Организация управления основными действиями при тушении пожаров и проведению аср. Основы управления силами и средствами на пожаре Определение управления основными действиями при пожаре

47. Управление боевыми действиями на пожаре - целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству участников тушения пожара при ведении боевых действий.

48. Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает: оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоя-

щего Устава нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара;

установление компетенции оперативных должностных лиц и их персо­нальной ответственности при выполнении поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара;

постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожа­ре;

осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистра­цию необходимой информации, в том числе диспетчером и с помощью техни­ческих средств нештатной службы управления гарнизона;

проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффек­тивности боевых действий по тушению пожара.

49. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (ес­ли не установлено иное). РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых дейс­твий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его рас­поряжения при тушении пожара.

50. Руководителем тушения пожара с учетом требования статьи 52 БУПО является:

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ГПС(допущенное к руководству тушением пожара в установленном порядке), если иное не предусмотренно нормативными правовыми актами или действующими соглашениями;

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии оперативных должностных лиц ГПС).

52. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должност­ным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Принятие старшим оперативным должностным лицом на себя,руководства тушением пожара обязательно, ести на пожаре не обеспечивается упраление силами и средствами.

52 1 .Подчиненность оперативных должностных лиц ГПС определяется начальником территориального гарнизона.

53. Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица неш­татной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоя­тельствах, делающих невозможным исполнение ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, на_e7начив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должност­ное лицо, его принявшее.

54. РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, боевые участки и сектора.

55. Оперативный штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:

привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;

организации на месте пожара трех и более боевых участков;

необходимости детального согласования с администрацией предприя­тия действий по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который од­новременно является заместителем РТП. В состав оперативного штаба мо­гут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представи­тели администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП. Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

56. Основными задачами оперативного штаба являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона;

определение потребности в силах и средствах, подготовка соответс­твующих предложений для РТП;

обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

организация подготовки и обеспечение ведения боевых действий по тушению пожара;

учет сил и средств на пожаре, расстановка их по боевым участкам (секторам), ведение документации, предусмотренной приложениями 2 - 4 БУПО;

создание на пожаре резерва сил и средств;

обеспечение работы газодымозащитной службы (ГДЗС) и связи на по­жаре;

обеспечение мероприятий по охране труда личного состава на пожаре;

реализация мер по поддержанию боевой готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.

Обеспечение взаимодействиствия с аварийными, аварийно-спасательными формированиями и службами жизнеобеспечения на населенных пунктов и объектов, привлекаемыми к тушению пожара.

57. Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначает­ся: днем - красным флагом с надписью "ШТАБ", ночью - красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

58. На пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия (приложение 5).

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативно­го штаба, должны иметь нарукавные повязки (приложение 6).

При ведении документации оперативного штаба, подготовке описаний пожаров применяются условные знаки и допускаемые сокращения терминов согласно приложениям 7, 8 БУПО.

Боевые участки

Боевые участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т.д.) или видам (спасание, ликвидация горения и т.д.) бое­вых действий.

При создании на пожаре пяти и более БУ могут быть организованы сектора, объединяющие несколько боевых участков. Боевые действия на БУ возглавляет его начальник, в секторе - начальник сектора. Начальники БУ и секторов назначаются РТП.

Руководитель тушения пожара

60. РТП обязан:

обеспечивать управление боевами действиями на пожаре непосредс­твенно или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются бое­вые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных дейс­твий;

проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление на основе данных, полученных при

разведке пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выб­ранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огне­тушащих веществ;

принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других специальных служб гарнизона пожарной охраны;

организовывать связь на пожаре с оперативным штабом, боевыми участками (секторами), участниками тушения, взаимодействующими службами, поддерживать связь с деспетчером гарнизона, периодически сообщать об изменениях обстановки, принятых решениях и отдельных приказаниях;

передовать диспетчеру гарнизона информацию по внешним признакам, адрес объекта пожара и его оперативно-тактическую характеристику площадь пожара, что горит (или горело), имеется ли угроза жизни людей и опасность развития пожара, какие силы и средства введены в действие и требуется ли их дополнительное привлечение;

докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руко­водство тушением пожара, об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энерге­тической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекае­мыми в установленном порядке к тушению пожара;

составлять акт о пожаре (приложение 9).

выполнять обязанности, возлагаемые в соответствии со статьями 56, 62 - 64 БУПО на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

61. РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;

назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба, БУ и секторов, привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

Начальник оперативного штаба

62. Начальник оперативного штаба (НШ) подчиняется непосредственно РТП. В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица шта­ба.

Начальник штаба на весь период боевых действий по тушению пожара должен, как правило, постоянно находиться в месте расположения штаба.

При тушении крупных пожаров НШ с согласия РТП может назначать своих заместителей, распределяя между ними обязанности по выполнению задач штаба в соответствии с требованиями Устава и делегируя им часть своих полномочий.

63. Начальник оперативного штаба обязан руководить работой штаба, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных статьей 56 БУПО, в том числе:

готовить и своевременно вносить РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара, информации диспетчера гарнизона и других сведений предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

организовывать доведение указаний РТП до соответствующих участни­ков тушения пожара, обеспечивать их регистрацию и контроль за исполне-

нием, ведение регламентных документов оперативного штаба;

организовывать расстановку сил и средств;

докладывать РТП и сообщать диспетчеру гарнизона оперативную ин­формацию об обстановке на пожаре;

обеспечивать сбор сведений о причине и виновниках возникновения пожара, организовывая в установленном порядке необходимое взаимодейс­твие с испытательной пожарной лабораторией и оперативной следственной группой органа внутренних дел.

64. Начальник оперативного штаба имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара, должностным лицам служб жизнеобес­печения населенного пункта, предприятия, а также должностным лицам ор­ганов внутренних дел, прибывшим на место пожара;

отдавать в случаях, не терпящих отлагательства, указания участни­кам тушения пожара от лица РТП с последующим обязательным докладом о них РТП;

требовать от участников тушения пожара и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, предприятия, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на место пожара, исполнения их обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изме­нения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных реше­ний).

Начальник тыла

65. Начальник тыла непосредственно подчиняется начальнику опера­тивного штаба.

В распоряжение начальника тыла поступают силы и средства участни­ков тушения пожара, не выведенные на боевые позиции, в том числе ос­новные, специальные и вспомогательные автомобили, другие мобильные технические средства, а также резерв огнетушащих веществ, пожарно-тех­нического вооружения.

Для обеспечения успешной работы тыла на крупных пожарах могут назначаться помощники начальника тыла.

66. Начальник тыла обязан организовывать работу тыла на пожаре, в том числе:

проводить разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

сосредоточивать резерв сил и средств, необходимый для тушения по­жара;

обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ, при необ­ходимости организовывать доставку к месту пожара специальных огнетуша­щих веществ и материалов;

принимать меры к обеспечению личного состава боевой одеждой и средствами защиты органов дыхания;

организовывать своевременное обеспечение пожарной техники горю­че-смазочными и другими эксплуатационными материалами;

контролировать исполнение работ по защите магистральных рукавных линий;

организовывать, при необходимости, восстановление работоспособ­ности пожарных машин и оборудования, пожарнотехнического вооружения;

обеспечивать ведение соответствующей документации.

67. Начальник тыла имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара, задействованным в работе тыла;

требовать от участников тушения пожара и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, предприятия, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на место пожара, исполнения их обязанностей, а также указаний оперативного штаба и собственных указа­ний;

давать предложения РТП и оперативному штабу о необходимости соз­дания резерва сил и средств для тушения пожара;

отдавать с согласия РТП (НШ) указания диспетчеру гарнизона о дос­тавке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Начальник боевого участка, сектора

68. Начальник БУ, сектора непосредственно подчиняется РТП, обес­печивает выполнение поставленных задач на соответствующем БУ и посто­янно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП.

Начальнику БУ подчинены участники тушения пожара, приданные бое­вому участку.

69. Начальник боевого участка (НБУ) обязан:

проводить разведку пожара, сообщать о ее результатах РТП;

обеспечивать спасание людей и имущества на БУ и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ;

проводить расстановку сил и средств на БУ;

обеспечивать подачу огнетушащих веществ на боевых позициях;

организовывать пожарную связь на БУ;

запрашивать, при необходимости, дополнительные силы и средства для решения поставленных задач;

организовывать на БУ в установленном порядке работу звеньев ГДЗС;

обеспечивать выполнение правил охраны труда и доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

докладывать РТП информацию о выполнении поставленных задач, при­чине пожара и лицах, причастных к его возникновению, принимать меры к сохранению обнаруженных на БУ возможных вещественных доказательств, имеющих отношение к пожару.

70. НБУ имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара на БУ;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изме­нения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных реше­ний);

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от РТП, оперативного штаба, администрации предприятия и служб жизнеобес­печения;

определять порядок убытия с БУ подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.


Методический план
Проведения занятия по пожарно-технической подготовке.
Тема: Организация управления основными(главными) действиями при тушении пожаров и проведении АСР.
Время:2 часа
Метод проведения: Теоретически
Место проведения: Кл. групповое
Цель: формирование психологической устойчивости пожарных к боевым действиям и проведении АСР. Развитие у Л/С быстроты тактического мышления, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, самообладания, готовности к неожиданностям.


п/п
Учебные
вопросы
Время
Содержание учебного вопроса.
1
2
3
4

1Управление основными действиями на пожаре.

Управление боевыми действиями на пожаре – целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом при проведении боевых действии на месте пожара.
Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает:
- оценку обстановки создание соответствующей требованиям настоящего Устава нештатной структуры управления БД на местепожара.
установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач.
Планирование действии по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решения по организации БД по тушению пожара.
Постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки напожаре.
Осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств для его тушения а также регистрацию необходимой информации, в том числе диспетчером и с помощью технических средств нештатной службы управления гарнизона.
Проведение других мероприятии, направленных на обеспечение эффективности БД по тушению пожара.

2
Руководство тушенияпожара.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим должностным лицом ПО. РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении БД по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которойосуществляется БД по тушению пожара. Никто не вправе вмешивается в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.
3
Порядок принятия и осуществление руководства на пожаре

РТП с учётом требования статьи 52 БУПО является:
прибывшее первым на место пожара старшее должностное лицо ГПС;
прибывшее первым на место пожара старшее должностное лицовневедомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должностных лиц ГПС), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями.
В зависимости от кол-ва прибывших на пожар сил и средств пож. охр. руководство туш. пож. осуществляют:
при работе одного караула (отделения) – старшее должностное лицо, возглавляющее караул (отделение), или оперативный дежурный гарнизона;
приработе двух и более подразделений – старшее должностное лицо, возглавляющее подразделение (караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к руководству тушением пожара в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне, в том числе начальник гарнизона.
Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделения пож. охр.Считается с моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.
4
Задачи оперативного штаба

Оперативный штаб- это временно сформированный нештатный орган управления на пожаре и создается при:
-привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;
-организации на месте пожара трех и более боевых участков;...

УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ (ГЛАВНЫМИ) ДЕЙСТВИЯМИ НА ПОЖАРЕ И ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения

54. Сбор и возвращение к месту постоянного расположения - действия личного состава по возвращению сил и средств с места ведения основных (главных) действий к месту постоянного расположения.

55. Сбор сил и средств на месте проведения основных (главных) действий предусматривает:

проверку наличия личного состава;

сбор и проверку комплектности пожарного, аварийно–спасательного оборудования и пожарно-технического вооружения согласно табелю положенности;

размещение и крепление пожарного, аварийно–спасательного оборудования и пожарно-технического вооружения на пожарных и аварийно–спасательных автомобилях;

принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;

уборку (откачку), при необходимости и технической возможности, использованных при тушении пожара и проведении АСР огнетушащих веществ;

техническое обслуживание после пожара, другой ЧС пожарной и аварийно-спасательной техники.

О завершении сбора сил и средств на месте ведения основных (главных) действий и их готовности к возвращению в подразделения начальник дежурной смены (начальник пожарного, аварийно–спасательного расчета) докладывает РТП (РАСР) и ЕДДС (ЦУС, ЦППС).

56. Возвращение к месту постоянного расположения проводится по доступному кратчайшему маршруту, при поддержании связи с ЕДДС (ЦУС, ЦППС). При этом должна быть проведена заправка пожарных автоцистерн водой.

Глава 3.

57. Управление основными (главными) действиями на пожаре – целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству участниками тушения пожара при проведении основных (главных) действий.

58. Управление основными (главными) действиями на пожаре предусматривает:

организацию разведки на пожаре;

оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего Устава нештатной структуры управления основными (главными) действиями на пожаре – оперативного штаба пожаротушения;

установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации основных (главных) действий на пожаре;

постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки;

осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки, применения сил и средств, а также регистрацию необходимой информации, в том числе дежурным диспетчером ЕДДС (ЦУС, ЦППС) и с помощью технических средств оперативного штаба пожаротушения;



проведение других мероприятий, направленных на обеспечение основных (главных) действий по тушению пожара.

59. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (прошедшим обучение по специальной программе, сдавшим зачеты квалификационной комиссии и допущенный приказом к тушению пожара в качестве руководителя), если не установлено иное нормативными правовыми актами и действующими соглашениями.

РТП на принципах единоначалия управляет личным составом пожарной охраны, а также другими привлеченными силами, участвующими в действиях по тушению пожара.

Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются основные (главные) действия по тушению пожара.

РТП несет ответственность за безопасность личного состава в соответствии с действующим законодательством (в том числе личного состава привлеченных сил) и сохранность пожарной и аварийно–спасательной техники.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

60. РТП с учетом требования статей 59 и 61 Устава является:

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ГПС, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями;

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо других видов пожарной охраны (при отсутствии на пожаре оперативных должностных лиц ГПС).

61. Подчиненность оперативных должностных лиц ГПС в федеральном округе (субъекте Российской Федерации) при прибытии их на пожар, определяется начальником регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и объявляется приказом.

Подчиненность оперативных должностных лиц ГПС в закрытых административных территориальных образованиях (закрытых объектах) при прибытии их на пожар, определяется начальником органа управления ГПС по охране закрытого административного территориального образования (закрытого объекта) и объявляется приказом.

62. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Принятие старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны на себя руководства тушением пожара обязательно, если не обеспечивается управление силами и средствами, привлеченными на пожар.

63. Начальник территориальной пожарной охраны (Региональной пожарной охраны, пожарной охраны субъекта Российской Федерации, муниципальной пожарной охраны, пожарной охраны закрытого административного территориального образования) и должностные лица нештатной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о пожаре с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается ЕДДС (ЦУС, ЦППС) и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствие этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

64. РТП в зависимости от обстановки может создавать оперативный штаб пожаротушения, участки тушения пожара (далее – УТП) и сектора тушения пожара (далее – СТП).

65. Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается по решению РТП при:

привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;

организации на месте пожара трех и более УТП;

необходимости детального согласования с администрацией объекта, населенного пункта действий по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП. В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник службы тыла, представители администрации объекта, аварийно-спасательных формирований, оперативных служб жизнеобеспечения и другие лица по усмотрению РТП. Работа оперативного штаба пожаротушения осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

При работе на пожаре двух и более подразделений назначается начальник службы тыла.

66. Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

проведение разведки пожара, сбор, обработка и анализ данных об обстановке, передача необходимой информации РТП и ЕДДС (ЦУС, ЦППС);

извещение руководителя тушения пожара об изменениях обстановки в ходе тушения пожара;

определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;

обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

организация подготовки и обеспечение ведения основных (главных) действий по тушению пожара;

встреча и учет сил и средств, расстановка их по УТП (СТП), ведение документации, предусмотренной приложениями 2 - 4 к Уставу;

создание резерва сил и средств;

обеспечение организации специальных работ на пожаре;

обеспечение мероприятий по охране труда личного состава;

поддержание готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара;

обеспечение взаимодействия с оперативными службами, службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов, привлекаемых к тушению пожара;

67. Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления штабным столом, оборудованием и обозначается: днем - красным флагом с надписью "Штаб", ночью - красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

68. На пожарных касках, специальной одежде и СИЗОД личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия (приложение 5 к Уставу).

РТП и лица, входящие в состав оперативного штаба пожаротушения, должны иметь нарукавные повязки (приложение 6 к Уставу).

При ведении документации оперативного штаба пожаротушения, подготовке описаний пожаров применяются и других документов условные знаки и допускаемые сокращения терминов согласно приложениям 7 и 8 к Уставу.

Участки тушения пожара

69. Участок тушения пожара (УТП) - часть территории, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной основной (главной) задачей и единым руководством.

Участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т.д.) или видам (проведения АСР, ликвидация горения, специальные работы и т.д.) основных (главных) действий.

При создании на месте вызова пяти и более УТП могут быть организованы сектора тушения пожара (СТП), объединяющие несколько УТП. Основные (главные) действияна УТП возглавляет его начальник, в СТП – начальник сектора. Начальники участков и секторов назначаются РТП.

Руководитель тушения пожара

70. РТП обязан:

обеспечивать управление основными (главными) действиями на пожаренепосредственноили через оперативный штаб пожаротушения;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются основные (главные) действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

проводить разведку пожара, определять номер (ранг) пожара, привлекать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасении людей и имущества и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ и работу аварийно-спасательного оборудования;

принимать решения о порядке проведения специальных работ, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС и других специальных служб;

организовывать связь на пожарес оперативным штабом пожаротушения, УТП (СТП), участниками тушения пожара, взаимодействующими службами, поддерживать связь с ЕДДС (ЦУС, ЦППС), периодически сообщать об изменениях обстановки, принятых решениях и отданных приказаниях;

передавать ЕДДС (ЦУС, ЦППС) лично или через оперативный штаб пожаротушения информацию по внешним признакам об обстановке на пожаре, адрес объекта пожара и его оперативно-тактическую характеристику, имеется ли угроза людям и опасность развития пожара, какие силы и средства введены в действие и требуются ли их дополнительное привлечение;

докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руководство тушением пожара об обстановке и принятых решениях;

обеспечивать выполнение правил охраны труда, доводить до участников тушения пожараинформацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекаемыми в установленном порядке к тушению пожара;

устанавливать отличившихся при тушении пожарасотрудников (работников), других лиц в целях поощрения;

обеспечить составление акта о пожаре (приложение 9 к Уставу);

выполнять обязанности, возлагаемые в соответствии со статьями 66, 72-74 Устава на оперативный штаб пожаротушения, если указанный штаб на пожарене создается.

71. РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются основные (главные) действия по тушению пожара;

назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации и служб жизнеобеспечения населенного пункта (объекта);

принимать решения по созданию оперативного штаба пожаротушения, УТП и СТП, привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с пожара пожарных и аварийно-спасательных расчетов и привлеченных сил и средств.

Начальник оперативного штаба пожаротушения

72. Начальник оперативного штаба пожаротушения (далее - НШ) подчиняется непосредственно РТП.

В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица штаба.

Начальник штаба на весь период основных (главных) действий должен, как правило, постоянно находиться в месте расположения штаба.

При тушении крупных пожаров НШ с согласия РТП может назначать своих заместителей, распределяя между ними обязанности по выполнению задач штаба в соответствии с требованиями Устава и делегируя им часть своих полномочий.

73. Начальник оперативного штаба пожаротушения обязан руководить работой штаба, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных статьей 66 Устава, в том числе:

готовить и своевременно вносить РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара, информации ЕДДС (ЦУС, ЦППС) и других сведений предложения по организации тушения пожаров, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

организовывать доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара, обеспечивать их регистрацию и контроль за их исполнением, ведение регламентных документов оперативного штаба пожаротушения;

организовывать встречу, расстановку сил и средств;

докладывать РТП и сообщать ЕДДС (ЦУС, ЦППС) оперативную информацию об обстановке на пожаре;

обеспечивать сбор сведений о причине и виновниках возникновения пожара, организовывая в установленном порядке необходимое взаимодействие с испытательной пожарной лабораторией и оперативной следственной группой органа внутренних дел.

74. Начальник оперативного штаба имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара, должностным лицам служб жизнеобеспечения, аварийно–спасательных формирований населенного пункта, объекта, а также должностным лицам органов внутренних дел, прибывшим на пожар;

отдавать в случаях, не терпящих отлагательства, указания по организации тушения пожараот лица РТП с последующим обязательным докладом о них РТП;

требовать от участников тушения пожараи должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, объекта, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на пожар, исполнения их обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных решений).

Начальник службы тылового обеспечения основных действий

75. Начальник службы тылового обеспечения основных (главных) действий (далее - НТ) непосредственно подчиняется начальнику оперативного штаба пожаротушения.

В распоряжение НТ поступают силы и средства участников тушения пожара, не выведенные на УТП, в том числе основные, специальные и вспомогательные автомобили, машины и другие мобильные технические средства, а также резерв огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и аварийно–спасательного оборудования.

Для руководства работой службы обеспечения основных (главных) действий на направлениях назначаются помощники НТ.

76. Начальник тыла обязан организовывать работу службы тылового обеспечения основных (главных) действий на пожаре, в том числе:

проводить разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

сосредотачивать резерв сил и средств, необходимый для тушения пожара;

обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ, при необходимости организовывать доставку к месту пожара специальных огнетушащих веществ и материалов;

принимать меры к обеспечению личного состава специальной одеждой и СИЗОД;

организовывать своевременное обеспечение пожарной и аварийно–спасательной техники горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами;

контролировать исполнение работ по защите магистральных рукавных линий;

организовывать, при необходимости, восстановление работоспособности пожарных и аварийно–спасательных машин, а также оборудования, пожарно-технического вооружения и средств спасения;

составлять схему расстановки техники на водоисточники и прокладки магистральных рукавных линий, пользуясь при этом условными обозначениями (приложение № 7 к Уставу).

77. Начальник службы тылового обеспечения имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара, задействованным в работе службы тылового обеспечения;

требовать от участников тушения пожара и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, объекта, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на пожар, исполнения их обязанностей, а также указаний оперативного штаба пожаротушения и собственных указаний;

давать предложения РТП и оперативному штабу пожаротушения о необходимости создания резерва сил и средств для тушения пожара;

отдавать с согласия РТП, начальника оперативного штаба пожаротушения указания должностным лицам ЕДДС (ЦУС, ЦППС) о доставке к месту тушения пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Начальник участка (сектора) тушения пожара

78. Начальник УТП (СТП) подчиняется РТП (начальнику оперативного штаба пожаротушения), обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем участке и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП.

Начальнику УТП (СТП) подчинены участники тушения пожара, приданные к данному участку, (сектору) тушения пожара.

79. Начальник УТП (СТП) обязан:

проводить разведку пожара, сообщать о ее результатах РТП;

обеспечивать спасение людей и имущества на УТП (СТП) и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории УТП (СТП);

проводить расстановку сил и средств на УТП (СТП);

обеспечивать подачу огнетушащих веществ на тушение пожара;

организовывать связь на УТП (СТП);

запрашивать, при необходимости, дополнительные силы и средства для решения поставленных задач;

организовывать на УТП (СТП) в установленном порядке работу звеньев ГДЗС;

обеспечивать выполнение правил охраны труда, доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

докладывать РТП (НШ) информацию о выполнении поставленных задач, причине пожара, (аварии) и лицах, причастных к их возникновению, принимать меры к сохранению обнаруженных на УТП (СТП) возможных вещественных доказательств, имеющих отношение к пожару.

80. Начальник УТП (СТП) имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара на УТП (СТП);

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки, требующие принятие безотлагательных решений);

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от РТП, оперативного штаба пожаротушения, администрации объекта и служб жизнеобеспечения;

определять порядок убытия с УТП (СТП) подразделений, привлеченных сил и средств.

Понятие организации управления силами и средствами на пожаре содержит комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение эффективного функционирования на различных её этапах.

Управление силами и средствами на пожаре

Учебные вопросы:

1. Управление силами и средствами на пожаре.

2. Должностные лица на пожаре.

Управляет всеми подразделениями руководитель тушения пожара (РТП).

Под управлением подразделениями на пожаре следует понимать процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним аварийно-спасательных работ.

В зависимости от обстановки личный состав решает следующие задачи:

  • спасание людей, эвакуация людей (животных);
  • эвакуация или защита имущества;
  • непосредственное введение стволов на тушение;
  • проведение работ по вскрытию и разборки конструкций и др.;
  • удаление дыма;
  • защита соседних зданий и помещений;
  • нахождение в резерве, патрулирование, оцепление.

Объективность оценки обстановки на пожаре и правильность принятия решения зависит от:

  • профессиональной подготовки РТП;
  • качества проведения разведки пожара;
  • способности прогнозировать ход развития пожара.

Если работает несколько караулов, в этом случае управляет подразделениями старший начальник, возглавляющий караул той части, в районе выезда которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне. К управлению на отдельных участках в данном случае старший начальник может привлекать участвующий в тушении пожара начальствующий состав.

Практика показывает, что управление подразделениями более 5 отделений одним РТП будет неэффективным , так как контроль за их действиями, постановка им задач, наряду с решением других вопросов (организация работы тыла, взаимодействие с администрацией, службами города), решение вопросов, связанных с ведением разведки и передачи сообщений становиться невозможным.

На крупных пожарах для эффективности руководства:

  • разбивают пожар на участки тушения пожара (УТП) – назначают начальников участков тушения пожара (НУТП) и ставят им задачи;
  • создают оперативный штаб пожаротушения (ОШ) для управления всеми прибывшими подразделениями на пожар.

Руководство и управление подразделениями осуществляется непосредственно через:

  • (РТП);
  • начальника оперативного штаба тушения пожара (НШ);
  • начальника тыла (НТ);
  • начальников участков тушения пожара (НУТП).

Вся их деятельность должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: оперативность, достоверность, твердость руководства (устойчивость), непрерывность, гибкость руководства, научность и предвидение возможного изменения обстановки, единоначалие.

Оперативность – заключается в решении стоящих вопросов в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.

Достоверность – использование достоверных источников получаемой информации и личный контроль за доведением её до руководителя.

Твердость руководства (устойчивость) – выражается в принятии решения, высокой требовательности к личному составу по полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, несмотря на возникающие трудности.

Непрерывность руководства – заключается в постоянном влиянии на ход действий по ТП и ПАСР, постоянном контроле над обстановкой, складывающейся на пожаре.

Гибкость руководства – заключается в умении своевременно реагировать на изменение обстановки, в способности своевременно изменить тактику и способы тушения в случае необходимости.

Научность и предвидение – заключается в анализе и возможности предвидения изменения обстановки в ходе ведения действий по ТП и ПАСР (возможность взрыва, обрушение, вскипание, распространение пожара на значительную площадь и т.д.).

Принцип единоначалия – состоит в том, что РТП на основе прав, предоставляемых ему законом, и регламентированных нормативными документами является единоначальником, т.е. человеком, несущим полную ответственность за принятое решение, успешное тушение пожара и ликвидации последствия ЧС.

Именно единоначалие в сложных условиях обеспечивает централизацию и твердость управления подразделениями пожарной охраны.

Должностные лица на пожаре

Руководство тушением пожара

Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара. Он является прямым начальником для всего личного состава пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара

Допуск к самостоятельному руководству тушением пожара решается старшим начальником отдельно для каждого лица начальствующего состава пожарной охраны.

Приказания и команды РТП закон для всего личного состава, работающего на пожаре.

В случае сосредоточения сил и средств по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2–3 участков тушения пожара, РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:

  • порядок руководства работой тыла;
  • необходимость создания участков тушения пожара и их количество;
  • организация оперативного штаба и его целесообразный состав;
  • назначение, если необходимо, из числа опытных командиров ответственных за выполнение отдельных работ на пожаре.

Работа тыла на пожаре

Под тылом понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеющим отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, не зависимо от его размеров и количества работающих сил и средств.

В задачи тыла входят:

  • организация разведки водоисточников;
  • встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
  • обеспечение бесперебойной подачи ОТВ и работы пожарной техники;
  • обеспечение горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
  • охрана магистральных рукавных линий;
  • защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожаров;
  • организация сбора ОТВ после пожара;
  • отогревание замерзших рукавов, стволов и разветвлений;
  • обеспечение при длительной работе личного состава питанием, питьевой водой, сухой спецодеждой, а также организация обогрева личного состава при работе в условиях низких температур;
  • организация восстановления работоспособности пожарной техники и ПИиО.

Участки тушения пожара .

На крупных и сложных пожарах создание УТП обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.

Принципы определения границ УТП:

  • по этажам;
  • по лестничным клеткам;
  • по противопожарным преградам или зонам;
  • по периметру горящего объекта;
  • по видам работ (спасание, тушение, защита и др.).

После локализации пожара НУТП производит:

  • ликвидацию скрытых очагов горения;
  • дополнительные вскрытия и разборку конструкций;
  • эвакуацию находящихся в помещениях материалов и уборку места пожара.
  • Участки тушения пожара упраздняются по указанию РТП.

После ликвидации пожара НУТП:

  • Докладывает РТП, (НШ) о проделанной работе на участке.
  • Уточняет расстановку сил и средств на схеме тушения.
  • Дает оценку подразделениям и командирам, работавшим на участке.

При создании на пожаре 5 и более УТП могут быть организованы сектора , объединяющие несколько участков тушения пожара и возглавляемых начальником сектора.

Оперативный штаб на пожаре

В зависимости от обстановки на пожаре для управления подразделениями РТП может организовать оперативный штаб тушения пожара.

Основные задачи оперативного штаба:

  • встреча, расстановка и распределение по участкам прибывающих на пожар подразделений и постановка перед ними задач в соответствии с решением РТП;
  • организация разведки пожара в ходе его тушения, сбор сведений и извещение РТП об изменениях обстановки в ходе тушения пожара;
  • ведение оперативных документов;
  • организация связи и освещения на пожаре;
  • обеспечение выполнения решений и приказаний РТП;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта);
  • сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе;
  • создание КПП и постов безопасности ГДЗС;
  • материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений;
  • организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.
  • восстановление работоспособности технических средств – выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения задач по тушению пожара.

После ликвидации УТП НШ принимает доклады от НУТП о работе на УТП. Заполняет окончательные данные о пожаре в оперативные документы, уточняет схему тушения, передает сообщение на СОО ЦУКС (ПСЧ).

ОШ ликвидируется только по указанию РТП.

Виды связи на пожаре

Связь управления устанавливается между РТП и командирами подразделений, между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальником УТП, а при необходимости с пожарными автомобилями. Для этого используются радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, мегафоны, громкоговорящие установки и другие технические средства.

Связь взаимодействия устанавливается между начальниками УТП (подразделений). Она обеспечивает взаимодействие между УТП (подразделениями). Для этого используются радиостанции, полевые телефоны, переговорные устройства и связные. При невозможности использования технических средств связи применяют сигналы управления.

—Связь информации устанавливается между РТП, оперативным штабом и СОО ЦУКС или ПСЧ по радиосвязи, телефонной и сотовой связи. Эта связь должна обеспечивать взаимную передачу информации СОО ЦУКС (ПСЧ) и подразделений, находящихся на пожаре и в пути следования об обстановке в ходе тушения, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП службам города. По прибытии на пожар связные поступают в распоряжение НШ.

Литература:

Основная

  1. Решетов А.П., Клюй В.В., Бондарь А.А., Косенко Д.В. Планирование и организация тушения пожаров . Пожарная тактика : Учебник . – СПб .: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС РФ, 2015.
  2. Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб .: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России , 2009.
  3. Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009.

Дополнительная

Управление боевыми действиями подразделений на пожаре. Основные понятия (БУПО).

Тушение пожара.

Боевые действия - предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.

Тушение пожаров - боевые действия направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.

Основные боевые задачи - достижение локализация и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями превышенных и его тушению сил и средств пожарной охраны.

Локализация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространения пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление - направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны обеспечивает наилучшее условия, решения основной боевой задачи.

Боевая позиция - место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение боевых действий по спасению людей и имущества, подача огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Тыл на пожаре - силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях.

Боевой участок на пожаре (БУ) - часть территории на месте пожара на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной боевой задачей и единым руководством.

Сектор - пять и более боевых участков.

Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны - личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе курсантами и слушателями пожарно технических учебных заведений, а, при необходимости, и в условиях особого противопожарного режима также профессорско -преподавательским составом пожарно технических научно - исследовательских учреждений, личным составом иных противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. К тушению пожаров могут быть привлечены в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, а также население.

Для выполнения боевых задач используются следующие средства:

пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушащие автомобили;

пожарно -техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;



огнетушащие вещества;

аварийно- спасательное оборудование и техника;

системы и оборудование противопожарной защиты предприятий;

системы и устройства специальной связи и управления;

медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой до врачебной помощи пострадавшим при пожаре;

иные средства, вспомогательная и специальная техника.

Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на :

эффективной организации боевых действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, успешной их расстановкой и активным, наступательным применением с учетом решающего направления;

мужества, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны;

дисциплинированности участников тушения пожара.

Боевые действия по тушению пожаров (даже боевые действия) включают в себя:

обработку вызовов;

выезд и исследование к месту вызова (пожара);

разведку;

спасение людей и имущества;

боевое развертывание;

ликвидация горения;

выполнение специальных работ;

сбор и возвращение в подразделение.

Боевые действия на разведке, спасению людей и имущества, боевому развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.

Боевые действия должны выполняться в соответствии с установленными требованиями охраны труда и техники безопасности при пожарах и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров. Ведение боевых действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы локализации и ликвидации аварий, должно осуществляться с уставом особенностей, определяемых этими планами.

Единоначалие как принцип управления силами и средствами на пожаре состоит в единстве руководства РТП (руководителя тушения пожара).

Управление боевыми действиями на пожаре - целенаправленная детальность должностных лиц по руководству личным составом и иными участками тушения пожара при ведении боевых действий или месте пожара.

Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает:

Оценку обстановки и создание соответствующей требованиям БУПО (боевого устава пожарной охраны) нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара;

Установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач:

Планирование действий по изменению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара;

Постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечения контроля и необходимого реагирования или изменение обстановки на пожаре;

Осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации, в том числе диспетчером и с помощью технический средств и системной службы управления гарнизона;

Проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожаров;

Непосредственное руководство тушение пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное другими документами). РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара. РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, боевые участки и сектора.

РТП обязан: (60. БУПО)

обеспечить управление боевыми действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

проводить разведку пожара, определить его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасении людей и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определить решающее направление на основе данных, полученных при разведке пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих средств;

принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС (газо-дымо защитную службу), в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других специальных служб гарнизона пожарной охраны;

организовать связь на пожаре;

сообщить диспетчеру гарнизона необходимую информацию об обстановке на пожаре;

докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руководство тушением пожара, об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечить выполнение правил охраны труда и техники безопасности, доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

обеспечивать взаимодействия со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекаемыми в установленном порядке и тушению пожара;

принимать меры и установлению причины пожара и составлять акт о пожаре;

выполнять обязанности, возлагаемые на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

РТП имеет право: (61. БУПО)

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;

назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба, БУ и секторов, привлечению дополнительных средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки;

определять порядки убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.


Большое место в деятельности РТП занимает проведение разведки, сбор данных об обстановке и принятие решения.

Процесс выработки решения на пожаре - это анализ информации о параметрах пожара, силах и средствах и переработке ее в командную информацию, т.е. выработка решения на тушение пожара на основе оценки обстановки.

Оценка обстановки на пожаре - это вывод, сформулированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализ и полученных сведений.

Обстановка на пожаре - это совокупность условий, способствующих или препятствующих развитию и тушению пожара. Основными элементами обстановки являются размер и место пожара; наличие людей и степень угрожающей им опасности; наличие подразделений пожарной охраны, их без готовность, возможность пополнения; наличие огнетушащих средств, оперативно - тактическая характеристика объекта; метеорологические условия и т.п.

Большое место в своих действиях РТП должен отводить реализации своего решения, контроля, исполнения поставленной задачи личным составом подразделений.

Постановку задач и сред исполнителями РТП осуществляет путем отдачи кратких, чётких и ясных приказаний и распоряжений в форме приказа на выполнение действий, соблюдение тех или иных правил, порядка и положений.

При изменении или уточнении содержания отданного ранее приказа РТП должен довести их содержание до исполнителей.

В процессе управления силами и средствами на пожаре РТП должен организовать взаимодействие между подразделениями (отделениями, караулами, частями), т.е. согласование боевых действий их месту и времени.

На всем протяжении боевых действий пожарных подразделений по тушению пожара можно выделить два периода деятельности РТП: это действия РТП, прибывшего на пожар первым, т.е. начальник караула или другое лицо, возглавляющее; действия старшего оперативного начальника, пребывающего, как правило, по повышенному номеру вызова или вызову сил и средств дополнительно.

Особая роль принадлежит действиям первого РТП в начальной стадии пожара при недостатке сил и средств, недостоверности данных об обстановке и т.д. Организовать тушение пожара в начальный период - значит, суметь в короткое время оценить обстановку хотя бы в общих чертах. Определить возможные пути распространения пожара, пометить план тушения и обеспечить управление подразделениями.

Только знание и опыт помогают РТП из большой суммы информации в этот период отобрать главные элементы обстановки для принятия правильного решения.

Деталь вывод можно сказать, что тактическое мышление и боевые действия первого РТП носят особый характер, заключающийся в исключительной оперативности, собранности, требовательности, умении проявить решительность, отвагу и высокие волевые качества. Он должен уметь действовать в экстремальных условиях, влиять на личный состав подразделения, подменять людей своей воле в критические минуты, заражать их уверенностью в своих действиях.

Управление силами и средствами на пожаре по возможности должно осуществляться одним лицом от начала до конца пожара, частые смены приводят к затягиванию тушения пожара, и излишнему изменению решений и т.п.

Качество руководства тушением пожара оказывает большое влияние на количество крупных пожаров, т.е. когда пожар перерастает в крупный по вине РТП в следствии этого, что он допускает ошибки в своих действиях, решениях.

На пожаре, где работают два или более подразделений, РТП должен организовать тыл и назначить начальника тыла. Поэтому составляя общий схематический план тушения пожара, РТП должен выделить боевые участки и тыл, определив им задачи и место независимо от того, организовывается оперативный штаб на пожаре или нет.

Боевой участок на пожаре (БУ) - это участок, на котором сосредоточены силы и средства, объединенные конкретной задачей и единым руководством. Управление силами и средствами на боевом участке осуществляет начальник боевого участка (НБУ) и выполняет часть общего решения, принятого РТП. НБУ подчиняется РТП и несет ответственность за выполнение боевой задачи и безопасность личного состава на боевом участке.

Количество боевых участков на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначить начальников БУ и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.

Нумерация боевых участков начинается, как правило, от решающего направления на пожаре, а начальником боевого участка назначаются лица начальствующего состава.

Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения боевых участков, они могут быть распределены по:

территории объекта пожара;

этажам здания;

лестничным клеткам;

противопожарным преградам или залам;

видам работ на пожаре (тушение, защита, спасение, борьба с дымом и т.п.).

Руководитель тушения пожара управляет боевыми участками через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).

На крупных пожарах могут создаваться секторы объединяющие несколько боевых участков.

Тыл - это сосредоточенные на пожаре силы и средства, обеспечивающие боевые действия. Тыл на пожаре возглавляет начальник тыла (НТ). В задачи тыла входит:

организация разведки водоисточников;

встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;

обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих средств и работы пожарной техники;

охрана магистральных рукавных линий;

обеспечение топливно- смазочными материалами и огнетушащими средствами.

Когда на пожаре нет оперативного штаб, значительно возрастает роль начальника тыла: ему приходится организовывать связь и освещение на пожаре, а также взаимодействия с другими службами города или объекта. Начальник тыла должен иметь планшет или справочник водоисточников и регистрировать время прибытия подразделений, а также содержания боевой задачи. Начальник тыла использует в своей работе план или карточку пожаротушения на объектах, где должны быть предусмотрены все возможности, обеспечивающие наиболее рациональное использование ближайших водоисточников, указаны основные направления для прокладки рукавных линий, вид и диаметр водопроводной сети, водоотдача, наличие пожарных вводов и т.п., сообщены условия обеспечения эффективной работы насосно-рукавной системы в зависимости от подачи насоса и пожара.

Если по условиям прокладки магистральной линии и количеству необходимых стволов требуется перекачка (стволов) воды, то следует указать количество ступеной перекачки, расстояние между ними и место установки головного насоса. При наличии водоема необходимо указать его объем, на малое количество автомобилей рассчитан пирс или подъезд к водоисточнику, высоту забора воды, способ пополнения водоема.

Управление боевыми участками и тылом в случаях, когда на пожаре нет оперативного штаба можно определить в схему.


Когда на пожаре работает оперативный штаб, начальник тыла входит в состав штаба и подчиняется начальнику штаба и РТП. Организованность в работе тыла зависит от четкости и ясности определения его боевой задачи, следовательно, высокий уровень организации работы тыла во многом зависит от умелого управления силами и средствами со стороны РТП. Часто на пожарах создаются условия, которые вызывают необходимость в усилении тыла. Такими условиями могут быть:

возможность сосредоточения сил и средств на пожаре с различных направлений;

обеспечение водой от удаленных водоисточников путем перекачки или подвоза;

использование различных видов огнетушащих средств.

Руководитель тушения пожара в указанных случаях должен выделять в помощь начальнику тыла одного-трех человек начальствующего состава, а также необходимый транспорт и средства связи.

РТП управляет тылом через оперативный штаб и связных, выделенных из боевых расчетов, имеющих радиостанции и телефоны. В ходе тушения пожара начальник тыла составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники, составляет необходимые сведения начальнику штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара (количество использованных рукавов, огнетушащих средств и т.п.).

Одним из важнейших условий усиленного тушения пожара является бесперебойная подача воды на боевые позиции подразделений.

Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выдирается тот, который в конкретных условиях является наиболее выгодным.

Способы перекачки:

а) перекачка воды из насоса в насос. При этом перекачка осуществляется параллельно (по двум рукавным линиям) или последовательно (по одной рукавной линии).

б) перекачка воды с использованием автоцистерны как промежуточной емкости. При этом осуществляется последовательная или параллельная подача воды от основного насоса на излив в емкость пожарной автоцистерны.

в) перекачка воды от насоса через промежуточную емкость осуществляется подачей воды по одной или двум магистральным линиям от насоса в промежуточную емкость.

г) перекачка воды комбинированным способом может быть применена при наличии на месте пожара различных автомобилей (автонасосы, автоцистерны, мотопомпы).

д) кроме перекачки, когда вблизи места пожара нет запаса воды, часто в практике пожаротушения организуют подвоз ее с удаленных водоисточников пожарными и хозяйственными автоцистернами.

В случае сосредоточения сил и средств на пожаре по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2-3 боевых участков РТП становится трудно управлять их действиями, в этом случае создается на пожаре оперативный штаб.

Кроме того, штаб может создаваться на крупных и сложных пожарах, там, где действия по тушению необходимо согласовывать с инженерно-техничесеким персоналом и администрацией объекта, а также по решению РТП в зависимости от обстановки.

Оперативный штаб на пожаре - это временно сформированный орган РТП для управления силами и средствами на пожаре. В состав штаба входит: начальник штаба, начальник тыла, а также представители взаимодействующих служб города или населенного пункта (объекта).

Основными задачами оперативного штаба являются:

встреча и расстановка на БУ прибывающих подразделений;

организация психологической работы во время тушения;

проведение разведки пожара и сбор сведений об изменении обстановки;

ведение учетных документов;

создание на пожаре резерва сил и средств;

организация связи и взаимодействия;

организация контрольно-пропускного пункта или постов безопасности (ПБ)ГДЗС;

организация питания личного состава при продолжительности работы более 5 ч;

материально-техническое обеспечение подразделений, работающих на пожаре.

Оперативный штаб на пожаре располагается в наиболее удобном для управления силами и средствами на месте, как правило, со стороны сосредоточения основных сил и средств, и обеспечивается штабным стволом и другими техническими средствами.

Место оперативного штаба на пожаре обозначается днем - красным флагом с надписью "ШТАБ", ночью- красным фонарем или другими световыми указателями красного цвета.

При работе на пожаре РТП, НШ, НТ, НБУ и связные должны иметь на левом рукаве нарукавные повязки. На пожарных касках личного состава должны быть знаки различия.

Начальник оперативного штаба подчиняется РТП, является его заместителем, возглавляет работу штаба и мест ответственности за выполнение задач штаба.

В дежурной службе пожаротушения гарнизона эту роль выполняет старший помощник руководителя пожаротушения. Если штаб комплектуется на пожаре (нет штатных лиц), тогда начальником штаба назначают тактически грамотных и опытных командиров.

Оперативный штаб в соответствии с рекомендациями плана пожаротушения и с учетом складывающейся обстановки через средства связи или связных отдает распоряжение подразделениям о путях подъезда к объекту, место установки автомобилей на водоисточники, в направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжении какого боевого участка поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тыл пожарного автомобиля и количество боевого расчета, определяет задачу подразделению, а также боевой участок, где должно находиться это подразделение.

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.

Если подразделения получили распоряжение от штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются "с ходу" на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.

Важной задачей оперативного штаба является создание резерва сил и средств. Командиры подразделений резерва должны находиться при штабе вместе со связными, боевые расчеты - в автомобилях или сосредоточены в местах, определенных штабом.

Оперативный штаб, начальник тыла и командиры подразделений всегда должны стремиться использовать пожарную технику на полную ее возможность и добиваться высокой эффективности огнетушащих средств.

Начальник оперативного штаба должен непрерывно вести разведку, анализировать данные с боевых участков и тыла и докладывать РТП. При тушении пожаров в гражданских и промышленных зданиях, полученные сведения сопоставленной со сведениями администрации объекта о возможном поведении в условиях пожара технологического оборудования и конструкций зданий.

Обязанность начальника штаба - всесторонне взвесить возможные последствия взрывов и обрушений, определить масштабы пожара и соответственно изменение обстановки на пожаре. В экстренных случаях НШ может принимать самостоятельное решение на введение резерва сил и средств, отход с позиций с последующим докладом РТП.

Начальник штаба организует на пожаре контрольно-пропускной пункт или пост безопасности ГДЗС и отвечает за их работу. С помощью администрации объекта штаб определяет возможность применения тех или иных средств от воздействия опасных факторов пожара или токсичных газов, веществ. Для эффективной работы состава штаба по анализу обстановки, выдачи распоряжений, производству расчетов в штабном автомобиле желательно использовать электронные системные машины, диктофон, набор приспособленных для нанесения схем и другую оргтехнику.

Штаб систематически информирует ЦППС об обстановке на пожаре, при необходимости НШ докладывает об обстановке руководителям УВД, местным органам власти.

В случаях прибытия на пожар старших начальников об обстановке их информирует начальник штаба или РТП. Через начальников тыла, представителей служб города и объекта штаб решает вопросы, связанные с бесперебойной подачей воды, пены и других огнетушащих средств на пожаре. Штаб проводит расчеты по определению потребности огнетушащих средств, топливно-смазочных материалов (ТСМ),определяет способы и порядок дозировки машин.

С помощью ГАИ штаб обеспечивает перекрытие участков улиц или переулков для обеспечения своевременной расстановки на водоисточники пожарных машин; прокладки магистральных рукавных линий и обеспечения их сохранности. Обязанностью штаба является также выяснения причин пожара, оказание органам дознания и следствия, прибывшим на пожар, своевременное включение в работу испытательной пожарной лаборатории, сбор сведений о работе подразделений для объективной оценки их работы.

Непрерывность и живучесть управления обеспечиваются устойчивостью средств связи на пожаре, без нее штаб не может эффективно контролировать изменения обстановки и хоз.боевых действий.

Для организации связи используются радиостанции, имеющиеся на пожарных автомобилях, переносные радиостанции, переговорные устройства, громкоговорящие дополнительные установки, электромегафоны и средства телефонной связи.

Штаб организует связь на пожаре по видам:

связь управления между РТП и командирами подразделений, между РТП и штабам, начальником тыла, начальником боевого участка;

связь взаимодействия между начальниками боевых участков (подразделений), обеспечивающие взаимодействие между боевыми участками или подразделениями;

связь информации между РТП, оперативным штабом и ЦППС или пунктами связи части (ПСЧ). Этот вид связи обеспечивает взаимную передачу информацию ЦПП или ПСЧ и подразделений на пожаре и в пути следования, об обстановке и хода тушения пожара, вызов дополнительных средств и сил, а также передачу требований РТП различным службам города или объекта.

При невозможности использования технических средств связи используются сигналы управления.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх