Причины появления неравенства и знати. Урок истории (5-й класс) "Появление неравенства и знати"

5 класс

Урок №

Тема урока: « Появление неравенства и знати»

Цель: научить определять причины появления неравенства между людьми, дать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать», «ремесленник»,дать характеристику изменениям, произошедшие с поселениями; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий; воспитывать интерес к историческим процессам прошлого.

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия : ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.

Оборудование: компьютерная презентация урока, учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2016 г.

Ход урока

    Организационный момент

(учитель и ученики взаимно приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку)

    Актуализация

    Давай вспомним!

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

    Мотивация

Земледелие и скотоводство дали, дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело от него самого.

Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

    Что такое неравенство?

(учащиеся высказывают предположения)

    Изучение нового материала

План:

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

1. Обработка металлов.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

    Работа над понятием:

Ремесленник – человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

(ученики записывают определение в тетради)

    Догадались ли вы что за эти камни? (самородки меди, Их можно было плавить и изготавливать орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные .)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготавливать металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

    Работа с иллюстрацией учебника (стр. 26)

    Как происходила отливка медного топора?

    Какое значение имело для человека освоение меди?

(ученики отвечают на вопросы)

(Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественное обрабатывать землю . )

2. Изобретение плуга

    Работа с учебником


(ученики отвечают на вопросы)

(Примерный ответ: урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией )

3. Распад родовых общин.

    Решите задачу

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор».

(ученики решают задачу)

    Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).

Земледельцы с изобретением плуга стали зажиточнее, они делали запасы. Но ведь каждый по-прежнему должен был делиться со всеми многочисленными сородичами. Так стоит ли особенно стараться, если полученный урожай все равно поделят поровну?

Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своем участке земли. Урожай уже не шел в «общий котел» - им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого они брали воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное – то, что они соседи и потому должны держаться вместе. В больших поселениях людей объединяло не столько родство, сколько жизнь на одной территории.

    Работа над понятием

Соседская община – община, состоявшая из больших семей, не связанных родственными связями.

4. Появление неравенства и знати.

Если каждая семья самостоятельно ведет хозяйство и распоряжается своим имуществом, то некоторые из них со временем становятся богаче, а другие беднее. Появляется неравенство.

Л
егко возникал соблазн увеличить свое богатство не изнурительным трудом, а грабежом. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его. Поэтому поселения стали ограждать земляными валами и стенами, чтобы уберечь себя от внезапных набегов.

Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для походов на соседние племена.

    Работа над понятием

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют.

(ученики записывают в тетради)

Вождь племени, его друзья и соратники приобретали известность – их прославляли как знаменитых, знатных людей . Знатность передавалось по наследству – дети вождей и старейшин пользовались почетом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племен. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Ведь не могло быть тогда у каждого оружия из меди, тонких одежд и золотых украшений. Все это принадлежало только знати. Захваченных на войне пленников вождь и знатные люди делали своими рабами.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные крепостными стенами.

    Работа над понятием

Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

В городах этих жила, знать, которую обслуживали ремесленники и рабы. Здесь находились места, где стояли идолы. Вождь приобретал власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

    Закрепление изученного материала

1. Первый металл, который освоил человек (медь).

2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)

4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди (знать).

7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).

    Подведение итогов

(учитель говорит заключительное слово и выставляет оценки)

    Домашнее задание

Человека всегда интересовал вопрос появления неравенства и знати в обществе. Он занимал умы мыслителей, над ним размышляли великие философы. Из истории каждому известно, что первые человеческие общины не знали неравенства. Что послужило причиной его зарождения? Без археологических исследований ученые бы не смогли получить ответ на этот вопрос. Итак, какова история появления неравенства и знати, что за причины привели к выделению классов богатых и бедных?

Предпосылки

Известно, что любому событию предшествуют определенные предпосылки. Каковы причины появления неравенства? Первоначально распаду общества способствовало следующее:

  • Совершенствование орудий труда, с помощью которых можно было обработать большее количество земли и сделать это качественнее.
  • Использование скота при выполнении тяжелых работ, что облегчало задачу земледельцам и позволяло производить продукты с излишком. Это также привело к появлению неравенства и знати.
  • Отпала необходимость обрабатывать землю общинным методом. Каждая семья, имея металлические орудия труда, уже могла самостоятельно трудиться на своем участке, получая при этом еду в количестве, достаточном для того, чтобы прокормить себя, своих детей, и даже получить избыток.

Профицит продовольствия у семьи подарил ее членам новые возможности. При этом излишками можно было распорядиться по своему усмотрению: обменять на более совершенные орудия труда, золотые или серебряные украшения, одежду, посуду, которую изготавливали ремесленники, - кто такие они, узнаете чуть позже.

Таким образом, избыток производимых продуктов стал основным благоприятным условием для разделения общества на бедных и богатых. Излишки стали отправной точкой для накопления ценностей в отдельных семьях и причиной обнищания других.

Механизм зарождения неравенства

Постепенно у каждой семьи накапливалось собственное имущество. Это могли быть орудия труда, скот, посуда, украшения. Передавали их по наследству, что приводило к обогащению последующих поколений. Таким образом, у одних имущества становилось все больше, у других - меньше. Если при общинно-родовом строе все, что добывалось в и производилось в семье, считалось общим, то появление излишеств позволило каждой ячейке увеличивать собственные запасы.

Однако интересно и то, что сам процесс имущественного расслоения зарождался в общинах, когда урожай и добыча делились поровну. Уже в те времена существовала родоплеменная верхушка, в которую входили старейшины, вожди, возглавлявшие род, военные. Понятно, что при дележе урожая или военных трофеев им доставалось только лучшее.

Семьи с достатком пользовались большим уважением, поэтому зачастую при выборе предводителя общины к власти приходили те, у кого было больше земли, скота и имущества. При военных походах захваченные трофеи стали делиться не поровну, как раньше, а большая доля доставалась знати, что еще больше усугубляло неравенство. Чтобы оправдать себя перед остальными членами общины, они объясняли это собственной исключительностью, знатным положением.

Распад родовой общины

Первые металлические орудия человек начал изготавливать примерно девять тысяч лет назад. Их применение подняло общинно-родовое общество на новую ступень развития, позволило выстраивать отношения между его членами на совершенно ином уровне. Постепенно происходил переход от к соседской. На смену коллективному труду пришел труд семейный, при котором каждая отдельно взятая семья работала исключительно на себя. Данное обстоятельство привело к появлению неравенства и знати, причиной чему послужили разные условия.

Например, болезнь или смерть кормильца, неурожайные годы препятствовали накоплению излишков. Соответственно, обменивать на орудия труда или скот было попросту нечего. Получение же продукта в избытке позволяло увеличить объемы следующего посева и совершить выгодные приобретения.

Соседская община

Постепенно община, состоящая из родственных семей, то есть людей одного рода, становилась соседской. Между ними складывался иной порядок взаимоотношений, не требовалось прилагать общие усилия для обработки земли. Семьи разрастались, родственные связи утрачивались. У каждой появлялся свой скот, свои наделы земли, орудия труда. Именно в это время, когда родственные связи как обязательный атрибут общинно-родового общества потеряли свою значимость, произошло возникновение неравенства и знати.

Каждая семья была уже сама за себя. Появлению знати и неравенства способствовали различные факторы. В зависимости от приложенных усилий, количества членов семьи, плодородия земельных наделов и объема полученных избытков каждая семья обогащалась по-разному. Кроме того, общие усилия требовались при освоении новой земли, в случае защиты от врагов, военных походов. Здесь сохранялись общинные связи, так как выжить в суровых условиях одной семье было невозможно.

Изобретение плуга и приручение домашних животных

Землепашество - один из самых тяжелых видов работ на земле. До изобретения плуга почву можно было обрабатывать исключительно общиной, так как сделать это самостоятельно, не имея никаких эффективных приспособлений, и вовсе невозможно. Использование данного орудия позволило в разы увеличить производительность труда и уменьшить затраты. Однако применение плуга не облегчало работу отдельным пахарям, тащить его одному человеку было не по силам. Первые плуги представляли громадные бревна с толстыми заостренными сучьями, с помощью которых распахивали землю.

Только приручение животных позволило человеку усовершенствовать процесс земледелия. Кроме того, применяя дополнительную тягловую силу, человек уже мог вспахать в разы больше земли и, естественно, собрать больший урожай.

Развитие ремесел

Потребности человека заключались не только в пище, у него была необходимость в приобретении орудий труда, одежды, посуды. Для того чтобы изготавливать определенный вид продукции, необходимы были навыки и умения, которые вырабатывались годами. Горшечник не должен был заниматься земледелием, как и скорняк, ткач или кузнец. За свою работу он брал определенную натуральную плату в виде зерна или другой сельскохозяйственной продукции.

Кто такие ремесленники? Постепенно из среды земледельцев стали выходить люди, которые занимались исключительно ремеслом. Причем нередко оно становилось семейным делом, имеющийся опыт и знания передавались потомкам.

Обработка металлов

Появление металлических орудий труда привело к настоящему перевороту в жизни и людских отношениях. Первоначально человек начал плавить и изготавливать изделия из меди - легкоплавкого металла. Орудия труда и оружие, изготовленные из него, были намного лучше каменных, поэтому их применение позволило повысить производительность труда.

После меди человек научился выплавлять более прочное олово, но знакомство с железом и его использование привело к настоящей революции. изготовленные из этого металла, были надежнее и долговечнее предыдущих.

Первые города

Защищаясь от врагов, община должна была предпринимать определенные меры. Чтобы избежать внезапного вражеского нападения, необходимо было отгородить поселение оградой или стеной. Возводились валы, строились целые крепости, окруженные рвами с водой.

Так, небольшие поселения постепенно разрастались, территория перед крепостями стала заселяться землепашцами и ремесленниками. Эти поселения также огораживались стенами, валами, рвами и постепенно приобретали вид городов. Они появились приблизительно пять тысяч лет назад, что стало знаком окончательного распада общин и зарождения государства.

В указанный период неравенство считалось нормой. Выделялись знатные сословия, которым принадлежала власть, формировалась армия. Кстати, военные были людьми, которые не пахали землю и не были ремесленниками. Их основной обязанностью была защита города от врагов, участие в военных походах и захват добычи - трофеев и рабов.

Урок истории 5 класс МОУ СОШ №51 г. Шилка

Учитель: Баранова Н.А.

Появление неравенства и знати»

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости, творческого мышления; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: компьютерная презентация урока учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2012, рабочая тетрадь «История древнего мира» Г.И. Годер часть1, М., Просвещение, 2015, листы с таблицами для рефлексии

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

А. «Поймай дату»

2 млн. лет назад-?

40 тыс. лет назад-?

10 тыс лет назад-?

9 тыс лет назад-?

Б. «Мозговой штурм»

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

Учитель: Не все люди трудились одинаково: были старательные, трудолюбивые и ленивые. Равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока и цель).

III. Изучение нового материала.

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

(Слайд) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.

(Слайд) Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

(Слайд) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

Работа с иллюстрацией учебника на странице 26. (Слайд)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

(Слайд). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

(Слайд). Работа с учебником. Прочитайте текст учебника на странице 26-27 и выясните:

Как появился плуг?

Какое значение имело появление плуга?

Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд).

(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)

Решение творческой задачи.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).

Учитель: мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.

(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее. Учитель на доске чертит таблицу:

Родовая община

Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.

Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.

Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами. Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями. Потомки старейшин и племенных вождей назвали себя знатью. «Знатный» означает «знаменитый». Чем же были знамениты эти люди? Чем они гордились?

(Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.)

IVЗакрепление изученного материала

А. Закончи предложение

1. Первый металл, который освоил человек ….. (медь).

2. ……..- орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге - ….. (глина)

4. …..- большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди -…..(знать).

Б. Задания в печатной рабочей тетради

Стр 16 №1, 2, 3

V. Итог урока, рефлексия

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)

На столе у учащихся есть листы с таблицей, при наличии времени можно предложить учащимся заполнить таблицу письменно

    В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

    В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(интересно)

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
  2. Продолжить формирование умений:
  • давать полный ответ на вопрос;
  • сравнивать, анализировать различные исторические процессы;
  • выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ.

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока

Организационный момент.

I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

1. Беседа по вопросам:

  • Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.
  • Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)
  • Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).
  • Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

II. Переход к изучению новой темы.

Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

  • Что такое неравенство?
  • Как и почему оно появилось?
  • Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати.

III. Изучение новой темы.

План.

  1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
  2. Появление неравенства и знати.
  3. Переход от родовой общины к соседской.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

  • Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)
  • Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)
  • Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)
  • Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)
  • Как называют такое занятие человека? (Ремесло.)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

  • Как происходила отливка медного топора?
  • Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

  • Как появился плуг?
  • Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)

Вывод: в обществе появляется неравенство.

2. Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1 .

Решение кроссворда.

По горизонтали:

  1. Первый металл, освоенный человеком. (Медь).
  2. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).
  3. Род занятия человека. (Ремесло).
  4. Богатые, влиятельные люди. (Знать).
  5. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание

  1. Прочитать §5, выучить термины.
  2. Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.
  3. Повторить §2 и §3.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх