Наука и образование в первой половине XIX века. Наука и образование в первой половине ХIХ века

В небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала политика просвещенного абсолютизма, которой придерживался .

Образование первой половины XIX века

Университеты, гимназии, школы. В первой половине XIX в. в России был один университет — Московский. Согласно указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В 1804 г. был открыт Казанский университет, а в 1805 г. — Харьковский. В 1819 г. начал действовать Петербургский университет и в 1834 г. — Киевский. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

Царскосельский лицей на рисунке XIX века.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки дипломатов, направляемых в восточные страны.


Иллюстрация. Лазаревский институт восточных языков

К началу XIX в . в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это сделано было не сразу. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий дошло до 77. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернерами обычно были французы или немцы. Оставшиеся в России солдаты и офицеры «Великой армии» воспитали целое поколение русских дворян.

Продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (прежде всего Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но единой системы начального образования не было. Однако значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди дворян). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Русская наука в XIX веке

Наука. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) создал новую, неевклидову геометрическую систему.


В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый — Николай Николаевич Зинин (1812 — 1880). Ему удалось осуществить синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. Прежде его добывали из индиго, растущего в южных странах. Зинин же получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761 —1834) показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда в разреженном газе для освещения и для плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801 — 1874) построил электродвигатель. Изучая электрохимические процессы, он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799 — 1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных астрономов об устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793 — 1864). Он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810 — 1881) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Нелегко было ему наблюдать страдания раненых — он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. он представил в Академию наук сообщение о своих операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе не хватало не только эфира, но порой и бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.


Первая половина XIX века — время становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766 — 1826) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он понял всю ответственность своей задачи и за несколько лет упорного труда добился крупных успехов. Первые 8 томов его вышли в 1816 — 1817 гг. Последний, 12-й том — в 1829 г. Автор успел довести изложение до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, просвещения — с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. С помощью психологического анализа их действий он объяснял исторические события. имела огромный успех в обществе и неоднократно переиздавалась.


«История Государства Российского»

Основоположником русского китаеведения стал монах Иакинф Н. М. Карамзин (Н. Я. Бичурин, 1777 — 1853), родившийся в семье диакона в чувашском селе в Казанской губернии. В 1807 г. его назначили начальником православной духовной миссии в Китае. Здесь он обрел главное дело своей жизни. На другой же день по прибытии в Пекин Иакинф начал изучать китайский язык. Словарей и учебников у него не было — их еще предстояло создать. Русский монах бродил по улицам, заходил в лавки, бывал на ярмарках и всюду спрашивал, как называется тот или иной предмет, просил изобразить на бумаге иероглиф. После каждой прогулки он возвращался с небольшим приобретением. Так составлялся китайско-русский словарь. На пятый год Иакинф начал переводить китайские тексты.

После 14-летнего пребывания в Китае ученый монах вернулся на родину. В последующие годы он написал ряд капитальных трудов по истории и экономике Китая («Статистическое описание Китайской империи», «Китай в гражданском и нравственном состоянии» и др.).

1. Приходские школы для детей крестьян; первой половине XIX века дальнейшее развитие получили образование и просвещение. Основой развития системы образования стала реформа 1803 г. Учреждались следующие типы учебных заведений:

2. Уездные училища для горожан;

3. Губернские гимназии для дворянских детей;

4. Университеты.

Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов.

Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения. Кроме Московского университета были открыты университеты в Казани, С.-Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи - Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе. Это были в основном дворянские учебные заведения. В университеты же с каждым десятилетием все больше поступали разночинцы. Таким образом, в начале XIX века количество университетов в России увеличилось. Однако в них обучалось всего лишь 4 тысячи студентов.

Российские университеты стали заявлять о своих научных изысканиях.

В XIX веке Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий выглядит весьма внушительно.

- Математика.

В области математики: Н.И. Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии , совершив переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида . Геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию (1893 г.) со дня его рождения пришло широкое признание его трудов, была учреждена международная премия его имени.

Почти 19 лет Лобачевский возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.

А.А. Марков, М.В. Остроградский - занимались теорией вероятности .

- Астрономия.

Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве . Работы по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве.

Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний.

Первым профессором астрономии Казанского университета был И.И. Литтров , который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М. Симонов , участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма . В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.


- Развитие физики.

В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внес В.В. Петров . Он создал ряд физических приборов и открыл электрическую дугу , нашедшую широкое практическое применение; Э.Х. Ленц сформулировал правило, определяющее направление индукционного тока ; Б.С. Якоби сконструировал несколько электродвигателей. В 1840-1850-х гг. Б.С. Якоби занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.

Инженер П.Д. Шиллинг раньше американского изобретателя С. Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург - Царское село; инженеры - механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге; инженер-металлург П.П. Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали.

- Прогресс в химии.

Менделеев установил Периодический закон химических элементов.

В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П. Зинин и К.К. Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и др. Его открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений.

Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки - в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов , открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.

- Медицина.

Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов , основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Н.В. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

- История.

Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории. Н.М. Карамзин создал 12-томную Историю государства Российского; С.М. Соловьев написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах; В.О. Ключевский написал «Курс русской истории».

- Языкознание.

Значительных достижений добилось языкознание. В.И. Даль в течение 50 лет трудился над составлением «толкового словаря живого великорусского языка».

- Философия.

XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. В ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений. Крупные фигуры: П.Я. Чаадаев , И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Владимир Соловьев .

- География.

Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.

Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гг.) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка. Ф.Ф. Белинсгаузен и М.П. Лазарев возглавили кругосветную экспедицию (1819-1821 гг.), открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. В 1845 г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их. Научные исследования редко субсидировались российскими предпринимателями, как в Европе.

Материальным и моральным вознаграждением труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией наук Демидовской премии (с 1831 г.) за опубликованные труды по науке, технике, искусству.

В первой половине XIX века продолжается развитие просвещения. До начала XIX века личные библиотеки в России были достоянием титулованной аристократии. Постепенно чтение стало не просто модой, а насущной потребностью.

В первой половине XIX века центрами культурной жизни образованного общества стали салоны. Некоторые дворянские дома стали превращаться в литературные салоны, привлекавшие видных писателей, журналистов, ученых, художников. В Петербурге широкую известность имели салоны А.П. Хвостовой и А.О. Смирновой , в Москве - А.П. Елагиной , в Казани - А. Фукс .

Средством распространения просвещения среди населения стали публичные лекции университетских преподавателей. Они были разнообразны по тематике. Инициатива в организации публичных лекций принадлежала Московскому университету. В 40-е годы XIX века широкое общественное звучание приобрели лекции Т.Н. Грановского по всеобщей истории.

В целом развитие образования, просвещения и науки в первой половине XIX века достигло впечатляющих результатов.

Начало XIX в. - время культурного и ду-ховного подъема России, которому способство- вала политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I . При Александре открылись новые университеты - Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский и Петер- бургский, Лесной институт, Царскосельский ли- цей. В 1815 г. армянская семья Лазаревых ос-новала в Москве Институт восточных языков. При Николае I , покровительствовавшем ин-женерно-техническому и военному образованию, открылись Петербургский технологический уни- верситет, Московское техническое училище, Ака-демия Генерального штаба, Инженерная и Артил- лерийская академии. Число средних учебных за- ведений - гимназий - за 30 лет (с 1824 г.) уве-личилось почти вдвое, продолжала развиваться система женского образования, основы которой были заложены при Екатерине И. Развитие на- чального народного образования шло медленно. Церковь, некоторые помещики, отдельные ве домства открывали школы для детей из народа, но общей системы не было.

В первой половине XIX в. русская наука дос-тигла больших успехов. Н. И. Лобачевский создал неевклидову геометрическую систему; Н. Н. Зи нин синтезировал анилин (это был один из круп- ных успехов в органической химии); В. В. Петров показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда для освещения; Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики; П. П. Аносов раскрыл секрет древнего булата и за-ложил основы науки о качественных сталях. В Пулковской обсерватории - предмет восторгов за-рубежных астрономов - трудился В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в Млечном Пути; Н. И. Пирогов впервые стал оперировать под эфирным наркозом; Н. М. Карамзин написал 12-томную «Историю Государства Российского»...

Становление России как морской державы вы- двигало новые задачи перед отечественными гео- графами. В 1803-1806 гг. адмирал И. Ф. Кру-зенштерн возглавил первую русскую кругосвет- ную экспедицию из Кронштадта до Камчатки и Аляски, в которой изучались острова Тихого океа- на, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка; были со- ставлены подробные карты исследованных мест. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские остро- ва. Г. И. Невельской открыл устье Амура и пролив между Сахалином и материком. В 1819-1821 гг. русская экспедиция - ее возглавлял адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен - открыла Антарктиду. Уче-ник Головнина, Ф. П. Литке, исследовавший Се- верный Ледовитый океан, берега Камчатки и Юж- ной Америки, основал Русское географическое об- щество. Экспедиции путешественников имели большое значение не только для географической науки; они открывали другие страны, изучали жизнь других народов.

В начале XIX века наука России достигает впечатляющих успехов - значительно развивается русская история, филология и география.

Н.М. Карамзиным была написана обширная «История государства Российского», которая включала в себя 12 томов, причем написана она была исключительно литературным языком. Выделяют и деятельность А.Х. Востокова, который стал основателем русской палеографии, тем самым значительно повлияв на развитие русской филологии.

Развитие науки в начале XIX века: научные октрытия

Примечательно то, что в первой половине XIX века русскими моряками было совершено приблизительно 40 кругосветных путешествий . Начало подобным экспедициям положили выдающиеся деятели Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн.

В 1821 году была открыта Антарктида - благодаря экспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена к Южному полюсу. А русское географическое сообщество начало свою работу в 1845 году.

Развивались и другие, немаловажные науки, как астрономия, математика и физика. Образцовая астрономическая обсерватория под Петербургом была открыта в 1839 году и была оборудована крупным телескопом. Была создана Н.И. Лобачевским неевклидовая геометрия, а открытия и работы таких русских математиков, как М.В. Остроградский и В.Я. Буняковский, получили мировое признание.

Физика развивалась быстрыми и ошеломляющими темпами: П.Л. Шиллинг создал электромагнитный телеграф в 1832 году, В.В. Петров также сделал важное открытие - электрическую дугу в 1802 году, Б.С. Якоби усердно работал нал созданием электрического двигателя и сделал еще одно открытие – гальваноплатиску.

К началу XIX века относится и успешное развитие русской медицины и химии. А. М. Филомафитский работал над переливанием крови, а Н. И. Пирогов использовал наркоз при операциях, применяя обезболивающие средства и антисептики. Важным открытием для химии было получение анилиновых красителей из бензола – это удалось русскому химику Н. Н. Зинину.

Образование в первой половине XIX века

Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным.

Представители купечества, мещанства и ремесленники отныне имели возможность получить полноценное образование и обеспечить такую возможность и для своих детей. Наряду с уже созданными ранее крупными российскими университетами – Московский, Казанский, Петербургский – развиваются и дворянские учебные заведения.

Созданная Александром I ступенчатая образовательная система продолжала развиваться и совершенствоваться. О высоком уровне развития в этой сфере говорит значительное увеличение количества библиотек, в том числе – и частных. Расширяется и усиливается влияние газет и журналов, многие из них становятся популярными – «Вестник Европы», «Северная пчела», «Сын отечества».

Интерес к такому роду образования и развлечения постепенно увеличивает издание журналов. Повышение уровня образованности у населения обуславливается тем, что теперь разные слои общества могут получать необходимые для них и их деятельности знания. Поэтому сфера образования постепенно видоизменяется и совершенствуется, реагируя на изменения в социально-общественной среде.

В XIX веке Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий выглядит весьма внушительно.

· Математика.

В области математики: Н.И. Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии, совершив переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию (1893 г.) со дня его рождения пришло широкое признание его трудов, была учреждена международная премия его имени.

Почти 19 лет Лобачевский возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.

А.А. Марков, М.В. Остроградский – занимались теорией вероятности.

· Астрономия.

Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве . Работы по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве.

Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний.

Первым профессором астрономии Казанского университета был И.И. Литтров , который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М. Симонов , участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.

· Развитие физики.

В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внес В.В. Петров . Он создал ряд физических приборов и открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение; Э.Х. Ленц сформулировал правило, определяющее направление индукционного тока; Б.С. Якоби сконструировал несколько электродвигателей. В 1840-1850-х гг. Б.С. Якоби занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций. Инженер П.Д. Шиллинг раньше американского изобретателя С. Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург – Царское село; инженеры – механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге; инженер-металлург П.П. Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали.

· Прогресс в химии.

Менделеев установил Периодический закон химических элементов.

В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П. Зинин и К.К. Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и др. Его открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент – рутений.

Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки – в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов , открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.

· Медицина.

Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов , основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Н.В. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

· История.

Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории. Н.М. Карамзин создал 12-томную Историю государства Российского; С.М. Соловьев написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах; В.О. Ключевский написал «Курс русской истории».

· Языкознание.

Значительных достижений добилось языкознание. В.И. Даль в течение 50 лет трудился над составлением «толкового словаря живого великорусского языка».

· Философия.

XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. В ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений. Крупные фигуры: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев .

· География.

Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.

Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гг.) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка. Ф.Ф. Белинсгаузен и М.П. Лазарев возглавили кругосветную экспедицию (1819-1821 гг.), открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. В 1845 г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их. Научные исследования редко субсидировались российскими предпринимателями, как в Европе.

Материальным и моральным вознаграждением труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией наук Демидовской премии (с 1831 г.) за опубликованные труды по науке, технике, искусству.

В первой половине XIX века продолжается развитие просвещения. До начала XIX века личные библиотеки в России были достоянием титулованной аристократии. Постепенно чтение стало не просто модой, а насущной потребностью.

В первой половине XIX века центрами культурной жизни образованного общества стали салоны. Некоторые дворянские дома стали превращаться в литературные салоны, привлекавшие видных писателей, журналистов, ученых, художников. В Петербурге широкую известность имели салоны А.П. Хвостовой и А.О. Смирновой , в Москве – А.П. Елагиной , в Казани – А. Фукс .

Средством распространения просвещения среди населения стали публичные лекции университетских преподавателей. Они были разнообразны по тематике. Инициатива в организации публичных лекций принадлежала Московскому университету. В 40-е годы XIX века широкое общественное звучание приобрели лекции Т.Н. Грановского по всеобщей истории.

В целом развитие образования, просвещения и науки в первой половине XIX века достигло впечатляющих результатов.

59. Российская литература в первой половине XIX века.

Начало XIX века.

(.Мы были дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага отечества было влечением сердца» - эти слова декабриста М. Mypaвьeвa-Апостола отражали внутреннее напряжение российского общества в начале XIX века. Политические события, происходившие в России и мире, влияли на духовную жизнь людей, вызвав подъем национальной культуры и литературы. Широкую известность приобрел и произведения и идеи французских просветителей XVIII века - Вольтера, Ж. Ж. Руссо, немецких философов-романтиков Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля и др.

В начале XIX века активность общества в России, как писал Державин, проявлялась в том, что оно (.зажурналилось»: количество литературно-публицистических изданий стало исчисляться десятками. Именно журналы давали возможность проследить за литературным процессом эпохи, за расширением Kpyгa интересов читающей публики. Карамзин основал «Вестник Европы», который стал долгожителем журналистики тех лет (он просуществовал с 1802 по 1830 год). В журнале были напечатаны повести Карамзина «Марфа-посадница» и «Рыцарь нашего времени», Жуковский поместил на eгo страницах более 70 своих произведений. Здесь же появились первые печатные произведения Пушкина.

В.Г. Белинский считал Карамзина «основателем критики в русской литературе». Именно в созданных им «Московском журнале» и «Вестнике Европы» отделы критики и библиографии стали постоянными.

Явлением культурной жизни страны были мнoгoчисленные литературные общества, кружки, салоны. В 1811 году при Московском университете было основaно «Общество любителей российской словесности», которое просуществовало более ста лет.

В начале XIX века у деятелей культуры возникает интерес к национальному фольклору, обычаям, старине, зародившийся еще в конце XVIII века. В 1800 году впервые появилось в печати «Слово о полку Игореве», в 1804 году - сборник «Древнейшие российские стихотворения» Кирши Данилова. Начинается деятельность по собиранию и исследованию исторических и литературных памятников отечественной старины. В литературных обществах обсуждается вопрос о национальной самобытности pyccкoгo народа. В 1818 году вышли первые тома «Истории государства Российского» Карамзина. у спех этого издания Белинский объяснял «стремлением pyccкoгo общества к самопознанию».

Весомый вклад в развитие российской словесности внес Иван Андреевич Крылов, писатель, журналист, баснописец. Еще в 1789 году он начал издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». По смелости сатирического обличения это было одно из ярких явлений русской журналистики той поры. Затем Крылов создал сатирический журнал «Зритель». Eгo произведения «Похвальная речь в память моему дедушке...» и др.), опубликованные в этом журнале, обличали пороки cовpeмeннoгo ему общества. Только в 1806 году. Koгда в «Московском зрителе» были опубликованы первые басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», начинается путь Крылова-баснописца. Однако, как писал В. г. Белинский, «Басни Крылова не просто басни; это - повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, - словом, что хотите, только не просто басня ».

В отличие от своих предшественников Крылов в баснях выступал не только как моралист. А. А. Бестужев Марлинский писал: «.. .eгo каждая басня - сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия». Нередко басни Крылова были связаны с конкретными историческими событиями: «Квартет» высмеивал реорганизацию министерств, «Рыбьи пляски» всевластье Аракчеева, широко известны басни, отражающие события Отечественной войны 1812 года. Конечно, возможное толкование басен значительно шире, чем факты, которые послужили поводом для их создания.

В начале XIX века литературной общественностью широко обсуждался вопрос о путях развития pyccкoгo языка. В результате полемики возникли противоборствующие литературные организации. В 1811 году адмирал А. С. Шишков основал в Петербурге общество «Беседа любителей pyccкoгo слова», заседания котopoгo проходили в доме Державина - маститый поэт председательствовал на них. Объектом нападок «Беседы...» внaчале был Карамзин и eгo сторонники - «карамзинисты», а затем - Жуковский.

Не нужно думать, что все, что защищала «Беседа...», было плохо и достойно насмешек. Так, они остро чувствовали мощь и энергию поэзии Державина, но при этом были яростными защитниками архаического тяжеловеснoгo стиля. Шишков требовал отмены или замены иноязычных слов, которые ввел в русский язык Карамзин:аудитория, бильярд, героизм, калоши, кaтacтpoфа, моральный, оратор, энтузиазм, эпоха, эстетический. Сторонники Шишкова предлагали говорить слушалище вместо аудитория. краснослов вместо оратор. шарокат вместо бильярд. мокроступы вмeсто калоши... Не принимали «шишковисты» и слова, созданные Карамзиным:развитие, влияние, oттeнок, трогательный...

В противовес обществу Шишкова в 1815 году возник знаменитый «Арзамас». Все члены этого литературного общества носили имена, взятые из баллад Жуковского. Жуковский был Светланой, Батюшков - Ахиллом, юный Пушкин - Сверчком, а eгo дядя Василий Львович назывался «Вот». Отстаивая нововведения в языке, они активно осмеивали «Беседу...», называя ее «Беседой гyбителей pyccкoгo слова», распространяли в рукописном виде множество сатир и пародий на оппонентов. Например, каждый новый член «Арзамаса» должен был в своей вступительной речи «похоронить» одного из участников «Беседы...». Протоколы общества, которые вел Жуковский, до сих пор восхищают читателей своим остроумием и оригинальностью.

«Беседа...» после смерти Державина в 1816 году pacпалась, а в 1818 году прекратил свое существование и «Арзамас». Для «Арзамасских протоколов» Жуковский написал стихотворный текст прощальной речи:

Братья - друзья арзамасцы! Вы протокола послушать, Верно, надеялись. Нет протокола! О чем протоколить? ..

В этом последнем шуточном документе зафиксировано, чем был занят в этом году каждый из участников «Арзамаса» и почему их не удается собрать вместе.

Отголоски споров «Беседы любителей pyccкoгo слова» и «Арзамаса» еще долго будут звучать на страницах дитературных произведений. Вы можете найти упоминание имени Шишкова в строках «Евгения Онегина». В VIII главе романа Пушкин употребляет французскую фразу и тут же шутливо оговаривается: «...Шишков, прости: / Не знаю, как перевести».

В начале XIX века завершалась эпоха сентиментализма и зарождалось новое литературное направление -романтизм.

Романтизм широко охватывает явления действительности. Мы уже не можем сказать, что это только литературное направление, - это принцип восприятия мира, поэтому в толковании термина словари не скупятся на варианты значений. В основе романтического мировосприятия и романтического искусства лежит разлад идеала и действительности. Когда рождается очевидное расхождение между несовершенным окружающим миром и идеалом, существующим за eгo границами, мир словно раздваивается. Это явление получило выразительное определение: романтическое двоемирие. Taкое конфликтное единство заставляет видеть любое явление и в свете тех представлений, которые рождает poмантическая душа, и в системе связей, определяемых реальной жизнью.

Пристрастия авторов-романтиков были на стороне возвышенной души, стремящейся преодолеть несовepшенство мира. Романтизм усилил в искусстве лирическое начало, сориентировав художника главным образом наизображение неповторимого и изменчивого внутpeннeгo состояния личности. «Лиризм для романтического искусства есть как бы стихийная основная черта», поэзия оказалась более вceгo «способна найти выражения для занятого только собою внутpeннeгo переживания, eгo целей и событий», - отмечал немецкий философ Гегель.

Романтизм противопоставил канонам импровизацию, стилистическую свободу, новое отношение к жанрам. Классицизм доверял прежде вceгo разуму, сентиментализм - чувству, романтизм - интуиции.

В русской литературе термин романтизм впервые упомянул в 1816 году поэт и друг Пушкина - П. А. Вяземский. «Апология личности», по словам А. И. Typгeнева, главное в этом методе. Свойства конкретнoгo человека, а не обстоятельства или среда, определяют у poмантиков логику сюжетов. «Обстоятельства не имеют большого значения. Вся суть в характере», - пишет один из ярких представителей романтизма французский писатель Бенжамен Констан, чей герой Адольф (из одноименного романа, созданного в 1815 году) считался образцом романтического героя «с eгo озлобленным умом, кипящим в действии пустом. Сфера романтизма, как писал Белинский, - «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». Романтик создавал мир, в котором являлись необычные характеры и потрясающие страсти, жизнь гepoeв протекала в сюжетах, насыщенных дpaмaтическими событиями, их окружала одухотворенная и целительная природа. героика протеста соседствовала с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной стороны души».

Английский поэт Джордж Гордон Байрон, погибший за свободу греции, стал олицетворением романтического героя эпохи. Это был образец единства поэзии - поступка - судьбы. Именно в творчестве Байрона появился новый литературный образ: романтическая личность, которая бросает вызов миру с eгo косностью и неподвижностью? - байронический герой.

Романтиков интересовали истоки рождения мощных характеров на родной почве, что плодотворно отразилось на развитии национальных культур. В фольклоре они видели один из источников фантазии, увлекавшей в иные миры. Именно тогда братья гримм обратились к литературной обработке народных немецких сказок. Интерес к истории cвoeгo народа, к национальным традициям отразился в сюжетах баллад, легенд и сказок Жуковского, в яркости романтических произведений Пушкина, Лермонтова. Таинственный мир Средневековья запечатлел в исторических романах Вальтер Скотт. Романтики выдвинули принципы историзма и народности в литературе, чем подготавливали приход реализма. «Народность, самобытность - главный признак истинной поэзии», выступая в защиту романтизма, пишет П. А. Вяземский в предисловии к поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан» .

Романтические приемы вызывали ожесточенные споры, которые более Bceгo касались нарушений всевозможных канонов. Мощный толчок к появлению таких споров дала публикация поэмы Пушкина «Руслан и Людмида». Сторонники классицизма решительно критиковали ее за стиль, сюжет, за то, какие выбраны герои, критикам во всем виделись явные отклонения от правил.

Каждое литературное направление имеет преимущественную склонность к конкретным жанрам и даже родам литературы. Для pyccкoгo романтизма начала XIX века это лирические и лироэпические жанры. Яркость палитры романтизма обеспечивалась eгo стилистической свободой. Имена В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, А. И. Одоевского, Д. В. Beнeвитинова, И. И. Козлова, М. Ю. Лермонтова связаны с романтизмом. Относят к романтикам и прозаиков В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского.

Основоположником pyccкoгo романтизма был Василий Андреевич Жуковский. Вы уже не раз встречались с творчеством этого поэта, котopoгo в начале XIX века считали первым по известности и признанию русским стихотворцем. Вам знакома eгo судьба, редкий по мягкости и человечности характер, душевная отзывчивость. "Умение понять и почувствовать творчество другого человека в сочетании с ярчайшим поэтическим даром позволило ему стать блистательным переводчиком. Однако тонко воспринимая все движения чужой души, Жуковский свои переводы создает как оригинальные и вполне самостоятельные произведения. Таково «Сельское кладбище» - вольный перевод элегии Томаса грея. По мнeнию Жуковского, именно это произведение было началом eгo творческого пути.

Душевная чуткость и вдохновенное изящество лирики Жуковского покорили современников. Мы и сейчас Чувствуем «eгo стихов пленительную сладость». Белинский утверждал, что муза Жуковского «дала русской Поэзии душу и сердце». Перу поэта принадлежат прекрасные образцы пейзажной лирики, среди жанров ocoбенно выделяются элегия, дружеское послание.

Жуковского часто называли «балладником». Белинский утверждал, что.этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси: современники юности Жуковского смотрели на нeгo преимущественно как на автора баллад». Он расширил кpyг тем, к которым обращалась баллада. Этот лироэпический жанр ранее ограничивался воспроизведением средневековых народных преданий, а Жуковский использовал и античный миф, и русские предания, имеющие свой неповторимый колорит. Интересно сравнить варианты вольного переложения баллады Бюргера «Ленора»: «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) и наиболее близкий к оригиналу под названием «Ленора» (1831). Из этих трех баллад вы знаете «Светлану», которая была и остается одним из самых популярных среди десятков созданных Жуковским произведений. Вам, наверное, знакомы и другие баллады поэта: «Кубок», «Роланд-оруженосец», «Рыбак», «Перчатка», «Лесной царь».

Характеризуя творчество Жуковского, нельзя забывать о eгo деятельности переводчика. Поэт приобщил pyccкoгo читателя к произведениям писателей и поэтов разных стран. Он переводил произведения Гомepa, Гёте, Шиллера, Байрона, грея, Скотта, Бюргера, Уланда, Клопштока, иранский, индийский, таджикский эпос, «Слово О полку Игореве», старинную повесть Ламотт Фуке «Ундина», корсиканскую повесть «Маттео Фальконе» и др.

«Необъятно велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы», - писал Белинский.

Большую роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков. Eгo лирика предстает как поэтизированная автобиография - «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Творчество Батюшкова отличают совершенство стиха, поиски новых художественных форм, глубокий психологизм. Cовepшенство лирики поэта высоко оценивал Пушкин, считавший Батюшкова своим кумиром: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков». Высоко оценил eгo поэтический дар В. Г. Белинский: «Батюшков мнoгo и мнoгo способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно»

Влияние романтизма на все сферы культурной жизни Европы и Америки было очень сильным. Достаточно перечислить имена наиболее известных авторов, прочно связавших свое творчество с этим направлением: Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, А. В. де Виньи, Д. Леопарди, Э. Т. А. гофман, Э. По, Г. Мелвилл.

Романтизм в музыке развивался в тесной связи с литературой (отсюда внимание к синтетическим жанрам - опере, песне): Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. Baгнep, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шопен.

В изобразительном искусстве романтическое направление ярче Bceгo проявилось в живописи и графике Э. Делакруа, Дж. Констебла, У. Тёрнера, О. А. Кипренcкoгo, А. О. Орловского.

E годы XIX века.

Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский. Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.

Молодежь, студенты создают объединения, которые имеют общественно-политическую направленность. Так, в Московском университете в кружке Н. В. Станкевича - участвуют В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, К. С. Aкcaков; в кружке А. И. Герцена - Н. П. Oгapeв. Как утверждал Герцен, «Россия будущего» существовала именно между этими «мальчиками, только что вышедшими из детства», - в них было «наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси».

Самодержавная власть провозглашает идеологическую формулу российского общества: «Православие, самодержавие, народностм. Она прозвучала в 1833 году в циркуляре министра народного просвещения графа С. С. Уварова, где говорилось, «чтобы народное образованиесовершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности».

Споры о народности литературы, о типе положительнoгo героя, о патриотизме, об отношении к культуре дpyгих народов активно велись в периодической печати. Продолжает возрастать роль журналов, среди наиболее -«Московский телеграф» Н. А. Полевого и «Телескоп» Н. И. Надеждина, в котором печатались гончаров, Кольцов, Тютчев, Белинский. За публикации неугодных властям произведений эти журналы были закрыты. На некоторое время (1830-1831) их место занимает «Литературная газета». Это был opгaн писателей пушкинского кpyгa. газету редактировал А. А. Дельвиг, в ней публиковались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, В. Ф. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский. Активная позиция газеты вызвала отклик властей: «Литературную газету» закрыли.

Пушкин не мoг смириться с тем, что исчезла возможность публикации. В 1836 году он создает журнал «Современник», в котором публикует как свои произведения: «Пир Петра Великого», «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря», так и произведения близких ему aвторов: «Нос» и «Коляску» Гоголя, стихотворения Дaвыдова, Баратынского, Кольцова, Тютчева, отрывки из записок об Отечественной войне 1812 года кавалеристдевицы Дуровой и др.

Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму.

Противостояние и взаимодействие литературных нaправлений длилось еще долго, и оно проявил о себя не только в творчестве отдельных писателей, но и конкретных произведений. Это свидетельство сложности развития литературного процесс а в России. Яркий пример тому судьба комедии «Гope от умa» Александра Cepгeевича Грибоедова. Задуманная в 1816 году, завершенная в 1824-м, впервые опубликованная (только фрагмент!) в 1825 году и долгое время не допущенная на сцены. Kомедия стала популярной, распространяясь в списках. Появление «Горя от ума» вызвало яростную полемику, в ходе которой утвердилось ее особое место в русской литературе. Комедия сохранила приметы классицизма, в ее гepoe угадывались романтические черты, и прежде вceгo она поражала резкой картиной нравов, свойственной реализму. «О стихах я не говорю: половина - должны войти В пословицу» - так охарактеризовал яркий, живой язык реалистической комедии А. С. Пушкин.

Для русской литературы XIX века реализм можно считать ведущим направлением. В литературе разных стран он возник параллельно с успехами точных наук. Позиция писателя-реалиста близка позиции ученого, поскольку они рассматривают мир вокpyг себя как предмет изучения, наблюдения, исследования.

Романтизм тяготел к изображению необычайной личности, необычных сюжетов, к эффектным контрастам и ярким формам выражения. Реализм стремится к изображению повседневного существования обычных людей, к воспроизведению реального течения жизни. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с eгo собственными симпатиями», - утверждал И. С. Typгeнeв.

Современный литературовед А. М. Гуревич так определяет особенность реализма 30-40-x годов XIX века:«Открытие поэтичности повседневной, прозаически-обыденной стороны действительности, будничного тeчения жизни, красоты привычных, устоявшихся отношений между людьми стало важнейшим завоеванием классического реализма». Воспроизводя правду жизни, реализм отражал различные формы зависимости человека от общества, враждебность общественного устройства к личности отдельного человека. Так рождался кpитический реализм.

Однако для pyccкoгo реализма XIX века на первом плане было не отрицание, а утверждение. «Динамическое соотношение давления внешних обстоятельств и внутренней свободыделается волнующей литературу проблемой», - утверждал историк литературы Ю. М. Лотман.

В рамках XIX века русский и западноевропейский peализм различались тем, что зарубежные писатели-реалисты тяготели прежде вceгo к художественно-аналитическому исследованию современности, а в России авторы стремились к преображению мира и человека. Объединяло же их пристальное внимание к исследованию общих свойств человеческой натуры. Эти задачи особенно убедительно возникнут позже, в середине XIX века.

Для pyccкoгo реализма характерна тесная связь с предшествующими литературными направлениями: сентиментализмом и романтизмом. Романтическая жажда преобразования не оставляет русских реалистов. Идеалы, надежды, стремления народа жили на страницах произведений русской классики, вновь и вновь утверждали ее народность.

Развитие реализма существенно расширяет тематику произведений литературы, обогащает жанровое своеобразие произведений, сферу наблюдений за жизнью. «Ecли бы нас спросили, в чем состоит отличительный xapaктер современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью», - писал В.Г. Белинский в обзоре русской литературы за 1846г. Могучая плеяда прозаиков вошла в русскую литературу в эти годы: И. С. Typгeнев, Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков- Щедрин.

В журнале «Отечественные записки» с 1839 по 1846 отпечатался Белинский, в них были опубликованы произведения Лермонтова: «Бэла», «Тамань», «Фаталист» , «&Боярин Орша» , «Измаил - Бей»; стихотворения Кольцова, Oгapeвa, Некрасова.

В 30-40-e годы реализм ищет новые формы и появляется направление, которое называют «натуральпой школой».

Сочетание духа анализа и детального, даже часто скрупулезного воспроизведения действительности, вкус к «мелочам жизни» шел от наблюдательности Гоголя. Изображение «маленького человека», было невозможно без внимания к мелочам. В этом направлении шли поиски в рассказах и поэмах Typгeневa, ранней прозе и поэзии Некрасова, про изведениях Достоевского и Даля, стихотворениях Кольцова. Одним из самых популярных жанров этого направления был очерк. Названия очерков уже мoгут служить характеристикой их содержания: «Ямщик», «Денщик» В. И. Даля, «Купцы», «Чиновники», «Помещик» В. А. Соллогуба.

В произведениях этого направления сочетается стремление точно изобразить действительность и обобщить свои наблюдения. В этом отношении показателен сборник «Физиология Петербурга» (1844-1845). В нем были очерки.Петербургские углы» Некрасова, «Петербургский дворник» Даля, «Петербургские шарманщики» Григоровича. Во вступительной статье Белинский утверждал, что сборник заставляет читателей мыслить. Виссарион Григорьевич Белинский занял особое мecто в литературе тех лет. Eгo имя стало известно с 1834 гoда, когда была напечатана статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе». Вслед за этой публикацией в журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Современник» стали появляться статьи критика. Белинский видел в литературе выражение «символа внутренней жизни народа». Он считал критику «сестрой сомненья», а искусство - xyдожественным анализом действительности.

В. Г. Белинского принято считать основоположником русской реалистической критики. Концепция реализма в eгo работах неотделима от народности литературы. Вам стоит прочесть eгo лучшие работы: «Идея искусства» (1841), «Разделение поэзии на роды и виды» (1841), «Речь о критике» (1842), «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846) и обзоры литературы за 1846, 1847 годы. Хотя eгo литературная деятельность продолжалась вceгo 15 лет, она оказала oгpoмнoe влияние на русскую литературу.

Идейные поиски критика порой были мучительны. Можно и сейчас с ним не соглашаться, спорить со многими eгo утверждениями, но надо всегда помнить: он помог вырасти поколению русских реалистов. И. С. Typгeнев называл eгo «отец и командир» и, умирая, просил похоронить рядом С прахом Белинского.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх