Основы конституционного строя россии. Основные элементы конституционного строя российской федерации Основы конст строя рф

1. Конституционный строй и конституционное государство.

Конституционный строй - определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. В более узком понимании конституционным строем государства являются лишь такие форма и способ организации государственной власти, которые характеризуют его как конституционное государство. Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признаёт права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

2. Основы конституционного строя.

Основы конституционного строя - основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений. Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.

3. Политические и духовные основы конституционного строя.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократический характер государства, демократический политический режим выражается прежде всего в народовластии а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, местном самоуправлении, политическом многообразии, многопартийности, свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности.

Для правового государства характерны верховенство права (обязательность правовых норм как для граждан и организаций, так и для государства), верховенство закона (в системе правовых норм), разделение властей (признаки демократического политического режима и правового государства во многом пересекаются), соблюдение и защита прав и свобод человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство характеризует территориальную организацию государства, правовые отношения между государством в целом и его частями. Федеративное устройство РФ основывается на государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства, форму правления Российской Федерации можно определить смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику, сочетающую признаки президентской и парламентской республики. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Согласно статье 4 Конституции суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. Духовные основы конституционного строя. Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4. Экономические и социальные основы конституционного строя.

Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы).

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Новая классификация основ конституционного строя.

Новая классификация подразделяет основы конституционного строя на три группы.

К первой группе относятся основы организации государственной власти, такие, как народовластие, государственный суверенитет, федерализм, единство системы государственной власти, принцип разделения властей, местное самоуправление, верховенство права, членство России в мировом сообществе, приоритет международно-правовых норм.

Вторая группа - основы взаимоотношений государства и человека: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанность государства по их признанию, соблюдению, защите.

Третья группа - основы организации жизни гражданского общества: социальный характер государства, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, идеологическое и политическое многообразие, светский характер государства.


Лекция:

Конституция РФ


Конституция РФ – это основной закон нашего государства, обладающий высшей юридической силой, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и государственного устройства РФ, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это документ особой важности, каждый гражданин должен познакомиться с его содержанием для того, чтобы:

    знать свои права и обязанности;

    иметь представление об органах государственной власти (Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве) и органах МСУ (местного самоуправления), их полномочиях;

    знать, как устроено наше государство, какое оно по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму.

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя
  2. Права и свободы человека и гражданина
  3. Федеральное устройство
  4. Президент
  5. Федеральное собрание
  6. Правительство
  7. Судебная власть
  8. Местное самоуправление
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Всего в Конституции 137 статей. Их знание пригодится вам как в жизни, так и для сдачи ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения задания 16.

Основы конституционного строя РФ


Основы конституционного строя РФ составляют первичную нормативную базу для всех правовых актов. К основным принципам конституционного строя РФ относятся:

  • Народовластие (прямая и представительная демократия)
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина
  • Верховенство закона
  • Федерализм
  • Суверенитет государства
  • Социальный характер государства
  • Светский характер государства
  • Республиканская форма правления
  • Политический плюрализм
  • Многообразие форм собственности

Основы конституционного строя изложены в главе I Конституции РФ и конкретизируются в других её главах. Коротко охарактеризуем статьи главы I Конституции РФ:

    Статья 1 провозглашает нашу Родину демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данной информации мы можем извлечь то, что политический режим в РФ – демократический, форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Чтобы вспомнить характеристику этих форм обратитесь к теме

  • Статья 2 посвящена человеку и гражданину, она закрепляет обязанность государства соблюдать и защищать наши права и свободы.
  • Статья 3 провозглашает многонациональный народ России суверенным и единственным источником власти. Это означает то, что органы власти формируется народом. Как? Путём выборов. Кроме того, человек может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, воздействовать на принимаемые ими политические решения в целях защиты своих интересов.
  • Статья 4 закрепляет суверенитет территории РФ. Вспомните, это один из признаков любого государства, означающий независимость в решении внутренних и внешних вопросов. Данная статья объявляет верховенство Конституции и Федеральных законов для обеспечения целостности территории РФ.
  • Статья 5 конкретизирует федеративное устройство России и объявляет республики, края, области, города федерального значения и другие субъекты равноправными.
  • Статья 6 закрепляет основы гражданства, приобретаемое и прекращаемое на законных основаниях.
  • Статья 7 характеризует Россию как социальное государство. Это означает то, что политика должна быть направлена на благоустройство граждан, обеспечение их достойной жизни.
  • Статья 8 закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, разнообразие форм собственности и т.д.
  • Статья 9 посвящена охране земли и природных богатств.

  • Статья 10 закрепляет ещё один важный признак демократического государства – разделение властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную).
  • Статья 11 регламентирует то, что государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ и соответствующими органами, образуемыми в субъектах. Данная статья закрепляет принцип федерализма – двухуровневую систему государственных органов. Вспомните, первый уровень – федеральные органы, второй уровень – органы субъектов РФ.
  • Статья 12 признает и гарантирует местное самоуправление (МСУ). Органы МСУ обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Статья 133 Конституции закрепляет гарантии обеспечения деятельности органов МСУ. Во - первых, это право на судебную защиту , к примеру, граждане, проживающие на территории муниципалитета или сами органы МСУ могут обращаться в суд с требованием признания акта государственного органа власти недействительным, если последний ущемляет законные интересы граждан муниципалитета. Во - вторых, право на компенсацию дополнительных расходов , возникших в результате исполнения решений, возложенных органами государственной власти. Несмотря на свою самостоятельность органы МСУ должны выполнять решения органов государственной власти (например, постановление Правительства об установке счётчиков на воду). Поэтому, затраты органов МСУ, связанные с исполнением этих решений компенсируются за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В - третьих, запрет на ограничение прав местного самоуправления , установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это означает то, что органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесённые к ведению органов МСУ (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью - жилищным и нежилым фондом; утверждение и исполнение местного бюджета; содержание инфраструктуры - газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и прочие вопросы).
  • Статья 13 провозглашает идеологическое многообразие, поэтому в РФ не может устанавливаться единая идеология.
  • Статья 14 характеризует нашу страну как светское государство. В РФ как не может быть единой идеологии, так и религии единой быть не может. Закрепляется свобода совести и вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства. То есть государство не вмешивается в религиозную сферу само и не привлекает религиозные объединения к реализации государственных функций. Но это не значит, что два важных социальных института: государство и религия, не взаимодействуют. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, оказывает им финансовую помощь, обеспечивает преподавание дисциплин религиозного характера. А религиозные учреждения помогают государству в решении общественных задач, к примеру, воспитание молодого поколения в духе толерантности, борьба с терроризмом и т.д.

  • Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции на территории РФ, её прямое действие.
  • Статья 16 закрепляет неизменность основ конституционного строя, кроме как в случаях, предусмотренных самой Конституцией в главе 9.

Правовой статус человека и гражданина


Конституция РФ в статье 2 закрепила статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в ней же закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Глава II Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему от рождения.
Рассмотрим классификацию прав и свобод , которые составляют правовой статус человека и гражданина РФ:

    Личные (гражданские) права и свободы являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной или религиозной принадлежности, социального положения. К ним относятся: право на жизнь, право на имя, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, запрет принудительного труда, тайна переписки, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания.

    Политические права и свободы тесно связаны с принадлежностью лица к данному государству, то есть с гражданством и определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К ним относятся: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода союзов, право обращаться в органы государственной власти и МСУ с предложениями, жалобами, заявлениями.

    Социально – экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. К ним относятся: право на труд, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.

    Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, свобода преподавания, право получения образования на родном языке и др.

    Экологические права и свободы: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:

    Государственная защита прав и свобод. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан о нарушении прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ и принимает меры по их восстановлению.

    Право на самозащиту. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Данное право граждане могут реализовать, обратившись в суд с иском либо заявлением и жалобой в компетентный орган или должностному лицу, либо самостоятельно своими действиями.

    Судебная защита прав и свобод.

    Право на международную защиту. Согласно статье 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека) в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Квалифицированная юридическая помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.

    Возмещение государством вреда , причинённого незаконными деяниями органов государственной власти или должностными лицами.

Правовой статус человека и гражданина состоит не только из прав и свобод, но и обязанностей. Обязанности – это действия, возложенные на человека и гражданина, требующие безусловного выполнения.
Конституционными обязанностями являются:

    Соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)

    Уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)

    Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)

    Обязанность каждого гражданина получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)

    Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)

    Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)

    Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)

    Защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера – основы конституционного строя. Ведущим исследователем проблематики основ конституционного строя является О. Г. Румянцев. В своей монографии "Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления)" он раскрыл понятие основ конституционного строя, их специфику, уровни и элементы.

Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Действительно, основы конституционного строя представляют собой каркас системы конституционного строя, на который опираются все нормы, действующие в Российском государстве.

Основы конституционного строя – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Основы конституционного строя – это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтверждается усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституционному Собранию, которое либо подтверждает неизменность

Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

  • 1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;
  • 2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;
  • 3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного права. А именно:

  • – основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;
  • – политико-правовой характер;
  • – нормативность и общеобязательность;
  • – юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;
  • – сжатость и концентрированность изложения;
  • – общепризнанность;
  • – целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя можно говорить об особой юридической природе норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя РФ был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.

1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ). В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это – важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства государств Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, 6 Конституции РФ). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на передний план.

Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его нрав и свобод по

отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, цель деятельности которого состоит в обеспечении интересов человека.

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

3. Народовластие (ст. 3, 12 Конституции). Демократия – это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" – это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

Суверенитет народа – это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) берет на себя обязательство содействовать реализации и защищать право на местное самоуправление.

4. Федерализм (ст. 5 Конституции РФ). Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов РФ.

Для России оптимальной формой нациοнально-государственного устройства является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

  • – огромной территорией;
  • – спецификой экономического развития отдельных регионов;
  • – этническим многообразием населения;
  • – социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределение и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Последнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

5. Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

6. Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ). Российское государство признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с гем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Конституция закрепляет новое для России право – право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Основополагающим условием установления демократического режима и его функционирования является последовательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной корреспондируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов РФ).

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов нс может присваивать себе полномочия но осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, по при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название "система сдержек и противовесов" и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Принцип разделения властей является фундаментальным для всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмотрены соответствующие материальные, политические, социальные и правовые гарантии. Другими словами, принцип разделения властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти.

Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т.д. Свою конкретную реализацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование.

Учитывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли па прямой запрет – ч. 2 ст. 13 гласит: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Это является еще одной гарантией для россиян: не боясь никакого государственного преследования, выражать свои мысли, убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность – система власти, основанная на взаимодействии и "противовесах" партий и объединений.

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политических сил с помощью легитимных средств.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В Российской Федерации действует более 50 политических партий. Наиболее активными являются парламентские партии – "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР. В мае 2011 г. был создан Общероссийский народный фронт – широкое объединение различных социально-политических сил.

9. Светскость российского государства (ст. 14 Конституции РФ). Достижение свободы совести – непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений – как материалистических, так и идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешательство государственных институтов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16 Конституции РФ). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гл. 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все соответствует конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16 , где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены . Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов и Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Нормы-принципы , включенные в гл. «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

  1. гуманистические основы конституционного строя;
  2. основные характеристики Российского государства;
  3. экономические и политические основы конституционного строя;
  4. основы организации государственной власти.

Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

3.5

РЕФЕРАТ

по теме: «Основы конституционного строя Российской Федерации»

Основная литература:

4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ (ред. от 30 июня 2003г.) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

5. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ от 02..02.2002, № 5, ст. 375.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

7. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О политических партиях» // СЗ РФ от 16.07.2001, № 29, Ст. 2950.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 6-9.

9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7.

Дополнительная литература:

1. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 264 с.

2. Вишняков В.Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. № 8. – С. 11-22.

3. Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. № 10. – С. 42-50.

4. Николаев Е.А. Социальное государство как конституционный принцип и его реализация в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Политика и право. 2004. № 1.

5. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М, 1994.

6. Самочкин А.Н. Собственность и право собственности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 8. – С. 14-20.

7. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.,1993.

8. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1996. С. 464-480.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Понятие "основы конституционного строя" являет­ся новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конститу­ции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя". В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Первая глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической литературе нет единого, общепризнанного определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство». Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. В учебнике М.В.Баглая под конституционным строем понимается «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией». Авторы упомянутых определений ограничивают конституционный строй организацией только государства.

Между тем, если обратиться к Конституции РФ, то она закрепляет не только организацию государства, но и организацию гражданского общества. В.Т. Кабышев пишет, что это «система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом». Н.А. Михалёва понимает это как «общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признаётся приоритетное положение личности, незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона». Признавая ценность таких определений, следует отметить, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нём не существует конституционный строй вообще. Наличие конституционного строя вытекает из народного суверенитета, предполагает право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни на принадлежащей территории. По мнению Мамонова В.В. конституционный строй – это система конституционных отношений, закреплённых народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе.

В юридической литературе не проводится чётких различий между категориями «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Более того, указанные понятия фактически признаются тождественными с учётом круга общественных отношений, образующих конституционный строй, и его правового закрепления. Основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства. Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы, содержащиеся в главе 1 Конституции РФ, в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституцион­ный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют РФ как конституционное государство.

Иными словами, под основами конституционного строя РФ понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и рас­пределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства – и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формой правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и поэтому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а, следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Особенности правового регулирования основ конституционного строя России закреплены в статье 16 Конституции РФ. Первая особенность состоит в том, что правовые нормы Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Вторая особенность заключается в том, что согласно ст. 135 Конституции, если предложение о пересмотре главы 1 (как и глав 2 и 9) будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Основы конституционного строя Российской Федерации как конституционный институт – это обладающие наивысшей юридической силой, систематизированные нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.

Если сгруппировать статьи главы 1 Конституции по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ, «носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспе­чиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, – осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).

Народ – единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Власть народа в любом государстве не может осу­ществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепле­ния в законодательных актах.

Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных орга­нов, общественные организации и партии, через инсти­туты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадле­жащую ему в соответствии с Конституцией власть, управляет государ­ством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

В ст.13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ государства от одной идеологии. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Деидеологизировав общественный и государственный строй, Конституция РФ 1993 года ликвидировала и монополию одной партии. В ст. 13 Конституции закреплено, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. В содержание основ конституционного строя законодатель включил определенные ограничения для создания и деятельности партий и общественных организаций. В ст.13 п.5 установлено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, орга­ны которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ). Государственную власть в Российской Федерации, как установлено в ст. 11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ст.3 п.4 Конституции РФ, «никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий пресле­дуются по федеральному закону».

Российская Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ. В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

В этой же статье непосредственно закреплен и дру­гой характерный признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в ст.45 п.2 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые в нашем конституционном зако­нодательстве устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15 п.3 Конституции РФ).

Стремление придать правовой характер Российскому государству привело к конституционной новелле. Конституция РФ 1993 года закрепила, что «обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15 п.4 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над на­циональным законодательством. Конституция пронизана ссылками на международное право. Так, п.1 ст.17 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Юрисдикция России на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (п.2 ст.67).

Составной частью российской правовой системы могут быть не всякие принципы и нормы международного права, а только те из них, которые являются общепризнанными и договорными, так как не все нормы международного права, действующие в настоящее время, признаются всеми государствами в качестве обязательных для себя. В совокупности этих норм есть региональные, партикулярные или локальные нормы, которые являются обязательными для какой-либо группы или даже для двух государств или международных организаций. Таких норм в международном праве подавляющее большинство. Тем не менее, в современном международном праве есть большое число норм, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя в качестве обязательных. Эти нормы и называются общепризнанными. Такой подход получил подтверждение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которому общепризнанными следует считать нормы универсального характера, закреплённые как письменно, так и «неписаные» правила, в соответствии с которыми согласуют свои действия все или большинство государств.

К общепризнанным принципам международного права следует отнести лишь приведённые в Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации объединенных наций» от 24.10.1970 г.

Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международ­ных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идёт лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя обязательства по нему.

К основам конституционного строя Российской Федерации отнесены и некоторые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и человеком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства, но и определяют его конституционный строй в целом. Статья 2 Конституции РФ 1993 года закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для госу­дарства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод.

Для правового положения человека в государстве важное значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, статья 6 Конституции РФ устанавливает, что «гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения». В статье последовательно проводится принцип равноправия. Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в ст.8 п.2 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что «гражданин Российской Федерации не может быть ли­шен своего гражданства или права изменить его» (ст.6 п.3 Конституции РФ).

Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил включение в главу 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимоотношений с субъекта­ми Российской Федерации. Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей территории. В ст.4 Конституции РФ установлено: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление равноправия всех субъектов Федерации в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально важный характер. По Федеративному Договору от 31 марта 1992 года республики в составе Российской Федерации именовались суверенными государствами. Ликвидировав суверенитет субъектов Федерации, и установив их равноправие, новая Конституция РФ закрепила право­вые гарантии сохранения целостности России.

Следует отметить, что равноправие субъектов Фе­дерации не означает их равного статуса, который опре­деляется законодательными актами различной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов Федерации. Так, согласно ст. 5 п.2 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закреплённые в Конституции РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст. 5 п.3, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ст. 5 п.4 Конституции РФ).

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономической основой конституционного строя России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В Российской Федерации, – установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведен только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность – это собственность города, района или другого муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. К иным формам собственности можно отнести собственность общественных объединений, некоммерческих организаций.

Право частной собственности, дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной закрепленной законом экономической деятельности (ст. 34 п.1 Конституции РФ).

По-иному, чем ранее действовавшая Конституция, Конституция 1993 года устанавливает правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности». Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ, который устанавливает правовой режим нескольких категорий земель (земли поселений, лесного фонда, земли специального назначения – обороны, транспорта и др.), разрешает их свободный оборот (куплю-продажу земель населённых пунктов, земель под строениями, дачных, садовых участков и др.). Из оборота исключаются земли лесного фонда, водоохранные земли, особо охраняемых территорий и др. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом . Сельскохозяйственные земли могут находиться только в российской собственности (государства, муниципальных образований, граждан РФ, юридических лиц РФ). Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля неграждан РФ в уставном (складочном) капитале составляет более 50%, могут обладать участками земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются субъектами Федерации. Так, в соответствии с п.2 ст.9 Закона «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области» от 31 декабря 2003г. минимальный размер земельного участка не может быть менее 50гектаров. В случае ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель участок может быть принудительно изъят через суд. Участок земли может быть реквизирован (за плату) в случае стихийных бедствий и других ситуаций, изъят по суду (за плату) или национализирован для государственных или муниципальных нужд (переход частной собственности в публичную), но только на возмездных началах и при справедливой оплате, которая не может устанавливаться принудительно государственными или муниципальными органами.

Развитие частной собственности в России связано с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее время приватизация продолжается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» путём продажи на аукционах (публичных торгах). Правительство ежегодно устанавливает сроки и списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (ч.3 ст.35). Это может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятель­ности» (ст.8 п.1 Конституции РФ). Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений.

Гарантия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в обеспечении режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового регулирования порядка образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования различных видов предпринимательской деятельности.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно ст.7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с семьей. Семья важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой и общества, и государства, как в правовом, так и в социальном плане.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Разновидностью социального неравенства является неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этому, является социальное обеспечение.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

В п.2 ст. 7 указываются основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», содержание которых будет рассмотрено в следующей теме.

Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация – светское государство.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти конституционные положения нашли своё развитие в Федеральном законе от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях» .

Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон устанавливает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями, в соответствии со своими убеждениями и с учётом права ребёнка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать своё служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства – в соответствии со своей собственной иерархической институционной структурой, выбирают, назначают свой персонал согласно своим собственным установлениям, при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

По закону религиозные объединения не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную помощь. Но это вовсе не означает, что священнослужители не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления. Могут, но их кандидаты выдвигаются не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Согласно закону религиозным объединением в РФ признаётся добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозные группы – это религиозные объединения, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, т.е. организационно-правовые формы малых религиозных общин. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы её участниками. В отличие от них религиозные организации – религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признаётся организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признаётся организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трёх местных религиозных организаций.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учётом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях.

По просьбам религиозных объединений соответствующие органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, в частности, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного культурно-просветительского и иного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесённое к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Основы конституционного строя есть определенная характеристика конституционного строя, под которым понимают разновидность государственного и общественного строя, основанного на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества.

Конституционным является строй, основные устои которого отображены в демократической конституции и реальной конституционной практике. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность конституционных отношений, есть устоявшаяся конституционная практика.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 6-9.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7

6. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 264 с.

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,2004.С.121

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002. С.98

См.: Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии. // Государство и право. 2004.№ 10.С.42.

См.: Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. № 6. С.29.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх