужно в течение нескольких минут повторять мантру Харе Кришна:

Харе Кришна,Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама,
РамаРама, Харе Харе.

Затем прасад, что буквально означает «милость Господа», можно подавать на стол. Вся приготовленная пища считается теперь предложенной Кришне, но та, что непосредственно находилась на тарелке Кришны, особенно почитается и называется «маха-прасад». «Маха» на санскритском языке означает большой, огромный, маха-прасад - великая милость. И поэтому каждый должен, кроме всего остального, получить хотя бы чуть-чуть маха-прасада.

Попытайтесь оценить духовные качества прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего наслаждайтесь им!


Успехов!! и Удачи!!! Вам в построении самых сладких отношений с Господом.

священник В. Шумов

Предисловие архимандрита

Наш современник, подвижник благочестия, отец (+ 1949) оставил такое наставление: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.

Всё, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш…». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи…». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу.

Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило» [Старец иеросхимонах (Василий Николаевич Муравьев) (1885-1949), М., 1996. – с. 43,45.]. Эти мысли еще более актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, мы начинаем всё больше осознавать необходимость возрождения православных традиций, а с другой стороны, в обществе возросло действие демонических сил. Поэтому издаваемая до сих пор литература с рецептами блюд для православного христианина важна, но ещё более важна культура христианского приготовления пищи и благоговейного её вкушения. Для этой цели переиздается редкая ныне брошюра священника В. Шумова.

И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам… ()

В этих словах говорится о чуде, совершённом Спасителем в пустыне. Пять тысяч мужей, кроме жён и детей, стало быть всего 10 тысяч, слушали слово Спасителя о царствии Божием, слушали целый день и с таким наслаждением питались этою нетленною пищей, что забыли о пище вещественной, необходимой телу. Быть может, они сами и долго ещё не вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли к Спасителю и сказали: «Место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы он в соседних городах и сёлах купил себе хлеба». – «Вы дайте им ясти», – сказал Спаситель. Но что было дать, когда после строгого обыска, оказалось у всего народа только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Спаситель велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, эти хлебы и рыбы, и, преломив, дал ученикам; ученики же преподали народу. И дивное дело, – ели все и насытились, и даже оказался остаток, – собрано 12 коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было всё случившееся, но на самом деле.

Такова сила и могущество нашего Спасителя! В Его божественных руках слабое и немощное делается мощным, малое и ничтожное обращается в великое. Кто не узнает здесь Того, Который из праха сотворил человека, из ничего, единым словом Своим, создал мир? Так понял народ и это чудо, – он признал Божественного Чудотворца истинным Мессией и хотел поставить Его даже царем, но Иисус Христос уклонился от этой чести, потому что быть царем земным не входило в план божественного домостроительства о спасении рода человеческого. Царство Его не от мира сего.

В чуде Христовом для нас, между прочим, поучительно то, как Иисус Христос приступил к насыщению народа. «Воззрев на небо, благослови», говорит евангелист. Итак, обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом – молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе. И у нас есть благочестивый обычай пред вкушением пищи обращаться с молитвой к Богу. Не дорого ли для нас, что этот добрый обычай освящён примером самого Иисуса Христа? Но в наше время многие стали уклоняться от этого обычая. К чему и зачем, говорят, это делать? Это ничего не значащий обряд. Но походят ли на правду такие речи? Зачем, в самом деле, нужно молиться пред вкушением пищи и пития?

Представьте, что у вас есть вещь, подаренная вам вашим другом, благодетелем, любимым вами братом, отцом, матерью, сестрой или женой. Как вы обращаетесь с этою вещью? Когда увидите её или когда станете употреблять её, вы непременно вспомните того, кто подарил её вам, и если тот человек жив, вы пожелаете ему заочно доброго здоровья, а если умер – Царства Небесного. Точно так и здесь. Что такое пища, вкушаемая нами? Это дар Отца Небесного, подающего нам на всякий день без всяких со стороны нашей заслуг, единственно по Своей милости. Как же, садясь за стол, не вспомнить Того, Кто питает нас? Как не восчувствовать и не сказать пред Ним так: «Ничего, Господи, нет у нас нашего, всё от Тебя. Ты, о нас промышляя, посылаешь всё нужное для нашей жизни. Благослови же употреблять дар Твоей благости во славу Твою и с пользою для нас». Так мы должны исповедовать свою зависимость от Бога; так должны свидетельствовать, что чувствуем Его милости к нам. А что же делают те, которые не хотят молиться пред столом и после стола? Они не хотят признать себя в зависимости от Бога; они себе, своим силам приписывают то, что имеют; они таким образом как бы отнимают у Бога то, что действительно исходит от Него, являются гордыми, неблагодарными. А гордость и неблагодарность, вы знаете, какие тяжкие грехи. И в этих-то грехах виновны те, которые не следуют обычаю молиться Богу пред вкушением пищи. Но действительно ли от Бога дается нам пища? Непременно так. Труд земледельца никогда бы не увенчался успехом, если бы Господь в одно время не послал на его ниву дождь, в другое – теплоту солнечную. Да он не мог бы и трудиться, если бы Господь не даровал ему сил к трудам. Больной разве способен к чему-нибудь? И мы с вами разве имели бы когда что-нибудь, если бы одному из нас Он не дал хороших способностей душевных, другому – крепких сил телесных, третьему – средств к образованию себя, четвёртому – благодетелей. Иной живёт в больнице или богадельне, ест чужой хлеб – но и это всё от Бога. Это Он посылает людям слабым, бедным благодетелей; это Он влагает в сердца людей богатых желание помочь бедным, позаботиться об участи их; ради Него – во Имя Его оказывается и самая помощь. Значит, всё от Бога, свой ли, чужой ли хлеб мы едим. Значит, каждый, кто бы он ни был, должен молиться пред вкушением пищи и по вкушении.

Пищу мы вкушаем для подкрепления сил, для поддержания жизни телесной. Так, но всегда ли достигается эта цель? Вместо пользы от пищи не получается ли иногда вред? Вместо здоровья не приносит ли она иногда болезнь, даже смерть? Бывает нередко – садятся за столь здоровыми, а выходят больными. Потому-то, приступая ко вкушению пищи, и необходимо вознести молитву к Богу, чтобы на пользу, а не во вред нашему телу послужила вкушаемая нами пища, чтобы дух наш был весел после еды, а тело крепко и бодро. И поверьте, кто молится не машинально, не кое-как, а со вниманием и благоговением, тот при правильном, умеренном употреблении пищи получает желаемое. Такой человек через молитву испрашивает благословение на свою пищу, потому вкушает её с пользой для своего здоровья.

Молитва делает пищу не только полезною, но и приятною. При молитве и самое простое, неизысканное кушанье становится приятнее, сладостнее, чем роскошные яства богачей и сластолюбцев. Эту истину я поясню примером. Недалеко от Константинополя в глубоком безмолвии жил святой отшельник. Все почитали этого пустынника, и многие для пользы душевной посещали его. Однажды в одежде простого воина пришел к этому старцу римский император. При разговоре пришедший гость, увидал висящую на стене корзину с сухим хлебом. Ему захотелось вкусить этого хлеба. Старец очень этому обрадовался, принес деревянную чашку с водой, положил туда сухой хлеб и, помолившись, сел со своим гостем за трапезу. По окончании стола старец принес свежей воды и подал гостю. После трапезы гость открылся, кто он, и потом сказал: «Вот я и родился царём, и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такою приятностью, с какою ныне ел и пил у тебя. Как сладка мне твоя пища!» – «Мы, монахи, принимаем пищу свою с молитвой и благословением, оттого наше брашно, хоть и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны – им недостает услаждающего благословения Господня». Поймите из рассказанного, что значит молитва перед вкушением пищи.

Не следуйте, братие, тем, которые не молятся, садясь за трапезу. Такие люди в учители нам не годятся. Наверное можно сказать, что они и в другое время или никогда не молятся, или молятся, но мало, вообще холодны к молитве. Кто Бога помнит, Его любит, тот не может забыть о Нём при пользовании дарами Его, тот не постыдится вознести к Нему молитву, хотя бы с ним тут никто не молился. Помолясь Богу пред столом, и за столом будьте в молитвенном настроении, с мыслью о Христе и тут не расставайтесь, – так и думайте, что вот с вами Христос, невидимо присутствующий. Потому и за столом избегайте смеха, празднословия, неуместных рассказов, шуток. Если во время стола сильнее, чем в другое время, чувствуется потребность поговорить, то говорите степенно. Помните, что в других местах даже в молчании вкушают хлеб. Дай нам, Господи, на всякое время и на всяком месте питать в себе чувство страха Твоего, и тогда бы, что бы ни стали мы делать – пить или есть, или иное что творить, по слову Апостола, всё во славу Божию будем делать. Да будет с нами так.

Аминь!

Молитва перед вкушением пищи

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

На благословение пищи и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва на принятие просфоры и св. воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Издательство Московского Подворья

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В индийской ведической традиции есть практика освящения пищи. Освященной становится пища, предложенная Богу. Она благотворно влияет на здоровье человека и помогает очистить сознание.

Согласно Ведам, приготовление еды — одна из важнейших обязанностей женщины, и она должна знать, как с помощью пищи можно влиять на здоровье тела и разума. Считается, что еда питает не только физическое, но и психическое тело человека. Она должна быть наполнена любовью. А поскольку источник любви — это Бог, принято предлагать пищу Богу. Делается это в знак благодарности Ему за то, что Он заботится о нас и служит нам. Такая предложенная пища называется «прасад».

Приготовление и предложения прасада — это один из видов жертвоприношений, и очень важно понять его смысл. Мы предлагаем пищу не потому, что Бог нуждается в ней, а потому, что Он сам в «Бхагавад-Гите» объяснил, что для нас это способ обретения отношений с Ним. Веды говорят, что смысл жизни человека в материальном мире — восстановить потерянные отношения с Богом, вспомнить о Нем, полюбить Его и научиться бескорыстно служить Ему. Сложно любить того, кого не знаешь. И вот как раз для того, чтобы сблизиться с Богом, почувствовать связь с Ним, мы начинаем готовить для Него еду.

Ритуал предложения пищи Богу может соблюдаться последователями любой религии. В любой вере есть практика освящения пищи с помощью молитв, принесение пищи в храм для освящения. Ведическая традиция просто более детально описывает этот ритуал и предлагает совершать его дома каждому, при каждом приготовлении пищи.

Пища предлагается следующим образом.

Приготовьте блюдо. Оно может быть любым, главное, чтобы в составе не было мяса, рыбы, яиц. Во время приготовления пищу не пробуют, считается, что первым ее должен попробовать Бог. Готовьте в хорошем настроении, сосредоточьтесь на Боге, читайте про себя молитву или мантру. Наденьте чистую одежду, волосы заплетите или спрячьте под косынку Еще лучше — полностью омыться перед приготовлением еды, как минимум — вымыть ноги, руки, лицо, промыть глаза и прополоскать рот. Во время приготовления держите кухонные поверхности чистыми. Если вам пришлось дотронуться до мусорного ведра или до животных — вымойте руки.

Когда блюдо будет готово, положите немного на маленькую тарелочку, приготовленную специально для этой цели, и поставьте ее на алтарь рядом с изображением Бога. Это может быть не только изображение Кришны, но и образ Святой Троицы или Иисуса Христа, можно предлагать пищу святым. Прочитайте мантру «Харе Кришна» или любую другую молитву, прося Бога принять эту пищу, поблагодарите Его. Через 5−10 минут выложите пищу обратно в кастрюлю, где она готовилась, и разложите в тарелки уже для тех, кто будет кушать. Предложенная пища насыщается энергией Бога, приобретает необыкновенный вкус и силу менять сознание тех, кто ее ест. После предложения, вымойте сначала ту посуду, в которой был предложен прасад, и лишь затем приступайте к еде.

Прасад нельзя выбрасывать, остатки нужно либо доесть самим, либо отдать животным.

В «Бхагавад-Гите» Господь сказал, что с радостью примет любое подношение, сделанное Ему с любовью. Поэтому в процессе приготовления прасада самое главное — помнить о Боге, с любовью готовить для Него. Даже если вам трудно выполнять все описанные выше требования, все равно предлагайте пищу. Нет возможности вымыться полностью — просто помойте руки, нет возможности поставить пищу на алтарь — предложите ее Богу в уме. Ваша искренность важнее ритуалов.

Подробнее о ведической практике предложения пищи вы можете прочитать в книгах «



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх