Образец заявление в комитет за права человека. Жалоба в комитет оон по правам человека в женеве - юридические услуги компании легас. комитет по ликвидации расовой дискриминации

Соблюсти условия: (у каждого комитета –свои)

Основное – исчерпание всех имеющихся внутригос средств правовой защиты.

-жалоба не должна быть анонимной.

-всегда должна быть совместима с положениями того Мд на который ссылается заявитель.

-не должна быть аналогичной той, которая уже рассматривалась.

Только мнения и суждения. Ничего обязательного.

Международные стандарты прав человека. Есть у этого термина два значения. В узком смысле под этими стандартами понимаются те положения международных договоров, в которых закрепляются права человека. В широком смысле под этими стандартами понимаются все положения, закрепленные в международном договоре о правах человека.

Международные стандарты прав человека – это нормативный минимум, закрепленный международным договором по правам человека. Функции международных стандартов:

- констатация права или свободы человека;

- раскрытие содержания того или иного права или той или иной свободы человека;

- ведение пределов реализации права или свободы

- обеспечение защиты прав или свобод

Международные специальные органы по защите прав человека – это механизм, созданный на основе определенного (отдельного) международного договора по правам человека для обеспеченья его выполнения. В настоящее время такие органы существуют на универсальном уровне (комитеты ООН по правам человека):

- комитет по правам человека. Создан на основе международного пакта о гражданский и политических правах

- комитет против пыток. Создан на основе конвенции против пыток 1984 года.

- комитет по ликвидации расовой дискриминации

- комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

- комитет по защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей (РФ не учувствует)

- комитет по правам ребенка на основе конвенции по правам ребенка

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (создание этого комитета не предусмотрено каким-либо международным договором. Но в 1985 году этот комитет был создан на основе резолюции экономического и социального совета ООН для обеспеченья выполнения международного пакта об экономических социальных и культурных правах.

Каждый из первых шести комитетов создан на основе МД, в котором закрепляется: численность. В этих конвенциях закрепляется что они работают в личном качестве. Не представляют интересы какого-либо государства. Все комитеты представляют отчеты в генеральную ассамблею ООН.

Компетенция комитетов. Их можно разделить на следующие группы:

1 – комитеты, которые могут рассматривать индивидуальные жалобы, межгосударственные жалобы и доклады государств. К ним относятся: комитет по правам человека, против пыток, против расовой дискриминации, по защите прав трудящихся эмигрантов.

2 – комитет, который может рассматривать индивидуальные жалобы и доклады государств – комитет по ликвидации дискриминации женщин.

3 – комитеты, которые могут рассматривать только доклады: по правам ребенка, по экономическим социальным и культурным правам.

Итог их работ формирование своего мнения, заключение. Документ будет носить рекомендательных характер.

На региональном уровне действуют:

- комиссия СНГ по правам человека

- европейский суд по правам человека

- межамериканский суд по правам человека

- межамериканская комиссия по правам человека

Европейский суд по правам человека. Общая характеристика

ЕСПЧ представляет собой результат реформирования проведенного после вступления в силу протокола номер 11 конвенции 1950 года. Этот протокол вступил в силу 1.1.1998 года (была ликвидированная Европейская комиссия по правам человека».

Деятельность ЕС регламентирована конвенцией по защите прав человека и 4.11.1998 года был принят регламент суда. Состав: количество судей ЕС соответствует количеству государств-47, входящих в совет Европы. Работают в личных качествах (не в интересах государств) Это должны быть люди высоких моральных качеств, должны соответствовать требованиям, предъявляемым при назначении на высшие судебные должности. Либо должен быть признанным авторитетом в области правоведения. Максимальный возраст 70 лет. Может сложить полномочия и отстранение от должности.

Большая палата -17 судей. Аппеляционная инстанция по отношению к палатам либо рассматривать по существу если палата уступит такое право.

Весь состав суда имеет следующую внутреннюю организацию. Сначала секции. В секция образуются комитеты по три судьи, палаты по 7 судей, комитеты по 3. также в структуру суда входит секретариат, возглавляемый судьей.

Компетенция ЕС. В ст. 19 конвенции 50 года сформулированная цель: обеспечить выполнение приложений к конвенции и протоколов к ней.

Суд может рассматривать индивидуальные жалобы; межгосударственные жалобы. Также может давать консультативные заключения по вопросам толкования конвенции 1950 года и протоколов к ней по запросу комитета министров совета Европы. Суд находится в Страсбурге, Франции. Языки: английский и французский.

Понятие индивидуальной жалобы закреплено в ст34 Конвенции о защите прав человека. Указано, что индивидуальные жалобы могут подавать физические лица, группа физических лиц и неправительственные организации.

Физические лица.

Могут быть и дети любого возраста, и лица, признанные недееспособными…. Любой и каждый, кто подпадает под юрисдикцию государства – участника конвенции. Если нарушение имело место в период пребывания лица на территории соответствующего государства – т.е. на территории государства – участника конвенции.

Применительно к физическому лицу в практике появилось понятие как «непосредственная жертва» - с жалобой в европейский суд по правам человека может обращаться только то лицо, чьи права были непосредственно нарушены.

«Потенциальная жертва»- еще не жертва, но может ею стать. Лицо, права которого еще реально не нарушены, но могут быть нарушены в будущем. В основном такая ситуация связаны с каким либо действующим нормативно-правовым актом, в котором закреплены положения, нарушающие права человека.

«Косвенная жертва» - лицо, права которого нарушаются в связи с нарушением прав потенциальной жертвы. При этом последней нет в живых. К такой категории относились близкие родственники и иные лица, которые имеют прямой правовой интерес в рассмотрении дел по правам человека.

Статус косвенной и потенциальной жертвы устанавливает Европейский суд по правам человека.

Группа физических лиц – жалоба подается лицами применительно к одной и той же ситуации. По поводу нарушения одного и того же права в одной и той же ситуации.

Юридические лица могут защищать всего 1 право в суде – имущественное.

Заявителями могут быть физические лица и неправительственные организации.

Условия приема жалоб. (ст35 Конвенции о защите прав человека)

Исчерпание всех имеющихся внутренних средств правовой защиты. Это требование связано с обращением к судебным учреждениям.

До какого предела необходимо обращаться ко внутригосударственным судебным учреждениям?

Европейский суд установил критерии этих средств:

Средство должно быть доступно. Если этот критерий применять к РФ, то он заканчивается кассационной инстанцией.

Средство должно быть эффективным.

2) Обращаться в Европейский суд необходимо в течение 6 месяцев после вынесения окончательного решения по делу. Датой обращение считается дата, поставленная на штемпеле. До недавнего времени суд был очень категоричен к пропуску 6-месячного срока….Но в последнее время суд стал учитывать обстоятельства пропуска срока.

В ситуация применительно к потенциальной жертве ни 1 ни 2 условие не действует.

Жалоба должна быть совместимой с положениями конвенции и протоколов к ней. В заявлении или жалобе должны быть указаны те права, которые закреплены в конвенции и протоколах к ней.

Нарушение того или иного права или свободы должно иметь место после вступления в силу конвенции или соответствующего протокола для государства против которого жалоба подается. Исключения составляют длящиеся нарушения – нарушения, которые возникли до вступления в силу конвенции и продолжаются после вступления в силу. Но Европейский суд по правам человека будет рассматривать нарушения только после вступления в силу конвенции.

Жалоба не должна быть анонимной. Заявитель должен указать ФИО и адрес. Если заявитель не хочет афишировать свое имя, то он может попросить европейский суд по правам человека не указывать его в названии решения.

Жалоба не должна быть аналогична той, которая уже рассматривалась в Европейском суде по правам человека. Не должна быть аналогична той, которую этот же заявить в одних и тех же самых обстоятельствах и требования отправляет жалобу в европейский суд по правам человека. (исключение – новые обстоятельства)

Жалоба не должна рассматриваться в других межгосударственных органах по защите прав человека.

Жалоба не должна представлять собой злоупотребление правом на подачу жалобы

Процедура рассмотрения индивидуальной жалобы в ЕСППЧ

Жалоба попадает в секретариат, который регистрирует эту жалобу и дальше эта жалоба попадает в одну из секций (в какую - решает председатель суда).

В секции есть несколько комитетов и палат.

По поводу той или иной жалобы назначается судья-докладчик, который исследует жалобу и представленные доказательства. В случае, если каких-то документов не хватает, то докладчик обращается к секретариату и доформировывает дело.

Судья-докладчик представляет свое мнение по жалобе в одном из комитетов. Судьи выслушиваю докладчика и принимают решение (вариантов решения не много).

1 решение – жалоба признается неприемлемой, либо исключается из списка дел, подлежащих рассмотрению. Решение комитета является окончательным и обжалованию не подлежит. Если комитет не признал неприемлемой – то жалоба отправляется в одну из палат. В палате (7 судий) жалоба снова рассматривается на предмет приемлемости. Если признали неприемлемой, то дальше движения не будет. Если жалоба признается приемлемой, то рассматривается по существу. После вынесении решения палаты заявитель в течение 3 месяцев может обратиться в большую палату с просьбой рассмотреть по существу жалобу. В большой палате комитет из 5 судий будет решать вопрос о возможности рассмотрения. Если большая палата отказывает в рассмотрении жалобы, то решение палаты вступает в силу. Если не отказывает, то жалоба рассматривается 17 судьями, и уже их решение является окончательным.

Государству дается 3 месяца для исполнения решения суда.

Вообще суд, рассматривая дело по существу приходит к выводу – нарушено или не нарушено право. Суд констатирует факт нарушения прав. Он не предписывает «устранить нарушение таким то образом» …Он только устанавливает факт нарушения. Более того суд может решить вопрос о справедливой компенсации, который решается в случае, если попросит заявитель. В редких случаях суд сам инициировал рассмотрение справедливой компенсации.

Правовая помощь

В правилах процедуры Европейского суда по правам человека предусмотрено представление правовой помощи – это представление безвозмездной материальной помощи заявителю в случае отсутствия у него достаточных средств для защиты своих интересов в Европейском суде по правам человека.

Для того, чтобы получить такую правовую помощь – заявитель должен заполнить декларацию о доходах, заверенную в компетентных органах (одним не ограничиться). Должны быть указаны все статьи доходов заявителя (доходы могут быть подтверждены налогами), все статьи расходов (коммунальные услуги и прочее…), должны быть указаны все иждивенцы.

Материальная помощь предоставляется на проезд (чтобы присутствовать на своем деле), на оплату услуг адвокатов, на проживание (некоторые средства выделяются и на технические расходы)…. Но все суммы четко зафиксированы.

Послабления

- в налоговой сфере

- в сфере соц обеспечения

Удобный флаг

- избежать налоги (снижение ставки либо отсутсвие).

- социальный пакет упрощен.

Правовой режи открытого моря.

- на судно распростроняется юрисдикция страны флага (принадлежности).

Распростроняется юрисдикция государства.

Искл - военный корабль. В определенный случаях некоторыми правами обладают военные корабли (не обязательно государства флага).

- любой военный корабль имеет право на осмотр коммерческого судна

Образец формы жалобы в Комитет по правам человека ООН

Сообщение на адрес:

Petitions Team

Office of the High Commissioner

for Human Right

United Nations Office at Geneva

1211 Geneva 10, Switzerland

для сообщений в соответствии c:

Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах

  • Конвенцией против пыток или
  • Конвенцией о ликвидации расовой дискриминации

Укажите, пожалуйста, на какую из вышеуказанных процедур вы ссылаетесь: …….

Адрес для получения корреспонденции в связи с этой жалобой: …………

Сообщение представляется:

От имени другого лица: …………

[Если жалоба представляется от имени другого лица:]

Сообщите, пожалуйста, данные о личности этого другого лица:

Фамилия: ………… Имя (имена): …………

Гражданство: ………… Дата и место рождения: …………

Адрес или нынешнее местонахождение: …………

Если Вы действуете с ведома и согласия этого лица, представьте, пожалуйста, предоставленное этим лицом разрешение на подачу Вами этой жалобы: …………

Если Вы уполномочены на это, пожалуйста разъясните характер Ваших отношений с этим лицом: …………

и подробно укажите причину, по которой Вы считаете необходимым представлять эту жалобу от его или ее имени: …………

II. Затрагиваемое государство/нарушенные статьи

Название государства, которое либо является участником Факультативного протокола (если жалоба направлена в Комитет по правам человека), либо сделало соответствующее заявление (если речь идет о жалобах в Комитет против пыток или Комитет по ликвидации расовой дискриминации):

Статьи Пакта или Конвенции, которые, как предполагается, были нарушены:

III. Исчерпание внутренних средств правовой защиты/применение других международных процедур

Меры, принятые предполагаемыми жертвами или от их имени для обеспечения правовой защиты в указываемом государстве от предполагаемого нарушения - укажите подробно процедуры, которые были использованы, включая обращение в суды и другие государственные органы, какие заявления Вы делали, когда и каковы их результаты: …………

Если Вы не исчерпали эти средства правовой защиты на том основании, что их применение неоправданно затягивается, что они не будут эффективными, что они не будут предоставлены Вам или по какой-либо иной причине, пожалуйста, разъясните подробно Ваши доводы: …………

Представляли ли Вы этот же вопрос на рассмотрение в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмотрение Межамериканской комиссии по правам человека, Европейского суда по правам человека или Африканской комиссии по правам человека и народов)? …………

Если да, подробно укажите, какие процедуры были использованы или используются, какие заявления вы сделали, когда и каковы их результаты: …………

IV. Изложенные в жалобе факты

Изложите подробно в хронологическом порядке факты и обстоятельства предполагаемых нарушений. Включите все вопросы, которые могут иметь отношение к оценке и рассмотрению Вашего конкретного дела. Пожалуйста, разъясните, каким образом, по Вашему мнению, изложенные факты и обстоятельства нарушают Ваши права:

………………………………

………………………………

[Пропуски в различных разделах данного образца сообщения указывают лишь на то, что Ваши ответы необходимы. Вы можете излагать свои ответы настолько подробно, насколько это необходимо.]

V. Перечень вспомогательных документов (копий, не оригиналов, которые прилагаются к жалобе):

– Письменное разрешение (если Вы представляете жалобу от имени другого лица и не разъясняете каким-либо иным образом отсутствие конкретного разрешения):

– Решения внутренних судов и властей по Вашей жалобе (желательна также копия соответствующего национального законодательства): …………

– Жалобы и решения в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования: …………

– Любые документы или иные имеющиеся в Вашем распоряжении свидетельства, которые подтверждают изложенные Вами в Части IV факты Вашей жалобы, и/или Ваши доводы о том, что изложенные факты представляют собой нарушение Ваших прав: …………

Если Вы не приложили вышеуказанную информацию и ее потребуется запросить непосредственно у Вас или если сопутствующая документация не представлена на рабочих языках секретариата, на рассмотрение Вашей жалобы может потребоваться больше времени.

У каждого гражданина нашей страны есть свои права и свободы. Соблюдать их должны не только другие граждане, но и предприятия, государственные органы и органы власти.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если этого не делается, то можно обращаться к уполномоченному по правам человека в России.

Главные аспекты

Основной целью деятельности Уполномоченного по правам человека является обеспечение соблюдения в полной мере всех законных и конституционных прав и свобод, которые имеет каждый гражданин России.

Он независим, то есть, не находится в подчинении ни у одного государственного органа.

Он не отчитывается за свою деятельность ни перед одним из должностных лиц. Напрямую подчиняется Президенту РФ.

Уполномоченный осуществляет свою деятельность всегда. Даже введение в стране и на её территории военного или чрезвычайного положения, не прекращает и не приостанавливает деятельность Уполномоченного.

Ничто не может ограничить его компетенцию на территории РФ.

В течение всего срока своей деятельности, Уполномоченный имеет неприкосновенность.

То есть, он не может быть:

  • арестован;
  • задержан;
  • привлечён к судебной ответственности;
  • подвергнут обыску.

Как обратиться

Обращаться к Уполномоченному нужно только письменно. Устной формы жалобы в России не предусмотрено.

Жалоба должны быть написана грамотно, с соблюдением правил русского языка и деловой переписки.

Унифицированной формы жалобы не существует, но необходимо придерживаться норм и правил, указанных в ст. 7 Закона № 59-РФ.

Подача претензии на имя Уполномоченного не лишает гражданина права подачи такой же претензии, но в другие надзорные и контролирующие органы.

Обратиться можно:

Кто имеет право

Обратиться к Уполномоченному может:

Что входит в его компетенцию

У Уполномоченного по правам человека в РФ есть свои права и обязанности. В его компетенцию входит:

В рамках своей компетенции, Уполномоченный имеет следующие полномочия:

В компетенцию Уполномоченного не входит рассмотрение жалоб на решения палат Федерального Собрания РФ.

Видео: как обратиться к Уполномоченному по правам человека

Как написать жалобу уполномоченному по правам человека

Когда человек решил написать жалобу на имя Уполномоченного, он должен ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к обращениям граждан. Они указаны в ст. 7 Закона 59-ФЗ.

Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, она должна быть:

  1. Подана в письменном виде.
  2. Может быть написана от руки, а может быть напечатана на компьютере.
  3. Отправлена любым доступным способом.
  4. Отвечающей требованиям русского языка и деловой переписки.
  5. Должна быть подписана заявителем. Анонимные жалобы не рассматриваются.

Какие требования предъявляются к заявлению

В статье 7 Закона № 59-ФЗ приведены основные требования к письменным обращениям от граждан.

В этой статье сказано, что бумага должна содержать в себе:

Полное правильное название «Уполномоченному по правам человека в РФ» можно также указать и ФИО – Москалькова Татьяна Николаевна. Если жалоба подаётся уполномоченному в конкретном субъекте федерации, то нужно указать название субъекта, а также его ФИО
Сведения о заявителе полностью ФИО, адрес места и контактная информация.
  • почтовый адрес для направления почтовых отправлений;
  • действующий адрес электронной почты для направления электронных уведомлений;
  • актуальный номер мобильного телефона, для быстрой связи
Название документа в данном случае, это «жалоба». Также нужно указать причину её подачи. Например, «жалоба на бездействие органов местного самоуправления» или «жалоба уполномоченному по правам человека трудовые права»
«Тело» жалобы здесь нужно изложить только актуальную и достоверную информацию
Объективные причины для подачи при возможности, изложенные сведения должны быть подтверждены документами
Дата подачи и подпись заявителя а также её расшифровка

Если жалобу от лица заявителя подаёт его представитель, то последний должен иметь на руках нотариальную доверенность, а её реквизиты необходимо указать в «шапке» документа.

Способы подачи обращения

Подать жалобу можно несколькими способами:

Лично посетив приёмную по права человека по адресу г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 Через секретаря можно передать претензию. Но, нужно проследить, чтобы секретарь правильно зарегистрировал входящий документ. Для этого нужно составить 2 идентичных экземпляра жалобы. Секретарь на обоих ставит дату приёма документа на регистрацию, а также номер входящего документа. Один экземпляр остаётся у жалобщика, а второй – отправляется на рассмотрение
Почтовым отправление по адресу 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 Саму жалобу и прикладываемые к ней документы, необходимо отправить заказным письмом с уведомлением. Когда уведомление вернётся обратно заявителю, в нём будет указана дата принятия письма и подпись того сотрудника, который его принял. Уведомление выкидывать не нужно, оно является доказательством того, что письмо доставлено по адресу. Если обращение подаётся на имя Уполномоченного по субъекту федерации, то направлять нужно по другому адресу
Через официальный сайт На официальном сайте http://ombudsmanrf.org/ . Уполномоченного работает онлайн-приёмная для граждан
Через социальные сети Уполномоченный имеет аккаунты во всех известных соцсетях, работающих на территории РФ.
  1. «Живой журнал» — http://ombudsman-rf-ru.livejournal.com/ .
  2. «ВКонтакте» — https://vk.com/id54619837 .
  3. «Твиттер» — https://twitter.com/ ombudsmanrf .
  4. «YouTube» — https://www.youtube.com/user/Ombudsmanrf .

Но такое обращение будет носить больше консультационный характер

По телефону «горячей линии» или с помощью факса Но это не жалоба, а консультация с оператором

Образец претензии

Для того чтобы правильно оформить жалобу на имя Уполномоченного, нужно иметь перед глазами наглядный пример. Образец жалобы можно скачать .

Сроки рассмотрения

Как только жалоба будет передана Уполномоченному, он должен в течение 10 дней оповестить заявителя о своём решении относительно неё.

Если будет принято решение в отказе от принятия жалобы к рассмотрению, то заявитель должен быть уведомлён в письменной форме. Отказ должен быть мотивирован.

Срок рассмотрения зависит от того, сколько времени понадобиться Уполномоченному для того, чтобы сделать все запросы, изучить все материалы и провести проверки госорганов.

Заявитель должен быть информирован о «судьбе» своего обращения и обо всех передвижениях жалобы.

Ответ уполномоченного по правам человека на жалобу должен быть направлен заявителю тем способом, который указан в обращении.

Какие документы должны быть приложены

Заявитель должен подтвердить все те обстоятельства, которые он изложил в своей жалобе. Поэтому он обязан приложить документы, подтверждающие его слова.

В зависимости от того, что является предметом поданного на имя Уполномоченного обращения, к нему можно приложить:

Копии всех ранее поданных претензий в различные госорганы
Если оспаривается какой-то нормативный акт то его копию
Документы, подтверждающие обстоятельства нарушения прав пример — если речь идёт о нарушении трудовых прав, то нужно приложить:
  • копию трудового договора;
  • копию трудовой книжки со всеми записями;
  • копию жалобы в инспекцию по труду и копию ответа;
  • копию обращения в прокуратуру и копию ответа;
  • иные документы
Подача жалобы Уполномоченному не сопровождается оплатой пошлины, поэтому прикладывать квитанцию не нужно

Принятые решения

Законы и государство

Вымогательства должностных лиц узаконено, невозможно? Анафема или джихат? Политическое убежище или репрессии?Бесполезность у.п.к.или животным закон не писан? Кровавые взятки.Ст.2 Конституции-ст.300УК.РФ.Бичь нынешней ситуации РФ.При расследовании вымогательства УФСКН с меня 200тыс.руб.следователь при прокуратуре Асташов признал,что с меня вымогали и по этой причине начальник СБ УФСКН провёл меня по УФСКН и каждому дал указание:"Это Скибин-его расстрелять",что УФСКН выполняло в течение 10 лет.Если бы меня оправдали-УФСКН бы меня расстреляло.Мою девушку Лавлинскую Оксану Владимировну89202260169...

Всем известна дружба Тарасова Василия Николаевича и Лебедева В.М.после аварии в Гане. Разное

Заявление.(Обжалование постановления прокурора Центрального района Хромых). Коррупционное дело замяли за взятки. На меня напали кавказцы.Возбудили уголовное дело по ст.162ч.2УК.Следователь Чернова Наталья89601008929.Начальник отдела Пытьев89994353190.Дело(09163648)Они оказались сотрудниками полиции:Караев А.Ю.Хандохов Черим Хачимович,Арипшев Резван Валерьевич и Томазов Руслан Мухадинович и начали мстить через УФСКН Каракчиева А.Б.и Тарасова Петра Николаевича,которые меня избили 03.06.09.,подкинули наркотики при свидетелях Белозерских84732537214 и Ковалеве 89155860836 и начали вымогать...

Заявление Разное

Не здороваюсь. Заявляю себя Божественным созданием, Человеком, Животворящей Женщиной. Присвоила себе такие имена как Ладага, Ансуз, Tegbir Kaur. Являюсь бенефициаром и учредителем личности Анна Алексеевна Махорина. Заявляю себя Живой. Требую опубликовать все скрытые апокрифы. Требую перевести все причитающиеся мне денежные средства на момент рождения данные и по сей день умножающиеся, через моего Мужа, Родом сватанного - Божественное Создание, Человека, Мужчину, Tegbir Singh, являющегося представителем Рода на Гее, учредителем и бенефициаром личности Дмитрия Анатольевича Махорина. Банк: Ф...

Гость 1 год 9 месяцев

Председатель Генеральной Ассамблеи Антонио Гутеррес,



Ваши превосходительства,
Дамы и господа,
обращаюсь к Вам Я Человек Людмила Валентиновна Абраменко с личным заявлением, и прошу Вас, уважаемый Председатель Генеральной Ассамблеи Антонио Гутеррес зачитать настоящий документ пред всеми Уважаемыми главами правительств. Сложившаяся ситуация и обстоятельства не терпят отлагательства.
На основании Всеобщей декларации прав человека (Принятой 217 А(Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года), Международного...

Гость 1 год 9 месяцев

Председателю Генеральной Ассамблеи Антонио Гутеррес,

Г-н Председатель Генеральной Ассамблеи Антонио Гутеррес,
Уважаемые главы государств и правительств,
Ваши превосходительства,
Дамы и господа,
обращаюсь к Вам Я Человек Анатолий Оттович Ольберг с заявлением, и прошу Вас, уважаемый Председатель Генеральной Ассамблеи Антонио Гутеррес зачитать настоящий документ пред всеми Уважаемыми главами правительств.
Обстоятельства не терпят отлагательства.
На основании Всеобщей декларации прав человека (Принятой 217 А(Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года), Международного пакта о гражданских и...

Обновлено 02.02.2018 12:05

Предисловие

Настоящее статья подготовлена в рамках осуществления Региональной программы «Демократия, управление, участие» Регионального бюро для Европы и СНГ Программы развития ООН.

Соблюдение и обеспечение прав человека Программа развития ООН (далее ПРООН) рас­сматривает как компонент и необходимое условие устойчи­вого человеческого развития, и более эффективное использование существующих международных институтов в обла­сти прав человека может содействовать достижению этой цели.

Конституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные институты по правам челове­ка, как, например, статья 46 Конституции России или статья 55 Конституции Украины. На юридическом языке это отра­жает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный инте­рес всего международного сообщества. Между тем пред­ставления граждан о таких институтах и возможностях об­ращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства стано­вится то, что эффективность использования таких институ­тов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежно­стью наступает разочарование в любых международных ин­ститутах и инструментах по правам человека. Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инстру­ментами, ими нужно уметь пользоваться.

Широко известным и эффективным инструментом явля­ется, например, Европейский Суд по правам человека, одна­ко он доступен для граждан лишь немногих стран Содружества. Для большинства же возможно обращение и апелля­ция к институтам системы ООН, членами которой являются все государства бывшего СССР. Настоящая статья опи­сывает правила обращения в наиболее, пожалуй, известный и авторитетный из них - Комитет по правам человека, со­зданный в соответствии с Международным пактом о граж­данских и политических правах.

Из текста статьи читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие стра­ны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собст­венно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы. Как же обстоит дело с участием стран СНГ в этих договорах?

К середине лета 1999 года к Пакту присоединились все страны СНГ, за исключением Казахстана, а к факультатив­ному протоколу не присоединились также Молдова и Азербайджан. Отметим здесь, что участие или неучастие в том или ином договоре является свободным политическим ре­шением суверенного государства и трудно говорить о пря­мой зависимости между соблюдением в стране прав челове­ка и ее членством в международных договорах, Так, к Фа­культативному протоколу не присоединились многие стра­ны традиционной демократии, как, например, Швейцария, Великобритания, Япония, США. Тем не менее доступ граж­дан к международным институтам защиты прав человека может быть оценен только положительно, как расширение круга гарантий их прав и свобод. Для государств, пережива­ющих переходный период, это может быть особенно важно. В силу этого обстоятельства следует ожидать, что по мере последовательно демократического развития стран Содру­жества возможность обращаться в Комитет по правам чело­века получат все граждане стран СНГ, даже если в настоящее время конкретное государство не является участником Пакта и Факультативного протокола.

Введение

В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый международный документ, гарантирующий каждому человеку основные права и свободы. И хотя Декларация налагала на государства только моральные и политические, а не правовые обязательства, она оказала существенное влияние на внутреннее законодательство и практику государств. Поэтому по сей день на нее ссылаются как политики, так и обычные люди. А дата провозглашения Декларации - 10 декабря - празднуется во всем мире как Международный день прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генеральной Ассамблеей Орга­низации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года, а всту­пил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифици­ровали 35 государств (ст. 49). Сегодня к Пакту присоедини­лось более 130 государств со всех континентов.

Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установ­ленные в Пакте, каждому человеку: как своему граждани­ну, так и иностранцу, пребывающему на его территории. За­коны и другие правовые акты должны соответствовать по­ложениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуаль­ные решения, - например, прокурор, суд, орган админист­рации - обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека стоит международный орган: Комитет по правам человека.

В Пакте установлены две процедуры международного контроля:

а) государство обязано систематически представлять Ко­митету доклады о претворении в жизнь положений Пакта (ст.40);

b) государство может направить в Комитет сообщение о нарушении другим государством прав человека (ст. 41).

Возможностью такого сообщения до сих пор не восполь­зовалось ни одно государство.

Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жа­лоб урегулирована в Факультативном протоколе к Между­народному пакту о гражданских и политических правах. Термин «факультативный» означает, что государство, кото­рое ратифицировало Пакт, может - но не обязано - рати­фицировать Протокол. На сегодняшний день сторонами Протокола являются более 80 государств.

Ратификация Факультативного протокола открывает пе­ред гражданами данного государства, а также иностранца­ми, пребывающими на его территории, возможность обра­щаться с жалобами в Комитет по правам человека.

Генеральная Ассамблея ООН приняла также Второй Фа­культативный протокол к Международному пакту о граж­данских и политических правах, отменяющий смертную казнь в ратифицировавших его государствах.

Комитет по правам человека

Комитет состоит из 18 членов, избираемых государства­ми. Члены Комитета являются независимыми; они не могут получать никаких рекомендаций или указаний ни от государств, ни от ООН или других международных органов. Ко­митет не является судебным органом, тем не менее процеду­ры подобны судопроизводству.

Комитет по правам человека работает на сессиях, прохо­дящих два раза в год. В результате - учитывая большое ко­личество поступающих жалоб - контрольное производство является довольно продолжительным (практически длится минимум 1,5 - 2,5 года). Комитет принимает решение боль­шинством голосов, в присутствии не менее 12 членов.

Комитет по правам человека находится в Женеве (см. Приложение. Образец индивидуальной жалобы).

Заявитель

С жалобой (Термин «жалоба» означает «сообщение» в понимании Факультативного протокола) в Комитет по правам человека могут обра­щаться только индивидуальные лица. Таким правом не об­ладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на терри­тории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным орга­ном одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означа­ет, что с жалобой может обратиться непосредственно по­терпевшее лицо, которому в результате нарушения прав че­ловека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа­трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан­ные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномочен­ного (например, адвоката), который должен представить Ко­митету по правам человека соответствующую доверенность.

Предмет жалобы

Жалоба может касаться только индивидуального реше­ния, вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, га­рантированные в Пакте. Это может быть, например, реше­ние административного органа, прокурора, судебное реше­ние и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или дру­гого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не име­ет права проверять соответствие внутреннего законода­тельства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественнос­ти, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные об­винения в плохом обращении с заключенными, о погрешно­стях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения опре­деленных прав человека в отношении конкретного лица.

Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперати­вы, ассоциации и т.п.

Жалоба может касаться только решений государствен­ных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. по­сле вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой да­ты, если нарушение прав человека продолжается.

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Это нижеследующие права:

Право на жизнь (ст. 6).

Включает также принципы вынесения решений и приве­дения в исполнение смертной казни, помилования и изме­нения наказания.

Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.

Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аре­сту.

Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).

Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совер­шеннолетним и несовершеннолетним.

Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обяза­тельства (ст. 11).

Право на свободное передвижение по территории госу­дарства и выбора местожительства, а также право поки­дать любую страну (ст. 12).

Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).

Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.

Принцип презумпции невиновности и запрещение об­ратной силы уголовного законодательства (ст. 15).

Защита личной и семейной жизни, неприкосновеннос­ти жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).

Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

Свобода слова (ст. 19).

Запрещение пропаганды расовой, национальной или ре­лигиозной ненависти (ст. 20).

Право на мирные собрания (ст. 21).

Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).

Права супругов и семьи (ст. 23).

Права ребенка (ст. 24).

Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).

Права лиц, принадлежащих к национальным меньшин­ством (ст. 27).

Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Приведенный выше перечень прав и свобод должен сыг­рать роль путеводителя по Пакту (см. Приложение). Преж­де чем написать жалобу, следует внимательно ознакомить­ся с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограни­чения. Комитет не принимает жалоб, касающихся наруше­ния прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образо­вание.

Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутрен­ние средства обжалования, предусмотренные националь­ным законодательством. Так, в судебных делах следует об­жаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В адми­нистративных делах следует обратиться в вышестоящий ор­ган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, реше­ние следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет не­обходимости использования чрезвычайных или исключи­тельных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).

Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное реше­ние (вступившее в законную силу судебное решение). При­чиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совер­шенно исключительных случаях Комитет рассматривает жа­лобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).

Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия го­сударственным органом окончательного решения не уста­новлено.

2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это озна­чает, что, например, содержание жалобы не может быть ос­корбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажны­ми обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.

3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривался другим международным органом, например Европейским Судом по правам че­ловека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами од­ного и того же содержания в различные международные ор­ганы.

Жалоба должна содержать следующее:

1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профес­сию, дату и место рождения, адрес;

2) указание на государство, против которого подается жалоба;

4) статьи, которые, по мнению заявителя, были наруше­ны;

5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комите­та по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контроль­ную процедуру (образец индивидуальной жалобы - см. При­ложение).

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:

Первый завершается решением о приемлемости жало­бы;

Во втором выносится решение по существу - были ли нарушены (или нет) права человека,

Вся процедура осуществляется в письменном виде. Про­цедура носит конфиденциальный характер. Лицо, обраща­ющееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.

Комитет по правам человека отклоняет жалобу - даже без уведомления о ней соответствующего государства, - если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу за­интересованному государству.

В назначенный Комитетом срок государство представля­ет ему объяснения, а также информацию и документы, свя­занные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения го­сударства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом эта­пе разбирательства Комитет может обратиться к подавше­му жалобу за предоставлением дополнительной информа­ции или разъяснений. Комитет принимает решение о не­приемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирает­ся предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих до­кументов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государ­ство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагиру­ет на напоминания, Комитет принимает решение на основа­нии документации, полученной от подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные пра­ва человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответ­ствующее государство и подавшего жалобу. Решение Коми­тета является окончательным.

Комитет по правам человека, констатируя, что государст­во нарушило права человека, указывает на решения (дейст­вия), которые квалифицирует как нарушение, а также соот­ветствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только неко­торые.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обра­щается к государству с призывом предпринять соответст­вующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освобо­дить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также - правда, редко, - что сама конста­тация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует об­ратить внимание, что возмещение или компенсация при­суждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто ос­тается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ­ный контроль, имеет политическую и моральную обязан­ность подчиниться решению Комитета. Практически так по­ступает большинство государств.

Комитет назначает по каждому делу срок - как правило, 180 дней, - в течение которого государство должно пред­ставить информацию о мерах, принятых для выполнения ре­комендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Коми­тет ежегодно назначает также специального докладчика, ко­торый оценивает предпринятые государствами меры в поль­зу жертв нарушения прав человека.

Комитет помещает в своем ежегодном докладе - кото­рый является официальным документом ООН - информа­цию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдель­ными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили по­давшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.

Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на меж­дународной арене, а гарантирование прав человека.

ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ

The Human Rights Commitee В Комитет по правам человека

C/o Office of the United Nation Бюро Верховного
High Commissioner for комиссара Объединенных
Human Rights Наций по правам человека
8-14 avenue de la Раiх 8-14 avenue de la Раiх
1211 Geneva 10 1211 Женева 10
SWITZERLAND Швейцария

Представляется на рассмотрение в соответствии с Фа­культативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Фамилия................................. Имя (имена) ………………………………………………….

Гражданство......................... ..Род занятий ………………………………………………….

Дата и место рождения.............................……………………………………………………

Постоянный адрес.....................................……………………………………………………

Иной адрес для получения конфиденциальной корреспон­денции (если отличается от постоянного адреса)

Сообщение представляет:

a) жертва нарушения или нарушений, перечисленных

b) назначенный представитель/адвокат

предполагаемой жертвы (жертв)

с) иное лицо

  1. 1)в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы /жертв (напр., указать родственную связь или другие лич­ные связи с предполагаемой жертвой /жертвами):

…...

  1. 2)почему жертва (жертвы) не имеет (не имеют) возможнос­ти сама (сами) представить сообщение:

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Третье лицо, не имеющее родственных и любых других свя­зей с жертвой (жертвами), не может представить сообще­ние от его (их) имени.

II. Информация о предполагаемой жертве (жертвах), если она (они) не является (являются) автором (авторами) сообщения

Фамилия................................. Имя (имена) .................................………………………….

Гражданство.......................... Род занятий.................................………………………….

Дата и место рождения................................................................………………………….

Нынешний адрес или местонахождение.................................……………………………

III. Государство, которого касается жалоба. Нарушенные статьи Пакта. Внутренние средства правовой защиты

Название государства-участника (страны) Международно­го пакта и Факультативного протокола, против которого на­правляется сообщение:

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

Статьи Международного пакта о гражданских и политичес­ких правах, которые, как представляется, были нарушены:

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

Внутренние средства правовой защиты, которые были ис­черпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или другие государственные орга­ны; когда и с каким результатом (по возможности, прило­жить копии всех соответствующих судебных или админист­ративных решений):

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

Если внутренние средства правовой защиты не были исчер­паны, объяснить почему:

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

IV. Другие международные процедуры

Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соот­ветствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмот­рение Европейского Суда по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

V. Приводимые в жалобе факты

Подробное описание фактов предполагаемого нарушения или нарушений (с указанием соответствующих дат): (Добавить столько страниц, сколько необходимо для этого описания.)

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх