Отказ в регистрации права собственности. Как обжаловать отказ в регистрации права собственности? Оспаривание отказа в регистрации

В государственной регистрации может быть отказано по основаниям, исчерпывающий перечень которых установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

  1. право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации прав;
  2. с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
  3. документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  4. акт государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
  5. лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
  6. лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
  7. правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
  8. правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы для проведения государственной регистрации ранее возникшего права на объект для регистрации сделки, перехода, ограничения (обременения) права;
  9. не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для проведения регистрации;
  10. имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;
  11. осуществление регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 5 ст. 25.2 Закона о регистрации прав (участок, предоставленный гражданину до 30 октября 2001 г. (т.е. до введения в действие ЗК) для ЛПХ, ИЖС, ИГС, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, не может быть предоставлен в частную собственность, так как относится к землям, изъятым или ограниченным в обороте ст. 27 ЗК, например, в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда, в границах ЗАТО, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд земель*(137));
  12. осуществление регистрации права собственности на вновь построенный или не завершенный строительством объект недвижимости не допускается в соответствии с п. 2 ст. 25.3 Закона о регистрации прав - в ГКН отсутствуют сведения о земельном участке, на котором расположен объект, за исключением случаев, когда:
  13. право на участок зарегистрировано в ЕГРП;
  14. объект расположен на земельном участке для ЛПХ и представлено заключение органа местного самоуправления о том, что объект расположен в пределах участка;
  15. объект расположен на участке, предназначенном для дачного хозяйства или садоводства, и представлено заключение правления садоводческого или дачного некоммерческого объединения граждан о том, что объект расположен в пределах данного участка;
  16. для строительства объекта не требуется разрешение на строительство;
  17. объект не считается учтенным в ГКН (за исключением установленных федеральным законом случаев*(138)) (п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации прав).

По сравнению с приведенным выше общим перечнем ограничен перечень оснований для отказа в регистрации прав:

  1. установленных судебным актом (п. 1 ст. 28 Закона о регистрации прав);
  2. по требованию судебного пристава-исполнителя (п. 1.1 ст. 20 Закона о регистрации прав).

Так, в случае регистрации, проводимой в порядке исполнения судебного акта по требованию судебного пристава, не может быть отказано на том основании, что обратилось ненадлежащее лицо, либо что правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии права заявителя.
Причинами, препятствующими регистрации ипотеки, также являются запрещение ипотеки указанного в договоре имущества, несоответствие требованиям государственной регистрации прав содержания договора об ипотеке и приложенных к нему документов (п. 2 ст. 29 Закона о регистрации прав), в том числе в случае их неустранения по требованию регистрирующего органа (п. 3 ст. 21 Закона об ипотеке).
Судебный спор о границах земельного участка не является основанием для отказа в регистрации права на него (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации прав).
Например, если в ЕГРП имеется запись о праве, а заявитель не является ни правопреемником, ни наследником, ни стороной по сделке с зарегистрированным правообладателем и не может подтвердить свое право решением суда, в регистрации отказывается на основании противоречия между заявленным и ранее зарегистрированным правом либо на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Если акт государственного органа или органа местного самоуправления об установлении права принят за пределами компетенции и в нарушение порядка издания таких актов, в регистрации отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект.
Если имеется запись о ранее принятом на государственную регистрацию заявлении, указывающая на правопритязание в отношении данного объекта, в первую очередь должно быть принято решение по ранее принятым документам. После регистрации ранее заявленного права в регистрации позднее заявленного права отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества. Сомнения в наличии оснований для бесспорной регистрации по двум конфликтующим заявлениям разрешаются регистратором в соответствии с законом (представленные документы направляются на подтверждение подлинности, истребуются дополнительные документы, запрашиваются сведения о недвижимом имуществе, имеющиеся у других организаций, и пр.).
В случае если в договоре отсутствуют установленные законом для данного вида договоров существенные условия (п. 1 ст. 432 ГК), в регистрации отказывается на основании того, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Если в ЕГРП имеется запись о зарегистрированной сделке, ипотеке, аренде, сервитуте, праве требования в судебном порядке, ином ограничении (обременении) права, но об этом не упомянуто в договоре, то в государственной регистрации сделки (или перехода права) отказывается на основании того, что лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий. Аналогично, если на сделку в соответствии с законом дано согласие третьих лиц (супругов, органов опеки и попечительства, собственника недвижимого имущества, общего собрания акционеров, залогодержателя, получателя ренты и пр.), содержащее условия сделки, то в случае отсутствия таких условий в договоре в государственной регистрации также может быть отказано.
Если в ЕГРП отсутствует запись о праве лица, распоряжающегося недвижимостью, возникшем после введения в действие Закона о регистрации прав, то в государственной регистрации сделки отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Отказ в государственной регистрации права в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления о регистрации:

  1. выдается заявителю лично;
  2. направляется по почте с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении (при наличии об этом указания в заявлении, требовании судебного пристава на регистрацию);
  3. дополнительно направляется по электронной почте (при наличии об этом указания в заявлении, требовании судебного пристава на регистрацию).

Сообщение об отказе в регистрации сделки, перехода права направляется всем сторонам договора.
Содержание сообщения об отказе в государственной регистрации определяется Инструкцией Минюста о порядке заполнения свидетельств.
По общему правилу отказ должен быть мотивированным. В сообщении указываются основания для отказа, предусмотренные п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, и причины принятия такого решения - нормы законов и иных правовых актов, нарушенных при приобретении прав на недвижимость.
При одновременной подаче заявления о кадастровом учете и регистрации прав, в случае отказа в кадастровом учете, документы, поданные на регистрацию, возвращаются без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в кадастровом учете (п. 5 ст. 13 Закона о регистрации прав). Одновременно возвращается документ об уплате государственной пошлины за регистрацию, который может быть повторно представлен для регистрации права.
Отметка об отказе также вносится в ЕГРП и книгу учета входящих документов; копия сообщения об отказе помещается в дело правоустанавливающих документов. После отказа в регистрации поданные документы не возвращаются (это не предусмотрено Законом о регистрации прав). Возвращены заявителю могут быть только подлинники правоустанавливающих документов (без отметок об отказе в регистрации). При отказе уплаченная государственная пошлина за регистрацию не возвращается (п. 5 ст. 20 Закона о регистрации прав). Отказ в регистрации не означает, что заявление о регистрации права на данный объект не может быть подано еще раз (с другими или исправленными документами). Естественно, что во второй раз уже не требуется представления копий некоторых документов, оставшихся в деле (учредительных документов юридического лица, технических паспортов зданий и сооружений, планов земельных участков), если в этих документах не произошло никаких изменений. Представление подлинников повторно обязательно. Обязательна также и повторная оплата пошлины за регистрацию.
Обжалование отказа в государственной регистрации. Заявитель или иное заинтересованное лицо может обжаловать отказ в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав).
Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 ГПК "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе (ст. 256 ГПК). Заявление рассматривается судом в течение 10 дней (ст. 257 ГПК).
Согласно ст. 206, 258 ГПК суд, признав заявление гражданина обоснованным, принимает решение об обязанности регистрирующего органа провести государственную регистрацию и устанавливает для этого срок. Решение суда направляется руководителю или иному должностному лицу (регистратору, руководителю филиала) не позднее трех дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.
Обжалование отказа юридическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 24 АПК "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе (ч. 4 ст. 198 АПК).
При удовлетворении требования арбитражный суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить такую регистрацию в установленный судом срок. В решении может быть указано на необходимость сообщить суду об исполнении данного решения. Копия решения направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю и органу по регистрации. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении (ч. 3 ст. 180, ч. 7 ст. 201, ч. 1 ст. 318 АПК).
Как указано в п. 56 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам гл. 25 ГПК или гл. 24 АПК с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные
действия.
В соответствии с п. 6 ст. 20 Закона о регистрации прав, если отказ в регистрации признан судом необоснованным, и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию, она осуществляется:

  1. на основании вступившего в силу судебного акта, поступившего в орган по регистрации;
  2. без дополнительного заявления на регистрацию;
  3. без представления дополнительных документов - на основании ранее представленных и помещенных в дело правоустанавливающих документов (в том числе об оплате государственной пошлины).

Особенности регистрационных действий определены Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденными приказом Росрегистрации от 07.06.2007 N 112.
Обратим внимание, что копия судебного решения о незаконности отказа в регистрации должна поступить в регистрирующий орган из суда. Как установлено п. 20 Методических рекомендаций ФРС по регистрации на основании судебных актов, если такое решение представлено заинтересованным лицом, органу по регистрации рекомендуется запросить суд о представлении надлежащим образом заверенной копии.
Указанным методическим документом (п. 22) регистратору рекомендовано направить заявителю уведомление о поступлении судебного акта с признанием незаконности отказа в регистрации с указанием:

  1. срока регистрации и получения документов;
  2. возможности представления дополнительных документов;
  3. невозможности удостоверения проведенной регистрации сделки без повторного представления подлинников договора.

Регистрация в соответствии с судебным актом о необоснованности отказа должна проводиться при отсутствии иных (не рассмотренных судом) оснований для отказа. Иными основаниями для отказа могут послужить, например, арест имущества, наложенный в период обжалования действий регистрирующего органа, выявленные противоречия между заявленным и зарегистрированным ранее правом. Методическими рекомендациями ФРС по регистрации на основании судебных актов (п. 25) регистрирующему органу в этих случаях рекомендовано запросить суд о порядке исполнения судебного решения.
Другие регистрационные действия (внесение записей в ЕГРП, удостоверение проведенной регистрации, выдача документов, уведомление правообладателя) проводятся в порядке, установленном Законом о регистрации прав. Дополнительного заявления правообладателя и оплаты регистрации не требуется, поскольку он уже ходатайствовал о государственной регистрации своего права (или сделки) и оплатил регистрацию, но орган по регистрации неправомерно отказал ему и прекратил регистрационные действия.
Как установлено п. 23 Методических рекомендаций ФРС по регистрации на основании судебных актов, регистрация должна проводиться в срок, который может быть специально установлен для этих целей локальным актом регистрирующего органа*(140), но не более установленного для регистрации месячного срока*(141), если иной срок не установлен законодательством или судебным актом.
Орган по регистрации вносит в ЕГРП запись о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) или сделке и готовит свидетельство, удостоверяющее проведенную регистрацию права. При регистрации в качестве документов-оснований указываются правоустанавливающие документы и судебный акт о признании отказа незаконным. Заявитель и суд должны быть извещены о проведенной регистрации (арбитражный суд - в случае указания на это в решении). Если при отказе в регистрации заявителю были возвращены подлинники правоустанавливающих документов (например, подлежащих государственной регистрации договоров), то заявитель должен повторно представить их в орган по регистрации, в том числе для совершения специальной регистрационной надписи (простановки регистрационного штампа) на договоре. Непредставление подлинников документов не должно являться основанием для отказа (приостановления) регистрации как исполнения судебного решения. Регистрация права проводится на основании копий, ранее представленных на регистрацию (п. 22 Методических рекомендаций ФРС по регистрации на основании судебных актов).
Следует отличать действия регистрирующего органа в случае признания необоснованным (незаконным) отказа в государственной регистрации и в случае признания судом права на недвижимое имущество. Исходя из ст. 28 Закона о регистрации прав, установленные решением суда права подлежат государственной регистрации на общих основаниях, т.е. по заявлению правообладателя с приложением необходимых для регистрации документов, в том числе и об оплате государственной пошлины. В данном случае судебный акт - основание для возникновения и соответственно государственной регистрации права на недвижимость. Напротив, регистрация в случае незаконного отказа является исполнением судебного решения, положения п. 1 ст. 28 Закона о регистрации прав на общих основаниях в данном случае не применяются. По жалобе на отказ в регистрации регистрирующий орган является ответчиком, процессуальное положение которого позволяет возложить на него обязанность по совершению определенных действий, но, с другой стороны, дает возможность ему самому обжаловать решение суда. Судебное решение о признании незаконным отказа в регистрации является не основанием для возникновения права на недвижимость, а обязанием совершения регистрации на основании представленных заявителем правоустанавливающих документов, неправомерно признанных регистратором не соответствующими закону.

В каких случаях может быть получен отказ в государственной регистрации права собственности на землю?

Право наобъект недвижимого имущества, огосударственной регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации всоответствии сЗаконом « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Если сзаявлением огосударственной регистрации прав обратилось не уполномоченное на то лицо, или документы, представленные нагосударственную регистрацию, несоответствуют требованиям закона поформелибо содержанию;

Если актгосударственного органаили акторгана местного самоуправления опредоставлении прав наземельный участок был признан, всоответствии сзаконодательством, недействительным смомента егоиздания.

Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, неуполномочено было заниматься предоставлением прав наданный участок земли;

Лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без упоминания о данных условиях;

Правоустанавливающий документ на участок земли свидетельствует оботсутствии узаявителя прав наданный объект недвижимости;

Правообладатель непредставил заявление идругие необходимые документы нагосударственную регистрацию ранее – при возникновении права наобъект недвижимого имущества, хотя их наличие было необходимо длягосударственной регистрации после введения вдействие Закона;

Непредставлены все документы - всоответствии сзаконодательством, требующим государственную регистрацию прав;

Имеются противоречия между заявленными правами иужезарегистрированными правами;

Осуществление государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимого имущества недопускается федеральным законом.

Последствия получения отказа в совершении регистрационных действий

Самым негативным последствием при получении отказа вгосударственной регистрации права собственности на землю можно считать дальнейшую невозможность перехода права собственности. Ведь определенные группы договоров считаются заключенными только после государственной регистрации, и в итоге собственник оказывается не в состоянии участвовать в сделке. К их числу, например, относятся сделки сжилым недвижимым имуществом. Договоры с земельными участками хоть и являются заключенными смомента ихподписания, но законодатель все равно предусматривает обязательную государственную регистрацию перехода права собственности подоговору купли-продажи. Это касается любого объекта недвижимости, в том числе - и земли. Переход права собственности, который непрошел обязательную государственную регистрацию, не может считаться свершившимся, ипотому непорождает правовых последствий длязаключивших его сторон. Таким образом, отказ всовершении регистрационных действий означает не что иное, как ничтожность самой сделки.

К другим нежелательным последствиям при получении отказа вгосударственной регистрации относится и потеря денег, уплаченных в виде государственной поплины.

Обжалование отказа вгосударственной регистрации права собственности на землю

Сообщение о причине отказа направляется заявителю вписьменной форме в течение неболее пяти дней после окончания срока, установленного длярассмотрения заявления.

При получении отказа узаявителя остается дваварианта дальнейших действий:

1. Повторное обращение сзаявлением орегистрации правана участок земли.

2. Обжалование отказа всудебном порядкелибо направление всудискового заявления опризнании права собственности.

Обычно жалоба на действия регистрационного органа состоит из трех частей и обязательного перечня прилагаемых к ней доказательств.

В первой (описательной) части содержатся указания на документ, зафиксировавший отказ в регистрации; вторая (мотивировочная) - доводы заявителя, а также основания, по которым он считает неверным обжалуемое решение; в просительной (третьей) части жалобы выражается аргументированное требование лица, подающего жалобу.

К жалобе, поданной заявителем, необходимо приложить следующие документы:

1. копию обжалуемого отказа;

2. правоустанавливающие документы на землю;

3. документы, подтверждающие оплату государственной пошлины в указанном законом порядке и размере (если есть необходимость в такой оплате), либо право на получение льгот при оплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки (уменьшении размера госпошлины);

4. копии самой жалобы;

5. доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы представителем (при его участии в процессе), и т. д.

Преимущества привлечения юриста для обжалования отказа в регистрации права собственности на землю

Наша компания, основанная в 1992 году, имеет многолетнюю положительную практику обжалования действий любых государственных органов: при отказе в регистрации права собственности, приватизации, регистрации по месту жительства и т. д. Доверившись нашим специалистам, вы можете забыть о возможных неприятностях и ошибках, которые, увы, не редкость в процессе рассмотрения жалобы.

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Отказ в государственной регистрации права собственности и его обжалование

Отказ в государственной регистрации права собственности и его обжалование

В государственной регистрации может быть отказано в случаях, установленных Законом о регистрации прав. Первое основание для возможного отказа указано в п. 1 ст. 13 Закона: противоречие между заявленным и уже зарегистрированным правом. Другие основания для отказа установлены п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав. В государ-ственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

■ право на объект недвижимого имущества, о государственной ре-гистрации которого просит заявитель, не является правом, подле-жащим государственной регистрации прав в соответствии с Зако-ном о регистрации прав;

■ с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

■ документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям дей-ствующего законодательства;

■ акт государственного органа или органа местного самоуправле-ния о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с за-конодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

* лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

■ лицо, которое имеет права, ограниченные определенными услови-ями, составило документ без указания этих условий;

■ правоустанавливающий документ об объекте недвижимого иму-щества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на дан-ный объект недвижимого имущества;

■ правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы для проведения государственной регистрации ранее возникшего права на объект для регистрации сделки, перехода, ограничения (обременения) права;

* не представлены документы, необходимые в соответствии с за-коном для проведения регистрации;

* имеются противоречия между заявленными и уже зарегистриро-ванными правами.

Причинами, препятствующими регистрации ипотеки, также являются: запрещение ипотеки указанного в договоре имущества, несоответствие требованиям государственной регистрации прав содержания договора об ипотеке и приложенных к нему документов (п. 2 ст. 29 Закона о регистрации прав), в том числе в случае их неустранения по требованию регистрирующего органа (п. 3 ст. 21 Закона об ипотеке).

Судебный спор о границах земельного участка не является основа-нием для отказа в регистрации права на него (п. 2 ст. 20 Закона).

Не допускается отказ в государственной регистрации права, установ-ленного вступившим в силу решением суда (п. 1 ст. 28 Закона).

1) Если в ЕГРП имеется запись о праве и заявитель не является ни правопреемником, ни наследником, ни стороной по сделке с зарегистрированным правообладателем и не может подтвердить свое право решением суда, в регистрации отказывается на основании противоречия между заявленным и ранее зарегистрированным правом либо на основании того, что лицо, выдавшее правоуста-навливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.

2) Если в правоустанавливающих документах отсутствует описание, место расположения или адрес объекта недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, то в регистрации может быть отказано на основании того, что представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующе-го законодательства — п. п. 1, 2 ст. 18 Закона о регистрации прав. Если в правоустанавливающем документе отсутствует вид регистрируемого права, отказ может быть на основании того, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого иму-щества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на дан-ный объект.

3) Если акт государственного органа или органа местного самоуправления об установлении права принят за пределами компетен-ции и в нарушение порядка издания таких актов, в регистрации отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоуста-навливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект.

4) Если имеется запись о ранее принятом на государственную ре-гистрацию заявлении, указывающая на правопритязание в отноше-нии данного объекта, первоначально должно быть принято реше-ние по ранее принятым документам. После регистрации ранее заявленного права в регистрации позже заявленного права отка-зывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавли-вающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества. Сомнения в наличии оснований для бесспорной регистрации по двум конфликтующим заявлениям разрешаются регистратором в соответствии с законом (представленные документы направляются на подтверждение подлинности, истребуются дополнительные документы, запрашива-ются сведения о недвижимом имуществе, имеющиеся у других организаций, и пр.).

5) Если в договоре отсутствуют установленные законом для данного вида договоров существенные условия (п. 1 ст. 432 ГК), в реги-страции отказывается на основании того, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям дей-ствующего законодательства.

6) Если в ЕГРП имеется запись о зарегистрированной сделке, ипо-теке, аренде, сервитуте, праве требования в судебном порядке, ином ограничении (обременении) права, но это не указано в договоре, то в государственной регистрации сделки (или перехо-да права) отказывается на основании того, что лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило доку-мент без указания этих условий. Аналогично, если на сделку в соответствии с законом дано согласие третьих лиц (супругов, органов опеки и попечительства, собственника недвижимого иму-щества, общего собрания акционеров, залогодержателя, получате-ля ренты и пр.), содержащее условия сделки, то в случае отсут-ствия таких условий в договоре в государственной регистрации также может быть отказано.

7) Если в ЕГРП отсутствует запись о праве лица, распоряжающегося недвижимостью, возникшем после введения в действие Закона о регистрации прав, то в государственной регистрации сделки от-казывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанав-ливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.

В случае принятия решения об отказе в государственной регистра-ции права заявителям в срок не более 5 дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение. Сообщение об отказе в регистрации сделки, перехода права направля-ется всем сторонам договора.

Содержание сообщения об отказе в государственной регистрации определяется Инструкцией о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государ-ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной Приказом Минюста России от 18.09.2003 № 226 (далее — Инструкция от 18.09.2003).

Отказ должен быть мотивированным. В сообщении указываются основания для отказа, предусмотренные п. 1 ст. 20 Закона о регистра-ции прав, и причины принятия такого решения — нормы законов и иных правовых актов, нарушенных при приобретении прав на недвижимость. Отметка об отказе также вносится в ЕГРП и Книгу учета входящих документов; копия сообщения об отказе помещается в дело правоуста-навливающих документов. После отказа в регистрации поданные доку-менты не возвращаются (это не предусмотрено Законом о регистрации прав). Возвращены заявителю могут быть только подлинники правоус-танавливающих документов (без отметок об отказе в регистрации). Пошлина за регистрацию не возвращается (п. 5 ст. 20 Закона о реги-страции прав).

Отказ в регистрации не означает, что заявление о регистрации права на данный объект не может быть подано еще раз (с другими или исправленными документами). Естественно, что во второй раз уже не требуется представления копий некоторых документов, оставшихся в деле (учредительных документов юридического лица, технических паспортов зданий и сооружений, планов земельных участков), если в этих документах не произошло никаких изменений. Представление подлинников по-вторно обязательно. Обязательна также и повторная оплата пошлины за регистрацию.

Заявитель или иное заинтересованное лицо может обжаловать отказ в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав).

Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 ГПК в течение 3 меся-цев со дня получения извещения об отказе.

Согласно ст. ст. 206, 258 ГПК суд, признав заявление гражданина обоснованным, принимает решение об обязанности регистрирующего органа провести государственную регистрацию и устанавливает для этого срок. Решение суда направляется руководителю или иному должностно-му лицу (регистратору, руководителю филиала) не позднее 3 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.

Обжалование отказа юридическими лицами осуществляется в соот-ветствии с гл. 24 АПК в течение 3 месяцев со дня получения извеще-ния об отказе.

При удовлетворении требования арбитражный суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить такую регистрацию в установленный судом срок. В решении может быть указана необходимость сообщить суду об ис-полнении данного решения. Копия решения направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю и регистрационной службе. Реше-ния арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездей-ствия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедлен-ному исполнению, если иные сроки не установлены в решении (п. 3 ст. 180, п. 7 ст. 201, п. 1 ст. 318 АПК).

Таким образом, в случае признания отказа в регистрации незаконным регистрирующий орган обязан исполнить судебное решение и провести государственную регистрацию. При отсутствии иных (не рассмотренных судом) оснований для отказа регистрация осуществляется в соответ-ствии с решением суда. Иными основаниями для отказа могут послужить, например, арест имущества, наложенный в период обжалования, выявлен-ные противоречия между заявленным и зарегистрированным ранее пра-вом. Другие регистрационные действия (внесение записей в ЕГРП, удо-стоверение проведенной регистрации, выдача документов, уведомление правообладателя) проводятся в порядке, установленном Законом о реги-страции прав. Дополнительного заявления правообладателя и оплаты регистрации не требуется, поскольку он уже ходатайствовал о государ-ственной регистрации своего права (или сделки) и оплатил регистрацию, но орган по регистрации неправомерно отказал ему и прекратил реги-страционные действия.

Регистрация проводится в указанный в судебном решении срок, а если срок не указан, то в течение месяца. Орган по регистрации вносит в ЕГРП запись о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) или сделке и готовит свидетельство, удостоверяющее проведенную ре-гистрацию права. Регистрационные записи вносятся на основании пра-воустанавливающих документов, но не на основании решения суда о признании отказа незаконным. Заявитель и суд должны быть извещены о проведенной регистрации. Если при отказе в регистрации заявителю были возвращены подлинники правоустанавливающих документов (на-пример, подлежащих государственной регистрации договоров), то он повторно представляет их в орган по регистрации для совершения специальной регистрационной надписи (простановки регистрационного штампа), удостоверяющей проведенную государственную регистрацию сделки.

Итак, государственная регистрация в случае обжалования отказа проводится:

* без дополнительного заявления;

■ без дополнительной оплаты;

■ без дополнительных документов;

■ на основании представленных ранее заявителем правоустанавли-вающих документов.

Следует отличать действия регистрирующего органа в случае при-знания незаконным отказа в государственной регистрации и в случае признания судом права на недвижимое имущество.

Согласно п. 1 ст. 28 Закона о регистрации прав права, установлен-ные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях, т.е. по заявлению правообладателя с приложением необхо-димых для регистрации документов, в том числе и об оплате государственной регистрации. Судебное решение — основание для возникнове-ния и, соответственно, государственной регистрации права на недвижи-мость. Напротив, регистрация в случае незаконного отказа является исполнением судебного решения, положения п. 1 ст. 28 Закона о реги-страции прав на общих основаниях в данном случае не применяются. По жалобе на отказ в регистрации регистрирующий орган является ответчиком, процессуальное положение которого позволяет возложить на него обязанность по совершению определенных действий, но, с другой стороны, позволяет ему самому обжаловать решение суда первой инстан-ции. Судебное решение о признании незаконным отказа в регистрации является не основанием для возникновения права на недвижимость, а обязанием совершения регистрации на основании представленных заявителем правоустанавливающих документов, неправомерно признанных ре-гистратором не соответствующими закону.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

С этой статьёй так же читают:

  • Методический подход к оценке стоимости интеллектуальной собственности (инженерно-философский аспект)
  • Лишение права управления транспортным средством по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ
  • Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 №475
  • Образец Жалобы на Постановление Мирового судьи по Делу об административном правонарушении (Апелляционная инстанция). Перегруз

В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации подразумевает несколько способов защиты нарушенных прав обратившихся в государственные органы граждан, которым необоснованно было отказано в предоставлении государственных услуг (например, ЕГРП на официальном сайте) либо таковые услуги предоставлены ненадлежащего качества.

Как установлено Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане могут обратиться в орган, предоставляющий государственную услугу, с предложением, заявлением или жалобой. Положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) предусматривают возможность подачи непосредственно в государственный орган жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Процедуры подачи и рассмотрения таких жалоб регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 (далее - Постановление № 840), принятым в развитие Закона № 210-ФЗ. Также граждане вправе оспорить в суде соответствующие решения и действия органа государственной власти в соответствии с гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство наряду с судебной защитой гражданских прав предусматривает и административный (внесудебный) порядок защиты прав и законных интересов граждан, нарушенных вследствие ненадлежащего предоставления им государственных услуг. В связи с этим представляется возможным, что любые действия и решения органов государственной власти, в том числе принимаемые государственными регистраторами по результатам проведения правовой экспертизы, могут быть обжалованы заявителем во внесудебном порядке путем подачи в государственный орган соответствующей жалобы. Однако такое предположение нельзя считать верным исходя из следующего.

Действительно, Закон № 210-ФЗ содержит гл. 2.1, регламентирующую досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу. Одновременно ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ определен перечень случаев, при которых заявитель вправе обратиться в государственный орган с подобной жалобой. Вместе с тем Закон № 210-ФЗ содержит исключение, указывающее на то, когда досудебный (внесудебный) порядок обжалования неприменим. Согласно п. 3.1 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ он не применяется в том случае, если федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги. Из этого следует, что положения гл. 2.1 Закона № 210-ФЗ распространяются только на такие решения, действия (бездействие) государственного органа, для оспаривания которых не установлен специальный способ обжалования.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, и зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии с п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав либо уклонение от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суде. Помимо этого о возможности обжалования отказа в государственной регистрации прав только в судебном порядке свидетельствуют и нормы п. 8 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанными нормами права предусмотрен исключительно судебный порядок обжалования отказов в государственной регистрации прав. Поэтому положения гл. 2.1 Закона № 210-ФЗ, предусматривающие возможность подачи жалобы во внесудебном порядке на решения, действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, равно как и положения Постановления № 840, не подлежат применению к названным действиям регистрирующего органа. Жалоба на решение государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права не позволяет пересмотреть состоявшееся решение об отказе в административном порядке.

Однако, поскольку ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня случаев, когда применяется данный закон, некоторые заявители полагают, что решения об отказе в проведении государственной регистрации могут быть пересмотрены и в административном порядке. Так, в практике Управления Росреестра по Воронежской области (далее - Управление) имеется пример, когда лицо, получившее решение об отказе в государственной регистрации права, обратилось к руководителю Управления с жалобой, в которой просило признать указанное решение неправомерным и определить меры с целью устранения допущенных нарушений. В жалобе заявитель сослался на Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 16.08.2011 № 395, в соответствии с которым он предполагал наличие права на обжалование решения об отказе в государственной регистрации прав в досудебном порядке.

В ответ на данное обращение Управлением было подготовлено письмо, в котором со ссылками на нормы Закона о регистрации разъяснялся судебный порядок обжалования отказа в государственной регистрации права. Также было указано, что Административный регламент не распространяет свое действие на возможность обжалования отказа в государственной регистрации прав. Однако заявитель не воспользовался правом на судебное обжалование решения об отказе. Вместо этого он трижды обращался с аналогичными просьбами к сотрудникам центрального аппарата Росреестра и, в конце концов, подал руководителю ведомства жалобу, в которой просил рассмотреть ее по правилам, утвержденным Постановлением № 840, и пересмотреть состоявшееся решение об отказе в государственной регистрации, с которым он был не согласен.

В очередной раз получив разъяснение о том, что рассмотрение вопросов и принятие решений о признании отказов в государственной регистрации прав незаконными (законными) относятся к компетенции суда, заявитель обратился в суд. Однако предметом обжалования был не отказ в государственной регистрации прав, а действие руководителя Росреестра, выразившееся в отказе досудебного рассмотрения жалобы заявителя на отказ в государственной регистрации прав.

В обоснование своих требований заявитель указал на положения ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ, предоставляющие ему, по его мнению, возможность внесудебного обжалования отказа в государственной регистрации права. Кроме того, заявитель выразил мнение о том, что в Законе о регистрации закреплено лишь право, а не обязанность использовать судебный порядок в качестве способа защиты нарушенных отказом в государственной регистрации прав, а административный порядок обжалования отказа специально предусмотрен в форме досудебного (внесудебного) рассмотрения жалоб.

Суд, оценив доводы сторон, положил конец этой дискуссии, отклонив в полном объеме требования заявителя о признании незаконными действий руководителя Росреестра. Суд пришел к выводу, что в силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» отказ в государственной регистрации прав относится к решениям должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства. Так как признание незаконным решения государственного регистратора (должностного лица) об отказе в государственной регистрации прав осуществляется в судебном порядке, то именно судебный порядок обжалования подобного отказа является единственным законным способом, использование которого может при определенных обстоятельствах достигнуть цели восстановления нарушенного права.

Обосновывая принятое решение, суд дал оценку доводу заявителя о существовании двух самостоятельных процедур для обжалования отказов в государственной регистрации прав: путем обращения с жалобой в суд в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (судебный порядок) и путем обращения с жалобой к вышестоящему должностному лицу (административный порядок). При этом суд указал на отсутствие нормативных оснований, позволяющих обжаловать отказ в государственной регистрации во внесудебном порядке, ввиду положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита нарушенных гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Принимая во внимание отсутствие в Законе о регистрации, а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих правоотношения в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, положений, устанавливающих административную процедуру оспаривания принятых отказов в государственной регистрации прав и позволяющих обжаловать подобные решения во внесудебном порядке, суд посчитал действия заинтересованного лица соответствующими закону. При принятии решения суд также руководствовался п. 3.1 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ, исключающим рассмотрение жалобы заявителя на отказ в государственной регистрации прав во внесудебном порядке.

В заключение суд отметил, что в целом доводы заявителя носят предположительный характер и основаны на субъективном и неправильном понимании и толковании норм права. Законность решения была подтверждена постановлением суда апелляционной инстанции. Таким образом, позиция Управления относительно возможности оспаривания отказа в государственной регистрации только в судебном порядке подтверждена судебной практикой, в связи с чем оснований сомневаться в ее обоснованности не имеется.

Обжалование отказа в государственной регистрации права собственности - это процедура, посредством которой возможно оспорить отказ регистратора в судебном порядке. В статье будет рассмотрена правовая природа, основания для отказа в госрегистрации, а также процедура обжалования такого отказа.

Правовая природа отказа в госрегистрации права собственности

В силу действующего закона процедура госрегистрации является единственным подтверждением зарегистрированного права собственности (далее — ПС) на недвижимость (закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, далее — закон № 218-ФЗ).

Важно! Госрегистрация ПС на недвижимость представляет собой государственно-юридический акт, которым подтверждается возникновение/изменение/прекращение и т. п. прав на недвижимость.

Услуга госрегистрации ПС оказывается в несколько этапов:

  • прием документов на основании заявления;
  • приостановление (только в случаях, предусмотренных ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • собственно госрегистрация путем внесения записи в соответствующий реестр.

Основание для отказа в государственной регистрации прав

Законом № 218-ФЗ предусмотрена норма, в результате применения которой возможен отказ в госрегистрации ПС (ст. 27), а именно: неустранение оснований приостановления госрегистрации. Следовательно, отказ в госрегистрации можно определить как юридический факт, являющийся актом административного характера, в основе которого лежит неустранение предписаний регистрирующего органа.

При этом диспозиция ст. 27 является отсылочной, и основания приостановления раскрываются в ст. 26 закона № 218-ФЗ.

Так, к основаниям приостановления относятся в том числе следующие:

  • у заявителя отсутствуют права на недвижимость;
  • право не подлежит госрегистрации;
  • представлен неполный пакет документов;
  • документы не подписаны или подписаны ненадлежащим субъектом, имеют неустановленную форму, не являются подлинными;
  • основание госрегистрации (сделка, акт госоргана) недействительно;
  • целевое назначение земли не соответствует использованию;
  • невозможно установление сервитута;
  • имеется судебный спор на предмет ипотеки;
  • местоположение недвижимости не соответствует адресу и т. д.

Срок приостановления госрегистрации может быть таким:

  • до завершения госрегистрации сделки с недвижимостью по ранее принятым документам на регистрацию того же объекта;
  • 1 месяц, если не представлены документы по межведомственному запросу;
  • 3 месяца — по решению госрегистратора;
  • 6 месяцев — единоразово по инициативе заявителя.

Обратите внимание! В госрегистрации будет отказано, если в предусмотренные сроки не устранены обстоятельства, ставшие основанием для приостановления.

Отличие отказа в госрегистрации ПС от отказа в рассмотрении документов

Законом № 218-ФЗ предусмотрены также случаи, когда документы, поданные на регистрацию ПС, возвращаются без рассмотрения (ст. 25).

К этим случаям, в частности, относятся:

  • несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, эталонной форме;
  • наличие в представленных в бумажном виде на регистрацию документах приписок, помарок, исправлений, не позволяющих верно толковать содержание;
  • отсутствие подписи заявителя;
  • неуплата госпошлины и т. д.

Обратите внимание! Особенностью данной процедуры является то, что в случае возврата представленных на регистрацию документов без рассмотрения регистрирующий орган не проводит соответствующей правовой экспертизы, которая осуществляется на предмет наличия или отсутствия в них оснований для приостановления или отказа в регистрации ПС.

В какой форме выдается отказ от регистрации права собственности на недвижимость

Отказ в госрегистрации ПС осуществляется в уведомительной форме. Порядок и способы его направления предусмотрены приказом Минэкономразвития от 25.03.2016 № 173.

Важно! Уведомление об отказе в осуществлении госрегистрации ПС направляется заявителю по указанному им адресу. Данный документ должен содержать обоснованные (со ссылкой на нормативный акт) причины отказа. В некоторых случаях вместе с уведомлением заявитель получает поданные на регистрацию оригиналы документов.

В зависимости от способа подачи заявления уведомление об отказе в госрегистрации может быть направлено 2 способами: на бумажном носителе или электронно.

Если заявление о госрегистрации было подано в электронной форме, уведомление об отказе заявитель может получить в одном из следующих вариантов:

  • в виде электронного документа, полученного с помощью веб-сервисов;
  • в виде ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте регистратора;
  • в виде электронного документа, полученного по электронной почте.

Если заявление о госрегистрации было подано на бумажном носителе, заявитель может получить уведомление об отказе:

  • посредством личного обращения к регистратору (нарочно);
  • с помощью почтового отправления.

Как обжаловать отказ от регистрации права собственности

Законом № 218-ФЗ прямо предусмотрена возможность обжалования отказа в госрегистрации ПС.

Обжалование отказа производится по правилам:

  • административного судопроизводства (гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ) в суде общей юрисдикции — физическими лицами;
  • рассматривания дел об оспаривании ненормативных правовых актов (гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ) в арбитражном суде — юридическими лицами.

Определить подходящее законодательство и подведомственность в сфере оспаривания ненормативных актов организациями непросто. Дело в том, что разграничение компетенции между судами арбитражной ветви и общей юрисдикции в данном случае происходит исключительно по предмету спора (экономические рассматривают арбитражные суды).

Сегодня в практике считается, что оспаривание отказов регистратора юридическими лицами относится к компетенции арбитражных судов (апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 22.11.2016 по делу № 33а-29921/2016). В то же время руководящих разъяснений по данному вопросу нет, вследствие чего при обращении в один из судебных органов не исключен отказ по причине неподведомственности.

Обязательный досудебный порядок в данном случае не предусмотрен.

Обратите внимание Для оспаривания отказа в госрегистрации необходимо обратиться в суд / арбитражный суд с административным иском / заявлением (соответственно) о признании данного отказа незаконным. Сделать это необходимо в течение 3 месяцев с момента получения уведомления об отказе.

Подсудность дел по оспариванию отказа от госрегистрации ПС

Рассмотрим подсудность и особенности оспаривания отказа регистратора по КАС РФ. При оспаривании отказа в регистрации ПС в рамках административного судопроизводства административный иск предъявляется:

  • по месту нахождения регистратора;
  • если место нахождения регистратора не совпадает с местом нахождения подведомственной последнему территории, то в суд района, территория которого регистратору подведомственна (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 26.09.2016 по делу № 33а-35426/2016).

Правила, установленные ст. 22 КАС РФ, дополнены ст. 24 КАС РФ (об альтернативной подсудности), согласно которой в случае обжалования отказа административный иск может быть подан по месту жительства (нахождения — для юрлиц) административного истца (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 30.11.2016 по делу № 33а-46904/2016).

Обратите внимание! В случае оспаривания отказа непосредственно руководителя регистрационной службы иск необходимо предъявлять по месту нахождения регистратора (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 30.09.2016 по делу № 33а-35493/2016).

Содержание и форма административного иска при обжаловании отказа в госрегистрации ПС

В административном иске в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • реквизиты судебной инстанции;
  • реквизиты административного истца и ответчика (госрегистратора);
  • реквизиты оспариваемого отказа;
  • сведения о нарушенных из-за отказа правах;
  • нормативная база, на соответствие которой необходимо провести проверку вынесенного отказа в регистрации ПС;
  • требование о признании отказа в госрегистрации ПС незаконным.

Помимо вышеперечисленных сведений, в заявлении также могут быть изложены необходимые административному истцу ходатайства. Административное заявление должно быть подано в судебную инстанцию в письменной форме и подписано надлежащим субъектом. Законодательно предусмотрено 3 способа подачи административного иска:

  • нарочно через канцелярию суда;
  • почтовым отправлением;
  • посредством использования электронной формы на сайте суда.

Отказ от регистрации права собственности на недвижимость: правоприменительная практика

Обратите внимание! Оспаривание отказа в регистрации права собственности в порядке административного судопроизводства стало возможным относительно недавно, с 15.09.2015. При этом до настоящего времени сформировалась достаточно устойчивая правоприменительная практика по обжалованию.

Приведем наиболее интересные судебные позиции:

  • Судебный орган не вправе произвольно выбирать порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства (апелляционное определение Мосгорсуда от 06.12.2016 по делу № 33а-46960/2016).
  • При наличии вступившего в законную силу решения о признании за истцом ПС на объект недвижимости государственный регистратор не вправе отказать в регистрации ПС на том основании, что регистрация прекращения права на земельный участок и регистрация ПС на вновь образованные в результате раздела земельные участки должна осуществляться одновременно (апелляционное определение Самарского облсуда от 02.12.2016 по делу № 33а-15989/2016).
  • Арест не является препятствием для госрегистрации существующего права лица, чье имущество арестовано или которому запрещено совершать сделки с объектом недвижимого имущества (апелляционное определение Севастопольского горсуда от 30.08.2016 по делу № 33а-2571/2016).
  • Если единственным препятствием для регистрации перехода ПС к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В то же время регистрация перехода ПС к покупателю на основании судебного решения не является препятствием для оспаривания учредителями ликвидированного продавца или иными заинтересованными лицами права покупателя на недвижимость (апелляционное определение ВС Республики Татарстан от 11.03.2016 по делу № 33а-3240/2016).

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  • отказ в госрегистрации — это не что иное, как юридический факт, являющийся актом административного характера, в основе которого лежит неустранение предписаний регистрирующего органа;
  • при возврате документов без рассмотрения регистрирующий орган не проводит соответствующей правовой экспертизы, которая осуществляется на предмет наличия или отсутствия в представленных документах оснований для приостановления или отказа в регистрации ПС;
  • подведомственность спора точно не определена.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх