По форме государственного территориального устройства страны бывают. Формы правления и государственного устройства. Унитарное государственное устройство

Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм.

Унитарное государство (признаки, виды унитарных государств, территориальная автономия в унитарном государстве, её сущность, виды).

3. Федеративная форма государственно-территориального устройства (признаки, виды федераций, юридическое и фактическое разграничение компетенци между федерацией и её субъектами, федеральный контроль и федеральное принуждение).

Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм

Государственно-территориальное устройство означает:

· как организована территория данного государства, из каких частей она состоит;

· каково их правовое положение;

· каково соотношение и взаимосвязь между органами публичной власти, существующими в территориальных структурах государства с центральными органами государственной власти.

Говоря о территориальном устройстве государства следует знать, что под территорией государства понимается пространство, на которое распространяется его власть. Составными частями территории являются: суша, водная акватория и воздушное пространство над ними.

В настоящее время существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная. От федерации как формы государственно-территориального устройства следует отличать конфедерацию – представляющую собой форму межгосударственного союза, то есть международно-правовое объединение суверенных государств.

Государства, составляющие конфедерацию, сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств – членов в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. Сейчас элементами конфедерации обладают: Сербия и Черногория, а также Босния и Герцеговина, состоящая из мусульманско-хорватской федерации с таким же названием и Республики Сербской. Конфедеративные элементы имеются у некоторых союзов. К ним относятся: Союзное государство Белоруссии и России, Европейский Союз, имеющие общие органы, решения которых обязательны для государств – членов.

Унитарное государство

Самой распространенной формой государственно-территориального устройства является унитарная.

Для этой формы государственно-территориального устройства характерны следующие основные признаки:

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны и не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

· единое гражданство, никакие территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

· единая система права. Все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти. Собственная нормоустанавливающая деятельность территориальных органов управления носит исключительно подчиненный характер;

· единая судебная система осуществляющая правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы территориальных единиц – это звенья единой централизованной судебной системы;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, а также территориальные автономии. И те, и другие не обладают политической самостоятельностью. Создаваемые в них органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти. Их правовой статус определяется нормами единой общегосударственной системы права.

Небольшие унитарные государства не имеют административно-территориального деления.

Наиболее распространенный тип административно-территориального деления – трехзвенный, то есть, область, район, община. Имеются страны с двухзвенным делением (Болгария): область, община, а также с четырехзвенным (Франция): регион, департамент, район, община.

Унитарные государства принято классифицировать в зависимости от степени централизации на:

· централизованные;

· относительно децентрализованные;

· децентрализованные.

В централизованных унитарных государствах административно-территориальные единицы управляются назначенными центральными органами государственной власти чиновниками. Выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави).

Относительно децентрализованные унитарные государства отличаются тем, что в административно-территориальных единицах на уровне области, департамента кроме назначенных из центра префектов, комиссаров с подчиненным им аппаратом существуют избранные населением муниципальные органы: мэры, советы.

Префекты и комиссары обладают большими административными полномочиями, могут вмешиваться в дела муниципального управления. Такая система сложилась во Франции, Нидерландах и др.

В децентрализованном унитарном государстве в административно-территориальных единицах нет назначенных центральной властью чиновников управляющих этими единицами. Управление осуществляется выборными органами (Великобритания, Канада).

Должностные лица, как правило, избираются населением или советами.

В децентрализованном государстве контроль государственного правительства осуществляется через бюджетное и финансово-кредитное регулирование.

Унитарные государства, состоящие только из административно-территориальных единиц, именуются простыми (Чехия, Египет).

Унитарные государства, состоящие как из административно-территориальных единиц, так и из территориальных автономий, а также имеющих в своем составе территории с особым статусом, либо колонии, именуются сложными.

В некоторых децентрализованных унитарных государствах существует территориальная автономия, которая означает конституционно-закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства.

Территориальная автономия может быть основана на этнических признаках, на особенностях культуры, традиций, быта, населения, проживающего в конкретной местности. В местах компактного проживания этнических групп, а также групп населения, отличающихся другими особенностями, создаются автономные области, округа, районы.

В зависимости от объема прав, предоставляемых местным органам, различают две основные формы территориальных автономий:

· политическая автономия;

· административная автономия.

Политическая автономия имеет определенные признаки государственности, поэтому она имеет и другие названия: государственная или законодательная автономия. В такой автономии население избирает парламент, имеющий право законодательствовать по местным вопросам.

Перечень этих вопросов устанавливается конституцией либо отдельным законом. Сама возможность образования политической автономии предусматривается в конституции унитарного государства, детальное регулирование всех вопросов политической автономии осуществляется в статуте, который разрабатывается законодательным органом автономии и утверждается парламентом страны (например, в Италии и Испании), либо в общегосударственном законе (Финляндия, Дания). Ряд субъектов политической автономии имеют конституции (Автономная Республика Крым, Нахичеванская автономная Республика)

Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегиальный орган, избираемый парламентом автономии. Таковым является Исполнительный совет в Северной Ирландии, джунты в автономных областях Италии, либо его председатель, являющийся, например, в автономной Корсике главой исполнительной власти.

Органы исполнительной власти политической автономии имеют двойное подчинение: парламенту автономии и центральному правительству. Как правило, в политической автономии есть назначенный из центра губернатор, но полномочия его ограничиваются контрольными функциями.

За центральной властью унитарного государства сохраняется право вмешательства в деятельность органов власти политической автономии. По Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества «к исполнению своих обязанностей». В Италии допускается роспуск центральной власти законодательного органа автономной власти в случае нарушения им конституции и по соображениям национальной безопасности.

Объем полномочий, предоставляемых автономным образованиям в рамках политической автономии, иногда бывает гораздо шире, чем у субъектов федерации, таких как земли в Австрийской Республике. Находящиеся в составе Дании автономные Гренландия и Фарерские острова, реализуя свои автономные права, провели референдум на своей территории о пребывании в ЕС и по его результатам объявили о выходе из Сообщества.

Отличие политической автономии от федерации заключается в основном в том, что субъекты федерации – это государства. Они принимают свою конституцию сами, и парламент федерации ее не утверждает. В отличие от автономных образований, субъекты федерации, как правило, имеют свои суды и гражданство.

В то же время Конституция унитарной Азербайджанской Республики объявляет Нахичеванскую Республику автономным государством в составе Азербайджана. Конституция этой автономии принимается ее парламентом и не утверждается парламентом Азербайджана.

В отличие от политической автономии административные автономные образования не имеют парламентов и не обладают правом принятия собственных законов. В то же время права представительных органов власти такой автономии шире, чем в обычных административных единицах. Прежде всего, они могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус этой формы автономии, а также принимают собственные нормативные акты.

Администрация и суды могут использовать кроме государственного языка местный язык. На этом языке может вестись преподавание в учебных заведениях, вещание в СМИ. Из коренных жителей автономии формируются ее органы власти. Наибольшее число административных автономных образований создано в Китае – более 150. Причем, здесь существует три ступени автономии:

· низовое звено – автономный уезд;

· среднее звено – автономный округ;

· наиболее крупные автономные образования именуются автономными районами, например, Синьцзян – Уйгурский, Тибетский.

В мире имеются государства, которые в своих конституциях установили прямой запрет на образование территориальной автономии. Так, согласно ст.2 Конституции Болгарии «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования».

Федеративное государство

Второй основной формой государственно-территориального устройства является федеративное государство.

Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государств, государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

3.1. Эта форма государственно-территориального устройства обладает следующими характерными признаками:

· территория федеративного государства не представляет собой в политико-административных отношениях единого целого. Она состоит: из территорий субъектов федерации; в ряде федераций также из территорий не имеющих статуса субъектов (в Индии наряду с 26 штатами – субъектами федерации имеются 7 союзных территорий, не являющимися субъектами);

· государства и государственные образования, составляющие федерацию не обладают государственным суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой как в сфере внутренних, так и в сфере внешних отношений (лишь Конституция Швейцарии (ст.3) устанавливает, что «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу»);

· за исключением Конституции Эфиопии 1994 года все остальные конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права сецессии, то есть права на выход из федерации;

· субъекты федерации, как правило, наделяются учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции. Наделение субъектов федерации учредительной властью закрепляется в федеративных конституциях, устанавливающих наряду с этим принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных субъектах федерации конституции были приняты до вступления в федерацию. Таковы, например, конституции штата Массачусетс 1780 года, штата Нью-Гэмпшир 1783 года принятые за несколько лет до Конституции США. В то же время субъекты федерации в Канаде, Венесуэле своих конституций не имеют. В Индии из 26 только один штат обладает конституцией;

· субъекты федерации наделяются в пределах, установленной для них компетенции правом издания законов. Эти акты действуют только на территории субъектов федерации и должны соответствовать федеральному законодательству. Принцип приоритета федерального законодательства является всеобщим для всех федераций. Соответствующие нормы установлены в федеральных конституциях. Например, ст.31 Конституции Германии постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»;

· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституции федерации и ее субъектов определяют порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации;

· формальным признаком федерации является наличие двойного гражданства. То есть каждый гражданина субъекта федерации является одновременно гражданином федерации. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. В то же время конституции Малазийской федерации, Индии признают только федеральное гражданство. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства большинство государствоведов считают неким символом, поскольку этот институт на практике, как правило, никаких последствий не порождает;

· признаком федеративного устройства государства является бикамерализм, то есть двухпалатная структура федерального парламента. Исключение из этого правила – однопалатные парламенты Венесуэлы и Танзании. Если нижняя палата парламента является органов общефедерального представительства и избирается по территориальным избирательным округам, то верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Существует два принципа представительства субъектов федерации в верхней палате:

· равное представительство;

· неравное представительство.

При равном представительстве каждый субъект независимо от численности населения посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов.

Так, в Сенате Конгресса США – по два сенатора от каждого штата.

Принцип равного представительства приводит на практике к преобладающему влиянию в верхней палате малонаселенных субъектов федерации. Согласно неравному представительству федеральные конституции устанавливают представительство субъекта федерации в зависимости от численности населения в нем. Конституция Германии установила, что земли с населением менее 2 млн. человек имеют в Бундесрате – 3 голоса, землям, имеющим более 2 млн. населения предоставляется 4 голоса, свыше 6 млн. – 5 голосов. В Индии норма представительства штатов в совете штатов колеблется от 1 до 34. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (Сенаты Австралии, Мексики) и назначаемые (Бундесрат Германии, Сенат Канады);

· отличительной чертой федерации является и то, что ее субъекты обычно имеют свои государственные символы: герб, флаг, гимн, столицу;

· для всех федераций характерно, что для изменения ее состава и границ ее субъектов необходима воля как федерации, так и ее субъектов.

3.2. Виды федеративных государств

Большинство федераций в мире основано на чисто территориальном принципе (это Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США).

В ряде федераций ее субъекты образованы с учетом национального состава населения, т.е. этнического, религиозного, языкового факторов.

Так, в Канаде 9 провинций англоязычные и одна – Квебек франкоязычная. По языковому фактору сформированы 3 субъекта федерации в Бельгии.

Отдельные федерации (Индия, Малайзия) построены как по территориальному, так и по национально-территориальному принципам.

Современные федерации с определенной долей условности подразделяются на договорные и конституционные. К первым можно отнести ОАЭ, Танзанию, сформировавшиеся из независимых суверенных государств. Субъекты таких федераций обладают более высоким конституционным статусом, чем субъекты конституционных федераций, например, штаты в Мексике.

В Конституционных федерациях (Индия, Канада) субъекты обычно не имеют конституций, при изменении границ мнение субъектов федерации хотя и учитывается, но имеет консультативный характер.

Федеративные государства в зависимости от их структуры подразделяются на: симметричные и ассиметричные.

Симметричные федерации состоят только из однопорядковых субъектов федерации (Австрия, Германия, Швейцария).

Ассиметричные федерации состоят либо из разнопорядковых субъектов (Босния и Герцеговина), либо наряду с субъектами федерации имеют в своем составе – не субъекты: союзные территории в Индии, свободно присоединившиеся государства в США (Пуэрто-Рико).

3.3. При федеративной форме государственно-территориального государства наиболее сложной проблемой является юридическое и фактическое разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

Прежде всего, это относится к принципам определения объема предметной компетенции федерации и ее субъектов, их представительных органов.

Установление принципов разграничения компетенции имеет громадное значение в силу того, что от этого зависит конституционный статус субъекта федерации, а также характер отношений между федерацией и ее субъектами.

В конституционном законодательстве зарубежных федераций вопросы компетенции закрепляются несколькими способами. И в зависимости от способов конституционного регулирования вопросов компетенции все федеративные государства можно разделить на несколько групп.

Бразилия, Танзания, Австралия, США, конституции которых закрепляют вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации. Все остальные вопросы, так называемая остаточная компетенция, составляют компетенцию субъектов федерации. Ряд федераций, например, США дополняют эту схему так называемым принципом «подразумеваемых полномочий», означающим, что все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции федерации. В таких федерациях лишь в процессе применения конституции постепенно сложилась сфера совместной компетенции, нашедшая правовое основание в толковании конституции органами конституционного контроля.

В Аргентине, Канаде и других федерациях конституции устанавливают две сферы компетенции: 1) федерации; 2) ее субъектов. Конституции одних федераций (Канада) не названные в них полномочия относят к полномочиям федерации, другие федерации (ФРГ) относят их к ведению субъектов федерации.

Такие федерации как Индия и Малайзия в своих конституциях устанавливают трехзвенную систему разграничения полномочий.

Первую группу составляют вопросы, относящиеся к компетенции федерации.

Вторая группа – это вопросы совместной компетенции федерации и ее субъектов.

Третья группа – перечень предметов ведения субъектов федерации.

Причем, в случае издания главой государства акта о введении на территории субъекта федерации чрезвычайного положения, эти полномочия переходят к федерации, парламент которой вправе принимать законы по любым вопросам, отнесенным к компетенции субъекта.

Четвертый способ разграничения предметов ведения именуется «Австрийской моделью». Он предусматривает несколько вариантов их распределения.

Первый содержит перечень предметов ведения законодательной и исполнительной деятельности, по которым является исключительной компетенцией федерации.

Второй заключается в том, что законодательствование по таким вопросам как гражданство, жилищное обеспечение и др. относится к ведению федерации, а исполнительная деятельность к ведению субъектов федерации.

Третий вариант состоит в установлении федерацией общих принципов в таких сферах как трудовое право, земельные отношения, а субъекты федерации издают конкретизирующие законы и осуществляют исполнительную деятельность.

Четвертый вариант «австрийской модели» - это установление исключительной компетенции субъектов федерации.

В рассмотренной модели разграничения предметов ведения перечисленные варианты задействованы в комплексе.

3.4. Федеральный контроль и федеральное принуждение

Федеральные конституции и федеральные законы, обладающие верховенством над актами субъектов федерации побуждают федеральную власть осуществлять федеральный контроль за соблюдением федеральной конституции и федеральных законов субъектами федерации. Он осуществляется конституционными и иными судами, парламентом и исполнительной властью.

В то же время в большинстве федераций существуют также и чрезвычайные способы федерального контроля, которые именуются федеральным принуждением.

К ним относятся:

· а) введение чрезвычайного положения на территории субъектов федерации;

· б) президентское правление в субъектах;

· в) федеральное управление;

· г) институт федеральной интервенции;

· д) приостановление собственного управления субъекта федерации;

· е) резервирование законов субъекта федерации на усмотрение главы государства;

· ж) федеральное законодательное замещение.

Конституции некоторых федераций, например, Австрии, не предусматривают возможности и меры федерального принуждения, но и в этих федерациях глава государства с согласия парламента федерации может распускать законодательный орган субъекта федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение формы государственно-территориального устройства.

2. Чем отличается федерация от конфедерации и унитарного государства?

3. Какова разница в конституционно-правовом статусе субъекта

федерации и субъекта политической автономии?

4. Каковы модели разграничения компетенции между федерацией и

субъектами федерации?

5. Каково соотношение административной автономии и местного

самоуправления?

6. Что означает институт федеральной интервенции?

1. Понятие формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.

2. Виды форм государственного устройства.

Классификация форм государственного устройства:

Унитарная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства.

Конфедерация.

3. Федеративная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства.

4. Признаки федеративной формы государственного устройства.

Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:

Территория федерации состоит из территорий её субъектов.

В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. -

Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций присутствует единое гражданство и гражданство федеральных единиц.

Внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют государственные органы федеральной власти. Они официально представляют федерацию в отношениях между государствами.

Наличие двухпалатного парламента.

5. Разновидности федеративной формы государственного устройства (Виды федераций).

Выделяются следующие виды федераций:

Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.

Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус.

Также можно отметить, что федерации могут строиться на территориальных, национальных или на территориально-национальных началах и принципах.

6. Унитарная форма государственного устройства.

Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого государства, без признаков суверенитета у его составных частей.

7. Признаки унитарной формы государственного устройства (Признаки унитарного государства).

Можно выделить следующие признаки государства с унитарной формой государственного устройства:

Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.

Наличие единых для всего государства высших органов власти.

Наличие единой системы законодательства в государстве.

Наличие единого гражданства в государстве.

Наличие единой денежной единицы в государстве.

Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета.

8. Разновидности государств с унитарной формой государственного устройства (виды унитарных государств).

Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями.

9. Конфедерация.

Конфедерация - это союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических или военных целей.

Формы территориального устройства представляют собой административно территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.

В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные . Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями. Нередко федеративное государство практически является унитарным. В основе такого несоответствия чаще всего лежит политический фактор. Посредством присвоения себе ряда важнейших полномочий федеральными органами государственной власти и, в первую очередь экономических, фактически федерация превращается в унитарное государство.

Унитарные государства:

Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

Одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;

Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

В зависимости от вида контроля различают централизованные или децентрализованные унитарные государства. В некоторых унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одним или нескольким административно территориальным единицам. Такое унитарное государство, получившее название «регионалистское» (Италия, Китай, Испания, Никарагуа), характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений.

Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических, религиозных). Например, в Греции имеет статус автономного образования остров Афон. Именно там находится одна из святынь христианства -- святая гора Афон. На его территории расположены 20 мужских православных христианских монастырей. Фактически это монашеская республика в составе светского государства со своими органами управления и своими строгими порядками. На острове запрещены развлекательны е атрибуты светской жизни (рестораны, казино, ночные клубы…). Запрещается посещать остров женщинам, даже имеющим статус монахинь. Весьма строгие требования к одежде (запрещается носить шорты).

Федеративные государства:

Две системы высших органов власти -- федеральное и субъектов федерации;

Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). В то же время территории всех субъектов составляют единую территорию страны;

Граждане субъектов федерации одновременно являются гражданами всей

Федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую и денежную системы;

Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования;

Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные

Существует несколько подходов к формированию федеративных государств. Например, федерация Соединенных Штатов Америки образовалась из конфедерации, представлявшей собой союз суверенных государств, которые объединились на добровольных началах в единое государство. Российское федеративное государство образовалось не на договорных, а на конституционных началах. Поэтому в соответствии с конституцией страны вы сшей властью обладает народ всей России, а не отдельная ее часть (субъект федерации).

Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов власти решается на основе трех принципов:

1. Исключительной компетенции федерации -- определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

2. Совместной компетенции -- установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий;

3. Полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации.

В СССР по Конституции 1936 г. распределение предметов ведения между союзным центром и входящими в его состав 15_ю союзными республиками определялся тем, что все министерства и государственные комитеты делились на три вида:

_ союзные -- решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзного центра (оборона, безопасность, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи);

_ союзно республиканские -- решали вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения союзного центра и республик, входящих в состав СССР;

_ республиканские -- решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзных республик. В отличие от вышеперечисленных республиканские министерства создавались только по инициативе союзных республик.

Основными принципами федерализма являются:

Добровольность и равноправие субъектов, образующих единое государство;

Установление их единого конституционного статуса;

Суверенитет федерального государства и суверенность субъектов федерации;

Общность территории и гражданства;

Единая армия, денежная, налоговая и таможенная системы;

Единое правовое пространство, верховенство федеральной конституции и законов на всей территории государства;

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

Проблема соотношения суверенитета, предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов федерации всегда была центральной в федеративном государстве.

Гармоничное сочетание суверенитетов субъектов и федерации достигается четким разграничением предметов ведения и полномочий и признанием верховенства федерации в вопросах и сферах жизни, определяемых природой федерализма и общей заинтересованностью в совместном решении задач.

Субъекты федерации равноправны в отношениях между собой и с федеральным центром, но в то же время могут иметь дополнительные права, если это связано с дополнительными функциями и обязанностями, что не должно повлечь за собой неравноправие субъектов. Принцип многообразия форм федеративных связей должен быть четко закреплен в законодательстве.

Порядок избрания или назначения высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов федерации неодинаков и во многом обуславливается особенностями процесса исторического становления и развития соответствующей федерации, а также установленной федеральной конституцией схемой организации государственной власти (в том числе и порядком разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами).

Существующие в демократических государствах системы вы боров и назначений весьма восприимчивы к изменению политических, социально экономических и иных процессов, происходящих внутри страны. В пределах относительно краткого исторического периода развития они могут переживать трансформацию, которая может быть результатом изменения политического соотношения сил внутри страны, необходимости адаптации избирательной системы к актуальным потребностям социально экономического развития страны, защиты ее территориальной целостности и политической независимости. Например, Италия перешла от пропорциональной к смешанной системе формирования национального парламента, а Новая Зеландия -- от мажоритарной к пропорциональной. В большинстве федеративных государств с президентской формой правления (США, Мексика, Бразилия) глава исполнительной власти субъекта федерации (губернатор штата) избирается населением в ходе прямых выборов. При этом из перечисленных государств только для США такой опыт формирования института региональной власти является удачным. Подобная практика в других странах, с точки зрения соблюдения общегосударственных интересов, не всегда бывает удачной.

В федерациях, являющихся парламентскими республиками (Германия, Канада, Австрия, Швейцария), глава правительства (исполнительной власти субъекта федерации) избирается или утверждается в должности региональным парламентом или одной из его палат в зависимости от итогов выборов в него. В ряде стран (Индия) губернатор штата назначается на свою должность президентом страны по рекомендации центрального правительства.

Конфедерация

Конфедерация представляет собой государственно-правовые объединения, или Союзы суверенных государств. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами Международно правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации.

Конфедерация (от лат. confoederatio -- союз, объединение) -- это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Как правило, конфедерация позволяет достигать более высокой степени интеграции в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, политической, военной, идеологической и др.). При конфедеративном устройстве государства -- члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Содружество государств -- представляет собой более аморфное, нежели конфедерация, объединение государств. В основе их сознания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. Такие формы объедине ния государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может и федерацию. Примерами международных содружеств являются:

Британское содружество -- это наиболее устойчивое, длительное и добровольное объединение независимых суверенных государств, возникшее в результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.). Состоит из 30 республик и 21 монархии. 16 монархий в качестве главы государства признают британскую королеву, а остальные пять имеют собственных монархов. Главой и символом содружества является королева Англии.

Содружество независимых государств (СНГ) -- межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения между тремя бывшими республиками СССР -- РСФСР, Беларусью и Украиной (8 декабря 1991 г.). 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. В его состав входит 12 (из 15) бывших республик СССР. За низкую эффективность этого объединения некоторые политики высказывают точку зрения о том, что СНГ скорее мертво, нежели живо, представляя собой некий «политический клуб» бывших союзников в рамках бывшего СССР.

Существует и другая точка зрения о том, что СНГ обязательно надо сохранить не только по политическим соображениям. Оно необходимо и для взаимодействия по многим общим вопросам: созданию единого правового и экономического пространства; коллективной обороне; борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотиками и иными видами преступлений; решению миграционных вопросов и т. д. Сторонники этой точки зрения задают законный и вполне справедливый вопрос: почему Европа объединяется, а мы упорно стремимся к разъединению, игнорируя собственные интересы.

Истории известны и другие формы объединения государств -- протекторат и уния. Под протекторатом понимается разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Это может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; в оказании

экономической и иной помощи на безвозмездной основе; в обеспечении военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате следует говорить в прошедшем времени.

Уния -- союз, соединение или объединение государств. К этой форме сотрудничества государств относятся федерации, конфедерации и объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.

Личная уния возникает при непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

Реальная уния -- форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается различной (с учетом необходимых кодификационных процессов, отражающих сущность состоявшегося союза). Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки (унии между Норвегией и Швецией в 1815 г., Австро Венгерский союз).

Империя -- сложно соединенное государство, не всегда создаваемое на добровольной основе. Степень зависимости присоединяемых окраин от центра различен. Такие государства существовали во все исторические эпохи (Римское государство последнего периода своего существования, царская Россия, Великобритания ХIХ в.).

Форма государственно-территориального (политико-территориального, территориального, административно-территориального) устройства это элемент формы государства, характеризующий порядок организации власти применительно к территории государства: структурно-территориальные единицы, их правовое положение, степень самостоятельности и взаимоотношение с центральными органами.

Рассмотрим две основные формы внутригосударственного устройства.

Унитарное государство (от лат. unitas – единственный, единство) – единое централизованное государства, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственного суверенитета и подчиняются центру.

Для унитарного государства характерны следующие черты :

1) Территория государства делится на административно-территориальные единицы (иногда национально-территориальные), система административно-территориального деления может быть двух-четырех уровневой. Наиболее крупные единицы могут именоваться областями, провинциями, губерниями, средние – районами, округами, департаментами, уездами, более мелкие – общинами, коммунами, волостями и т.п. Карликовые государства могут и вовсе не иметь административного деления (Мальта, Бахрейн и др.).

2) Административно-территориальные образования не имеют признаков государственного суверенитета, не являются юридически самостоятельными, хотя может допускаться возможность решать какие-либо местные вопросы или устанавливать налоги самостоятельно.

3) В государстве имеется единая система государственных органов, административно-территориальные единицы управляются, как правило, территориальными подразделениями центральных органов (вертикальная подчиненность территориальных единиц).

4) В унитарном государстве существует одна Конституция, единая система законодательства, как правило, административно-территориальные единицы не могут принимать собственных законов.

5) Унитарные государства имеют единые язык, налоговую систему, вооруженные силы и т.д.

В современном мире насчитывается около 180 унитарных государств, их большинство. Однако, не смотря на некоторые общие черты, политико-территориальная организация унитарных государств может отличаться.

Существует несколько классификаций унитарных государств.

В зависимости от степени самостоятельности регионов выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае регионы обладают низкой степенью самостоятельности, управляются назначаемыми из центра чиновниками, во втором – регионы обладают большей степень самостоятельности, на местах существуют наряду с назначаемыми и выборные органы, развито местное самоуправление.

В зависимости от наличия или отсутствия в составе унитарного государства автономных образований они делятся на простые (симметричные) и сложные (асимметричные). Простое унитарное государство не имеет в своем составе автономий, административно-территориальные единицы обладают одинаковой степенью самостоятельности и системой управления (Япония, Польша, Колумбия). В составе сложных унитарных государств имеются автономии.

Автономия (от греч. «autonomia» – самоуправление, независимость) в государственно-правовом смысле рассматривается как учет национальных, культурных, исторических и географических условий в государственном строительстве, право какой-либо территории в составе государства или группы населения самостоятельно решать вопросы своей внутренней жизни . Выделяют территориальную и экстерриториальную автономию.

Территориальная автономия представляет собой учет национальных и историко-культурных особенностей развития определенного региона (территории) путем предоставления ему права самостоятельно решать вопросы своего развития. Территориальная автономия, в свою очередь, может быть административно-территориальной и национально-территориальной . В первом случае в автономном регионе не проживает какая-либо обособленная этническая группа, а выделение автономии обусловлено историко-культурными, географическими, экономическими особенностями развития региона. Примером может служить остров Мэн (Великобритания), Сицилия (Италия). Во втором – на территории автономного региона проживает национальное меньшинство и основными решаемыми самостоятельно вопросами становятся сохранение и развитие культуры и языка местной этнической группы. Например, Гренландия и Фарерские острова (Дания), Алеандские острова (Финляндия) и т.д.

Экстерриториальная автономия (национально-культурная) не связана с выделением определенной территории и представляет собой право определенной общности населения, относящей себя к той или иной этнической группе, самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, образовательных и иных интересов, сохранения самобытности, развития языка и культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. В России, к примеру, национально-культурные автономии действуют в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1996 г. (с посл. изм.) «О национально-культурной автономии» (национально-культурная автономия поморов Архангельской области, петербургская городская национально-культурная автономия финнов-Инкери и др.)

Степень самостоятельности автономий может быть различной. В некоторых современных государствах наметилась тенденция к регионализму. Исследователи выделяют так называемое региональное (регионалистское) государство , промежуточное от унитарного к федеративному. Административно-территориальные единицы в региональном государстве обладают относительно высокой степенью самостоятельности, могут иметь свои представительные органы, вводить налоги, решать вопросы местного значения, что сближает их с субъектами федерации. Ярким примером такого государства является Испания, в ее состав входит 17 автономных сообществ (выросших на базе соответствующих исторических регионов): Каталония, Андалузия, Страна Басков, Валенсия, Канарские острова и т.д. Они имеют свое административное деление, представительные законодательные органы; глава автономного сообщества именуется президентом, некоторые сообщества объединяют этнические группы и имеют свой, наряду с испанским, язык (баскский, галисийский, каталанский и др.). Вместе с тем Испания по конституции федерацией не является. К региональным государствам также относят Италию, Папуа Новую Гвинею, ЮАР.

Федерация (от лат. «foederatio» -союз, объединение) – форма государственно устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают признаками государственного суверенитета.

Можно выделить следующие черты федерации :

1. Территория федерации состоит из относительно самостоятельных государственно-подобных образований – субъектов.

Субъект федерации – государственно-территориальное образование в составе федерации, обладающее юридически определенной политической самостоятельностью (штаты, области, кантоны, республики и т.п.). Субъект, в свою очередь, может иметь административно-территориальное деление.

2. В федеративном государстве существует вертикальное разделение властей между федерацией и субъектами. Последние вправе решать определенные вопросы самостоятельно. Предметы исключительного ведения федерации (то есть вопросы, которые может решать только федерация), совместного ведения федерации и субъектов, исключительного ведения субъектов распределяются в современных государствах по-разному. Так, например, Конституция США содержит четкий перечень вопросов, которые входят в предметы ведения федерации, остальные - штаты могут решать самостоятельно. В Конституции РФ определены вопросы, которые федерация решает самостоятельно, а также совместно с субъектами, сфера исключительной компетенции субъектов определена по остаточному принципу.

3. Существуют две системы государственных органов: федеральная и субъекта федерации. Например, штаты США имеют свои одно- или двухпалатные легислатуры, исполнительную власть, судебную систему, возглавляет субъект губернатор штата.

4. Имеются две системы законодательства: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют, как правило, конституционный акт, вправе принимать законы в пределах своей компетенции. Устанавливается лишь общее правило: законы субъекта не должны противоречить федеральной конституции и законам.

5. Как правило, существуют две системы налогообложения: федерация устанавливает федеральные налоги, пополняющие государственный бюджет, субъект – налоги с целью формирования бюджета субъекта федерации.

6. В многонациональном государстве субъекты федерации, как правило, могут устанавливать государственный язык и гражданство субъекта.

7. Субъекты чаще всего не имеют права выхода из состава федерации (сецессии). В качестве исключения можно назвать СССР (право сецессии носило скорее формальный характер), РСФСР в 1918-1925 гг., Канада, Сент-Китс и Невис.

В современном мире около 30 федераций, часть федеративных государств прекратила свое существование в XX веке (Югославия, Чехословакия, СССР).

Федеративные государства можно классифицировать по следующим основаниям:

а) в зависимости от правового положения субъектов , их качественной однородности, а также наличии в составе федерации территориальных образований, не являющихся субъектами выделяют симметричные и асимметричные федерации. В симметричной федерации территория государства состоит только из субъектов, они однородны и равноправны. В современном мире таких федераций практически нет, в качестве примера можно привести Эфиопию, провозгласившую себя симметричной федераций по Конституции 1994 года. Большинство федеративных государств являются симметричными с признаками скрытой асимметрией. К примеру, США состоит из однородных равноправных субъектов, однако в состав государства входит Федеральный округ Колумбия, управляемый муниципальным советом и мэром. Конгресс США вправе отменять законы, принятые советом, округ не имеет представителей в сенате. В Германии, к примеру, все субъекты равноправные и однородные (земли), однако их представительство в Бундесрате зависит от численности населения земли (свыше двух миллионов – 4 голоса, свыше семи миллионов – 6 голосов), что обеспечивает большее представительство крупных земель.

Однако частичная асимметрия, по мнению ряда исследователей, не нарушают общей симметричности федерации, нередко образование особых территорий или разное представительство субъектов оправдано в плане государственного управления

В асимметричных федерациях субъекты неравноправны между собой и (или) в отношениях с федерацией и (или) разнородны. К примеру, в состав Индии помимо штатов входят союзные территории, часть которых управляются администраторами, назначаемыми центральной властью. К асимметричным федерациям относят также Канаду, Бельгию и др. По мнению исследователей, асимметричность в построении федеративных отношений обусловлена особенностями исторического и политического развития, более подходит для данной страны в конкретный исторический период и нередко позволяет решить некоторые проблемы в управлении государством.

б) в зависимости от принципа образования субъектов выделяют национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации.

В национальной федерации субъекты отличаются этническим составом, образование такого государства является реализацией права нации на самоопределение, решает национально-культурные проблемы. Примерами национальной федерации в прошлом были СССР, Чехословакия, Югославия. Из современных государств к национальным федерациям относят Бельгию. В ее составе выделяют Фламандский регион, где проживает этническая группа фламандцев, говорящих на нидерландском языке; Валлонский регион, где проживают валлоны, говорящие на французском; Брюссельский столичный регион. Кроме того, в составе Бельгии имеется и немецкоязычное сообщество. Строго говоря, Бельгия скорее национально-территориальная федерация, поскольку Бельгийский столичный регион не отличается национальным составом, построен по территориальному принципу и двуязычен.

В территориальной федерации субъекты не отличаются национальным составом, поострены по территориальному принципу, образование федерации данного типа может быть обусловлено историческими особенностями и является средством децентрализации власти. К таким федерациям относят США, Бразилию, ФРГ.

Федерация, сочетающая признаки первых двух, называется смешанной или национально-территориальной . Здесь часть субъектов построена по национальному признаку (например, республики в составе Российской Федерации), а часть – по территориальному (края, области и т.д.).

в) в зависимости от порядка образования федерации делят на конституционные и договорные.

Конституционные федерации образованы «сверху» (то есть инициатива исходит от центральной власти) путем принятия конституции в ранее едином унитарном государстве (Германия, Бразилия). Договорные федерации образуются «снизу» (инициатива исходит от территориальных частей) путем заключения договора (США, СССР).

г) в зависимости от степени централизации власти и самостоятельности регионов выделяют централизованные и децентрализованные федерации.

В централизованной федерации степень самостоятельности субъектов невысока, определяющее значение имеют решения федеральной власти. В научной литературе такие государства именуются «унитарными федерациями», тем самым подчеркивается высокая роль федерального центра, перехватившего инициативу в основных сферах управления. Так, например, СССР нередко называют «унитарной федерацией», подчеркивая, что, несмотря на право сецессии субъектов, последние обладали низкой степенью самостоятельности, ведущую роль играла коммунистическая партия, структура которой отличалась высокой степенью централизации. Федерализм в современной России часто оценивают как унитарный. Децентрализованные федерации отличаются высокой самостоятельностью и инициативностью субъектов (США).

Помимо унитарных и федеративных государств к формам государственного устройства иногда относят конфедерации.

Конфедерация – союз самостоятельных государств, сохраняющих свой суверенитет, созданный для реализации совместных целей, при котором государства отказываются от части своих полномочий в пользу конфедерации в целом.

Признаки конфедерации:

1. Государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют свой суверенитет, имеют самостоятельные органы власти, законодательство, денежную, налоговую систему.

2. Государства в составе конфедерации, как правило, имеют права свободного выхода из нее путем расторжения конфедеративного договора.

3. Конфедерация создается для реализации определенных целей, как правило, внешнеполитических, экономических, военных, государства, входящие в ее состав государства имеют общие функции.

4. Государства добровольно отказываются от части полномочий, передавая их общим конфедеративным органам.

5. Конфедерации, как правило, недолговечны, либо преобразуются в федерации, либо распадаются.

В качестве примеров конфедераций можно привести США с 1781 по 1789 г., Австро-Венгрия до 1918 года, Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии) с 1982 по 1989 гг. и др.. Швейцария, не смотря на официальное название Швейцарская Конфедерация, фактически является федерацией, конфедерацией же она была в XIX вв.

В отношении конфедерации в научной литературе сложились различные точки зрения. Одни авторы считают конфедерацию сложной формой государственного устройства, включающей в себя другие государственные образования. Другие, напротив, рассматривают конфедерацию как международно-правовой союз, форму объединения суверенных государств, поскольку данный союз государством не является, то и конфедерация не является формой государственного устройства. Данная точка зрения преобладает в отечественной юридической науке. Представители третьей точки зрения рассматривают конфедерацию как переходную форму территориального устройства, усматривая в ней и признаки суверенного государства и союза государств.

Помимо конфедерации формами межгосударственных объединений являются союзы, содружества, унии, ассоциации и т.д., они являются предметом изучения международного публичного права и в настоящем параграфе не затрагиваются.

Введение

2. Федерация

2.1 Модели федерализма

3. Российская Федерация

3.1 Истоки федеративной государственности России

3.2 Конституционная модель российского федерализма

3.3 Проблемы Российского федерализма

3.4 Четыре этапа российского федерализма

3.5 Россия - унитарная Федерация

4. Конфедерация

Заключение

Список использованных источников

Введение

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Так как без собственной территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

1. Территориальное устройство государства

В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) . Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное устройство государства" . В учебной и научной литературе прослеживается единство в характеристике этого термина. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная (простая) и сложная. За основу типологизации формы государственного устройства здесь берут критерий "простоты". Примитивность и алогичность подобного подхода очевидна. В дальнейшей классификации ведутся споры. В частности, современные учёные третьей формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют её лишь как союз государств. Также появилось такое понятие, как региональное государство, это понятие ещё не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Также в классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат и уния. Но для того, чтобы более наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства.

1.1 Унитарное государственное устройство

Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности .

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре" .

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные .

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") .

1.2 Сложное государственное устройство

Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.

Протекторат - это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство во внешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи .

В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.

2. Федерация

Федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственностиhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html - _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из федерации .

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх