Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (пожарная тактика) — пожарные ребята. Основы организации тушения пожара подразделениями пожарной охраны Тема no 1 основы организации тушения пожаров

Тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Организация тушения пожаров" в других словарях:

    Кимстач, Игорь Фотиевич - Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Управление государственной противопожарной службы Москвы - УГПС Москвы государственное учреждение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Москвы. На Управление в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, возложены… … Словарь черезвычайных ситуаций

    установка - 4.3 установка: Совокупность взаимосвязанных образцов ТС или систем, смонтированных для выполнения конкретной задачи в установленном месте. Источник …

    время - 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Пожарная охрана - Пожарные борются с пожаром … Википедия

    Частная пожарная охрана - Автомобиль группы компаний «Falck» в Польше Частная пожарная охрана вид пожарной охраны. Содержание … Википедия

    Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ВОДОСНАБЖЕНИЕ - ВОДОСНАБЖЕНИЕ. I. Водоснабжение населенных мест. Цель и назначение водоснабжения. В. организованное и регулярное доставление массовому потребителю воды установл. качества и в определенном количестве, обеспечивающем с той или иной полнотой… … Большая медицинская энциклопедия

    Природные пожары в России в 2010 году - Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия

Пожарная тактика – теория и практика подготовки и ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров.

Тушение пожаров – боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.

Боевые действия – предусмотренные Уставом организационное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.

Пожарная тактика на современном этапе призвана исследовать, выявлять закономерности, присущие процессам подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны и, прежде всего, основного их вида – тушения пожаров. Поэтому она представляет собой теоретическую основу боевых действий подразделений пожарной охраны, познающую их закономерности и разрабатывающую наиболее эффективные формы и приемы тушения пожаров в минимальные сроки. Исходя из этого, пожарная тактика решает две основные задачи, тесно связанные между собой:

Познание закономерностей и разработка способов, приемов спасания людей на пожаре;

Познание закономерностей и разработка форм, способов и приемов ведения боевых действий подразделений по тушению пожара.

Для совершенствования существующих и разработки новых способов и приемов действий подразделений пожарной охраны необходимо знать их тактические возможности, изучение которых также является задачей пожарной тактики.

Подготовка к тушению и успешное тушение пожаров невозможны без правильной организации тактической подготовки гарнизонов пожарной охраны. Тактическая подготовка тесно связана с психологической подготовкой, т.е. с готовностью л/с пожарной охраны к ведению боевых действий в любых условиях обстановки на пожарах, в том числе и в стрессовых, экстремальных условиях. Эти вопросы так же относятся к задачам пожарной тактики, изучающей и исследующей проблемы подготовки к тушению и ведению боевых действий по тушению пожаров на различных объектах.

Все задачи пожарной тактики можно объединить в четыре группы:

Изучение закономерностей элементов обстановки на пожаре;

Познание сущности боевых действий подразделений пожарной охраны и разработка эффективных способов и приемов спасания людей на пожарах;

Выявление и обоснование наиболее целесообразных форм и методов организации тушения пожаров;

Изыскание форм и методов по дальнейшему совершенствованию тактической и психологической подготовки личного состава подразделений и начальствующего состава пожарной охраны.

Из задач пожарной тактики видно, что она охватывает многообразные вопросы подготовки и обеспечения боевых действий подразделений пожарной охраны по спасанию людей на пожарах и тушению пожаров. Это многообразие требует расчленения содержания пожарной тактики на ее составные части, каждая из которых исследовала бы лишь определенные области деятельности личного состава подразделений и РТП.

В пожарной тактике можно выделить, прежде всего, общую теоретическую основу, которая в равной степени относится к любому процессу тушения пожара, независимо от того, где и какими силами и средствами он может быть потушен. Это основы пожарной тактики.

При тушении пожаров на различных объектах РТП и подразделения вынуждены действовать не только на основе общих, но и частных закономерностей, присущих боевым действиям на конкретных пожарах. Это вызывает необходимость в выделении второго раздела пожарной тактики – особенности тушения пожаров на различных объектах.

Во втором разделе пожарной тактики рассматриваются частные особенности, присущие тушению пожаров на открытых пространствах, в ограждениях (зданиях) и на других объектах.

Пожарная тактика принадлежит к тем областям знаний, которые в наибольшей степени носят практический характер, и поэтому ее исследования ведутся, в основном, методами анализа и обобщения боевых действий подразделений и РТП по тушению реальных пожаров.

В то же время в отдельных случаях при исследовании тушения пожаров, которые могут возникать и развиваться на новых объектах, проблемы пожарной тактики могут решаться и путем проведения экспериментальных исследований на натурных объектах или их фрагментах, а так же методами математико-статистического, имитационного моделирования.

В настоящее время подразделения пожарной охраны оснащены современными средствами спасания людей и тушения пожаров, которые позволяют им выполнять задачи в самых сложных условиях обстановки на пожарах.

Пожары классифицируются по нескольким признакам:

а) по масштабам:

отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

группы отдельных пожаров;

сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки). Совокупность отдельных или сплошных пожаров на территории населенного пункта принято называть массовыми пожарами;

огненный шторм – особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующегося наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

б) по месту возникновения:

пожары в городах и населенных пунктах;

пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

ландшафтные пожары, возникающие по различным причинам вые населенных пунктов (лесные, полевые и т.д.). Их относят к природным пожарам и классифицируют в качестве стихийных бедствий.

Кроме того, пожары классифицируют с точки зрения затрат сил и средств для их тушения (в населенных пунктах): чем большая площадь объекта охвачена пожаром, тем выше категория пожара (с №1 по №5).

Порядок организации тушения пожаров

Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ организуется и осуществляется в соответствии с федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01–93, Боевым уставом пожарной охраны.

Согласно статье 22 федерального закона РФ «О пожарной безопасности», тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;

на территориальном и местном уровнях – соответственно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке.

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости, руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на территории которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Выполнение требований Устава является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (участники тушения пожаров).

Самостоятельное тушение пожаров гражданами Уставом не регулируется, однако, также требует определенных познаний и навыков.

В Уставе пожарной охраны применяются следующие основные понятия:

Тушение пожаров – боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.

Боевые действия – предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.

Основная боевая задача при тушении пожаров – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Боевая позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение боевых действий по спасению людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Тыл на пожаре – силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях.

Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны – личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, личным составом иных противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

  • 5. Содержание курса подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс мчс России.
  • 5.2. Тематика (примерная) и методические указания по учебным предметам.
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср
  • Тема 1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения аср».
  • Тема 3. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества.
  • Тема 4. Классификация чс природного и техногенного характера. Последствия воздействия чс на среду обитания человека.
  • Тема 5. Тактические возможности подразделений гпс по тушению пожаров и ликвидации чс.
  • Тема 6. Основные (главные) действия подразделений по тушению пожаров и проведению аср.
  • Тема 7. Организация управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведении аср.
  • Тема 8. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара.
  • Тема 9. Работы по тушению пожаров и ликвидации чс в непригодной для дыхания среде.
  • Тема 10. Тушение пожаров и ликвидация чс в неблагоприятных климатических условиях.
  • Тема 11. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс при недостатке воды.
  • Тема 12. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс в условиях особой опасности для личного состава.
  • Тема 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте.
  • Тема 14. Тактика тушения пожаров и проведения спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях.
  • Тема 15. Действия специализированных подразделений и формирований при выдвижении к местам тушения крупных пожаров и проведения аср в зоне обслуживания.
  • Тема 16. Проведение первоочередных аср при дтп.
  • Тема 17. Первоочередные аварийно-спасательные работы (паср).
  • Тема 18. О-т изучение района выезда, объектов (участков).
  • Перечень объектов тушения пожаров, рекомендуемый для использования в процессе занятий с пожарным расчетом и дежурной сменой по решению птз на местности.
  • Тема 1. Организация гпн.
  • Тема 2. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре.
  • Тема 3. Обеспечение безопасности людей при пожаре.
  • Тема 4. Основы анализа взрывопожароопасности технологических процессов.
  • Тема 5. Противопожарный режим при эксплуатации газовых нагревательных приборов.
  • Тема 6. Порядок проверки противопожарного состояния жилого сектора.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование».
  • Тема 2. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
  • Тема 3. Пожарные насосы.
  • Тема 4. Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.
  • Тема 5. Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения.
  • Тема 6. Специальные пожарные автомобили.
  • Тема 7. Автоматические стационарные установки пожаротушения.
  • Тема 8. Средства связи и автоматические установки пожарной сигнализации.
  • Тема 9. Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент.
  • Тема 10. Противопожарное водоснабжение.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».
  • Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.
  • Тема 3. Подготовка личного состава работе в сизод.
  • Тема 4. Ппс.
  • Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.
  • Тема 1. Организационная структура го республики (края, области, города).
  • Тема 2. Сигналы оповещения го и действия личного состава при получении сигналов.
  • Тема 3. Поражающие факторы современных средств нападения и их влияние на пожарную обстановку в очаге поражения.
  • Тема 4. Защитные сооружения го и их оборудование.
  • Тема 5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
  • Тема 6. Противопожарное обеспечение мероприятий го.
  • Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения.
  • Тема 8. Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.
  • Тема 9. Анатомия и физиология человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях.
  • Тема 10. Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.
  • Тема 11. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок.
  • Тема 12. Первая медицинская помощь при повреждении головы и позвоночника.
  • Тема 13. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.
  • Тема 14. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.
  • Тема 15. Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и опасными химическими веществами.
  • 5.2.8. Охрана труда.
  • Тема 1. Основные требования законодательства рф о труде и охране труда.
  • Приложение 2
  • П л а н профессиональной подготовки _____________________________ на 200 __ г.
  • План-график
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения радиотелефонистов (диспетчеров) подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения водительского состава подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения старших мастеров (мастеров) гдзс подразделений гпс
  • Журнал учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава, проходящего индивидуальное обучение
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости (теоретический курс)
  • 2. Результаты стажировки (практический курс)
  • 3. Учет результатов контроля занятий (проведения стажировки)
  • Годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения в системе подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости __________________________________________
  • 2. Учет выполнения индивидуальных заданий
  • 3. Учет результатов обучения за ______ учебный год __________________________
  • 4. Учет результатов контроля занятий
  • Примерный расчет часов по разделам служебной подготовки на учебный год
  • Тематический план занятий по служебной подготовке
  • Справка
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср

    Задачи обучения:

    приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

    подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

    совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

    Методические указания.

    Программа основ организации тушения пожаров и проведения АСР включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения АСР, а также рекомендуемый перечень занятий по решению ПТЗ.

    При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

    При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по ПЛЧС субъекта РФ, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

    Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий не менее двух учебных часов. Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли РТП на практических занятиях выступают:

    Начальник дежурной смены;

    начальник ОП и начальник пожарного расчета (для ОП), если иное не установлено настоящей Программой.

    В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

    Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.

    Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены .

    С личным составом ОП занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

    Перечень объектов, подлежащих изучению в О-Т отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС). Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

    Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.

    Темы 12, 14, 15 являются обязательными для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров.

    В объектовых подразделениях ГПС, имеющих выездную пожарную технику, тематический план должен предусматривать не менее 80 % практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, остальные - на объектах города (населенного пункта, подрайона выезда), предусмотренных расписанием выезда подразделений пожарной охраны муниципального образования или планом привлечения сил и средств к тушение пожаров и проведению АСР.

    Рекомендации по выбору объектов, на которых необходимо проводить занятия по решению ПТЗ, разрабатывает начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования) с учетом О-Т особенностей охраняемой пожарной охраной территории и доводят их до подразделений ГПС в сроки, обеспечивающие своевременную разработку документов по планированию основной подготовки.

    проведение инструктажа по ПОТ и производственной санитарии;

    изучение О-Т характеристики объекта и особенностей развития пожара;

    решение пожарно-тактической задачи;

    разбор и подведение итогов занятия.

    Порядок организации и проведения занятий по решению ПТЗ регулируется Указаниями по тактической подготовке.

    Обязательными требованиями подготовки к занятиям являются:

    подбор и изучение необходимых руководств, пособий, а также оперативно - тактических особенностей объекта;

    определение целей и задач занятия, а также тактического замысла;

    подготовка содержания учебного материала (определение объема учебного материала, расчет учебного времени и материально-технических средств, установка связи содержания занятия с ранее изученным материалом, другими предметами обучения, определение порядка и перечня учебных вопросов и др.;

    выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения, элементов обстановки пожара и вводных на ведение основных (главных) действий по тушению пожара и проведения АСР;

    определение структуры занятия;

    расчет сил и средств;

    разработка плана занятия и составление конспекта его проведения.

    Занятия на объектах, где в условиях пожара возможно значительное задымление, выделение едких или токсичных паров и газов, следует совмещать с тренировками газодымозащитников . При наличии радиоактивных, сильно действующих ядовитых и химически опасных веществ необходимо применять специальные средства защиты.

    Порядок использования звеньев ГДЗС, приборов и специальных средств защиты отражается в плане и конспекте проведения занятия.

    При проведении занятий на объектах необходимо учитывать отраслевые правила охраны труда и производственной санитарии, планы ликвидации аварийных ситуаций и аварий.

    К участию в занятиях необходимо привлекать аварийные службы и администрацию объекта, ведомственные пожарные команды и пожарные дружины. Привлечение на занятия указанных подразделений (формирований) в каждом конкретном случае согласовывается с руководителями объектов.

    При проведении практических занятий необходимо обращать внимание на противопожарное состояние объекта, принимать меры к устранению выявленных недочетов или информировать о них соответствующие структуры исполнительной власти области (города).

    Во время решения ПТЗ руководитель занятия обязан обеспечивать оперативно-диспетчерскую связь и связь на пожаре.

    "


    п.п.
    Учебные вопросы Вре
    мя
    мин.
    Содержание учебного вопроса
    1 2 3 4
    1. Подготовительная
    часть.
    5
    мин
    Проверка наличия всего личного состава; объявление темы и целей
    занятия.
    2.
    2.1
    Основная часть.
    Предмет, цели и
    задачи курса
    «Основы
    организации
    тушения
    пожаров и
    проведения
    аварийно
    спасательных
    работ». Место
    пожарной
    тактики в
    обеспечении
    пожарной
    безопасности.
    Организация с
    учетом
    требований
    нормативных
    актов и
    руководящих
    документов,
    уровня
    пожарной
    безопасности
    охраняемого
    района (объекта)
    и готовности
    подразделения,
    пожарно -
    тактической
    подготовки в
    новом учебном
    году и её
    содержание.
    80
    мин
    40
    мин
    Пожарная тактика – совокупность боевых действий по
    организации усилий подразделений пожарной охраны для
    успешной ликвидации пожара в тех размерах, который он принял
    к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию
    людей в случае угрозы для их жизни.
    Задачи обучения:
    - приобретение личным составом подразделений ГПС и
    совершенствование навыков ведения боевых действий при
    пожарах,
    - подготовка личного состава к умелым и отлаженным
    действиям в составе отделения, караула,
    совершенствование пожарно-тактических знаний и
    практических навыков начальствующего состава подразделений
    ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.
    Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной
    охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
    Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров
    определяется Государственной противопожарной службой и
    утверждается:
    · на межрегиональном уровне - федеральными органами
    государственной власти;
    · на территориальном и местном уровнях - соответственно
    органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
    органами местного самоуправления.
    Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и
    участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на
    безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством
    Российской Федерации.
    Организация тушения пожаров предусматривает организационные
    мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных
    боевых действий по тушению пожаров.
    К таким мероприятиям можно отнести:
    · создание подразделений пожарной охраны, оснащение их
    техникой и огнетушащими веществами;
    · организация связи и взаимодействия между пожарными
    подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
    · разработка оперативных документов службы, подготовки и
    пожаротушения;
    · поддержание высокой боевой готовности подразделений;
    · материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.
    Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря
    активным и умелым боевым действиям, но и в результате
    осуществления мероприятий,
    предусмотренных системой организации. Все мероприятия по
    организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах
    направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к
    месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в
    современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора
    времени все больше возрастает. При создании подразделений
    учитывают размеры города, численность населения, пожарную
    опасность объектов, особенности застройки и планировки города,
    населенного пункта.
    Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной
    ликвидации пожара (обеспечение водой, средствами связи, и
    сигнализации, проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и
    водоисточникам, устройство противопожарных зон, преград и разрывов
    и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и
    сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также Правилами
    пожарной безопасности. Разрабатывая организационные мероприятия
    тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому
    пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства
    тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения
    требуется минимальные силы и средства. Время от момента
    обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития
    пожара (мин) можно определить по формуле:
    (6.1)
    где τобн – время с момента возникновения пожара до его
    обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время
    боевого развертывания, мин.
    Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения
    пожаров, борьба за уменьшение каждого из них - повседневная задача
    подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных
    норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных
    частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования
    пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком
    размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10
    минут с момента вызова.
    Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по
    времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от
    пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя
    скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому
    при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара
    возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных
    автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до
    40 км/ч.
    Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому
    радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени
    прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого
    подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток
    времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства
    будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных
    случаях, а в остальных - больше, поэтому более целесообразно
    нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.
    Количество основных и специальных пожарных автомобилей в
    дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района
    (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в
    основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-
    15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула
    одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах.
    Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат
    от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с
    установкой автоцистерн на водоисточник.
    Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно
    прибыть. В этом случае создаются отдельные посты (караулы),
    обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.
    Особенности города, района или объекта регламентируют количество
    и вид специальных автомобилей. Например, пожарными
    автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в
    районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета,
    примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как
    правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.
    Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями,
    автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в
    боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и
    республиканских центрах или пожароопасных объектах.
    Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из
    хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных
    частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от
    категории пожарной опасности технологического процесса,
    огнестойкости зданий и сооружений.
    Проведение аварийно–спасательных работ
    Проведение аварийно-спасательных работ - неотложные действия
    пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей
    на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по
    перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или
    защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой
    медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации
    имущества.
    АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью
    времени на их проведение, сложностью обстановки и
    предельным напряжением сил всего личного состава. Они
    проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до
    стабилизации положения. Это обеспечивается высокой
    готовностью подразделений, высокой выучкой и
    психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным
    управлением подчиненными подразделениями и приданными
    формированиями и всесторонним их обеспечением.
    АСР включают в себя:
    поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих
    зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных,
    задымленных и затопленных помещений или завалов, при
    необходимости, с осуществлением мероприятий по
    предотвращению паники.
    вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных
    помещений и спасение находящихся в них людей;
    вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей)
    транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
    подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения
    жизни находящихся там людей;
    оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
    организацию эвакуации материальных ценностей из опасной
    зоны;
    укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений,
    угрожающих обвалом и препятствующих безопасному
    проведению работ.
    Место и способ проведения АСР, обеспечивающий
    наибольшую безопасность, должны определяться в каждом
    конкретном случае по данным разведки, в зависимости от
    состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние
    инженерного оборудования и коммуникаций, свойств
    обращающихся в них продуктов производства, а также состояния
    основных и запасных путей эвакуации и технической
    оснащенности объекта системами оповещения, аварийного
    освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-
    технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных)
    подразделений.
    2.2 Государственная
    противопожарна
    я служба МЧС
    России –
    функциональная
    подсистема
    Российской
    системы
    предупреждения
    и действий в
    чрезвычайных
    ситуациях
    (РСЧС). Цели,
    задачи и
    функции
    подсистемы
    РСЧС.
    40
    мин.
    АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).
    Спасение людей организуется и проводится в том случае,
    если:
    людям угрожает огонь, высокая температура, опасность
    взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они
    находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и
    разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
    люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при
    пожаре или другой ЧС;
    имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям
    эвакуации;
    предусматривается применение опасных для жизни людей
    огнетушащих веществ и составов.
    Основными способами спасения людей и имущества
    являются:
    перемещение их, в том числе спуск или подъем с
    использованием специальных технических средств, в безопасное
    место;
    защита их от воздействия опасных факторов и их вторичных
    проявлений.
    Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути
    и способы. Такими путями могут быть:
    основные входы и выходы;
    запасные выходы;
    оконные проемы и балконы с использованием технических
    средств;
    люки если через них можно выйти в безопасную зону;
    проемы проделываемые в строительных конструкциях
    зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах)
    транспортных средств для перемещения пострадавших.
    Перемещение спасаемых людей в безопасное место
    осуществляется с учетом условий тушения пожара или
    проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:
    организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
    вывода или выноса их из опасной зоны.
    Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов
    пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и
    техногенного характера осуществляется в процессе их
    перемещения в безопасное место, а также при невозможности
    осуществления такого перемещения.
    Указанная защита должна осуществляться с использованием
    возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с
    применением средств защиты органов дыхания, посредством
    подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты)
    конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в
    помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или
    воспламенения веществ и материалов.
    При спасении людей с верхних этажах зданий с
    разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными
    клетками применяются следующие основные средства:
    автолестницы, автоподъемники и другие машины;
    стационарные и ручные пожарные лестницы;
    спасательные устройства (спасательные рукава, веревки,
    трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
    средства защиты органов дыхания;
    аварийно-спасательное оборудование и устройства;
    летательные аппараты;
    В исключительных случаях для ведения спасательных
    работ допускается:
    изготовление и установка подвесных или приставных
    лестниц, трапов, переходов;
    использование надувных и амортизирующих устройств.
    Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном
    количестве сил и средств проводится одновременно с другими
    основными (главными) действиями.
    Если сил и средств недостаточно, то они используются только
    для спасения людей, другие основные действия не ведутся или
    приостанавливаются.
    Реализацию жизненно важных интересов в области защиты
    населения и территорий от ЧС природного, техногенного,
    эпидемиологического и социального характера призвана
    осуществлять составная часть системы общественной
    безопасности России - Единая государственная система
    предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
    ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения
    усилий федеральных и региональных органов исполнительной
    власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и
    ликвидации последствий ЧС.
    К силам РСЧС относятся:
    - силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и
    ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
    - аварийно-спасательные формирования(АСФ)
    министерств и ведомств РФ;
    - части и подразделения Государственной
    противопожарной службы МЧС России;
    - специально подготовленные подразделения Вооруженных
    Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
    - учреждения и формирования Всероссийской службы
    медицины катастроф (ВСМК).
    3. Заключительная
    часть.
    5
    мин.
    Построение личного состава в учебном классе. Ответить на
    возникшие у личного состава вопросы.
    Объявление оценок с дальнейшим выставлением их в журнал.
    Задание на самоподготовку.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх