Уведомление потерпевшего об окончании следственных действий бланк. Объявление участникам процесса об окончании производства следственных действий и разъяснение им права на ознакомление с материалами уголовного дела. Информация об изменениях

П.В.Седельников

Рассматривается порядок действий следователя по уведомлению участников об окончании производства следственных действий, анализируются проблемы правового регулирования указанных правоотношений.

Ключевые слова: уведомление, материалы уголовного дела, участники уголовного судопроизводства, ознакомление с материалами расследования, следователь, неявка для ознакомления.

Государство потребовало компенсацию в размере 243 тысяч крон. Женщина в заявлении утверждала, что полиция не должна была использовать свою силу вообще, потому что в то время она была несовершеннолетней. Справедливость, однако, подчеркнула, что у полиции нет оснований предполагать, что такой случай, как ЧехТек, станет четырнадцатилетней девочкой, которая также выглядела старше.

Средства принуждения не использовались непосредственно против заговорщика, а против толпы лиц, совершивших преступление, что привело к большему материальному ущербу, в то время как заявитель был частью этой толпы, - говорит он. Со стороны полиции в конкретном случае процедура была разумной, суд заключил. В ходе разбирательства женщина не показала, что один из офицеров ударил ее щитом на землю.

Ознакомление участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования является важной гарантией обеспечения их прав и интересов. Реализации данного права предшествует процесс уведомления следователем, дознавателем участников об окончании производства следственных действий. Анализ УПК РФ показывает, что правовое регулирование данных правоотношений нельзя назвать совершенным. Для производства дознания и дознания в сокращенной форме эта деятельность дознавателя законом очерчена фрагментарно. Намного лучше ситуация для предварительного следствия, но и здесь правоприменитель сталкивается с вопросами, на которые закон не дает прямых ответов.

На арендованной земле недалеко от деревни Млынец первые участники начали снижаться до июля. К второму дню количество посетителей технопарка увеличилось до тысячи. Владельцы окрестных участков, после чего техники прибыли на арендованном участке, подали на них уголовную жалобу. Прокурор с судебным экспертом пришел к выводу, что стороны наносят ущерб постороннему делу.

Полиция вмешалась, и технопартия закончилась насилием. В тысячах полицейских использовали слезоточивый газ, лезвия, взрывчатые вещества и водяные пушки. Было ранено 35 техников и 47 полицейских. Полиция проверила инспекцию. Однако большая часть объявлений была отложена - либо из-за чрезмерной общности, либо из-за того, что они не доказали свою вину конкретных полицейских. По словам омбудсмена Отакара Мотейла, люди закона не использовали все возможности для решения ситуации без применения силы.

В настоящей статье предпринята попытка комплексного освещения правоотношений по уведомлению следователем участников уголовного процесса об окончании производства следственных действий при окончании предварительного следствия составлением обвинительного заключения.

Для начала необходимо определить, какие участники по окончании предварительного следствия вправе ознакомиться с материалами уголовного дела. К таковым закон отнес участников, имеющих в деле собственный интерес или представляющих интересы подобных лиц. Согласно ст. 215 УПК РФ это обвиняемый, его защитник и законный представитель; потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Данный перечень нельзя назвать исчерпывающим.

Чешские суды также вовлекли чештек и его последствия. Несколько техников были обвинены в нападении на полицейских, но суды были в основном свободны освобождать имеющуюся информацию или налагали условие, или разбирательство было прекращено. Несколько потерпевших сторон добиваются удовлетворения в судах в гражданском судопроизводстве. Двое из них, Павел Кучарж и Онджрой Холус, которые утверждали, что полиция напала на них и бросила их в машину коптильни, имела право на компенсацию в размере 100 тысяч крон в суде, и министерству внутренних дел пришлось извиниться.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 УПК РФ законный представитель потерпевшего имеет те же права, что и представляемое им лицо, а поэтому также вправе ознакомиться с материалами уголовного дела.

К лицам, имеющим право на ознакомление с материалами расследования, нужно отнести и заинтересованного свидетеля. В силу уголовно-правовых предпосылок такое лицо иногда не может быть признано потерпевшим, однако прямо заинтересовано в результатах расследования. Например, при совершении преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ (Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства), не являющийся соучастником преступления собственник автомобиля, на котором обнаружена подделка номера кузова, не может выступать в качестве потерпевшего. Непосредственно преступлением ему вред не причинен, но очевидно, что результаты расследования напрямую затрагивают его интересы, а поэтому в силу прямого действия ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации <1> подобный свидетель имеет право на ознакомление с материалами уголовного дела. Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно подчеркивали, что объем прав участников не должен зависеть исключительно от наличия у них формального статуса соответствующего участника. В первую очередь необходимо обращать внимание на их сущностное положение по уголовному делу.

В пятницу вечером в субботу в Хомутове на улице Жирковской был убит молодой цыган. Его застрелил человек с законным оружием, и он закончил ссору перед домом, в котором он спал. Сразу после этого в субботу утром или в первой половине дня полиции пришлось выпустить это или очень похожее заявление: В качестве особо тяжкого преступления убийства полиция расследует стрельбу в пятницу в Хомутове, одно из расследований связано с возможностью нападения из-за предрассудков. других лиц на улице Жирковской, независимо от национальности, теперь является главным приоритетом полиции, и мы просим средства массовой информации заботиться о выживших, их родственниках, друзьях и соседях, а не делать ситуацию спекулятивной или препятствовать расследованию. и мнения экспертов, это может занять много времени.

———————————

<1> Часть 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

Форма уведомления участников об окончании производства следственных действий законом установлена только в отношении обвиняемого. Согласно ч. 1 ст. 215 УПК РФ следователь факт уведомления обвиняемого об окончании производства следственных действий и разъяснения ему права на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя должен отразить в протоколе, составленном в соответствии со ст. 166 и 167 УПК РФ. Как правило, такой протокол носит наименование «Протокол уведомления обвиняемого об окончании производства следственных действий», что обусловлено содержанием описываемых в нем действий следователя. Встречаются и другие названия: «Протокол уведомления об окончании следственных действий» (именно так назывался документ в утратившем силу приложении 148 к ст. 476 УПК РФ), «Протокол уведомления об окончании предварительного следствия». Последнее наименование документа является некорректным, так как предварительное следствие по делу еще продолжается, а окончено производство именно следственных действий.

Мы просим общественность и общественность проявить терпение. Но она этого не делала, и обычная окошка событий, в которых оставшиеся в живых без помощи подвергались огромному давлению СМИ и общественности без государственной администрации, встала и помогла объяснить ситуацию.

Он ждет - все ответственные члены обеспокоены тем, приведет ли человеческая смерть к детонатору общественных беспорядков. И они ждут развития ситуации. Когда выживающее событие перегружено, а другие сходят с ума, они расслабляются и двигаются дальше. Однако это не путь к другим, аналогичным трагическим событиям, последствия которых растут и снова с большей интенсивностью приводят к еще одному трагическому событию, проявлениям экстремизма и общественным волнениям. Не говоря уже о влиянии на жизнь людей тех, кто непосредственно пострадал от смерти.

Если при уведомлении обвиняемого присутствуют его защитник, законный представитель, то о факте их уведомления об окончании производства следственных действий и разъяснения права на ознакомление с материалами расследования говорится в одном протоколе с обвиняемым. Составлять отдельный протокол уведомления защитника, законного представителя обвиняемого об окончании следственных действий закон не требует, однако его оформление не будет нарушением УПК РФ.

Вначале необходимо четко заявить: вероятность насилия на почве ненависти, нападение, вызванное гневом, связанным с расой, мнением или отношением жертвы, настолько велико, что полиция и другая государственная администрация должны подходить к этому событию. Даже если следствие позже показало, что причина убийства не была ненавистью, теперь она появляется, и это немедленная реакция всех тех, кто коснулся трагедии или просто жил по соседству. И независимо от того, насколько преступник был в законе, и виновная жертва.

Это вопрос полицейского расследования и справедливого наказания судов. Но это не должно скрывать еще один важный факт, описанный в параграфе выше. И государственные органы должны точно и правильно ответить на ситуацию не только ради благополучия каждого, но и для предотвращения дальнейшей эскалации.

Относительно других участников закон не устанавливает формы уведомления. Как правило, они информируются об окончании производства следственных действий путем направления им письменного уведомления, копия которого приобщается к материалам уголовного дела. Параллельно, для большей оперативности, возможно их уведомление по телефону или с использованием СМС-сообщений. Полагаем, что уведомление путем СМС-сообщений с приобщением к делу документов, фиксирующих факт отправки и доставки СМС-извещения адресату, в настоящее время может являться самостоятельным способом уведомления участников по примеру практики судов общей юрисдикции <2>.

Непосредственные свидетели события, включая детей, не получают немедленной поддержки от психолога. Травма в семьях может быть сокращена. Полиция сообщила об убийстве нейтральным и уверенным образом, но на следующий день, во время спонтанного траура, район был обернут лентой и, прежде всего, оставил охранников с оружием. Она только отпустила ее после групп. Это противоположность тому, что вы должны вызывать сразу после такого события. Близкие, друзья и просто соседи должны знать, что полиция защищает их от возможности другого нападения до эскалации конфликта.

———————————

<2> О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 3 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. N 4. С. 5.

Недопустимо формальное отношение к уведомлению участников. Например, следователь направил по почте уведомление об окончании производства следственных действий 27 числа, а дату ознакомления определил 29. В указанный день участник на ознакомление с материалами уголовного дела прийти не сможет, так как уведомление за столь короткий срок не дойдет до него. В данном случае имеет место нарушение требований ч. 1 ст. 11 УПК РФ. Следователь, хоть и направил уведомление участнику, не создал для него реальной возможности воспользоваться своим правом.

Они остаются отчаянными в одиночестве, незащищенными. Кроме того, тишина мэра Хомутова и руководство города зла. Они также должны помочь с предложением о немедленной помощи жертвам, они являются гражданами их городов. Чтобы показать, что они заинтересованы во всей ситуации и способствуют решению ситуации в пределах своих компетенций. И общаться с общественностью, чтобы помочь понять ситуацию - и сотрудничать. Правительство ближе всего к общению со всеми государственными органами, у которых есть некоторые задачи здесь.

Информация об изменениях

Поэтому было бы хорошо, если бы она взяла на себя роль координатора и помогла обеспечить все, что было необходимо. Это также предотвращает эскалацию в городе, напряженность между группами людей, которые идентифицируют себя либо с жертвой, либо с убийцей. И, наконец, в их руках есть возможное объявление о собрании конгрегации, каким бы оно ни было. И он очень хорошо понимает, почему собирается собираться, и помогать ему делать это хорошо, или если это запрещено.

Ознакомление с материалами уголовного дела — это одно из основных прав участников процесса. Не случайно в судебной практике неознакомление с материалами расследования рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона с вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим, желая снять возможные вопросы в будущем, следователи факт уведомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей об окончании производства следственных действий фиксируют в составляемом ими протоколе по аналогии с уведомлением обвиняемого. Это не противоречит УПК РФ, но и не является обязательным. Следует подчеркнуть, что составляемый в таком случае протокол достоверно подтверждает, что участнику разъяснили его право на ознакомление с материалами уголовного дела, а также отражает волеизъявление участника по поводу его ознакомления.

Муниципалитеты не могут дождаться окончания конфликта. Они должны смягчить это, с эффективной полицейской помощью. Чрезвычайно тяжелая роль - для полиции, городского управления, полевых специалистов. Им не надлежит обвинять себя в их роли. Им решать, что побудило их действовать так, как они.

Это Агентство по социальной интеграции. Но у нее нет такой ситуации. Несмотря на то, что он работает в Хомутове и готовит крупные проекты социальной интеграции в город. И несмотря на то, что год назад она платила и координировала подготовку местных полицейских, как бороться с насилием на почве ненависти и как хорошо общаться с общественностью. Как возможно, что она еще не говорила со всей ситуацией и помогала полиции и самоуправлению в их трудной задаче? Особенно, когда он создан для этой цели в качестве государственного органа и имеет одну из самых важных ролей в кризисных ситуациях в общественной сфере.

Часть 2 ст. 215 УПК РФ предусматривает, что следователь уведомляет об окончании следственных действий защитника, законного представителя обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Нужно признать это требование недостаточным. Следователь должен не только сообщить об окончании следственных действий, но и разъяснить им их право на ознакомление с материалами уголовного дела, указать дату, время и место ознакомления с делом в случае заявления об этом ходатайства. Например, содержание уведомления потерпевшему может выглядеть следующим образом: «Сообщаю Вам, что производство следственных действий по уголовному делу N 535671 окончено. В соответствии с ч. 1 ст. 216 УПК РФ Вы имеете право ознакомиться с материалами уголовного дела при заявлении об этом соответствующего ходатайства. С материалами уголовного дела Вы можете ознакомиться 17 марта 20__ года в служебном кабинете следователя по адресу: г. Омск, ул. Сенная, д. 27, кабинет 327 с 10 до 18 часов».

Не имеет значения, какого участника следователь должен первым уведомить об окончании производства следственных действий. Закон установил только очередность самого ознакомления с материалами уголовного дела для участников.

Обязанность следователя по предъявлению материалов уголовного дела лицам, указанным в ст. 215 УПК РФ, различна. Потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям материалы уголовного дела предъявляются по их ходатайству. Обвиняемого, его защитника и законного представителя следователь знакомит с материалами уголовного дела без каких бы то ни было дополнительно высказанных с их стороны пожеланий. Даже если обвиняемый при составлении протокола уведомления об окончании производства следственных действий выскажется о своем нежелании знакомиться с делом, следователь все равно должен назначить ему дату и время, когда он может к нему прийти для ознакомления с материалами расследования. И напротив, если такое же волеизъявление будет высказано потерпевшим, то это дает право следователю приступить к ознакомлению с материалами дела обвиняемого.

В части 3 ст. 215 УПК РФ закреплены правила, позволяющие избежать затягивания сроков начала ознакомления с материалами уголовного дела. Так, если представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут прибыть для ознакомления в назначенное время, следователь должен отложить ознакомление, но на срок не более 5 суток.

К уважительным причинам, препятствующим явке к следователю на ознакомление с делом, следует отнести: болезнь лица, исключающую его передвижение или делающую невозможным проведение с ним процессуальных действий; болезнь ребенка или другого члена семьи, за которыми требуется постоянный уход, в случае отсутствия возможности осуществления такого ухода другими лицами; наличие малолетнего ребенка при отсутствии возможности оставить его под присмотром других лиц; похороны родственников; стихийные бедствия или явления природы, делающие невозможным явку к следователю; отсутствие транспортной связи между местом проживания лица и местом расположения органа расследования и т.п.

Обязанность информирования следователя о наличии уважительных причин лежит на самих участниках. Поэтому, если участники не пришли в назначенное время на ознакомление с материалами уголовного дела и не уведомили о наличии у них уважительных причин, следователь должен расценивать это как отказ от ознакомления с материалами дела. Это дает ему право приступить к дальнейшим действиям, не дожидаясь истечения 5-суточного срока (например, начать знакомить с делом обвиняемого и его защитника). Факт неявки участника для ознакомления с делом без уважительных причин желательно отразить документально. Об этом может быть сделана отметка на копии уведомления или составлена отдельная справка.

Часть 3 ст. 215 УПК РФ необходимо толковать расширительно относительно круга участников. Хотя в ней не указаны потерпевший, его законный представитель, гражданский истец и гражданский ответчик, все вышесказанное должно относиться и к ним. Иная трактовка правовой нормы ведет к необоснованному ограничению прав названных участников.

Часть 3 ст. 215 УПК РФ оговаривает возможность отложить ознакомление на срок не более 5 суток. Это минимальный срок, в течение которого следователь обязан не приступать к ознакомлению с материалами уголовного дела обвиняемого. По своему усмотрению, исходя из конкретной ситуации, следователь может отложить ознакомление и на большее время, однако при этом он не должен чрезмерно затягивать срок предварительного следствия. В данном случае 5-суточный срок защищает именно следователя, ограждая его от умышленного затягивания времени ознакомления с материалами дела со стороны потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

Например, следователь на 21 мая вызвал потерпевшего для ознакомления с материалами уголовного дела, расследование по которому длилось более 6 месяцев. Последний сообщил, что с делом знакомиться желает, но находится в командировке и сможет явиться только 28 мая. Установленный ч. 3 ст. 215 УПК РФ 5-суточный срок истекает 26 мая, и с этого момента у следователя имеется формальное право приступить к ознакомлению с делом обвиняемого. Однако более правильным в такой ситуации (с учетом сложности уголовного дела, позиции потерпевшего, незначительности превышения 5-суточного срока) будет дождаться возвращения потерпевшего из командировки, после чего ознакомить его с материалами уголовного дела.

Неявка потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенный день не лишает их возможности реализации данного права в последующем. Так, если указанные участники заявят об этом ходатайство уже в момент ознакомления с делом обвиняемого, то следователь должен создать условия для изучения ими материалов расследования. Иное нарушало бы принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 4 ст. 215 УПК РФ в случае невозможности избранного обвиняемым защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела следователь по истечении 5 суток вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника или при наличии ходатайства обвиняемого принимает меры для явки другого защитника. К замене защитника или производству процессуальных действий без его участия необходимо относиться деликатно. Имеются многочисленные случаи признания нарушенным права на защиту обвиняемого, когда следователь в соответствии с УПК РФ по истечении 5-суточного срока принимал меры по замене защитника. При этом суды ссылались на то обстоятельство, что вступивший в уголовное дело новый адвокат в силу незнания материалов расследования, отсутствия налаженного контакта с подзащитным не мог надлежащим образом оказать обвиняемому квалифицированную юридическую помощь <3>. Поэтому установленный срок в 5 суток следует рассматривать как минимальный, а в каждом конкретном случае при определении разумного срока ожидания защитника принимать во внимание сложность уголовного дела, длительность расследования, продолжительность участия в деле адвоката и т.п.

———————————

<3> Об этом подробнее см.: Ларин Е.Г. Деятельность следователя (дознавателя) по обеспечению участия защитника при производстве следственных действий // Законодательство и практика. 2009. N 2. С. 19; Его же. Обеспечение участников уголовного судопроизводства квалифицированной юридической помощью при производстве следственных действий: Учеб. пособие. Омск, 2012. С. 56.

Далее остановимся на ситуации, когда обвиняемый не является на ознакомление с материалами дела. Так, ч. 5 ст. 215 УПК РФ предусмотрено, что если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин, то следователь по истечении 5 суток со дня объявления об окончании следственных действий (т.е. составления протокола уведомления об этом) либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.

Полагаем, что момент, с которого начинается течение 5-суточного срока, должен быть конкретизирован. Обвиняемый может и не знать о дне окончания ознакомления с материалами уголовного дела потерпевшего, а соответственно, по данной причине не явиться на ознакомление. Поэтому за отправную точку необходимо брать дату, на которую следователь назначил обвиняемому начало ознакомления с материалами уголовного дела (при условии, что обвиняемый уведомлен об этой дате). Например, если по уголовному делу нет участников, имеющих право на ознакомление с материалами уголовного дела, кроме обвиняемого, то он может быть уведомлен о дате начала ознакомления с материалами уголовного дела в момент его уведомления об окончании производства следственных действий и составления соответствующего протокола. В тех случаях, когда имеются другие участники, после окончания ознакомления с материалами уголовного дела последнего из них следователь уведомляет обвиняемого о дате, с которой он может начать знакомиться с материалами расследования.

Указанный срок в 5 суток следователю нужно ожидать, если он не располагает никакой информацией об обвиняемом. Когда же ему стало известно о факте заболевания обвиняемого, его нахождении в командировке или о наличии других уважительных причин, то время ожидания нужно увеличить на срок действия уважительных причин.

Необходимо отметить, что названный выше порядок применим к ситуации, когда обвиняемый еще не приступил к ознакомлению с материалами уголовного дела, если же он начал ознакомление с ними, а потом перестал являться, то следователю следует действовать в соответствии с ч. 3 ст. 217 УПК РФ.

1. Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему предусмотренное статьей 217 настоящего Кодекса право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса.

2. Следователь уведомляет об окончании следственных действий защитника, законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

3. Если защитник, законный представитель обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то следователь откладывает ознакомление на срок не более 5 суток.

4. В случае невозможности избранного обвиняемым защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела следователь по истечении 5 суток вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника или при наличии ходатайства обвиняемого принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника в уголовном деле в соответствии со статьей 51 настоящего Кодекса является обязательным.

5. Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин, то следователь по истечении 5 суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства, указанных в части второй настоящей статьи, составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.

Комментарий к Ст. 215 УПК РФ

1. Учитывая богатый опыт прошлого, действующий УПК детально регламентирует завершающий этап предварительного следствия, чтобы предоставить и гарантировать сторонам их законное право обстоятельно подготовиться к будущему судебному процессу, чего нельзя сделать, не зная досконально материалов следствия, а также чтобы пресечь попытки затянуть направление дела в суд. Как показывает практика, такие попытки иногда предпринимаются стороной защиты для того, чтобы добиться истечения сроков содержания под стражей и освобождения обвиняемого (обвиняемых) из-под стражи, что может резко противоречить интересам дела, создавая угрозу его полного развала.

2. Обвиняемый вправе отказаться от ознакомления с материалами следствия, что не является чрезвычайным обстоятельством. Такой отказ должен быть принят и запротоколирован. Он влечет за собой дальнейшее движение уголовного дела в суд без участия обвиняемого. Такие же последствия влечет за собой уклонение обвиняемого от ознакомления с делами, описанное в части пятой комментируемой статьи. Отказ обвиняемого от ознакомления с материалами дела не означает, однако, что эти материалы могут не предоставляться и его защитнику, который в выборе позиции по данному вопросу не связан с позицией своего подзащитного.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх