О чем илиада и одиссея. «илиада» и «одиссея

Для многих поколений вхождение в античность началось и, похоже, неизменно будет начинаться с гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Это первые художественные памятники античности, которые нам известны. Герои поэм давно стали хрестоматийными, близкими нам людьми, нашими духовными спутниками. Их создатель для эллинов был фигурой почти мифической, предметом гордости, олицетворением мудрости и художественного совершенства.

Когда греки говорили «поэт», было очевидно, что имелся в виду Гомер. Он вызывал поклонение как бог. «Илиада» и «Одиссея» были для греков чем-то вроде Библии. С Гомера начиналось образование в античности, им же оно и завершалось. Философ Дион Хризостом («Златоуст») так отозвался, имея в виду поистине неисчерпаемость великих поэм: «Гомер каждому: и мужу, и юноше, и старцу - дает ровно столько, сколько каждый из них в состоянии взять».

Великий философ Платон выразился лаконично: «…Этому поэту Греция обязана своим духовным развитием». Александр Македонский после разгрома Персидского царства завладел огромными сокровищами, среди которых был богатый ларец. В нем великий полководец держал рукопись «Илиады», с которой никогда не расставался. Каждый день он приобщался к ней перед сном; это было его любимое произведение, настольная книга. Из 470 литературных папирусов, обнаруженных в Египте в 1919г., 270 включали в себя отрывки из поэм Гомера.

Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне.

В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое можно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои.

Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями, необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,- мотива, который часто встречается в сказках.

Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену, супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощь многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Аргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказаниях Троянская война.

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов.

Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на какого-то демона-истребителя.

Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора - (3, стр.395-401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских пленников. Еще ему даны черты певца-поэта - (3, стр.186). Наконец, он смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности.

Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью.

Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе.

Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502), где мы видим его как мужа и отца.

Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”.

В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман - (3, стр.383; 2, стр.202). Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных историй.

“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”.

В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных.

Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких лиц больше чем в “Одиссее”.

Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными чертами.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора.

Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей.

По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно.

В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным и несамостоятельным, в чем он сам признается матери. В конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.

В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы Андромахи и Пенелопы.

Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, “убит себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении.

Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и в позднейшие времена.

Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”.

В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное, так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.

Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою ошибку, кается в этом перед Приамом - (2, стр. 173-176). Елена исполнена презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия этого человека.

Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи “детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.

Во втором акте шекспировского «Гамлета» появляется бродячая труппа, и один из актеров, по просьбе принца, читает монолог, в котором троянский герой Эней рассказывает о взятии Трои и о жестокостях победителей. Когда рассказ доходит до страданий старой царицы Гекубы - у нее на глазах осатаневший от злобы Пирр, сын Ахиллеса, убил ее супруга Приама и надругался над его телом, - актер бледнеет и заливается слезами. И Гамлет произносит знаменитые, вошедшие в пословицу слова:

Что он Гекубе? Что ему Гекуба?

А он рыдает…

Перевод Б. Пастернака

Что современному человеку Гекуба, что ему Ахиллес, Приам, Гектор и прочие герои Гомера; что ему их муки, радости, любовь и ненависть, приключения и битвы, отгремевшие и отгоревшие больше тридцати столетий назад? Что уводит его в древность, почему Троянская война и возвращение на родину многострадального и хитроумного Одиссея трогают нас если и не до слез, как шекспировского актера, то все же достаточно живо и сильно?

Всякое литературное произведение далекого прошлого способно привлечь и увлечь человека нового времени изображением исчезнувшей жизни, во многом поразительно не схожей с нашей жизнью сегодня. Исторический интерес, свойственный любому человеку, естественное желание узнать, «что было раньше», - начало нашего пути к Гомеру, точнее - одного из путей. Мы спрашиваем: кто он был, этот Гомер? И когда жил? И «сочинил» ли своих героев или в их образах и подвигах отражены подлинные события? И насколько верно (или насколько вольно) они отражены и к какому времени относятся? Мы задаем вопрос за вопросом и ищем ответа в статьях и книгах о Гомере; а к нашим услугам - не сотни и не тысячи, а десятки тысяч книг и статей, целая библиотека, целая литература, которая продолжает расти и сейчас. Ученые не только обнаруживают все новые факты, имеющие отношение к гомеровским поэмам, но и открывают новые точки зрения на поэзию Гомера в целом, новые способы ее оценки. Была пора, когда каждое слово «Илиады» и «Одиссеи» считали непререкаемою истиной - древние греки (во всяком случае, громадное их большинство) видели в Гомере не только великого поэта, но и философа, педагога, естествоиспытателя, одним словом - верховного судью на все случаи жизни. Была и другая пора, когда всё в «Илиаде» и «Одиссее» считали вымыслом, красивою сказкой, или грубоватою басней, или безнравственным анекдотом, оскорбляющим «хороший вкус». Потом пришла пора, когда Гомеровы «басни» одна за другою стали подкрепляться находками археологов: в 1870 году немец Генрих Шлиман нашел Трою, у стен которой сражались и умирали герои «Илиады»; спустя четыре года тот же Шлиман раскопал «обильные златом» Микены - город Агамемнона, вождя греческого воинства под Троей; в 1900 году англичанин Артур Эванс начал уникальные по богатству находок раскопки на Крите - «стоградном» острове, неоднократно упоминаемом Гомером; в 1939 году американец Блиджен и грек Курониотис разыскали древний Пилос - столицу Нестора, «сладкогласного витии пилосского», неутомимого подателя мудрых советов в обеих поэмах… Список «гомеровских открытий» чрезвычайно обширен и до сего дня не закрыт - и едва ли закроется в близком будущем. И все же необходимо назвать еще одно из них - самое важное и самое сенсационное в нашем веке. В ходе раскопок на острове Крите, а также в Микенах, в Пилосе и в некоторых других местах южной части Балканского полуострова археологи нашли несколько тысяч глиняных табличек, исписанных неведомыми письменами. Чтобы их прочитать, потребовалось почти полвека, потому что не был известен даже язык этих надписей. Лишь в 1953 году тридцатилетний англичанин Майкл Вентрис решил задачу дешифровки так называемого линейного письма «Б». Этот человек, погибший в автомобильной катастрофе три с половиной года спустя, не был ни историком античности, ни специалистом по древним языкам - он был архитектор. И тем не менее, как писал о Вентрисе замечательный советский ученый С. Лурье, «ему удалось сделать самое крупное и самое поразительное открытие в науке об античности со времен эпохи Возрождения». Его имя должно стаять рядом с именами Шлимана и Шампольона, разгадавшего тайну египетских иероглифов. Его открытие дало в руки исследователей подлинные греческие документы того же примерно времени, что события «Илиады» и «Одиссеи», документы, расширившие, уточнившие, а кое в чем и перевернувшие прежние представления о прообразе того общества и государства, которые изображены у Гомера.

В начале II тысячелетия до н. э. на Балканском полуострове появились племена греков-ахейцев. К середине этого тысячелетия в южной части полуострова сложились рабовладельческие государства. Каждое из них было небольшою крепостью с примыкавшими к ней землями. Во главе каждого стояли, по-видимому, два властителя. Властители-цари со своими приближенными жили в крепости, за могучими, циклопической кладки стенами, а у подножья стены возникал поселок, населенный царскими слугами, ремесленниками, купцами. Сперва города боролись друг с другом за главенство, потом, около XV столетия до н. э., начинается проникновение ахейцев в соседние страны, за море. В числе прочих их завоеваний был и остров Крит - главный центр древнейшей, догреческой культуры юго-восточного района Средиземноморья. Задолго до начала ахейского завоевания на Крите существовали государства с монархической властью и общество, четко разделявшееся на классы свободных и рабов. Критяне были умелыми мореходами и купцами, отличными строителями, гончарами, ювелирами, художниками, знали толк в искусстве, владели письменностью. Ахейцы и прежде испытывали сильное воздействие высокой и утонченной критской культуры; теперь, после покорения Крита, она окончательно стала общим достоянием греков и критян. Ученые называют ее крито-микенской.

Землею, постоянно привлекавшей внимание ахейцев, была Троада на северо-западе Малой Азии, славившаяся выгодным местоположением и плодородною почвой. К главному городу этой земли - Илиону, или Трое, - не раз снаряжались походы. Один из них, особенно продолжительный, собравший особенно много кораблей и воинов, остался в памяти греков под именем Троянской войны. Древние относили ее к 1200 году до н. э. - в пересчете на нашу хронологию, - и работы археологов, копавших Гиссарлыкский холм вслед за Шлиманом, подтверждают древнюю традицию.

Троянская война оказалась кануном крушения ахейской мощи. Вскоре на Балканах появились новые греческие племена - дорийцы, - такие же дикие, какими тысячу лет назад были их предшественники, ахейцы. Они прошли через весь полуостров, вытесняя и подчиняя ахейцев, и до основания разрушили их общество и культуру. История обратилась вспять: на месте рабовладельческого государства вновь появилась родовая община, морская торговля заглохла, зарастали травою уцелевшие от разрушения царские дворцы, забывались искусства, ремесла, письменность. Забывалось и прошлое; цепь событий разрывалась, и отдельные звенья обращались в предания - в мифы, как говорили греки. Мифы о героях были для древних такою же непререкаемою истиной, как мифы о богах, и сами герои становились предметом поклонения. Героические предания переплетались друг с другом и с мифами о богах. Возникали круги (циклы) мифов, соединявшихся как последовательностью фактов, лежавших в их основе, так и законами религиозного мышления и поэтической фантазии. Мифы были почвою, на которой вырос греческий героический эпос.

Героический эпос есть у каждого народа. Это повествование о славном минувшем, о событиях первостепенной важности, которые были поворотным пунктом в истории народа. Таким событием (или, по крайней мере, одним из таких событий) оказался великий поход на Трою; сказания о нем сделались важнейшей сюжетною основой греческого эпоса. Но от времени, когда создавался эпос, эти события были отделены тремя, а то и четырьмя веками, и потому к картинам ушедшей жизни, запомнившимся с необыкновенной точностью, присоединялись детали и подробности, заимствованные из жизни, которая окружала неведомых нам творцов эпоса. В самой основе мифа многое оставалось нетронутым, но многое и перетолковывалось на новый лад, в согласии с новыми идеалами и взглядами. Многослойность (а стало быть, и неизбежная противоречивость) изначально была характерной чертой греческого эпоса, а так как он находился в непрестанном движении, число слоев все увеличивалось. Подвижность эта неотделима от самой формы его существования: как и у всех народов, героический эпос у греков был устным творчеством, и письменное его закрепление знаменовало последний этап в истории жанра.

Легендарный древнегреческий поэт Гомер вошел в историю мировой литературы как создатель непревзойденных эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», которые не были записаны почти три века и хранились лишь в народной памяти.

Нет никаких достоверных биографических данных о Гомере, невозможно даже точно сказать, когда он жил. Одни ученые считают, что в XII в. до н.э., вторые - в XI в., третьи - в X в., четвертые - в VII и даже в VI в. до н.э. Трудно точно установить и место, где он жил. Еще в античности популярной была эпиграмма о том, что семь городов спорили между собой за честь называться родиной Гомера:

Семь городов спорили и звались Гомера отечеством:

Смирна, Родос, Колофон, Самалін, Ірос, Аргос и Афины.

В древности Гомера 1 изображали как слепого странствующего певца, который обладал даром провидца и знал все о прошлом и будущем. Древние греки высоко чтили Гомера, только его называли словом «поэт» и употребляли по отношению к нему эпитет «божественный». Платон считал, что Гомер «воспитал всю Элладу».

Гомеровские герои - Ахилл, Гектор, Одиссей, Пенелопа, Андромаха - стали любимцами не только древних греков, но и всех последующих поколений читателей. Скульптурами гомеровских героев украшали античные храмы, сцены поэм изображали на античных вазах, ими украшали оружие. Для античного мира гомеровский эпос был книгой книг, как позже для мира христианского стала Библия. «Илиада» и «Одиссея» служили школьными учебниками не только в Древней Греции, но и в Риме. Герои Гомера были образцами для воспитание детей, а сами поэмы правили за кодекс морали древнего мира.

Распространение гомеровых поэм происходило с помощью аедів - певцов, о которых упоминает сам Гомер (Демодок у Алкиноя, Фемий на Итаке). Позже исполнителями эпоса становились рапсоди, которые уже не импровизировали, а декламировали эпические поэмы в торжественной обстановке на праздниках. Считают, что гомеровские поэмы были записаны в VI в. до н.э. в Афинах особой комиссией, созданной по приказу афинского тирана Писистрата, именно со слов рапсодів.

Николай Гнедич, переводчик «Илиады» русском языке, назвал гомеровский эпос «самой удивительной энциклопедией давности». Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явления реального жизнь и быт греческих племен: в «Илиаде» использован материал военно-героического содержания, а в «Одиссее» - торгово-сказочного. В них говорится о земледелие и скотоводство, о странствиях и изготовление одежды и оружия, о прически и бритье, о военных хитростях и религиозные обряды и т.д. Весь текст поэм насыщенный данным географического, этнографического, астрономического, медицинского и другого характера.

В основу поэм положен троянский цикл мифов. «Илиада» описывает один эпизод из десятого года Троянской войны, а «Одиссея» рассказывает о возвращении домой после окончания войны Одиссея.

Название первой из поэм - «Илиада» - связана с другим названием Трои - Илион, города, который греки десять лет держали в осаде. Судя из названия, поэма должна была бы освещать все события Троянской войны, но поэма описывает только события 51 дня до падения Трои. Также в поэме не освещаются ни причины, ни ход войны. Сюжет поэмы точно определяется ее начальными строками:

Гнев оспівай, о богиня, потомка Ахилла Пелея...

По содержанию «Илиада» является песней о гневе Ахилла, Ахилл является ее главным героем. Немало славных воинов было среди ахейцев - и Аякс и Менелай и Агамемнон, Одиссей, - но не было среди них сильнейшего от Ахилла. Ахилл знает, что ему суждена короткая жизнь, и хочет прожить его так, чтобы о его доблесть вспоминали потомки. Гомер в характере Ахилла подчеркивает не только воинскую доблесть. Более всего Ахилл ставит чувство обязанности: ради мести за смерть друга он готов пожертвовать своей жизнью. Доведенный гибелью Патрокла почти до безумия, оголтело убивая троянцев, Ахилл находит в себе силы остановиться. Тронутый горем отца Гекторового Приама, который умоляет героя отдать ему тело сына, Ахилл не отказывает ему. Ахилл выступает в поэме разным: смелым, отважным, импульсивным, безмерным и в гневе, в отчаянии. Он остро переживает личные обиды, но может забыть о вражду перед лицом большого горя. Он может ошибаться, но всегда признает свои ошибки и готов их исправить. Кое-кто может упрекнуть Ахиллу дезертирство с поля боя, но на те времена Ахилл поступил вполне естественно - он ушел на эту войну на призыв Агамемнона, а тот при всех ахейских воинах опозорил его честь, его чувства собственного достоинства. А честь для тогдашних греков была превыше всего.

Не менее важным героем поэмы является Гектор. Несмотря на то что Гектор - предводитель вражеского лагеря, Гомер изображает его с немалой симпатией. В самые трудные минуты победоносный троянец всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Ему присуще высокое чувство чести, он потерпел всенародной любви и уважения. Гектору трудно думать, что его обвинят в гибели своего народа, поэтому он остается сам на сам на поле битвы, в то время когда все попрятались за стенами города. Ни мольби отца, ни слезные просьбы матери не могут тронуть его: долг превыше всего!

Или ненайтрагічнішою во всей античной литературе является сцена прощания Гектора с Андромахой. Гектор понимает, что он - единственная опора Андромахи, ведь вся ее семья погибла. Если его убьют, кто будет заботиться о ней и их маленького сына? На весах - любовь к женщине и любовь к Родине. И Гектор, как настоящий герой, выбирает Родину.

«Илиада» - поэма о войне, главное внимание в ней уделяется описаниям боев, оружия, военной доблести. Но, несмотря на это, поэма пропитана гуманистическим пафосом. Война - это страшное бедствие, от которого страдают и ахейцы, и троянцы. Даже Зевс у Гомера говорит, что он ненавидит бога войны, а войну характеризует найбрутальнішими эпитетами. Гомер объявляет людей на войне пешками в руках богов. И даже Ахилл, самый отважный и храбрейший среди всех греческих воинов, осуждает троянский поход. Гомер оправдывает только справедливую войну, которая ведется на защиту против нападающих. И поэтому поэт симпатизирует Гектору, который отдает свою жизнь за освобождение Родины.

В отличие от «Илиады», «Одиссея» изображает события мирной жизни. В «Одиссее» рассказывается о возвращении Одиссея на родину, Итаку, которое длилось 10 лет и сопровождалось удивительными сказочными приключениями. Одиссей Побывал в феаков и их царя Алкиноя, в стране лотофагов, у лестригонов, у нимфы Калипсо и волшебницы Кіркеї, которая превратила его спутников в свиней. Одиссей преодолевал такие препятствия, которые не одолел бы больше никто: вырывался из лап сирен, побеждал Сциллу и Харибду, соревновался с самим Посейдоном и Зевсом. Самая интересная приключение Одиссея - победа им одноглазого циклопа Полифема, сына бога морей Посейдона. Когда Одиссей попал в пещеру циклопа, Полифем съел нескольких друзей Одиссея и хотел расправиться и с ним, спросив, как его зовут. Одиссей ответил, что его зовут Никто. Затем Одиссей напоил циклопа вином и снотворным испек ему глаза раскаленным дубиной. Осатанівши от боли и ярости, Полифем начал ловить Одиссея и его друзей, но это ему никак не удавалось. Тогда он стал на выходе из пещеры, ожидая. Но хитрый Одиссей привязал себя и своих спутников к животов баранов и домашние животные выбрался из ловушки. Полифем бросился в других циклопов, чтобы они помогли ему отомстить. На вопрос, кто лишил его глаза, Полифем ответил: Никто. Удивлены циклопы решили, что он сошел с ума, и не помогли ему. Но за сына Одиссею отомстил бог Посейдон. Один за одним Одиссей потерял все свои корабли и всех своих друзей. Немало трудностей еще ждало Одиссея на пути в родной дом. Но и на Итаке не обошлось без приключений, ведь коварные поклонники хотели присвоить его богатство и жену Пенелопу, которая самоотверженно ждала возвращения мужа и охраняла его сокровища. Разными хитростями она оттягивает свой брак с этими «женихами» (пообещав выбрать себе мужа после окончания работы над ковром, она каждый день ткет его, а ночью распускает). Одиссей убирает вид нищего, чтобы разведать, что произошло в его собственном доме. Он убил всех женихов, наказал неверных слуг, встретился с Пенелопой, которая верно ждала его 20 лет, и даже укротил восстание жителей Итаки, направленное против него. В доме Одиссея воцарилось счастье, которое было прервано десятилетней Троянской войной и десятилетними приключениями.

Не избегает Гомер и изображения хозяйственной жизни: здесь и описание пышных садов Алкиноя, и хлевов Эвмея, и хозяйства циклопа Полифема. Знакомимся мы и хозяйственной трудом женщин: Гомер любуется феакійською царевной Навсікаєю, которая вместе с рабынями пере белье в море; воспевает Пенелопу, которая десять лет руководит хозяйством Одиссея; и даже нимфа Калипсо и волшебница Кіркея занимаются домашней работой как простые служанки.

Главный герой «Одиссеи», как Ахилл и Гектор в «Илиаде», также является воплощением идеального героя. Но если Ахилл - олицетворение силы и отваги, то Одиссей - олицетворение мудрости. Гомер еще в «Илиаде» постоянно подчеркивает, что Одиссей «велемудрый». Это именно Одиссей поставил точку в Троянской войне, создав коня, который помог разрушить Трою. Одиссей - незаурядный оратор: вспомним, как он уговаривает Ахиллеса вернуться на поле битвы. Талант дипломата сочетается в нем с большой силой, мужеством, ловкостью, сноровкой в бою. Все эти качества помогли ему выйти невредимым из десятилетних странствий и предотвратить беду, которая грозила его доме. Одиссей привлекает своей преданностью родине, где бы он не был, какими бы прелестями его не соблазняли, он мечтает вернуться на свою маленькую Итаку. Достойна уважения и Одіссеєва любовь к Пенелопе: множество приключений и множество женщин поставили боги на его пути, но даже прекрасная нимфа Калипсо не заставила его забыть о любимую жену. Одиссей удивительно причудливый - эпизоды его бегства от циклопа Полифема, его борьбы с Корью - кеєю, победа им Сциллы и Харибде не хуже страниц современных приключенческих романов.

Гомер воспевает не только героизм Одиссея, но и то, что он все умеет сделать собственными руками, не чурается любой работе. Одиссей выступает в одноименной поэме героем и человеком, преданным отцом и мужем, пламенным патриотом своей родины, маленького островка Итаки.

Героический эпос Гомера обусловил историческое развитие всей европейской литературы. Вергилий не скрывал, что образцом для своей «Энеиды» считал поэмы Гомера; Данте называл Гомера «царем поэтов»; Гете был его духовного спутника все вехи своей жизни; Григорий Сковорода - за первого пророка древних греков. Поэмы Гомера до сегодня вдохновляют писателей, поэтов, композиторов, художников.

____________________________________________________

1 Слово «гомер» по античности имело несколько толкований, а именно: от древнегреческого «омерео» - прохожий, встречный; от древнегреческого «ом-эрос» - заложник; от древнегреческого «омерос» - слепой.

Всемирная история. Том 3 Век железа Бадак Александр Николаевич

«Илиада» и «Одиссея»

«Илиада» и «Одиссея»

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы на основе популярного цикла произведений о войне союзных вождей греческих (ахейских) племен против Трои. Название этих эпических произведений напрямую связано с содержанием поэм. Так название первой «Илиада» происходит от греческого названия Трои-Илион. В «Илиаде» описываются события последнего, десятого, года осады Трои. Это был один из самых тяжелых периодов осады. Поэма начинается описанием ссоры Ахилла с предводителем греческого войска - Агамемноном из-за дележа добычи. Ахилл отказался от участия в сражениях, что привело к победам троянцев. И лишь после гибели своего друга Патрокла, который был убит в бою с Гектором, могучим сыном царя Приама, Ахилл решает вновь принять участие в битвах. «Илиада» заканчивает свое повествование описанием погребения сильнейшего защитника Трои - Гектора, который был убит Ахиллом. Но «Илиада» не рассказывает о событиях как предшествующих войн, так и о первых годах войны с Троей. Она также не доводит рассказ до победы греков - взятия Трои.

«Одиссея» описывает десятилетние скитания одного из вождей ахейцев в Троянской войне - хитроумного Одиссея, царя небольшого острова Итака. Вызвав гнев Посейдона, он не может вернуться и вынужден искать спасения на чужбине. После целого ряда фантастических приключений, преодолев множество опасностей Одиссей возвращается на родину. Здесь он вынужден бороться за свое имущество. С помощью сына Телемаха и верных ему рабов он убивает многочисленных женихов, из знатнейших семей острова, которые добивались руки его жены Пенелопы; таким образом он восстанавливает свои права на правление Итакой. В ней также сообщаются сведения о дальнейшей судьбе ряда героев «Илиады». Таким образом, сюжеты поэм тесно связаны друг с другом одинаковыми героями и единством темы. Однако «Одиссея» не является логическим продолжением «Илиады». К тому же они резко отличаются друг от друга и по характеру изложения. Если в «Илиаде» ярко отображен быт военного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны, то в «Одиссее» поэт рисует главным образом картины мирной жизни древнегреческих племен. Прочие эпизоды троянского цикла излагались в так называемых киклических поэмах, которые оформились в виде песен не ранее 8 века до н. э. и дошли до нас лишь в виде кратких пересказов, упоминаний в произведениях авторов более позднего периода. По всей вероятности, в их основе так же, как и в основе «Илиады» и «Одиссеи», лежали героические песни, сказания, связанные с Троянской войной. Они исполнялись аэдами (певцами), бродившими по земле Древней Эллады, и были очень популярны. Они передавались из поколения в поколение, подобно легендам и мифам, преданиям других народов древности, и со временем были восполнены сказаниями о реальных исторических событиях, своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали. Поэмы передавались устно и лишь в VI в. до н. э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения. И Гомер, который, возможно, являлся аэдом, только собрал и переработал все те сказания, создав на их основе две эпические поэмы исключительного масштаба и выдающихся художественных достоинств.

Исторический материал, вошедший в гомеровское повествование, - отличается большой сложностью. В нем, несомненно, есть элементы, восходящие к микенской эпохе, возможно, даже ко времени более раннему, чем сама Троянская война. Одновременно поэмы являются и произведениями народного творчества: богатый, насыщенный образами и сравнениями язык, великолепные характеристики действующих лиц, сложная композиция являются яркими свидетельствами длительного пути развития греческого героического эпоса. Древние обороты эпического языка, сам образ мира, в котором герои сражаются бронзовым оружием, уводят нас в эпоху ахейских царей микенского периода. Всеми своими корнями эпическая традиция уходила в микенскую культуру. Однако несмотря на то, что влияние традиционного материала очень велико, поэмы не погружены целиком в прошлое, а обращены и к современной эпохе.

При всех условиях и оговорках гомеровский эпос представляет собой важнейший источник, отражающий историческую жизнь Греции не столько микенской, сколько после-микенского периода с характерным для нее преобладанием черт еще родового строя. Для исследователя произведения Гомера являются неоценимыми источниками о жизни и быте эллинов в конце II и начале I тысячелетия до н. э.

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

ОДИССЕЯ ОДИССЕЙ У НИМФЫ КАЛИПСО Изложено по поэме Гомера «Одиссея».Много тяжких бед, много грозных опасностей претерпел герой Одиссей, возвращаясь из-под Трои на Итаку. Всех спутников потерял он в пути, все погибли они, никого из них не пощадил злой рок. После долгих

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

5. «Илиада» Гомера об оскорблении Хриса в начале Троянской войны Как мы уже поняли, Троянская война (она же - Крестовые походы конца XII–XIII веков) произошла вскоре после распятия Христа в Царь-Граде = Трое. Естественно ожидать, что подробные «античные» описания Троянской

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5. «Илиада» Гомера об оскорблении Хриса в начале Троянской войны Как мы уже поняли, Троянская война, она же Крестовые Походы конца XII–XIII века, произошла вскоре после распятия Христа в Царь-Граде = Трое. Естественно ожидать, что подробные «античные» описания Троянской

Из книги Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона автора Боннар Андре

ГЛАВА II «ИЛИАДА» И ГУМАНИЗМ ГОМЕРА Первое великое завоевание греческого народа - «Илиада» Гомера, завоевание поэтическое. Это поэма воинов, людей, посвятивших себя войне в силу своих страстей и по воле богов. Великий поэт рассказывает в ней о достоинстве человека,

Из книги Славянские Боги Олимпа [Историко-лингвистический очерк] автора Мирошниченко Ольга Федоровна

7. «Слово о полку Игореве» и «Илиада» Е. И. Классен в работе «Новые материалы по истории славян и славянорусов» (М. 1854) дал сравнительный анализ «Слова о полку Игореве» и поэмы Гомера «Илиада», считая, что «Илиада», так же, как и «Слово», отражает события русской истории и

Из книги Новые материалы для новейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории Руссов до Рождества автора Классен Егор Иванович

ДРЕВНЯЯ ПИСЬМЕННОСТЬ СЛАВЯНО-РУССОВ, ТРОЯ, ТРОЯНЕ, ИЛИАДА, ОМИР Шлёцер, не обдумавши, утверждает, что Славяно-Руссы девятого века были номады. Не станем опровергать этого мнения голословно, но постараемся привести столько фактов, чтобы достаточно было для убеждения

Из книги Любовные утехи богемы автора Орион Вега

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

«Судьба Одиссея» Трагична не только история, но и судьба отдельного человека. В стихотворении «Судьба Одиссея» «богобоязненный страдалец», в котором легко угадать другое «я» поэта, вынес все испытания, преодолел все препятствия. Он остался мужественным, стойким,

Из книги Советские разведчики в нацистской Германии автора Жданов Михаил Михайлович

Одиссея «Кента» Итак, в Москве с нетерпением ждали первых сообщений от берлинских агентов. Однако станции в Бресте и Минске скоро оказались потеряны в связи со стремительным наступлением немцев. Из Москвы берлинские передатчики были не слышны. Что оставалось делать в

Из книги Древний мир автора Ермановская Анна Эдуардовна

Родина Одиссея Когда феаки наконец доплыли до Итаки, Одиссей крепко спал. Проснувшись, он не узнал родного острова. Его покровительнице богине Афине пришлось заново знакомить Одиссея с его царством. Она предупредила героя, что его дворец заняли претенденты на трон Итаки,

Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс

2. Одиссея С тех пор как король Ричард покинул Святую землю и обратил взор к родной Англии, его история перестала быть эпической и превратилась в личную драму. Теперь уже не столько историки, сколько беллетристы интересовались его жизнью и делами. В это время главным

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

«Илиада» Гомера Ещё в конце XIX века эпическая поэма Гомера «Илиада» считалась поэтическим вымыслом, творчеством народной фантазии. «Илиаду» учили в школах, цитировали, восхищались ею, как художественным произведением глубокой старины, как литературным памятником

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

По следам Одиссея Знаменитая «Одиссея», созданная около VII в. до н. э., считается одним из первых приключенческих романов в истории человечества. Ее автор, слепой певец Гомер, не только имел дар стихосложения, но и прекрасно разбирался в искусстве кораблевождения.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 22. Троянская война в поэме Гомера «Илиада» Величайший поэт Древней ГрецииПосле нашествия северных завоевателей Греция в своем развитии была отброшена назад. Но греки навсегда сохранили память о славном прошлом. Из уст в уста, от отца к сыну передавалось множество

Из книги Легенды и были Невьянской башни автора Шакинко Игорь

Сибирская одиссея Фантастические слухи о неведомых землях на северо-востоке, куда лишь изредка добирались караваны и привозили оттуда меха, золото, серебро, драгоценные камни, доходили еще до древних греков и римлян. Позднее «за Камень» стали проникать дерзкие

ПУТЬ К ГОМЕРУ

Во втором акте шекспировского «Гамлета» появляется бродячая труппа, и один из актеров, по просьбе принца, читает монолог, в котором троянский герой Эней рассказывает о взятии Трои и о жестокостях победителей. Когда рассказ доходит до страданий старой царицы Гекубы – у нее на глазах осатаневший от злобы Пирр, сын Ахиллеса, убил ее супруга Приама и надругался над его телом, – актер бледнеет и заливается слезами. И Гамлет произносит знаменитые, вошедшие в пословицу слова:

Что он Гекубе? Что ему Гекуба?
А он рыдает… [Перевод Б. Пастернака]

Что современному человеку Гекуба, что ему Ахиллес, Приам, Гектор и прочие герои Гомера; что ему их муки, радости, любовь и ненависть, приключения и битвы, отгремевшие и отгоревшие больше тридцати столетий назад? Что уводит его в древность, почему Троянская война и возвращение на родину многострадального и хитроумного Одиссея трогают нас если и не до слез, как шекспировского актера, то все же достаточно живо и сильно?

Всякое литературное произведение далекого прошлого способно привлечь и увлечь человека нового времени изображением исчезнувшей жизни, во многом поразительно не схожей с нашей жизнью сегодня. Исторический интерес, свойственный любому человеку, естественное желание узнать, «что было раньше», – начало нашего пути к Гомеру, точнее – одного из путей. Мы спрашиваем: кто он был, этот Гомер? И когда жил? И «сочинил» ли своих героев или в их образах и подвигах отражены подлинные события? И насколько верно (или насколько вольно) они отражены и к какому времени относятся? Мы задаем вопрос за вопросом и ищем ответа в статьях и книгах о Гомере; а к нашим услугам – не сотни и не тысячи, а десятки тысяч книг и статей, целая библиотека, целая литература, которая продолжает расти и сейчас. Ученые не только обнаруживают все новые факты, имеющие отношение к гомеровским поэмам, но и открывают новые точки зрения на поэзию Гомера в целом, новые способы ее оценки. Была пора, когда каждое слово «Илиады» и «Одиссеи» считали непререкаемою истиной – древние греки (во всяком случае, громадное их большинство) видели в Гомере не только великого поэта, но и философа, педагога, естествоиспытателя, одним словом – верховного судью на все случаи жизни. Была и другая пора, когда всё в «Илиаде» и «Одиссее» считали вымыслом, красивою сказкой, или грубоватою басней, или безнравственным анекдотом, оскорбляющим «хороший вкус». Потом пришла пора, когда Гомеровы «басни» одна за другою стали подкрепляться находками археологов: в 1870 году немец Генрих Шлиман нашел Трою, у стен которой сражались и умирали герои «Илиады»; спустя четыре года тот же Шлиман раскопал «обильные златом» Микены – город Агамемнона, вождя греческого воинства под Троей; в 1900 году англичанин Артур Эванс начал уникальные по богатству находок раскопки на Крите – «стоградном» острове, неоднократно упоминаемом Гомером; в 1939 году американец Блиджен и грек Курониотис разыскали древний Пилос – столицу Нестора, «сладкогласного витии пилосского», неутомимого подателя мудрых советов в обеих поэмах… Список «гомеровских открытий» чрезвычайно обширен и до сего дня не закрыт – и едва ли закроется в близком будущем. И все же необходимо назвать еще одно из них – самое важное и самое сенсационное в нашем веке. В ходе раскопок на острове Крите, а также в Микенах, в Пилосе и в некоторых других местах южной части Балканского полуострова археологи нашли несколько тысяч глиняных табличек, исписанных неведомыми письменами. Чтобы их прочитать, потребовалось почти полвека, потому что не был известен даже язык этих надписей. Лишь в 1953 году тридцатилетний англичанин Майкл Вентрис решил задачу дешифровки так называемого линейного письма «Б». Этот человек, погибший в автомобильной катастрофе три с половиной года спустя, не был ни историком античности, ни специалистом по древним языкам – он был архитектор. И тем не менее, как писал о Вентрисе замечательный советский ученый С. Лурье, «ему удалось сделать самое крупное и самое поразительное открытие в науке об античности со времен эпохи Возрождения». Его имя должно стаять рядом с именами Шлимана и Шампольона, разгадавшего тайну египетских иероглифов. Его открытие дало в руки исследователей подлинные греческие документы того же примерно времени, что события «Илиады» и «Одиссеи», документы, расширившие, уточнившие, а кое в чем и перевернувшие прежние представления о прообразе того общества и государства, которые изображены у Гомера.

В начале II тысячелетия до н. э. на Балканском полуострове появились племена греков-ахейцев. К середине этого тысячелетия в южной части полуострова сложились рабовладельческие государства. Каждое из них было небольшою крепостью с примыкавшими к ней землями. Во главе каждого стояли, по-видимому, два властителя. Властители-цари со своими приближенными жили в крепости, за могучими, циклопической кладки стенами, а у подножья стены возникал поселок, населенный царскими слугами, ремесленниками, купцами. Сперва города боролись друг с другом за главенство, потом, около XV столетия до н. э., начинается проникновение ахейцев в соседние страны, за море. В числе прочих их завоеваний был и остров Крит – главный центр древнейшей, догреческой культуры юго-восточного района Средиземноморья. Задолго до начала ахейского завоевания на Крите существовали государства с монархической властью и общество, четко разделявшееся на классы свободных и рабов. Критяне были умелыми мореходами и купцами, отличными строителями, гончарами, ювелирами, художниками, знали толк в искусстве, владели письменностью. Ахейцы и прежде испытывали сильное воздействие высокой и утонченной критской культуры; теперь, после покорения Крита, она окончательно стала общим достоянием греков и критян. Ученые называют ее крито-микенской.

Землею, постоянно привлекавшей внимание ахейцев, была Троада на северо-западе Малой Азии, славившаяся выгодным местоположением и плодородною почвой. К главному городу этой земли – Илиону, или Трое, – не раз снаряжались походы. Один из них, особенно продолжительный, собравший особенно много кораблей и воинов, остался в памяти греков под именем Троянской войны. Древние относили ее к 1200 году до н. э. – в пересчете на нашу хронологию, – и работы археологов, копавших Гиссарлыкский холм вслед за Шлиманом, подтверждают древнюю традицию.

Троянская война оказалась кануном крушения ахейской мощи. Вскоре на Балканах появились новые греческие племена – дорийцы, – такие же дикие, какими тысячу лет назад были их предшественники, ахейцы. Они прошли через весь полуостров, вытесняя и подчиняя ахейцев, и до основания разрушили их общество и культуру. История обратилась вспять: на месте рабовладельческого государства вновь появилась родовая община, морская торговля заглохла, зарастали травою уцелевшие от разрушения царские дворцы, забывались искусства, ремесла, письменность. Забывалось и прошлое; цепь событий разрывалась, и отдельные звенья обращались в предания – в мифы, как говорили греки. Мифы о героях были для древних такою же непререкаемою истиной, как мифы о богах, и сами герои становились предметом поклонения. Героические предания переплетались друг с другом и с мифами о богах. Возникали круги (циклы) мифов, соединявшихся как последовательностью фактов, лежавших в их основе, так и законами религиозного мышления и поэтической фантазии. Мифы были почвою, на которой вырос греческий героический эпос.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх