Примут закон о вольном приносе золота. Закон о вольноприносительстве золота. О добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями

Государственная дума приняла закон о вольноприносительстве

Согласно поправке в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", индивидуальные предприниматели могут по лицензиям вести добычу, но только на участках недр местного значения, не являющихся объектами промышленной разработки.

Видео. Свежие поправки в закон о золотодобычи. Автор фильма Рудольф Кавчик

ИА "Финмаркет" Госдума приняла во втором чтении законопроект, предоставляющий право добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением алмазов) физическим лицам без образования юридического лица, прошедшим государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей. Как передает корреспондент "Росбалта", документ поддержали 267 депутатов, против высказался 1. В соответствии с законопроектом, индивидуальные предприниматели могут осуществлять добычу драгметаллов и камней на участках недр исключительно местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки. Сюда относятся "остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах или в расходах горнодобывающих производств, некондиционные или ранее списанные запасы, другие проявления руд и песков драгоценных металлов коренного, рассыпного и техногенного происхождения". Право физических лиц заниматься производством и добычей драгметаллов и камней, согласно законопроекту, возникает с момента государственной регистрации лицензий на пользование соответствующими участками недр. Источник: Росбалт

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года # 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, # 13, ст. 1463; 1999, # 14, ст. 1664) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 4: пункт 1 изложить в следующей редакции: 1. Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться организациями, получившими лицензии на пользование соответствующими участками недр. Добычу драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением алмазов) могут осуществлять также физические лица - граждане Российской Федерации, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и получившие лицензии на пользование соответствующими участками недр местного значения.";

Пункт 5 изложить в следующей редакции: 5. Право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента государственной регистрации лицензий на пользование участками недр.";

Дополнить пунктом 6 следующего содержания: 6. Индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут осуществлять добычу драгоценных металлов и драгоценных камней на участках недр местного значения, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки: остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах или в отходах горнодобывающих производств, некондиционные или ранее списанные запасы, другие проявления руд и песков драгоценных металлов коренного, россыпного и техногенного происхождения.".

2. В статье 11: абзац второй подпункта 4 изложить в следующей редакции: "порядок учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядок отчетности о них. Правительство Российской Федерации вправе передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации указанные полномочия в отношении индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;".

3. В статье 15: пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания: "Индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней собственными силами.".

4. В статье 29: абзац первый пункта 1 после слов "осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями," дополнить словами "а также индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Федерального закона".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона

"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"

Статья 1. Пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26 марта 1998 года # 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, # 13, ст.1463) дополнить абзацем следующего содержания: "Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование видов деятельности, указанных в подпунктах 2, 8 и 11 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, может передать такие полномочия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".

Статья 2. Поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Адвокатское бюро "Правовые решения бизнеса" (ссылка http://www.lbp.ru/texts/o%20drag_2.html )

ЗДРАВСТВУЙ, КЛОНДАЙК!

Каждый честный гражданин может добывать золото. В ближайшее время каждый из нас сможет взять в руки лоток и на законных основаниях отправиться на добычу золота. 11 апреля 2003 Госдума приняла во втором чтении соответствующий законопроект. Эксперты золотодобывающей промышленности в оценке документа разделились: одни считают, что случаи воровства золота возрастут, другие утверждают, что тысячи людей прекратят заниматься "золотым" криминалом и станут честными старателями. Поправки в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", которые разрешают физическим лицам добычу драгметаллов и драгкамней, предлагались еще ныне покойными губернаторами золотых регионов Магаданской области и Красноярского края Валентином Цветковым и Александром Лебедем. Поскольку теперь законопроект прошел второе чтение, его судьбу можно считать практически решенной - в последнем, третьем, чтении депутаты обычно вносят лишь технические поправки. Так что вскоре право на добычу всех драгоценностей из недр (за исключением алмазов) получит каждый гражданин страны. Правда, до этого ему придется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Потеснить крупных золотопромышленников "вольноприносителям" вряд ли удастся. Им отведут участки, которые не были востребованы и даже не стоят на балансе месторождений. Председатель совета "Союза старателей" Виктор Таракановский к приходу на золотые участки частных лиц относится отрицательно. "Кроме воровства золота это ни к чему не приведет", - говорит старатель. Глава "Союза золотопромышленников" Валерий Брайко с мнением коллеги не согласен. "Это поможет ряду социально незащищенных категорий граждан работать в тех местах, где нет промышленной разработки золота, и они смогут подзаработать", - сказал Валерий Брайко "Финансовым Известиям". Председатель совета директоров крупнейшего предприятия по добыче золота в России "Полюс" Валерий Рудаков говорит, что положительно относится к законопроекту: "Сейчас люди вынуждены мыть золото на неудобьях и отвалах. Физически человек может добыть 2 грамма золота в день. То есть колоссальных возможностей от их работы вольноприносителей государство не получит. Но мы тысячи людей выведем из теневого оборота золота. "Вольноприносительство" золота еще при Сталине было разрешено, и нечего плохого в этом нет. А те, кто возражает против этого, преследуют собственные малопонятные интересы". В этом году Россия произведет около 180 тонн золота. По подсчетам экспертов, на долю теневого оборота приходится около 10% добычи в России. Но цифра эта включает в себя не только труд частных лиц, но и случаи воровства на золотых рудниках. Валерий Брайко говорит, что частные лица сейчас производят не больше тонны золота в год, а когда их труд станет законным, смогут увеличить добычу максимально до 3 тонн. Впрочем, вступление в силу поправок к закону "О драгметаллах..." автоматически проблему вольноприносительства не решит. Валерий Брайко говорит, что потребуется внести еще ряд изменений в законодательство, чтобы частные лица начинали работу не на основе лицензии, а с разрешения муниципальных властей. Чтобы стимулировать работу частных золотодобытчиков, им еще "надо разрешить продавать шлиховое золото банкам". "Многое здесь будет зависеть от инициативы местных властей", - заключает Брайко.

23 апреля 2003 Государственная Дума в третьем чтении приняла закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драг. металлах и драг. камнях". Теперь закон должен получить одобрение Совета Федерации, после чего его подпишет президент.

Законопроект минприроды о вольном приносе золота в «пилотной» Магаданской области размещен на портале проектов и нормативных правовых актов, но дальше пока не идет. К слову, проект такого закон рассматривается уже более 10 лет, эту инициативу «проталкивал» еще губернатор Николай Дудов.

Закон позволит людям получать так называемую «лицензию» на добычу золота, для этого нужно будет лишь заполнить заявку. Однако старателю не разрешат копать глубже, чем на 5 метров, взрывать породу, использовать буровое или землеройное оборудование, а также промышленные тракторы.

Принятие законопроекта останавливают опасения, особенно со стороны спецслужб, что на Колыме начнется разгул криминала. Проще говоря, в правоохранительных ведомствах не знают, как обеспечить безопасность старателей друг от друга и «банд», которые могут быстро организоваться. Ясное дело, что ресурсов полиции и ФСб просто не хватит не только за всеми уследить, но и просто контролировать обстановку.

А пока законодательные и правоохранительные ведомства спорят друг с другом по поводу разрешения свободной золотодобычи, «вольный принос» своеобразно уже существует на территории Колымы.

«Весьма» удалось связаться с несколькими колымчанами, имеющими отношение к "черному старательству". Они и рассказали схемы такой работы.

  • Работа на отвалах

Ни для кого не секрет, что «черные старатели» существуют на Колыме. Работает это так – люди сбиваются в бригады по 3-5 человек, иногда и больше, и идут к крупным золотопромышленникам с просьбой отработать на «отвалах». Те, естественно, соглашаются, ведь отвалы уже не используются, «сливки» оттуда предприятие сняло. Тут начинается более мелкая работа по добыче золота, причем даже с использованием техники. Добыв золото, бригада сдает его хозяину участка по цене 1,5-2 тысячи рублей за грамм.

  • Аренда участка

В районах Синегорья и Сусумана существует иная схема. Здесь земли выкупаются различными ООО, владельцы которых, в основном, представители Кавказа. Но сама добыча на участках не ведется, а приезжие старатели «арендуют» эту землю. Заодно они получают и гарантии безопасности работы, что немаловажно. После добычи золота, его можно продать прямо здесь, а затем оно переправляется за пределы Магаданской области. По некоторым оценкам ежегодно таким образом из Колымы уходит до 1,5 тонн золота.

  • Устройся в артель

Найм в качестве работников в артель также является «схемой» по сути незаконной добычи золота. Золотопромышленник по договоренности оформляет у себя приезжую «бригаду», так что они числятся сотрудниками предприятия. Но по факту добывают золото сами на участках артели, куда она еще не добралась, использует свою технику, солярку, продукты. Некоторые горнодобывающие компании для этого скупают земли, причем в большом количестве. Понятно, что сами они на купленные участки доберутся еще не скоро, но с помощью таких бригад можно увеличить собственную добычу.

Такие схемы, в общем, для вольных старателей довольно безопасны, их защищают владельцы участков, где они работают. И по факту вольный принос на Колыме есть, просто незаконный. И если золото не уходит в тень, а сдается в артель, то с него даже заплатят налог.

В случае же легализации вольного приноса проблемы могут начаться, ведь земля для старателей будет «ничьей». И безопасность там гарантировать никто не сможет.

Но нельзя ставить крест на идее узаконить «вольный принос», просто нужно продумать механизм защиты старателей. А для этого сначала необходимо перекрыть каналы утечки золота из Колымы, особенно в кавказские республики. Но почему-то этого не происходит.

Если Госдума примет закон, любому из нас будет легко начать жизнь вольного старателя и отправиться за птицей удачи на Витим, Ципикан и другие золотоносные реки Бурятии.

За более чем 200-летнюю российскую историю добычи золота «черное» старательство - профессия не новая. Известия о таежных богатствах привлекали десятки тысяч охотников за удачей. В разные времена людей, индивидуально добывающих желтый металл, называли вольноприносители, одиночки-старатели и даже хищники.

«Черное старательство»

В Бурятии история «черного старательства» уходит корнями в 1844 год, когда на территории нынешнего Баунтовского района на приисках «Мариинский» и «Иннокентьевский» было добыто 7 золотников 9 долей, то есть 30 грамм 216 миллиграмм желтого металла. Буквально за 10-15 лет, как рассказывает известный краевед Баунтовского района Владимир Козулин, все реки, ключи и долины Витима, Витимкана, Чины, Ципы, Ципикана были ископаны золотоискателями. Так началась золотая лихорадка в Баргузинской тайге, как именовали Баунт до 1925 года. Крупный золотопромышленник Баргузинской тайги Яков Фризер в своей книге «Золотопромышленность в Баргузинском округе и ее нужды», изданной в Москве в 1901 году, пишет:

На Соловьевских приисках ввиду богатого содержания золота работы оживились. Вернулись времена широкого приискового разгула. Рабочие выходили на работу, продолжавшуюся всего несколько часов, в франтоватых сапогах, фланелевых блузах и бобровых шапках с часами в кармане и перстнями в руках. Некоторые появлялись в лисьих бешметах и шелковых кушаках, купленных за дорогую цену с плеч самого управляющего…

Здесь золотопромышленник писал о тех, кто порой за мизерную оплату работал по найму на приисках. Но были в тайге вольные поисковики и добытчики золота, работавшие в оди-ночку или небольшими сплоченными коллективами. Они рассчитывали на собственные силы, умение и, конечно, фарт. С тех пор прошло более полутора сотни лет, но и сейчас таких людей немало. По оценке Союза золотопромышленников РФ, в основных золотоносных регионах страны - на Чукотке, в Якутии, Красноярском и Забайкальском крае, Магаданской, Амурской и Иркутской областях, Республике Бурятия черным старательством занимаются в общей сложности более 12 тысяч человек.

«Золотая инициатива»

По словам председателя комитета Народного Хурала РБ по экономической политике Анатолия Кушнарева, закон о «вольном приносе» обсуждается в Госдуме, возможно, он будет принят уже в этом году. Однако пока закон не принят в окончательном чтении даже самая мелкая горсть драгоценных крупинок, найденных полицией в кармане человека, грозит обернуться сроком от двух до семи лет. Так гласит 191-я статья Уголовного кодекса.

С новой силой вопрос легализации вольного приноса золота прозвучал на прошедшем недавно в Благовещенске межпарламентском объединении «Парламентская ассоциация Северо-Запада России» и Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Бурятию на этом форуме представляли депутаты Цыденжап Батуев и Анатолий Кушнарев.

Еще одно интересное предложение - выдавать разрешение на добычу золота для населения по упрощенной системе на отвалах, там, где уже прошла драга, но еще остался драгоценный металл, - рассказал Анатолий Кушнарев.

«За» и «против»

Гендиректор «Артели старателей «Западная» из Муйского района Валерий Назаров высказал позицию старателей республики.

Позиция большинства горнодобывающих предприятий к принятию этого закона крайне отрицательна. Все положительные ожидаемые моменты будут нивелированы, прежде всего, увеличением, я уверен, что так и будет, хищений с действующих горнодобывающих предприятий. Этот закон нами антилоббируется и, думаю, не будет принят. Я не говорю, что против только наша организация, это и большинство золотодобывающих предприятий в лице председателя Союза старателей и председателя Союза золотопромышленников России Сергея Кашуба, - рассказал Валерий Назаров.

Сторонники легализации вольного приноса не ожидают большого экономического эффекта, существенного прироста золотодобычи за счет этого закона. Но признание вольного приноса важно в социальном плане, считают сторонники законопроекта. Об этом, кстати, на межпарламентском объединении в Благовещенске говорил председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов. Он рассказал об опыте пилотного региона. По его словам, «вольный принос» не привел к увеличению объемов добычи золота, но заметно снизил социальную напряженность.

Сложный вопрос для района - это разрешение вольного приноса. Современным российским законодательством использование непромышленных россыпей не предусмотрено, - рассказал глава Баунтовского эвенкийского района Николай Ковалев. - Чтобы получить разрешение на добычу золота, необходимо провести разведку, посчитать и утвердить запасы. В непромышленных россыпях запасов нет (по определению), а нет утвержденных запасов - нет разрешения на добычу. Необходима корректировка законодательства, чтобы можно было выдавать лицензии на добычу золота из непромышленных россыпей.

Этот вопрос северяне поднимали в марте во время визита и.о. главы Алексея Цыденова в Баунтовский район. Не так давно Баунтовский район внес предложения в повестку съезда депутатов всех уровней, который состоится в Улан-Удэ в октябре. Председатель Совета депутатов Александр Очиров предложил вновь выйти на федеральный уровень с законом «о вольном приносе» золота.

Старатель - значит, стараться

В своих воспоминаниям пенсионер, в прошлом начальник участка старательской артели «Искра» в Баунтовском районе В.И. Краснояров пишет: «Ведь раньше как было, до 1954 года, намыл грамм и сдал. Сразу деньги получали, и никто не спрашивал, где добыл. После войны фронтовики сами организовывали добычу металла, вели разведку. Ведь надо было кормить семью. И школьники тоже все лето работали на золоте. Сам с 15 лет мыл золото с отцом в 15 км от участка Боровский. Использовали бутару, проходнушку, чтобы оттаивать пески зимой, возили дрова на лошадях, пилили их вручную. Старатели прежних времен знают, как это было. Трудное время, но никто не жаловался ни на какой кризис, потому что все были заняты делом. Почему бы сейчас не вспомнить этот опыт, пока еще есть старые старатели, которые помнят, как это делается? Ведь такой способ добычи тоже имеет свои особенности и специфику. Они могли бы поучить молодежь на специальных курсах. Район всегда держался на добыче полезных ископаемых. А ведь после отработки техникой в каждом борту остается порода для добычи вручную. Вольный же принос выгоден всем, и, в первую очередь, району. Это и отчисления в бюджет, и новые рабочие места».

Старательский туризм

Кстати, главный аргумент противников вольного приноса: «Государство не сможет проконтролировать работу старателей». По их мнению, легализация вольного приноса не приведет к какому-либо заметному увеличению добычи золота. В масштабах страны это составит сотни килограммов, то есть доли процента. И сегодня, без принятия закона, большое количество людей занимается добычей золота примитивным ручным способом. И они вынуждены, вольно или не вольно, вступать в конфликт с законом. Некоторые из них попадают под контроль криминальных структур.

В большинстве стран давно приняли «вольный принос» как данность и поняли - нет причин запрещать добычу. В конечном счете, драгоценный металл все равно осядет в государственной копилке. В США, Швейцарии, Канаде, Австралии даже получил популярность «золотой или старательский туризм». За скромную плату прииски выдают старательский лоток и предлагают попытать удачу.

Справка сайт
Проект закона предусматривает, что на отработанных промышленных участках, рассыпных и мелких месторождениях с запасами до 10-15 килограмм золота, будет разрешена добыча драгоценных металлов частным лицам. На данный момент в России тысячи участков, где запасы золота менее 10 кг. Для промышленной добычи они не представляют никакого интереса, однако частные предприниматели могли бы продолжать мыть золото, которое осталось после отработки россыпей. Чтобы индивидуальные предприниматели могли мыть золото, по мнению авторов законопроекта, необходимо упростить процедуры доступа к недрам для граждан России, выдавать им без конкурса (аукциона) упрощенные лицензии на пользование участками, ввести для них упрощенную систему налогообложения, а также упрощенный порядок приемки золота. Сейчас индивидуальная добыча золота, серебра и цветных металлов, существовавшая и в царской России, и даже в Советском Союзе до 1954 года включительно, у нас в стране запрещена.

В этой статье рассмотрена ситуация, сложившаяся с легализацией «вольного приноса» золота в современной России. Предположено, что одной из причин непринятия закона и соответствующих подзаконных актов является непонимание со стороны государства источника, откуда возьмется золото для «вольного приноса» и, соответственно, невозможность тщательного контроля его добычи

К истории вопроса

Согласно ст. 9 ФЗ РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

После дефолта 1998 г., уронившего рубль, и роста цены золота на мировом рынке (в начале 2000-х гг.) в обществе проявился интерес к законодательному обеспечению «вольного приноса» по типу закона Российской империи «О свободном обращении шлихового золота», введенного в действие с 1 марта 1902 года. По этому закону частным золотопромышленникам и физическим лицам впервые в России было разрешено свободно осуществлять операции по купле-продаже и переработке драгоценных металлов. И в последующем (включая годы СССР) эта норма периодически возобновлялась, что позволяло восстанавливать (поднимать) уровень добычи, падавший после очередного запрета.

В наше время, невзирая на строительство рыночной экономики, возможность свободного оборота природного золота нормами ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» практически исключена, что трудно признать правильным. Золото — обычный товар, и закон должен быть прост и понятен: добыл-продал-получил прибыль, заплатил налоги и спи спокойно. Но пока так не получается, как мне кажется, из-за чрезмерной перестраховки государства, давления старых стереотипов о некой сакральной сущности «валютного металла» и необходимости тщательного и постоянного государственного контроля и надзора за его движением.

В 2002 г. губернатор Красноярского края А.Лебедь внес в Госдуму проект изменений и дополнений в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которому предлагалось разрешить добычу драгоценных металлов и драгоценных камней не только организациям, но и физическим лицам, прошедшим государственную регистрацию и получившим лицензии. В 2003 г. этот законопроект прошел все три чтения, был одобрен Советом Федерации, но Президент РФ В.Путин его не подписал и отправил на доработку (которая не состоялась).

После очередного кризиса в марте 2009 г. Президент РФ Д.Медведев поручил правительству проанализировать возможность разрешения золотодобычи физическими лицами.

20 сентября 2010 г. членами Совета Федерации в госдуму был внесен законопроект № 429535-5 «О добыче золота индивидуальными предпринимателями». Авторы предложили внести изменения в некоторые статьи закона «О Недрах» и закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» следующие основные новации:

Добычу золота можно осуществлять только на участках недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки и которые определяются федеральным органом управления;

Предусматривается заявительный принцип предоставления участков недр, без проведения конкурсов и аукционов; порядок предоставления также устанавливается федеральным органом управления фондом недр;

Граждане должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;

Право на добычу у индивидуального предпринимателя возникает на основании решения Роснедр или его территориального органа и закрепляется упрощённой формой лицензии на срок до пяти лет;

Налогообложение добычи предлагается по упрощённой схеме;

Порядок реализации россыпного золота, добытого индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законопроектом должно установить Правительство Российской Федерации.

Этот законопроект прошел только первое чтение (в январе 2011 г.) и дальнейшее его движение застопорилось.

В длительной дискуссии, оживленной полемике и в экспрессивных обсуждениях заинтересованными лицами на различных форумах из рассмотрения, как мне кажется, выпадают три важных аспекта указанного вопроса.

1. Криминально-правовой вопрос

Наряду с легальным (основным), существует и теневой оборот добытого (природного) золота. Объем его оценивается экспертами косвенными методами и цифры существенно различаются у разных авторов, в разных регионах и в разные годы. В данном случае нам важен сам факт существования в России черного рынка природного золота, в котором в обороте находится металл, добыча которого не может быть подтверждена необходимыми документами (лицензиями на право добычи, техническим проектом разработки, планом развития горных работ и т.п.).

Во времена моей работы на Северо-Востоке СССР (1970-1980) скупкой нелегального золота в тех краях занималась организация, носившая неофициальное и неполиткорректное название «Ингушзолото». Существовала она и в 1990-е годы, думаю, что существует и сейчас. Цену они давали ниже, чем в золотоприемных кассах (ЗПК), но не интересовались происхождением металла. Разница в цене давала криминальный доход, который (по определению) наносит вред государству, подпитывая теневую экономику и этнические бандформирования (как это утверждалось в пресс-релизах органами правопорядка после изъятия очередной партии металла).

Разрешение вольного приноса выводит это золото из теневого оборота, при этом в выигрыше остаются все участники процесса (старатели и государство), кроме криминальных структур.

Справедливым будет и обратное утверждение: запрет вольного приноса выгоден только криминалу, но не законопослушным гражданам.

А сами граждане (как жители отдаленных мест, так и инициативные непоседливые люди) мыли, моют и будут мыть дальше. А вот где и что мыть, не преступая черту закона? Ведь никто не хочет быть преступником.

2. Источник металла для «вольного приноса» в ЗПК

Это наиболее принципиальный аспект разрешения «вольного приноса»; часто складывается впечатление, что оппоненты говорят на разных языках и не понимают друг друга.

Вот все возможные первичные источники природного золота:

а) коренные собственно золотые месторождения;

б) комплексные золотосодержащие месторождения;

в) россыпные месторождения и проявления.

В золоприемную кассу может быть сдан только шлиховой металл из россыпей, т.к. слитки лигатурного золота носят явно криминальный характер. Ведь никто же не понесет в официальную скупку украденные на Колымском аффинажном заводе 2 тонны металла?

А из каких россыпных источников может быть золото «вольного приноса»? Здесь надо учитывать особенности нашего законодательства: недра, в т.ч. и подсчитанные в них запасы полезных ископаемых, являются государственной собственностью, а добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности 1 .

Таким образом, запасы золота в россыпи, разведанные и утвержденные надлежащим образом, являются государственной собственностью, а золото, добытое из этой россыпи, является собственностью владельца лицензии. Наличие утвержденных запасов вроде бы позволяет государству контролировать его отработку с помощью процедур лицензирования, согласования проектов добычи, ежегодным согласованием «уточненных нормативов потерь», статотчетностью и т.п. Контроль этот в значительной степени эфемерен, но от этой иллюзии управления государство отказаться пока не в состоянии.

А вот кому принадлежит золото в перемытых гале-эфельных отвалах этой россыпи? Ведь отвалы трудно назвать недрами, это отходы производства, а золото в них есть, по меньшей мере, в объеме согласованных государством потерь при добыче? Удовлетворительно ответить на данный вопрос невозможно, т.к. у нас пока нет законодательного определения понятия «техногенное месторождение» и существуют расхождения между ФЗ «О недрах» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части определения прав владения и использования отвалов добычных работ. Ответы на эти вопросы необходимо найти в рамках подготовки закона «О вольном приносе».

А кому принадлежит золото из месторождений песчано-гравийных смесей (ПГС)? Оно там есть в небольших количествах, но разведать его, чтобы «утвердить запасы», невозможно, поэтому при добыче проще золото спускать в хвосты и делать вид, что его там нет. Что, впрочем, не мешает проявлению смекалки местных кулибиных.

Во властных структурах разрешение «вольного приноса» часто понимается как предоставление отдельным гражданам лицензии на разработку золотых приисков (или небольших месторождений), что в корне неверно. Гражданам, не вооруженным тяжелой техникой, разработка даже мелких месторождений, учтенных в государственном балансе, будет не под силу.

«Вольный принос» не идентичен разработке мелких россыпных месторождений — это разные виды деятельности.

Золото «вольного приноса» родом из таких проявлений, которые никогда не будут разведаны и поставлены на учет, т.е. они никогда не станут месторождениями 2 .

Потенциальные источники шлихового золота для «вольного приноса»

Источник

Аргументы «за» и «против»

Из разрабатываемых россыпных месторождений украденное собственными работниками предприятия, либо пришлыми людьми, т.е. воровство собственности предприятия.

Вероятность кражи нельзя исключить полностью, но не стоит также считать, что закон «О вольном приносе» спровоцирует вспышку воровства. Приемная цена в ЗПК будет выше, чем в условном «Ингушзолото», но потребуется предъявить и паспорт и лицензию «вольноприносителя», т.е. это те условия, когда вор с украденным металлом не захочет светиться.

Из разведанных, но пока неразрабатываемых месторождений, запасы которых учтены в государственном балансе запасов, т.е. воровство государственной собственности.

Практически исключено по ряду причин:

Если россыпное месторождение разведано, но до сих пор не разрабатывается, значит, оно было разведано до 1992 г. впрок за счет госбюджета и до сих пор не востребовано из-за низкого качества песков, либо весьма сложной технологии отработки;

Методология оценки мелких россыпных месторождений с запасами до 3 тонн базируется на применении т.н. «районных кондиций», в алгоритм расчета которых заложена сезонная производительность предприятия по пескам 250-300 тыс. м 3 . Иначе говоря, предприятию с меньшей мощностью даже запасы, числящиеся балансовыми, отрабатывать, скорее всего, будет невыгодно, что же тогда говорить об индивидуальном предпринимателе, возможности которого много ниже указанной цифры?

По этой же причине не следует серьезно воспринимать неоднократно озвученное предложение 3 разрешить «частникам» разработку мелких месторождений с запасами до 10 кг. Они им не под силу, они не смогут даже вскрыть торфа, поэтому принятие такого предложения способно только профанировать саму идею «вольного приноса».

Металл из неразведанных пока месторождений, запасы которых не стоят на учете в государственном балансе. Это потенциальная государственная собственность, которая станет таковой только после разведки, экспертизы запасов и постановки их на учет в государственный баланс.

Это, на первый взгляд, наиболее серьезный аргумент против разрешения «вольного приноса». Дескать, вольные старатели «хищнической отработкой» (выбрав богатые гнезда и струи) могут серьезно поразить неразведанные пока месторождения до такой степени, что те потеряют свою ценность.

Но это предположение не выдерживает критики: в 1930-1990 гг. золотороссыпные районы СССР были хорошо и планомерно изучены и в основном отработаны, не стоит проецировать на них ситуацию «хищничества», имевшего место в Сибири, на Дальнем Востоке и на Колыме в конце XIX — начале XX вв., когда они представляли собой большое «белое пятно».

Нет уже неизвестных месторождений, которые можно было бы «поразить» таким способом кустарной добычей.

Металл из россыпных проявлений: косовый металл; металл со скальных щеток и из мелкого аллювия в каньонах; найденный на старых отвалах и в долинах на небольшой глубине с помощью металлодетекторов; «золотая пыль» из месторождений ПГС и т.п.

Это неместорождения, а проявления, которые никогда не станут месторождениями: запасы металла на этих проявлениях никогда не будут разведаны и поставлены на учет в государственный баланс как государственная собственность из-за незначительности масштабов и нецелесообразности их разведки (в т.ч. это и золото на месторождениях ПГС). Т.е. добыча такого золота не может быть истолкована как хищение государственной собственности, хотя формально оно принадлежит государству.

Это реальный источник золота для «вольноприносителей», промышляющих в отдаленных районах, использующих ручной труд и минимальные технические средства (максимум минидрагу). Именно этот «металл желтого цвета» и изымают доблестные полицейские по итогам облав и спецопераций.

Проблема: отвалы добычных работ различной степени рекультивации и сохранности. Обычно ими никто не интересуется, но стоит на них что-либо найти, как тут же объявится хозяин. Правовая коллизия, также требующая законодательного решения в рамках закона «О вольном приносе».

Не стоит ожидать серьезного притока добытого золота из подобных источников, но разрешение «вольного приноса» снизит социальную напряженность и поможет в решении вопроса трудовой занятости населения, освободит полицию от выполнения ненужных функций и пр.

Но невозможность разведать и «утвердить запасы» делает невозможным и привычный формат контроля их отработки, что приводит государство в ступор: иных методов контроля оно не знает (да они, в сущности, и не нужны), а отказаться даже от иллюзорного контроля за движением «валютного металла» оно по старой привычке (которая родом из СССР) не в силах.

В этом аспекте проблемы «вольного приноса» (непонимание источников золота и невозможность контроля добычи) кроется, по-моему, основная причина длительной задержки с принятием закона и сложившейся парадоксальной ситуации, которую можно сформулировать так: государство настойчиво отказывается легализовать свою собственность — золото, собранное вручную с поверхности, — и, используя полицейскую силу, выталкивает его на черный рынок.

3. Правовое обеспечение «вольного приноса»

Как говорилось выше, металл «вольного приноса» родом не из россыпных месторождений, имеющих координаты угловых точек и границы горного отвода, а собранный практически с поверхности или с небольшой глубины из проявлений, которые никогда не будут разведаны и переведены в ранг месторождений, требующих процедуры лицензирования добычи.

Реализация права на вольный принос должна быть максимально упрощена: заявительный принцип получения патента (лицензии) на право заниматься соответствующей деятельностью сроком до года (или на промывочный сезон) с указанием территории (долина ручья, распадок и т.п.) и приложенной выкопировки карты. Последнее нужно для исключения из нее контуров площадей действующих лицензий, а также для урегулирования территориальных споров смежных вольноприносителей. Срок (не более года) позволит управлять возможной «передержкой лицензий» и регулировать соответствующую деятельность. Плата за выдачу патента вольноприносителя (лицензии) должна быть символической, только как компенсация организационных расходов на его оформление и выдачу.

Полномочия по нормативно-правовому сопровождению добычи золота вольноприносителями должны быть делегированы на региональный уровень. Реализация предложения на федеральном уровне определения участков недр для организации «вольного приноса», как это было в ФЗ № 429535-5, загубит его в зародыше. Невозможно из центра управлять производственной деятельностью на такой громадной территории, и «на земле» лучше известны местные потребности и возможности, там легче соблюдать необходимый баланс интересов в целях обеспечения управляемости процессом и его эффективности.

Дополнительная информация

Возможно, и в России скоро примут закон о старательстве.

В России, добывать золото и драг металлы и камни физическим лицам запрещено законом. Хотя, в соседнем Казахстане, с которым у нас практически нет границ, получить лицензию на добычу драг металлов скоро сможет каждый желающий.В конце июня 2018 года в Казахстане вступает в силу новый закон о старательстве, разрешающий добычу драгоценных металлов и камней гражданам Казахстана. Новый закон Казахстана гласит.

Допускается добывать золото не более 50 килограммов в календарный год. (На сумму 120 мил РФ рублей.)

Золото сдается в Национальный банк по мировой цене 2450 руб за грамм (цены на январь 2018 г).

Для получения лицензии на добычу золота необходимо: заявление с указанными координатами участка, план работ, залог за рекультивацию и оплата за пользования земель.


Как взять лицензию на добычу золота и драгоценных камней. Лицо, заинтересованное в получении лицензии на старательство, подает в местный исполнительный орган области письменное заявление, в котором указывает географические координаты угловых точек участка с указанием общей площади. Предоставляет план старательства, который подлежит государственной экологической экспертизе.Сведения о поданном заявлении с указанием координат участка и заявителе размещению на публичном официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления. Первый подавший заявление на участок, имеет преимущественное права перед другими заявителями. Местный исполнительный орган области рассматривает заявление в течение семи рабочих дней со дня его поступления и выдать лицензию на старательство либо отказывает в ее выдаче.Отказ в выдачи лицензии может быть только в случае занятости участка или заявитель имел нарушения по предыдущей лицензии. Лицо, получившее лицензию на старательство, обязано уплатить подписной бонус в размере, в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Казахстан. Каков размер бонуса пока не известен. Так же, внести залог за рекультивацию земель. Залог на рекультивацию возвращается после завершения работ и рекультивации земель. Общая сумма залога рассчитывается из количества гектаров взятых под старательство. Размер обеспечения за один гектар определяется местным исполнительным органом области.


Сроки лицензирования и площади. Лицензия выдается на три года. Срок лицензирования можно продлить еще на три года только один раз. Итого 6 лет. Площадь участка для старательства должна составлять не менее 500 квадратных метров и не более 5 гектаров.


Использования земель и техники. Разрешается использовать следующую технику: один грузовой автомобиль грузоподъемностью не более 10 тонн, любое буровое оборудования, экскаватора и/или бульдозера с объемом ковша в совокупности не более 0,5 кубического метра, принадлежащих непосредственно хозяину лицензии на правах собственности;Осуществлять земляные работы, в том числе и бурение на глубину не более 3 метров от самой нижней точки земной поверхности участка старательства;Не допускается использовать экскаваторы и бульдозеры на водных объектах и землях водного фонда, приходящихся на участок старательства. То есть, вы можете использовать минидраги, шлюзы, проходнушки и другой ручной или полу ручной инструмент для промывки. Нельзя делать большие запруды с помощью техники.Применять химические реагенты и взрывчатые вещества. Возводить и строить капитальные сооружения. Вывозить за пределы участка старательства грунт и извлеченную горную массу.Рекультивация земель. После завершения добычи старатель обязуется привести в порядок участок лицензирования. Убрав все следы земляных работ, восстановить лесной массив. Чтобы обеспечить гарантию рекультивации, старатель перед началом работ вносит залог на рекультивацию. Если рекультивация не была проведена должным образом, залог не возвращается.

Объемы добычи и расчеты за добытое золото.

Допускается добывать золото в размере не более 50 килограммов в календарный год. (Это примерно 120 миллионов РФ рублей. Примечание автора.)Если старатель добыл золота более установленного лимита в 50 килограмм, то весь сверх добытый металл переходит безвозмездно в государственный фонд.Весь добытый металл и драгоценные камни, старатель обязан сдавать государству в Национальный Банк Республики Казахстан.Приемка добытого металла производится государством осуществляется по международном рыночным ценам. (Цена золота на январь 2018 года - 2450 руб. за 1 грамм. Примечание автора.)Старатель обязан раз в год предоставлять отчет о добытых драгоценных металлах и драгоценных камнях местному исполнительному органу области, выдавшему лицензию на старательство

Какой же в этом интерес для Российских старателей?

Не секрет, что частной, незаконной золотодобычей в нашей стране занимаются многие. Граничащие с Казахстаном богатые золотом области Оренбургская, Омская, Алтай, ... начнут сдавать золото не «Чечензолото» и «Ингушзолото», так называют незаконные золото приемные кассы в России, а легально в соседний Казахстан. Благо, между Россией и Казахстаном, по сути, нет границ и проезд свободный. В Казахстане цены на прием золота будут выше нашего черного рынка и сдача золота производится по закону. Никто не будет спрашивать у Казаха, где он золото взял, накопал или скупил.Российские старатели получают возможность официально устроится на работу и добывать золото в Казахстане под чужой лицензией.Для Казахстана этот закон не только средства пополнит золотой запас страны, но и легализует старательство как бизнес, тем самым прекратив нелегальную скупку золота и драгоценных камней. Кроме того, что не мало важно, старатели смогут провести геологическую разведку без каких либо вложений со стороны государства. Хочешь или не хочешь, а нашему чиновничьему "старательскому лобби" придется принять какой-то разумный закон относительно частного старательства в России. Будем ждать результатов.Если у вас есть вопросы по золотодобычи, пожалуйста, пишите в комментариях, постараюсь ответить.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх