Принудительные меры мед характера ук рф. Принудительные меры медицинского характера. На каких основаниях назначаются меры

Понятно, что невменяемость преступника не является сама по себе гарантией того, что к нему будет применена именно медицинская мера наказания. При вынесении соответствующего решения суд будет руководствоваться, в первую очередь, соображениями о том, насколько опасен конкретный правонарушитель для самого себя и для окружающих его людей. Таким образом, назначение меры наказания в виде принудительного лечения может преследовать сразу несколько целей:

  1. излечение преступника;
  2. качественное изменение особенностей личности и психики обвиняемого в лучшую сторону (то есть – реабилитация нарушителя в обществе за счет его социализации);
  3. «перевоспитание» преступника (то есть – возможность сделать его более не опасным как для самого себя, так и для окружающих его людей).

Какие существуют разновидности медицинских мер наказания?

Меры медицинского характера бывают разными

Разумеется, о том, какого именно рода принудительное лечение может назначаться тем или иным преступникам, легче всего говорить на конкретных примерах. Меры медицинского воздействия бывают очень разными. Друг от друга они отличаются, в первую очередь, строгостью предписываемого пациенту режима и характером наблюдения за ним.

Таким образом, можно выделить несколько основных групп, часто назначаемых принудительных медицинских мер:

  • Амбулаторное лечение. Вообще наблюдение у психиатра не подразумевает необходимости постоянно содержать пациента в стационаре. Поэтому если обвиняемый признан не опасным для окружающих, его предпочитают лечить именно амбулаторно, назначая график посещения специалистов, во время визитов к которым больной сможет получать надлежащий ему уход. К слову, это – единственный метод лечения, доступный для психически нестабильных пациентов в возрасте до 16 лет.
  • Стационар общего типа. Подобная мера наказания обычно назначается тем преступникам, чье состояние подразумевает возможность девиантного поведения, однако не несет прямой угрозы окружающим людям. Таким образом, находясь в подобном заведении, пациент может получать должный уход и, более того, оставаться неопасным как для самого себя, так и для других из-за постоянно ведущегося за больными наблюдения (хотя и не очень пристального).
  • Специализированные стационары. Если больной находится «в группе риска» (то есть может быть опасным), его определяют на лечение в заведение с особым режимом. Там за ним будет вестись постоянное наблюдение, обеспечиваемое дополнительным персоналом (охраной и сиделками). И здесь же пациент сможет получать любое необходимое ему лечение. При улучшении состояния больного из специализированного стационара его могут перевести в заведение общего типа.
  • Стационары с интенсивным наблюдением. Само название подобных учреждений подразумевает, что находящиеся там люди опасны и для себя и для окружающих (в том числе и для медицинского персонала). Для таких больных характерны постоянные нарушения режима и склонность к рецидивам. Таким образом, чтобы убедиться, что подобный пациент не совершит еще какого-нибудь правонарушения, наблюдают за ним особенного строго.

О сроках применения наказания

Меры медицинского характера назначаются комиссией

В отличие от прочих видов уголовных наказаний, сроки применения медицинских мер к обвиняемому не могут быть назначены судом. Ведь на этапе рассмотрения дела еще не ясно, в каком состоянии находится преступник и сколь интенсивное психиатрическое лечение ему потребуется.

Поэтому каждые следующие полгода с момента первого заседания специальная медицинская комиссия будет осматривать нарушителя на предмет его психического здоровья. Именно эти люди и принимают решение о том, когда стоит прекратить лечение или изменить его характер.

Может быть собрана и раньше срока по личной просьбе постоянно наблюдающего пациента врача-психиатра. Варианты развития событий при этом могут быть следующими:

  1. преступник признается полностью излечившимся и мера пресечения отменяется;
  2. состояние нарушителя признается изменившимся в лучшую сторону и интенсивность лечения снижается;
  3. никаких изменений в состоянии пациента не фиксируется и лечение продлевается.

При этом сами врачи принять решение о продлении или прекращении медицинской меры наказания не в силах. Они лишь пишут соответствующие заключения. А уже на основании этих документов суд самостоятельно примет решение о продлении или отмене наказания. При этом мнение не будет являться для правоохранителей решающим. То есть, даже если врачи постановили, что преступник полностью излечился, судья все равно вправе продлить ранее назначенное наказание еще на неопределенный срок.

О принудительном лечении наркомании — в видеосюжете:

1. Понятие и цели применения принудительных мер медицинского характера.

2. Виды принудительных мер медицинского характера.

1. Понятие и цели применения принудительных мер медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера сами по себе не являются уголовным наказанием, но тем не менее всегда связаны с уголовно-правовыми последствиями совершенного общественно-опасного деяния и осуждением лица, виновного в его совершении.

Целями применения принудительных мер медицинского характера, в отличие от целей наказания, является излечение лиц, совершивших в состоянии невменяемости общественно-опасное деяние, либо у которых после его совершения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, либо лиц совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости или улучшении их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ (ст. 98 УК РФ). Таким образом, законодатель не связывает применение принудительных мер медицинского характера с карой и с целью исправления осужденного.

Применение принудительных мер медицинского характера в соответствии с требованиями ст. 97 УК РФ, обусловлено следующими признаками:

а) лицо совершило общественно опасное деяние,предусмотренное статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости;

б) у лица, после совершения преступления, наступило психическое расстройство делающее невозможным назначение и исполнение наказания;

в) лицо, совершившее преступление, страдает психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) возможность причинения этими лицами иного существенного вреда либо существует опасность для них самих или других лиц.

Если вышеуказанные лица по своему психическому состоянию не представляют опасности, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Таким образом, под принудительными мерам медицинского характера понимаются предусмотренные уголовным законом меры, направленные на лечение лиц, совершивших общественно опасное деяние, в отношении которых, в связи с их психическим здоровьем, невозможно применить уголовную ответственность или наказание, а также лиц, страдающих пси­хическими расстройствами, не исключающими вменяемости, с целью улучшения их психического состояния и предупреждения совершения ими новых деяний.


2. Виды принудительных мер медицинского характера

Виды принудительных мер медицинского характера обусловлены медицинскими показаниями, и суд при их назначении обязан руководствоваться заключением психиатрической экспертизы. Принудительные меры медицинского характера назначаются судом либо самостоятельно, либо параллельно с наказанием.

Статья 99 УК РФ определяет следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре, и если лицо по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

На основании заключения комиссии врачей-психиатров, по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение суд может продлить, изменить либо прекратить применение принудительных мер медицинского характера.

Лицо, которому была назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

Изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникнет необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находящегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Если лицо, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, выздоровело, то в соответствии со ст. 103 УК РФ, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.

Принудительные меры медицинского характера, связанные с исполнением наказания , применяются к лицам: совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Принудительные меры медицинского характера указанных лиц осуществляются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказания − в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

При изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Время пребывания указанных учреждениях, согласно ст. 104 УК РФ, засчитываетсяв срок отбывания наказания.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Применение принудительных мер медицинского характера не влечет за собой уголовно-правовых последствий в виде судимости.

Применение ПММХ (в связи с совершением общественно опасного деяния) имеет несколько оснований, каждое из которых зависит от круга лиц, страдающих заболеваниями. В число этих лиц входят (см. ст. 97 УК, ст. 433 УПК): - совершившие деяния, предусмотренные статьями УК, в состоянии невменяемости; - заболевшие...
(Уголовное право)
  • Виды принудительных мер медицинского характера
    Уголовное законодательство предоставляет суду возможность выбора при назначении ПММХ одного из следующих видов в зависимости от опасности совершенного деяния и психического состояния лица, установленного судебно-психиатрической экспертизой (см. ч. 1 ст. 99 УК): - амбулаторное принудительное наблюдение...
    (Уголовное право)
  • Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
    Уголовный закон не устанавливает сроков применения IIMMX. Продолжительность принудительного лечения зависит от достижения целей применения этих мер. Лицо, которому назначена ПММХ, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев, чтобы решить вопрос о наличии...
    (Уголовное право)
  • Порядок прекращения или изменения применения принудительного лечения к лицам, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемость, регулируется ст. 104 УК РФ. В этой статье идет речь об особенностях применения принудительных мер медицинского характера к лицам, чье заболевание не исключает...
    (Уголовное право России. Общая часть)
  • Методологические проблемы осуществления принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания
    Несмотря на значительный срок, прошедший с момента вступления в силу действующего уголовного закона (с 1 января 1997 г.), система нормативно-правового регулирования применения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных далека от совершенства. Продолжается научная дискуссия относительно...
    (Руководство по судебной психиатрии)
  • Организация исполнения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания
    В действующем УК впервые в российском законодательстве предложена возможность применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Часть 2 ст. 22 УК: "Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом...
    (Судебная психиатрия)
  • Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания
    1. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 99 настоящего Кодекса, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний – в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь....
    (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации)
  • Уголовным законом (ст. 99 УК РФ) предусмотрены четыре вида принудительных мер медицинского характера: 1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; 2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; 3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; 4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Перечисленные в законе виды принудительных мер медицинского характера представляют собой, по сути, типы медицинских учреждений, которые отличаются режимом содержания и интенсивностью лечения. Выбор типа медицинского учреждения зависит прежде всего от прогноза опасности личности, который влияет не только на избрание медицинского учреждения, но и на наказание. Так, при назначении наказания, не связанного с реальным лишением свободы, принудительное лечение осуществляется в социально-терапевтическом учреждении со специальным и трудовым режимом.

    Впервые в нашей стране уголовным законом предусматривается принудительная мера, не связанная с помещением лица в стационарное психиатрическое учреждение, – амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Согласно ст. 100 УК РФ указанное наблюдение и лечение может быть применено к таким правонарушителям, которые не склонны к агрессивным проявлениям. Сущность данной принудительной меры медицинского характера состоит в том, что лицо, к которому она применяется, направляется под наблюдение учреждения, осуществляющего амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного. Определение суда о назначении этой меры объявляется лицу и направляется в указанное учреждение (психоневрологический диспансер, психоневрологический кабинет поликлиники) и в отделение органа внутренних дел. Осуществление данной меры состоит в необходимости явки к психиатру с предписанной им периодичностью и выполнении сделанных им лечебных назначений. Орган внутренних дел оказывает содействие в проведении этих мероприятий, а при необходимости – и в госпитализации лица. Главное преимущество этой меры по сравнению с принудительным лечением в стационаре состоит в возможности сохранения привычного для больного образа жизни, продолжения работы, если для этого нет противопоказаний, выполнения гражданских, семейных и прочих обязанностей, сохранения контактов с близкими. В отличие от обычного диспансерного наблюдения, в случае возрастания общественной опасности больного при амбулаторном лечении, судом по представлению комиссии психиатров может быть изменен вид принудительной меры на принудительное лечение в стационаре.

    В отличие от амбулаторного лечения или наблюдения у психиатра принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено при совершении лицом деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ, в силу его постоянно проявляющейся агрессивности и прогноза вероятно противоправного поведения в случае оставления такого лица на свободе. Основанием применения медицинской меры в виде помещения в психиатрический стационар является, как это вытекает из положений ст. 97 УК РФ, совершение лицом противоправного деяния. Однако более существенным поводом применения такой меры служит все же неблагоприятный прогноз его поведения без необходимой изоляции, поскольку волевой поведенческий акт, обусловленный аномальной агрессией, может привести к негативным последствиям как для самого лица, так и для общества в целом.

    Помещение в психиатрический стационар того или иного типа зависит от тяжести психического расстройства, определяемого на основе заключения судебно-психиатрической экспертизы.

    В психиатрический стационар общего типа помещаются лица, которые совершили общественно опасные деяния, как правило, не связанные с посягательством на жизнь и здоровье граждан, и которые по своему психическому состоянию не требуют интенсивного наблюдения, однако нуждаются в стационарном режиме лечения. Основанием для помещения в психиатрический стационар является психическое расстройство и вывод врача о необходимости стационарного лечения и проведения обследования. Следует отметить, что лица, которые отличаются повышенной агрессивностью и склонны к посягательствам на жизнь и здоровье окружающих людей, должны содержаться отдельно и режим для них следует устанавливать особый.

    Психиатрический стационар специализированного типа отличается от стационара общего типа особой организацией наблюдения за больными и структурой. В психиатрическом стационаре специализированного типа осуществляется постоянное наблюдение за больными, поэтому и режим содержания пациентов в этом учреждении более жесткий. В анализируемых стационарах установлен усиленный надзор за пациентами, они размещаются в помещениях, которые специально оборудованы техническими средствами защиты и сигнализации. Здесь предусмотрены постоянные посты дежурных, ведущих наблюдение за больными, которые в случае необходимости самостоятельно оказывают помощь или вызывают врача.

    В психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением находятся больные, представляющие особую опасность для себя и окружающих. Они требуют постоянного и интенсивного наблюдения персонала психиатрического стационара. Повышенная опасность для себя и окружающих связана с тяжестью психического заболевания, которая характеризуется особенностями протекания болезненных процессов и вспышками агрессии, устраняющими возможность осознания лицом своего поведения. В психиатрических стационарах с интенсивным наблюдением содержатся лица, совершившие деяния, предусмотренные уголовным законом и, как правило, признанные в установленном порядке невменяемыми.

    Тяжесть заболевания и повышенная опасность для себя и окружающих лиц, помещенных в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением, обуславливает необходимость установления особо жесткого режима для этой категории больных. Режим данного психиатрического стационара предполагает индивидуальное наблюдение за каждым больным, а также возможность применения необходимых мер безопасности в виде физического стеснения и изоляции. Временные рамки применения физического стеснения и изоляции больного определяются лечащим врачом-психиатром по своему усмотрению, в зависимости от прогноза поведения больного и локализации агрессивного поведения. В случае применения указанных мер за пациентом осуществляется особый контроль в виде дежурства санитара-специалиста, готового оказать соответствующую помощь при необходимости.

    В ходе исполнения принудительных мер медицинского характера возникают вопросы об их продлении, изменении или прекращении. Данные вопросы согласно ст. 102 УК РФ решаются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. В УК РФ вопросы продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера урегулированы достаточно подробно и в полном соответствии с "Принципами защиты лиц, страдающих психическим заболеванием, и улучшения здравоохранения в области психиатрии", утвержденными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1991 №46/119.

    Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев. Освидетельствование проводится, чтобы решить вопрос о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Инициатором проведения освидетельствования выступает лечащий врач, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения. С ходатайством об освидетельствовании может выступить лицо, в отношении которого применены принудительные меры медицинского характера или его законный представитель, и (или) близкий родственник. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую контроль за применением принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.

    Вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. "д" ч. 1 ст. 97 УК РФ, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. "а" ч. 1 ст. 99 УК РФ, или прекратить ее применение (ч. 2.1 ст. 102 УК РФ).

    Если состояние больного улучшилось, изменяется принудительная мера, т.е. применяется более щадящая мера, в виде перевода из психиатрического стационара на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. В тех случаях, когда состояние здоровья ухудшилось, из психиатрического стационара общего типа лицо переводится психиатрический стационар специализированного типа соответственно с более интенсивным лечением и наблюдением. Изменение меры, как было указано выше, производится судом на основании заключения врачей-психиатров по результатам освидетельствования больного.

    Прекращаются принудительные меры медицинского характера в случае таких перемен в психическом состоянии лица, при которых отпадает необходимость его принудительного лечения. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовноисполнительная инспекция, осуществляющая контроль за применением принудительных мер медицинского характера, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения.

    Постановление суд выносит по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

    Суд, принимая решение о прекращении принудительного лечения в психиатрическом стационаре, вправе передать необходимые материалы в отношении лица, находящегося на принудительном лечении, в органы здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, установленном законодательством РФ о здравоохранении.

    Понятие «иные меры уголовно-правового характера» впервые было использовано законодателем в ст. 2, 6 и 7 УК РФ. Новое же наименование разд. VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера» было дано Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»». Этим законом в УК РФ была введена гл. 151 «Конфискация имущества » (ст. 104.1-104.3).

    Статьи 97-104 УК РФ, регламентирующие и расположенные в гл. 15 с одноименным наименованием, остались без изменения.

    Новое наименование разд. VI УК РФ («Иные меры уголовно-правового характера») искажают их юридическую природу, определенную в ст. 2, 6 и 7 УК РФ. В ч. 2 ст. 2 закреплено: «Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности , определяет, какие опасные для личности , общества или государства деяния признаются преступлениями и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений». Такая же трактовка этим мерам дана и при регламентации принципа справедливости (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 7 УК РФ).

    Рассматриваемые меры называются иными потому, что они применяются помимо наказания и находятся с ним в одном логическом ряду.

    В то же время следует положительно оценить возврат законодателя к конфискации имущества. Исключение ее из системы средств борьбы с преступностью было непродуманным решением, противоречащим как криминогенной обстановке в России, так и международно-правовым нормам .

    Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера

    1. Лица, которым назначаются принудительные меры медицинского характера . Принудительные меры медицинского характера в соответствии со ст. 97 УК РФ применяются, во-первых, к лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные законом , в состоянии невменяемости (п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Невменяемое физическое лицо не может быть субъектом преступления , поэтому в таких случаях следует говорить не о преступлении , а об общественно опасном деянии.

    Во-вторых, подобные же меры применяются к лицам, заболевшим до или после вынесения приговора психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания (п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Принудительные меры медицинского характера, в-третьих, применяются также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (п. «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ).

    В-четвертых, они назначаются лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности . Однако подобное психическое расстройство может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ). УК РСФСР 1960 г. (ст. 62), а также первоначальные редакции ч. 1 ст. 97, ч. 2 ст. 99, ст. 104 УК РФ предусматривали возможность применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании. Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ данная принудительная мера медицинского характера была исключена из действующего УК РФ.

    2. Психическое расстройство как основание применения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера в соответствии с ч. 2 ст. 97 УК РФ могут назначаться указанным лицам только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Законодатель предусмотрел также возможность направления указанных выше лиц (ч. 1 ст. 97 УК РФ) по решению органа здравоохранения в психоневрологическое учреждение социального обеспечения . Основанием для такого решения может быть душевная болезнь, если при этом лицо по своему психическому состоянию не представляет опасности (ч. 4 ст. 97 УК РФ). Хотя направление в психоневрологическое учреждение социального обеспечения может осуществляться и в принудительном порядке, однако оно не может рассматриваться в качестве предусмотренной гл.15 УК РФ разновидности принудительных мер медицинского характера, поскольку решение о его применении принимается органом здравоохранения, т.е. в административно-правовом порядке.

    В отличие от этого принудительные меры медицинского характера, предусмотренные в ч. 1 ст. 99 УК РФ, по своей юридической природе являются мерами уголовно-правового воздействия. Поэтому их назначение входит в прерогативу суда .

    Если основания и порядок назначения принудительных мер медицинского характера регламентированы в разд. VI УК РФ, а также нормами УПК РФ (ст. 433-446), то порядок их исполнения определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами (ч. 3 ст. 97 УК РФ). Среди них важное значение имеют Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

    3. Социальное назначение принудительных мер медицинского характера. Поскольку принудительные меры медицинского характера назначаются судом, они выступают в качестве мер государственного принуждения. Эти меры считаются принудительными, так как их применение не зависит от желания того лица, которому они назначаются.

    Однако они не могут рассматриваться в качестве уголовного наказания , поскольку не содержат элементов кары и объективно не призваны причинять страдания. Более того, принудительные меры медицинского характера вообще не могут рассматриваться в качестве элемента уголовной ответственности, поскольку они не выражают отрицательной оценки от имени государства , не влекут судимости . Кроме того, перед принудительными мерами медицинского характера законодатель не ставит в качестве целей восстановление социальной справедливости, исправление, а также общее предупреждение преступлений. Их основное социальное назначение - это обеспечение излечения, улучшения психического состояния и социальной адаптации душевнобольных, защита интересов граждан и общества в целом, предупреждение общественно опасных деяний в будущем (ст. 98 УК РФ).

    Если определить общую социальную направленность и правовую природу принудительных мер медицинского характера, то их следовало бы рассматривать в качестве мер безопасности.

    В уголовных кодексах ряда зарубежных стран данные меры рассматриваются именно в качестве таковых. Так, согласно § 61 УК ФРГ к мерам исправления и безопасности отнесены помещение в психиатрическую больницу и помещение в терапевтическое отделение для алкоголиков и наркоманов. Подобная трактовка принудительных мер заслуживает поддержки.

    В то же время следует подчеркнуть, что принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ст. 22 УК РФ), создают условия, способствующие решению задач уголовного законодательства и достижению всех целей наказания без исключения.

    4. Правовые принципы применения принудительных мер медицинского характера. Порядок назначения и исполнения принудительных мер медицинского характера должен быть предельно четко регламентирован в законе. Это вызывается прежде всего особенностями контингента лиц и режима в психиатрических больницах. Стали уже общеизвестными факты содержания в психиатрических больницах инакомыслящих, имевшие место в советский период. Направление лиц со здоровой психикой, а нередко и не совершивших преступление в «психушки» было продолжением внесудебных репрессий 30-50-х гг. советской истории и олицетворяло карательно-психиатрическую практику тоталитарного режима.

    Основные положения оказания психиатрической помощи предусмотрены в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В ст. 1 этого Закона указано, что психиатрическая помощь лицу с психическими расстройствами гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности , гуманизма и соблюдения прав человека и гражданина .

    Особое внимание уделяется вопросам правовой защищенности пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 37). Принципы применения принудительных мер медицинского характера зафиксированы в ст. 13 указанного Закона. Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния. Они осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения. Лица, помещенные в психиатрический стационар по решению суда, пользуются правами, предусмотренными для пациентов этих учреждений. Лица, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера, признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях. Названный Закон закрепляет положение о независимости врача-психиатра при оказании медицинской помощи (ст. 21), порядок оказания помощи (ст. 23-44), контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи (ст. 45, 46), а также возможность обжалования действий по оказанию психиатрической помощи (ст. 47-50).

    Таким образом, принудительные меры медицинского характера означают оказание лицам, страдающим психическими расстройствами, психиатрической и иной медицинской помощи в принудительном порядке. Как меры государственного принуждения, они схожи с мерами уголовного наказания, однако таковыми не являются. Принудительные меры медицинского характера должны рассматриваться в качестве одного из средств предупреждения общественно опасных деяний.

    По существу они выполняют функцию одной из мер безопасности, направленной на защиту интересов граждан и общества в целом.

    Виды принудительных мер медицинского характера

    Применение принудительных мер медицинского характера может привести к полному или частичному излечению лица либо не дать никакого положительного эффекта. В связи с этим в УК РФ урегулированы основания продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.

    В соответствии с ч. 1 ст. 102 УК РФ эти вопросы решаются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

    Согласно ч. 2 этой же статьи лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.

    Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

    В ч. 21 ст. 102 УК РФ обозначены особенности применения и прекращения принудительной меры в отношении лица, страдающей педофилией. Вне зависимости от последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. «а» ч. 1 ст. 99 УК РФ, или прекратить ее применение.

    Как вытекает из ч. 3 ст. 102 УК РФ, изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

    А в соответствии с ч. 4 данной статьи в случае прекращения применения принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

    2. Уголовно-правовые последствия пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь. В соответствии со ст. 103 УК РФ в случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в этой медицинской организации, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в ней за один день лишения свободы . В указанной статье не упоминается о том, как быть с зачетом пребывания в психиатрическом стационаре при назначении, скажем, ограничения свободы , ареста или иных видов наказания. На наш взгляд, время лечения в стационаре также должно засчитываться в срок наказаний в виде ограничения свободы, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части по правилам, предусмотренным ст. 71 УК РФ, и учитываться в плане смягчения или полного освобождения от отбывания иных основных видов наказаний (штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), как это предусмотрено в ч. 5 ст. 72 УК РФ применительно к зачету наказания.

    3. Гарантии от злоупотреблений при применении принудительных мер медицинского характера. Суды должны тщательно проверять обоснованность представления администрации медицинских учреждений об изменении или прекращении применения принудительного лечения и заключения о его продлении. Для этого надлежит выяснить результаты проведенного лечения и условия, в которых это лицо будет находиться после отмены принудительной меры медицинского характера, а также необходимость дальнейшего медицинского наблюдения и лечения. В основе решения должны быть тщательно проверенные обстоятельства проведенного лечения и здоровья пациента.

    В одном из своих определений Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что коллегия краевого суда не учла данные судебно-психиатрической экспертизы относительно проведенного лечения, в результате чего у Ф. наступила стойкая ремиссия, в частности, отмечены последовательное логическое мышление, критическое отношение к своему заболеванию и содеянному и отсутствие обманов восприятия. Поэтому Верховный Суд РФ отменил определение судебной коллегии краевого суда об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене в отношении Ф. принудительного лечения.

    Конфискация имущества предусматривалась в российском уголовном законодательстве вплоть до конца 2003 г., когда она была исключена из УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ. Но в обществе это решение было воспринято неоднозначно, а позднее уже и на официальном уровне, в том числе в Федеральном Собрании РФ , стал обсуждаться вопрос о ее реанимации, т.е. включении конфискации имущества в УК РФ. Поэтому остановимся на наиболее важных положениях, характеризовавших конфискацию имущества до 2003 г.

    Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Такое определение данного вида наказания содержалось в ч. 1 ст. 52 УК РФ. Согласно этой норме конфискация могла обращаться и на денежные средства осужденного.

    Конфискацию имущества как вид наказания следует отличать от реквизиции и национализации, поскольку применение последних имеет иные основания, цели, а также носит возмездный характер.

    Конфискация имущества - один из древних видов наказания. Она широко применялась и в государствах Древнего мира, и в Средневековье, и в более позднее время. По Соборному уложению России 1649 г. она рассматривалась составной частью наказания в виде потока и разграбления. Весьма распространенной она была в советский период, когда в отдельные годы данное наказание применялось к 10-11% от всех лиц, подвергавшихся осуждению. Конфискация имущества предусматривается и в уголовном законодательстве зарубежных стран.

    Однако во многих зарубежных странах довольно сдержанно относятся к регламентации этого вида наказания, допуская лишь конфискацию имущества, преступно приобретенного, или предметов, которые использовались или предназначались для совершения преступления (см., например, п. 4, 7, 10 ст. 131-6 УК Франции).

    Первоначальная редакция УК РФ (ст. 52) предусматривала как полную, так и частичную конфискацию имущества независимо от правомерности его приобретения. То же самое мы видим и во многих уголовных кодексах стран СНГ (см., например, ч. 1 ст. 61 УК Белоруссии, ч. 1 ст. 51 УК Казахстана, ч. 1 ст. 59 УК Украины). Если в советское время несправедливость подобной регламентации была не столь очевидной, поскольку подавляющее большинство людей имело минимум имущества, необходимый для жизни, то в условиях рыночной экономики она стала вообще неприемлемой. При таком подходе у человека можно изъять многомиллионное состояние. Конфискация имущества независимо от правомерности его приобретения подрывает основной постулат рыночной экономики - незыблемость частной собственности . Кроме того, конфискация у человека имущества, нажитого собственным трудом, фактическое лишение его элементарных материальных условий (а вместе с ним его детей , родителей и др.) ставит ее по строгости в ряд таких наказаний, как арест и лишение свободы .

    В соответствии с первоначальной (до 2003 г.) редакцией ч. 3 ст. 45 УК РФ конфискация имущества применялась только в качестве дополнительного наказания.

    Конфискация имущества предусматривалась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла назначаться судом только в случаях, предусмотренных санкциями норм Особенной части УК РФ. В УК РФ было свыше 8% санкций, предусматривавших конфискацию имущества. Причем в 14 санкциях она рассматривалась в качестве дополнительного наказания, подлежащего обязательному назначению.

    Хотя назначение конфискации имущества в качестве дополнительного наказания в ст. 52 УК РФ и не связывалось с применением лишения свободы, тем не менее во всех санкциях норм Особенной части УК РФ она предусматривалась только с этим основным видом наказания.

    Удельный вес конфискации имущества среди видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера в 2000-2003 гг. составлял около 2-3%.

    2. Виды конфискации имущества. УК РФ предусматривал общую и специальную конфискацию имущества. Общая конфискация представляла собой одно из наиболее тяжких наказаний, поскольку была сопряжена с изъятием у осужденного всего или части принадлежащего ему на праве собственности имущества, включая его долю в общей собственности , уставном капитале коммерческих организаций , деньги, ценные бумаги , иные ценности и др. (ч. 1 ст. 63 УИК РФ).

    Общая конфискация имущества в свою очередь подразделялась на полную и частичную. Первая означала изъятие из собственности осужденного всего принадлежащего ему имущества (за исключением имущества, которое было указано в Приложении 1 к УИК РФ), а вторая распространялась лишь на часть имущества осужденного.

    Специфика общей конфискации имущества состоит в том, что она распространялась на любое имущество осужденного, независимо от правомерности его приобретения.

    Специальная конфискация предполагает изъятие лишь определенного имущества (вещей , предметов и др.). Под специальной конфискацией понимается изъятие в собственность государства 1) орудий и средств совершения преступления, 2) предметов, изъятых из гражданского оборота, и 3) имущества, приобретенного преступным путем, если оно не подлежит возврату или не может быть возвращено собственнику, утратившему его вследствие преступления.

    Специальная конфискация - это разновидность частичной конфискации имущества. Она предусматривалась в ряде санкций норм Особенной части УК РФ. Так, в ст. 166¹, 167, 169 предписывалось изъятие незаконно добытого, орудий и средств совершения преступлений; в ст. 84 и 203 предусматривалась конфискация средств совершения преступления.

    Специальная конфискация носила как обязательный, так и факультативный характер (см. ст. 163, 164, 228 УК РФ и др.).

    Поскольку конфискация имущества была исключена из перечня видов наказаний и соответственно санкций норм Особенной части УК РФ, поэтому специальная конфискация полностью была переведена в сферу действия норм уголовно-процессуального права . В соответствии с УПК РФ 2001 г. орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, а деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства (ст. 115 и 306). В данном случае речь идет не о наказании в соответствии с УК РФ, а об одной из мер уголовно-процессуального принуждения.

    Поэтому в соответствии с УПК РФ она имеет совершенно иную правовую природу по сравнению с уголовным наказанием .

    Исключение конфискации имущества, как это признано Генеральной прокуратурой РФ и МВД России, снизило социально-предупредительный эффект уголовного закона . Поэтому включение конфискации имущества в систему мер уголовно-правового характера было продиктовано насущными потребностями усиления борьбы с преступностью .

    Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера

    В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискации также подлежат деньги, ценности или иное имущество, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления, хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» данной статьи, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы. Иначе говоря, факт «отмывания», легализации преступно нажитого имущества не исключает назначения конфискации имущества.

    Подлежат конфискации деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. «в» ч. 1 ст. 104.1). Без финансовой подпитки террористы, всякого рода организованные преступные формирования не могли бы осуществлять свою преступную деятельность. Поэтому уголовный закон должен быть направлен на пресечение финансирования террористических и организованных преступных формирований, изъятие в доход государства тех средств, которые используются или предназначаются для их антиобщественной деятельности.

    И наконец, подлежат конфискации орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (п. «г» ч. 1 ст. 104.1). Причем они должны конфисковаться независимо от характера преступления, т.е. и при совершении преступных деяний, не указанных в перечне, предусмотренном в п. «а» ч. 1 данной статьи.

    Согласно ч. 2 ст. 104.1 УК РФ если имущество, полученное в результате совершения преступления и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.

    Имущество, указанное в ч. 1 и 2 анализируемой статьи УК РФ, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что это имущество получено в результате преступных действий.

    Данная оговорка создает лазейку для ухода от конфискации имущества, когда преступно нажитые доходы, скажем, чиновником, передаются членам своей семьи или другим близким родственникам, что сплошь и рядом встречается на практике. Эти лица, как правило, и становятся наиболее «успешными» предпринимателями , имея поддержку в виде административного ресурса. И попробуй доказать, что член семьи или ближайший родственник знал или должен был знать о преступном характере приобретения имущества. На наш взгляд, если суд установит, что имущество получено в результате преступных действий, то оно независимо от того, передано или нет другому лицу, должно подлежать конфискации.

    2. Порядок конфискации имущества. Представляет интерес ст. 104.2 УК РФ, в которой впервые в отечественном законодательстве предусмотрена возможность конфискации денежной суммы, соответствующей стоимости определенного предмета, входящего в имущество, подлежащее конфискации, если на момент принятия судом решения конфискация данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине. Скажем, на преступно полученные доходы построен дом, в котором проживает обвиняемый со своей семьей, в этих случаях суд может конфисковать денежную сумму, соответствующую его стоимости.

    В соответствии с ч. 2 ст. 104.2 УК РФ в случае отсутствия либо недостаточности денежных средств, подлежащих конфискации взамен предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, суд выносит решение о конфискации иного имущества, стоимость которого соответствует стоимости предмета, подлежащего конфискации, либо сопоставима со стоимостью этого предмета, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

    Впервые также регламентирован порядок возмещения ущерба при назначении конфискации имущества. Согласно ст. 104.3 УК РФ при решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 104.1 и 104.2 УК РФ в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу (ч. 1).

    А при отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, оставшаяся же часть обращается в доход государства. Исходя из редакции ст. 104.3 можно сделать вывод, что по общему правилу возмещение причиненного ущерба производится из стоимости имущества, не подлежащего конфискации. Если же у виновного в преступлении такого имущества нет, то возмещение причиненного ущерба производится уже из стоимости имущества, указанного в ст. 104.1 и 104.2 УК РФ (иначе говоря, имущества, подлежащего конфискации), а оставшаяся его часть обращается в качестве конфиската в доход государства.

    Как видно, данная норма имеет восстановительный характер; важно не просто реализовать конфискацию, но прежде всего компенсировать потерпевшему тот ущерб, который был причинен совершением преступления.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх