Порядок предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Составляем заявление и договор по образцу. Предоставление земельных участков религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование. Разъяснение руководителя Юридической службы М

В июне месяце 2014 года Госдумой принят, подписан Президентом Закон о выделении земли бесплатном, всем гражданам желающим и семьям, в любом свободном месте, которое они своею волей и Душою сами изберут! И будет предоставлена земля бесплатно в пользование на 5 лет, а после освоения её - бесплатно в собственность, навечно!

Теперь осталось только утвердить к Закону общему (ЗК РФ) Закон о Родовых поместьях! Закон, который право даст такую землю по новой, упрощённой процедуре, брать для создания Поместья! Не ЛПХ, не КФХ, не ИЖС, не дачи и сады, а именно Поместья! И чтоб построить жилой дом на выбранном земли участке! И после этого - чтобы во всей стране, такую землю, избавить от налогов.

В 2014 году по инициативе Президента и Правительства РФ в Земельный кодекс РФ были внесены значительные поправки, касающиеся бесплатного выделения земли в любом свободном месте по выбору граждан и созданных ими некоммерческих организаций.

Поправки в Земельный кодекс РФ, которые приняты Федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года и вступают в силу с 1 марта 2015 года. Согласно этим поправкам, ПОД РАЗДАЧУ ПОПАДАЮТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЛИ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ (сельхозназначения, населенных пунктов, лесного фонда).

При этом разумеется, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ (не предоставленными в аренду, бессрочное пользование и т.д.) И НЕ НУЖНЫМИ ГОСУДАРСТВУ (не изъятыми из оборота, не зарезервированными для гос/мун. нужд и т.п). ТАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛИ В АРЕНДУ, А ПОСЛЕ ИХ ОСВОЕНИЯ - БЕСПЛАТНО ПЕРЕДАВАТЬСЯ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.

Бесплатное предоставление земельных участков будет осуществляться В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, БЕЗ ТОРГОВ, по единой для всех категорий заявителей процедуре. Основная новелла - именно в том, что БЕСПЛАТНО, БЕЗ ТОРГОВ, а первоначально (на период освоения) - во многих случаях НЕ В АРЕНДУ (гл. 34 ГК РФ), а именно в БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ (гл. 36 ГК РФ). Упрощена и сама ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ ЗЕМЛИ (подробнее об этом ниже), при этом землю можно будет ВЫБИРАТЬ.

"В любом свободном месте"

СВОБОДНЫЙ ВЫБОР гражданами и организациями любых свободных ЗЕМЕЛЬ будет осуществляться ПРИ УСЛОВИИ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИХ ГРАНИЦ:


  • для некоммерческих организаций, претендующих на выделение большого массива земли - в виде проекта межевания и проекта планировки территории (ст. 42-43 ГРК РФ)

  • для граждан - в виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ).

Это означает, что ЛЮБОЙ ГРАЖДАНИН РФ, КОТОРЫЙ ЗАХОЧЕТ ВЗЯТЬ СЕБЕ ЗЕМЛЮ, СМОЖЕТ:

1) ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ЕМУ УЧАСТОК (предполагается, что выбирать можно будет и по Интернету, через "Публичную кадастровую карту" - http://maps.rosreestr.ru/portalonline/)

2) НАЧЕРТИТЬ ЕГО ГРАНИЦЫ НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (выдаётся в кадастровой палате или заказывается через сайт Росреестра - https://rosreestr.ru/wps/portal/)
3) И ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (ст. 39.15 ЗК РФ) В МЕСТНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ или иной орган, уполномоченный на предоставление данного участка земли (ст. 39.2 ЗК РФ, п.2 ст. 3.3 ФЗ «О ЗК РФ»).

КОММЕНТАРИЙ К ПОПРАВКАМ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

В случае, если данный земельный участок действительно является СВОБОДНЫМ - не обременён правами третьих лиц, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и т.д. (ст. 39.16 ЗК РФ), АДМИНИСТРАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ОБЯЗАНА:

1) ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (пп.7 - 17 ст. 39.15 ЗК РФ)

2) УТВЕРДИТЬ ИЗГОТОВЛЕННУЮ ГРАЖДАНИНОМ СХЕМУ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО- ГО УЧАСТКА НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (КПТ) (пп.13-20 ст. 11.10 ЗК РФ), и

РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ предоставления земельного участка является основанием для ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ земельного участка гражданину (ст. 39.17 ЗК РФ) - при условии, что гражданин 4) ЗАКАЖЕТ МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, и 5) ОБЕСПЕЧИТ ЕГО ПОСТАНОВКУ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЁТ. Сама процедура межевания и кадастрового учёта при этом не меняется, но вводится важное правило:



Чтобы гражданин, претендующий на получение земельного участка, имел право заказывать его межевание, решение о предварительном согласовании предоставления участка и является основанием (разрешением) для его межевания и кадастрового учёта.


Таким образом, существующая практика предварительного согласования впрямую возведена в закон; при этом процедура формализуется - если администрация дала добро на межевание участка, его предоставление является уже обязательным, чтобы расходы гражданина на межевание не пропали даром.

Итогом этих процедур является образование земельного участка с границами, площадью, кадастровым номером и индивидуализирующими документами (схема расположения земельного участка на КПТ, межевой план, кадастровый паспорт). После этого:

6) ГРАЖДАНИН ПОДАЁТ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,- уже с указанием его кадастрового номера.

7) А АДМИНИСТРАЦИЯ (в течение месяца со дня подачи этого заявления)
ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГРАЖДАНИНУ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК:

В ПОЛЬЗОВАНИЕ > ЗА ПЛАТУ На основании договора аренды.

В ПОЛЬЗОВАНИЕ > БЕСПЛАТНО На основании договора безвозмездного пользования.

В СОБСТВЕННОСТЬ > ЗА ПЛАТУ На основании договора купли-продажи.

В СОБСТВЕННОСТЬ > БЕСПЛАТНО На основании решения о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно.
Далее Земельным кодексом РФ подробно прописывается, кому и в каких случаях земельные участки следует предоставлять БЕСПЛАТНО, а кому - ЗА ПЛАТУ; кому - СРАЗУ В СОБСТВЕННОСТЬ, а кому - ПЕРВОНАЧАЛЬНО В ПОЛЬЗОВАНИЕ; а также - СЛУЧАИ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОСЛЕ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ.

В Земельный кодекс РФ введена принципиальная основа для принятия Закона о Родовых поместьях. До настоящего момента, такой основы в законодательстве РФ просто не было, - и Закон о РП туда практически не вписывался. Сейчас же, его принятие, как одного из специальных законов развивающего положения ЗК РФ о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам и созданным гражданами не коммерческим организациям, становится возможным, реальным.

Всё создано для принятия в развитие положений ЗК РФ специальных законов: Федерального закона "О Родовых поместьях" и областных законов о Родовых поместьях. Именно этими законами и будут установлены ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ и РАЗМЕРЫ земельных участков, предоставляемых гражданам и созданным ими объединениям, для обустройства Родовых поместий и организации поселений, состоящих из Родовых поместий.

Религиозным организациям земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование под застройку на срок строительства. Однако редакционная почта свидетельствует о том, что в ряде регионов, например в Москве, практикуется заключение соответствующих договоров на 11 месяцев.

Насколько такая практика соответствует закону и продолжится ли она после вступления с 1 марта 2015 года в силу новой редакции Земельного кодекса РФ? Отвечает руководитель Юридической службы Московской Патриархии . Комментарий опубликован в журнале «Приход» (№ 1, 2015).

Согласно п. 3 ст. 30 действующей редакции Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) «предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется … религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений».

Очевидно, что заключение в подобных случаях договоров безвозмездного срочного пользования со сроком действия 11 месяцев противоречит приведенной норме.

Практика заключения краткосрочных договоров обусловлена положением п. 2 ст. 26 ЗК РФ, согласно которому «договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации». Для того чтобы не регистрировать договор, московские власти предлагают заключить его на 11 месяцев. Подписывая краткосрочный договор на таких условиях, руководитель религиозной организации должен отчетливо представлять правовые последствия данного шага.

По истечении срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком, данный договор подлежит прекращению (подп. 1) п. 1 ст. 47 ЗК РФ). Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 689, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в случае, если пользователь (в данном случае — религиозная организация) продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны собственника (в данном случае — в лице Департамента городского имущества г. Москвы), договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Однако в таком случае собственник земельного участка (в лице Департамента) получает право по любым причинам во внесудебном порядке во всякое время отказаться от договора, известив об этом религиозную организацию-пользователя за один месяц (п. 1 ст. 699 ГК РФ).

Таким образом, краткосрочный договор не обеспечивает в достаточной степени права религиозной организации на земельный участок. Именно поэтому Юридическая служба Московской Патриархии не рекомендует заключать договоры безвозмездного пользования земельными участками на 11 месяцев.

Что касается новой редакции ЗК РФ, то она существенно меняет предусмотренное действующей редакцией ЗК РФ правило о сроке действия договоров безвозмездного пользования, заключенных в целях предоставления религиозным организациям государственных (муниципальных) земельных участков для строительства зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.

Согласно подп. 3) п. 2, п. 3 ст. 39.10 новой редакции ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет. При этом срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица, то есть религиозной организации.

Таким образом, начиная с 1 марта 2015 года, религиозная организация вправе самостоятельно (путем подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган) предложить приемлемый для нее срок действия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставленным под строительство зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.

Патриархия.ru

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

ЗК РФ Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 , подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства стандартного жилья или комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании "Российские автомобильные дороги" осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом

Статья 8. Предоставление органами исполнительной власти города Москвы земельных участков в аренду, безвозмездное пользование

1. Земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду, безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.

Информация об изменениях:

3) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных нужд;

4) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Мэра Москвы для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 настоящего Закона;

5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

5. Предметом торгов является право на заключение договора аренды земельного участка, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями федерального законодательства. По условиям торгов в качестве критерия определения победителя торгов может предусматриваться размер платы за право на заключение договора аренды либо годовая ставка арендной платы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 апреля 2015 г. N 13 статья 8 настоящего Закона дополнена частью 5.1, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

5.1. Основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, является отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, права на которые планируется реализовывать на торгах, одобренном в порядке, установленном Правительством Москвы.

6. По договорам аренды земельных участков, заключенным с органами исполнительной власти города Москвы до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, передача арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе передача арендных прав в залог, внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также передача земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) допускается при наличии согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды.

7. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы обеспечивает учет поступивших уведомлений о передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе о передаче арендных прав в залог, внесении их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также о передаче земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) по договорам, заключенным с органами исполнительной власти города Москвы после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх