Правила поведения в церкви — советы начинающим. Правила поведения в храме

ПОВЕДЕНИЕ В ХРАМЕ

Хорошо, если в храме есть место, где вы привыкли стоять. Проходите к нему тихо и скромно, а проходя мимо Царских врат, остановитесь, благоговейно перекреститесь и поклонитесь. Если же такого места пока нет, не смущайтесь. Не мешая другим, постарайтесь встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это невозможно, встаньте на свободное место и внимательно слушайте службу.

В храм всегда приходите к началу богослужения. Если все же опаздываете, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается пресуществление Св. Даров), постойте у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Во время службы старайтесь не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого внимания: чтение Евангелия; Песнь Богородицы и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне…» и вся литургия начиная от «Иже херувимы…».

В храме молчаливым поклоном поздоровайтесь со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайтесь за руку и ни о чем не спрашивайте - будьте истинно скромными. Не рассматривайте окружающих вас, а молитесь с искренним чувством.

Все службы в храме выслушиваются стоя, и только в случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять.

Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято, когда открывают или закрывают Царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием. Во время освящения Св. Даров (молитва «Тебе поем» ) нужно, если в храме не очень людно, совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совершают их и после причастия. В эти дни творят поясные поклоны, касаясь рукой пола.

Благоговейно относитесь к церковным свечам: это - символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, Святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив ее низ, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Если в день большого праздника служитель загасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь: ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

В храме молитесь как участвующие в богослужении, а не только присутствующие, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от сердца; внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время богослужения креститься принято при славословиях Св. Троице и Иисусу, во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением.

Если приходите с детьми, следите, чтобы они не шумели, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти, скажите, чтобы они перекрестились и тихо вышли, или сами выведите их. Никогда не позволяйте ребенку что?либо есть в храме, кроме благословленного священником хлеба. Если ребенок расплачется в храме, сразу же выведите его.

Не осуждайте ошибок служащих или присутствующих в храме - полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время богослужения кто?то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте. Постарайтесь не обращать внимания или отойдите тихо в другое место.

До конца богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходите из храма, ибо это - грех перед Богом. Если же это случится, скажите об этом на исповеди священнику.

По старым обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины - в левой. Никто не должен занимать прохода от главных дверей к Царским вратам.

Из книги У ног Учителя автора Джидду Кришнамурти

III. ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Учитель следующим образом определяет те шесть правил поведения, которые требуются безусловно.1. Контроль над умом.2. Контроль над поступками.3. Терпимость.4. Бодрость.5. Целеустремленность.6. Вера.Я знаю, что некоторые из этих правил в других учениях

Из книги Нарисованное Радугой автора Ринпоче Тулку Ургъен

ПОВЕДЕНИЕ Что касается двух аспектов воззрения и поведения, то говорят, что мы должны «возвышаться поведением», т. е., начинать с самых простых моделей поведения и постепенно подниматься вверх. Это значит, что сначала нужно изучать и практиковать учения шраваков; затем -

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Поведение в храме Православный храм – это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, перекреститься

Из книги Мудрость дзэн. Сто историй пробуждения автора Клири Томас

Поведение Один монах спросил дзэнского наставника Банкэя: "Разве это не безобидное дело, шутить, когда на тебя вдруг найдет веселье?"Банкэй сказал: "В этом нет ничего страшного, если ты хочешь утратить

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

1. Поведение Петра (ст. 11–13) а. Что он сделал Сначала, когда Петр только пришел в Антиохию, он ел с христианами–язычниками. Несовершенный вид глагола показывает, что это было в его обычае. «Он… ел [т. е. это было для него привычным] вместе с язычниками». Он преодолел былую

Из книги Воцерковление для начинающих церковную жизнь автора Торик Протоиерей Александр

Поведение в храме Вопрос: Как вести себя в храме?Ответ: Прежде всего – скромно. Войдя в храм, не думайте, что вы «осчастливили» этим Бога.Это для вас – великое счастье, что Господь вразумил вас обратиться к Нему и дал вам возможность войти в Своё Святилище. Подумайте о том,

Из книги Апологетика Библии автора Ясиницкий Г И

Поведение Сарры Вот другой не менее разительный пример, за который хватаются люди, ищущие чего нибудь, чтобы напасть на вербальную теорию Боговдохновения.Отношение Сарры к Агари, рабе Авраама, от которой родился Измаил, им кажется не заслуживающим того, чтобы о нем

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

1) Поведение (2:136–14) Пьянство в дневное время было признаком разложения и вызывало осуждение всех добропорядочных людей в древнем мире - и иудеев, и христиан, и язычников. Вероятно, именно поэтому Петр должен был так решительно в день Пятидесятницы выступить в защиту

Из книги 1 Послание Петра автора Клоуни Эдмунд

б) Поведение пастыря Поскольку стадо принадлежит Господу, а пресвитер выступает как Его слуга, его положение пастыря - это форма служения Богу. Пастырская забота не может принимать форму диктатуры (5:3). Потрясшее всех массовое самоубийство последователей Джима Джонса в

Из книги Послания ап. Иоанна автора Джекман Д.

б. Наше поведение (ст. 19) Антихристы, как правило, сторонятся тех, кто придерживается ортодоксальной христианской доктрины. Они крайне опасны, потому что появляются внутри самой церкви, и проходит достаточно много времени, прежде чем их сущность становится очевидной для

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

б. Поведение (ст. 19) Нужно приложить все усилия к тому, чтобы продолжать и развивать общение с другими христианами. Мы нужны друг другу, не только для того, чтобы поднимать наше слабеющее моральное состояние, необходимо оказывать поддержку и в более серьезных проблемах.

Из книги Выйди навстречу своим великанам автора Лукадо Макс

14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. 15. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали Чудеса (????????) - слово, употребленное только здесь в Новом

Из книги Сотворенная природа глазами биологов. Поведение и чувство животных автора Жданова Татьяна Дмитриевна

7 ВАРВАРСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ Эрснст Гордон лежит в лагере смерти для военнопленных в Бирме и стонет. Он прислушивается к стонам других умирающих и ощущает ужасающий запах уже умерших. Безжалостное солнце джунглей поджаривает его кожу и высушивает горло. Если бы у него были

Из книги автора

Репродуктивное поведение Репродуктивное поведение земноводных – это достаточно сложный поведенческий комплекс, куда входит все, что связано с размножением: миграция к местам нереста, брачные игры, танцы, брачная сигнализация, бои за самку, строительство сооружений,

В период возрождения православных традиций широкий круг людей проявляет желание посетить церковь. Прихожане имеют устоявшиеся привычки поведения, которые не должны мешать в святом месте. Новичку следует ознакомиться с простыми советами о том, как правильно ходить в церковь. Эти традиции принято соблюдать со времен глубокой древности. Нужно отнестись с уважением к этому месту. Душа должна быть светлой и радостной, готовой к молитве.

Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.

Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.

Немногие задумываются о том, что предшествует посещению храма. Это тоже имеет большое значение. Во время утреннего визита лучше воздержаться от еды. Согласно религиозному канону, в церковь лучше приходить голодным. Плотный завтрак разрешается только болеющему прихожанину.

Перед Богом нужно сохранять кроткий дух, полностью понимать свою греховность и выказывать уважение тем святым, которые решили очиститься от греха в своей мирской жизни.

Храм позволяет создать связь между грешной землей и чистыми небесами, когда человек заходит с верой в могущественного покровителя и заступника. Церковь создается как молитвенный дом , куда заходят просить о самом сокровенном.

Правила для женщин

Требования к женщинам относятся только к деталям внешнего вида и месту, где следует стоять во время Богослужения. Кто-то из старшего поколения в семье знает, как правильно ходить в церковь женщине. Об этом можно узнать у своей бабушки или мамы. Главным требованием внешнего вида является подчеркнутая скромность. Красота женского тела является символом соблазна, а поэтому женщине не стоит надевать одежду, которая оголяет какой-либо участок тела. Нельзя носить короткую юбку, декольте и даже платье, оголяющее плечи.

Перед посещением девушке желательно смыть косметику, а также покрыть голову платком. В святом месте каждый прихожанин должен задумываться о вечном. Радеть о спасении своей души, молиться. На благом пути его не должна отвлекать красота и похоть. Поэтому яркие наряды считаются неподобающими. Церковь не является местом для привлечения к себе внимания.

Во время службы женщины должны встать по левую сторону. Во время причастия женщины становятся в конец очереди.

С чего начинать

Как только церковь появилась в поле зрения, ей нужно поклониться и осенить себя крестным знамением, даже если не планируется заходить внутрь.

Подходя к двери, нужно остановиться, задуматься о своей цели, вновь перекреститься. Посещая храм, нужно представлять, что из пространства земного греха заходишь в небольшой и чистый дом Божий.

Существует единый для всех прихожан простой ритуал, как правильно зайти в церковь. Следует начать с поклона как символа смирения своей гордыни. Дальше нужно перекреститься и читать строки, обращаясь к лику Христа Спасителя в следующем порядке:

  • Перед первым поклоном говорится: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».
  • Второй поклон сопровождается словами: «Боже, очисти грехи мои и помилуй меня».
  • Словами «без числа согрешил, Господи, прости меня» завершают ритуал.

Эту последовательность желательно запомнить и повторить во время выхода.

При посещении желательно не брать больших по размеру сумок, а если таковая есть, ее нужно оставить при входе. Во время ритуала причастия обе руки должны быть свободны.

Свою сокровенную цель можно указать в записке для священника. Обычно передается просьба помолиться за себя или за ближнего.

При входе можно пойти к служителю купить свечи, одновременно жертвуя на нужды храма в символической форме. Горящая свеча является важным символом в христианстве. Маленький свет Божьей искры горит в каждой вечной душе, поэтому свечку зажигают:

  • Желая здравия своим ближним.
  • За трудности в судьбе, которые удалось преодолеть. В этом случае свеча ставится с благодарностью своему Святому за посланные испытания и помощь.
  • Накануне ключевого события в жизни. Перед важным решением, обращаясь за поддержкой и вразумлением к Богу, ангелам и святым.
  • За упокой тем, кто уже перешел в жизнь вечную.

Для поминания усопших в каждой церкви установлен канун - специальный поминальный стол. На канун можно ставить хлеб, красное вино и печенье.

В каждом храме центральное место занимает «праздничная» икона. Посетитель первым делом прикладывается именно к ней. Эта икона может быть разной для каждого дня. Священник по известному ему календарю выбирает «праздничную» икону, выставляя ее в центр, на аналой.

Подходя к праздничной иконе, нужно осенить себя крестным знамением, совершить земной и поясной поклоны. Когда прихожане отходят от иконы, нужно поклониться ей в третий раз.

Помимо праздничной иконы, в храме выставляют особо ценную, древнюю икону. Как правило, есть несколько чудесных икон, которые путешествуют от одного храма к другому. О прибытии особо почитаемой иконы объявляется заранее.

Когда подходят к иконе почитаемого святого, своего заступника, то произносят его имя и просят: «помолись Богу о рабе Божьем», говоря имя родственника, за выздоровление которого пришли просить.

Главной богоугодной чертой поведения будет смирение. Не нужно оглядывать все вокруг, словно на экскурсии. Важно всегда помнить о главной цели своего прихода в храм.

Когда в храме появляется хорошо знакомый друг, внутри церкви не принято здороваться рукопожатием. В качестве приветствия друзья кланяются. Важно сохранять молчание, а дружеской беседе выделить другое время.

Особое внимание стоит уделить поведению детей. Ребенок может хотеть веселиться. Нужно заранее объяснить ему всю важность храма как особого места общения с Богом. Ребенка стоит научить вести себя как можно скромнее и тише.

Особое время богослужения

После начала службы желательно не мешать людям и самому священнику, а поэтому все молитвы, установку свечей и передачу записок следует завершить еще до начала церковной службы.

Запрещается беспокоить других людей своими вопросами. Слова священника следует внимать в молчании и сосредоточении, поскольку в этот момент передается Слово Божие.

Демонстрация некультурного поведения в храме обернется большими неприятностями , чем в обычной жизни. Если прихожане смотрят на человека с осуждением, он провоцирует их на грех.

Когда окружающие начинают делать поклоны и креститься, то нужно присоединиться к ним, выполняя ритуал вместе со всеми.

Для тех, кто желал бы присесть во время службы, стоит помнить, что Богослужение является актом духовного труда и поэтому выполняется стоя. Длительное стояние укрепляет дух человека, и каждый может проверить себя: если стоять тяжело, в этом есть причина. Тот, кто полон веры, трудностей не замечает. Тяжело тому, кто не может преисполниться благоговения. Внимание к словам священника приводит каждого слушателя к его моменту духовного просветления и самосовершенствования. Ради этих благих целей нужно забыть о мелких неудобствах.

Свечку держат в руках только во время панихиды или в особых случаях. В обычный день свечку ставят в подсвечник. Нужно следить, чтобы воск не капал на впереди стоящего человека.

Поскольку мирянин приходит в гости к Богу, то желательно не уходить раньше, чем завершится служба. По этой же причине на нее нельзя опаздывать. Период богослужения является личной жертвой, которую мы преподносим Богу. Посвящение своего времени духовности является обязательным для каждого верующего. Покидать службу разрешается только по очень уважительной причине. Если мать не может успокоить свое дитя, ей рекомендуется на время выходить из церкви и возвращаться, когда ребенок притихнет.

Сидеть разрешается только тому, в чьем теле есть болезнь, чья потребность в послаблении несомненна.

Во время литургии и чтения Евангелия нужно просить Бога вразумить на понимание всех Истин. Когда священник открывает Царские врата, принято отпускать поклон. Если звучат слова на неизвестном языке и проговорить не получается, тогда можно заменить эти слова известной молитвой.

Когда Священник заканчивает проповедь, он выходит к людям с крестом в руках. Прихожане по традиции целуют его руку и крест. Во время процессии существует традиционная очередность:

  • Первыми должны подходить родители с маленькими детьми.
  • Вторыми идут несовершеннолетние дети.
  • Затем приходит очередь мужчин.
  • Завершают процессию женщины.

Для каждой группы у священника приготовлена своя молитва. Если кто-то нарушил очередь, ему подскажут, где правильно встать.

Какой день выбрать

Для православного христианина является богоугодным посещение храма раз в неделю. Регулярное посещение требуется для того, чтобы мирянин отдохнул душой от грешного мира, вышел из будничной суеты и обратился к вечным вопросам.

Священник ожидает прихожан в субботу и воскресенье, а также во время церковных праздников. Точный день можно узнать из православного календаря. Если возникает потребность помолиться, сходить в церковь можно в любой день по своему желанию.

Малые церкви из-за нехватки священников могут не работать в будние дни. Понедельник считается временем отдыха после двух подряд дней богослужений. В понедельник церковь посвящает молитвы ангелам, поэтому не приветствует известное в народе суеверие по поводу тяжести этого дня. В понедельник празднуются малые именины, потому что в этот день почитают ангелов-хранителей.

Что желательно знать

Внутри церкви работает прислужник, который может подсказать, как правильно заходить в церковь и чего не следует делать. Мобильные телефоны можно не выключать, но обязательно переводить в режим «без звука». Во время службы отвечать на звонок нельзя, поскольку это не время для разговоров.

Вечером после службы можно вновь приобрести свечи уже для дома. Даже если не хватает денег, есть возможность попросить свечку бесплатно. Отказывать нуждающимся людям не принято в христианской среде.

Если дома кто-то болеет, зажженную в храме свечку относят домой и ставят в комнате, где лежит болящий. За некрещенного человека можно ставить свечку, но нельзя просить записку и заказывать молитву. Не принято просить за самоубийцу.

По завершении службы можно вернуться к индивидуальной молитве или же попросить священника о беседе, если на то есть уважительная причина. В это время есть возможность заказать молитву о другом человеке, кто болеет, но не может самостоятельно посещать Церковь.

Таким образом, верующему христианину следует посещать церковь хотя бы раз в неделю , соблюдая в храме простые ритуалы и правила поведения. Регулярно обращаясь к вечным вопросам, к Богу, человек становится чище и мудрее. Святость храма определяется не только вековой религией, но и чудотворными иконами святых, к которым можно обращаться. Внимать словам священника во время богослужения полезно каждому человеку для спасения его вечной души.

Что делать в церкви? Бывая в храме Божием, надо помнить что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Богу угодно, что «дух сокрушен», т.е. смиренное осознание своей греховности, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

В храме принято молиться. А молиться это – и просить прощения и просить одновременно. То есть представьте, что входя в храм вы входите в дом очень сильного и могущественного. Но не забывайте, что он мудрее вас и очень справедлив (за хорошее дело обязательно наградит, за плохое дело обязательно накажет).

Что делать в церкви при входе (в храм)?
При входе в храм нужно, остановившись трижды перекреститься с поклонами и молитвами: «Боже, милостив Буди мне, грешному». (Поклон.) «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя». (Поклон.) «Создавый мя Господи, прости мя». (Поклон.) Т.е. когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.

Что делать в церкви первым делом, когда вошел?
…объемные сумки и другие мешающие предметы оставьте в стороне.
…войдя в храм, при необходимости напишите и подайте записки и/или купите свечи.
прежде всего принято приложиться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви (главная икона сегодняшнего дня), а потом уже ко всем остальным. подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.
…..к другим иконам следует прикладываться один раз. Можно со слова «святой «имя Святого» помоли бога о рабе Божьем «имя» (или «обо мне»)

Когда можно подавать в храме? Когда можно прикладываться к иконам в церкви? Когда можно ставить в церкви?
…..прикладываться к иконам, ставить свечи и подавать записки можно только вне проведения службы в храме – чтобы не мешать ни священнику ни людям во время службы. Т.е. если служба не идёт, то можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи.
…..если вы пришли в храм во время богослужения, нельзя покупать и ставить свечи, протискиваясь сквозь молящихся ставить свечи перед иконами, беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу во время богослужения. Тем самым вы мешаете Богослужению и отвлекаете других. В тоже время вы провоцируете молящихся на осуждение вас. Учитывая, что осуждение это грех – вы провоцируете человека согрешить, а это ещё страшнее самого греха.

Надо ли стоять во время службы в церкви? Где стоять во время службы в храме церкви?
….. правильнее стараться внимать богослужению стоя, поскольку это является посильным каждому трудом, способствующим духовному совершенствованию.
служба в церкви – это действие по восхвалению Бога и его святых к этому процессу надо относиться крайне уважительно, как минимум не опаздывать и не уходить раньше времени. Храм (церковь) – это дом, где есть Бог. Заходя в храм, вы заходите в гости к Богу.
….. ведите себя с соответствующим уважением, более чем если бы вы пришли в дом к самому уважаемому и авторитетному человеку
по древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Конечно же, допустимо сидеть особо немощным и болящим. Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии даже в немощи постарайтесь встать.
во время каждого открытия Царских врат следует поклониться в пояс.
службу надо отстоять от начала до конца. Большинство служб в церкви (храме) заканчивается отпустом – это когда священник выходит с крестом. Батюшка может сказать проповедь, а потом все должны поцеловать крест и руку (иногда запястье) священника. Иногда после литургии после отпуста все ждут, когда дочитают Благодарственные молитвы о святом Причащении.

Как молиться во время службы, если я не знаю и не понимаю слова?
Если вы не понимаете слова песнопения и священника, то повторяйте про себя Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас грешных» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй « имя того, за кого вы молитесь»

Как поздороваться, если увидел знакомого в храме? Не следует здороваться со …..знакомыми за руку, а поприветствуйте его молчаливым поклоном. Недопустимо ведение разговоров во время службы. Не вступайте в разговоры, в т.ч. обсуждением новостей.
…..в храме не любопытствуйте, не рассматривайте присутствующих. Вы должны смотреть в сторону алтаря или на иконы и молиться – для чего вы, собственно, и пришли в храм.

Что делать в церкви, если раскричался ребенок?
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, просто выйдите на время с ребенком из храма. Если вас раздражает поведение чужого ребенка, соберитесь с силами, усильте молитву (в том числе и за этого младенца) и не обращайте на плачь внимания.

Что делать в церкви, когда читают Евангелие?
Во время Евангелия должны все стоять, нельзя разговаривать и ходить по храму. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и полностью сосредоточиться на молитве. Во многих храмах в такие моменты прихожане просто замирают, слышен малейший шорох в храме.

Кто идет первый в храме на Исповедь или Причастие?
На исповедь, Причастие, Елеепомазание, целованием Креста и т.д. первые идут люди с маленькими детьми, дети, потом болящие, потом мужчины, потом женщины. Но, если очередь «сбилась», не стоит никого фанатично одергивать и «строить», можно аккуратно шепотом напомнить человеку последовательность.

Куда смотреть во время каждения?
Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение, но не следует постепенно разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Что нельзя делать в храме (церкви)?
— Проходить между амвоном (возвышенной площадкой перед иконостасом) и центральным аналоем (подставка под центральную икону).
— без нужды поворачиваться спиной к алтарю.
— в Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны, стоять на коленях головой в пол и т.п. (если этого не требует сама служба, например во время выноса Чаши при Литургии). Тем не менее, если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих.
— нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.
— не осуждайте никого в храме, даже если ошибается сам священник – лучше помолись за них (Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, наставь этого человека, помогу ему делать все правильно)

Когда можно креститься в храме, а когда нельзя перекреститься?
Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, но когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься и поклониться. До окончания службы не следует уходить из храма, разве что по действительно важной причине.

Что надо делать в церкви перед выходом?
Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться.

Что делать, когда прохожу перед храмом?
Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Когда в храме надо креститься и кланяться?
……обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе, Господи», «поклонимся», «помолимся» и т. д.
…..во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно совершаются крестное знамение и поясной поклон.
…..в ответ на призыв священнослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» - следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас.
…..когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой возглас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной поклон без крестного знамения.
…..также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом.
……Не следует креститься на священника, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благословляющего дикирием или трикирием (подсвечником с двумя или тремя свечами). Однако если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон.
……крестное знамение без поклонов трижды совершается во время чтения шестопсалмия (шести избранных псалмов во время богослужения утрени), когда чтец произносит слова «Аллилуиа, алли- луиа, аллилуиа, слава Тебе Боже».
…..также положено креститься без поклонов во время произнесения слов «Силою Честнаго и Животворящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш…».
…..в дни великих праздников, в период от Светлого Христова Воскресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются.
…..Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.

Что делать в церкви, если встретил священника или общаешься со священником?
При встрече со священником следует (при этом христианин кладет правую ладонь на левую крестообразно) и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение (благословите, батюшка, идти надо).
При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

/————————————————————-
Как сделать, чтобы Бог меня любил?
…..Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? То есть, хотите чтобы вас любил Бог – любите жизнь и людей (не обвиняйте, не жалуйтесь и уж тем более не оскорбляйте), больше радуйтесь и помогайте.
…..Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе.

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся , на Святый Боже , на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови , Отче (или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).

По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста , при начале чтения Апостола, Евангелия и парамий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим , следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы .

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствиеХристос воскресе , говорят: Воистину воскресе .

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.

Пение 103-го псалма (предначинательного): Благослови, душе моя, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью – раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение Господи, воззвах со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении Догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святый исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцем Своим за род человеческий. Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.

Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.

Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение .

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.

Священник, во время чтения шестопсалмия пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом – Господе Иисусе Христе.

Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примеренной с Богом.

Пение Бог – Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.

По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу . Это пение должно быть общенародным.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При пении Величит душа Моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной – по дню.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Божественная литургия

На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан.

Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) , и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого – три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.

Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии.

На литургии верных великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в предуготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко Гробу Его.

По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных христиан говорить про себя: Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . В конце поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем.

Слова: Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника: Приимите, ядите… Пийте от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время вспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особенным вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не сравнится ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы – задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за кого совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После Достойно есть или заменяющего его задостойника – земной поклон. При словах: И всех, и вся – совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения Молитвы Господней – Отче наш – следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон.

При возгласе священника: Святая – святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

При отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою приступите! полагается земной поклон.

Приступая к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, – крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников – поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше выражая этим благоговение к великой Святыне.

Святой антидор (с греч. – вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак – ничего не евшим и не пившим.

Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны.

При произнесении молитвы святого : (моей жизни) полагаются 16 поклонов, из них 4 земных (в Уставе они называются великими) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы – Господи и Владыко живота моего , – полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы – Дух же целомудрия – и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третьей части молитвы – Ей, Господи Царю – полагается третий земной поклон. Затем полагаются 12 поклонов поясных («излегка, утомления ради» – Типикон, понедельник первой седмицы Великого Поста) со словами: Боже, очисти мя (меня), грешного . Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого , но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произноситься на всех седмичных великопостных службах, за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся, Крестителю Христов и Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования – поясной.

О поклонах при чтении Великого покаянного канона преподобного в Уставе сказано «Творим же на кийждо (каждый) тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя ».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста – молитвы Владыко, Многомилостливе необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощения согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой ; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа ; 6-го часа: Иже в шестый день же и час ; 9-го часа: Иже в девятый час ) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-ом часе: Что Тя наречем, о Благодатная ; на 3-м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная ; на 6-ом часе: Яко не имамы дерзновения ; на 9 м часе: Иже нас ради рождейся ) совершаются три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи , после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави , хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (земной или поясной – по дню).

На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии Свет Христов просвещает всех ! полагается падать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина). Во время великого входа при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне : поклоны три, и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождается тремя земными поклонами».

Поклоны входные и исходные , а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от дня («по дню») – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразнств и попразнств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные прекращаются с вечерни в пятницу от Сподобив, Господи , и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи .

Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый праздник.

Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день.

Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения самих кафизм, а во время житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедает нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.

В Уставе об этом говорится так: «По отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)».

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ().

Путь к Богу у каждого человека свой. Ребенок, крещенный в младенчестве, не обязательно вырастает в воцерковленной семье. Именно поэтому взрослые люди, которые ощутили потребность в посещении храма, могут не знать ответов на самые простые вопросы. Как начать ходить в церковь?

Как начать ходить в церковь?

Как подготовиться к посещению храма

Прежде всего нужно отбросить стеснение. Никто не посмотрит косо на новичка, который не знает, как правильно вести себя на службе, где поставить свечу за упокой или здравие, как причаститься или исповедоваться. Обо всем можно спросить у опытных прихожан непосредственно в церкви или у продавца в церковной лавке.

Если в вашем окружении есть воцерковленный человек или мирянин, постоянно посещающий церковь, стоит поговорить с ним. И все же священники советуют начинать с главного: Библии. Причем лучше начать с Нового Завета, он легче для понимания и проще в прочтении. Для начала прочтите одно Евангелие (от Матфея, Марка, Луки или Иоанна).

Обязательно следует почитать о церковных таинствах. Например, одно из важнейших – это таинство причастия. В идеале причащаться необходимо каждую неделю. Но перед тем как причаститься, верующему нужно пройти таинство исповеди и получить благословение.

Исповедь священники принимают ежедневно во время службы. Специальной подготовки к ней не требуется. А вот к причастию нужно готовиться за три дня:

Соблюдать пост, отказавшись от мяса, молока, рыбы, яиц;

Накануне причастия вечером прийти на службу;

С 12 часов ночи перед причастием нельзя принимать пищу.

Понимая, в чем смысл этого таинства, новичок будет чувствовать себя увереннее.

Как вести себя в церкви

Если женщина начала ходить в церковь, она должна знать основные правила:

Входить в храм можно только в платке (допустимы шаль, шарф);

Одежда должна быть скромной: никаких мини-юбок, рваных джинсов, декольте и т. п.;

Во время критических дней и в течение 40 дней после родов посещать храм нельзя.

Если вы впервые оказались на службе, не стоит пугаться. Служба идет примерно полтора часа. Для начала можно просто постоять, послушать, о чем говорит священник, креститься, когда крестятся прихожане. Становиться на колени не обязательно, целовать иконы тоже.

Впервые исповедуясь, обязательно скажите об этом священнику. Он подскажет, что делать. Не бойтесь говорить о своих грехах: батюшка не осудит, а порадуется, что мирянин ищет спасения души, и отпустит прегрешения. Самый страшный грех с точки зрения церкви – не отпущенный. О чем говорить, подумайте заранее. Можно вынести список грехов на листочек, чтобы не растеряться и ничего не забыть.

Принимать причастие без исповеди нельзя. Священнику нужно обязательно сказать, что вы впервые принимаете участие в таинстве.

Что касается свечей, то ставить их за здравие можно как перед какой-то конкретной иконой (например, святого Николая), так и перед любой иконой вообще. Просто зажгите свечу, помолитесь, обратитесь к богу со своей просьбой или прочтите молитву святому, у которого просите помощи. Свечи за упокой души ставятся в определенной части храма: слева от входа, где расположено большое распятие.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх