Освящение престола и подготовка к нему. Чинопоследования церкви. Молебные пения. Молебен на Новый год


Елена Михаленко
главный редактор газеты "Воскресение"

О нравственности общества и грехе детоубийства

Четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев-мучеников, убитых в Вифлееме, стали первыми страдальцами за Христа. Их убили за Него. Убили вместо Него.

С лышен Вифлеемский плач и поныне. Грехи наши превзошли грех Иродов, ибо каждый из троих детей (на 1997 год) убивается во чреве матери. И эти дети невинные тоже убиваются за Христа. Их убивают, чтобы не исполнить Божию заповедь, чтобы избавить себя от труда и ответственности.

Б езнравственность, охватившая наше общество, поражает масштабами. 12-13-летние подростки, изведавшие мерзость греха, уже становятся убийцами – аборты дело обыденное и общедоступное. Растление детей и молодежи – важная часть программы устроителей Нового Мирового Порядка.

В разгар Великой Отечественной войны немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16-20 лет, решил обратиться к Гитлеру с призывом начать мирные переговоры. 90 % девушек были девственницами. И врач этот написал Гитлеру, что невозможно победить народ с такой высокой нравственностью…

П оследователи Гитлера, претерпев в войне поражения, поняли: русский народ не нужно завоевывать с оружием. Достаточно лишить его прививок, дать вволю водки и табак – через поколение он вымрет сам. Жестоко, цинично, но точно. Добавьте к этому порнографию, распущенность и “свободную любовь” – сегодняшняя картина налицо.

С овременный цивилизованный мир, к сожалению, сделал своим ориентиром не Истину, а псевдополитику: Противоречие состоит в том, что люди, с одной стороны, активно выступающие за права человека, с другой стороны эти права попирают. Скажем, право на аборт противоречит элементарному праву на жизнь невинного и незащищенного человеческого существа.

В буквальном смысле ужасаешься, когда видишь, что от имени человечества, во имя права на жизнь, отменяется смертная казнь и узаконивается аборт! С одной стороны мы жалеем преступника-убийцу, с другой - нас не волнует убийство ребенка.

С торонники абортов утверждают, что тем самым снимаются многие проблемы. Так мыслил когда-то Гитлер. Не напоминает ли нам времена фашизма тот факт, что в некоторых клиниках Германии и Франции платят женщинам за то, чтобы они делали аборт кесаревым сечением для извлечения живого эмбриона, нужного для проведения опытов и изготовления косметических средств?

А борты не представляют собой просто свидетельства нравственного разложения, падения или загнивания. Они являют собой и первопричину этого разложения и падения. “Аборт”, “искусственное прерывание беременности” – что стоит за этими словами? Современные люди научились страшные, жуткие по своей сути вещи называть обтекаемо, чтобы скрыть, спрятать от себя их страшную суть. Представьте себе выражение: “искусственное прерывание деятельности сердца” - что может это означать? Какой-нибудь бандит зарезал человека и, сидя на скамье подсудимых, заявляет: “Я не убивал! Это я просто искусственно прервал деятельность его сердца…” Ему говорят: “Но он же умер!” А преступник отвечает: “Да, умер. Ну, так что же? Я не видел иного выхода: если бы он остался жить, он мешал бы жить мне…”

С егодня это самая распространенная причина, толкающая женщин на аборт (то есть на убийство): дети будут мешать жить, это обуза, лишние проблемы, хочется пожить в свое удовольствие. Да и мужчины отправляют своих жен на это “мероприятие” чаще всего потому, что хочется пожить в свое удовольствие.

Н о вот только вместо этого удовольствия жизнь для них становится сущим адом: уже рожденные дети не слушаются, последующие рождаются больными, у самих родителей возникают проблемы со здоровьем. И не могут сохранить счастья такие мужчины и женщины, которые по обоюдному согласию убили свое дитя… И не найдет покоя душа, пытающаяся обрести его ценою такого страшного греха, как детоубийство!

Ж изнь человека начинается сразу после зачатия. Церковные каноны всегда защищали человеческое существо уже в материнском лоне: “Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению, как за убийство,” - пишет святитель Василий Великий. О возрасте плода нет ни слова.

Ч то же говорят о зарождении человеческой жизни ученые? Сегодня это уже установленный научный факт: человеческая жизнь начинается в тот момент, когда соединяются две половые клетки (мужская и женская), образуя одну. И вот в этой микроскопической клеточке уже заложено все: пол человека, группа крови, даже цвет глаз и волос. В 10-11 недель беременности все системы органов человеческого организма полостью сформированы. Но закон у нас разрешает убивать этого сформировавшегося человечка.

К ак удивительно! Мы испытываем омерзение к той матери, которая после рождения своего ребенка тайком выбрасывает его в мусорный ящик, и несем цветы другой, которая его выбрасывает туда же, но при помощи врачей.

В одном американском журнале рассказывалось о женщине, родившей пятимесячного ребенка и умолявшей врачей спасти его. Для спасения ребенка работали самые опытные специалисты, были затрачены большие денежные средства… И в этой же больнице, в тот же день и час, только в другой палате, другая женщина абортировала свое дитя. Разве это не дикость: в одной комнате ребенок воспринимается как человек, а в другой – как кусок ненужного мяса.

Е сть разные методы «прерывания беременности». На ранних стадиях прибегают к так называемой «вакуум-аспирации». Вся суть ее в том, что, как пылесосом высасывают мусор из ковра, так и младенца высасывают из материнского лона. В матку женщины вводится пластмассовая трубка с острыми краями. Тело ребенка разрезается на части и отсасывается наружу в специальную емкость.

Е сли беременность более поздняя – в лоно матери вводится кюретка – острый нож в форме петли. Этим ножом выскабливается матка, им же при этом разрезается ребенок.

П осле 12 недель беременности становится необходим еще один инструмент, подобный щипцам, так как у ребенка уже есть ручки, ножки и начали кальцинироваться кости. Этим инструментом врач захватывает части тела ребенка и отрывает их. Так повторяется вновь и вновь до тех пор, пока весь ребенок не будет расчленен на части. Позвоночник должен быть сломан, а череп раздроблен, чтобы можно было их удалить. Далее эти части тела отправляют в мусорное ведро либо используют как сырье для косметической промышленности…

У жас происходящего усугубляется тем фактом, что нерожденное дитя чувствует боль так же, как и рожденное - сегодня это научно установлено! Когда тело ребеночка расчленяется, рот его широко открывается в беззвучном крике…

Б олевые ощущения достигают кульминации, когда в качестве метода для аборта выбирается «солевой аминоцентез». За этим гладким выражением скрывается следующее: через брюшную стенку матери в околоплодные воды ребенка вводится большая игла. Через нее подается концентрированный раствор соли. Ребенок глотает этот раствор, дышит им, обжигается и начинает биться в конвульсиях, испытывая нестерпимую боль. Если не происходит осложнений, на следующий день мать рождает мертвого ребенка. Детей, абортируемых таким способом, иногда называют «леденцовыми». Нежная их кожица в результате воздействия на нее соли отслаивается, а под ней обнаруживается красная, рыхлая, блестящая подкожная ткань, похожая на глазурь, -отсюда и название.

Е сть еще один тип аборта, именуемый «гистеротомия». Его используют обычно уже в конце беременности, и известен он под названием «кесарево сечение». Что же происходит здесь? Врач разрезает живот матери (брюшную стенку), потом матку, и извлекает живого ребенка вместе с плацентой. Далее ребенок лишается жизни тем путем, каким захочет врач…

П очему мы находимся на грани нищеты? Это кара Божия. Земля уже не выдерживает тех ужасных беззаконий, которые мы творим.

М ы должны перестать убивать своих детей! На деле выходит иначе. Кровь убитых младенцев падает на весь род убийцы. Дитя рождается, а над ним уже тяготеет преступление родителей, и от этого оно обычно становится неуправляемым. Поэтому с одним ребенком, оставшимся в семье, родители намучаются больше, чем со многими рожденными детьми. Ребенок формируется под влиянием своего окружения. А кто его сегодня окружает? Отец и мать - убийцы братиков и сестренок. Есть бабушка и дедушка - они тоже убийцы. Какими же вырастут дети?

С трашно, что Святая Русь превратилась в страну убийц. И при этом мы еще живы! Вот чему следует удивляться – долготерпению Божию!

З а вежливым предложением врача прервать беременность стоит не “удаление органической ткани”, или “скопления клеток”, или “комочка”. Этот комочек – ваш родной сыночек или дочурка, и вам предлагают свое дитя убить методом раздирания на части или сдиранием кожи в соляном растворе…

Е сли бы врачи рассказали своим пациентам обо всем, что ожидает их во время аборта и после него, то вряд ли нашли бы потом женщину, которая согласится на эту процедуру. Например, при аборте может развиться кровотечение. Если под рукой врача не оказывается необходимого количества донорской крови, смерть неизбежна. Только вот причиной ее назовут потерю крови, а не аборт.

И ногда и донорская кровь не предотвращает смерть, а лишь отдаляет ее. Например, после переливания женщина заболеет сывороточным гепатитом и через несколько месяцев умирает. Диагноз ставят – гепатит. Но действительная причина смерти – аборт. Еще. Прободение матки (что встречается нередко) может привести к тазовому абсцессу, сепсису и смерти. В официальном отчете укажут абсцесс матки и заражение крови, но истинная причина - аборт.

Е ще факты? Если кюретка врача соскребает слишком глубокий слой слизистой оболочки матки в местах соединения ее с трубами, то образуется рубец и часто возникает непроходимость маточных труб. Если непроходимость полная - женщина остается бесплодной, если частичная, то очень велика вероятность внематочной беременности. Стоит вовремя ее не заметить, как последует разрыв трубы со смертельным исходом. Причиной смерти будет названа внематочная беременность, но причина истинная - аборт.

А может этот ребеночек окажется вашим единственным? И никогда вы не познаете счастья прижать к груди родное, маленькое дитя, услышать детский лепет и среди этого лепета первое слово: ма-ма…

Д етоубийство…Это война особенная! В ней нет, и не может быть выигравшей стороны.

Н аблюдая горестную картину вымирания нашего народа, чувствуя сердечную боль и за живущих людей, и за детей их, которым не дают даже родиться, хочется призвать всех людей опомниться. Ведь на крови невинных счастья мы не построим, жить лучше не станем. Убийцы этого просто не заслуживают…

С каждым годом увеличивается число абортов, и пока взрослые решают: убить ребенка в утробе матери или дать ему жизнь, мы скатываемся все ниже и ниже в духовно-нравственном отношении.

И пока мы не вернемся к Богу, к исполнению Его Заповедей, не будем в душах иметь страха Божия и помнить о смерти, помнить о том, что за все придется нести в свое время ответ, - лучше мы жить не станем. Никакие экономические реформы и политические перемены не спасут народ. Только возвращение в лоно Церкви, стремление к духовной и физической чистоте, дела добра выведут нас всех к Истине.

Внешний вид древнего православного храма, увенчанного массивным куполом или главой, служит образом человеческого тела, которое есть "храм Бога Живого" (2 Кор. 6, 16) и одновременно - образом, иконой таинственного тела Церкви, Глава которой Христос, а верующие - члены. Поэтому в чинопоследовании великого освящения храма есть священнодействия, сближаюшие его с Таинствами Крещения, Миропомазания, Священства. Как и в этих Таинствах, здесь употребляются вода, святое Миро, светильники; священнослужители облачаются в белые одежды, бывает круговое хождение. Через эти священнодействия храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает дух жизни, становится вместилищем святыни.

Накануне дня освящения в новосозданном храме совершаются малая вечерня и всено́щное бдение. Совершается служба Обновления храма, ибо храм из обыкновенного здания соделывается иным, новым, святым. Со службой Обновления совершается служба храма, то есть тому, во чье имя построен храм. В Большом Требнике указано, какая служба должна быть накануне освящения храма в тот или иной день и праздник годичного круга.

Как малая вечерня, так и всенощное бдение служатся перед алтарем при затворенных царских вратах и закрытой завесе алтаря.

К освящению храма необходимо устроить престол, который должен быть на четырех столпах, а если храм освящает архиерей, то посередине должен быть и пятый столп высотой 35 см с ящичком для положения в нем мощей. Престол должен быть высотой около 100 см, шириной - по мере алтаря. Наверху престольных столпов делаются вместилища глубиной в 1 см для воскомастиха; на этих же столпах внизу, в 10 см от пола, следует сделать надрезы для утверждения ве́рвия (веревки). Вокруг престольной доски также делаются надрезы и углубления в местах, где ее будет охватывать вервь. Кроме того, по четырем углам престольной доски просверливаются отверстия, соразмерные толщине гвоздей; вверху отверстие расширяется для того, чтобы шляпка гвоздя не выступала над поверхностью доски. Чтобы гвозди при вбивании вошли прямо, такие же отверстия просверливаются и в каждом столпе. Для утверждения престола требуется четыре гвоздя, а для жертвенника - сколько надобно; кроме того, надо приготовить четыре гладких камня, которыми будут забиты гвозди.

К освящению храма должны быть также приготовлены следующие вещи: срачи΄ца, надеваемая на престол, и другая - на жертвенник, ве́рвие (веревка) длиной в 40 м, знамену́ющая узы, которыми был связан Господь, когда Его вели на суд первосвященников, верхнее одеяние престола и жертвенника - инди΄тия, изображающая славу престола Господня (индития закрывает престол до пола); илито́н - четырехугольный плат, величиной с антиминс, изображающий пелену, которой был повит Господь по Рождестве Своем, и плащаницу, в которую праведный Иосиф Аримафейский обернул тело снятого со Креста Господа; антиминс, который освящается одновременно с храмом или заранее; пелены для покрытия престола и жертвенника; возду́хи, пла́ты для отирания престола; вода розовая, вино церковное; кропило; завеса для царских врат; святое Миро и струче́ц (кисточка) для пома́зания; четыре губки для отирания престола; гу́ба для антиминса; губа для Святой Чаши; металлический ящичек для вложения святых мощей под престол; свечи большие выносные в подсвечниках и малые - для раздачи священнослужителям и мирянам; ладан ро́сный и простой, хоругви. Двор вокруг церкви должен быть прибран и выметен.

Перед царскими вратами ставится стол, покрытый скатертью, поверх постилается пелена и полагаются Евангелие, Крест, священные сосуды, лжица, копие́, пелены΄, возду́хи, вервие, одеяния на престол и жертвенник, гвозди для укрепления престола, гу́бы. Все это покрывается пеленой, и по углам стола поставляются четыре подсвечника. В том же храме перед образом Спасителя у царских врат поставляется аналой, на котором на дискосе, покрытом звезди΄цей, полагаются святые мощи. Ставится столец в алтаре у горнего места, застилается пеленой, и поставляется на него святое Миро, вино церковное, розовая вода в стеклянных сосудах, струче́ц для помазания Миром, кропило, четыре камня для забивания гвоздей.

В самый день освящения, после ранней Литургии, святые мощи износятся с благоговением в находящийся поблизости храм и там поставляются на престоле, на том месте, где обычно лежит Евангелие, а оно само поставляется на горней (восточной) стороне престола, перед святыми мощами ставится подсвечник. Если же поблизости нет другого храма, то мощи остаются в освящаемом храме, на том же месте, то есть у царских дверей, перед образом Спасителя, где и пребывают до положения их под престол.

Перед приездом архиерея составляется воскомасти΄х. В его состав должны входить воск, масти΄х (его можно заменить белым ладаном), простой и росный ладан, сок алоэ (или белая смола, сера). Все эти вещества измельчают в порошок. Затем в специальном сосуде на огне расплавляют сначала воск, а затем в растопленный воск полагают при помешивании все вышеперечисленные вещества. При этом надо опасаться, чтобы при вскипании смесь не перелилась через край. В полученный жидкий воскомастих можно добавить и другие благовония.

Так как при освящении храма всегда бывает окропление святой водой, то перед освящением храма сперва совершается молебен с водосвятием. Перед освящением воды бывает перезвон. Для водоосвящения начальствующий и прочие священники облачаются во все священнические одежды и берут свечи.

По окончании водоосвящения все священнослужители облачаются поверх одежд в особую срачи΄цу - запо́н, или ле́нтион. Архиерей покрывается им спереди от груди до ног, концы его пропускаются под мышками и связываются на спине, и препоясывается поясом. Каждая рука архиерея покрывается убрусом, который привязывается лентами. Сослужа́щие священники также поверх облачения надевают эти срачицы.

Согласно "Новой скрижали", где дается рисунок этого запона, архиерей опоясывается тремя поясами: около шеи - ради ума и в зна́мение подчинения Богу; вокруг груди - ради слова; вокруг чресл - ради чистоты и крепости.

Облачившись таким образом, священнослужители, взяв святую воду в сосуде на подносе вместе с Крестом, а также стол со всем необходимым, вносят все это в алтарь через царские врата и поставляют стол справа. Архиерей, входя в алтарь, отдает посох у царских врат иподиакону и, молясь, осеняет сослужа́щих по обе стороны. В алтарь входят также священники и диаконы. Царские двери затворяются, и все миряне выходят из алтаря.

Диакон подносит архиерею святую воду. Приняв кропило, архиерей окропляет святой водой столпы престола. Затем приносится кипящий воскомасти΄х. Архиерей кропит его святой водой и, взяв сосуд с воскомастихом, возливает крестообразно его на столпы, обходя кругом; отдав воскомастих, вновь берет кропило и кропит святой водой столпы, чтобы воскомастих скорее остыл, а священники с этой же целью дуют на столпы. Воскомастих изображает благовонную мазь, которой Никодим и Иосиф Аримафейский помазали Тело Спасителя, снятого со Креста. Потом архиерей возгласно читает молитву: "Господи Боже Спасителю наш...", в которой просит Господа о даровании неосужденно освятить новый храм. После этого священнослужители приносят доску на верх престола. Архиерей кропит ее с обеих сторон, и она полагается на престольных столпах. При этом поется 144-й псалом: "Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое в век и в век века..."

По окончании псалма возглашает архиерей: "Благословен Бог наш..." Когда воскомастих остывает, поется псалом 22-й: "Господь пасет мя, и ничтоже мя лиши΄т; на месте зла́чне та́мо вcели мя, на воде поко́йне воспита́ мя, душу мою обрати, настави мя на стези΄ правды, имени ради Своего..."

После этого архиерей снова произносит: "Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков". Священнослужители: "Аминь". Приносят четыре гвоздя, и архиерей окропляет их. Затем он влагает их в заготовленные отверстия в доске престола. Четырьмя камнями архиерей с помошью священнослужителей прибивает доску к столпам престола, утверждая святую трапе́зу. Это действие напоминает пригвождение Господа нашего Иисуса Христа четырьмя гвоздями ко Кресту. Камни, освященные таким употреблением, обычно полагаются под престол. Вбитые в престол гвозди заливают воскомастихом, и по остывании последнего эти места сглаживаются ножами, если воскомастих выступает над поверхностью. В то же время открываются впервые царские врата, чтобы верные могли видеть начало созидания храма.

Перед царскими вратами постилается ковер и полагается возглавие (орлец). Протодиакон возглашает: "Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся". Архиерей, выйдя из алтаря, при пении трижды внутри алтаря священниками "Господи, помилуй", преклоняет колени и лицом к народу читает молитву велегласно: "Боже Безначальный...", в которой взывает ко Господу, живущему в неприступном свете, имеющему престолом небо, подножием землю, Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам - благодать нового служения в духе и истине, и через которых распространил Свою Церковь по вселенной для принесения Бескровной Жертвы, в Славе Своей и Единородного Сына и Святого Духа, и молит, да не возгнушается Он ныне наших грехов и не разрушит с нами Своего Завета, но ниспошлет Духа Своего Святого в освящение храма и исполнит место селения Своей Славы, украсит божественными дарованиями и соделает пристанищем немощных и прогнанием бесов. Он молит также о том, чтобы день и ночь были открыты уши Господни и молящимся в этом храме, со страхом и благоговением, наверху исполняя просимое внизу, и чтобы этот новозаветный жертвенник прославился более ветхозаветного; Бескровные Жертвы, возносясь от него к мысленному Пренебесному Жертвеннику, приносили бы нам благодать свыше, ибо дерзаем мы не на служение рук наших, но на неизреченную благость Божию.

По окончании молитвы, в которой участвовал и народ, архиерей встает и идет в алтарь ко святой трапе́зе, и царские врата затворяются.

Протодиакон внутри алтаря произносит великую ектению с дополнительными прошениями о храме. После возгласа: "Яко свят еси, Боже наш, Иже на пострадавших по Тебе честны΄х мученицех почиваеши..." священники поют: "Аминь". Потом приносится возливальник с теплой водой, красное вино и розовая вода (родоста́мна). Архиерей, преклонив главу, сперва произносит молитву над водой и вином тайно, испрашивая на нее благословение Иорданово, и возливает ее на престол трижды, как при Крещении, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". При омывании престола обыкновенно употребляется и мыло. Приносят четыре плата. Архиерей, окропив их святой водой и взяв один плат, прочие велит взять сослужа́щим. Этими платами отирают престол при пении псалма 83-го: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил..." Затем архиерей славословит Господа, произнося: "Слава Богу нашему во веки веков", священники возглашают: "Аминь". Поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя, то вино, соединенное с розовой водой, крестообразно возливается на престол, сообщая ему чистоту и благоухание, свойственные святыне. Тем же смешением вина с розовой водой кропятся и освящаемые антиминсы. Над антиминсом совершаются те же священнодействия и потому он, освященный архиереем, заменяет освящение престола. Антиминсы, сделанные из материи, омывают не полностью, а лишь поливают из опасения повредить напечатанное на них изображение и надпись. При всяком окроплении архиерей произносит слова 50-го псалма: "Окропи΄ши мя иссо́пом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся". После окропления престола и антиминсов архиерей произносит и следующие стихи 50-го псалма: "Слуху моему да́си радость и веселие, возрадуются кости смиренныя..." и т. д. до конца.

Затем приносят гу́бы, и архиерей с сослужа́щими отирают ими престол. Омовение не только очищает святой престол, но и зна́менует его высочайшее духовное значение. Омовение водой - знак духовного очищения, возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли мироносицы к Гробу Христа, красное вино - образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразовала все христианские жертвенники.

Теперь архиерей приступает к пома́занию престола святым Миром. Вначале он возглашает: "Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков". Священники: "Аминь". Приносится сосуд со святым Миром. Сперва, взяв струче́ц, архиерей изображает кресты в трех местах на поверхности трапе́зы, обозначая те места, где во время Литургии будут стоять Евангелие, дискос и Чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне престола, чтобы освятить его отовсюду, и, наконец, трижды крестообразно помазу́ет антиминс. При этом диакон, зна́менуя важность совершаемого действия, возглашает: "Вонмем", а святитель, изображая цель освящения и выражая восторг духовного помазания, восклицает: "Аллилуиа" (трижды). Хор поет: "Се, что добро́, или΄ что красно́, но еже жити братии вку́пе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Ааро́ню, сходящее на оме́ты одежды его, яко роса Аермо́нская, сходящая на го́ры Сионския; яко тамо запове́да Господь благословение и живот до века". Потом архиерей возглашает: "Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков". Священники - "Аминь". Антиминс временно полагают на блюдо.

Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и пома́зания святым Миром. Облачение престола совершается сообразно с двояким его значением: гроба Господня и престола Божия - мест присутствия Господа. Сначала священники приносят срачи΄цу, знамену́ющую плащаницу, которою было обвито тело Иисусово. Она окропляется святой водой с обеих сторон и надевается священниками на святую трапезу. Потом приносится ве́рвие, окропляется святой водой, и священники обвязывают ею престол, во образ уз Господних, в которых Он пришел на суд к первосвященникам Анне и Каиафе. Архиерей со священниками обвязывают престол таким образом, что на каждой стороне престола образуется крест из вервия. От правой стороны, у первого столпа, архиерей держит конец верви (ее длина около 40 м), идут по верви кругом до второго столпа (против часовой стрелки) к востоку; от второго же столпа (вервь) сносится на низ, к третьему столпу, и идет по ни΄зу до четвертого столпа; от четвертого столпа вервь поднимается к первому столпу и связывается с концом, который держит архиерей, затем вновь сносится вниз, ко второму столпу, и идет низом до третьего столпа; затем поднимается вверх, к четвертому столпу; от четвертого столпа сносится вниз, к первому столпу, и образует крест спереди престола. От первого столпа по низу идет до второго столпа; от второго же столпа поднимается вверх, к третьему столпу, и образует крест позади престола. От третьего же столпа вервь сносится вниз, к четвертому столпу, и образует крест с левой стороны престола. От четвертого же столпа идет по ни΄зу до первого столпа и поднимается вверх, ко второму столпу, образуя крест с правой (южной) стороны престола. Затем вервь обматывается вокруг престола по ве́рху так, чтобы было три витка верви по ве́рху, и связывается с концом верви у первого столпа.

Для того, чтобы вервь не спадала при обвязывании, на столпах делаются надрезы. На это требуется довольно продолжительное время; хор поет псалом 131-й: "Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его..." По окончании архиерей возглашает: "Слава Богу нашему во веки веков". Затем священники приносят верхнее одеяние престола - инди΄тию, как бы ризу, изображающую своим блистанием сияние Славы Божией. После окропления святой водой ее возлагают на престол. Потом полагают на него илито́н, изображающий суда́рь (головную повязку), которым была обвита глава Иисуса Христа во гробе. На илитон возлагают антиминс, рядом - предварительно окропленные святой водой Евангелие и Крест и покрывают все это пеленой. Хор поет псалом 92-й: "Господь воцари΄ся, в ле́поту облече́ся..."

Затем украшается жертвенник. Архиерей, повелевая начальствующему священнику украшать предложение (жертвенник), возглашает: "Благословен Бог наш". Но жертвенник не освящается подобно престолу, ибо на нем происходит лишь приготовление Жертвы, а не совершение ее. Одежды, в которые облачается жертвенник, окропляются святой водой. Затем на жертвенник ставятся священные сосуды, после чего он покрывается пеленой.

Архиерей и сослужа́шие священники снимают запо́ны, и отворяются царские врата. Архиерею подается кадило, и он с предходящим диаконом со свечой кадит вокруг престола, жертвенник и весь алтарь. Предстоятель кропит престол, жертвенник и весь алтарь святой водой при пении псалма 25-го: "Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходи΄х; и на Господа уповая не изнемогу́..." Затем архиерей в сопровождении двух старших пресвитеров выходит царскими вратами в церковь. Один из священников окропляет стены храма святой водой, а другой помазу́ет святым Миром крестообразно четыре стены΄ храма, начиная над Горним местом в алтаре и далее над вратами западными, южными и северными.

После этого диакон произносит малую ектению, а архиерей, сняв митру и обратясь к освящённому престолу, велегласно молит Господа неба и земли, основавшего неизреченною Премудростию Святую Церковь и установившего на земле чин священства, по подобию ангельского служения на небесах, принять молитву недостойных Своих рабов, по превосходству Своей благости, знамением которой было послание Сына, воплотившегося для спасения рода человеческого, и излияние Святого Духа, которым апостолы утвердили Церковь и передали ей Таинства. Уповая на это, он испрашивает новому храму и жертвеннику исполнение Славы Господней и служа́щим неосужденное приношение Бескровной Жертвы за грехи людей.

Когда же все верные по возглашению диакона преклонят главы, святитель в тайной молитве благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него, архиерея, от апостолов и просит, чтобы на этом жертвеннике (престоле) таинственно предлагались Тело и Kровь Христовы ко спасению всех людей, а в заключение возглашает славу имени Пресвятой Троицы.

После этого архиерей сам зажигает принесенную ему свечу и ставит ее на Горнем месте возле престола, как бы в самой глубине востока, откуда должен изливаться духовный свет на всю просвещаемую церковь. Он раздает Евангелие, Крест и иконы пресвитерам в алтаре, мирянам же - свечи и хоругви на амвоне и, взяв посох и возгласив: "С миром изыдем", исходит торжественным крестным ходом из храма. Хор, идя за хоругвями, поет (дается перевод на русский): "Церковь Твоя, Христе Боже, украсившаяся во всем мире кровию мучеников Твоих, как пурпуром и багряницею, устами их вопиет к Тебе: ниспосли людям Твоим щедроты, даруй мир Твоему жилищу и душам нашим велию милость".

"Как начатки существ Создателю всех творений, вселенная приносит Тебе, Господи, богоносных мучеников: Многомилостивый, молитвами их и Богородицы сохраняй в глубоком мире Церковь - Свое жилище".

Архиерей подъемлет на уровне чела дискос с лежащим на нем антиминсом, покрытым звездицей. Начинается шествие за святыми мощами, лежащими в соседнем освященном храме. Богу построен жертвенник (престол), но он не утвержден, пока не положены в его основание нетленные частицы святых мощей, ибо на костях мучеников утвердилась Вселенская Церковь в века кровавых гонений и над их гробами были созданы первые христианские святилища. Церковь ликующая не забывает бедствий, постигших ее на протяжении всей ее истории и, как воин украшается своими ранами, она внемлет Откровению святого Иоанна Богослова, видевшего в духе на небесах, перед лицом Божиим, алтарь и под ним души убиенных за слово Божие и исповедание веры и хочет подражать на земле этому небесному видению.

В ближайшем храме приготовлены святые мощи, и дискос, на котором они лежат, покрытый воздухом, поставлен на престоле в ожидании прихода за ними архиерея. Он входит в алтарь без посоха и возглашает на малую ектению диакона: "Яко Свят еси Боже наш, Иже на пострадавших по Тебе честны΄х мученицех почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков". Хор - "Аминь", Протодиакон - "Господу помолимся", Хор - "Господи, помилуй". Архиерей, сняв митру, творит молитву ко Господу, верному в словесах Своих и неложному в обещаниях, Который даровал святым Своим мученикам подвизаться добрым подвигом, совершить течение благочестия и сохранить веру истинного испове́дания, чтобы и недостойным рабам Своим Он дал участие в наследии с ними и соделал благими их подражателями.

После возгла́са "Милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего..." и тайной молитвы и возгла́са "Буди держава Царствия Твоего...", покадив святые мощи фимиамом, архиерей подъемлет дискос, на котором они лежат, и, поддерживаемый пресвитерами, в сопровождении всего духовного собора, при пении указанных в Требнике тропаря и ирмосо́в, идет к новоосвящаемому храму и торжественно обходит его крестным ходом. При этом один из пресвитеров помазывает стены храма святым Миром, а другой окропляет их святой водой. Если мощи лежали в освящаемом храме перед образом Спасителя, то архиерей совершает все молитвословия в храме (в это время диаконы держат над ними рипиды), а затем совершает с ними обхождение вокруг церкви. Достигнув западных врат храма, хор исполняет первые два песнопения, которые звучат в храме при совершении Таинств Хиротонии и Брака:

"Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, моли΄теся ко Господу спастися душа́м нашим" (дважды) .

"Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная".

После этого певцы входят в храм, и затворяются двери его. Святитель же со всем собором остается вне, дискос со святыми мощами поставляет на стол с четырьмя возжженными свечами по углам и поклоняется трижды. Диаконы держат рипиды над мощами. Архиерей надевает митру и осеняет священнослужителей на обе стороны дикирием и трикирием, затем возглашает: "Благословен еси, Христе, Боже наш, всегда...." Хор в храме: "Аминь". Совершается один из самых возвышенных и таинственных обрядов нашей Церкви. Подобно тому, как при Вознесении Господа, когда открылись Ему небесные врата, Ангелы, видя Его во образе человеческом, недоумевали, кто есть Этот Царь Славы, архиерей, благословив имя Христа Бога, как бы от лица Его, взывает к закрытым вратам: "Возьмите, врата, князи (верхи) ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы!" Изнутри закрытого храма ему отвечает хор, как бы из глубины неба: "Кто есть Сей Царь Славы?" Архиерей кадит дискос с мощами трижды по трижды, а также Евангелие, Крест, иконы и священнослужителей на обе стороны.

И снова архиерей взывает: "Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы", и хор вновь вопрошает: "Кто есть Сей Царь Славы?" Протодиакон возглашает: "Господу помолимся". Певчие: "Господи, помилуй". И святитель возгласно читает молитву, в которой молит Бога, Отца Господа Иисуса Христа, через Воплощение Сына Своего даровавшего нам вход в Небесную торжествующую Церковь, призреть и на обновление (освящение) этого храма, созидаемого по образу нас самих, то есть живой Церкви, членов Тела Христова, и утвердить его до конца века для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. После возгла́са "Яко Свят еси, Боже наш...", хор - "Аминь", архиерей - "Мир всем", протодиакон - "Главы ваша Господеви приклони΄те", хор - "Тебе, Господи". Архиерей тайно читает молитву входа, в которой молит, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли и святые ангелы во врата храма. И творит архиерей пред вратами храма знамение и крест положенными на дискосе святыми мощами и после возгла́са "Яко подобает Тебе всякая слава..." велегласно восклицает в ответ на прозвучавший ранее вопрос: "Господь Сил, Той есть Царь Славы!"

Когда хор повторяет эти таинственные слова внутри храма, открываются двери Господу Сил, и святитель шествует в алтарь, где поставляет дискос на престол. Хор поет при этом тропарь: "Яко же вышния тверди благолепие, и нижнюю споказа́л еси красоту святаго селения Славы Твоея, Господи..." Архиерей кадит фимиамом и, помазав святые мощи Миром, влагает их в ковчежец с благовонной мастикой. Ковчежец ставится на столбец под серединой престола, так называемое основание. Святое Евангелие возлагается на антиминс. Архиерей влагает частицы святых мощей, положенные в особый мешочек, в антиминс и укрепляет их воскомасти΄хом, затем кадит пред ними трижды по трижды, а хор в это время поет тропарь "Иже во всем мире мученик Твоих...", "Слава, и ныне" - кондак "Яко начатки естества...", произносится малая ектения, протодиакон: "Господу помолимся", клирики: "Господи, помилуй", и архиерей читает молитву, в которой обращается к Богу, даровавшему славу пострадавшим за Него мученикам, чтобы сеялись по всей земле их мощи в основание храмов, произращая плоды исцелений, да молитвами их и в возмездие за их страдания Господь да дарует нам спасение. Архиерей возглашает "Яко Твое есть Царство...." Священнослужители - "Аминь".

Так некогда Соломон, соорудив великолепный храм Богу Израилеву на высотах Иерусалима, с левитами и жрецами взошел на гору Сион, в город отца своего. Там из древней пустынной скинии подняли они ковчег Завета, устроенный Моисеем, и при пении псалмов Давидовых, прообразовавших это духовное торжество, с принесением бесчисленных жертв, внесли эту неприступную святыню - залог Завета Божия с Израилем вовнутрь храма, в Святое святых, под крылья Херувимов. И внезапно весь храм наполнился облаком Славы Господней, светом нестерпимым для самих левитов, так что оставили они свои жертвы, а Соломон воззвал перед всем народом к Богу отцов своих.

По возглаше́нии диакона "Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!" архиерей со всем народом преклоняет колени и молит Господа, Творца света, обновившего нас через Сына Своего, по благодати Святого Духа, и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в синайской скинии и храме Соломонове, воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам - мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма - спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых.

После этой молитвы продолжается ектения: "Заступи, спаси, помилуй". По окончании ее архиерей, взяв Честны΄й Крест и cтав на амвоне посреди церкви, осеняет им по трижды на четыре стороны: на восток, север, запад и юг. Диакон при этом кадит Крест, а хор поет: "Господи, помилуй", по три раза. Архиерей произносит отпуст. Затем все прикладываются к Честно́му Кресту, и бывает окропление всех. В это время певцы поют многолетны. После этого начинается чтение часов, а затем совершается первая Литургия в новоосвященном храме. Службы в нем обычно совершают семь дней подряд.

Чтобы ответить на эти вопросы, следует начать с самого, казалось бы, очевидного… Любой первоклассник расскажет нам, что православный храм ― это место, где люди молятся Богу.

Господь сподобил нас жить в те времена, когда купола церквей можно увидеть в каждом районе города, особенно в центре, и более того ― вход в эти церкви свободен для всех. «Но подождите, - возразят нам некоторые, - разве так это необходимо: идти в церковь, стоять среди теснящей тебя толпы и в определённые моменты со всеми просить об одном и том же? Мне дома спокойней, иной раз зажгу там свечу перед иконой, помолюсь своими словами об одном, о другом ― Бог же меня и так услышит…».

Да, совершенно верно, Господь слышит всякого, призывающего Его во истине, как сказано словами Апостолов, однако между этими двумя вещами есть огромная разница.

Преподобный Иосиф Волоцкий в своём труде «Просветитель» пишет: «Помолиться дома возможно - но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, - невозможно.

В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся… И Петра избавила от темницы молитва: «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12, 5). Если Петру помогла церковная молитва - как же ты не веришь в ее силу, и какой ответ ты надеешься получить?».

Следовательно, храм ― место особенного присутствия Бога. Да, мы говорим о Творце в молитве Святому Духу, что Он «везде пребывает и всё наполняет Собой» («…иже везде Сый и вся исполняяй…»), однако очевидно, что Его присутствие в гипермаркете, где непрерывно играет рассеивающая внимание музыка, ощутимо различно с присутствием в храме, где совершается великое славословие Ему.

«Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», - молился некогда царь Соломон, построив Господу первый храм в Иерусалиме (3 Цар. 8:29). Эти же слова произносит во всеуслышание архиерей во время чина великого освящения храма. Во время этого священнодействия происходит нечто, очень напоминающее святые Таинства, совершаемые Богом над человеком.

Врата алтаря закрыты и ещё ни одна свеча в храме не горит. Священнослужители подготавливают престол за Царскими вратами и, подобно тому, как были вонзены в руки и ноги Христа гвозди, так и они вбивают их в четыре угла престола, заливая после этого ароматным составом, быстро застывающим на воздухе.

Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода…

Престол помазывается миром ― тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух. Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и есть цель христианской жизни. Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами храма. Удивительно, что миро, заготавливаемое исключительно для совершения Таинства над человеком, используется здесь, освящая неодушевлённые предметы. Именно это священнодействие порождает ту невыразимую разницу между обычным зданием и храмом, домом Всемогущего Господа. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…

Важным моментом является и то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей мученика. Это преемственность от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие ― Божественную Литургию ― в катакомбах, подземных захоронениях.

И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так слово мученик изначально переводится с древнегреческого языка ― свидетель.

Логика древних была удивительно проста и изящна: на земле нет более достойного места для пребывания Тела и Крови Господа, чем мощи тех, кто за Него пострадал. Именно поэтому и по сей день священная Литургия совершается на мощах мучеников, вложенных в основание престола, и именно поэтому перед тем моментом службы, когда будет петься Херувимская песнь и хлеб с вином переноситься с Жертвенника на Престол, священник полностью раскрывает антиминс ― особый плат, лежащий на престоле, в котором также находится частичка мощей мученика Христова. Именно здесь хлеб и вино буду становиться Телом и Кровью воплотившегося Бога.

Мощи, перед тем, как быть заложенными в основание престола, торжественно износятся архиереем вместе со всем духовенством из церкви и совершается крестный ход вокруг новоосвящённого храма.

Процессия останавливается на улице перед закрытыми вратами, за которыми находится только церковный хор ― эти люди изображают ангельское воинство, которое, видя Иисуса Христа в день Его преславного Вознесения на Небо, недоумевая о тайне Боговоплощения, вопрошали словами Псалма: «Кто есть Сей Царь славы?» и слышали ответ: «Господь сил, Той есть Царь славы!». Такой диалог происходит и здесь, между архиереем и певчими, в память о тех событиях.

И только по окончании священнодействия архиерей возжигает первую свечу в храме, огонь от которой распространяется на все остальные свечи. Далее совершается первая литургия, после которой храм начинает жить новой богослужебной жизнью.

Как мы видим, освящение храма не только символичное действие, оно имеет, кроме того, очень важное духовное значение. Само место собрания людей во имя Господне становится приобщённым благодати Святой Троицы. Поэтому, подобно тому, как человек через Таинство Крещения и Миропомазания по слову апостола Петра, избирается в удел Господу (1 Пет. 2:9), так и православный храм становится особым местом присутствия Бога на Земле.

Диакон Даниил Маслов

Фото Антония Тополова/ryazeparh.ru


Как сообщается в обращении состоявшегося во вторник заседания Высшего церковного совета, за последнее время произошла череда актов вандализма в храмах. ВЦС призвал верующих 22 апреля совершить молебен в защиту поруганных святынь. Ситуацию для «Нескучного сада» комментирует епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, член ВЦС


Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие


Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма - примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин


21 апреля 2012 года исполнилось 100 лет со дня освящения Покровского храма в Марфо-Мариинской обители милосердия. Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель Николо-Кузнецкого храма и ректор ПСТГУ, рассказал в проповеди о своем знакомстве с дочерью художника Нестерова и с сестрами обители, помнившими прп.Елисавету Федоровну


Мысли настоятеля Федоровского храма, молодого и счастливого священника Дмитрия Крутова об общине своего полугодовалого храма, о своем служении и о критике Церкви обществом.


Московские чиновники рассказали Патриарху Кириллу о ходе реализации программы «200 храмов». Под храмы найдено более 200 участков, участки подбирают таким образом, чтобы каждый москвич имел храм не далее чем в километре от своего дома


Многотысячная община русских десятки лет обживает гостеприимный Кипр; русские ходят в храмы Кипрской Православной Церкви, на Кипр командируют русскоговорящих священников. У старейшего русского прихода на острове скоро появится собственный дом - камень в закладку храма освятил Патриарх Кирилл


В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент "НС", чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро


29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?


Почти миллион православных живут в Кении, большая часть из них - в округе города Ньери через экватор от столицы. Познакомить нас с местными приходами взялся священник Филипп Гатари, настоятель храма прп. Антония Великого и директор местной школы


На этой неделе телеканал РЕН-ТВ выпустил в эфир передачу, в которой обвинил Церковь в захвате детской поликлиники на Ленинградском проспекте. Мы решили разобраться – что на самом деле стоит за этой историей


Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев


В Кении нет ни прекрасных храмов, ни византийских росписей, ни знаменного пения, нет даже греческого ладана. Все, что есть на вооружении у православного священника, - Слово Божие и Таинства


Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.


Киргизская епархия - это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?


Разговоры о кризисе Церкви как института не смолкают; да и в самом деле, что такое череда нынешних околоцерковных скандалов, если сдуть с них пену, как не поиски места Церкви в современном обществе? Они не вчера начались, не завтра закончатся, и вот уже примерно два десятилетия я слышу от разных и весьма уважаемых людей один и тот же призыв: давайте вернемся, наконец, к решениям Поместного Собора 1917-18 годов и начнем их исполнять! Я и сам думал долгое время, что именно это будет почти идеальным решением….


Бросить все и уехать в деревню» - если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне - никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения - дети.
В крупных городах Японии приходы растут, а в провинции вымирают, прихожане иностранцы – не только русские, но и рабочие румыны, после землетрясения храмы постепенно восстанавливаются, но прихожанам вселять надежду на будущее. Что главное в православной миссии среди японцев, в годовщину бедствия 2011 года рассказывает священник Климент Кодама


Храму свв. бессребренников Космы и Дамиана в Шубине мэрия недавно разрешила построить колокольню. Этого права приход добивался более 10 лет, пройдя и споры с местными жителями, и письма протеста, и волокиту. Настоятель протоиерей Александр БОРИСОВ рассуждает, что мешает открывать храмы, и почему они особенно нужны не только в центре, но и в спальных районах Москвы

Освящение, или «обновление», храма. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма — архиерейское и иерейское — называется великим.

Существующие чины великого освящения храма:

Храм освящает сам архиерей — при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или в Требнике в 2-х частях, часть 2-я): «Чин освящения храма от архиерея творимаго».

Архиерей освящает только антиминс . «Возследование, како освящати антиминсы архиерею» — находится в «Чиновнике архиерейскаго священнослужения», а также в упомянутом «Чине освящения храма от архиерея творимаго».

Храм освящает священник , получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме. Чин богослужения находится в Большом Требнике, гл. 109: «Последование како освященный антиминс положити в новозданном храме, данный от архиерея архимандриту или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну».

Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане (2 Кор. 6, 16). Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.

Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное.

Всенощное бдение накануне освящения храма . Накануне дня освящения в новосозданном храме служится малая вечерня и всенощное бдение. Служба совершается обновлению храма (стихиры и канон) из Большого Требника в соединении со службою храма, т. е. того святого, во имя которого построен храм. Как малая вечерня, так и бдение поются пред алтарем при закрытых царских вратах.

Примечание.

Освящение храма не должно совершаться в тот самый день, в который празднуется память святого или события, во имя которого сооружена церковь, по той причине, чтобы службу освящения храма не смешивать с храмовой службой в честь праздника. Освящение храма должно быть совершено до храмового праздника.

Храмы во имя Воскресения Христова освящаются только в воскресные дни, потому что не подобает петь воскресную службу в простые (седмичные) дни.

Храм во имя Воскресения Христова и храмы Господские, Богородичные и святых не позволяется освящать в Недели (воскресенья) Четыредесятницы, Пятидесятницы, Недели праотец, отец пред Р. Х., в Неделю по Р. Х. и по Просвещении, а также в те воскресенья, в которые случаются праздники Господские, Богородичные и полиелейных святых, «занеже (в сии дни) в стихирах и в канонах бывает великое утеснение». По той же причине не совершается освящение храма святому (или святой) во все праздники Господские, Богородичные и полиелейных святых.

В Великий пост в седмичные дни также не творится освящение храма (ради поста).

Приготовление к освящению храма . Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя на аналое, и пред ними возжигается лампада. Пред царскими вратами поставляется стол, на котором полагаются обыкновенно принадлежности престола: Святое Евангелие, честный крест, свящ. сосуды, одежды на престол и на жертвенник, гвозди и проч., а по четырем угла стола поставляются зажженные свечи. В алтаре же, ближе к горнему месту, ставится стол, застланный пеленой, и на нем поставляются святое Миро, вино церковное, розовая вода, стручец для помазания Миром, кропила, камни для прибивания гвоздей.

В самый день освящения храма (до звона) мощи износятся с благоговением в близ находящийся храм и поставляются на престоле. Если же нет вблизи другого храма, то мощи стоят в освящаемом храме на том же месте у местной иконы Спасителя. В самый день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды, после которого священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники) и подпоясывают их. После облачения священнослужители вносят царскими вратами стол с приготовленной утварью и поставляют его на правой стороне в алтаре. Царские врата затворяются, и миряне не могут быть в алтаре, для избежания тесноты.

Чин освящения храма заключает в себе:

устройство престола (святой трапезы);

омовение и помазание его;

облачение престола и жертвенника;

освящение стен храма;

перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;

заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих. Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.

После утверждения престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма — устройство святой трапезы.

Омовение и помазание престола святым Миром. После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. При омовении престола водою поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами. Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною). При каждом возливании смешения архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».

После омовения трапезы архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два — по обе стороны ее немного ниже, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор в это время поет 132-й псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!»

Облачение престола . После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачи€ца» и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест. При опоясывании престола поется 131-й псалом. После облачения престола в нижнюю одежду архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою.

Воздав славу Богу («Благословен Бог наш…»), архиерей повелевает старейшему пресвитеру облечь, с окроплением святой водою, жертвенник в священные одежды, поставить на нем освященные сосуды, покровы и закрыть их пеленою. Жертвенник есть место только приготовления жертвы, а не освящения ее, а потому он и не освящается подобно престолу. При облачении жертвенника в одежды и при поставлении на нем сосудов и покровов ничего не произносится, только бывает кропление святой водою, и затем все на жертвеннике покрывается пеленою. Запоны с архиерея и священников снимаются, и царские врата открываются.

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.

После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей, сняв митру, читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». После этой молитвы архиерей, при главопреклонении предстоящих, читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов. После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.

Перенесение и положение под престол святых мощей после освящения храма. Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме. Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей, раздав в алтаре пресвитерам Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам — свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».

При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма. Если же местность не позволяет обнести мощи вокруг храма, то обносят их вокруг престола.

По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.

После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.

После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст . После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие. Архиерей окропляет святой водою храм (на все четыре стороны), священнослужителей и людей.

После освящения храма сразу же читаются (3-й и 6-й) часы и совершается Божественная литургия.

В новоосвященном храме литургия должна совершаться семь дней подряд ради даров Святого Духа, отныне всегда пребывающего в храме (Симеон Солунский). Новоосвященные антиминсы также должны в продолжение 7 дней оставаться на престоле в храме.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх