Правовые формы ликвидации юридического лица. Формы ликвидации. В чем особенности видов ликвидации юридического лица

В действующем гражданском законодательстве основания, порядок и последствия прекращения юридического лица объединены в основной массе в институте ликвидации юридического лица.

Этот институт включает в себя ка нормы гражданского кодекса (ст.ст. 61-65, 81, 86, 92, 104, 112, 115, 119), так и нормы отдельных федеральных законов. Практически все федеральные законы, регулирующие правовое положение (или отдельные аспекты деятельности) юридических лиц конкретных форм, видов и типов, содержат положения обоснования и (или) порядке, и (или) последствиях ликвидации соответствующего юридического лица. Большую группу норм в части ликвидации юридических лиц содержит Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (к примеру, ст. ст. 149, 224-226).

Прекращение юридического лица состоит из трех основных форм:

  • - ликвидации,
  • - банкротства,
  • - административного порядка прекращения.

Различия между названными формами проводятся как на основании общих критериев, так и на основании достаточности имущественной составляющей юридического лица для процедуры прекращения и удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация юридического лица как самостоятельная форма его прекращения de lege ferenda должна иметь место тогда, когда имущества юридического лица достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов и исполнения всех обязательств юридического лица. Обязательным условием применения конкурсного производства является одновременное наличие таких обстоятельств как невозможность полного удовлетворения требования кредиторов за счет имущества юридического лица (установленный фак4т неплатежеспособности), с одной стороны, так и возможность частичного удовлетворения требований с другой.

Исключение юридического лица из Реестра в административном порядке должно применяться тогда, когда имущественной основы юридического лица не хватает даже на проведение процедуры его прекращения, либо когда имущества явно не хватает для удовлетворения требований кредиторов. Ликвидацию следует рассматривать только как прекращение юридического лица без правопреемства, регулируемое исключительно нормами ГК РФ банкротство, в свою очередь, регламентируется и ГК РФ, и специальным законодательством о несостоятельности (банкротстве). При этом банкротство по своим правовым характеристикам не является частным случаем ликвидации. Ликвидация, предусмотренная ГК РФ, в соответствии с п.2 ст.61 кодекса традиционно разделяется на добровольную и принудительную.

В отличие от ликвидации банкротство как форма прекращения юридического лица всегда носит принудительный характер, поскольку осуществляется на основании решения суда.

Даже в том случае, когда должник сам общается с заявлением о признании его банкротом, реализуя свое право, предоставленное ему нормой ст. 8 Закона о банкротстве, вывод о наличии оснований для введения ликвидационной процедуры делает суд, а должник, при установлении факта неплатежеспособности, не может своим волеизъявлением повлиять на судебный акт о его банкротстве.

Третья форма прекращения юридических лиц, каковой является административный порядок исключения (прекративших деятельность) юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (административного) органа, является общей для всех юридических лиц и не подлежит более детальной классификации.

Вышеуказанное разграничение форм прекращения юридических лиц должно быть закреплено законодательно.

Правовая форма (а точнее, правовой режим) ликвидации включает в себя несколько составляющих:

  • - основания ликвидации, т.е. те юридические факты, с которыми законодательство связывает начало процедуры ("запуск" юридического состава) ликвидации;
  • - порядок ликвидации, т.е., собственно, определенная совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для достижения юридической цели ликвидации - прекращения юридического лица;
  • - установлена законом последовательность наступления таких фактов; срок осуществления ликвидации;
  • - последствия ликвидации.

Главным таким последствием выступает прекращение юридического лица. Однако перечень последствий этим не исчерпывается, поскольку разные правовые режимы ликвидации могут по-разному влиять на судьбу имущества, а также отдельных обязательств ликвидируемого юридического лица, повлечь в том числе ответственность членов органов управления ликвидируемого лица.

Правовые формы ликвидации (если анализировать только ликвидацию, но не иные составы прекращения юридических лиц, рассмотренные выше) перечисляются в ст. 61 ГК. Согласно её положениям можно выделить:

  • - добровольную ликвидацию (в формулировке ГК "по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано");
  • - принудительную ликвидацию (в формулировке ГК "по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организации (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях предусмотренных настоящим Кодексом");
  • - ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

Этот список вызывает много вопросов, а также нуждается в некоторых комментариях.

Во-первых, отметим, что ГК не использует понятий "добровольная" и "принудительная" ликвидац2ия. Понятие "добровольная" же включает в себя не только ликвидацию проводимую по решению участником или органов юридического лица, но и ликвидацию, проводимую при достижении цели, ради которой создавалось юридическое лицо и истечение срока, на срока на который оно создавалось. Последние основания, как можно увидеть, в прошлом всегда рассматривались отдельно, что, по мнению автора данного дипломного исследования, является правильным.

Во-вторых, этот список представляется неполным, так как не включает другие формы (правовые режимы) ликвидации. А именно с момента вступления в силу ГК появились организационно-правовые формы юридических лиц, правовой режим ликвидации которых не охватывается ни одним из указанных в ст. 61 ГК:

  • - государственные корпорации,
  • - государственные компании.

Федеральные законы, которые регулируют правовое положение названных организаций, прямо указывают, что ликвидация таковых осуществляется на основании отдельного федерального закона (а процедура ликвидации некоторых из них (ст.25 Федерального закона "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства") уже урегулирована законом об их создании).

Таким образом, по одному из признаков, который позволяет классифицировать отдельные формы (правовые режимы) ликвидации, -основанию ликвидации- можно с полной уверенностью говорить о появлении еще одной формы ликвидации юридического лица - на основании специального федерального закона.

В литературе к числу отдельных форм ликвидации часто относят также ликвидацию вынужденную. Обычно о вынужденной ликвидации говорят применительно к ликвидации принудительной.

Так, В.В. Ровный, выводя общее понятие "недобровольная ликвидация", анализируя положения ст.61. ГК в части права суда принять решения о ликвидации, полагает следующее: "Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной" [Под ред. А.П. Сергеева, 2008, с. 226].

М.В. Телюкина занимает здесь следующую позицию: "... именно вынужденной (а недобровольной либо принудительной) следует считать ликвидацию организации по такому основанию, как признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов... если оперировать только категориями "добровольная ликвидация" и "принудительная ликвидация" (не используя термин "вынужденная ликвидация"), то такое основание, как признание недействительной государственной регистрации юридического лица, следует признать основанием именно добровольной ликвидацией, так как добровольная ликвидация осуществляется на основании решения участников, в том числе если это решение было принято участниками во исполнение решения суда. Принудительная ликвидация будет если суд вынесет решение именно о ликвидации, в том числе после того, как участники не примут мер к осуществлению добровольной ликвидации, имея решение суда о признании регистрации недействительной" [Телюкина М.В., 2000. с. 40-41].

По мнению автора данного исследования, "вынужденность" возникает тогда, когда наступает юридический факт, который обязывает (создает обязанность) участников (учредителей) или компетентных органов юридического лица принять решение о ликвидации.

Принудительная ликвидация - это всегда санкция в отношении юридического лица за несоблюдение требований законодательства (за совершение правонарушения); если правонарушение совершено - у компетентных лиц появляется основание для предъявления требований в суд (Арбитражный суд) о принудительной ликвидации.

Перечень таких нарушений широк, он в том числе может состоять и в непроведении в установленный срок добровольной ликвидации, если для этого наступили соответствующие основания.

К примеру, юридическое лицо было обязано преобразоваться из одной организационно-правовой формы в другую или реорганизоваться в целя соблюдения антимонопольного законодательства, или привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями изменившегося законодательства и т.п. Неисполнение в срок любого из позитивных обязываний создает возможность для применения санкции в виде принудительной ликвидации.

"Вынужденность" ликвидации - это наступление такого условия, юридического факта, после которого у юридического лица не остается иного выхода, как принять решение о ликвидации добровольной в установленный законом срок. Таких случаев согласно закону не так много:

  • - в соответствии со ст. 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации. Если общество в разумный срок не примет соответствующее решение, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предусмотрено федеральным законом, в этих случаях вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества;
  • - в соответствии со ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания следующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:
    • 1) об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимость его чистых активов;
    • 2) о ликвидации общества.

Если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального уставного капитала, указанной в Законе, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года обязано принять решение о своей ликвидации. Если в течении установленных сроков общество не исполнит обязанности, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требования о ликвидации общества.

Как можно видеть, модель, закладываемая законом, выглядит следующим образом:

  • - возникает юридический факт, являющийся основанием для принятия решения о ликвидации, т.е. возникает обязанность по закону принять соответствующее решение органом управления;
  • - если общество в лице своих органов в течении установленного срока (или разумного срока) не принимает решение, то истечение такого срока создает состав правонарушения, который является основанием для предъявления требования о принудительной ликвидации.

Как видно, модель так называемой вынужденной ликвидации легко вписывается в правовой режим принудительной ликвидации и какого-то обособления в качестве самостоятельной формы ликвидации в законодательстве не требует.

Рассмотрим основные особенности выделенных форм,(правовых режимов) ликвидация.

Добровольная ликвидация. Дать определение добровольной ликвидации в настоящее время несколько затруднительно, поскольку ее основания, как уже было отмечено, весьма расплывчато. Так, если такое основание, как "решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами", не вызывает сомнений, то такое основание, как "в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо с достижением цели, ради которой оно создано" (ст. 61), представляется спорным. Истечение срока, на который создано юридическое лицо, либо достижение цели, ради которой оно создано. в советском праве в большинстве случаев рассматривают как самостоятельное основание. И в этом есть определенная логика.

Дел в том, что при наступлении соответствующего факта может возникнуть ситуация, когда органы управления (участники) не будут принимать решение о ликвидации. То есть создается ситуация, схожая с ранее описанной для "вынужденной ликвидации" (хотя и отличающаяся в той части, что не ясно, можно ли такое бездействие квалифицировать как правонарушение".

В законодательстве нет общей нормы для такой ситуации. В настоящее время порядок действия в подобного рода случаях установлен только в ст.25 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Эта статья указывает: "Основанием для ликвидации фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда до окончания указанного периода является использование в полном объеме средств фонда, предназначенных для осуществления его деятельности. В течении месяца со дня возникновения оснований для ликвидации Фонда правление Фонда уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о ликвидации Фонда, формирует ликвидационную комиссию Фонда... определяет порядок ее деятельности и утверждает смету расходов на осуществление мероприятий по ликвидации фонда".

В силу специфики государственной корпорации закон, как видно, определяет довольно жесткий порядок действий, цель которого понятна: корпорация должна быть ликвидирована. Однако общая норма вряд ли должна быть такой жесткой. С точки зрения автора данного исследования, закон должен содержать общую норму о последствиях истечения срока "достижение цели создания юридического лица". Эта норма должна содержать обязанность принятия решения в течение определенного срока участниками (компетентным органом юридического лица) о дальнейшей его судьбе: либо продлить срок существования, либо установить новую цель, либо сделать юридическое лицо бессрочным.

Отличие добровольно ликвидации от принудительной не только в основаниях, но и в порядке (последовательности наступления определенных юридических фактов). Началом (точкой отсчета) для добровольной ликвидации является принятие решения учредителями (участниками) или компетентными органами. Эти же лица, а также назначенная ими ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимают все иные решения в процессе ликвидации. В процессе добровольной ликвидации суд не играет никакой роли.

Принудительная ликвидация. Если добровольная ликвидация осуществляется по решению органов управления (или учредителей (участников)) юридического лица, т.е. они сами решают его судьбу, то в ситуации принудительной реорганизации правовая судьба юридического лица определяется уполномоченными государственными органами, а также судом (арбитражным судом). Если добровольная ликвидация - это правомерное поведение, то основанием для принудительной ликвидации всегда служит правонарушение. Соответственно, точкой отсчета для запуска процедуры принудительной ликвидации выступает решение суда, принимаемое на основании требования уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Суд же играет существенную роль и в дальнейшем процессе ликвидации (утверждение баланса).

Правовой режим ликвидации вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом). С точки зрения оснований - перед нами ликвидация принудительная, поскольку она осуществляется на основании постановлений суда (решение арбитражного суда о признании должника банкротом, определение о завершении конкурсного производства (ст.ст. 124 и 149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)")). Собственно, некоторые ранее действовавшие нормативные акты в качестве таковой ее и рассматривали: Закон РФ 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" к ликвидационным процедурам относил принудительную ликвидацию предприятия-должника, которая осуществлялась по решению арбитражного суда, и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Определение принудительной ликвидации, данное в преамбуле этого Закона, - "принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда" - не оставляет сомнений в том, что именно наличие решения суда, а не добровольное решение о ликвидации разграничивали принудительность и добровольность.

Однако основанием для открытия процесса может быть и заявление самого должника (в лице его органов управления). Выделение указанного правового режима в отдельный, с нашей точки зрения, вполне обосновано. Интересно отметить также, что действующее законодательство предусматривает переход из режимов добровольной и принудительной ликвидации в режим ликвидации в процессе банкротства (ст. 65 ГК). Этот правовой режим отличается от двух предыдущих не только своими основаниями, но и:

установленной последовательностью наступления юридических фактов;

последствиями (см. выше);

объемом правового регулирования.

Ликвидация на основании федерального закона. Эта форма (правовой режим) ликвидации является наиболее новой и мало разработанной. Ее отличие от остальных - это основание для ликвидации, а также сфера применения - государственные корпорации и компании. Других системных отличий не усматривается. Единственным "живым" примером такого рода ликвидации выступает ст. 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Ее положения дают некоторое представление о том, какие еще отличия могут быть установлены в Законе в части ликвидации, а именно:

к процедуре ликвидации названного Фонда не применяются правила,

предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве):в случае, если имеющиеся средства

недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в установленном порядке;

особенности в части реализации имущества (особые правила);

судьба имущества, оставшегося после ликвидации.

Следует отметить, что ликвидация не является исключительно гражданско-правовым, моноотраслевым институтом. Перед нами комплексный институт, поскольку множество норм и правил, которые определяют основания, порядок и последствия ликвидации, содержатся в нормах административного, финансового и трудового права. Так, в частности, основания для принудительной ликвидации определяются: антимонопольным (ст. ст. 23 и 34 Федерального закона "О защите конкуренции"), налоговым (ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации"), иным законодательством.

Существенный блок административно-правовых норм процедурного характера закреплен ст.ст. 20-22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Процедурные вопросы и последствия (главным образом) ликвидации закреплены в ст.ст. 23, 44, 49, 266 и др. Налогового кодекса РФ, ст.ст. 43, 180, 292, 296 Трудового кодекса РФ, в ст. 10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Определение ликвидации юридического лица дается в ст. 61 ГК, и оно весьма лаконично:ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (изменения, которые вступают в силу в 2011 г., немного поменяют указанную формулировку, и она будет звучать следующим образом: ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом).

Как можно видеть из предыдущего изложения, действующее определение:

не имеет аналогов в истории российского законодательства;

является несомненным достижением по сравнению с ранее действовавшими нормативными актами в этой области, поскольку ясно подчеркивает отличие ликвидации от реорганизации: отсутствие преемства в правах и обязанностях;

не акцентирует внимание на том, рассматривается ли ликвидация как юридический факт или определенный процесс, процедура, или, точнее, юридический состав.

юридический лицо правовой ликвидация

Ликвидация предполагает полное прекращение деятельности без правопреемства. Существует несколько типов данной процедуры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Виды ликвидации юридических лиц подразделяются по разным основаниям.

Законодательная база

Процесс ликвидации регулируется ГК РФ и . Два основополагающих акта определяют порядок прекращения деятельности и .

Они устанавливают следующие положения:

  • основания для ликвидации;
  • процесс о прекращении деятельности фирмы или ИП;
  • порядок уведомления регистрирующих органов;
  • обязанность публиковать сведения о грядущем закрытии;
  • форма работы ликвидационной комиссии, ее основные полномочия и обязанности;
  • порядок формирования ;
  • документы необходимые для закрытия;
  • внесение в ЕРГЮЛ или ЕГРИП сведений о ликвидации субъекта рынка.

Существуют также специализированные акты, которые регулируют отношения применительно к конкретным организационно-правовым формам:

  • ФЗ «Об ООО» ;
  • ФЗ «Об АО» ;
  • ЖК РФ;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности» ;
  • ФЗ «О производственных кооперативах» и прочее.

Особенности закрытия

Закрытие осуществляется путем прохождения следующих :

  1. Принятие решения о закрытии или вынесение соответствующего судебного вердикта.
  2. Уведомление регистрирующего органа о грядущей ликвидации.
  3. Публикация сведений в специализированном источнике.
  4. Формирование промежуточного ликвидационного баланса, его утверждение.
  5. Расчет с кредиторами.
  6. Создание окончательного ликвидационного баланса.
  7. Передача документов на регистрацию ликвидации.

Данный процесс идет несколько другим путем, если у субъекта рынка есть работники.

В этом случае появляются следующие обязанности:

  • уведомление сотрудников за 2 месяца до ;
  • уведомление за 2 недели центра занятости о сокращениях;
  • выходного пособия.

Дополнительно понадобится реализовать следующие моменты:

  • снять с учета ККМ;
  • закрыть расчетный счет;
  • уничтожить печать;
  • уведомить ПФР о закрытии, предоставить отчетность, произвести расчеты по взносам;
  • подготовить декларацию, оплатить задолженность по налогам и сборам.

Юридических лиц

При ликвидации полностью прекращают свою деятельность.

Следует помнить об особом статусе данного субъекта рынка. Он отвечает по обязательствам принадлежащим ему имуществом.

Участники же не несут ответственность своей личной собственностью, не внесенной в качестве вклада.

Следовательно, для обеспечения интересов кредиторов законодатель обязует организацию предварительно извещать их о грядущем закрытии.

Такое сообщение позволит им своевременно предъявить свои требования, для их включения в ликвидационный баланс.

Срок ликвидации должен быть не менее 2 месяцев.

Именно такой период понадобится для надлежащего извещения кредиторов. Сообщение в специализированном издании публикуется дважды.

Юридическое лицо не может инициировать процедуру официальной ликвидации при наличии долгов перед контрагентами или бюджетом.

Если таковые имеются, то он может воспользоваться альтернативными методами прекращения деятельности.

При наличии предоставляет иск в арбитражный суд о признании несостоятельности предприятия.

ООО

Правовое положение ООО регулируется ФЗ «Об ООО». Данный нормативно-правовой акт определяет процедуру принятия решения о добровольном ликвидации.

Для вынесения такого вердикта за него должны проголосовать все участники общества.

Только единогласное решение является основанием для закрытия ООО.

ИП

Ликвидация ИП может быть проведена . Причем не имеет значения природа задолженности. Это возможно, так как ИП отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

После ликвидации своего статуса долги переходят на него, как на физическое лицо.

Сама процедура прекращения деятельности ИП производится в упрощенном порядке. Бизнесмен не публикует сообщение о грядущем закрытии в специализированном издании.

Процедура ликвидации для него выглядит следующим образом:

  1. Формирование документов для передачи в регистрирующую службу.
  2. Рассмотрение налоговой инспекцией заявления ИП.
  3. Внесение записи в ЕГРИП о ликвидации.

Виды ликвидации

Виды ликвидации подразделяются в зависимости от оснований ее проведения на добровольную и принудительную.

Кроме того, ее можно классифицировать с учетом порядка осуществления самой процедуры:

  • официальная;
  • альтернативная;
  • банкротство.

Добровольная

Проводится по решению ИП, общего собрания акционеров или участников. Прекращение деятельности связано с их волеизъявлением.

Такое решение может быть принято в связи с истечением срока, на который создавался субъект рынка, или достижения, поставленных перед ним целей.

Для подтверждения данного вердикта в регистрирующий орган передаются следующие документы:

  • заявление (ИП);
  • решение единственного участника (ООО);
  • протокол общего собрания участников или акционеров (ООО, АО).

Принудительная

Принудительная ликвидация субъекта рынка производится только по решению суда.

Данный вердикт выносится в случаях, установленных в ГК РФ. Например, если при создании организации были нарушены требования законодательства, которые носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация проводится, когда субъект осуществляет свою деятельность без специального разрешения (лицензии).

Альтернативная

Альтернативная ликвидация предусматривает прекращение деятельность компании не в традиционном смысле. У фирмы меняются участники, название, юридический адрес и прочие сведения, которые содержатся в ЕГРЮЛ.

Сама компания при этом продолжает свое существование. Информация о ней не исключается из ЕГРЮЛ.

Фактически ликвидация не проводится, но по отношению к участникам организации она прекращает свое функционирование.

Преимущество данного способа ликвидации в том, что таким образом можно расстаться с компанией, у которой есть задолженность.

При этом сама процедура не обладает какими-либо сложностями:

  • кредиторы не извещаются;
  • нет необходимости запрашивать разрешение у регистрирующего органа;
  • ликвидационный баланс не формируется.

К альтернативным методам относится также ликвидация путем реорганизации.

Банкротство

Банкротство – альтернативный способ закрытия фирмы. Если субъект рынка будет признан несостоятельным решением арбитражного суда, то он автоматически исключается из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Организация или ИП не участвуют в процедуре прекращения деятельности. Она производится на основании судебного вердикта налоговой службой.

Инициируется при выявлении признаков несостоятельности.

Для разных организационно-правовых форм утверждаются неодинаковые критерии. Например, для ИП:

  • неисполнение обязательств в течение 3 месяцев;
  • суммарная задолженность более 500 тыс. рублей.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про ликвидацию юридического лица.

Сегодня вы узнаете:

  1. Виды ликвидации юридического лица;
  2. Кому принадлежит право начать процедуру ликвидации юридического лица;
  3. Последствия ликвидации;
  4. Распространенные ошибки при проведении процедуры ликвидации;
  5. Распределение имущества после ликвидации.

Основания для ликвидации юридического лица

  1. Решение учредителей компании. Такой документ требуется, если количество участников составляет два и более человек. Причем должны быть соблюдены все требования в процессе принятия и составления документа.
  2. Решение суда. Если в деятельности предприятия наблюдаются нарушения норм законодательства, либо организация не выполняет законные требования государственных органов.

Виды ликвидации предприятия

Процесс закрытия организации происходит:

  • Принудительно;
  • Добровольно.

Принятие решение о добровольной процедуре ликвидации принадлежит ее учредителям.

Прийти к такому мнению они могут вследствие следующих причин:

  • Цель создания предприятия является достигнутой;
  • Нестабильность экономических условий;
  • Нерентабельность и прочее.

Предприятие подвергается принудительной ликвидации, если в суд были представлены доказательства о нарушении предписаний законодательства.

Отличительная особенность банкротства заключается в том, что эта процедура является не только лучшим вариантом для ликвидации юридического лица с долгами. Ее можно отнести к обоим видам ликвидации.

Принудительное банкротство влечет за собой ответственность за все предъявленные претензии, в то время как добровольно признать себя банкротом – означает законно избежать ответственности.

Ликвидация юридического лица по решению суда

Если суд вынес решение, то речь идет о принудительном виде закрытия. Процесс начинается с подачи заявления в суд уполномоченным лицом.

К основаниям вынужденной ликвидации относятся:

  1. Создание предприятия было осуществлено ненадлежащим образом;
  2. В Единый реестр внесена ошибочная информация о предприятии. Причем данные носили заведомо ложный характер;
  3. Предприятие осуществляло деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);
  4. Деятельность организации противоречит законодательству;
  5. Наблюдается факт систематической не сдачи отчетности.

Правом подачи иска в суд обладают:

  • Антимонопольная служба РФ;
  • Центральный Банк РФ;
  • Налоговая служба РФ.

Рассмотрение заявления в суде начинается после установления достоверных сведений об имеющихся нарушениях. Принудительная ликвидация предприятия является необратимым процессом.

Принудительная ликвидация юридического лица

Обязать руководство юридического лица, начать процесс ликвидации возможно в следующих ситуациях:

  • Если сумма была уменьшена;
  • Если руководство компании не начинает самостоятельную ликвидацию в случаях, когда по закону должны быть проведены подобные мероприятия. Например, сумма капитала организации стала выше, чем стоимость ее активов;
  • Если регистрирующий орган обладает недостоверной информацией о фактическом . По месту регистрации предприятия направляется письмо с просьбой сообщить верный адрес. В случае если в период установленного времени ответ не получен, то регистрирующий орган вправе обратиться в суд с ходатайством о закрытии юридического лица;
  • происходило с нарушениями установленных правил. Например, выявлен факт отсутствия одобрительного решения антимонопольного комитета;
  • Организация неоднократно нарушает права интеллектуальной собственности и прочее.

Добровольная ликвидация юридического лица

Как уже было отмечено, предприятие может быть закрыто при принятии такого решения его участниками. Добровольная ликвидация является обратимым процессом и может быть отменена. Для этого созывается совет учредителей, и решение об отмене процедуры ликвидации оформляется соответствующим образом.

В течение 3-х суток оповещается налоговая служба. Если в Единый реестр уже занесена запись о начале процедуры закрытия, то процесс остановить невозможно.

Этапы закрытия предприятия

Порядок ликвидации юридического лица происходит поэтапно.

В него входят :

Шаг 1. Решение вопроса о закрытии компании. Любая деятельность начинается с принятия решений. Вопрос о закрытии не является исключением. Решение о ликвидации юридического лица должно принадлежать полному составу участников без исключения.

Созывается собрание. На нем определяются ответственные лица за процесс ликвидации – ликвидационная комиссия. В полномочия ее входят сбор и предоставление необходимой документации. Первым шагом станет составление заявление по форме Р15001, подлежащие обязательному заверению у нотариуса.

Существует порядок заполнения такого заявления. Вам необходимо ознакомиться с ним заранее.

Шаг 2. Необходимо составить баланс. Делается это для того чтобы подтвердить несостоятельность компании отвечать по своим обязательствам. Такой баланс называют промежуточным либо ликвидационным. Составлять его требуется с особой точностью и внимательностью.

Именно на основании этого документа будут решаться требования кредиторов. Если результат баланса окажется отрицательным, то у организации есть все основания признать себя банкротом.

Шаг 3. Обращение в регистрирующий орган. Орган, ведущий Единый реестр, должен быть своевременно оповещен о принятии решения о ликвидации. Сообщить вам необходимо в письменной форме. После этого в реестр вносятся отметки о начале ликвидационного процесса.

Соответствующие уведомления должны поступить в адрес пенсионного фонда и социального страхования. Вам также следует опубликовать объявление о закрытии предприятия в газете «Вестник государственной регистрации».

Шаг 4. Ликвидационная комиссия начинает работу . Выбранный состав комиссии должен установить очередность необходимых действий.

К ним относятся:

  • Решение вопроса о дебиторской задолженности. Кредитору направляется требование о погашении задолженности;
  • Инвентаризация имущества. При составе списка имущества организации должны учитываться как активы, так и пассивы организации;
  • Расчет коллектива. Всем работникам предприятия необходимо выплатить причитающиеся им денежные компенсации. Это не только заработная плата, но и возможные долги, оплата больничных листов и прочих пособий.

О ликвидации предприятия работодатель обязан оповестить сотрудников в срок не менее, чем за 2 месяца до даты увольнения.

  • Оплата налогов. Процесс ликвидации вовсе не означает, что предприятие освобождается от уплаты налогов. Оплачивать их организация обязана до момента полного закрытия. Причем деньги на уплату берутся из сумм, полученных при реализации имущества.

Шаг 5. Погашение кредиторской задолженности. Вопрос о погашении долгов должен решаться после утверждения промежуточного баланса. Если вы отказываетесь по каким-либо причинам погасить долг, то кредитор может обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Шаг 6. Процесс закрытия расчетных счетов в банках. Закрыть счет в банке необходимо после того, как все расчеты произведены, и вы точно уверены, что он больше не понадобится. Несложная процедура заключается в обращении в банк, который предложит заполнить заявление на закрытие.

Уведомление о ликвидации юридического лица вам нужно направить в налоговую службу, а затем в пенсионный фонд и фонд страхования.

Шаг 7. Аннулирование лицензии . Процесс занимает 20 дней. В течение 10-ти рабочих дней, орган, выдавший лицензию, принимает необходимые действия по аннулированию лицензии. Через 10 последующих дней решение органа вступит в законную силу.

Последствия ликвидации

Процедура ликвидации имеет последствия и зависит от выбранного способа закрытия. При добровольной ликвидации возможен исход, при котором не будет неприятных последствий, однако, при этом вся документация должна быть в порядке. Особое внимание нужно уделить бухгалтерским бумагам.

Более подробно последствия процедуры ликвидации представлены в таблице:

Добровольное закрытие Принудительное закрытие или принудительное банкротство Признание себя банкротом
Отсутствие ответственности Возможно привлечение к уголовной, административной и прочим видам ответственности Отсутствие ответственности
Долги выплачиваются в установленном порядке по мере реализации имущества Мера воздействия на организацию по исполнению обязательств Законное избежание выплаты долгов
Сохраняется репутация фирмы Репутация испорчена Сохраняется репутация фирмы

Распределение имущества после ликвидации

Бывают ситуации, при которых предприятие уже закрылось, но у него в наличии обнаружилось имущество. Такой вопрос рассматривается после того, как закрытая организация закончит отвечать по всем взятым на себя обязательствам.

С правом обратиться за имуществом могут:

  1. Кредиторы, которые ранее работали с ликвидируемым предприятием. Среди них могут быть и те, по отношению к которым обязательства исполнены частично;
  2. Учредители предприятия;
  3. Лица, в отношении которых была ошибочно пропущена очередность исполнения обязательств.

С правом требовать имущество закрытой организации, заинтересованные лица могут в течение 5-ти лет со дня внесения соответствующей записи в реестре.

В чем заключается разница между реорганизацией и ликвидацией

К одной из форм ликвидации юридического лица часто относят реорганизацию предприятия. Реорганизация – сложный процесс. Его результат – это образование нового юридического лица. Причем существующие права и обязанности старых фирм не прекращаются, а переходят к новому составу участников.

Отличие от процедуры ликвидации заключается в том, что при реорганизации предполагается дальнейшее существование хозяйственной деятельности закрываемого предприятия.

Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.

Различают следующие ее формы:

  • Присоединение. О нем говорят когда одна организация присоединяется к другой, и при этом имеет больше преимуществ.
  • Слияние. Подразумевается образование абсолютно новой организации.
  • Разделение. Когда одна большая организация делится на несколько маленьких. При этом между ними в равной степени распределяются все обязательство и права.
  • Выделение. Из общего состава организаций выделяется одна, которая наделяется необходимыми полномочиями.
  • Преобразование. Происходит при изменении формы собственности.

Любые процессы, связанные с реорганизацией либо ликвидацией предприятия должны быть отражены в Едином Реестре.

Сроки закрытия предприятия

Сроки ликвидации юридического лица не могут быть конкретно установлены. В каждом случае они носят индивидуальный характер и могут занять в среднем более 4-х месяцев. Время с момента принятия решения о ликвидации, до получения на руки справки о ликвидации, складывается из многих факторов.

К ним относятся:

  • Время, потраченное на оповещение уполномоченных органов, и на публикацию в СМИ о начале процедуры ликвидации;
  • Уведомление кредиторов. Важный момент – после процедуры закрытия, кредиторы имеют право в течение двух месяцев обратиться за возмещением задолженности;
  • Время, потраченное на составление промежуточного баланса;
  • При необходимости, могут быть проведены торги имущества предприятия.

Если организация принудительно объявлена банкротом, то процесс ликвидации может затянуться до того времени, пока не будут выполнены все ее обязательства по долгам. При добровольной процедуре закрытия предприятия сроки могут составить менее 4-х месяцев.

Ошибки, допускаемые при закрытии предприятия

Процесс ликвидации предприятия – сложный процесс, который не исключает ряд распространенных ошибок.

Действия, которые не могут привести к ускорению сроков ликвидации организации:

  1. Не следует переводить активы на счета другой компании. Проверяющие органы легко заподозрят в таких действиях умышленный смысл. Вас могут обвинить в предумышленности процедуры банкротства и привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Более того, такие действия нанесут существенный вред репутации предприятия.
  2. Не следует продавать активы за низкую цену. Продажа компанией своих активов за низкую цену – это ситуация, которая также подразумевает умышленные преступные действия. Они повлекут за собой привлечение к ответственности. Стоит помнить, что в полномочия контролирующего органа входит отмена сделок, совершаемых за последние три года, поэтому надеяться, что что-то удастся скрыть бессмысленно.
  3. Следующая ошибка – продажа дебиторской задолженности . Законом не запрещается уступать право требовать возмещения задолженности третьим лицом. Однако процедура должна быть оформлена в строгом соответствии с нормами законодательства и проведена по установленным правилам. В противном случае вам придется доказывать законность своих действий в суде. Предугадать исход разбирательства невозможно.
  4. Не следует инсценировать пропажу документов. Наличие форс-мажорных обстоятельств действительно сможет привести к порче либо утрате документов, что принесет некоторые трудности кредиторам. Однако, хитрость такого плана может повлечь за собой серьезные меры ответственности.
  5. Смена состава участников. Любая проверка приведет к тому, что проверяющий сможет легко заподозрить руководителя в попытке организации уйти от решения вопроса, связанного с долгами. Бессмысленность подобных решений подтверждается и тем фактом, что каждый участник предприятия, независимо от того бывшим он является либо выполняет обязательства до сих пор, несет ответственность за деятельность предприятия.
  6. Не стоит менять директора. Как и в случае с другими участниками предприятия, нынешний руководитель, точно так же как и бывший директор, не освобождаются от ответственности.

В таблице представлен примерный перечень распространенных ошибок, допускаемых при ликвидации юридического лица:

Ошибка Краткое описание
1 Решение о ликвидации оформлено ненадлежащим образом Порядок принятия решения о закрытии, отражается в соответствующем документе
2 Не приняты соответствующие меры при принудительной ликвидации Отсутствие соответствующих мероприятий говорит о неисполнении решения суда
3 Нарушение сроков предоставления сведений о ликвидации юридического лица Порядок и время оповещения соответствующих органов прописано в законодательных актах
4 Неверно определено время сдачи отчетности Проводить должную работу по сдаче отчетности и оплате налогов ликвидируемое предприятие обязано до момента закрытия
5 Нарушение очередности при удовлетворении требований кредиторами

Законодатель определил очередность исполнения обязательств, нарушать который не рекомендуется

6 Процедура ликвидации не закончена надлежащим образом После закрытия, необходимо получить соответствующие бумаги, и уничтожить печати

Ликвидация юридического лица – прекращение деятельности и существования субъекта с внесением записи в реестр. Основанием для ликвидации служит не только банкротство, но и окончание срока деятельности, нарушения законодательства, при которых суд определяет регистрацию недействительной.

Регламентирует порядок действий при ликвидации Гражданский Кодекс.

Общий план

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основываясь на информации из Гражданского Кодекса можно выделить виды ликвидации юридического лица:

Законодательство обязывает налоговый орган произвести проверку деятельности субъекта при ликвидации. При добровольной форме срок делопроизводства считается налогооблагаемым периодом.

Добровольно

Добровольная ликвидация по решению учредителей – более легкая форма, так как при этом отсутствует необходимость уплаты судебных пошлин, часто отсутствуют причины для административных и иных взысканий с руководителей. Кроме того, решение о продаже имущества выносится ликвидационной комиссией, иногда это позволяет получить больший доход.

При добровольной ликвидации необходимо согласовать промежуточный баланс с государственными службами, после чего можно начинать погашение задолженностей в следующей очередности:

  • удовлетворение требований лиц, которым причинен физический и иной ущерб от деятельности субъекта;
  • оплата труда и пособий сотрудникам ликвидируемого субъекта;
  • выплаты кредиторам;
  • выплаты в государственные фонды;
  • иные кредиторы.

После выплат по всем задолженностям закрываются счета компании с уведомлениями налоговой. Вся документация юридического лица передается в архив. Деятельность и существование субъекта прекращается со дня выдачи справки об исключении из реестра.

Принудительно

Правом на принудительную ликвидацию службы и органы наделил Конституционный Суд постановлением 14 в 2003 году. Делопроизводство по ликвидации начинается после подачи иска в Арбитражный Суд.

Предшествовать этому могут следующие причины:

  • сокрытие отчетности или предоставление искаженных данных в налоговые органы
  • невыполнение правил применения кассовых аппаратов
  • деятельность, не предусмотренная лицензией
  • грубые нарушения в учредительной документации
  • уменьшение активов в соотношении с уставными фондами
  • незаконная деятельность, попадающая под уголовные статьи

За какими органами и службами закреплено право подачи заявления о ликвидации:

  • регистрирующие органы;
  • налоговая служба;
  • прокуратура;
  • антимонопольная служба;
  • центральный Банк;
  • другие заинтересованные субъекты и лица;

В случае отсутствия учредителей или невозможности выполнять возложенные задачи, ликвидатор назначается арбитражным судом. Ликвидация по принудительной форме часто совмещается с банкротством, если средств субъекта, его фондов и имущества недостаточно для погашения задолженностей.

Решение суда

Началом процедуры принудительной ликвидации является вынесение арбитражным судом соответствующего решения. Данное решение является окончательным и обязательным к осуществлению, в отличии от добровольной ликвидации, которая может быть остановлена или отменена.

Делопроизводство начинается с подачи заявления в арбитражный суд уполномоченных лиц и структур, после чего назначается дата и время заседания с извещением участников.

Все стороны, участвующие в рассмотрении наделены правом предоставлять суду доказательства и прочую информацию. Анализ судебной практики говорит о том, что решение о ликвидации выносится при наличии неустранимых, или систематических грубых нарушений.

Решение арбитражного суда оформляется в соответствии с установленной формой, данный документ обязателен к выдаче участникам.

Сроки осуществления ликвидации прямо зависят от сложности дела. Даже в легких случаях это занимает несколько месяцев, в связи с необходимостью проверки налоговыми и другими органами. Ликвидация, сопровождаемая банкротством, может длиться несколько лет.

В чем особенности видов ликвидации юридического лица

Особенности процедуры имеют зависимость от таких факторов, виды ликвидации юридического лица (принудительное, добровольное, сопровождаемое банкротством), типа учреждения, формы собственности, причин ликвидации.

Так религиозные организации могут быть ликвидированы в связи с деятельностью, которая противоречит законам и морально-этическим устоям общества. Это такие проявления, как склонение к суициду, отказу от получения образования, лечения. Принуждение к отказу от материальных ценностей и собственности.

Свои особенности имеет принудительная ликвидация. Судом может быть установлен срок на исправление нарушений с целью предотвращения завершения деятельности и сохранения субъекта. Данная процедура применяется к большинству субъектов при угрозе несостоятельности.

В некоторых случаях альтернативой ликвидации может быть слияние субъектов, присоединение к организации, осуществляющей схожую деятельность, но имеющую устойчивое финансовое положение и отсутствие нарушений. При этом к управляющему субъекту переходят распорядительные права и кредитные обязательства, что позволяет произвести процедуру без финансовых потерь со стороны кредиторов ликвидируемого субъекта.

Усложняют процесс ликвидации попытки умышленного банкротства. Данные действия выявляются в ходе проверок и сопровождаются дополнительными расследованиями и судами с применением взысканий по административным и уголовным статьям.

Если нет банкротства

Субъект, не имеющий невыполненных долговых обязательств, или могущий удовлетворить требования кредиторов в течение делопроизводства ликвидируется без процедуры банкротства. При этом для ликвидации необходимы другие законные условия.

Без признания несостоятельности ликвидация происходит чаще по добровольному типу и не всегда связана с нарушением законодательства. Как пример – ликвидация в связи с выполнением субъектом поставленных задач, прекращение деятельности.

Безусловно, ликвидация без признания несостоятельности – более простая и безболезненная процедура, занимающая меньше времени.

Факт признания банкротства не снимает ответственности с учредителей, и при установлении неплатежеспособности им грозит административная ответственность, часто вместе с уголовной

Альтернатива

Исключить некоторые сложности, снизить финансовые потери и избежать взысканий в некоторых случаях помогают альтернативные способы ликвидации.

Первый и самый эффективный способ – . Субъект будет исключен из реестра, но права и обязательства перейдут поглощающей организации, включая и задолженность.

Слияние несет ряд положительных моментов:

  • Сокращения срока процедуры. Без наличия усложняющих обстоятельств весь процесс занимает 1-3 месяца .
  • Отсутствие предпосылок к налоговым проверкам.
  • Процедура абсолютно законна.
  • Ликвидированный субъект исключается из реестра юридических лиц, как и в других случаях.
  • Сохранение прав субъекта на деятельность за поглащающей или вновь образованной компанией.
  • Сохранение интересов кредиторов.
  • Полное или частичное сохранение рабочих мест.
  • Возможность законно воспользоваться услугами консалтинговых и других компаний для помощи в проведении процедуры и соблюдения законности.

Вынужденные меры

Вынужденные меры при ликвидации связаны с двумя факторами: установление законности деятельности субъекта и возмещение задолженностей перед кредиторами.

Обеспечение первого условия происходит посредством проверок налоговыми и другими контролирующими органами с целью выявить или исключить факты незаконных действий, в том числе установлению истинных причин ликвидации. В случае выявления нарушений к ответственным лицам применяются взыскания в соответствии с законом.

Удовлетворение финансовых требований кредиторов и сотрудников субъекта гарантирует государство, поэтому действия арбитражного суда и прочих инстанций направлены на установление платежеспособности, выявления активов, дебиторской задолженности, имущества в объеме, достаточном для расплаты по задолженностям в соответствии с очередностью.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

ь осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

ь осуществление деятельности, запрещенной законом;

ь неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).


3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх