Определение земельного участка в земельном кадастре. Понятие и виды кадастров. Описание предмета: «Земельное право»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат
По дисциплине: Земельное право
На тему: Государственный земельный кадастр

Студент
ФП, 3 курс, ДПВ-2 А.С. Коваленко

МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Понятие государственного земельного кадастра
2 Принципы государственного земельного кадастра
3 Содержание и ведение государственного земельного кадастра
4 Земельный кадастр в зарубежных странах
Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Этимологи полагают, что слово «кадастр» происходит от греческого «катастикон» (тетрадь для записей) или латинского «капитаструм» (реестр единиц территорий). Сегодня под кадастром понимается свод сведений о чем-либо, составленный на основе непрерывного наблюдения. Можно составить интеллектуальный кадастр, кадастр зеленых насаждений города, водный, лесной или даже кадастр отходов.
Данные кадастров применяются повсеместно. Сведения земельного кадастра об экономических характеристиках участка, например, используют для установления земельного налога, сведения о местоположении межи – для разрешения земельных споров. Первый перечень возделываемых земельных угодий был составлен египтянами еще 5 тысяч лет назад! Они составляли его два раза в год – до и после разлива Нила.
Древние греки фиксировали сведения о границах между земельными участками и устанавливали огромные каменные знаки. На этих знаках указывались сведения о владельце земельного участка и операциях с этим участком. Именно с тех времен дошло до нас понятие «ипотека». На заложенном участке ставился камень с записью о залоге. Назывался этот камень ипотекой.
Таким образом, изучение земельных ресурсов и проведение земельного кадастра стало необходимостью с образованием государства и развитием налогообложения. В древнейшей форме земельного обложения размер налога устанавливался по площади земли. На определённом этапе наряду с учётом количества начинают учитывать и качественное состояние земель, а впоследствии размер дохода, получаемого с земель различного качества.

Понятие государственного земельного кадастра

Земельный кадастр появился одновременно с возникновением государства и развитием системы налогообложения земель как источника дохода. В процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической оценке земель.
В той или иной форме земельный кадастр существовал всегда, ибо он тесно связан с экономикой. Чем ближе экономика к рыночной, тем большее значение приобретает земельный кадастр поскольку он индивидуально определяет такие важнейшие для человека недвижимые вещи, как земельные участки, дает ответ относительно их стоимости, позволяет осуществлять государственную регистрацию прав на них, обеспечивает налогообложение земли.
Таким образом, согласно ст.1 Кодекса о земле, государственный земельный кадастр - совокупность систематизированных сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении, хозяйственном и ином использовании земель, земельных участков.
Государственный земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности субъектов, использующих землю. Данные кадастра используются при установлении прав на земельные участки, при совершении сделок с землёй.
Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством к государственным секретам и информации, распространение которой ограничено в целях защиты прав и защищаемых законом интересов граждан.
Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, копий земельно-кадастровой документации и в иных формах, предусмотренных законодательством, за плату или бесплатно. Сведения государственного земельного кадастра предоставляются бесплатно в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Формы документов, содержащих сведения государственного земельного кадастра, и правила учета выданных сведений утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Для получения сведений о состоянии, правовом режиме, качестве земель ведётся кадастровая оценка земель и земельных участков.
Организация проведения кадастровой оценки земель, земельных участков осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь. Кадастровая оценка земель, земельных участков проводится за счет республиканского или местных бюджетов.
Кадастровая оценка земель, земельных участков проводится не реже чем через пять лет по инициативе Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета, если иное не установлено законодательными актами.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов утверждаются Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков.
Результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, предоставленных для ведения сельского, подсобного сельского хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Все земельно-кадастровые сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам (в текстовом, графическом и электронном виде). Организация ведения земельного кадастра возложена на специальный орган - Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.
Земельно-кадастровая документация ведется на всех уровнях управления землями и включает:
первичные документы на земли, находящиеся во владении, пользовании и собственности
государственные земельно- кадастровые книги земель, находящиеся в ведении сельских, поселковых исполнительных и распорядительных органов:
государственные земельно- кадастровые книги, города;
государственный земельный кадастр области, города Минска;
государственный земельный кадастр республики.
Основной документ - земельно-кадастровая книга со вставными листами.
Земельный кадастр ведется территориальными кадастровыми органами или землеустроительной службой местных исполнительных распорядительных органов в соответствии с кадастровым делением территории Республики Беларусь.
Земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, обеспечения рационального использования земельных ресурсов, поэтому он является необходимым элементом на всех этапах государственного управления землями.

Принципы государственного земельного кадастра

Земельный кадастр представляет собой свод систематизированных и достоверных данных обо всех землях Республики Беларусь, как используемых, так и неиспользуемых. Как общегосударственная система учета и оценки земель государственный земельный кадастр базируется на следующих основных принципах:
1) единство системы земельного кадастра
2) полнота сведений земельного кадастра
3) достоверность сведений земельного кадастра
4) непрерывность ведения земельного кадастра
5) совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с данными других природно- ресурсных кадастров.
Единство системы земельного кадастра подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения земельного кадастра, формирования системы земельно-кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда, так и с точки зрения охвата всей территории РБ.
Полнота сведений земельного кадастра . Совокупность земельно-кадастровой информации для различных административно- территориальных уровней и форм собственности, владения и пользования землей должна быть достаточной, но без излишней детализации. Таким образом, земельный кадастр на всех уровнях ведения должен содержать все необходимые сведения с целесообразной степенью их детализации. Необходимость сведений кадастра определяется конкретными потребностями общества и отдельных его членов, а степень детализации показателей зависит от уровня ведения кадастра и условий применения земельно-кадастровой информации.
Достоверность земельно-кадастровой информации . Достоверность кадастровых сведений определяется степенью их соответствия фактическому состоянию и использованию земельного фонда. Точность и детальность земельно-кадастровой информации отражают степень соответствия ее величин истинному значению характеристик земельного фонда. Точность измерений земельно-кадастровой информации для различных административно- территориальных уровней должна соответствовать конкретным целям и задачам. Кроме того, в земельном кадастре достоверно то, что признано государством. Какие бы фактические изменения ни происходили с объектом, пока эти изменения не зарегистрированы в установленном порядке в государственном земельном кадастре, существующими их не признают. Если раньше достоверность обеспечивалась способами получения, учета и хранения сведений о природном, экономическом и правовом положении земель, с той степенью точности и достоверности, которая необходима для решения задач, связанных с рациональным использованием земель, то теперь достоверность гарантируется, также методикой ведения ГЗК, т. е. порядком проверки, учета и хранения необходимых сведений об объекте учета.
Непрерывность ведения земельного кадастра . В процессе реорганизации земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, владения и пользования землей, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда. Поэтому для обеспечения непрерывности ведения земельного кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.
Совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с данными других природно-ресурсных кадастров (градостроительного, лесного, водного и других кадастров природных ресурсов и др.). Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации для различных видов кадастров природных ресурсов по единой методике, единой степени полноты и детализации. Это позволит в последующем свести все виды кадастровой информации в единую систему информационных реестров.
Также Кодекс о земле закрепляет принцип обязательности кадастрового учёта земельных участков независимо от форм собственности и целевого назначения участка (ст.5 Кодекса о земле). Права на земельные участки и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации.

Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций управления землями.
Земельный кадастр включает 4 элемента:
1) данные о распределении земель по субъектам и объектам на основании регистрации прав на земельный участки.
2) данные о распределении земель по категориям на основании их фактического состояния и использования (государственный учет земли).
3) данные о качественном состоянии земель в зависимости от их естественно-природных свойств.
4) данные о экономической оценке земель как средства производства и пространственного базиса.
Содержание земельного кадастра определяется ст.84 Кодекса Республики Беларусь о земле.
Государственный земельный кадастр состоит из:

      единого реестра административно- территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
      единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
      реестра цен на земельные участки;
      регистра стоимости земельных участков;
      реестра земельных ресурсов Республики Беларусь.
Единый реестр административно- территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь содержит сведения о наименованиях, размерах и границах административно- территориальных и территориальных единиц, их административных центров.
Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним содержит сведения и документы в отношении зарегистрированных земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, в том числе сведения о местоположении земельных участков, их размерах, границах, о целевом назначении, правах на эти участки, об ограничениях (обременениях) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутах, а также сведения о сделках с ними. Ведение единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Реестр цен на земельные участки содержит сведения о ценах на земельные участки и объекты недвижимого имущества, расположенные на этих участках, зафиксированных на момент совершения сделок с этими участками и объектами недвижимого имущества.
Регистр стоимости земельных участков содержит сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученной при проведении их кадастровой оценки.
Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь содержит сведения о распределении земель по категориям, видам и землепользователям, составе, структуре, состоянии, качестве и хозяйственном использовании земель, иные сведения о землях.
Ведение единого реестра административно- территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризацией и кадастровой оценкой земель, земельных участков, иными землеустроительными мероприятиями, а также осуществлением государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
Ведение государственного земельного кадастра осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского и местных бюджетов. Ведение единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляется также за счет иных источников в соответствии с законодательством.

Земельный кадастр в зарубежных странах

В 1718 году Джовани Джакомо Мариони разработал первый кадастр на основе соблюдения научных методов с определением границ участков методом триангуляции и полигонометрических сетей. Этот кадастр содержал в качестве документов ситуационные карты всех сельских общин, выполненные с в масштабе 1:2000. На картах отображали участки (парцеллы) отдельных общинных владений, типы грунтов, чистую прибыль, которая являлась основой для обложения налогом. Благодаря своему качеству и точности этот кадастр, называемый миланским, был введен в действие 1 января 1760 г. и служил образцом для разработки в XIX в. кадастров Франции, Бельгии, Австрии, Голландии и Швейцарии.
Основы современного земельного кадастра в зарубежных странах заложены в 20 веке. Среди них наиболее совершенен французский земельный кадастр . Он представляет собой стройную систему учёта количества и качества земель для целей налогообложения. Французское правительство приступив в 1925 г. к обновлению кадастра, ставило перед собой задачу осуществить работы по идентификации данных о каждом участке с целью выяснить его положение, размеры и имя владельца. Основные работы по земельному кадастру были начаты в 1930 г., практически закончены к началу 50-ых годов. Начиная с 1953 г., по всей стране проведено очередное обновление земельного кадастра в соответствии с современными требованиями. Работы по обновлению и переоценке земель осуществляются через каждые пять лет. Обновление и проверка земельного кадастра возлагаются на постоянную государственную службу земельной собственности, включающую центральное, региональное и департаментское ведомства.
Государственная служба земельного кадастра Франции обеспечивает выполнение технических, юридических и административных действий.
В качестве основной оценочной единицы во французском земельном кадастре выступает парцелла . На парцеллы делятся сельскохозяйственные угодья, а также земельные участки занятые постройками, промышленными и коммерческими предприятиями. Исключение составляют земли военного ведомства, скалы, болота, т.е. земли, которые не дают дохода. Производительность парцелл сельскохозяйственного пользования определяется по урожайности всех сельскохозяйственных культур, расходам на семенной материал, обработку полей, сбор урожая, хранение и транспортировку его к пунктам сбыта. Среднегодовой чистый доход определяют за последние 15 лет, не считая двух наиболее урожайных и двух наиболее засушливых.
Экспертная оценка земель начинается с классификации, при которой определяют количество классов земель по каждому землевладению. Всего на территории Франции выделено 13 классов земель. В пределах каждого класса выделяют две типичные парцеллы - одна из наилучших, другая из наихудших земель. На основе типичных парцелл устанавливают погектарные расценки чистого дохода по классам каждого вида землевладения. Заключительным этапом оценки является классификация парцелл, при которой они распределяются по классам. Итоговые данные земельного кадастра по всем парцеллам, с указанием доходов и выделением парцелл, подлежащих и не подлежащих налогообложению, размещаются в специальных таблицах-указателях, так называемых кадастровых матрицах. Изменения в правовом, природном и хозяйственном состоянии парцелл вносятся в кадастровые матрицы ежегодно.
В США изучение земель ведётся специальной службой охраны почв в системе Министерства сельского хозяйства. Она состоит из центрального органа, филиалов в штатах и около 2400 районных ячеек по охране почв.
Основными единицами, подлежащими съёмке при почвенных обследованиях, являются серии, внутри которых выделяют почвенные типы и фазы. Серии представляют собой почвы, однотипные по мощности и структуре горизонтов, по содержанию солей, органических веществ, а также по рельефу, степени засоления и т.д. В пределах серий выделяют типы почв. Наиболее низкая классификационная единица - фаза. Критерием для её выделения являются: изменение наклона поверхности, ограничивающее использование техники, степень подверженности эрозии, засорённости камнями, материнской породе и т.п.
Обобщить данные почвенного обследования для практических нужд позволяет классификация земель. В зависимости от поставленных целей в США применяют разные системы классификации земель. Например, почвы могут быть сгруппированы в классы по степени пригодности для сельскохозяйственного использования, продуктивности земель и т.д.
Качественная оценка земель в США производится по продуктивности сельскохозяйственных угодий. Продуктивность пашни определяется по урожайности основных сельскохозяйственных культур не менее чем за десять лет, а для засушливых районов - за более длительный период. Урожайность определяется по данным опроса или с помощью специальных анкет и лишь в редких случаях - непосредственно в поле путём взятия укосов с контрольных площадок. Однако урожайность зависит от уровня ведения хозяйства. Поэтому наряду с данными об урожайности собирают сведения о системе севооборотов, обработке почвы, применении удобрений, мелиорации и т.д. На основе этих сведений устанавливают классы ведения хозяйства. Выделение классов ведения хозяйства позволяет оценить каждую категорию земель по урожайности в зависимости от того, при каких способах ведения хозяйств были получены эти данные. Оценка завершается определением показателя продуктивности земель для каждой культуры путём сопоставления фактической урожайности с максимальной, полученной на лучших, но не окультуренных землях.
Для выявления наиболее продуктивных земель в США проводится экономическая классификация земель. При этом наряду с природными факторами учитывают некоторые экономические показатели: размер хозяйства, структуру землепользования, уровень интенсификации, местоположение и доходность хозяйства на единицу площади, затраты труда и т.п. Земли однородные по возможности сельскохозяйственного использования и близкие по продуктивности, включают в один из семи классов экономической классификации. Так как при выделении классов земель учитывают не только особенности почв, но и целый ряд других природных и экономических факторов, то такой метод исследований называют комплексным.
Единая методика экономической оценки земель в США до сих пор не разработана. Наиболее распространённым является метод оценки земель по чистому доходу от реализации сельскохозяйственной продукции. Земли с наивысшим доходом оценивают в 100 баллов и с ними сравнивают доходность других земель.
Данные изучения земельных ресурсов, обработанные с помощью ЭВМ, являются основой для планирования использования земель в отдельных районах, штатах и стране в целом.
Ведением земельного кадастра в Канаде занимается Служба инвентаризации земель. Она обеспечивает изучение земель по единой для всей страны программе главная цель которой - предоставление в распоряжение федеральных и провинциальных органов точных и полных данных о потенциальной продуктивности земельных ресурсов страны. Поскольку сельскохозяйственное использование территории тесно связано с другими видами использования, осуществляют четыре типа оценки земли: для сельского хозяйства, лесного хозяйства, для рекреационных целей и воспроизводства фауны.
Схема классификации земель по возможности сельскохозяйственного использования предусматривает выделение семи классов земель по степени пригодности для сельского хозяйства. К первому классу относят наиболее плодородные земли.
Для изучения земель и обработки полученной информации в Канаде разработана информационно географическая система, которая строит свою работу на базе ЭВМ.
Экономическая оценка земель в Канаде проводится по урожайности сельскохозяйственных культур. Основным критерием служит урожайность пшеницы с единицы земельной площади при общепринятой агротехнике. Другие культуры по соответствующим коэффициентам переводят в урожай пшеницы. В зависимости от урожайности пшеницы все земли подразделяют на пять классов продуктивности. Экономическая оценка земель в стоимостном выражении не производится.
Современная система изучения земель в Великобритании включает два основных этапа: физическую и экономическую классификацию земель.
При физической классификации все земли страны в зависимости от степени влияния физических факторов, ограничивающих их использование в сельскохозяйственном производстве, объединяют в пять классов землепригодности. Основными физическими факторами, которые оказывают влияние на сельское хозяйство являются: климат, рельеф, особенности почвенного покрова (влажность, глубина корнеобитаемого слоя, механический состав, структура, каменистость). К первому классу относят земли с очень небольшими ограничениями их сельскохозяйственного использования или земли, не имеющие таких ограничений. К последующим классам относят земли с небольшими, средними, серьёзными и очень серьёзными ограничениями для сельскохозяйственного использования.
Экономическая классификация земель основана на определении стоимости стандартной чистой продукции каждого класса земель. Стандартная чистая продукция определяется как расчётная стоимость полеводческой и садоводческой продукции, свойственной для этих земель при среднем уровне ухода и применении удобрений. Она представляет собой разницу между стоимостью полученной продукции и стоимостью посевного или посадочного материала.

Экономическая классификация земель предполагает объективную оценку производственных возможностей каждого земельного участка. Такую оценку можно произвести после накопления достаточной информации для установления пределов колебания средней статистически чистой продукции на акр каждого физического класса земель.

Сложность установления показателей оценки объясняется значительными колебаниями размеров стандартной чистой продукции с единицы площади неодинаковых физических классов земли в хозяйствах различной специализации. Англичане считают, что со временем будут установлены пределы колебания стандартной чистой продукции на землях всех классов землепригодности при всех возможных типах специализации. На основании этих данных можно будет определить тесноту связи между физической и экономической классификациями земель.
При проведении классификации земель учитываются только те ограничивающие факторы, которые невозможно устранить на современном уровне развития сельскохозяйственной науки и техники. Поэтому факторы, ранее считавшиеся не преодолимыми препятствиями, в дальнейшем могут перейти в легкоустранимые, в результате чего земли переводятся в более высокий класс. Поэтому через каждые пять лет проводится корректировка данных классификации земель с учётом получения информации об использовании земель, развития научных исследований и технических возможностей улучшения земель.
Сравнительная сопоставимость качественного состояния мировых земельных ресурсов возможна на основе единой системы классификации земель. Поэтому большой интерес представляет классификация земель, разработанная Продовольственно й и сельскохозяйственной организацией(ФАО) ООН
и т.д.................

Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.
Порядок ведения кадастров устанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства.
На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса:

1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:
– на основные – Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты;
– вспомогательные – книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети;
– производные – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
2) лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.;
3) кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира;
4) водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей;
5) кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке;
6) кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий;
7) кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.;
8) территориальные кадастры природных ресурсов и объекта содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Порядок ведения кадастров устанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства.

На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса:

1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:

– на основные – Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты;

– вспомогательные – книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети;

– производные – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

2) лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.;

3) кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира;

4) водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей;

5) кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке;

6) кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий;



7) кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.;

8) территориальные кадастры природных ресурсов и объекта содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

21. Экологическое страхование.

Экологическое страхование - это совокупность различных видов страхования экологических рисков , направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна) .

Система экологического страхования включает в себя следующие виды:

страхование ответственности юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений), являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и т.д.;

имущественное страхование (страхование земельных объектов или других объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы;

личное страхование граждан: страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности.

Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей его реквизиты.

На основании предъявленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываются страховые платежи. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис). С этого момента договор экологического страхования вступает в силу. Он заключается сроком на один год с последующей пролонгацией. При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия.

Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая.

Статья 70. Государственный земельный кадастр 1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. 2. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. 3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

ФЗ от 02.01.00 №28 «О гос. земельном кадастре»:

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии

расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра);

Статья 4. Цели создания и ведения государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного контроля за использованием и охраной земель;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

землеустройства;

экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

установления обоснованной платы за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Статья 17. Порядок ведения государственного земельного кадастра

1. На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

2. Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

3. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях(обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

4. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

6. Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, исведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.

7. Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

8. Порядок хранения иных документов государственного земельного кадастра, кроме документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.

Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на них земельных участках и прочно связанных с этими участками объектов.

О необходимости введения земельного кадастра говорили с момента принятия первых Основ законодательства о земле, т. е. с 1968 года, однако дальше разговоров дело практически так и не шло. И только с введением частной собственности на землю дело сдвинулось с мертвой точки.

Сбор и систематизация сведений о правовом положении, состоянии и использовании земли в РФ осуществляются по единой методике и определенной системе, которые обеспечивают характеристику земельного фонда.

Государственный земельный кадастр создается и ведется с целью информационного обеспечения:

Государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

Государственного контроля за использованием и охраной земель;

Мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Землеустройства;

Экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

Установления обоснованной платы за землю;

Иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Деятельность по ведению государственного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) единства системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

2) непрерывности внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

3) открытости сведений государственного земельного кадастра;

4) сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

Единство и сопоставимость земельно-кадастровых данных обеспечиваются единством принципов и методов его ведения, а также унификацией земельно-кадастровых документов.

Земельные ресурсы являются одной из наиболее важных составных частей общей системы природных ресурсов наряду с водными, лесными ресурсами, недрами и т. п. В связи с этим земельный кадастр как совокупность сведений о всех землях ведется в тесной взаимосвязи и на основе принципа совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов. Для получения достоверных первичных сведений используются надежные современные методы сбора информации, такие как космические съемки, аэросъемки, наземные инструментальные съемки, топографо-гео- дезические, почвенные и другие обследования и изыскания.

Данные государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом и находят свое применение в самых различных сферах управленческой, хозяйственной и иной деятельности. Вместе с тем законодательство определяет направления деятельности, где применение земельно-кадастровой информации является обязательной:

При планировании, использовании и охране земель;

В случаях изъятия и предоставления земель для государственных, муниципальных и иных нужд;

При определении платежей за землю;

При проведении землеустроительных мероприятий;

При оценке хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и организаций;

При осуществлении государственного контроля и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

В связи с развитием рыночных отношений в сфере земельной собственности и землепользования земля в настоящее время выступает не только как объект хозяйственной деятельности, но и как объект недвижимого имущества с вовлечением ее в гражданский оборот и применением в отношении нее всех соответствующих экономических рыночных атрибутов: земельный налог, арендная плата, цена земли, сделки с землей и т. п. Земельно-кадастровая информация является основой для оценки земли как объекта недвижимости и нормального функционирования ее в гражданском обороте.

Земельно-кадастровая информация должна быть доступной для всех заинтересованных в ней юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Она должна быть представлена в наглядной и удобной для практического использования форме.

Земельно-кадастровая информация имеет тесную связь с другими функциями государственного управления земельным фондом, поскольку данные кадастра служат исходной информацией для их осуществления.

Рассмотрим содержание государственного земельного кадастра.

Земельный кадастр состоит из четырех взаимосвязанных элементов: государственной регистрации собственников земли и землепользователей; государственного учета количества и качества земель; бонитировки почв; экономической оценки земель.

Государственная регистрация представляет собой официальное удостоверение права собственности на землю и права пользования ею. Регистрация производится путем записи соответствующих данных в государственной земельно-кадастровой книге (1-й раздел) района: наименование юридического или физического лица или фамилия физического лица; срок, на который предоставлена земля в пользование; вид права на землю; площадь участка по видам права на землю; наименование документа, на основании которого предоставлен участок; краткая характеристика режима использования земли.

Регистрация указанных данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земельного участка в собственность или пользование после перенесения границ участка в натуру и выдачи правоустанавливающих документов.

Государственной регистрации подлежит не только установление права субъекта на землю (права собственности и др.), но и прекращение ими или изменение этого права, если оно подтверждено документально. В частности, государственной регистрации подлежат все сделки с землей (купли-продажи, дарения, мены и т. д.). Регистрация производится по заявлению граждан или юридических лиц органами юстиции.

Государственный учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоянию и использованию, при этом все изменения, происходящие в этих показателях, фиксируются только после того, как они произошли в натуре, иначе говоря, проектная документация не может служить основанием для внесения в учетные данные таких изменений.

Учет ведется по субъектам права на землю и объектам этого права в разрезе административно-территориальных образований: сельский населенный пункт (поселок), город, район, область, край, республика, Федерация.

Основной учетной единицей является угодье по официально установленной классификации, при этом устанавливается и фиксируется степень отклонения видов или подвидов угодий от средних показателей, имеющих существенное значение (нарушенные, малопродуктивные, загрязненные земли).

Также отдельно выделяются и особо ценные или высокопродуктивные угодья: орошаемые, осушенные, подвергнутые коренному улучшению и т. п.

Данные учета имеют не только хозяйственное, но и правовое значение. Так, зафиксированные при учете площади сельскохозяйственных угодий могут быть изменены или переведены в другие виды угодий только в установленном порядке. В случае ухудшения качества земель или неправильного их использования данные государственного учета принимаются в качестве исходных.

Сведения госучета кладутся в основу различных государственных мероприятий по использованию и охране земель, в том числе контрольных, а также землеустроительных. Наконец, данные учета являются одним из оснований для установления условий сделок с землей и определения нормативной, договорной или залоговой цены земли.

По характеру получения информации государственный учет земель подразделяется на первичный (основной) и текущий (последующий).

Первичный учет осуществляется периодически на основе инструментальных съемок с использованием планово-картографических и иных материалов. Он включает подготовительные, полевые и камеральные (лабораторные) работы.

Задачей текущего учета является выявление изменений, происшедших в состоянии и использовании земель, и отражение их в данных первичного учета. При этом определяются не только фактически происшедшие изменения, но и их законность.

Для целей учета проводятся съемки, обследования и специальные обмеры. Применяются два способа отражения учетных данных: графический (на планово-картографических материалах) и текстовой (в книгах, списках и др.).

При учете количества земель определяются площадь земельного фонда и распределение его по административно-территориальным образованиям, категориям земель, землепользователям, угодьям и их подвидам. Характеристика землепользователей и угодий дается как в целом по всем землям, так и отдельно по орошаемым и осушенным землям.

Бонитировка почв (от латинского слова bonitas -- доброкачественность) -- качественная характеристика почв, выражаемая в оценочных единицах (бонитетах).

Качество угодий характеризуется по ряду признаков и свойств. Прежде всего выделяются категории пригодности земель для использования под сельскохозяйственные угодья и устанавливаются классы таких земель. Затем дается характеристика всех угодий по механическому составу почв и признакам, влияющим на плодородие (кислотность, переувлажненность, заболоченность и др.); сенокосов и пастбищ -- по их культур-техническому состоянию; почв пашни -- с агропроизводственной точки зрения.

Данные бонитировки указывают на сравнительную ценность почв разных групп, генетически близких по их природным признакам. Эти данные могут иметь самостоятельное практическое значение. В то же время они выступают как предварительный этап экономической оценки земель.

В результате бонитировки формируются земельно-оценочные группы почв, располагаемые в порядке возрастания или убывания природного плодородия почв (ранжированные группы). Контрольным показателем плодородия почв служит показатель средней многолетней урожайности типичных для данных почв сельскохозяйственных культур.

Средние значения природных показателей плодородия почв (гумус, питательные вещества и т. д.) суммируются и выражаются в условных величинах (за 100 баллов взято наивысшее значение). Построенная таким образом шкала оценок и называется шкалой бонитета, а составляющие ее баллы оценки -- баллами бонитета.

Экономическая оценка земель представляет собой установление ценности отдельных групп земель не только по их естественному (качественному) состоянию, как при бонитировке, но и по экономическим показателям. Данные экономической оценки определяют предполагаемую (возможную, ожидаемую) эффективность сельскохозяйственного производства в конкретных данных экономических условиях, при данном определенном уровне применяемых технологий и т. п.

Данные оценки также выражаются в относительных величинах -- баллах, однако в качестве критериев оценки применяются не природные свойства земли, а урожайность сельскохозяйственных культур в их усредненном выражении. Баллы бонитета почв при этом используются в качестве таксономической (классификационной) основы. Полученные таким образом оценочные таблицы называются шкалами экономической оценки земель.

Показатели экономической оценки применяются в процессе государственного управления земельным фондом, для обоснования ставок земельного налога, при оценке эффективности проектных решений в землеустройстве. В зависимости от выбранных критериев оценка может быть общей (в качестве критерия оценки принимается совокупная урожайность всех возделываемых культур) и частной (в качестве критерия принимается урожайность отдельной культуры).

В целом государственный земельный кадастр включает в себя состав сведений и документов.

Он содержит сведения о:

Земельных участках;

Территориальных зонах;

Землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;

Землях и границах субъектов Российской Федерации;

Землях и границах Российской Федерации.

Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные.

К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Варламов А.А. Развитие российской системы кадастров в сфере управления земельно-имущественным комплексом // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 3.

К вспомогательным документам государственного земельного кадастра относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

К производным документам кадастра относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований; доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов; статистические отчеты; аналитические обзоры; производные кадастровые карты (планы); иные справочные и аналитические документы.

Ведение государственного земельного кадастра на всей территории страны законодательством возложено на Государственный комитет РФ по земельной политике и его органы на местах. При этом Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра установлено разграничение их компетенции при выполнении этой работы.

В сельских населенных пунктах работу по сбору и уточнению земельно-учетных данных на подведомственной территории организует сельская (поселковая) администрация.

Основным звеном, осуществляющим работу по ведению земельного кадастра, являются районные комитеты по земельной политике. В частности, они выполняют следующую работу:

Производят регистрацию данных о собственниках земли и землепользователях и предоставленных им земельных участках в соответствии с требованиями о ведении земельного кадастра;

Создают информационные банки о наличии земель в районе, их состоянии и характере использования;

Собирают, обобщают, систематизируют сведения об изменениях, происшедших в составе земель, предоставленных конкретным субъектам, и вносят текущие изменения в земельнокадастровую документацию;

Ежегодно по состоянию на 1 февраля составляют отчет о наличии и использовании земельного фонда района, представляют его в вышестоящий комитет по земельной политике (областной, краевой, республиканский). Отчет представляет собой баланс земель района, который согласовывается с местными природоохранительными органами и утверждается местной администрацией. Зыкова Е.С. Государственный кадастр недвижимости - элемент эффективного управления земельными ресурсами или попытка реформирования государственного земельного кадастра // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2010. № 2. С. 34-38.

Областные, краевые, республиканские комитеты Госкомзема:

Осуществляют работу по руководству и координации деятельности районных (городских) комитетов по вопросам ведения государственного земельного кадастра;

Принимают, рассматривают и обобщают районные (городские) отчеты о состоянии и использовании земель районов и на этой основе создают информационный банк о состоянии и использовании земельного фонда области, края, республики;

Ежегодно не позднее 1 марта представляют в Госкомзем РФ согласованный с природоохранительными органами и утвержденный администрацией отчет о состоянии и использовании земельного фонда области, края, республики.

К компетенции Госкомзема РФ относится:

Организация работ по картографированию земель, а также проведению специальных обследований (почвенных, геоботанических, топографо-геодезических и др.);

Организация работ по бонитировке и экономической оценке земель и использованию результатов оценки в народном хозяйстве;

Рассмотрение, анализ и обобщение областных, краевых, республиканских отчетов о состоянии и использовании земель;

Изучение состояния спроса на земельно-кадастровую информацию, степень его удовлетворяемости, принятие мер по совершенствованию ведения государственного земельного кадастра;

Организация и осуществление изучения и хранения земельно-кадастровой информации, а также издание и распространение подлежащих опубликованию материалов государственного земельного кадастра;

Представление в правительство РФ не позднее 30 апреля каждого года государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации, составленного совместно с Министерством природных ресурсов РФ на основе данных государственного земельного кадастра и мониторинга земель.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх