Обособленное несогласованное распространенное определение примеры. Как найти обособленные определения: примеры и правила

Если бы люди не украшали свою речь дополнительными определениями или разъясняющими обстоятельствами, она была неинтересной и неяркой. Все население планеты говорило бы в деловом или официальном стиле, не было бы художественных книжек, а детей не ожидали бы перед сном сказочные герои.

Расцвечивает речь именно находящееся в ней обособленное определение. Примеры можно встретить как в простой разговорной речи, так и в художественной литературе.

Понятие определения

Определение является частью предложения и описывает признак предмета. Оно отвечает на вопросы «какой-ая, -ое, -ие?», определяя предмет или «чей-ья,-ье,-ьи?», указывая на его принадлежность кому-либо.

Чаще всего функцию определения выполняют прилагательные, например:

  • доброе (какое?) сердце;
  • золотой (какой?) самородок;
  • яркая (какая?) внешность;
  • старинные (какие?) друзья.

Кроме прилагательных, определениями в предложении могут быть местоимения, обозначающие принадлежность предмета лицу:

  • мальчик забрал (чей?) свой портфель;
  • мама утюжит (чью?) свою блузку;
  • брат отправил по домам (чьих?) моих друзей;
  • отец полил (чье?) мое дерево.

В предложении определение подчеркивается волнистой линией и всегда относится к подлежащему, выраженному существительным или другой частью речи. Эта часть предложения может состоять из одного слова или составлять сочетание с другими, зависимыми от него словами. В этом случае, это предложения с обособленными определениями. Примеры:

  • "Радостная, она сообщила об этой новости". В данном предложении обособленным является одиночное прилагательное.
  • "Огород, зарастающий бурьяном, был в плачевном состоянии". Обособленным определением является причастный оборот.
  • "Довольная успехами сына, мама тайком утирала слезы радости". Здесь прилагательное с зависимыми словами - это обособленное определение.

Примеры в предложении показывают, что разные части речи могут быть определением качества предмета или его принадлежности.

Обособленные определения

Обособленными считаются определения, дающие дополнительную информацию о предмете или уточняющие его принадлежность какому-либо лицу. Смысл предложения не поменяется, если убрать из текста обособленное определение. Примеры:

  • "Мама перенесла ребенка, заснувшего на полу, в его кроватку" - "Мама перенесла ребенка в его кроватку".

  • "Взволнованная первым выступлением, девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену" - "Девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену".

Как видно, предложения с обособленными определениями, примеры которых приведены выше, звучат интереснее, так как дополнительное пояснение передает состояние объекта.

Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными.

Согласованные определения

Определения, которые согласуются с тем словом, качество которого определяют в падеже, роде и числе, называются согласованными. В предложении они могут быть представлены:

  • прилагательным - с дерева упал (какой?) желтый лист;
  • местоимением - с поводка сорвалась (чья?) моя собака;
  • числительным - дайте ему (какой?) второй шанс;
  • причастием - в палисаднике была видна (какая?) зеленеющая травка.

Те же свойства по отношению к определяемому слову имеет обособленное определение. Примеры:

  • "Кратко сказанная (какая?), его речь произвела на всех впечатление". Причастие «сказанная» стоит в женском роде, единственном числе, именительном падеже, как и слово «речь», которое оно определяет.
  • "Мы вышли на улицу (какую?), еще влажную от дождя". Прилагательное «влажную» стоит в том же числе, роде и падеже, что и определяемое им слово «улицу».
  • "Люди (какие?), радостные от предстоявшей встречи с актерами, зашли в театр". Так как определяемое слово стоит во множественном числе и именительном падеже, то и определение согласуется с ним в этом.

Обособленное это показали) может стоять как перед определяемым словом, так и после него или в середине предложения.

Несогласованное определение

Когда определение не изменяется в роде и числе в соответствии с главным словом, оно является несогласованным. Их с определяемым словом связывают 2 способа:

  1. Примыкание - это сочетание устойчивых словоформ или неизменяемой части речи. Например: "Он любит яйца (какие?) всмятку".
  2. Управление - это постановка определения в падеже, которого требует определяемое слово. Часто указывают на признак по материалу, назначение или расположение предмета. Например: "девочка села на стул (какой?) из дерева".

Несколько частей речи могут выражать несогласованное обособленное определение. Примеры:

  • Существительное в творительном или предложном падеже с предлогами «с» или «в». Существительные могут быть как одиночные, так и с зависимыми словами - Ася встретила после экзамена Олю (какую?), в меле, но довольную оценкой. («в меле» - это несогласованное определение, выраженное существительным в предложном падеже).
  • Глагол в неопределенной форме, отвечающий на вопрос «какой?», «что делать?», «что сделать?». В жизни Наташи была одна большая радость (какая?) - родить ребенка.
  • с зависимыми словами. Мы издалека заметили подругу в платье (каком?), более ярком, чем она обычно носит.

Каждое обособленное определение, примеры это подтверждают, может отличаться своей структурой.

Структура определений

По своей структуре определения могут состоять:

  • из отдельного слова, например, обрадованный дедушка;
  • прилагательного или причастия с зависимыми словами - дедушка, обрадованный новостью;
  • из нескольких отдельных определений - дедушка, обрадованный рассказанной новостью.

Обособление определений зависит от того, к какому определяемому слову они относятся и где именно расположены. Чаще всего они выделяются интонацией и запятыми, реже - тире (например, самая большая удача (какая?) - сорвать куш в лотерею).

Обособление причастия

Самое популярное обособленное определение, примеры которого встречаются чаще всего, это одиночное причастие при таком виде определения ставится, если оно стоит после слова, которое определяет.

  • Девочка (какая?), напуганная, молча пошла вперед. В данном примере причастие определяет состояние объекта и стоит после него, поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
  • Картина (какая?), написанная в Италии, стала любимым его творением. Здесь причастие с зависимым словом выделяет объект и стоит после определяемого слова, поэтому также обособляется запятыми.

Если причастие или причастный оборот стоит до определяемого слова, то знаки препинания не ставятся:

  • Напуганная девочка молча пошла вперед.
  • Написанная в Италии картина стала любимым его творением.

Следует знать об образовании причастий, чтобы использовать подобное обособленное определение. Примеры, суффиксы в образовании причастий:

  • при создании действительного причастия в наст. времени от глагола 1 спряжения, пишется суффикс -ущ -ющ (думает - думающий, пишут - пишущие);
  • при создании в наст. времени действительного причастия 2 спр., используют -ащ-ящ (дымит - дымящий, жалят - жалящий);
  • в прошедшем времени действительные причастия образуются с помощью суффикса -вш (писал - писавший, говорил - говоривший);
  • страдательные причастия создаются с добавлением суффиксов -нн-енн в прошедшем времени (придумал - придуманный, обидел - обиженный) и -ем, -ом-им и -т в настоящем (ведет - ведомый, любить - любимый).

Кроме причастия таким же распространенным является прилагательное.

Обособление прилагательного

Одиночные или с зависимыми словами прилагательные обособляются так же, как и причастия. Если обособленное определение (примеры и правило схожи с причастием) стоит после определяемого слова, то запятая ставится, а если до, тогда нет.

  • Утро, серое и туманное, не располагало к прогулке. (Серое и туманное утро не располагало к прогулке).

  • Мама, сердитая, может молчать несколько часов. (Сердитая мама может молчать несколько часов).

Обособление при определяемом личном местоимении

Когда причастие или прилагательное относится к местоимению, то они обособляются запятой независимо от того, где расположены:

  • Расстроенная, она пошла во двор.
  • Они, уставшие, легли сразу спать.
  • Он, красный от смущения, поцеловал ей руку.

Когда определяемое слово разделяют другие слова, обособленное определение (примеры из художественной литературы это демонстрируют) также выделяется запятыми. Например, "Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (М. Горький).

Другие обособления определения

Обособленное определение (примеры, правила ниже) может передавать значение по родству или профессии, тогда они также выделяются запятыми. Например:

  • Профессор, молодой симпатичный мужчина, смотрел на своих новых абитуриентов.

  • Мама, в привычном халате и фартуке, совсем не изменилась за этот год.

В подобных конструкциях несут добавочные сообщения об объекте.

Правила кажутся, на первый взгляд сложными, но если понять их логику и попрактиковаться, то материал хорошо усваивается.

8 класс Дата:

Тема : Обособленное согласованное определение.

Цели урока :

– вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения.

– дать понятие об обособленном определении;

– развивать письменную и устную речь учащихся;

– воспитывать эстетические чувства учащихся.

Оборудование : раздаточный материал, учебник, компьютер, проектор, «Памятка для начинающего бизнесмена», бланк «Банковский счет», сигнальные карточки, презентация.

Тип урока : урок-деловая игра.

Ход урока

І. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задачи урока

– Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важные вопросы. Конечно же, вы поняли, что урок мы проведем в виде деловой игры, а именно: у нас будет заседание бизнес-клуба.

Уважаемые господа, приветствую вас, новое поколение начинающих бизнесменов, на заседании бизнес-клуба, которое состоится в гостях у компании «Обособленные члены предложения». Прошу вас всех внимательно вести деловые записи, быть честными и порядочными при выставлении заработанных баллов, как того требует этикет бизнесмена. А кто скажет, что такое бизнес? (Любой вид предпринимательской деятельности, который дает прибыль.)

Позвольте познакомить вас с «Памяткой для начинающего бизнесмена». (Обращение к висящему на доске плакату.)

    Досконально и всесторонне изучи дело.

    Воспитывай в себе лучшие человеческие качества: честность, порядочность, аккуратность.

    Расширяй свой собственный кругозор.

    Учись грамотно и дружелюбно общаться, работать энергично, творчески.

– Обратите внимание на банковский счет.

Банковский счет

– Вам необходимо напротив обозначенных в счете должностей записать фамилии, т.е. распределить роли. В банковский счет секретарь вносит баллы, заработанные во время игры, напротив фамилии соответствующего участника. Чтобы начать предпринимательскую деятельность, вам надо заработать как можно больше баллов. А зарабатывать их будете благодаря своим знаниям.

ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

    Внимание! Внимание! Начинаем «Аукцион знаний». Отвечает тот, кто первым поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы к учащимся:

– Какой член предложения мы называем определением?

– Какие типы определений мы знаем?

    согласованные,

    несогласованные,

    распространенные,

    нераспространенные,

    приложения.

– Что такое обособление?

– Какие члены предложения могут быть обособленными, чем они выражаются?

– Почему главные члены предложения не обособляются?

– Как обособленные члены предложения выделяются на письме и в устной речи?

2. Работа по повторению с использование стратегии «Под прямым углом». Работа рисунком и предложениями. У каждого учащегося 2 листа: первый – с данным ниже рисунком, второй – с дидактическим материалом.

Дидактический материал

    Уцелело висевшее в простенке зеркальце. (А. Пушкин)

    Дом Кожемякиных раньше был конторою господ Бубновых. (М. Горький)

    Мороз и солнце, день чудесный! (А. Пушкин)

    По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы. (А. Пушкин)

Задание:

– Заполните прямоугольник А на рисунке, запишите известные вам типы определений; в прямоугольник Б выпишите предложения из раздаточного материала, иллюстрирующие каждый тип определений.

Вопросы:

– Обратите внимание на одно из записанных предложений; чем оно отличается от остальных? Есть ли здесь определение? Чем это определение отличается от остальных? Обратите внимание на внешний признак.

(Определение выделено знаками препинания, обособлено.)

– Сформулируйте задачу, которую нам предстоит решить сегодня на уроке. Запишите вопрос урока в прямоугольник «Вывод» стратегии «Под прямым углом».

(Нам предстоит выяснить, когда определения обособляются ).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

– Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания при обособлении определений, надо помнить правила. Используя различные типы определений, и обособленные в том числе, вы обогащаете свою речь, она становится выразительной, эмоциональной.

IV . Объявление темы и цели урока

– Запишите в рабочие тетради дату и тему сегодняшнего урока «Обособленное согласованное определение».

V І. Изучение нового материала.

– Чтобы любая компания процветала, нужно пополнять свои запасы. И мы с вами тоже это сделаем.

    Работа с учебником (теория А, Б).

– Закрепим изученную теорию.

    Работа у доски.

Практическая работа.

Запишите под диктовку предложения. Над определяемым словом поставьте значок х, причастный оборот выделите. Стоимоисть 1 задания – 2 балла.

Озорная тропа , выбитая босыми ногами, уходит в пшеницу. Поглощенный своими заботами, я иду по тропинке лесной. Испуганный внезапным появлением людей, тетерев шумно взлетел и растворился в кроне.

Вывод. Определения обособляются, если: 1) стоят после определяемого слова; 2) выражены причастными оборотами; 3) относятся к личному местоимению.

– Секретаря попрошу отметить работу членов компании.

3. Конструирование предложений

– Часто бывает, что компания нуждается в реконструкции. Что это значит? (Замена ). Мы с вами тоже должны этому научиться. Стоимость 1 задания – 2 балла.

Задание (слайд):

Преобразуйте данные предложения в предложения с обособленными определениями. Попутно объясните орфограммы, работу выполняйте по образцу, сделайте вывод.

1) В горящ…й костер мы стали класть тонкие сухие листья.

2) На дне реки были видны шевел…щиеся водор…сли.

3) Я пр…слушался к звукам журчащ…го ручья.

4) Проходившая девушка пок…залась мне знакомой.

какой? какой?

Слышен шум падающей воды. – Слышен шум воды, /падающей сверху/.

Проверка:

1) В костер, горящий ярко, мы стали класть тонкие сухие водоросли.

2) На дне реки были видны водоросли, шевелящиеся от течения.

3) Я прислушался к звукам ручья, тихо журчащего вдали.

4) Девушка, проходившая мимо, показалась мне знакомой.

Вывод. Чтобы определение стало обособленным, нужно его распространить и поставить после определяемого слова.

– Секретарь отмечает работу компании, а мы получаем следующее задание. Для дальнейшего развития компании нужно еще пополнить запасы знаний.

4. Работа с учебником (теория В)

– Какой солдат не мечтает стать генералом? Какой подчиненный не мечтает быть руководителем? А какой ученик не хочет попробовать себя в роли учителя?

5. Игра «Я учитель» (Слайд)

Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка. Стоимость 1 задания – 2 балла.

    Измученный и продрогший, я едва добрался домой.

    Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна, т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)

    Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

    За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)

V ІІ. Проверка домашнего задания

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с текстом «На далёком Севере» дома, помимо письменного упражнения, нужно было подготовить развёрнутый ответ об условиях жизни и быте ненцев, опираясь на текст, справочные пособия и Интернет.

– За это задание сотрудник тоже получает баллы (5 баллов).

V ІІІ. Закрепление материала .

– Вам понравился Север? Тогда мы продолжим знакомиться с культурой и бытом северных племен, потому что компания «Обособленного определения» нам это предоставляет.

1. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 434. Выпишите определяемые слова вместе с обособленными определениями. По 1 баллу за каждое словосочетание.

– Рабочий день компании подходит к концу и у нас осталось еще одно задание.

2. Творческое задание (слайд). Работа с репродукцией картины молодой русской художницы Татьяны Юшмановой «Весной на Севере...»

Задание:

Составьте небольшой текст-описание с использованием обособленных согласованных определений. Вознаграждение – 5 баллов!

Можно воспользоваться подсказкой (дикий, весенний, задумчивый, пустой, зеленый, прозрачный) .

Сочинения зачитываются на уроке.

ІХ. Подведение итогов. Оценивание работ учащихся.

1. Тестовое задание на диагностику усвоения темы. (Слайд)

Запишите в тетрадях слово «Тест». Если вы согласны с утверждением, то пишете «Да», если не согласны, то «Нет». Оценивается в 5 баллов.

Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…

1) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? (Да)

2) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? (Да)

3) обособляются определения, стоящие после определяемого существительного? (Да)

4) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? (Нет)

5) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (Да)

2. Беседа:

– Что вы узнали сегодня нового на уроке?

– Что повторили?

– Что предстоит узнать?

– Что вам больше всего понравилось?

Х. Домашнее задание (слайд).

Выучить теоретический материал занятия 48,49, упражнение 432 (письменно); прочитать текст на с. 263-264, упр.436 (устно).

По желанию: Написать отзыв о заседании бизнес-клуба: свои впечатления и размышления, используя предложения с обособленными определениями.

Обособление (выделение запятыми) согласованных определений зависит от нескольких факторов:

а) от части речи определяемого (главного) слова;
б) от положения определения по отношению к определяемому (главному) слову - перед главным словом, после главного слова;
в) от наличия дополнительных оттенков значений у определения (обстоятельственных, пояснительных);
г) от степени распространения и способа выражения определения.

Условия обособления согласованных определений

А) Определяемое слово - местоимение

1. Определения, которые относятся к личным местоимениям (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они ), обособляются. Степень распространения определения, способ его выражения (причастие, прилагательное), положение по отношению к главному слову обычно роли не играют:

Я , наученный опытом , буду внимательнее к ней. Усталая , она замолчала, оглянулась. И, утомлённый своим счастьем , он тотчас же уснул.

2. Определения, которые относятся к отрицательным местоимениям (никто, ничто ), неопределенным местоимениям (кто-то, что-то, некто, нечто ), обычно не обособляются, так как образуют с местоимениями единое целое:

С этим романом не сравнится ничто написанное автором ранее . На лице его мелькнуло нечто похожее на улыбку .

Примечания.

1) При менее тесной связи, при наличии паузы после неопределенного местоимения определительный оборот обособляется. Например: И кто-то , вспотевший и задыхающийся , бегает из магазина в магазин (Панова).

2) Прилагательные или причастия с зависимыми словами или без них, связанные с определительным местоимением весь , не обособляются, если прилагательное или причастие выступает в роли главного слова, а местоимение весь - в роли зависимого определения. Например: Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре . (ср.: Опоздавшие на лекцию стояли в коридоре ). Если главным словом является местоимение весь , а определительный оборот поясняет или уточняет его, то такой оборот обособляется. Например: Всё , связанное с железной дорогой , до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (ср.: Всё до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий ).

Б) Определяемое слово - имя существительное

1. Распространенное определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются, если стоят после определяемого существительного. Такие определения обычно не обособляются, если стоят перед определяемым существительным.

Ср.: Поляны , усыпанные листьями , были полны солнца. - Усыпанные листьями поляны были полны солнца; Особенно понравились мне глаза , большие и грустные . - Особенно понравились мне большие и грустные глаза .

Примечания.

1) Не обособляются распространённые и однородные одиночные определения, стоящие после существительного, если существительное нуждается в определении, если без этого определения высказывание не имеет законченного смысла. В устной речи именно на эти определения падает логическое ударение, а пауза между определяемым словом и определением отсутствует. Например: Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (Пушкин). Где-то на этом свете есть жизнь чистая , изящная , поэтическая (Чехов).

2) Одиночное определение, стоящее после существительного, обычно не обособляется. Например: Человеку молодому непонятны тревоги старика . Одиночное определение может обособляться только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение (его можно заменить на придаточное предложение с союзами если, когда, потому что, хотя и др.). В устной речи обособленные одиночные определения обязательно произносятся с паузами. Например: Молодому человеку, влюблённому , невозможно не проболтаться (Тургенев). - Молодому человеку, если он влюблен , невозможно не проболтаться; Люди же, изумлённые , стали как камни (М. Горький). - Люди же стали как камни, потому что были изумлены . Однако такое выделение всегда является авторским (!).

2. Перед определяемым существительным распространённое определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются только в том случае, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (к ним можно задать вопросы почему? вопреки чему? и др.; их можно заменить на обстоятельственные придаточные предложения с союзами потому что, хотя и др.). В устной речи такие определения обязательно выделяются паузами.

Ср.: Всегда весёлые, бойкие , медсестры теперь сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани (Казаков). - Хотя медсестры всегда были весёлыми и бойкими , теперь они сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани.

Однако такое обособление обычно является факультативным, а не обязательным. И в зависимости от интонации (наличие пауз или их отсутствие) одно и то же определение в положении перед главным словом - существительным будет обособленным или необособленным.

Ср.: Раненный в голову , разведчик не мог ползти (Так как разведчик был ранен в голову , он не мог ползти - пауза после существительного в голову ). - Раненный в голову разведчик не мог ползти (пауза после существительного разведчик ).

3. Распространённые и одиночные определения обособляются, если оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находятся ли они перед главным словом или после него).

Например:

1. сердитая , угрюмая , прошлась по комнате (Чехов). Однородные одиночные определения сердитая , угрюмая относятся к существительному Каштанка и отделены от него сказуемыми потянулась, зевнула .

2. Мне навстречу, чистые и ясные , , принеслись звуки колокола (Тургенев). Определения чистые и ясные , словно умытые утренней прохладой стоят перед определяемым существительным звуки , но отделены от него другими членами предложения - сказуемым принеслись .

Обратите внимание!

1) Если обособленное определение стоит в середине предложения, то оно отделяется запятыми с двух сторон.

Поляны , усыпанные листьями , были полны солнца.

2) Определительный оборот, стоящий после сочинительного союза (и, или, а, но и др.), но не связанный с ним, отделяется запятой от союза по общему правилу.

Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая , угрюмая , прошлась по комнате.

Союз и связывает однородные сказуемые и к обособленным определениям отношения не имеет. Определения можно изъять, а союз сохранить: Каштанка потянулась, зевнула и прошлась по комнате . Поэтому запятая ставится после союза и .

Но между союзом (обычно это союз а ) и определительным оборотом запятая не ставится, если при опущении оборота требуется перестройка предложения.

Шар держится на поверхности бассейна, а погружённый в воду , быстро всплывает.

В данном случае нельзя изъять определительный оборот без союза а .

Шар держится на поверхности бассейна, а быстро всплывает.

3) Прилагательное и причастие, связанные с глаголом - сказуемым, являются не определениями, а именной частью сказуемого. Такие прилагательные, причастия не подчиняются названным выше правилам.

Ср.: До шалаша мы добежали промокшие ; Она прибежала из клуба взволнованная и радостная .

Если главные члены предложения - это основа, то второстепенные - это точность, красота и образность. Особенно следует обратить внимание на определения.

Определение как член предложения

Определение относится к слову с предметным значением и характеризует признак, качество, свойство предмета, который называет определяемое слово, отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?" и их падежные формы. Существуют согласованное и несогласованное определение в русском языке.

Например, "Я любил наблюдать за большой красивой птицей белого цвета".

Определяемое слово - «птицей». От него ставится вопрос: "какой?"

Птицей (какой?) большой, красивой, белого цвета.

Определения характеризуют в этом предложении предмет по таким признакам: по размеру, по внешнему виду, по цвету.

Определения "большой, красивой" - согласованные, а "белого цвета" - несогласованное. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?

Определения "большой, красивый " - согласованные, они изменяются при изменении определяемого слова, то есть согласуются с ним в роде, числе, падеже:

  • птица (какая?) большая, красивая;
  • птице (какой?) большой, красивой;
  • птицу (какую?) большую, красивую.

Определение "белого цвета" - несогласованное. Оно не изменится, если изменить главное слово:

  • птица (какая?) белого цвета;
  • птицы (какой?) белого цвета;
  • птицу (какую?) белого цвета;
  • птицей (какой?) белого цвета;
  • о птице (какой?) белого цвета.

Таким образом, можно сделать вывод, что это несогласованное определение. Итак, мы выяснили, чем отличаются согласованные определения от несогласованных. Первые изменяются при изменении главного слова, а вторые не изменяются.

Несогласованные определения со значением материала, из которого сделан предмет

Несогласованные никогда не бывают выражены прилагательными, причастиями, согласуемыми местоимениями. Они чаще всего выражаются именами существительными с предлогами и без предлогов и имеют различные значения признака предмета. Одно из таких значений - «материал, из которого сделан предмет».

Несогласованные определения со значением назначения предмета

Очень часто нужно бывает указать, для чего существует предмет, тогда используются несогласованные определения, имеющие значение «назначение предмета».

Несогласованные определения со значением сопутствующего предметного признака

Если говорится о том, что что-то имеется или что-то отсутствует у предмета речи, то обычно используются несогласованные определения со значением «сопутствующий предметный признак».

Несогласованные определения со значением принадлежности предмета

Широко используются в языке несогласованные определения, выражающие принадлежность предмета или, точнее сказать, отношение предмета к другому предмету.

Разграничение несогласованных определений и дополнений

Так как несогласованные определения бывают выражены именами существительными, то возникает проблема разграничения определений и дополнений. Дополнения также выражаются существительными в и ничем формально не отличаются от несогласованных определений. Различать эти второстепенные члены возможно только с точки зрения синтаксиса. Поэтому необходимо рассмотреть способы разграничения несогласованных определений и дополнений.

  1. Дополнения относятся к глаголам, деепричастиям, причастиям, а определения - к существительным, местоимениям, указывающим на предмет.
  2. К дополнениям мы ставим падежей, а к определениям - вопросы "какой?", "чей?"

Несогласованные определения - местоимения

В роли несогласованных определений могут выступать В таких случаях ставятся вопросы: "чей?", "чья?", "чьё?", "чьи?" и их падежные формы. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных притяжательными местоимениями.

В её окне зажёгся свет (в чьём окне?).

Его подруга не пришла (чья подруга?).

В их саду были самые вкусные яблоки (в чьём саду?).

Несогласованные определения - имена прилагательные в простой сравнительной степени

Если в предложении присутствует прилагательное в простой то оно является несогласованным определением. Оно обозначает признак предмета, который выражен в большей или меньшей степени, чем в другом каком-то предмете. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных прилагательным в простой сравнительной степени.

Дед построил себе дом получше нашего.

Общество делится на людей умнее меня и на тех, кто мне не интересен.

Каждый хочет отхватить кусок больше , чем у других.

Несогласованные определения - наречия

Нередко наречия выступают в качестве несогласованных определений, в таких случаях они имеют значение признака по качеству, направлению, месту, способу действия. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с наречиями.

Послушаем мнение вашего соседа (какого?) слева .

Чуланчик был маленький с дверью (какой?) наружу .

Горница была светлой с окном (каким?) напротив.

Несогласованные определения - инфинитивы

Инфинитив может быть несогласованным определением при существительных, имеющих отвлечённые понятия: желание, радость, необходимость и тому подобными. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с инфинитивами.

Каждый бы понял моё желание (какое?) запечатлеть эти волшебные картины.

В сердце неистребимо живёт необходимость (какая?) любить кого-нибудь.

Дивизия выступит с задачей (какой?) занять высоту на правобережье Днепра.

Каждый должен испытывать радость (какую?) чувствовать себя человеком.

У неё была привычка (какая?) беседовать с кем-то невидимым.

Обособление несогласованных определений в русском языке

Выделение несогласованных определений на письме запятыми зависит от занимаемой позиции и от их распространённости. Не склонны к обособлению несогласованные определения, стоящие непосредственно за определяемым словом - именем нарицательным.

На задворках сада стоял длинный сарай (какой?) из досок .

Старуха подала сметану в плошке (какой?) с отбитым краем .

Девушка (какая?) в голубом платье стояла у входа в парк, ждала кого-то.

В парке (каком?) с чисто выметенными аллеями было пусто и скучно.

Желание (какое?) выжить во что бы то ни стало владело им всё время.

Несогласованные определения, стоящие после главного слова - имени нарицательного, обособляются только в том случае, если необходимо придать ему особую смысловую значимость. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).

В той самой кофте, из серой шерсти, она вышла из комнаты, будто и не было целого года разлуки.

Эту вазу, с отбитым горлышком, я помню с самого детства.

Если несогласованные определения стоят перед определяемым словом, то они чаще всего обособляются. Такие определения приобретают дополнительный обстоятельственный оттенок значения.

В длинном нарядном платье , сестра казалась выше и взрослее.

В длинной юбке и с обнажёнными руками , девочка стоит на сцене и поёт что-то тонким голосом.

Всегда обособляются несогласованные определения, если они относятся к и к имени собственному. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).

Она, с косами до пояса , вышла на середину комнаты и поискала меня глазами.

Марья Ивановна, в белой крахмальной блузке , громко позвала прислугу и велела пришедшей девушке убрать разбросанные вещи.

Оно (солнце), с красно-оранжевым ободком , висело совсем низко от горизонта.

Практическое задание в формате ОГЭ

Среди экзаменационных заданий есть такое, для выполнения которого нужны знания о несогласованных определениях. Чтобы выполнить такое задание, требуется найти предложение, в котором есть несогласованное определение. Далее даётся текст с пронумерованными предложениями, среди которых нужно найти нужное.

Пример 1: Найдите предложение с несогласованным распространённым определением.

1) В комнате было тихо, и долгое время ни мальчик, ни мужчина не прерывали молчание.

2) Через некоторое время отец неожиданно сказал:

3) Слушай, Тимур! 4) Хочешь, я куплю тебе собаку? 5) Овчарку с чёрной полосой на спине.

Пример 2: Найдите предложение с несогласованным обособленным определением.

1) Мать встала совсем близко к Надежде.

2) Она вошла с улицы.

3) В плаще и в белом халате, она показалась Наде другой, чем была два месяца назад.

4) И Надежда, ещё не опомнившись, секунды три смотрела на мать, не узнавая.

5) Она увидела несколько новых морщинок, расходившихся от крыльев носа к уголкам губ.

6) Только взгляд матери остался прежним, таким же, как носила Надежда в сердце.

Пример 3: Найдите предложение с несогласованным необособленным определением.

1) Она сияла от радости.

2) Её сегодня назвали матерью.

3) Разве все соседки не слышали, как эта девочка с тёмными волосами кричала:

5) Девочка поняла, чему радуется тётя.

6) Только сама ещё не понимала, её ли она звала.

Ответы: 1(5), 2(3), 3(3).

Как правило, обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного, Не обособляются определения этого типа, если определяемое существительное само по себе в данном предложении не выражает лексически нужного понятия и нуждается в определении, например: Я не видал человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного (Т.).

Не обособляются также распространенные постпозитивные определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, например: Я сидел погруженный в глубокую задумчивость (П.); Тайга стояла безмолвная и полная тайны (Кор.). Обычно это бывает при глаголах движения и состояния, способных выступать в роли знаменательной связки. Обособляются два и больше постпозитивных одиночных определения, поясняющих имя существительное, например: В воздухе, знойном и пыльном, тысячеголосый говор (М. Г.). Однако обособление двух нераспространенных определений обязательно только тогда, когда определяемому существительному предшествует еще одно определение. Ср.: Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой (Брюс.). - Весенний дух, веселый и беспутный, ходил повсюду (Багр.). Обособляется одиночное постпозитивное определение, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение, например: Люди же, изумленные, стали как камни (М. Г.). Определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения; в этих случаях определение по смыслу связано также со сказуемым и имеет добавочный обстоятельственный оттенок. Например: Вот, встревоженный вихрем, из травы вылетел коростель (Ч.); Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (Шол.). Определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если помимо атрибутивного имеет также обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное), Обособляются всегда определения, относящиеся к личному местоимению; такие определения носят атрибутивно-предикативный характер и имеют добавочное обстоятельственное значение Обособленные несогласованные определения Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются, если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение, например: Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бурками в руке, издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу (Л. Т.). Чаще всего обособляются несогласованные определения при собственном имени, поскольку оно, являясь носителем индивидуального названия, само по себе достаточно конкретно обозначает лицо или предмет, и указание на признак имеет в этом случае характер добавочного сообщения, уточняющего указания, например: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя (П.). То же самое наблюдается при личных местоимениях, которые указывают на известный уже из контекста предмет или лицо, например: Он, с своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отличала его (П.). Часто обособление несогласованного определения служит средством намеренного его отрыва от одного члена предложения (обычно сказуемого), к которому оно могло бы быть отнесено по смыслу и синтаксически, и отнесения к другому (обычно подлежащему), например: Бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле (Т.). Обычно обособляются несогласованные постпозитивные определения, выраженные сравнительной степенью имени прилагательного; в этих случаях часто определяемому существительному предшествует согласованное определение. Например: Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой... (Ч.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Обособленные согласованные определения:

  1. 10. Обособление как синтаксическое явление. Предложения с обособленными членами.
  2. 27. Структурные семантические типы обособленных членов предложения. Особенности и условия обособления членов предложения(синтаксические, морфологические, семантические).
  3. 103. Сущность и значение логической операции определения понятия. Виды определений. Приемы, сходные с определением.
  4. 45 Виды гипотез в реальной структуре правовых норм: казуальные, абсолютно-определенные, относительно-определенные.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх