Обязанности инспектора по пожарной безопасности. Пожарный инспектор. Обжалование результатов проверки

Положение о пожарном надзоре 290 подробно разъясняет, как организуется на местах государственный пожарный надзор, описываются права и обязанности инспекторского состава. Документ конкретизирует обязанности работников ГПН от нижестоящих органов до вышестоящих. Постановление утверждено Правительством России 12 апреля 2012 года.

ГПН в лице своих инспекторов предупреждает, выявляет и пресекает нарушения в сфере пожарной безопасности, проводя проверки. Проверяют инспектора, как проводят свою деятельность субъекты хозяйствования, в каком состоянии сооружения, орудия труда, транспортные средства, соблюдают ли проверяемые закон. Во время таких рейдов сами работники государственного пожарного надзора должны соблюдать законы РФ.

Компетенция органов

Согласно Постановлению № 290 о функциях федерального государственного пожарного надзора к компетенции ГПН относятся:

  • организация и проведение выездных проверок;
  • предварительное расследование причин пожаров;
  • составление админпротоколов;
  • статистическая отчётность;
  • сотрудничество с органами власти на всех уровнях;
  • рассмотрение жалоб, относящихся к их сфере деятельности.

Работники ГПН могут участвовать в судебных делах, если речь идёт о возмещении ущерба вследствие пожара. Организацией государственного пожарного надзора предусмотрены свои печати и свои бланки.

Осуществлять деятельность в сфере надзора имеют право инспекторы, начиная от главного государственного и заканчивая рядовыми сотрудниками.

Права и обязанности инспекторов

Согласно Постановлению инспекторы имеют право проверять деятельность субъектов хозяйствования, состояние сооружений, орудий труда, транспортных средств на предмет соответствия требованиям закона.

Положение о пожарном надзоре разрешает им посещать любую территорию и любые объекты, но только в том случае, если у них имеется удостоверение и заверенная руководителем копия распоряжения.

Проверять объект может только тот человек, чья фамилия указана в документе. В рамках контроля разрешено проводить различные исследования и экспертизы, если нужно, привлекать к расследованиям сторонних экспертов.

Существуют и другие права, описанные в законе о государственном пожарном надзоре.

Главные инспекторы и их заместители в рамках этого Постановления имеют право назначать проверки и принимать в них участие, вызывать лиц, причастных к пожарам, для дачи показаний, отменять незаконные предписания, принятые нижестоящими инспекторами.

Главный государственный инспектор РФ в рамках Положения имеет право инициировать разработку пожарной документации, утверждать инструкции, касающиеся работы инспекции, согласовывать предписания о пожарной охране на различных подведомственных объектах.

Что касается обязанностей, то должностные лица госпожнадзора должны выполнять действия по выявлению или пресечению пожаров, придерживаться в своей работе законов РФ, осуществлять проверку, если на то имеется распоряжение руководства.

Нельзя запрещать проверяемому субъекту присутствовать во время рейда, отвечать на его вопросы. С результатами рейда субъект должен быть ознакомлен, ему нужно выдать соответствующий документ, нельзя ущемлять права проверяемых субъектов, требовать документы, которые не относятся к пожарной охране.

Если инспекторы во время проведения проверок превысили свои полномочия, то они понесут за это наказание в соответствии с законами Российской Федерации. Платить им за их работу не нужно, они находятся на государственном финансовом обеспечении.

О проведении проверок

Согласно нормативному документу о госпожнадзоре инспекторы имеют право проводить как плановые, так и неплановые проверки. Такие рейды, как правило, выездные. Одни лишь документы не проверяют.

Внеплановые

Внеплановые рейды инспекция обязана согласовать с органами прокуратуры. Если внеочередная проверка проводится по факту поступившей жалобы, то её согласовывать с прокурором не следует.

В этом случае в правоохранительные органы лишь отправляется уведомление о проведении рейда. Правда, сделать такое уведомление необходимо в течение 24 часов.

План проверок составляют в конце года, а публикуют в январе наступившего. Проверяемого за 3 рабочих дня оповещают о том, что к нему собирается инспектор.

Оповещение может быть послано даже электронной почтой. Для включения объекта в ежегодный план за основу берётся дата ввода в эксплуатацию или дата последнего визита.

Внеплановые рейды согласно положению о пожарном надзоре также проводятся с предварительным уведомлением, но субъекта предупреждают за 24 часа. Если внеочередная проверка проводится по жалобе, то о ней могут и не предупредить.

Проверяемым запрещено препятствовать действиям инспекции, разумеется, если они совершаются в рамках федеральных законов и этого Постановления.

Разглашать сведения о жалобщике инспектор не имеет права, если человек предоставил органам пожарного надзора важную информацию, указал свою фамилию и попросил об анонимности.

Проверяемые объекты хозяйствования относятся к той или иной категории риска. К какой конкретно категории они принадлежат можно узнать из Постановления Правительства от 17.08.2016 №806. Можно обратиться непосредственно к инспектору пожарной охраны, который ответственен за данный объект.

Плановые

Согласно положению о ГПН в организациях с низким риском плановые проверки недопустимы. Освобождены от них и предприятия на территории Крымского полуострова в переходной период.

Субъекты малого бизнеса на всей территории России освобождены от плановых рейдов до 31.12.2018 года. Правда, в эту категорию не включены субъекты малого предпринимательства в социальной сфере.

С 1.10.2017 года пожарную безопасность в России проверяют, лишь имея на руках проверочный лист. Это делается согласно Федеральному закону от 03.07.2016 №277-ФЗ и Постановлению от 29.06.2017 №774.

Использование таких документов со списком контрольных вопросов осуществляется во время плановых рейдов на всех без исключения проверяемых объектах.

Рейд инспекция пожарного надзора проводит согласно лишь тех вопросов, которые имеются в проверочных листах. Темы, которые затрагиваются в таких документах, содержат самые значимые для общественной жизни пункты.

Данное решение было принято Правительством, чтобы уменьшить давление на бизнес и повысить прозрачность деятельности органов государственного надзора.

Приложение

В Приложении к Положению о ГПН приведены критерии отнесения объектов к той или иной категории риска.

В зону высокого риска попали объекты дошкольного и среднего школьного образования. К этому же классу относятся детские лагеря и медучреждения.

В область значительного риска отнесены объекты атомной энергетики, гидроэлектростанции и другие. Сюда же входят сооружения, относящиеся к культурному наследию России.

В зону среднего риска попали объекты, высота которых более 28 метров; сооружения, в которых одновременно пребывает до 200 человек; дачные товарищества, если они находятся вблизи леса.

Профессия пожарного инспектора относится больше к мужской сфере деятельности. Это офицер МЧС, который следит за соблюдением закона ради предотвращения пожаров. Он проверяет здания, офисы, производственные помещения, магазины и другие объекты на соответствие требованиям пожарных норм и правил, выдает предписания с перечнем выявленных нарушений и конкретными сроками их устранения. Инспектор по пожарному надзору может привлекать нарушителя к административной ответственности, накладывать штрафы либо выносить предупреждение.

Места работы

Инспектора пожарной безопасности работают в городских и районных пожарных инспекциях Государственной пожарной службы, которая входит в состав МЧС России.

История профессии

Согласно архивным документам первые органы пожарного надзора появились в России в середине XV века. В начале XX века были созданы специальные комиссии при пожарных отделах, проводившие пожарно-технические обследования зданий промышленных предприятий, складов и других объектов. Тогда и появилась профессия пожарного инспектора.

Обязанности пожарного инспектора

Основные обязанности пожарного инспектора таковы:

  • разработка нормативных документов по пожарной безопасности;
  • проверка и обследование объектов на предмет соответствия требованиям законодательства;
  • выдача предписаний по устранению нарушений пожарной безопасности;
  • наложение административных взысканий на нарушителей.

Иногда обязанности пожарного инспектора предполагают участие в расследовании случившихся пожаров.

Требования к пожарному инспектору

Основное требование к пожарному инспектору:

  • наличие высшего образования — юридического или технического;
  • отличное знание правил пожарной безопасности, действующих строительных нормативов;
  • готовность к ненормированному рабочему дню.

Образование

Чтобы стать пожарным инспектором нужно получить высшее образование, например, закончить Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. Или пройти переподготовку по направлению «Пожарная безопасность» в специализированном учебном центре, если высшее образование у вас уже есть.

Зарплата пожарного инспектора

При всей сложности и ответственности профессии, получает пожарный инспектор не много. В зависимости от стажа работы его доход составляет от 20 до 40 тысяч рублей в месяц. Зарплата пожарного инспектора может быть выше только в случае, если он трудится сверхурочно или занимает руководящую должность.

В продолжение цикла интервью «о профессии без прикрас» мы побеседовали с двумя представителями профессии инспектора. Почему с двумя? Да потому что те, кого обыватели обычно именуют пожарным инспектором, на деле называются совсем иначе – это инспектор отделения профилактики пожаров и инспектор государственного надзора. Разница между ними на первый взгляд не очень заметна – функции вроде похожи, но на деле – отличия порой существенны. Именно поэтому на наши вопросы отвечают оба. Итак, знакомьтесь – Борис, стаж в должности инспектора отделения профилактики пожаров – 8 лет, Андрей, стаж в должности старшего инспектора государственного пожарного надзора – 6 лет.

Как стать инспектором

Заключаются они в следующем:

  • организация разработки, утверждение совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • внесение предложений о выполнении мер пожарной безопасности в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • проведение обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения нарушений вышеуказанных требований;
  • при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, инспектор имеет право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан;
  • выдача обязательных для исполнения предписаний руководителям организаций, должностным лицам и гражданам по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности;
  • производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;
  • наложение административных взысканий на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

С таким перечнем прав и обязанностей вам, скорее всего, не приходится рассчитывать на любовь и благодарность ваших подопечных?

Борис :

Ну почему же? Я понимаю, о чем вы, но не соглашусь. Да, напрямую связать нашу деятельность со спасением человеческой жизни обычно никому в голову не приходит, между тем, это ведь и есть наша основная задача пожарной профилактики. Здесь как в медицине – болезнь легче предупредить, чем лечить. Пожар тем более – легче предупредить, чем тушить. И вы знаете, мне приходилось слышать в свой адрес слова: «Спасибо, капитан. Хана бы нам, если б не твоя дотошность». Это было, когда я не дал разрешение на сварочные работы из-за неисправного состояния сварочного аппарата. Неисправность на первый взгляд была пустяковая, как они ругались и уговаривали, что всегда так работают и все было нормально, что времени у них мало, что техника простаивает. А когда принялись за устранение неисправности, оказалось, что несерьезные с виду нарушения могли обернуться бедой.

Андрей :

Видим мы и благодарность за нашу работу. Возможно, реже, чем представители других профессий в системе МЧС, но видим. Особенно при проведении мероприятий пропаганды в школах и детских садах. Дети – благодарные слушатели, им все интересно, задают массу вопросов, порой недетских и каверзных, но я радуюсь этим вопросам – это значит, что не зря мы проводим эти беседы, значит есть в них смысл и толк.

Есть в пожарной охране профессии сугубо мужские. Инспектор к ним относится?

Борис : Пожалуй, нет. Руководство не любит брать представительниц прекрасного пола в инспекцию, женщин здесь существенно меньше, чем мужчин, но все же есть. На заводе им, конечно, сложнее. Каждый день, в любую погоду идешь на участок. Порой приходится лезть на крышу, порой спускаться в подвал, ну и контингент, с которым приходится общаться, очень разный. Но ничего, справляются. За всех не скажу, но у нас в части давно принято – участки, которые полегче, поспокойнее, считаются женскими. Однако взаимозаменяемость никто не отменял, поэтому приходится им изредка брать на себя и наши участки, повышенной сложности. Ничего, справляются, не жалуются.

Андрей : Соглашусь, чисто мужской профессию инспектора считать, наверное, не стоит. Есть женщины, которые лучше мужчин справляются со своими обязанностями именно в силу того, что они женщины. Иногда очень важны чисто женские качества – умение найти общий язык с собеседником, избегать конфликтных ситуаций обходя «острые углы», эмоциональная гибкость, способность быстро расположить к себе человека. Есть аспекты, в которых мужчине легче, и намного, но считать должность инспектора сугубо мужской – неправильно.

7. В ч. 7 ст. 6 комментируемого Закона изложены полномочия главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору и должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности. Подробнее об этом будет сказано при анализе положений ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона.

8. Согласно ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке. Подробно данные вопросы регламентированы в Положении о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820.

В соответствии с данным нормативным актом государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;

вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном КоАП РФ, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;

составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.

Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в п. 9 этого Положения, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.

Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.

Главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными выше, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях субъектов РФ.

Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители наделяются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме.

Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок их выдачи определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;

соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организаций и граждан;

проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ;

посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;

не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;

предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;

знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;

доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о пожарной безопасности; соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Пунктом 17 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 установлено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аттестованные на соответствие квалификационным требованиям, установленным Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основным методом осуществления органами государственного пожарного надзора своих функций является проведение проверочных мероприятий. Подробно порядок их осуществления определен Административным регламентом по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС РФ N 517 от 1 октября 2007 г. (далее - Административный регламент), согласно которому деятельность должностных лиц государственного пожарного надзора по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с пятилетними планами мероприятий по надзору на объектах надзора, разрабатываемыми в УГПН региональных центров МЧС России, УГПН (ОГПН) ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделах (отделениях, инспекциях), в ОГПН ЗАТО, а также в соответствии с их личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом их должностных обязанностей. Планирование служебной деятельности органов и должностных лиц государственного пожарного надзора, не связанной с исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном МЧС России порядке.

Пятилетние планы утверждаются руководителем органа государственного пожарного надзора не позднее, чем за пятнадцать дней, предшествующих началу календарного года. В течение десяти дней после утверждения планы проведения мероприятий по надзору каждого органа государственного пожарного надзора публикуются на официальном сайте регионального центра МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ в сети Интернет или доводятся до сведения руководителей объектов надзора, подлежащих проверке, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Не подлежат опубликованию планы мероприятий по надзору в отношении особо важных и режимных организаций. Ответственным за публикацию (доведение до сведения) пятилетних планов проведения мероприятий по надзору являются региональные центры МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, ОГПН ЗАТО.

В пятилетний план мероприятий по надзору, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включаются адреса мест нахождения объектов надзора; наименование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на соответствующих объектах, в отношении которых планируется осуществить мероприятие по надзору; наименование органа государственного пожарного надзора или фамилия и инициалы должностного лица государственного пожарного надзора, на которых возлагается ответственность за организацию и проведение мероприятия по надзору; месяц проводимой проверки.

Планируемые мероприятия разрабатываются на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий, объектов с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, а также с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами государственного пожарного надзора мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются.

В органах государственного пожарного надзора ведется учет объектов надзора. Объекты надзора закрепляются распоряжением (приказом) начальника органа государственного пожарного надзора за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, а объекты, критически важные для национальной безопасности страны и особо важные пожароопасные объекты, - лично за начальником УГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником ОГПН ЗАТО и его заместителями. На мероприятия по надзору, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления государственного пожарного надзора: подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение мероприятия по надзору, оформление результатов мероприятия по надзору, производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору, прием граждан, связанный с проведением мероприятий по надзору.

Результаты надзорной деятельности должны анализироваться в органах государственного пожарного надзора для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории. Анализ результатов деятельности органов государственного пожарного надзора является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

Юридическим фактом для проведения планового мероприятия по надзору является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Плановые мероприятия по надзору в отношении лиц, указанных в п. 6 Административного регламента, проводятся в соответствии с пятилетним планом, разрабатываемым органом государственного пожарного надзора. Плановые мероприятия по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в отношении одного лица на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, особо важных пожароопасных и с массовым пребыванием людей, проводятся органом государственного пожарного надзора один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. В отношении других объектов надзора плановые мероприятия по надзору проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года. Плановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора.

При осуществлении планового мероприятия по надзору проверяется:

соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;

готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;

наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку, либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

Продолжительность мероприятий по надзору не может превышать один месяц. Руководители органов государственного пожарного надзора (заместители руководителей) на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по надзору, и при необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий, вправе продлить срок проведения мероприятий по надзору, но не более чем на один месяц. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии по надзору в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в случаях:

истечения срока исполнения законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства;

получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими требований пожарной безопасности, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

письменного обращения лица о проведении в отношении его мероприятия по надзору.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного пожарного надзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю. Внеплановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора. Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении обращений (сведений) о нарушении требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, за исключением объектов жилого сектора высотой менее 75 метров, пожароопасных производственных объектах осуществляются в первоочередном порядке, в остальных случаях - в течение месяца.

При осуществлении внепланового мероприятия по надзору проверяется соблюдение тех требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внепланового мероприятия по надзору либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.

Контроль исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений осуществляется в течение срока, установленного предписанием. Контроль исполнения ранее выданного предписания по снятию с производства осуществляется не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного в предписании. При установлении факта неисполнения в срок законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее внеплановое мероприятие по надзору, составляет акт проверки, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

При непосредственном обнаружении в ходе внеплановой проверки нарушений требований пожарной безопасности принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и выдается предписание по устранению нарушений или по снятию с производства. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.

Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления должностным лицом органа государственного пожарного надзора, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям распоряжения либо его копии, заверенной должностной печатью государственного инспектора, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, одновременно с предъявлением служебного удостоверения. Мероприятие по надзору должно проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в распоряжении.

При проведении мероприятий по надзору должностное лицо органа государственного пожарного надзора не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного пожарного надзора;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.

В рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться:

визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

анализ документов;

отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;

установление уровня знаний требований пожарной безопасности;

иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации.

Визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного им должностного лица. В ходе визуального осмотра фиксируются:

1) общая характеристика пожарной опасности объекта;

2) факты нарушений требований пожарной безопасности.

Впоследствии, результаты визуального осмотра отражаются в акте проверки. Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта. Должностное лицо органа государственного пожарного надзора вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а именно:

правоустанавливающие документы на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя;

документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора и т.д.);

техническую документацию, связанную с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договоров на обслуживание систем противопожарной защиты и т.д.);

технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами;

договоры аренды помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;

лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности;

сертификаты соответствия на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

иную документацию, характеризующую пожарную безопасность объекта.

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки.

В случае, если в ходе мероприятия по надзору установлено, что производимые (реализуемые) товары и (или) оказываемые услуги вследствие несоответствия их требованиям пожарной безопасности причиняют или могут причинить угрозу жизни, вред здоровью и (или) имуществу потребителя, государственный инспектор обязан принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности путем вручения предписания по снятию с производства. Основанием для принятия решения по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг) является несоответствие таких товаров (работ, услуг) обязательным требованиям пожарной безопасности, зафиксированное в акте проверки. Наряду с вручением предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении. Решение по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, принимается государственным инспектором по пожарному надзору в пределах его компетенции. При невыполнении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с законодательством Российской Федерации. О выявленных фактах выпуска и реализации продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности, органы государственного пожарного надзора информируют соответствующие надзорные органы и (или) органы по сертификации однородной продукции. Предписание по снятию с производства действует до выполнения предложенных в нем мероприятий и внесения в него соответствующей записи государственного инспектора по пожарному надзору, вручившего предписание, или вышестоящего государственного инспектора по пожарному надзору разрешении производства, выпуска или реализации товаров (работ, услуг).

По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по надзору.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений в десятидневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта. В случае, если лицо, в отношении которого производилось мероприятие по надзору или его представитель уклоняются от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу местонахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства гражданина. В данном случае датой вручения акта проверки считается дата отметки о получении заказного почтового отправления согласно уведомления о вручении.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее мероприятие по надзору, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении, выдает ему предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности; по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание по устранению нарушений включаются нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений. Срок проведения внепланового мероприятия по надзору с целью проверки выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности устанавливается государственным инспектором по пожарному надзору с учетом характера выявленных нарушений.

Все мероприятия по надзору, проводимые органом государственного пожарного надзора, должны регистрироваться и учитываться. Регистрация и учет возлагаются на орган государственного пожарного надзора, издавший распоряжение о проведении мероприятия по надзору. Проведенное мероприятий по надзору в течение трех рабочих дней после подписания должностным лицом органа государственного пожарного надзора акта проверки регистрируется в журнале учета мероприятий по надзору.

9. Согласно ч. 9 ст. 6

К вам на предприятие пришел инспектор пожарного надзора с проверкой. Его будут интересовать документы и все, что связано с безопасностью людей в случае возникновения пожара. Что проверяет инспектор по пожарной безопасности в первую очередь? Проверка начинается с первичного осмотра и оценки возможности подъезда пожарной техники к объектам, наличие путей эвакуации и их незагроможденность.

После этого начинается осмотр и более детальная проверка факторов и систем, исправность которых влияет на пожарную безопасность. К ним относятся:

  • возможность подъезда техники к объектам;
  • системы оповещения о пожаре;
  • пути эвакуации;
  • системы тушения пожара;
  • состояние автоматики для защиты от пожара.

Прятать ли электроприборы, если приехал пожарный инспектор?

Многих интересует вопрос о том, можно ли в пределах организации использовать бытовую технику и нагревательные приборы согласно правилам ПБ? предполагает учет всех возможных нагрузок при постройке и проектировании здания. Использование электроприборов допускается в том случае, если они оснащены автоматическим выключателем при достижении температурного пика. Например, если вы используете чайник для нагрева воды, то это должна быть электрическая модель с функцией выключения при закипании. Порядок использования такой техники устанавливает сам руководитель компании. То есть, если в вашей организации используются современные исправные электроприборы, а правила их использования прописаны руководителем, то гнев пожарного инспектора их присутствие не вызовет. Опасность представляют кипятильники, электроплитки без предохранителей, чайники без предохранителей и автоматического выключения.

Средства пожаротушения

Минимальный комплект средств защиты от пожара включает огнетушители, пожарные щиты, шланги и другие инструменты. Он может расширяться в зависимости от назначения помещений и количества возгораемых материалов в них. При визите пожарного инспектора нужно предоставить акты проверок средств пожаротушения, акты проведенных работ, также должна быть проставлена информация о датах последней проверки и испытаний. Больше об испытаниях пожарных лестниц .

Какие документы нужно предоставить пожарному инспектору?

Декларация пожарной безопасности

Существует отдельное требование касательно объектов с массовым пребыванием людей. Компании или лица, на которых возложена обязанность обеспечения пожарной безопасности, должны подавать соответствующую Декларацию в органы МЧС. Если нарушаются сроки подачи либо правила составления документа, предусмотрена ответственность по ст. 20.4 ч.1 «О нарушении требований ПБ». Если по договору аренды зданием ответственность за пожарную безопасность положена на арендатора, то подает Декларацию именно он. В случае если в одном здании арендуют помещения несколько арендаторов, то Декларация подается от лица собственника на все здание, а не на отдельные помещения.

Какие документы проверяет инспектор?

Теперь рассмотрим вопрос о том, что проверяет пожарный инспектор на предприятии из документов. На этом этапе вам необходимо подготовить приблизительно такой список:

  • регистрирующие свидетельства (организации или ИП);
  • договора аренды помещений, зданий и других объектов;
  • акты о снабжении электричеством, водой, установок для защиты от распространения огня, договоры на обслуживание такого оборудования;
  • декларация пожарной безопасности;
  • акты о нарушениях в области ПБ, результаты перепроверок и судебных заседаний;
  • приказы о назначении ответственных лиц, распоряжения о проведении инструктажей сотрудников разных должностей;
  • сертификаты на продукцию, которая выпускается в пределах контролируемого объекта;
  • акты об устранении нарушений, снятии с производства, остановке реализации в случае выявления несоответствия нормам ПБ;
  • заключение от независимой организации о рисках возникновения пожара;
  • другие технические документы (зависит от наличия спецоборудования и ведения определенного рода деятельности организацией).

Что делать, если выявлены нарушения?

Если выявлены нарушения, то срок их устранения оглашает инспектор пожарного надзора (повторную проверку также назначает он). Эти данные вносятся в предписание с учетом периода давности административной ответственности, который составляет 2 месяца. По результатам повторной внеплановой проверки будет составлен еще один акт. Обычно еще один осмотр после устранения нарушений проводится через месяц после даты, указанной в предписании. Порядок проведения инструктажей и обучение персонала противопожарной безопасности определяется руководством организации. Для этого можно (но не обязательно) привлекать специализирующиеся компании с последующей выдачей справок или сертификатов о прохождении обучения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх