Неисполнение обязательных работ. Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания. Кому назначается подобное наказание

22.12.2016 / Пролетарский район г. Тулы

Наказание - есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Одним из видов наказаний являются обязательные работы. До мая 2010 года Уголовный кодекс РФ 1996 г. содержал 67 статей Особенной части, в которых в качестве возможного наказания за преступления предусматривались обязательные работы. Федеральным законом от 06. 05. 2010 N81 - ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ" эта мера наказания введена еще в 46 статей УК РФ.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, что также не исключает назначение этого вида наказания и лицам, не имеющим постоянного места работы или учебы. При этом судам следует выяснять трудоспособность осужденного.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно – исполнительными инспекциями.

В основном предприятия и учреждения, где осужденные могут отбывать наказание в виде обязательных работ занимаются благоустройством (очистка территории от мусора, озеленение, земляные работы, ремонтные работы дорог и других объектов внешнего благоустройства, уборка придомовых территорий, чердачных и подвальных помещений, ремонт систем водоснабжения, канализации и иных объектов коммунального хозяйства, уборка подъездов (лестниц, проемов, площадок), санитарной очисткой территорий и контейнерных площадок от мусора и твердых бытовых отходов; погрузочно - разгрузочные работы.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы.

При назначении наказания в виде обязательных работ в резолютивной части приговора указывается только его размер.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

Следует обратить внимание, что при назначении наказания в виде обязательных работ по совокупности преступлений, оно не должно превышать максимального срока или размера, предусмотренного Общей частью Уголовного кодекса РФ для данного вида наказания, то есть двухсот сорока часов. Превышение этого размера наказания влечет за собой вынесение незаконного приговора.

В соответствии со статьей 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК), наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно – исполнительную инспекцию (далее УИИ) соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

В свою очередь, уголовно - исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно - исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

Уголовно - исполнительное законодательство устанавливает для осужденных к обязательным работам определенные ограничения. Так, предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. Соответственно обязательные работы не могут быть приостановлены без наличия уважительных причин, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и во время каникул в учебном заведении, в котором обучается осужденный.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы или осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а женщина в случае наступления беременности, к отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Вопрос о целесообразности отбывания наказания осужденным к обязательным работам на том или ином объекте, определяемом органом местного самоуправления и решается УИИ. Осужденный не может самостоятельно сменить объект обязательных работ либо прекратить их.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно - исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Время отбывания наказания в виде обязательных работ не включается в общий, непрерывный и специальный трудовой стаж.

В обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, по исполнению данного вида наказания входит обеспечение необходимого объема работ, организация работы осужденных, создание условий для выполнения обязательных работ, охрана труда осужденных.

Администрации указанных организаций разрабатывают правила внутреннего распорядка и знакомят с ними осужденных, составляют график выполнения работ, ведут учет отработанного времени, осуществляют контроль за выполнением осужденными определенных для них работ и соблюдением ими техники безопасности. О количестве проработанных осужденными к обязательным работам часов, а также о случаях их уклонения от отбывания наказания администрация организации информирует УИИ.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ, в частности о возможной замене обязательных работ другим видом наказания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого не известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Старший помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы младший советник юстиции Е.П. Краснова

Согласно УК РФ за те или иные виды правонарушений наказание может назначаться в виде обязательных или . Такая мера является одной из самых мягких, так как меньшим может быть только штраф. Но, правонарушителю следует понимать, что при неисполнении приговора наказание будет заменено на более жесткое, вплоть до лишения свободы.

Обязательные работы как вид наказания за уголовное правонарушение регламентируется статьей 49 УК РФ. Под данным подразумевается выполнение осужденным общественно полезных работ в свободное время. Если же правонарушитель не имеет постоянного места работы, то данное наказание может занимать больше времени, чем у официально трудоустроенных граждан.

Важно понимать следующее – обязательные работы не равны . В первом случае материального вознаграждения гражданин не получает, а вот во втором отчисление в бюджет составляет 5-20% от заработка во время выполнения наказания.

Обязательные работы классифицируются следующим образом:

  • Могут применяться не только в отношении официально трудящихся или обучающихся.
  • Работа должна быть направлена на получение общественной пользы.
  • Осужденный не имеет права выбирать место работы.
  • Не являются окончательным видом наказания, поэтому могут быть заменены на более жесткое, вплоть до ограничения или лишения свободы.

наказание обязательный преступление уголовный

Одним из способов достижения адекватного реагирования на совершенное преступление уголовно-правовыми средствами и повышения эффективности воздействия уголовного наказания на осужденных является разнообразие видов уголовного наказания. В связи с этим законодатель ввел новый вид уголовного наказания - обязательные работы (ст. 49 УК РФ). Согласно Федеральному закону от 8 января 1997 г. №2-ФЗ (в редакции от 10 января 2002 г.) положения УИК РФ о наказании в виде обязательных работ вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. (См.: Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. №177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" // Российская газета. - 2004. 30 дек.)

Во время отбывания обязательных работ осужденные к этому виду наказания пользуются всеми правами и несут возложенные на них обязанности наравне с остальными гражданами, за исключением ограничений, вытекающих из приговора суда и установленных порядка и условий исполнения наказания в виде обязательных работ (ст. ст. 25-30 УИК РФ).

Обязательные работы как вид уголовного наказания выражаются в возложении приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

Несовершеннолетним лицам, осужденным за совершенные преступления, обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов. В ч. 3 ст. 88 УК РФ оговорено, что несовершеннолетние, приговоренные к данному виду наказания, привлекаются к посильным обязательным работам в свободное от учебы и основной работы время. Продолжительность обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а для лиц в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Средствами достижения целей, стоящих перед наказанием в виде обязательных работ, являются режим отбывания обязательных работ, труд и воспитательная работа. В бесплатном выполнении работ, а также в характере этих работ выражается кара как средство достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как с его стороны (индивидуальное предупреждение), так и со стороны иных граждан (общее предупреждение).

Обязательные работы исполняются теми же органами, которые исполняют наказание в виде исправительных работ.

Суд после вступления приговора в законную силу обращает приговор к исполнению, т.е. направляет в адрес уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении обязательных работ вместе с копией приговора.

Кроме того, суд осуществляет контроль за исполнением приговора в отношении осужденного к обязательным работам теми же способами, что и при осуществлении контроля за исполнением назначенного приговором суда наказания в виде исправительных работ.

На уголовно-исполнительные инспекции возложены следующие функции, связанные с исполнением обязательных работ:

  • а) ведение учета осужденных;
  • б) разъяснение им порядка и условий отбывания наказания;
  • в) согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы;
  • г) контроль за поведением осужденных;
  • д) ведение суммарного учета отработанного осужденными времени.

Уголовно-исполнительная инспекция, получив распоряжение суда об исполнении обязательных работ, ставит на учет осужденного, заводит личное дело, в котором отражается процесс исполнения обязательных работ осужденным; вызывает осужденного для беседы, в которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному к обязательным работам содержание установленной законом ответственности за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ.

По итогам беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения с копией приговора (определения, постановления).

При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитываются его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки. До направления осужденного в соответствующую организацию для отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция согласовывает с органами местного самоуправления вопрос о том, в какую организацию необходимо направить осужденного для отбывания обязательных работ, и направляет этой организации вместе с копией приговора суда извещение о привлечении осужденного к обязательным работам.

В извещении администрации подробно разъясняются ее права и обязанности по исполнению приговора суда, условия отбывания обязательных работ, а также ответственность конкретных лиц за злостное неисполнение приговора суда, установленная ст. 315 УК РФ.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются:

  • а) контроль за выполнением осужденными определенных для них работ;
  • б) уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Администрация организации обязана: издать приказ о приеме осужденного на работу (в соответствии с приговором суда), ознакомить его под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии; вести ежедневный табель с отражением количества отработанных часов, ежемесячно направлять копии табеля в уголовно-исполнительную инспекцию; информировать уголовно-исполнительную инспекцию о невыходе осужденного на работу и допущенных им нарушениях трудовой дисциплины.

Осужденные к обязательным работам обязаны:

  • а) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает наказание;
  • б) добросовестно относиться к труду;
  • в) выполнять работы на определенном для осужденного объекте в течение срока, указанного в приговоре суда;
  • г) ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Обязательные работы выполняются осужденными на безвозмездной основе. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ.

В случае признания осужденного инвалидом I или II группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной - представление об отсрочке ей отбывания наказания.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В случае допущения осужденным злостного уклонения от отбывания обязательных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить обязательные работы ограничением свободы или арестом из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов неотбытых обязательных работ.

В соответствии со ст. 30 УИК РФ злостным уклонением от обязательных работ признается:

  • а) невыход без уважительных причин более двух раз в течение месяца на обязательные работы (под неуважительными причинами невыхода на обязательные работы имеются в виду те же причины, которые были рассмотрены при анализе злостного уклонения от исправительных работ);
  • б) нарушение трудовой дисциплины более двух раз в течение месяца, понятие "месяц" означает не определенную часть года (январь, февраль и т.д.), а период между определенным числом одного месяца и тем же числом следующего месяца, независимо от того, сколько дней в данном месяце, (под нарушением трудовой дисциплины понимается нарушение порядка выполнения работ, установленного законодательством о труде и правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором осужденный отбывает обязательные работы);
  • в) злостным уклонением является и попытка скрыться от отбывания наказания. Подобного рода случаи, когда осужденный не проживает по месту своего жительства и не является по вызовам инспекции, влекут обязанность инспекции в течение месяца принять меры к розыску этого лица, для чего наводятся справки в жилищных органах, паспортных аппаратах, у родственников, если их адреса известны инспекции или участковому уполномоченному милиции. Выясняется, не задержан ли осужденный за совершение другого преступления, не попал ли он в больницу. Могут быть проверены морги, данные о несчастных случаях.

Если в течение месяца установить местонахождение лица не удалось, он объявляется в розыск, который осуществляет аппарат уголовного розыска. При обнаружении скрывшегося осужденного он может быть задержан на срок до 48 часов. При необходимости этот срок может быть продлен судьей до 30 суток.

Как следует из ст. 49 УК РФ в качестве наказания за общеуголовные преступления, совершенные лицами офицерского состава, прапорщиками, а также рядовыми и сержантами, поступившими на военную службу по контракту, и не отслужившими на момент вынесения приговора установленного законом срока службы по призыву, могут быть назначены обязательные работы. При этом ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не содержит каких-либо указаний о порядке исполнения обязательных работ, назначенных по приговору суда вышеперечисленными категориям военнослужащих.

Толкование нормы права об исполнении обязательных работ на основе существующего в теории права положения о том, что при отсутствии специальной нормы права, регулирующей особенности применения положений, содержащихся в общей норме, положения, закрепленные в общей норме права, распространяются в полной мере и на специальные отношения, фактически существующие, но не урегулированные специальной нормой права, позволяет сделать вывод, что УИК РФ возлагает исполнение обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, на уголовно-исполнительную инспекцию, входящую в структуры ФСИН РФ, с привлечением осужденных военнослужащих к отбыванию наказания в виде обязательных работ в гражданских организациях, подчиненных органам местного самоуправления, по единым правилам исполнения этого наказания.

Такой порядок исполнения обязательных работ, назначенных приговором суда военнослужащим, игнорирует объективную необходимость обеспечения исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных приговором суда осужденным военнослужащим, без ущерба для интересов военной службы. Условия военной службы таковы, что их соблюдение несовместимо с порядком и условиями исполнения наказания в виде обязательных работ, предусмотренными УИК РФ. У военнослужащих рабочий день не нормирован. Во многих случаях продолжительность рабочего дня и регулирование его времени в течение суток определяются потребностями обеспечения постоянной боевой готовности войск (необходимостью проведения длительных полевых учений, ночных стрельб, поднятия войск по боевой тревоге, привлечения войск к выполнению боевых задач, ведения боевых действий во время войны и т.п.).

Это обстоятельство не позволяет совместить прохождение военной службы, регулируемое военным командованием, с исполнением обязательных работ, возложенных на местные органы власти - уголовно-исполнительную инспекцию и хозяйственную организацию, подчиненную местным органам самоуправления.

Допуская применение обязательных работ к военнослужащим, уголовное законодательство предполагает установление таких условий и порядка исполнения этого вида наказания, которые позволяли бы совместить исполнение наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, с прохождением военной службы осужденными без причинения ущерба воинскому правопорядку, обеспечивающему поддержание войск и сил флота в постоянной боевой готовности.

Совмещение исполнения обязательных работ, назначенных в качестве уголовного наказания военнослужащему, с нормальным прохождением им военной службы, без причинения вреда порядку ее прохождения, возможно лишь при условии возложения исполнения этого наказания не на администрацию предприятия, находящегося по месту жительства осужденного, а на военное командование, в подчинении которого находится осужденный. В этом случае осужденные могли бы отбывать назначенное им наказание непосредственно в войсковой части по месту прохождения службы либо на других военных объектах. При отсутствии возможностей исполнения наказания на военных объектах следует направлять осужденных для выполнения обязательных работ на предприятия органов местного самоуправления. В этом случае сохраняются обязанности органов военного управления осуществлять контроль за исполнением приговора в отношении военнослужащего.

Военная реформа, предполагающая введение военной полиции в Вооруженных Силах, позволяет функции уголовно-исполнительной инспекции, касающиеся исполнения наказания в виде обязательных работ, назначенных военнослужащим, переложить на военную полицию и закрепить их в соответствующем законе.

Возникает потребность решения вопроса об исполнении обязательных работ, назначенных военнослужащим приговором суда в качестве уголовного наказания, в законодательном порядке военным ведомством. Пока в законодательном порядке этот вопрос не решен, вряд ли военные суды будут назначать этот вид наказания и вряд ли целесообразно назначение этого наказания осужденным военнослужащим, поскольку в санкциях статей Особенной части УК РФ он предусматривается в качестве альтернативного вида наказания. Если судебная практика пойдет иным путем, могут возникнуть нежелательные для Вооруженных Сил последствия - увольнение осужденного к обязательным работам со службы в связи с невозможностью выполнения им в полном объеме возложенных обязанностей по военной службе.

Обязательные работы в качестве наказания за преступления применялись с середины XIX века .

Тогда осужденные из низших сословий выполняли неквалифицированную грязную работу у частных лиц или в городе.

Сейчас обязательные работы, как вид уголовного наказания, назначается за незначительные уголовные преступления .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Определение понятия

Что это такое?

Понятие обязательных работ как метода уголовного наказания закреплено в Уголовном кодексе РФ в 1996 г . и регламентируется ст. 49 УК РФ .

Это основной вид уголовного наказания. Оно назначается по решению суда человеку за преступления небольшой тяжести, не требующие ограничения свободы.

К таким преступлениям относятся: мелкие кражи, вандализм, надругательство над государственной символикой и другие.

Замена уголовного срока

Суть наказания в том, что осужденный не лишается свободы. Он обязан выполнять обязательные работы на общественных началах в свободное от основной деятельности время (после работы или учебы).

Суд в приговоре не указывает, какие именно работы должен выполнять осужденный. Это решают органы местного самоуправления.

Обычно это неквалифицированный физический труд по уборке мусора, озеленению территорий, ремонт дорог и т. д. 8 часов работ приравниваются в одному дню лишения свободы. Эти работы не включаются в трудовой стаж .

Достижение цели наказания осуществляется за счет следующих особенностей работ:

  • неоплачиваемость;
  • невозможность уклонения (за это предусмотрено ужесточение наказания);
  • принудительность;
  • невозможность самому выбрать вид работ.

Суд при назначении наказания всегда учитывает целесообразность его применения.

Если у осужденного нет постоянного места жительства и прописки, то назначение обязательных работ будет нецелесообразным , так как тяжело осуществлять контроль за данным лицом.

Следует дифференцировать понятие обязательных работ от исправительных работ. Последние выполняются лицом, находящимся в исправительных учреждениях. Они предполагают ограничение имущественных, трудовых и личных прав.

При этом из заработной платы осужденного производятся вычеты от 5 до 20% в пользу государства. При выполнении обязательных работ никаких вычетов не производят, но и заработной платы не платят.

Также исправительные работы могут назначаться за преступления средней тяжести. А обязательные — только за преступления небольшой тяжести.

Кроме того, срок обязательных работ исчисляется часами , а исправительных — днями .

Административное наказание

Обязательные работы – относительно новая форма наказания для российского общества. В советское время она не применялась. В Уголовном Кодексе термин «обязательные работы» появился только в 2005 году. С 2013 года законодательство стало рассматривать обязательные работы как вид административного наказания.

Что представляет собой наказание?

Стоит сразу обратить внимание на то, что обязательные и исправительные работы – это вовсе не равнозначные понятия. Согласно ст. 49 УК РФ, обязательные работы нарушитель правопорядка должен выполнять в свободное от учёбы или основной работы время. Необходимости менять место трудоустройства, как и лишения свободы не происходит.

Исправительные работы – другое дело; наказание такой формы запросто может поставить крест на карьерных перспективах гражданина. Гражданин вынужден работать исключительно по основному месту трудоустройства – а значит, место трудоустройства придётся менять.

Обязательные работы являются видом наказания смягчённым; их заставляют выполнять граждан, которые совершили не слишком серьёзные преступления. У этого вида наказания есть ряд характерных особенностей.

    «Прописать» обязательные работы могут только тем гражданам, которые официально трудоустроены либо учатся в ВУЗах / ССУЗах / школах.

    У нарушителя нет возможности выбрать вид труда. Где будет трудиться гражданин, решает местное самоуправление. Сам нарушитель может быть уверен, что ответственный и хоть сколь-нибудь престижный пост ему не достанется – он вправе рассчитывать лишь на неквалифицированный труд. Обязательные работы заключаются, как правило, в том, что провинившиеся граждане принимают участие в благоустройстве города.

    Выполнение общественно полезных работ происходит на безвозмездных началах. На оплату трудочасов нарушителю рассчитывать не приходится.

    Отрабатывать нарушитель будет в районе своего проживания.

Очевидно, что последнее обусловлено не заботой о времени гражданина. Чтобы воспитательная мера возымела больший эффект, нарушителя обязуют трудиться на глазах соседей и друзей – то есть фактически выставляют на осмеяние.

Продолжительность наказания

Обязательные работы как вид уголовного наказания назначаются на срок от 60 до 480 часов. В случае административного правонарушения обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов. При этом:

    Осуждённый не имеет права работать в день более 4 часов. Если гражданин желает, он может трудиться всего по 2 часа в день – заставить проводить за благоустройством города больше времени его насильно не могут. Однако осуждённые обычно, напротив, стремятся «испить чашу до дна» как можно быстрее.

    Нарушитель должен в неделю отрабатывать минимум по 12 часов.

    Никаких отпусков и каникул у осуждённого не будет.

Для несовершеннолетних нарушителей предусмотрены более лояльные сроки – им светят максимум 160 часов.

Продолжительность рабочего периода определяется судом и зависит от серьёзности проступка. Если нарушитель совершил два или более преступлений, обязательные работы могут быть назначены по каждому из них – и в совокупности часов окажется больше 480-и. Если же суд назначил свыше 480-и часов труда по благоустройству города всего за один проступок, это противоречит законодательству. Такое наказание запросто можно оспорить.

Кого наказывают?

Наказывать общественно полезным трудом нельзя беременных женщин, инвалидов и граждан, которым тяжёлый труд противопоказан по состоянию здоровья. Кроме того, общественный труд не грозит представителям некоторых профессий – например, пожарникам, военнослужащим, полицейским. У всех остальных граждан иммунитета нет.

Согласно УК и КоАП, обязательные работы назначаются в том числе за следующие проступки.

    Нанесение ущерба окружающей природе.

    Создание препятствий движению общественного и личного транспорта.

    Уклонение от уплаты штрафа.

    Оказание сопротивления при аресте.

    Нарушение порядка во время проведения массовых мероприятий.

Особенно жёстко УК карает за:

    Дачу заведомо ложных показаний (ст. 307).

    Причинение серьёзного вреда здоровью по неосторожности (ст. 118).

    Создание препятствий предпринимательской деятельности (ст. 169).

За любой из 3-х перечисленных проступков полагаются 480 часов общественно полезных работ.

Порядок исполнения наказания

Нарушитель должен начать работать не позднее, чем через 15 суток после того, как в исправительную инспекцию поступила копия решения суда. Исправительная инспекция – это орган, в обязанности которого вменено следующее:

    Учёт осуждённых.

    Разъяснение нарушителям порядка, в соответствии с которым те будут трудиться.

    Подсчёт общего количества часов, которые отработал нарушитель.

    Контроль за действиями осуждённых.

Осуждённый гражданин должен сначала прибыть именно в исправительную инспекцию. На гражданина заводится дело, в котором отражается информация, позволяющая более эффективно контролировать его поведение. Затем нарушителя ждёт ознакомительная беседа с ответственным инспектором – по завершении беседы гражданину выдаётся предписание. За осуждённым закрепляется ряд обязанностей:

    Соблюдать дисциплину.

    Трудиться усердно, не «халявничать».

    Следовать правилам, которые приняты в организации, где нарушитель работает.

    Не сбегать и не пропадать.

    Предупреждать инспекцию о возможной смене места жительства.

Если какую-то из перечисленных обязанностей осуждённый нарушит, инспектор может сообщить об этом суду. Суд в случае неподобающего поведения нарушителя вправе вынести решение об ужесточении наказания.

Если нарушил предписание суда

За отлынивание от труда, халатное отношение к обязанностям либо неявку нарушителю выносят предупреждение. Если предупреждение не убедило гражданина быть более внимательным, исправительная инспекция фиксирует факт злостного уклонения от обязательных работ.

Злостным уклонением законодательство считает невыход на работу без уважительной причины 2 раза или более в течение 1 месяца. Также о злостном нарушении можно говорить, если трудовая дисциплина нарушалась осуждённым минимум дважды за 1 месяц.

Злостное уклонение – отдельное административное правонарушение. За него осуждённому грозят либо штраф в размере от 150 до 300 тыс. рублей, либо административный арест. Замена обязательных работ лишением свободы происходит исходя из следующего расчёта: 1 сутки заключения = 8 часов общественно полезного труда.

Даже если нарушителя обяжут выплатить штраф за уклонение, это не освободит его от необходимости отрабатывать.

Общественные работы как форма наказания – на редкость удачное новшество российского законодательства. Заставить нарушителей работать на благо города куда более справедливо, чем рассадить их по камерам и кормить за счёт налогоплательщиков. В СМИ то и дело появляется информация о том, что перечень нарушений, за которые будут приговаривать к общественному труду, может быть существенно расширен – возможно, уже в скором времени эта мера наказания станет применяться и к «пьяным» водителям.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх