Представительный орган поселения. Представительные органы: понятие, структура и порядок формирования Заседания представительного органа муниципального образования

1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1.1. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

1.2. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

2. Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае, если в поселении, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 300 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. В случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:

1) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением на муниципальных выборах к его формированию из состава представительных органов поселений, внутригородских районов, выборы депутатов такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением был бы вправе принять решение о назначении выборов в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Установленный таким образом порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением применяется после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, избранного до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов к избранию на муниципальных выборах, выборы в представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

(см. текст в предыдущей редакции)

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

7.1. Численность депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района определяется законом субъекта Российской Федерации и уставами соответствующих муниципальных образований исходя из численности депутатов, установленной частью 6 настоящей статьи.

8. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

9. Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

11.1. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

12. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Представительный орган МО – высший выборный орган местного самоуправления, наделенный в соответствии с Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории МО.

Общие принципы деятельности п/о МСУ. П/о МО может осущ-ть полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной числ-ти депутатов. П/о состоит из депутатов, избираемых на муниц. выборах. П/о может не созд-ся, если числ-ть МО, обладающих избират. правом, составляет менее 100 чел. В этом случае полномочия п/о осуществляются сходом граждан. П/о явл-ся ЮЛ.

Формирование п/о. П/о МР:

1) м. состоять из глав поселений, входящ. в состав МР, из депутатов п/о поселений, избираемых п/о поселений из своего состава в соот-ии с равной нормой представительства; 2) м. избираться на мун. выборах на основе всеобщего = и прямого избират. права при тайном голосовании. Число депутатов, избираемых от 1 поселения, не м. превышать 2/5 от установленной числ-ти п/о МР.

П/о МР формир-ся если такое решение в течение года со дня выдвижения соот-щей инициативы поддержано п/о не менее 2/3 поселений в составе МР. Инициатива о формировании п/о МР оформляется решением п/о, расположенного в границах МР поселения. В решении указывается предлагаемая норма представ-ва депутатов п/о поселений в п/о МР, день начала работы п/о МР. День начала работы данного органа не м.б. ранее дня истечения срока полномочий п/о МР. Порядок формирования п/о МР закрепляется в уставе МР в течение 1 месяца со дня начала работы соответствующего п/о МР.

П/о ГО, поселений : на основе прямых выборов (пропорциональный принцип, партийные списки; мажоритарный принцип (округа); смешанная система), мажоритарн. (округа).

Численность депутатов п/о:

Числ-ть депутатов п/о П, в том числе ГО, определяется уставом МО, не м.б. менее: 7 чел. - менее 1000 чел.; 10 чел. - от 1000 до 10 000 чел.; 15 чел. - 10 000 до 30 000 чел.; 20 чел. - от 30 000 до 100 000 чел.; 25 чел. - 100 000 до 500 000 чел.; 35 чел. - 500 000 чел.

Численность депутатов п/о МР определяется уставом МР и не может быть менее 15 человек.

П/о МСУ город., сельс. поселения, ГО избирается путем общих или досрочных выборов на опред. срок, называемый созывом. Срок, на кот-ый избирается п/о, устан-ся уставом МО от 2 до 5 лет. Этот срок явл-ся предельным сроком полномочий депутатов п/о. Окончание срока полномочий п/о конкретного созыва - окончание срока полномочий всех депутатов данного созыва. Это распространяется на определение срока полномочий п/о МР, избираемого на муниц. выборах, его депутатов. П/о МР, формируемый ОМСУ поселений, работает не по созывам. Он действует на пост., основе, бессрочно.



Полномочия п/о МО могут быть прекращены досрочно в случае:

1. судом установлено, что п/о принят НПА, противоречащий законод-ву РФ. При этом п/о в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Высшее ДЛ РФ в течение месяца после вступления в силу решения суда вносит в законодат. (представит.) ОГВ субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске п/о. Полномочия п/о прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ об его роспуске. 2. решение о самороспуске. 3. вступление в силу решения верховного суда субъекта РФ о неправомочности состава депутатов п/о МО, в т.ч. в связи со сложением депутатами своих полномочий. 4. преобразование МО.

Типовая стр-ра: председатель – заместители – комиссии (по бюджету, по город. хоз-ву, по соц. вопросам, по правоохранит. органам, по связям со СМИ, председатели комиссий из членов комиссий) + аппарат (юр. отдел, инф-аналитич. отдел, организационный отдел, пресс-служба).

Структурные звенья Думы : Руководящее звено – председатель думы. Выполняет 2 ф-ции – внутренняя (руководство аппаратом думы), внешняя (представлять группу по связям с общ., телевыступления); Структурно-функц. звено – комитеты (постоянные и временные). Дума комитеты выбирает сама. Роль комитетов - разработка программ; Структурно-политич. звено – т.е. фракции (группировка партий); Аппарат думы – рабочее звено (профессионалы в делопроизводстве (юр. вопросы).



В исключительной компетенции представительного органа МО находятся:

1) принятие устава МО, внесение в него изменений, дополнений; 2) утверждение м/б и отчета о его исполнении; 3) устан-ие, изменение, отмена местных налогов и сборов в соот-ии с законодат-вом РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов, программ развития МО, утверждение отчетов об их исполнении; 5) опр-ие порядка упр-ия и распоряжения имущ-вом, находящимся в муниц. собст-ти; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации МУП и учреждений, об установлении тарифов на услуги муниц. предприятий и учреждений; 7) опр-ие порядка участия МО в орг-циях межмунар. сотрудничества; 8) опр-ие порядка материально-технич. и организац. обеспечения деят-ти ОМСУ; 9) к-ль за исполн-ем ОМСУ и ДЛ МСУ полномочий по решению ВМЗ.

Порядок деятельности п/о МСУ:

Сессия - основная организац.-правовая форма деят-ти п/о МСУ, включающая сов-ть пленарных заседаний, проводимых м/у ними заседаний президиума, комитетов, комиссий, депутатских групп, объедин. единой повесткой, единым календарем заседаний. Пленарные заседания - заседания с участием всех депутатов (членов) п/о, проводимые в установленном порядке для решения вопросов компетенции.

Функции сессий (заседаний): формирование руководящих органов и большинства структурных подразделений ОМСУ, принятие реш. по ведущим вопросам с-э развития МО; осуществление принципа подконтрольности и подотчетности органов и ДЛ МСУ п/о. Правотворческая, организаторская и контрольная функции п/о МСУ реализуются посредством сессий, заседаний. Именно на них принимаются решения и НПА. Виды заседаний : очередные и внеочередные Заседания могут быть также открытыми и закрытыми. На практике встречается выездное заседание п/о. Его цель - приближение депутатского собрания к избирателям, к месту действия. Подготовка сессий (заседаний) осущ-ся главой МО, председателем п/о, иными уполномоченными ДЛ, депутатами п/о. Заседания п/о считаются правомочными при условии регистрации не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты п/о МСУ считаются принятыми, если за них проголосовало >1/2 от числа избранных депутатов.

Глава МО, председатель п/о выполняют роль организаторов, подготовку вопросов для заседаний п/о осуществляют комитеты, комиссии, депутаты п/о. Роль председательствующего (объявляет повестку дня) на заседании выполняет председатель п/о, его зам., депутат, избранный непосредственно на заседании, глава МО, замещающее его лицо.

Рассмотрение проектов НПА осущ-ся в форме чтений. При 1 чтении проекта принимается решение: одобрить проект в 1 чтении и разослать его субъектам нормотворческой инициативы, направить проект на доработку; отклонить проект. Проект, одобренный в 1 чтении, после доработки выносится на 2 чтение с приложением текстов поправок. 2 чтение проводится по статьям, главам и разделам проекта. На мун. уровне проводятся только 2 чтения в отличие от уровня Федерации и субъекта РФ.

НПА, принятый п/о МО, направляется главе МО для подписания и обнародования.

Глава МО, являющийся главой МА, им. право отклонить НПА, принятый п/о МО. В этом случае НПА в течение 10 дней возвращается в п/о МО с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава МО отклонит НПА, он вновь рассматривается п/о МО. Если при повторном рассмотрении НПА будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной числ-ти депутатов п/о МО, он подлежит подписанию главой МО в течение 7 дней и обнародованию.

Организация деятельности представительного органа. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

П/О Екб: ЕГД –п/о МСУ населения ЕКБ. Не входит в систему ОГВ. Срок – 4 года. Числ-ть - 35 депутатов, избираемых на основе мажоритарной изб-ной с-мы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории МО. ЕГД м. осуществлять свои полномочия после избрания не менее 2/3 от установленной числ-ти депутатов. Обладает правами ЮЛ. Очередные заседания Думы созываются председателем Думы, 2 раза в месяц. Заседание правомочно, если зарегистрировалось не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в Думу. Если на заседание Думы прибыло менее 2/3 от числа Депутатов, избранных в Думу, то распоряжением Председателя Думы заседание переносится на другое время, но не более чем на 7 дней. Расходы на обеспечение деят-ти Думы предусматриваются в бюджете МО отдельной строкой. Д. опр-ет самост-но свою стр-ру в соотв. с Уставом. Комиссии: ПДК по бюджету и эк. пол-ке, по МСУ, культурной и информац. пол-ке и связям с общ-тью, по соц. защите и з/о, по город. хоз-ву, градостроит-ву и землепользованию, по БЖД населения, образования, науки, физкультуры, спорта и молодежной пол-ке, по муниц. собственности, по эк. развитию и инвестициям, промыш-ти и предпринимат. деят-ти.

Роль в системе местного самоуправления. В едущее положение в системе МСУ:

К РФ и 131-фз прямо устанавливают наличие выборных ОМС «МСУ осуществляется гражданами... через выборные и другие ОМС. Тем самым подчеркивается приоритет представительных органов перед другими.

Избираются непосредственно самими жителями МО и призваны выражать их волю при решении возложенных на них задач.

Наделены не только собственными, но и исключительными полномочиями, которые не могут осуществляться никакими другими органами (особенность их статуса по сравнению с исп.-распор. органами и ДЛ МСУ)

Функционально призваны:

Отражать и представлять интересы всех социальных групп населения муниципального образования;

Проблемы : отсутствием механизма взаимодействия депутатов и избирателей → п/о = машина для голосования - регистраторы готовых проектов решений(АМО)

В модели «сильный мэр-слабый совет» в совещательный орган при главе МО

Осуществлять нормотворчество в соответствии со своими полномочиями, прописанными в федеральном и региональном законодательстве, а также в уставе муниципального образования; институт публичных слушаний, как обязательный, по бюджетным вопросам, по комплексному социально-экономическому развитию МО. Все, что связано с инициативой этих гражданских составляющих участия населения в осуществлении местного самоуправления в нормативном правовом плане лежит в сфере регулирования представительного органа местного самоуправления

Контролировать исполнение принимаемых НА и в целом деятельность ИО и ДЛ МСУ.

Представительный орган муниципального образования – это орган, избранный населением и представляющий интересы
населения соответствующей территории. В состав представительного органа входят депутаты, численность которых зависит от численности населения.

В этой статье:

Понятие и сущность представительного органа

Представлять интересы населения призван орган, именуемый представительным, в состав которого входят депутаты. Основная роль данного органа – осуществление местной власти в интересах населения народными избранниками. На местном уровне данный орган обычно именуется думой, собранием.

Представительный орган действует коллегиально. Он может приступать к своим полномочиям при наличии не менее двух третей от той численности, которая установлена уставом города или района.

Депутаты осуществляют свою деятельность путем заседаний, на которых должно присутствовать не меньше половины от общего числа. Заседания проводятся не менее одного раза в квартал, за исключением случаев внеочередных заседаний по инициативе мэра.

Порядок формирования представительного органа

Депутаты избираются на местных выборах, которые бывают прямыми или косвенными. Путем прямых выборов формируется большинство членов представительного органа. Граждане принимают участие в выборах по достижению совершеннолетия.

Для формирования муниципальных районов предусмотрены косвенные выборы. Суть этих выборов в том, что граждане выбирают лишь депутатов поселений, входящих в состав района. А депутаты района формируются из общего состава избранных глав или депутатов в поселениях.

Таким образом, отсутствует необходимость в проведении дополнительных выборов с участием граждан на территории муниципального района.

Это касается и городской округ, имеющий внутригородское деление. Представительный орган может не формироваться, если количество населения проживающего на территории поселения, составляет менее 100 жителей. А также уставом может предусматриваться право не формировать депутатов при численности жителей от 100 до 300 человек.

В случаях, когда население не выбирает депутатов, роль представительного органа осуществляется на сходе граждан.

Полномочия членов представительного органа

Депутаты имеют исключительную компетенцию на осуществление следующих полномочий:

  • Принимать и вносить корректировки в главный документ муниципалитета, именуемого уставом
  • Депутатам отводится роль в формировании местного бюджета, путем его принятия на заседании
  • Принимать, изменять и отменять налогообложение жителей
  • Разрабатывать планы и прогнозы развития территории города или района
  • Распоряжаться имуществом местного значения
  • Создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные предприятия
  • Осуществлять сотрудничество с другими муниципальными территориями
  • Выполнение контрольных функций за органами муниципальной власти, в том числе удалять мэра в отставку

Уставом могут закрепляться иные полномочия, не противоречащие законодательству.

Прекращение деятельности представительного органа

Истечение полномочий членов представительного органа связывают с рядом обстоятельств:

  • Они могут быть прекращены досрочно за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей
  • В результате самороспуска
  • В результате изменения территории города или района, вследствие чего изменилось численность населения
  • Если принято решение об упразднении муниципальной территории

При досрочном прекращении полномочий, проводятся досрочные выборы нового состава депутатов.

В качестве мер ответственности депутаты могут прекратить полномочия за утрату доверия перед населением. Утрату доверия связывают с неисполнением своих полномочий надлежащим образом или исполнением не в интересах населения.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муници-пального образования (табл. 2.3).
Таблица 2.3\r\nЧисленность населения Численность депутатов, не менее\r\nМенее 1000 1\r\nОт 1000 до 10 тыс. 10\r\nОт 10 тыс. до 30 тыс. 15\r\nОт 30 тыс. до 100 тыс. 20\r\nОт 100 тыс. до 500 тыс. 25\r\nСвыше 500 тыс. 35\r\nЕсли численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется; в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Так, законом Московской области от 30 марта 2005 г. установлена численность советов депутатов поселений по 36 муниципальным районам области. В Раменском районе среди городских поселений наибольшая численность - 20 депутатов в г. Раменское, наименьшая среди сельских поселений - 10 депутатов. В масштабе области наибольшая численность в городском поселении Мытищи - 27 депутатов.
Представительный орган муниципального района может формироваться по одному из двух вариантов:
состоять из глав входящих в него поселений и депутатов представительных органов, избираемых этими представительными органами из своего состава по норме представительства независимо от численности населения поселения;
избираться на муниципальных выборах. При этом число депутатов от одного поселения не может превышать 2/5 установленной численности представительного органа муниципального района.
По первому варианту представительный орган формируется, если такое решение поддерживается представительными органами не менее чем 2/3 поселений муниципального района. В иных случаях он формируется по второму варианту. Порядок формирования представительного органа закрепляется в уставе муниципального района.
Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, что обусловливает наличие минимально необходимого собственного аппарата, обеспечивающего его работу, и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 установленной численности депутатов.
Деятельность представительного органа муниципального образования организует глава муниципального образования, а если он является главой местной администрации, - то председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава.
В исключительной компетенции представительного органа находятся:
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Исключительные полномочия представительного органа охватывают вопросы стратегии и развития муниципального образования, бюджетной политики, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в случаях:
принятия закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования;
самороспуска;
решения суда о неправомочности состава представительного органа;
преобразования муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоян-ной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов из установленной численности представительного органа, а при численности менее 10 человек - один депутат.
Депутаты должны защищать интересы голосовавших за них и против, представлять программу какой-либо партии или могут получить свободный мандат, т.е. руководствоваться лишь законом и своей совестью.
По дееспособности представительного органа принято судить о развитии местной демократии. Определяющая роль представительного органа соответствует теории самоуправления, согласно которой в самоуправляющейся организации объект и субъект управления должен совпадать. Таким субъектом - объектом является население муниципального образования.
В системе власти, действующей в СССР, депутат получал от избирателей наказ, который подкреплялся партийным решением и реализовывался через исполнительную власть. Руководители всех рангов и депутаты были членами одной партии. Теперь за депутатом нет политической силы, способной влиять на исполнительную власть, если он член не правящей партии. Если у власти находится СПС, то она может и не продвигать запрос депутата от КПРФ. Решение простых вопросов жизнеобеспечения зависит от расстановки политических сил.
Начиная с указа Президента РФ (1993 г.), Закона о местном самоуправлении (1995 г.) роль представительного органа понижается Сложилась система, где приоритет имеет исполнительная власть,
JTO позволяет главам районов уходить от контроля, подминать под себя представительную власть, что противоречит Европейской хар- гии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 г.

Еще по теме Представительный орган поселения.:

  1. Содействие органов внутренних дел избирательным комиссиям в обеспечении законности при организации и проведении выборов
  2. § 2.2. Правовые основы взаимодействия гражданского общества и органов местного самоуправления
  3. 2.4. Органы местного самоуправления в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  4. § 2.1. Парламентская ассоциация как форма ассоциативного сотрудничества законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  5. § 3.3. Участие муниципальных образований в ассоциативных формах сотрудничества органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  6. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению законности в деятельности муниципальных органов
  7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
  8. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению законности в муниципальном образовании
  9. §2. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления и особенности ее осуществления.
  10. §1. Организационно-правовые меры по улучшению муниципального правотворческого процесса.
  11. § 1. Изменение территориальной организации местного самоуправления в рамках муниципальной реформы 2014-2016 гг. (на примере городских округов)
  12. § 2. Трансформация принципа выборности органов и должностных лиц местного самоуправления
  13. § 2.2. Методика проведения проверок исполнения законодательства об отходах в органах местного самоуправления, территориальных отделах Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, хозяйствующими субъектами
  14. § 1. Право государственной и муниципальной собственности на землю в черте поселений

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Известно, что для того, чтобы предприятие выпускало свою продукцию, необходимо организовать надлежащим образом его работу. Представительный орган муниципального образования также выпускает свою "продукцию" - принимает решения, в первую очередь нормативные решения. Поэтому для того, чтобы была чёткая организация правотворческой деятельности необходимы « цеха» - комитеты, комиссии, группы, и должностные лица, которые с участием муниципальных служащих, аппарата представительного органа и привлечённых специалистов осуществляют эту работу. Комитеты (комиссии) представительного органа. Важное место в деятельности представительных ОМСУ принадлежит их комитетам (комиссиям). Именно в комитетах и комиссиях осуществляется повседневная деятельность по подготовке решений представительного органа, выражаемых в конкретных нормативных правовых актах. Статус комитетов (комиссий) регулируется уставами МО, положениями о них и регламентами, утверждаемыми представительного органами местного самоуправления. Комитеты и комиссии могут быть постоянными и временными. Постоянные комитеты, комиссии образуются, как правило, на период полномочий представительного органа. Временные комитеты, комиссии образуются для решения конкретных вопросов (разовая подготовка решений, проверки). Функции комитетов, комиссий представительных ОМСУ в различные периоды их истории серьезных изменений не претерпели. Сегодня, как и раньше, комитеты, комиссии - это совещательные, консультативные, контролирующие органы своих представительных органов. Они не осуществляют самостоятельного управления какими-либо отраслями местного хозяйства, действуя исключительно в составе своих представительных органов. Образование комитетов и комиссий представительных органов и изменение их состава относятся к исключительной компетенции представительных органов. Их формирование происходит, как правило, на первых сессиях (заседаниях), когда определяется структура представительного органа, решаются иные организационные вопросы. В случае необходимости представительный орган может и в иное время образовывать новые комитеты, комиссии, реорганизовывать существующие, вносить изменения в их численный и персональный состав. Нормативные положения о комитетах, комиссиях детально регламентируют конкретное содержание их функций, полномочий. Определяющим моментом содержания их функций являются предметы ведения муниципального образования и компетенция соответствующего представительного органа. Комитеты (комиссии) по вопросам их ведения: - осуществляют предварительное рассмотрение проектов решений, иных нормативных правовых актов и их подготовку к рассмотрению представительным органом; - организуют проводимые представительным органом депутатские слушания, совещания; - дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта местного бюджета, прогноза социально-экономического развития МО; - утверждают планы работы комитетов; - определяют стратегию и тактику своей деятельности; - принимают решения о направлении проектов актов в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы и независимой экспертизы проектов актов; - взаимодействуют с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, негосударственными организациями; - взаимодействуют со СМИ, обеспечивая их участие в текущей деятельности комитетов, комиссий; - осуществляют контроль за исполнением принятых представительным органом решений; - решают вопросы организации своей деятельности. Комитет, комиссия самостоятельно или совместно с другими комитетами, комиссиями вправе вносить предложения о создании рабочих групп, временных комиссий для разработки проектов или подготовки отдельных вопросов к депутатским слушаниям. В состав рабочих групп, временных комиссий и иных рабочих органов могут также входить депутаты, должностные лица и специалисты. Комитеты, комиссии вправе создавать экспертные советы на общественных началах (общественные советы), принимать решения о проведении независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов. Комитеты, комиссии наделены полномочиями самостоятельного выступления от своего имени. Они вправе запрашивать у широкого круга субъектов необходимые документы и информацию, приглашать на заседания должностных лиц местного самоуправления.

Содоклады - это наиболее часто практикуемое выступление представителей комитетов, комиссий на сессиях. Суть их состоит в том, что представительный орган получает возможность ознакомления с работой соответствующей местной администрации, учреждения или с состоянием дел в определенной отрасли местного хозяйства не только по сообщениям ответственных должностных лиц, но и на основе авторитетной информации депутатов и независимых специалистов, изучивших данный вопрос в составе комитета, комиссии. Поэтому содоклад комитета (комиссии) не должен быть лишь повторением основного доклада. Если в последнем излагается общая картина дела и дается анализ деятельности определенных служб, предприятий и организаций, обычно с точки зрения их руководителей, то в содокладе отмечается главным образом то, что обнаружили члены и активисты при обследовании, и то, что не нашло отражения в докладе. Содоклад отражает мнение членов комитета, комиссии. Комитет, комиссия знакомится с содержанием доклада заранее и имеет возможность составить свой содоклад так, чтобы он дополнял выступление докладчика, помогая представительному органу получить всестороннее представление о рассматриваемом вопросе. Нередко до сессии представители тех служб, работа которых должна обсуждаться, выступают на заседании комитета, комиссии, которые таким образом предварительно знакомятся с тем, что руководители соответствующих организаций намерены представить вниманию общего собрания депутатов. Комитеты, комиссии помимо ежегодного рассмотрения планов экономического и социального развития и бюджетов, а также отчетов об исполнении бюджетов, целевых программ осуществляют текущий контроль за выполнением этих бюджетов, программ. Они рассматривают на своих заседаниях доклады руководителей финансовых и экономических служб местной администрации о проделанной работе за определенный период, например за полугодие. Они ведут контроль за реализацией предложений и критических замечаний, внесенных депутатами при рассмотрении плана экономического и социального развития и бюджета на очередной год и по другим вопросам. Важное место в контрольной деятельности комитетов и комиссий занимает проверка исполнения наказов избирателей. Организаторская работа должна стать главным в деятельности комитетов, комиссий представительного органа. Большую роль в обеспечении успешной работы комитетов, комиссий играют их председатели. Они организуют и направляют деятельность комитетов, комиссий, созывают и ведут их заседания, руководят их подготовкой, совместно с другими членами составляют проекты планов работы, решений и рекомендаций комитетов, комиссий, контролируют их выполнение, как и выполнение всеми членами комитета, комиссии возложенных на них обязанностей, данных им поручений. Председатели комитетов, комиссий представляют их в отношениях с другими органами МСУ и различными организациями. Они поддерживают связь с исполнительным органами МО, предприятиями, учреждениями по вопросам работы своих комитетов, комиссий. Как правило, именно председатели выступают от имени своих комитетов, комиссий с докладами и содокладами на сессиях представительного органа. Заместитель председателя комитета, комиссии принимает участие в руководстве деятельностью комитета, комиссии, выполняет задания председателя по подготовке очередных заседаний, а также выполняет функции председателя во время его отсутствия. Секретарь комитета, комиссии ведет делопроизводство, включая протоколы заседаний, готовит материалы к обсуждению на заседаниях комитета, комиссии, учитывает выполнение членами активистами данных поручений. Заседания комитетов, комиссий носят открытый характер. В исключительных случаях могут проводиться закрытых заседаниях. Заседание комитетов, комиссий правомочно, если на нем присутствует большинство от числа избранных членов комитета, комиссии. Решение принимается большинством голосов от числа членов комитета (комиссии), присутствующих на заседании. Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания. При этом вопросы, подлежащие обсуждению одновременно в нескольких комитетах, комиссиях, могут рассматриваться как на их совместных, так и раздельных заседаниях. Депутатские группы. Представительный орган на территории МО может быть представлен депутатским группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах, иных территориях МО. При образовании территориальных депутатских групп определяются их задачи и направления деятельности. Сессия - основная организационно-правовая форма деятельности представительного органа МСУ, в которой проявляется коллективный стиль работы и реализуется принцип коллегиальности в принятии решений, форма работы представительного органа, включающая совокупность его пленарных заседаний, проводимых между ними заседаний президиума, комитетов, комиссий, депутатских групп, объединенных единой повесткой или единым календарем заседаний. Пленарные заседания - заседания с участием всех депутатов (членов) представительного органа, проводимые в установленном порядке для решения вопросов компетенции данного представительного органа.8 В уставах многих муниципальных образований вместо слова "сессия" используется понятие "заседание". Сессии, заседания дают возможность всесторонне учитывать опыт и мнение всех депутатов и представляемых ими избирателей, принимать решения, наиболее полно отвечающие интересам населения, местным условиям и традициям. Сессии, заседания представительного органа муниципального района дополнительно призваны согласовывать интересы входящих в муниципальный район городских, сельских поселений, их органов власти. Обязательность проведения сессий вытекает не только из уставов, регламентов, но и из самой природы представительного органа. Граждане формируют представительные органы для того, чтобы они организовали управление на соответствующей территории. Управление можно организовать путем принятия управленческих решений. Часть этих решений вправе принимать только представительный орган и только на сессии. Обязательность проведения сессии связана с характером вопросов, которые могут быть рассмотрены только на ней. К ним отнесены все вопросы исключительной компетенции представительного органа. В том случае, если представительный орган не проводит сессионных заседаний, он может быть распущен или расформирован путем отзыва депутатов. Уставы МО в большинстве своём предусматривают различные нормы в периодичности проведения сессий (заседаний) представительных органов (не реже одного раза в месяц, квартал, по мере необходимости и т.д.). К числу важнейших функций сессий (заседаний) относятся: формирование руководящих органов, большинства структурных подразделений органов местного самоуправления, принятие решений по ведущим вопросам социально-экономического развития муниципальных образований; осуществления принципа подконтрольности и подотчётности органов и должностных лиц МСУ представительным органам. Правотворческая организация и функции представительных органов местного самоуправления реализуются посредством сессий, заседаний. Именно на них принимаются решения и нормативные правовые акты.

Сегодня известны следующие виды заседаний:

  • 1) Очередные заседания проводятся в установленные регламентами представительного органа сроки (созываются председателем представительного органа (или главой МО).
  • 2) Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости, в силу возникших обстоятельств. Регламенты обычно предусматривают специальный порядок инициирования внеочередных заседаний.

Они проводятся по предложению председателя представительного органа, комитета, комиссии, группы депутатов установленной численности. Кроме того, право настаивать на проведении внеочередной сессии, заседания обычно предоставляется главе муниципального образования или главе местной администрации.

Сессия (заседания) могут быть также открытыми и закрытыми. Открытое заседание предполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Подавляющее большинство заседаний представительных органов являются открытыми. Закрытые заседания организуются в особых случаях. На практике встречается еще один вид заседаний - выездное заседание представительного органа. Его цель заключается в приближении депутатского собрания к избирателям, к месту действия, что позволяет глубже изучить проблему.

Выбор вопросов повестки заседания представительного органа органа предопределяется системой взаимосвязанных плановых документов пяти видов:

  • а) перспективные определяющие основные направления развития МО на период полномочий представительного органа;
  • б) целевые программы, направленные на решение различных проблем территории.

На основании этих плановых документов осуществляется организация деятельности представительного органа МСУ по подготовке нормативных правовых актов, а также иных решений, связанных с управлением и развитием территории. Подготовка сессий (заседаний) осуществляется главой МО, председателем представительного органа или иными уполномоченными на то должностными лицами, а также депутатами представительного органа. Глава муниципального образования или председатель представительного органа выполняют при этом роль организаторов, что же касается подготовки вопросов для заседаний представительного органа, то в основном эту функцию должны осуществлять комитеты, комиссии, депутаты представительного органа. В целях обеспечения деятельности представительного органа депутаты утверждают план проведения пленарных заседаний с указанием вопросов для рассмотрения и ответственных за подготовку этих вопросов. План направляется всем заинтересованным должностным лицам в сроки, установленные регламентом представительного органа. Для подготовки вопросов к заседанию представительного органа образуются рабочие группы из числа депутатов и работников аппарата представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также специалистов в той или иной сфере. Если в составе представительного органа имеются комиссии или комитет, то на них возлагаются обязанности по организации этой работы. Подготовительные документы после предварительного рассмотрения на заседании рабочей группы или комиссий, комитета представительного органа выносятся для обсуждения на заседание представительного органа. Предварительные проекты документов могут быть вынесены на обсуждение граждан по месту жительства или работы. Они публикуются в местной печати или доводятся до сведения граждан иным способом. Обсуждение вопросов на пленарных заседаниях носит коллегиальный характер. Каждый депутат вправе участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на заседании, вносить свои предложения и замечания. В соответствии с регламентом представительного органа по основному вопросу, как правило, определяется докладчик. Этот вопрос решается предварительно на заседаниях комитета, комиссии или рабочей группы, подготовившей материалы сессии. После доклада начинается обсуждение вопроса, в котором могут принимать участие и депутаты, и приглашенные на сессию граждане, должностные лица, специалисты. Приглашение на заседания представительных органов граждан, должностных лиц, специалистов предусмотрено в большинстве уставов муниципальных образований. Заседание открывает и ведёт уполномоченное на то уставом МО или законом должностное лицо. Роль председательствующего на заседании выполняет председатель представительного органа, его заместитель, депутат, избранный непосредственно на заседании, глава МО, и замещающее его лицо. В начале заседания председательствующий оглашает число депутатов, присутствующих на сессии. Это необходимо для выяснения вопроса о наличии кворума. Без кворума, установленного законом или уставом, сессия считается неправомочной, а принимаемые решения - недействительными. Кворум9 - это минимальное число депутатов (членов выборного органа), необходимое для начала официальной работы представительного органа по принятию решений, входящих в его компетенцию. Зачастую норма кворума - 2/3 от установленного численного состава депутатов (членов выборного органа). Данная норма совпадает с нормой правомочности представительного органа вцелом. Председательствующий обеспечивает нормальную работу заседания, свободное и деловое обсуждение рассматриваемых вопросов. Он контролирует наличие кворума на заседании, предоставляет слово для докладов, содокладов, объявляет прения. После установления кворума вносится и утверждается повестка дня, в которой может быть один или несколько вопросов. Поэтому голосование может быть проведено по повестке как в целом, так и по каждому вопросу в отдельности. Кроме того, каждый депутат вправе внести в повестку дня дополнительные вопросы. Дополнительные вопросы в обязательном порядке ставятся председательствующим на голосование. Голосование по повестке дня, как правило, открытое. Утвердив повестку дня, депутаты принимают решение о порядке проведения заседания. Сюда входят вопросы о продолжительности его проведения, процедуре обсуждения, о времени, предоставляемом для докладчика, содокладчиков и других участников обсуждения. Затем из числа депутатов создаются рабочие органы, необходимые для проведения заседания. К ним можно отнести редакционную комиссию, задача которой - обобщить поступившие предложения и замечания по рассматриваемым вопросам и использовать их при доработке проектов решений; счетную комиссию, обеспечивающую подсчет голосов при открытом или тайном голосовании. После образования необходимых рабочих органов председательствующий предоставляет слово для доклада основному докладчику. По основному вопросу, как правило, готовится содоклад. С содокладами обычно выступают представители комиссий или комитетов представительного органа МСУ, принимавшие участие в подготовке вопроса на сессию (заседание). Число содокладов определяется при утверждении порядка ведения заседания в зависимости от характера обсуждаемого вопроса. По итогам доклада и содоклада проект решения обсуждается участниками заседания. Следующий этап - прения, т.е. обсуждение вопроса, в котором принимают участие все депутаты представительного органа, а также, по решению большинства депутатов, специалисты и приглашенные, если есть такая необходимость. Обсуждение завершается по предложению депутатов о прекращении прений путем голосования. Обсудив вопрос, депутаты приступают к принятию решения. Проект решения, с учетом предложений и замечаний, оглашает председатель редакционной комиссии, который избирается комиссией из ее состава. В своем выступлении председатель комиссии сообщает о числе поступивших предложений и замечаний в письменном виде и прозвучавших в выступлениях депутатов. Предложения и замечания, согласно регламентам представительных органов муниципальных образований, оформляются письменно, в виде поправок. Это позволяет более эффективно учитывать предложения и включать их в проекты решений. Далее называются предложения и замечания (поправки), которые, по мнению комитета, комиссии, необходимо включить в проект решения, и те, с которыми они не согласны. Каждое предложение о включении или отклонении поправки должно иметь обоснование. Каждая поправка ставится на голосование депутатов. Перед голосованием слово для обоснования поправки предоставляется автору, который внес эту поправку. Поправки могут вносить и депутаты, и комиссии или комитеты. Доработанный с учетом принятых поправок проект решения оглашается и ставится на окончательное голосование. Решения принимаются, как правило, большинством голосов. Однако решения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию представительного органа, принимаются иногда квалифицированным большинством. Так, Уставом города Челябинска предусмотрено, что решения городской Думы по некоторым вопросам, отнесенным к ее исключительной компетенции, принимаются большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов. Рассмотрение проектов нормативных правовых актов может осуществляться и в форме чтений.

При первом чтении проекта принимается одно из следующих решений: одобрить проект в первом чтении и разослать его субъектам нормотворческой инициативы, направить проект на доработку; отклонить проект. Проект, одобренный в первом чтении, после доработки выносится на второе чтение с приложением текстов поправок. Второе чтение проводится по статьям, главам и разделам проекта. Регламенты многих представительных органов предусматривают, что при втором чтении на голосование сначала ставятся предложения о внесении в статью или другие части проекта поправок, а затем в третьем чтении - принятие нормативного правового акта в целом. Данная процедура еще не стала доминирующей в работе представительных органов. В таком порядке проводится пленарное заседание представительного органа местного самоуправления. При необходимости в ходе сессии проводятся заседания комитетов, комиссий. Обычно такая форма используется при обсуждении проекта бюджета на предстоящий год и отчета об исполнении бюджета за истекший год. В данном случае каждый комитет или комиссия обсуждают свои направления и представляют их в комитет по налогам, финансам и бюджету, а также назначают от имени комитета и комиссии своего содокладчика на пленарное заседание, если в этом есть необходимость. Комитет, комиссия готовят свои письменные предложения к рассматриваемому вопросу в виде поправок, концепций, обоснований и вносят их на пленарное заседание представительного органа на этой же сессии. Окончательное решение по итогам рассмотрения вопроса в комитетах, комиссиях после обсуждения на пленарном заседании принимается в коллегиальном порядке всеми депутатами. Большинство уставов муниципальных образований предусматривает следующий порядок принятия решений. Голосование по проекту решения проводится вначале за основу, затем по пунктам, разделам и в целом. В случае, когда проект доведен до сведения депутатов заблаговременно, его текст не оглашается. В остальных случаях он подлежит оглашению. Каждая поправка, предложение по проекту решения ставится на голосование депутатов.

В первую очередь на голосование ставятся взаимоисключающие друг друга поправки, а затем остальные. Рассмотрение предложений и поправок к решению проводится лишь после принятия проекта решения за основу. Для предварительного обсуждения и получения заключений проект передается в комитеты и комиссии представительного органа, если таковые созданы. В случае необходимости по решению представительного органа рассмотрение проектов решений может быть перенесено в постоянные комитеты и комиссии. Выводы, предложения, рекомендации постоянных комиссий и комитетов сообщаются на заседании депутатам председателями комиссий, комитетов. Голосование, как право заявлять свое мнение при решении вопросов повестки заседания, может быть открытым, тайным и поименным (разновидность открытого голосования). Большинство решений принимается открытым голосованием. Подсчет голосов при проведении открытого голосования ведется секретариатом.

В отдельных случаях, таких, например, как избрание председателя представительного органа, его заместителя, их отзыв, проводится тайное голосование. Решение счетной комиссии принимается большинством голосов и оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь комиссии. Для организации тайного голосования необходимы бюллетени, изготовление которых осуществляется под контролем счетной комиссии. Поименное голосование проводится в случаях, требующих ясной и недвусмысленной позиции депутатов. Предметом такого голосования могут стать самые острые проблемы муниципального образования. Поименное голосование проводится по требованию определенной части депутатского корпуса, как правило, не менее 1/3 от числа депутатов, избранных в представительный орган. Для проведения поименного голосования формируется счетная комиссия. Его результаты оглашаются на заседании, а также могут публиковаться в средствах массовой информации. Решения обычно принимаются простым большинством от числа присутствовавших депутатов. Для принятия отдельных решений требуется квалифицированное большинство, т.е. 2/3 голосов от общего (установленного) числа депутатов (членов) представительного органа. Решения подписываются либо главой муниципального образования, либо председателем представительного органа и, в определенный уставом или регламентом срок, обнародуются в средствах массовой информации или иным способом. Решения вступают в силу с момента опубликования, даты, указанной в самом решении, или со дня его принятия. В силу того, что первая сессия (заседание) представительного органа местного самоуправления имеет свои специфические особенности, необходимо обратить внимание на процедуру ее проведения. На первой сессии (заседании) происходит констатирование представительного учреждения, т.е. вступление его в осуществление функций органов муниципальной власти.

Первая сессия (заседание) представительного органа нового созыва проводится не позднее чем в двухнедельный срок после избрания не менее 2/3 депутатов от числа, установленного для данного представительного органа. Первая сессия (заседание) созывается, как правило, председателем или главой муниципального образования предыдущего созыва. Открывается сессия (заседание) часто старейшим по возрасту депутатом, который осуществляет функции председательствующего до момента избрания председателя. Открывать сессию (заседание) может глава муниципального образования, председатель представительного органа прежнего созыва, другие лица в соответствии с тем, как решен этот вопрос в уставе муниципального образования.

Первые сессии (заседания) нацелены преимущественно на решение организационных вопросов: - утверждение структуры представительного органа, - избрание должностных лиц (председателя, заместителя председателя), - формирование комитетов (комиссий). На каждой сессии (заседании) представительного органа ведется протокол, в котором указываются: дата и место проведения сессии (заседания); число присутствующих депутатов; повестка сессии (заседания); проекты решений; данные о всех выступающих и другие сведения. К протоколу прилагается стенограмма и тексты принятых представительным органам МСУ правовых актов. Депутатские фракции.

Фракции в представительном органе муниципального образования согласно статье 35.1 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ) применяются к депутатам, входящим во фракции, и к фракциям в представительных органах муниципальных образований, голосование на выборах в которые состоялось после дня вступления в силу данного ФЗ.

Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция). Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.

В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Если данные требования не соблюдены, то это влечет за собой прекращение депутатских полномочий.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх