Правовое регулирование общественных отношений: понятие и стадии. Типы, методы и способы правового регулирования. Понятие о пределах и эффективности правового регулирования. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность Чего нужно право

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

— это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

    Соотношение норм морали и норм права, профессионально-этические требования, которые предъявляются к юридической деятельности. Структурные элементы и функции морали. Профессиональный долг юриста, нравственная ценность долга в его субъективном выражении.

    Понятие, сущность, функции и признаки права. Формальная определенность норм. Нормативность, иерархичность, интеллектуально-волевой и принудительный характер правовых общественных отношений. Особенности и функции морали. Происхождение и значение обычаев.

    Характеристика места и роли права среди социальных норм. Изучение социальных и технических норм, исследование их отличий. Функции и виды социальных норм. Соотношение права и различных социальных норм: морали, религии, обычая и корпоративных норм.

    Общее представление о нормах права. Структура и признаки правовой нормы. Религиозные нормы: понятие, виды. Право и религия в России. Особенности взаимоотношения правовых и религиозных норм в РФ. Отношение к другим нравственным религиозным нормам.

    Общее назначение социальных норм, их разновидности и общее назначение. Моральные и правовые нормы как главные регуляторы человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Особенности моральных норм юриста-профессионала.

    Соотношение морали, права и обычаев. Система социального регулирования: закономерность ее существования и развития. Инфраструктура, индивидуальное и нормативное регулирование в социальной жизни. Способы воздействия на участников общественных отношений.

    Понятие и социальные функции права. Сущность и формы правового сознания. Функции права: регулятивная, охранительная, воспитательная. Юридический механизм правового регулирования. Система правовых явлений. Социальный механизм правового регулирования.

    Политика, право и мораль как основания структурной организации духовной жизни общества. Направленность развития бытия от хаоса к порядку с ориентиром на гармонию. Антагонистический, антагональный и агональный типы противоречий социально-правового поля.

    Понятие социальных норм, их признаки, характеристика и виды. Классификация социальных норм. Соотношение норм права и социальных норм, формы их взаимодействия. Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве. Социальные реформы.

    Право и социальные нормы: проблемы взаимодействия. Соотношение норм права и обычаев. Источники российского конституционного права. Социальные нормы - это необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

    Социальное регулирование и его виды. Понятие и признаки социальной нормы и нормативно-регулятивной системы общества. Виды социальных норм: моральные, религиозные, правовые, политические, корпоративные. Соотношение права и других социальных регуляторов.

    Теория государства и права - учебная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и изменения государства и права, а также тесно связанные с ними иные социальные явления (мораль, религия, обычаи, политическая система).

    Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

    Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

    Методы, способы и типы правового регулирования. Сравнительная характеристика юридической ответственности и иных мер государственного принуждения. Особенности и признаки правового государства. Понятие политического режима. Действие норм права по кругу лиц.

    Понятие социальных норм как составной части системы социального регулирования. Нормы права, их понятие и признаки. Соотношение права и иных норм социального регулирования. Общие черты права и морали. Механизм действия норм общественных организаций.

    Соотношение норм права и религий. Формы взаимодействия норм права и религии. Право и религиозные нормы в Российской Федерации. В ряде государств существует практика финансовой поддержки церкви из государственного бюджета.

    Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

    Нормы, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности. Регулирование социальной жизни может быть двух видов: индивидуальное и нормативное. Виды норм: социальные, технические, религиозные, корпоративные. Нравы, обычаи, традиции.

Общество - это сложная, динамично развивающаяся совокупность общественных отношений, имеющая много уровней и самостоятельных подсистем. Для его нормального функционирования требуется социальное регулирование, т. е. определенное воздействие на поведение людей, согласование потребностей, интересов отдельного человека и общества в целом. За свою многовековую историю человечество нашло много средств и способов воздействия на поведение людей. К ним относятся меры физического, психического, организационного принуждения, социальные нормы: правовые, моральные, нормы обычаев и др.

Особое место в социальном регулировании занимает правовое, под которым понимается применение норм права, других юридических средств для воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития, а также воздействие на поведение людей.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

Сфера правового регулирования различна в разных странах в разные исторические периоды. На нее воздействуют многие факторы, связанные с особенностями развития того или иного народа и государства, с характером политического режима.

В современном мире в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений.

Первая группа - это имущественные, экономические отношения, которые строятся на основе общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением на основе правовых норм.

Вторая группа - это политические, властные отношения, связанные с управлением социальными процессами. Цель такого управления - удовлетворение индивидуальных и общественных интересов в сфере государственной власти и социального развития.

Третья группа - это отношения по обеспечению правопорядка и законности в обществе, которые призваны обеспечить разрешение общественных конфликтов, возникающих из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и есть предмет правового регулирования. Причем вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, предопределяет формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний.

Итак, правовое регулирование - это использование для воздействия на общественные отношения и поведение людей определенных юридических средств. Разнообразие общественных отношений неизбежно порождает и различия в методах и способах юридического воздействия.

В теории права традиционно выделяют четыре стадии правового регулирования: а) издание нормы права; б) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; в) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; г) применение права.

Соответственно перечисленным стадиям можно выявить основные элементы механизма правового регулирования, с помощью которых каждый этап правового регулирования получает завершенный вид.

Так, стадия издания нормы права имеет свое выражение в конкретной правовой норме, следовательно, первым элементом механизма правового регулирования является непосредственно норма права. На второй стадии, предполагающей возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, зарождается второй элемент - правоотношение. Следует отметить, что не все нормы права направлены на возникновение правоотношений. Существует определенная группа правовых норм, предписания которых, наоборот, призваны удерживать субъектов права от вступления в определенные правоотношения. Речь в данном случае идет о нормах, содержащих юридические запреты.

Стадия реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей оформляется в третий элемент механизма правового регулирования - акт реализации прав и обязанностей. В том случае, если в действие вступает дополнительная стадия - применение права, в механизме правового регулирования возникает четвертый элемент - акт применения права.

Все перечисленные стадии правового регулирования и соответствующие им элементы механизма правового регулирования связаны между собой едиными принципами осуществления, единой правовой средой реализации, едиными методами и способами, с помощью которых осуществляется процесс реализации права. Действия субъектов права на всем протяжении действия механизма правового регулирования подчиняются методам правового регулирования и согласуются с ними. С помощью методов правового регулирования все элементы механизма правового регулирования получают определенное направление.

Достаточно точно соотношение правового регулирования и метода правового регулирования обозначил А. И. Процевский, по мнению которого правовое регулирование имеет место с момента издания нормы до ее осуществления безотносительно к ее характеру. Метод раскрывает только характер норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование - это воздействие, метод - способ такого воздействия.

Как правило, характер правового воздействия на участников правоотношения получает выражение в гипотезе правовой нормы, конкретизируясь в диспозиции и санкции. Следует учитывать, что в рамках одной правовой нормы можно выявить различные способы правового регулирования.

Схема 2. Цели правового регулирования

Приобретая субъективные права или принимая на себя юридические обязанности, участники правоотношений всегда подчиняются определенному правовому методу, в соответствии с которым впоследствии будет строиться их реальное поведение, обусловленное рамками правоотношения.

В зависимости от различий в характере общественных отношений Р. К. Русинов и А. П. Семитко выделяют два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования основан на координации целей (см. схему 2) и интересов сторон во взаимоотношениях и применяется для регулирования отношений, удовлетворяющих частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера - гражданское, семейное право и т. д.

Метод централизованного, императивного регулирования, напротив, регулирует отношения, основанные на субординации между их участниками и используется для защиты интересов общества в целом и государства, осуществляющего централизованное управление социальными процессами. Императивные методы используются в публично-правовых отраслях - конституционном, административном, уголовном праве .

Способы правового регулирования характеризуют способы воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ - управомочивание, т. е. предоставление субъекту правоотношений субъективных прав - дозволений на совершение определенных действий.

Второй способ - обязывание участника правоотнотношений совершить определенные действия.

Третий способ - запрет, т. е. обязанность воздерживаться от определенных действий.

Дополнительными способами правового воздействия являются применение мер принуждения, предупредительное воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения, а также стимулирующее воздействие норм права.

Кроме правового воздействия существуют и неправовые методы влияния на поведение людей. Например, нормы права, другие правовые явления обладают информационным воздействием, поскольку дают людям информацию, которую они могут использовать в своих интересах.

В практике правового регулирования существуют две юридические формулы, определяющие типы правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. В этом случае право устанавливает в развитии общественных отношений строго и четко сформулированные запреты, объем которых невелик. Данный тип правового регулирования стимулирует инициативность и самостоятельность граждан в решении жизненных задач и широко используется в гражданском праве.

Вторая формула : запрещено все, кроме прямо разрешенного. При таком подходе к правовому регулированию все, что прямо не разрешено законом, не может осуществляться. Такой тип правового регулирования характерен для тех отраслей права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право называется разрешительным).

Разумеется, в юридической практике эти два типа правового регулирования переплетены и взаимодействуют. Например, в гражданском праве есть элементы разрешительного типа, а в административном - нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Выбор формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также некоторых других факторов, которые и вынуждают законодателя избрать определенную юридическую конструкцию, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным.

  • См.: Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского,В. Д. Перевалова. С. 261.

Правовое регулирование - это регламентация общественных отношений посредством установленных общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных государственной охраной, защитой, а в необходимых случаях государственным принуждением.

Категория «правовое регулирование» выражает «динамическую сущность всей юридической надстройки». Она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность.

Правовое регулирование - это процесс последовательного использования правовых средств для достижения целей регулирования.

Это регламентация общественных отношений, представляющая собой систему разнообразных юридических средств которую составляют нормы права, юридические факты, правовые отношения, установление праводееспособности и правового статуса граждан, определение компетенции органов государства, правового положения общественных организаций, юридических лиц и других субъектов права.

К правовому регулированию нельзя подходить с узких позиций. Процесс регулирования направлен на широкий круг субъектов общественных отношений (государство, нации, организации, органы государства, граждане). Его можно охарактеризовать как особый формализованный метод государственной регламентации действий субъектов права. Мерилом правомерности этих действий выступают нормы права, издаваемые в целях согласования поведения одних субъектов права с правами и интересами других граждан, общества и государства.

Процесс правового регулирования (собственно правовое регулирование) состоит из следующих взаимосвязанных стадий, каждая из которых характеризуется различными особенностями.

Начальная (организационная) стадия, в которую входят:

определение праводееспособности граждан;

установление правового статуса граждан;

определение компетенции органов власти;

установление правового положения различных негосударственных, общественных и т. п. организаций.



Переходная, преобразующая (трансформационная) стадия наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействий), влекущих определенные юридические последствия. Это стадия юридического факта, после которого устанавливается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Юридический факт (событие или действие (бездействие)) и конкретное правоотношение - две взаимосвязанные, но самостоятельные части данной стадии.

Заключительная стадия (результат правового регулирования) - это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как:

реализованные гражданами субъективные права и обязанности;

выполненные органами государства задачи;

достижение уставных целей негосударственными организациями;

реализованная юридическая ответственность и т. д.

Результат является конечным моментом в правовом регулировании, но это не прекращает регулирования вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и в пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования.

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделятьдва типа правового регулирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построенобщедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называтьразрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия.

Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные) отношения) достаточно очевидно различие между отношениями первой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах - отношения между властвующим и подвластным. Это характерно как для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом - пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого

регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то

возможны следующие ситуации:

Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство

регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера

правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол

в нерегулируемых сферах жизни.

Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования

слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое

контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность

В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ

определения пределов правового регулирования:

В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения,

которые обладают определёнными признаками:

а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества,

так и интересы общесоциальные;

б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из

которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения

интересов другого;

в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила,

признания обязательности этих правил;

г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых

подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу

правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих

перечисленным признакам:

Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).

Отношения по властному управлению обществом.

Отношения по обеспечению правопорядка.

Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и

необходимого правового регулирования.

Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел

правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных

отношений для государства и общества.

Эффективность механизма правового регулирования.

Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между

результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью

Целями механизма правового регулирования являются следующие:

Во – первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых

нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в

рамках которых они будут функционировать.

Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-

психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его

нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и

значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому

процессу.

Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование

правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового

регулирования.

За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к

нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения

интересов.

Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто

необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые

места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм,

а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм

правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства,

представляющие разные виды правового регулирования, который дает

управленческому процессу дополнительные возможности.

Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме

придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его

функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит

достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в

целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в

нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации

права, торможению правового эффекта.

Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно

влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления

законности и правопорядка.

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового

регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования

должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать

благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его

правового статуса.

1. Понятие, стадии и виды правового регулирования.

2. Способы и типы правового регулирования.

3. Методы правового регулирования. Правовые режимы.

4. Эффективность правового регулирования.

Понятие, стадии и виды правового регулирования

Термин "регулирование" (от лат. Regula - планка, правило) означает упорядочивание, введение в определенные рамки путем воздействия на определенный объект.

Правовое регулирование общественных отношений - это упорядочение поведения участников общественных отношений с помощью юридических средств.

Объектам правового регулирования является поведение людей и их объединений в обществе, которая в силу своей социальной значимости регулируется нормами права (юридически значимое поведение). Кроме того, в юридической литературе используется более широкое, чем правовое регулирование, понятие "правовое воздействие", непосредственным объектом которого является не только поведение человека, а также и его сознание, психика.

Предметом правового регулирования являются такие общественные отношения, упорядочения которых возможно и одновременно уместно именно с помощью юридических средств, ведь право является универсальным социальным регулятором, но далеко не единственным и не всеобъемлющим. Существуют определенные объективные возможности права, которые определяют пределы правового регулирования, вне которых оно становится неэффективным, бесполезным и даже вредным. Определение этих границ необходимо с целью предотвращения тотальной регламентации общественной жизни и вмешательству государства в личную жизнь членов общества. Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку поведение людей, которой требуют его нормы, объективно возможной и соответствует социальным, в частности экономическим и политическим, условиям.

Следовательно, не все общественные отношения подлежат правовому регулированию, а только те, которые отвечают определенным признакам:

1) имеют социальную значимость;

2) затрагивают интересы других лиц или общества в целом;

3) предполагают возможность социального конфликта вследствие ценности и ограниченности ресурсов (общественных благ), по поводу которых они возникают;

4) являются постоянными, нередко повторяющимися;

5) предполагают возможность внешнего, именно правового контроля над ними.

Круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, не является постоянным; оно может изменяться в зависимости от потребностей общества.

Специфической свойством правового регулирования, следует из сущности самого регулятора - права, является его обеспеченность государством. Она уполномочивает органы публичной власти на создание нормативно-правовых актов и других формальных источников права, осуществление их постоянного обновления и одинакового применения, установленные санкций за их невыполнение, обеспечение их охраны средствами принуждения и тому подобное. Сущность права определяет и такие свойства правового регулирования, как всеобщность (распространяется на все общество и всю территорию страны); формальная определенность (осуществляется только в заранее определенный способ и в заранее определенных формах) системность (осуществляется с помощью системы правовых норм).

Обязательными стадиями правового регулирования являются: формирование нормативно-правовой базы (объективного права), возникновение субъективного права и реализация права.

На стадии формирования объективного права осуществляется юридическая регламентация общественных отношений. На этой стадии уполномоченный субъект нормотворчества создает нормативную основу правового регулирования, закрепляет нормы и отражает принципы права в нормативно-правовых актах, выбирает из унифицированных способов, методов и типов правового регулирования те, что являются наиболее подходящими, целесообразными для эффективного регулирования соответствующих отношений.

На стадии возникновения субъективного права констатируется наличие у участников общественных отношений субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии общественные связи приобретают правового характера, становятся правовыми отношениями - юридически регламентированы и защищенными публичным властным принуждением, а их участники получают юридического статуса субъектов правовых отношений.

На стадии реализации права происходит фактическое воплощение норм в правомерном поведении субъектов. Именно здесь правовое регулирование проходит проверку практикой на целесообразность, достаточность и эффективность.

Факультативной является стадия применения права. На этой стадии осуществляется дополнительное правовое обеспечение реализации участниками общественных отношений их субъективных прав и юридических обязанностей с привлечением уполномоченных органов публичной власти и их должностных лиц.

Сложность и неоднородность правового регулирования определяют разнообразие его видов , которые классифицируются по ряду критериев.

Так, в зависимости от специфики юридических средств, используемых при правовом регулировании, оно делится на нормативное и индивидуальное.

Нормативное правовое регулирование осуществляется на основе созданных уполномоченными субъектами нормативно-правовых актов и других формальных источников права. Оно имеет такие специфические признаки: распространяется на заранее не определенное количество тождественных случаев; адресуется кругу лиц, персонально не определяется; осуществляется, как правило, в течение длительного времени.

Индивидуальное (ненормативное) правовое регулирование осуществляется посредством издания уполномоченными субъектами индивидуальных правовых актов, прежде всего на стадии применения права. Оно направляется на благоустройство конкретного поведения, распространяется только на персонально определен круг лиц.

По характеру распределения компетенции правовое регулирование подразделяется на централизованное и децентрализованное.

Полномочия по централизованному правового регулирования имеют только центральные органы государственной власти. Полномочия по децентрализованного правового регулирования относятся местным органам государственной власти, органам местного самоуправления (правовое регулирование благоустройства, распоряжение имуществом, находящимся в коммунальной собственности и т.д.).

По степени причастности субъектов в процесс создания правил , регламентирующих их поведение, правовое регулирование разделяют на субординационные, координационное и автономное.

Субординационные правовое регулирование не предусматривает согласование юридических правил с субъектами, на которых распространяется их действие (например, регламентация общественных отношений на основании нормативных и индивидуальных правовых актов).

Координационное правовое регулирование предусматривает согласование и сотрудничество субъектов по созданию таких правил (например, заключение нормативно-правовых договоров).

Автономное правовое регулирование характеризуется совпадением субъекта создания и субъекта применения юридического правила в одном лице (например, утверждение приказом Министерства внутренних дел Украины Инструкции по организации деятельности органов предварительного расследования Министерства внутренних дел Украины).

Все элементы правового регулирования обусловливают друг друга, находятся в системном единстве, составляют целостный юридический механизм. Его полнота и действенность является необходимым и достаточным условием результативного правового регулирования.

Механизм правового регулирования - это логично согласована, динамическая система унифицированных юридических средств, необходимая и достаточная для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений.

Эта категория позволяет собрать вместе и объединить в целостный, логически согласованный комплекс юридические средства (нормы права, нормативно-правовые акты, акты применения права, акты реализации прав и обязанностей и т.п.), исследовать и открыть их как динамическую и действенную систему.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх