Порядок проведения собрания работников должника при банкротстве юридического лица. Аналитика публикации Проведение собрания работников должника в наблюдении

"Право и экономика", 2008, N 11
РОЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РАБОТНИКОВ
ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ
Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О банкротстве") установлено, что одним из лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, является представитель работников (ст. 35), т.е. лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур банкротства (ст. 2).
При этом права и обязанности представителя работников в арбитражном процессе по делу о банкротстве четко в законе не определены. Попытаемся разобраться в роли и функциях представителя работников.
1. Федеральный закон "О банкротстве" не предусматривает порядка избрания представителя работников: порядка созыва собрания работников, порядка определения кворума, порядка принятия голосования, требований к составлению протокола собрания работников. Не понятно, каким кворумом принимается решение об избрании представителя - большинством от общего списка работников должника или большинством от пришедших на собрании. Например, в деле о банкротстве ООО "Курский завод бытовой химии" внешний управляющий, зная, что численность работников должника более 10 человек, признавал представителя работников, избранного двумя работниками единогласно (уведомлял и допускал к участию в собраниях кредиторов), и игнорировал представителя, которого избрали остальные работники и о котором внешний управляющий был уведомлен ценным письмом. Главное, на первом собрании кредиторов и в судебных заседаниях принял участие представитель работников, и удивительно, что данный факт неуведомления второго представителя не является нарушением и, соответственно, поводом для обжалования собрания в судебном порядке.
2. Полномочия представителя работников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве подтверждаются только протоколом собрания работников должника, подписанным председателем и секретарем собрания работников, который должен на основании ст. 38 Федерального закона "О банкротстве" прикладываться к заявлению о признании должника банкротом. В случае если представитель работников был избран после подачи заявления о признании должника банкротом, то протокол необходимо вручить лично арбитражному управляющему под роспись или уведомить его ценным письмом, а также приобщить к материалам дела в арбитражном суде.
Требование арбитражного управляющего о предоставлении доверенности на представителя работников от председателя собрания работников при регистрации для участия в собрании кредиторов является незаконным, так как Федеральный закон "О банкротстве" предусматривает только протокол собрания работников. Мало того, третье лицо, в том числе работник должника, не может представлять интересы представителя работников по доверенности как при участии в собрании кредиторов, так и в арбитражном суде (это не предусмотрено Федеральным законом "О банкротстве"). Представитель работников только лично может принимать участие в собраниях кредиторов и заседаниях арбитражного суда и только при рассмотрении дела о банкротстве должника. Полномочия представителя работников распространяются только на участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве конкретного должника.
3. Статьей 12 Федерального закона "О банкротстве" установлено, что в собрании кредиторов представитель работников должника вправе участвовать без права голоса, но при этом вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Таким образом, представитель работников не может повлиять на принятие решений собранием кредиторов, лишен права на обжалование решения собрания кредиторов в судебном порядке и т.д. При этом кредиторы второй очереди (работники должника), интересы которых представляет представитель работников, лишены права на участие в собрании кредиторов, т.е. роль представителя работников в собраниях кредиторов является наблюдательной.
На практике доходит до абсурда. Например, в деле о банкротстве ООО "Курский завод бытовой химии" общая кредиторская задолженность по реестру составляет более 10 млн руб., в том числе задолженность перед кредиторами второй очереди (работниками) - около 700 тыс. руб., при этом они не принимают участия в собрании и, соответственно, не голосуют. Представитель работников также не голосует на собрании с задолженностью 700 тыс. руб., но при этом конкурсный кредитор с задолженностью 2 тыс. руб. принимает участие в собрании, голосует, может повлиять на результаты голосования и имеет право на обжалование в суде.
4. Статьей 12 Федерального закона "О банкротстве" установлено, что арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям документов, прикладываемых к протоколу собрания кредиторов представителю работников должника, в частности к копиям:
реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
бюллетеней для голосования;
документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
При этом нет однозначности, имеет ли доступ представитель работников к самому протоколу собрания кредиторов, а также имеет он право получать данные копии документов на руки или имеет право только на ознакомление с ними.
Федеральный закон "О банкротстве" не предусматривает получения представителем работников документов собраний кредиторов, документов должника, в том числе выписок о задолженности перед кредиторами второй очереди из реестра кредиторов, копии самого реестра кредиторов.
5. Представитель работников на основании ст. 16 Федерального закона "О банкротстве" имеет право обращаться в арбитражный суд в случае возникновения между ним и арбитражным управляющим разногласий, связанных с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам.
Учитывая, что трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством (п. 11 ст. 16 Федерального закона "О банкротстве"), представителю работников в случае разногласий при подаче документов в арбитражный суд необходимо прикладывать вступившие в законную силу решения мировых судей (районных судов) о взыскании задолженности по заработной плате с должника. Иначе арбитражный управляющий в судебном заседании может утверждать, что у него отсутствуют (ему не передавались от предыдущего управляющего, директора и т.п.) документы, подтверждающие задолженность, в также штатное расписание, трудовые договоры, приказы о приеме (увольнении) работников и т.д.
Например, внешний управляющий ООО "Курский завод бытовой химии" получил под роспись приказы о приеме, штатное расписание, вступившие в законную силу до введения внешнего управления решения Комиссии по трудовым спорам о взыскании задолженности по заработной плате. После получения он полностью игнорировал требования и отказывался включить задолженность перед кредиторами второй очереди в реестр кредиторов, утверждая, что включит только по решению арбитражного суда. Так, 10 августа 2007 г. на основании определения апелляционной инстанции - Промышленного суда г. Курска и решения мирового судьи судебного участка N 1 г. Курска вступили в законную силу решения Комиссии по трудовым спорам (далее - решения КТС) о взыскании задолженности перед работниками должника за период до введения процедуры банкротства (1 декабря 2006 г.). Внешнее управление было введено после вступления в законную силу решений КТС, т.е. 15 августа 2007 г. В связи с тем что внешний управляющий проигнорировал включение задолженности в реестр требований кредиторов, представитель работников был вынужден обратиться в Арбитражный суд Курской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов заложенности перед работниками, возникшей до введения процедуры банкротства в отношении должника. Арбитражный суд Курской области при рассмотрении дела N А35-8361/06"г" только 27 февраля 2008 г. вынес определение о включении задолженности перед работниками в реестр требований кредиторов. При этом внешний управляющий до вынесения определения от 27 февраля 2007 г. в государственных органах (Письмо прокуратуры Курской области от 11 октября 2007 г. N 7-172-2007) утверждал, что не может включить задолженность в реестр кредиторов, что решения о взыскании обжалуются в надзорном порядке в президиуме Курского областного суда, законность заявленных решений КТС в судебном порядке не проверялась (мировым судьей, апелляционной инстанцией было отказано в обжаловании по причине пропуска десятидневного срока на обжалование) и задолженность не может быть включена в реестре кредиторов. Представителем работников был получен ответ из Курского областного суда от 20 декабря 2007 г. N 1-жг-586, согласно которому в суд надзорной инстанции внешним управляющим не подавалась жалоба на указанные решения КТС и судов о взыскании задолженности. Прокуратура Курской области в своем ответе от 27 марта 2008 г. N 07-172-2007 призналась, что при составлении ответа от 11 октября 2007 г. опиралась на слова представителя внешнего управляющего о подаче жалобы в надзорном порядке без проверки представленных сведений. Внешний управляющий наказания за предоставление недостоверной информации в государственные органы не понес.
6. Представитель работников на основании ст. 34 Федерального закона "О банкротстве" не является лицом, участвующими в деле о банкротстве. На основании ст. 35 Федерального закона "О банкротстве" он является лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Таким образом, на основании ст. ст. 98 и 145 Федерального закона "О банкротстве" и норм Арбитражного процессуального кодекса РФ представитель работников лишен права на подачу в арбитражный суд жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов. Данная позиция была подтверждена Определениями Арбитражного суда Курской области от 23 октября 2007 г. и от 27 февраля 2008 г. по делу А35-8361/06"г" о возврате жалобы представителя работников на действия арбитражного управляющего, требовавшего его отстранения от исполнения обязанностей.
7. Представитель работников, а также сами работники могут подавать жалобы только в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, в которой состоит управляющий, и Федеральную регистрационную службу. Надо осознавать, что саморегулируемая организация арбитражных управляющих работает по принципу "свой своего не выдаст". Федеральная регистрационная служба все жалобы перенаправляет в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, а потом проводит проверку. Здесь доходит до абсурда. Например, Управление Федеральной регистрационной службы по Курской области дважды проводит проверку по жалобам представителя работников и самих работников на действия управляющего ООО "Курский завод бытовой химии". В действиях внешнего управляющего (невыдача по письменным запросам выписок из реестра кредиторов, справок о задолженности, трудовых договоров и других документов, связанных с трудовой деятельностью, выдача трудовых книжек работникам с записью о приеме на работу без приказа об увольнении и т.д.) Федеральная регистрационная служба не находит нарушений и, мало того, представителю работников и самим работникам не выдает постановление об отказе в привлечении к административной ответственности, ссылаясь, то что ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ не позволяет включить в число лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, заявителя обращения, послужившего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования. При этом заявитель обращения (представитель работников и сами работники), не являясь лицом, участвующим в деле об административном правонарушении, не может быть признан потерпевшим на основании ст. 25.2 КоАП РФ. Данная позиция подтверждена Письмом Управления Федеральной регистрационной службы по Курской области от 31 июля 2008 г. N 45-27-4345. Вызывает удивление то, что представитель работников и сами работники, которые являлись заявителями жалоб, не могут ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении и принимать участие в нем. Соответственно, арбитражный управляющий, зная об этом, может по своему усмотрению предоставлять информацию и документы в Федеральную регистрационную службу, т.е. те, которые его устраивают. При повторных обращениях в Федеральную регистрационную службу данный орган принимает решение о нецелесообразности проведений повторных проверок. Данная позиция подтверждена Письмом Управления Федеральной регистрационной службы по Курской области от 30 июля 2008 г. N 45-27-4344.
Парадокс, да и только. Жалобы на действия управляющего Федеральная регистрационная служба рассматривает, а решений не выдает, тем самым лишая права на обжалование ненормативного правого акта согласно Конституции РФ.
Роль представителя работников в арбитражном процессе по делу о банкротстве является исключительно наблюдательной. Несмотря на задолженность по заработной плате (кредиторскую и текущую), которая равна половине всей задолженности по реестру требований кредиторов, она не может повлиять ни на процесс банкротства (собрания кредиторов и т.д.), ни на действия арбитражного управляющего в рамках действующего законодательства.
А.А.Горохов
К. т. н.,
доцент
кафедры "Машиностроительные
технологии и оборудование"
КурскГТУ,
генеральный директор
ЗАО "Аудит-Инвест",
директор филиала
ЗАО "РК-Реестр"
г. Курск
Подписано в печать
11.11.2008

Одним из наиболее острых социальных вопросов в сфере несостоятельности (банкротства) является защита прав лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам. Основными являются требования по погашению задолженности по заработной плате и оплате выходных пособий.

При банкротстве предприятия права работников зависят от проводимой процедуры банкротства. В случае введения на предприятии восстановительных процедур банкротства, таких как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, вероятность получения заработной платы велика. При введении процедуры конкурсного производства, вопрос о необходимости сохранения производственной деятельности предприятия-должника рассматривается собранием кредиторов. Однако независимо от решения собрания кредиторов Закон о банкротстве возлагает на конкурсного управляющего обязанность в течение месяца с момента введения конкурсного производства предупредить работников должника о предстоящем увольнении.

Закон ограничивает право каждого работника в отдельности участвовать в рассмотрении дела о банкротстве работодателя-должника. Работники персонально не вызываются в арбитражный суд, не привлекаются к участию в собраниях кредиторов и т.п. Защищать интересы работников призван их представитель - лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве. Такой представитель избирается на общем собрании работников, бывших работников должника. Организация и проведение указанного собрания осуществляются арбитражным управляющим. Полномочия представителя подтверждаются протоколом такого собрания, который представляется в арбитражный суд.

Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника. Законодательство наделило представителя работников должника широкими полномочиями. Он вправе участвовать в заседаниях арбитражного суда, в собраниях кредиторов без права голоса, выступать по вопросам повестки дня собраний и информировать кредиторов и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, о позиции работников по конкретным вопросам, обращаться в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий, возникающих с арбитражным управляющим и связанных с составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам.

Такое участие дает возможность трудовому коллективу иметь представление о существующей ситуации на производстве, настаивать на применении к должнику той процедуры банкротства, которая в наибольшей степени отвечает интересам трудового коллектива.

Не проведение арбитражным управляющим собрания работников, бывших работников должника в целях избрания представителя работников должника будет являться основанием для привлечения к административной ответственности.

В Хабаровскому крае полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении в отношении арбитражных управляющих в случае неисполнения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), возложено на должностных лиц Управления Росреестра по Хабаровскому краю.

Елена Горб, начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Хабаровскому краю

Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника

1. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);

2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;

3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования - большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Представитель работников должника при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами, должен действовать в интересах всех работников, бывших работников должника.

11. Оплата услуг представителя работников должника осуществляется за счет должника. По ходатайству арбитражного управляющего размер оплаты услуг представителя работников должника устанавливается арбитражным судом.

В отношении нашего предприятия введена процедура наблюдения. Мы хотим избрать представителя работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Вопросы:Сколько человек работников должно присутствовать на таком собрании? Сколько необходимо голосов "ЗА" от числа присутствующих работников для принятия решения? Кто должен подписать протокол (все работники, или работники, голосовавшие "ЗА", или достаточно избрать председателя и секретаря, а они и подпишут протокол)? Можно ли будет потом переизбрать представителя работников? Сколько работников должно присутствовать при проведении такого собрания и сколько должно проголосовать "ЗА"? Каким образом будут подтверждаться полномочия представителя (протокол, или доверенность)? Если доверенность, то кем она должна быть выдана (удостоверена)?

Ответ

Вы должны понимать, что представитель работников – фигура номинальная. И для эффективности, в идеале, желательно, чтобы он был юристом, чтобы умел возражать на требования кредиторов, обжаловать действия (бездействия) управляющего, выступать на собраниях кредиторов.

Представитель имеет право принимать участие во всех собраниях кредиторов и, хотя он не вправе голосовать на собраниях кредиторов по вопросам повестки дня, он может знакомиться с протоколами собраний, другими документами. Арбитражный управляющий обязан надлежащим образом направлять уведомления о проведении собраний кредиторов Представителю в соответствии с Закона № 127-ФЗ.

Если у Представителя возникают какие-либо вопросы, касающиеся порядка и сроков выплаты задолженности по заработной плате, он вправе внести в повестку дня собрания кредиторов дополнительный вопрос либо направить арбитражному управляющему свою просьбу заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае выявления нарушения прав работников кредитора представитель вправе направить жалобу действия арбитражного управляющего в порядке Закона № 127-ФЗ.

Судебная жалоба Представителя оформляется в простой письменной форме. В ней следует отразить все обстоятельства дела. Копия жалобы направляется арбитражному управляющему заказным письмом с уведомлением о вручении.

Доказательства о направлении копии жалобы прикладываются ко всем материалам, направленным для рассмотрения в арбитражный суд. К жалобе также прикладывается письменное доказательство обращения к арбитражному управляющему и ответ арбитражного управляющего (при наличии ответа).

Жалоба Представителя рассматривается арбитражным судом в месячный срок.

В целях своевременного предупреждения возможности негативных последствий невыплаты долгов заработной платы работников к моменту завершения последней стадии процедуры банкротства - конкурсного производства - собрание работников должника по избранию Представителя рекомендуется проводить на начальном этапе - то есть при введении процедуры наблюдения (а в отдельных случаях - до подачи должником заявления в арбитражный суд ( Закона № 127-ФЗ). Следует отметить, что согласно Закона № 127-ФЗ в случае, если до подачи заявления должника избраны (назначены) представитель работников должника, то копия заявления должника направляется также и данному представителю).

В это время у работников больше, закрепленных Законом № 127-ФЗ прав по решению проблемы обеспечения выплаты причитающейся им заработной платы.

Для работников (кредиторов), перед которыми должник (работодатель) имеет задолженность по заработной плате, выплате выходных пособий, образовавшихся до введения соответствующей процедуры банкротства, необходимо знать нижеследующее.

В Законе под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Работники (кредиторы), перед которыми должник (работодатель) имеет задолженность по заработной плате, выплате выходных пособий, образовавшихся до введения соответствующей процедуры банкротства, должны добиться включения своих требований по задолженности в Реестр требований кредиторов.

Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.

Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего.

Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исключаются из реестра требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.

В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.

При заявлении требований работник (кредитор) обязан указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные, а также банковские реквизиты (при их наличии). Лицо, требования которого включены в реестр требований кредиторов, обязано своевременно информировать арбитражного управляющего или реестродержателя об изменении вышеуказанных сведений.

В случае непредставления таких сведений или несвоевременного их представления арбитражный управляющий или реестродержатель, а также должник не несут ответственность за причиненные в связи с этим убытки.

Арбитражный управляющий или реестродержатель обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения такого требования направить данному кредитору или его уполномоченному представителю выписку из реестра требований кредиторов о размере, составе и очередности удовлетворения его требований, а в случае, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем один процент общей кредиторской задолженности, - направить данному кредитору или его уполномоченному представителю заверенную арбитражным управляющим копию реестра требований кредиторов.

Расходы на подготовку и направление такой выписки и копии реестра возлагаются на кредитора.

Если работник, обратившись к арбитражному управляющему в период финансового оздоровления с требованием выплатить заработную плату, которая образовалась с даты введения процедуры финансового оздоровления (текущая задолженность), получает от арбитражного управляющего отказ, то он вправе обратиться в суд о взыскании заработной платы.

Задолженность по заработной плате, образовавшаяся в период процедуры внешнего управления, относится к текущей задолженности ( Закона № 127 -ФЗ).

Очередность погашения текущей задолженности установлена ГК РФ.

Если работник, обратившись к арбитражному управляющему в период внешнего управления с требованием выплатить заработную плату, которая образовалась с даты введения процедуры внешнего управления (текущая задолженность), получает от арбитражного управляющего отказ, то он вправе обратиться в суд о взыскании заработной платы.

Стадия конкурсного производства устанавливает свой особый порядок удовлетворения требования кредиторов по заработной плате.

«По мнению суда, из системного толкования ст. ст. 2, 35 и абз. 7 п. 2 ст. 38 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что представитель работников должника избирается на собрании работников должника и представляет при проведении процедур банкротства интересы всех работников должника. Представитель работников должника в силу ст. 35 Закона о банкротстве обладает статусом лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Полномочия представителя работников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве подтверждаются только протоколом собрания работников должника, подписанным председателем и секретарем собрания работников, который должен на основании ст. 38 Закона о банкротстве прикладываться к заявлению о признании должника банкротом. В случае если представитель работников был избран после подачи заявления о признании должника банкротом, то протокол необходимо вручить лично арбитражному управляющему под роспись или уведомить его ценным письмом, а также приобщить к материалам дела в арбитражном суде.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

1. Организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

При невозможности проведения собрания работников, бывших работников должника по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения такого собрания определяется арбитражным управляющим.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

2. Для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьей 28

В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

При невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления работника, бывшего работника должника по месту их постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц, надлежащим уведомлением указанных лиц признается опубликование сведений о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

3. В сообщении о проведении собрания работников, бывших работников должника должны быть указаны:

  • 1) форма проведения собрания работников, бывших работников должника (собрание, заочное голосование);
  • 2) дата, место и время проведения собрания работников, бывших работников должника, в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования;
  • 3) повестка дня собрания работников, бывших работников должника.

4. При проведении собрания работников, бывших работников должника в форме заочного голосования к сообщению о проведении собрания работников, бывших работников должника, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве , должны быть приложены бюллетени для голосования.

5. В случае, если собрание работников, бывших работников должника не проведено арбитражным управляющим в сроки, предусмотренные настоящей статьей, собрание работников, бывших работников должника может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Собрание работников, бывших работников должника правомочно, если на нем присутствует более чем половина числа работников, бывших работников должника, известных на дату созыва такого собрания.

7. Решения собрания работников, бывших работников должника принимаются большинством голосов от числа голосов работников, бывших работников должника, присутствующих на таком собрании, или в случае проведения его путем заочного голосования - большинством голосов от общего числа голосов работников, бывших работников должника.

8. Протокол собрания работников, бывших работников должника составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания.

В случае проведения собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном пунктами 3 и 4 настоящей статьи, протокол такого собрания составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через три дня с даты проведения такого собрания. Третий экземпляр протокола собрания работников, бывших работников должника хранится у лица, проводившего такое собрание.

На основании указанного в настоящем пункте протокола представитель работников должника осуществляет свои полномочия.

Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника. Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.

9. Собрание работников, бывших работников должника в любое время вправе избрать нового представителя работников должника взамен представителя работников должника, ранее избранного собранием работников, бывших работников должника.

В целях избрания нового представителя работников должника не менее половины числа работников, бывших работников должника должны обратиться с соответствующим заявлением к арбитражному управляющему.

Представитель работников должника вправе отказаться в одностороннем порядке от осуществления полномочий представителя работников должника, направив соответствующее заявление арбитражному управляющему в срок не менее чем за два месяца до даты прекращения данных полномочий.

В целях избрания нового представителя работников должника в случаях, указанных в настоящем пункте, арбитражный управляющий не позднее чем в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в настоящем пункте, сообщает представителю работников должника о прекращении его полномочий, а также организует и проводит собрание работников, бывших работников должника по вопросу избрания представителя работников должника в порядке, установленном настоящей статьей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх