Новое в законодательстве рф об инвалидах

С 01.01.2016 г. вступают в силу основные положения закона 419 ФЗ (от 01.12.2014 г.) о соцзащите таких слоев населения, как инвалиды, то есть имеющих определенные ограничения (физические или умственные, перенесенные в результате болезни, травмы, врожденные). Это позволило создать необходимую правовую базу для создания комфортной, доступной среды людям с ограниченными физическими возможностями.

Эти правила призваны улучшить положение инвалидов. Для работодателей он имеет новые права и обязанности и, в соответствии с трудовым законодательством, прежде всего является измененным предварительным условием увольнения трудящихся-инвалидов. Новый Федеральный закон об участии уже вступил в силу в начале года. В общей сложности четыре этапа услуги для инвалидов будут реорганизованы с целью усиления их участия и самоопределения.

Защита от увольнения: участие лиц с тяжелыми формами инвалидности

Что касается трудового законодательства, то новые нормативные положения в основном обусловлены прекращением действия. На сегодняшний день это также потребовалось, но не было эффективного состояния. Таким образом, увольнение, которое работодатель произносит без предварительного слушания представителей с ограниченными возможностями, является неэффективным.

Ключевые моменты ФЗ 419: 4 главных шага в 2016 г.

Новый закон об инвалидах 2016 года стал более совершенным продолжением ФЗ 181, который до этого года действовал около 15 лет (он был принят 24.11.95 г.) и полностью уже не отвечал реальным условиям и потребностям граждан с функциональными нарушениями, ограничением возможностей. Новый закон предлагает дополнительные гарантии и больше возможностей, вводит новые понятия (например, абилитация), определяет условия получения инвалидности.

Однако на практике могут возникнуть проблемы. Процедура надлежащего участия регулируется только рудиментарно в законодательстве, как, например, крайний срок для мнения представителей с ограниченными возможностями. В этом отношении не совсем ясно, какие процедурные требования должны быть соблюдены для эффективного прекращения.

Новые критерии доступа для интеграции

Затем планируется рассмотреть эти критерии в модельных регионах во всех федеративных государствах. Затем новые критерии доступа должны быть определены федеральным законом до вступления в силу.

«Бюджет для работы» для большего участия в трудовой жизни

Закон направлен на создание альтернатив для людей с ограниченными возможностями для работы в цехе инвалидов. Они должны иметь возможность выбирать, оставаться ли в мастерской, переходить к другому поставщику услуг или перейти на первый рынок труда.

Изменения в порядке для установления инвалидности

Новый Закон об инвалидах устанавливает новый подход в определении инвалидности. Согласно статистическим данным, на начало 2015 г. в России насчитывалось примерно 13 млн инвалидов, среди которых 605 тыс. – это дети. Ранее для установления категории и группы для детей использовались два таких понятия: ограничение жизнедеятельности, степень функциональных расстройств. Но с этого года ребенок просто признается инвалидом, далее назначается индивидуальная восстановительная программа реабилитации или абилитации.

Работодатели, нанимающие людей с серьезными недостатками, получают субсидии в размере до 75 процентов. До сих пор это существовало только в нескольких федеративных государствах. Затраты на необходимый мониторинг на рынке труда принимаются. В настоящее время существует так называемый «бюджет для работы».

Больше денег доступно для работников с ограниченными возможностями, которые работают в мастерской для инвалидов. Пособие по содействию занятости является дополнительной услугой для пособия по безработице для каждого занятого лица с инвалидностью в признанном семинаре.

Группа присваивается в зависимости от степени выраженности функциональных нарушений, их стойкости, то есть для установления используется объективная оценка (согласно разделу III нового ФЗ), которая легко подтверждается при медосмотре. Эта система будет применяться для установления инвалидности не только у детей, но и взрослых, позволяя сделать программу восстановления действительно эффективной.

Больше прав участия в семинарах по инвалидности

В рамках закона также будет больше возможностей для сотрудничества на рабочих совещаниях. Затем представительница женщин представляет интересы женщин на семинарах напротив руководства семинара. Кроме того, работа совета семинара должна быть предоставлена ​​больше прав. Семинар-совет будет иметь право на совместное определение в будущем для вопросов особого значения, таких как заработная плата.

Закон Бразилии о включении инвалидов. Достоинство человеческой личности является основополагающим принципом Республики, и министерство юстиции и гражданства обязано его выполнять. Знание прав людей с инвалидностью является первым шагом в обеспечении их реализации и уважения. Именно в этом духе мы стремимся расширить распространение информации для всего общества по бразильскому законодательству, которое занимается этой темой. Благодаря знаниям граждане могут требовать эффективного применения законов.

Новое понятие «абилитация» и индивидуальные программы

Введенный в действие Закон о социальной защите инвалидов также предлагает новое понятие, ранее не используемое, - абилитация . В отличие от понятия восстановления утраченных способностей, абилитация предполагает формирование способностей и навыков к социальной, профессиональной и бытовой деятельности, которых у пациента нет по ряду причин. Составление на основе этого нового понятия индивидуальных программ дает возможность устранения/компенсации существующих ограничений, нормальную интеграцию пациента в общество.

В последние годы Бразилия добилась больших успехов в расширении прав людей с ограниченными возможностями. На практике это как если бы в Федеральной конституции была целая глава, посвященная инвалидам. Это был первый международный договор, полученный нашей страной в этом состоянии.

Освящая Конвенцию конституционными силами, бразильское государство обязалось внутренне и внутренне устранить барьеры, связанные как с отношением, так и с окружающей средой, что может препятствовать полному и эффективному участию граждан с инвалидностью в обществе на равной основе. с другими людьми. Наш Специальный секретариат по правам инвалидов и всему министерству юстиции и гражданства обязаны координировать, направлять и контролировать разработку мер, направленных на соблюдение положений Конвенции.

В качестве инструментов индивидуальных программ используются следующие методы: санаторно-курортное лечение, реконструктивная хирургия, протезирование, социальная или медицинская адаптация, ЛФК и прочее. Как показывают исследования, абилитация чаще всего необходима детям с нарушениями интеллекта. Это позволяет не только сформировать необходимые бытовые и социальные навыки, но и обеспечить инвалидам нормальную жизнедеятельность.

Это был 15-летний процесс в Национальном конгрессе до вступления в закон 6 июля Закона Бразилии о включении вступил в силу в этом году, но по-прежнему нуждается в регулировании в нескольких пунктах, в том числе в том, что касается включения помощи. Мы продвигаемся вперед, но у нас еще много работы. Одна из наших задач - принять законы бумаги и превратить их в конкретные действия, которые влияют на жизнь людей с ограниченными возможностями. В этом смысле необходимо объединить усилия федеральных, государственных и муниципальных органов власти, а также гражданского общества, частного сектора и судебной и законодательной ветвей власти.

Составление индивидуальных программ, определение медучреждений, оказывающих подобные услуги, ведение отчетности об оказанных мероприятиях регламентируются ст. 1 п. 2, ст. 5, п. 10 ФЗ 419.

Федеральный реестр

Согласно ст. 5, п. 5 нового закона, с 2016 года будут составляться реестры с информацией о всех гражданах с ограничениями жизнедеятельности или функциональными нарушениями, рекомендации по абилитации, реабилитации, предпринятых мерах соцзащиты, включая выплачиваемые денежные средства. Оператором новой системы выступит Министерство Труда, которое и будет получать всю необходимую информацию от медорганизаций и органов исполнительной, региональной власти. В чем выгода внедрения этой программы? Именно она позволит полностью увидеть нужды граждан с ограниченными возможностями, правильно распределять помощь и составлять индивидуальные восстановительные программы.

Нам необходимо еще больше повысить осведомленность о том, что уважение различий способствует равенству и что инвалидность следует понимать как часть человеческого разнообразия. Уравнительные возможности - это не привилегия, а фундаментальное право людей с ограниченными возможностями.

Так называемый бразильский закон о включении инвалидов гарантирует условия доступа к образованию и здоровью и устанавливает наказания за дискриминационные отношения к этой части населения. По данным федерального правительства, в настоящее время около 45 миллионов бразильцев имеют некоторые виды инвалидности. Закон, принятый в июле прошлого года президентом Дилмой Руссефф, запрещает сбор дополнительных сборов за обучение и плату за обучение в частных учреждениях. Новый закон также предусматривает, что любой, кто предотвращает или затрудняет въезд инвалидов в частные планы здравоохранения, будет облагаться штрафом в размере от двух до пяти лет в тюрьме в дополнение к штрафу.

Безбарьерная среда

Еще одним новшеством, которое предлагает Федеральный Закон об инвалидах, является создание безбарьерной среды , то есть необходимых условий для интеграции в социум, доступ к информационной, социальной инфраструктуре. С 2016 года обязательными являются меры для организации комфортных условий для лиц с ограниченными возможностями.

Такое же наказание применяется к тем, кто отказывает в трудоустройстве, отказывается от медицинской помощи или других прав кому-либо из-за их инвалидности. Согласно новому Статуту, компаниям, предоставляющим услуги такси, следует зарезервировать 10% мест для водителей-инвалидов. Предыдущее законодательство уже предусматривало 2% общественных парковочных мест для людей с ограниченными возможностями, но новый закон гарантирует наличие по крайней мере одного парковочного места. Места должны быть правильно маркированы, и транспортные средства должны содержать учетные данные получателя.

Например, световые сигналы светофора обязаны дублироваться звуковыми, в органах местного самоуправления вся требуемая информация инвалидам с нарушениями зрения будет предоставляться на шрифте Брайля, предусмотрено бесплатное сопровождение в общественных местах, беспрепятственное пользование общественным транспортом и другие меры. Порядок таких мероприятий указан в ст. 26, ч. 3, ст. 5, п. 12, ст. 17 (доступ в подъезды многоквартирных домов). Штрафы за невыполнение законодательства в части обеспечения интеграции инвалидов предусмотрены КоАП РФ ст. 9.13.

Законодательство также требует, чтобы 10% общежитий в общежитии и общежитии были доступны и чтобы гарантировалось как минимум одно доступное подразделение. Устав ставит инвалида в центр права, гарантируя ему основополагающее право на жизнь и доступность, обеспечивая также все ресурсы для актов гражданской жизни, а также фундаментальное право на гражданский потенциал, направленное на жизнь автономии и права делать собственные выборы с соответствующими ресурсами и конкретными формами общения, которые отвечают специфике каждого человека с инвалидностью и любой формой общения, будь то мгновение ока, с помощью вспомогательных технологий или бразильского языка сигналов.

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ). Согласно этому документу, государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации прав человека без какой бы то ни было дискриминации.

В этой связи помощь в гражданской жизни была обеспечена путем предоставления инвалидам их ресурсов и поддержки и их выбора в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, - сказал он. По ее словам, из Статута необходимо говорить о функциональности и поддержке, необходимой для осуществления основных прав. Устав, например, изменяет положение статьи 3 Гражданского кодекса, устанавливая, что они абсолютно неспособны без каких-либо различий выполнять гражданскую жизнь в возрасте до 16 лет и отменяет все пункты этой статьи.

Кураторство и право выбора поддержки удовлетворяют потребности людей с ограниченными возможностями. Разумеется, в некоторых ситуациях человек с умственной или умственной недееспособностью может подвергаться кураторству, обеспечиваемому гарантией их наилучших интересов и всегда очень тщательно, для обеспечения того, чтобы этот человек был узаконен и уважался как человек и гражданин. Многодисциплинарная группа по оценке играет важную роль, и для этого необходимо, чтобы Статьи Конвенции и Статута были известны и соблюдались, - сказал он.

В нашей стране уже 15 лет действует специальный закон о правах инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее – закон о защите инвалидов). Однако законодатель решил предоставить этим лицам дополнительные гарантии, и соответствующий закон вступил в силу 1 января 2016 года (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» ; далее – Закон № 419-ФЗ). Информационный портал Dislife рассмотрел, какие нововведения ждут инвалидов в новом году.

По словам адвоката, куратели исключительной и исключительной меры будут приняты только тогда, когда они будут абсолютно необходимы и разумно. Однако многое еще предстоит сделать, чтобы обеспечить наименее благоприятствуемому населению необходимую поддержку для осуществления гражданства наравне с другими людьми. Равенство условий и выравнивание прав являются предпосылками Конвенции и Статута, поскольку необходимо обеспечить, чтобы все лица без ограничений гарантировали свои права от рождения до старения.

По этой причине также важно обеспечить инклюзивное образование в государственных и частных школах, в зависимости от выбора семьи, в качестве предпосылки для осуществления гражданства, самостоятельной жизни и автономии. Это не означает претензию на гомогенизацию; напротив, он гарантирует право на принадлежность к обществу независимо от состояния, - говорит он.

Изменение порядка установления инвалидности

Согласно данным Росстата, по состоянию на 1 января 2015 года в России насчитывалось почти 13 млн инвалидов, в том числе 605 тыс. детей-инвалидов. В настоящее время при установлении им группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» используются два критерия: «ограничение жизнедеятельности» и «степень расстройства функций организма». При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ст. 1 закона о защите инвалидов). С 1 января 2016 года данный критерий не будет применяться при установлении группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» – он останется лишь для целей признания лица инвалидом и составления ему индивидуальной программы реабилитации.

Наконец, она говорит, что для того, чтобы заставить Статут не работать, необходима «социальная приверженность и контроль», но история показывает нам, что обеспечение прав человека для всех людей также является вопросом выживания и задачи всех. Люди с ограниченными возможностями существуют и сегодня повсюду, пространства и сектора общества; это само по себе является прорывом, это не всегда было так. Новый закон дает нам возможность подумать о социальной модели и парадигме права и позволяет нам отойти от модели здравоохранения, которая все еще населяет коллективное сознание, когда мы «лечим» людей с ограниченными возможностями.

Если сегодня группа инвалидности присваивается в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма (п. 7 Правил признания лица инвалидом), то с нового года группа инвалидности будет определяться в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма. Аналогичные изменения коснутся и порядка установления категории «ребенок-инвалид». Дело в том, что установление степени ограничения жизнедеятельности подразумевает субъективную оценку – оценивается способность человека к общению, обучению, контролю за своим поведением и т. п. (разд. III Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы). А вот степень выраженности стойких расстройств функций организма уже можно подтвердить объективно на основе медицинского обследования.

Как право, им следует вести свою собственную жизнь и делать свой собственный выбор, имея доступ ко всем ресурсам, необходимым для этой цели. Статут - это достижение, которое заслуживает того, чтобы его праздновали, - добавляет он. Статут человека с инвалидностью является нормой, которая подразумевает несколько достижений в достойном и равном обращении с агентами любого типа инвалидности. На данный момент он представляет собой аванс. Однако бывает, что в стремлении двигаться вперед любые изменения в логически задуманной системе должны быть хорошо взвешены, чтобы не подразумевать разрывы, которые могут значительно помешать жизни людей, которых пытались защитить.

Правило о применении критерия «ограничение жизнедеятельности», основанного на нозологии [учение о болезни. – Ред.], при установлении группы инвалидности уже давно подвергается критике. Так, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ОП РФ Елена Клочко отметила: «За этим критерием «стоит» только диагноз. При этом непонятно, в какой конкретно помощи нуждается инвалид, и как она ему будет оказываться. Например, указан диагноз «ДЦП», но при одних ДЦП интеллект остается сохранным, при других – происходят интеллектуальные нарушения. Дети с разными формами заболевания требуют предоставления совершенно разного перечня услуг. Например, в одном случае ребенку с ДЦП для получения образования необходимо обустроить специальное место, в другом – прикрепить помощника, а третьем – оказать дополнительную коррекционную помощь». МКФ, основанный на «социальной модели» инвалидности, является более гибким инструментом, чем МКБ, основанный на «медицинской модели» – такие законодательные изменения приняты уже и в международной практике.

Введение понятия «абилитация инвалида»

В Законе № 419-ФЗ появилось новое понятие: абилитация инвалидов. Это система и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (п. 9 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Сегодня в законодательстве есть только понятие реабилитации, которая подразумевает восстановление (полное или частичное) способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (ст. 9 закона о защите инвалидов).

Как и реабилитация, абилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. При этом основные направления абилитации такие же, как и реабилитации: реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональная ориентация, социальная адаптация, медицинская реабилитация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт и др.

По мнению Елены Клочко, введение понятия «абилитация инвалида» абсолютно оправданно. «Раньше государство представляло себе инвалида как человека с сохранным интеллектом, «опорника», преимущественно получившего хорошее образование, чья инвалидность связана с травмами. При этом значительная часть людей с инвалидностью (а особенно детей – до 60% среди них, признаваемых инвалидами в последнее время) имеют нарушения интеллекта. Им как раз и нужна абилитация. Реабилитация – это восстановление утраченных функций, а абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел. Поэтому я приветствую закрепление абилитации на законодательном уровне», – высказалась она.

Появление индивидуальной программы абилитации инвалида

С введением абилитации появится и индивидуальная программа абилитации инвалида. Сегодня, напомним, формируются лишь реабилитационные программы (ст. 11 закона о защите инвалидов). Программа абилитации будет разрабатываться и реализовываться по тем же правилам, что установлены для программ реабилитации. Это означает, что работу над программой абилитации будут проводить бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) (п. 1 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). При этом содержание программы абилитации должно быть доведено до инвалида или его законного представителя в доступной форме.

Бюро СМЭ обязаны будут направлять выписки из индивидуальных программ абилитации инвалидов в государственные учреждения, которые предоставляют необходимые услуги или средства абилитации (п. 10 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Исполнители будут отчитываться о проведенных мероприятиях перед федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В свою очередь федеральные учреждения медико-социальной экспертизы будут обмениваться сведениями с органами службы занятости в целях содействия занятости инвалидов (п. 2 ст. 1 Закона № 419-ФЗ). Разработчики Закона № 419-ФЗ считают, что данные меры позволят повысить обязательность и эффективность выполнения абилитационных мероприятий, предусмотренных программой.

«Мы рассчитываем, что с появлением понятия «абилитация» сотрудники бюро МСЭ будут включать в индивидуальные программы психолого-педагогическую коррекцию и социальную адаптацию», – отметила Елена Клочко. Она рассказала, что в России пока нет поставщиков услуг для этой категории инвалидов, кроме некоммерческих организаций. «Как правило, все они созданы родителями, которым некуда отдать своих детей с интеллектуальными нарушениями, поведенческими расстройствами и тяжелыми сочетанными нарушениями», – поделилась эксперт.

Запуск федерального реестра инвалидов

Эксперты давно высказывались за необходимость создания федерального реестра инвалидов, и вот с 1 января 2016 года он должен появиться (п. 5 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). В данной системе будут содержаться сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятиях, денежных выплатах и иных мерах социальной защиты.

Оператор системы, которым выступает Минтруд России, будет получать указанные сведения от ФСС, ПФР, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и иных организаций.

Кто будет иметь доступ к данным реестра и в каком порядке он будет использоваться, пока не известно – это предстоит определить правительству. К слову, весной 2015 года Минтруд России подготовил и представил два проекта постановления Правительства РФ о порядке формирования, ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений1. Более поздний из них предусматривает, что оператор реестра инвалидов обязан обеспечить свободный доступ к статистическим данным, полученным в ходе обработки сведений из реестра инвалидов, на своем официальном сайте. Кроме того, оператор реестра инвалидов должен ежемесячно проводить сверку сведений, содержащихся в указанном реестре, с информационными ресурсами ПФР на предмет соответствия учетных данных инвалидов. Однако в связи с тем, что оба проекта так и не продвинулись дальше стадии публичного обсуждения, обязанности оператора реестра инвалидов еще подлежат уточнению.

Создание Федерального реестра инвалидов – безусловно прогрессивная вещь, которая должна позволить увидеть нужды людей с инвалидностью. Но уже сейчас специалисты отмечают определенные недостатки реестра. «В федеральном реестре инвалидов будет содержаться информация о нуждаемости человека в технических средствах реабилитации. Это неплохо, но почему бы не указать в реестре нуждаемость во всех услугах? Это позволит государству понимать, в чем будет инвалид с детства нуждаться во взрослом возрасте, сможет ли он получить образование и интегрироваться в социум или ему потребуется социальное сопровождение в течение всей жизни, и т. д.», – задается вопросом Елена Клочко.

Предполагается, что федеральный реестр инвалидов позволит учесть все индивидуальные потребности людей с инвалидностью, начиная с раннего возраста, и подобрать для них наиболее оптимальное образовательное учреждение, а затем и место работы. «Теперь есть надежда, что тех инвалидов, которые не получают реабилитационные услуги или получают их недостаточно регулярно, заново «пересчитают», и им что-то достанется «со скудного стола государственной социальной поддержки» в виде денежных выплат и иных мер социальной защиты», – высказалась президент РОО «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша» Наталья Присецкая.

Развитие безбарьерной среды

Законодатель постарался уделить особое внимание формированию безбарьерной среды – необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. Действующим законодательством предусмотрена обязанность государственных и муниципальных органов обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственное пользование транспортом, а также средствами связи и информации (ст. 15 закона о защите инвалидов). Однако эта обязанность не конкретизирована, что и призван исправить Закон № 419-ФЗ.

Так, с 1 января 2016 года федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм будут обязаны продублировать необходимую для инвалидов информацию на шрифте Брайля, а световые сигналы светофоров – звуковыми сигналами.

Инвалиды, имеющие стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, получат право на бесплатное сопровождение на территории объектов инженерной и транспортной инфраструктур – дорогах, аэропортах, причалах, вокзалах и т. д. Закон № 419-ФЗ предусмотрел также, что у инвалидов должна быть возможность беспрепятственного пользования городскими, пригородными и междугородними электричками, а также беспрепятственный доступ к местам отдыха и предоставляемым в них услугам. Речь идет об оборудовании их пандусами, дублировании информационных табличек на шрифте Брайля, предоставлении бесплатного сопровождающего и т. д.

Важно, что все эти требования распространяются в обязательном порядке только на те объекты, которые с 1 января 2016 года будут введены в эксплуатацию впервые или после реконструкции либо модернизации (ч. 3 ст. 26 Закона № 419-ФЗ). Однако собственники существующих объектов все равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, даже если полностью приспособить объект под нужды инвалидов невозможно. При этом данные меры должны быть согласованы с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района или городского округа.

Собственникам объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур предписано по возможности обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (п. 12 ст. 5 Закона № 419-ФЗ).

По оценкам общественных организаций инвалидов, большинство существующих жилых зданий и помещений не соответствуют требованиям их доступности для инвалидов (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Для решения этой проблемы новый закон возложил на государственные и муниципальные органы обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома для вновь возводимых сооружений (ст. 17 Закона № 419-ФЗ).

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур повлечет, как и сегодня, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 9.13 КоАП РФ).

До принятия Закона № 419-ФЗ основные меры по созданию безбарьерной среды регулировались специальной государственной программой «Доступная среда» на 2011-2015 годы (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297). Эта программа продлена до 2020 года (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297). В следующем году начнется III этап ее реализации – и на данные цели в 2016 году планируется выделить из бюджета почти 48 млрд руб., что на 10 млрд руб. больше, чем в текущем году.

«Будучи депутатом, я тесно взаимодействовал с обществом инвалидов и обществом слепых, работающих на территории городского поселения Видное. Поэтому я не понаслышке знаю, что многие годы проблемы инвалидов не решались, а в советское время их и вовсе не замечали. И только в последнее время началось какое-то «движение». Например, благодаря принятым поправкам ужесточились требования к оборудованию общественных мест, в том числе торговых предприятий. Кроме того, предполагается активная работа по приведению в соответствие с законом о защите инвалидов старых торговых объектов, медицинских и социальных учреждений, дорожно-транспортной системы. Благодаря Закону № 419-ФЗ миллионы людей смогут почувствовать себя полноценными членами общества», – выразил надежду политик, заместитель главы администрации г. п. Видное Роман Харланов.

Алина Михайлова



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх