Принудительный труд не включает в себя. Допустимые случаи принуждения к труду в международно-правовых актах о правах человека. Что регулирует ТК РФ в сфере принудительного труда

Принудительный труд в России запрещен, что зачастую приводит к возникновению споров, ведь под определение попадают ситуации, с которыми нередко можно столкнуться на производстве. Что не обязаны делать сотрудники - читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Принудительный труд: определение термина

Принудительный труд включает в себя работу, которую заставляют выполнять сотрудника против его воли, опираясь на основания, запрещенные Конституцией и Трудовым кодексом. Несмотря на то, что такие ситуации часто возникают в организациях, они не относятся к числу широко обсуждаемых. Но в профессиональном сообществе сложилось четкое представление о данной проблеме.

Скачайте документы по теме:

Понятие принудительного труда несколько размыто, поэтому каждый его понимает по-своему. Существует множество определений, которые сгруппированы экспертами в зависимости от ключевых элементов. Исходя из этого можно судить о том, что данная ситуация воспринимается как реальная, а не выступает в роли теоретической концепции. Ключевое слово, характеризующее определение, - «насилие».

К принудительному труду относится:

  • работа под угрозой физического или психологического насилия, которая иногда связана с институциональными ограничениями (напр., изъятие документов);
  • ситуации, когда специалист не волен выбирать работу или ее условия;
  • принуждение к конкретным видам деятельности;
  • трудовая деятельность в заточении;
  • работа не по своей воле, а из-за похищения, обмана и т.п.

Другие условия трудового «соглашения» также могут вести к принудительному труду.

Взаимодействие сторон становится незаконным, если:

  1. нет оплаты труда , нарушаются сроки выплат, средства выдаются в неполном размере;
  2. не соблюдается техника безопасности труда;
  3. работа ведется с нарушением условий ранее составленного договора;
  4. деятельность сотрудника не подкреплена отметкой в трудовой книжке.

Существуют и комплексные понятия принудительного труда:

  • работа в условиях безысходности, которая не развивает интеллект и культуру;
  • когда сотрудник вынужден работать на этом месте из-за того, что его конституционные права и возможности ограничены;
  • если начальник заставляет делать чужую работу, например, выполнять обязанности другого работника на время его отсутствия против воли замещающего человека;
  • деятельность в условиях дискриминации;
  • рабский труд, когда людей обманывают, не выполняют обещанных условий.

Основные признаки, по которым отличается принудительный труд от добровольного: физическое или психологическое насилие, ограничение свободы человека, долговая кабала, зависимость от работодателя, различные виды отработок, работа под угрозой жизни и здоровью. Кроме того, можно выделить принуждение к дополнительным услугам, труд без социальных гарантий, отсутствие контракта или договора на выполнение работ.

Статья 37 Конституции РФ: добровольный и принудительный труд в РФ

По 37 статье Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право свободно распоряжаться личными способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию. Принудительный труд запрещен, а любые нарушения законодательства влекут за собой ответственность.

Все имеют право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности, гигиены. Сотрудник может рассчитывать на вознаграждение без дискриминации . При этом размер оплаты должен быть не ниже установленного законом минимального размера. Само государство обеспечивает защиту от безработицы.

Конституцией признается право на коллективные и индивидуальные трудовые споры с применением установленных законом способов разрешения, включая забастовку. Так как действует запрет принудительного труда, работодатель не может заставлять сотрудников выполнять должностные обязанности, если он сам нарушил условия трудового договора.

Каждый работающий человек имеет право на отдых. По трудовому договору сотруднику гарантируются установленные законом выходные, продолжительность рабочего времени, праздничные дни и оплачиваемый ежегодный отпуск. Если работодатель игнорирует запрещение принудительного труда , к нему будут применены санкции, в числе которых наложение штрафов, административная ответственность.

Что регулирует ТК РФ в сфере принудительного труда

Запрещение принудительного труда регулирует 4 статья ТК РФ. В ней говорится о том, что нельзя заставлять человека выполнять определенную работу или иные задачи в целях поддержания дисциплины, в качестве меры ответственности за забастовку, для экономического развития.

Труд против воли за выражение политических взглядов , идеологических убеждений строго запрещен. Кроме того, работодатель не может применять меры дискриминации по признакам социальной, национальной, расовой или религиозной принадлежности.

Принудительный труд не включает в себя:

работу, которая обусловлена и полностью регулируется законодательством о воинской обязанности, воинской и альтернативной службе;

трудовую деятельность человека, выполняемую в период чрезвычайных обстоятельств, а именно в случаях объявления чрезвычайного или же военного положения, бедствия или его угрозы, а также в иных ситуациях, ставящих под реальную угрозу нормальные условия или жизнь населения;

работу, которая выполняется вследствие вступившего в силу приговора суда под надзором госорганов, ответственных за соблюдение норм действующего законодательства.

В Трудовом кодексе есть и 60 статья. Она запрещает требовать выполнение работы, которая не обусловлена ранее составленным трудовым договором между специалистом и организацией. Исключение составляют случаи, предусмотренные настоящим Кодексом и прочими федеральными законами.

Учитывайте, что запрещение принудительного труда относится к конституционным положениям. Это означает, что нельзя обязать выполнять работу под угрозой наказания. Каждый человек может выбирать, чем ему заниматься. Если сотрудника что-то не устраивает, он может написать заявление на увольнение по собственному желанию. При этом работодатель не может задерживать его больше, чем на 14 дней.

Поправки к статьям, предусматривающим запрещение принудительного труда

Первая статья закона о занятости предусматривает, что незанятость населения не может быть основанием для привлечения к административной и прочей ответственности. При этом из УК была исключена статья об ответственности за уклонение от общественно-полезного труда. Ранее это считалось тунеядством.

Запрещение принудительного труда отражено в отдельной статье, а не в статье «Основные трудовые права и обязанности работников», как было ранее предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает основополагающую роль положения, направленного на регулирование трудовых отношений.

Чтобы понять принцип запрещения принудительного труда, необходимо изучить основные законы, которые действуют. Так как к ним периодически выходят поправки и комментарии, нужно их отслеживать. Например, в отличие от прежнего КЗоТ, теперь ТК не только запрещает труд по принуждению, но и дает полное определение, которое соответствует формулировкам Конвенции МОТ под N 29 «О принудительном или обязательном труде».

Нормы о запрете принудительного труда отражены и в международном гуманитарном праве, к источникам которого легко можно отнести акты общего, а также регионального действия. Ярким примером служит Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 8), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.

Независимо от того, на какое понятие опираться, нужно учитывать, что если сотрудника на работе заставляют делать не свою работу, он может обратиться в трудовую инспекцию или суд. Так как в последние годы решение спорных ситуаций все чаще происходит в пользу сотрудников, работодатель должен строго соблюдать требования закона.

Меры ответственности за нарушения законодательства, которые устанавливаются КоАП в отношении принудительного труда , определяются в зависимости от категории нарушителей. В качестве них могут выступать должностные, юридические лица, предприниматели, ведущие деятельность без образования юрлица.

В качестве санкций за нарушения административного плана выступают штрафы. За более серьезные проступки, в том числе те, которые имели или могли иметь опасные последствия, применяются и более жесткие виды ответственности, включая приостановление деятельности или дисквалификацию.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

КОММЕНТАРИЙ 1.

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) в числе важнейших принципов, касающихся основополагающих прав, называет упразднение всех форм принудительного или обязательного труда (п. 2Ь Декларации).

Это второй случай (наряду со ст. 3 ТК РФ), когда в Кодекс включена специальная статья, конкретизирующая принцип, уже зафиксированный в ст. 2 ТК РФ среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, что свидетельствует о значении, которое государство придает принципу запрещения принудительного труда. 2.

Этой проблеме посвящены две конвенции МОТ - № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.) и № 105 “Об упразднении принудительного труда” (1957 г.), ратифицированные Россией (как правопреемницей СССР).

Положение о запрете принудительного труда закреплено в Конституции РФ (ст. 37). 3. Дефиниции принудительного труда, применяемые в российском законодательстве, во многом базируются на аналогичных, содержащихся в международно-правовых актах.

Так, под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Конвенция МОТ № 29 уточняет, что под этим термином понимается не только работа, но и служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно.

В соответствии с российским трудовым законодательством для квалификации труда в качестве принудительного достаточно лишь угрозы применения наказания. 4.

В части 2 комментируемой статьи приведен конкретный перечень случаев, когда труд должен считаться принудительным. К этим случаям относится труд:

а) в целях поддержания трудовой дисциплины;

б) качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в) качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

г) качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

д) качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. 5.

Часть 3 ст. 4 ТК РФ расширяет этот перечень (по сравнению с позициями, закрепленными в международно-правовых актах).

В соответствии с ней к принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания, хотя в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в т. ч. в связи:

а) с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

б) возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. 6.

Ситуация с невыплатой заработной платы - видимо, сугубо российская ситуация. Международно-правовое регулирование даже не предполагает возможности “безвозмездного” труда в рамках трудовых отношений, основанных на законе и договоре.

В случаях несвоевременной выплаты заработной платы работник имеет право на приостановку работы (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 142 ТК РФ) при условии, что задержка выплаты заработной платы составила более 15 дней и работник в письменной форме известил работодателя о приостановлении работы. Исходя из названной нормы приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой. При этом работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы (см. п. 57 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”). 7.

Часть 4 комментируемой статьи содержит перечень видов работ, которые не включаются в понятие принудительного труда,

и, соответственно, работник (или гражданин) не вправе отказаться от их выполнения.

СТ 4 ТК РФ .

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

  • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
  • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

  • работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
  • работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
  • работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
  • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарий к Ст. 4 Трудового кодекса РФ

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.) (см. ст. 10 ТК РФ и комментарий к ней). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье ТК РФ тоже следует расценивать как показатель его особой значимости.

Помимо международного трудового права, запрет принудительного труда содержится в нормах международного гуманитарного права, источниками которого являются акты общего и регионального действия. К первым относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ко вторым - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ) и Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.). Но наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится все же в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две Конвенции МОТ: N 29 "О принудительном или обязательном труде" (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной. Кроме того, запрет принудительного труда содержится в части 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Приведенное в ч. 2 ст. 4 ТК РФ определение принудительного труда основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде", в которой сказано, что термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от включенного в ч. 2 ст. 4 ТК РФ это определение говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако самостоятельного значения в термин "обязательный труд" в сравнении с термином "принудительный труд" данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они малоразличимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним термином - "принудительный труд". Вместе с тем характеристики принудительного или обязательного труда, данные указанной Конвенцией и ч. 2 ст. 4 ТК РФ, имеют определенные различия. Эта Конвенция, помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), относит к числу признаков принудительного или обязательного труда также отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство не следует расценивать как нарушение положений данной Конвенции нормами ТК РФ. Просто российский закон более жестко подошел к квалификации конкретного труда в качестве принудительного, поэтому если по нормам международного трудового права для этого требуется наличие двух признаков, то по нормам ТК РФ достаточно одного - угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 ТК РФ приводит и его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, содержащимся в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В этом аспекте нормы ТК РФ о запрете принудительного труда полностью соответствуют нормам международного трудового права.

3. Часть 3 комментируемой статьи не имеет аналогов в международном трудовом праве и, по сути, расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В данном случае отечественный законодатель предпринял нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Согласно ч. 3 ст. 4 ТК РФ принудительным трудом признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении.

Аналогичным образом обстоит дело и со второй, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК РФ, разновидностью принудительного труда, который всегда имеет место в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работника ввиду нарушения требований охраны труда любым возможным способом.

Поскольку принудительный труд запрещен, постольку работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе от него отказаться. По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты права на получение оплачиваемой и безопасной работы (см. ст. 142 ТК РФ и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Сама же возможность воспользоваться этим способом защиты нарушенного права возникает у работника с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда (см. ст. ст. 142 и 379 ТК РФ и комментарии к ним).

4. Часть 4 комментируемой статьи ТК РФ содержит перечень видов работ, не признаваемых принудительным трудом. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, приводимым в ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде". Однако конвенционный перечень сформулирован более широко, нежели перечень, содержащийся в ст. 4 ТК РФ. Дополнительно к ст. 4 ТК РФ в него включаются: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в ТК РФ формулировок этих исключений, они сохраняют действие и в отношении нашей страны. Это вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарии к ст. 4 ТК РФ


1. Труд может быть свободным или несвободным, принудительным (рабство). Рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них (Конвенция МОТ "Относительно рабства" от 25 сентября 1926 г.).

Обязательный или принудительный труд могут создать условия, аналогичные рабству, поэтому была принята Дополнительная конвенция МОТ "Об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством" (1956 г.), которая предусмотрела полную отмену долговой кабалы и крепостной зависимости. Обязательный или принудительный труд являются нарушением права человека на труд, установленного в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.

Формы принудительного или обязательного труда перечислены в Конвенции N 105 МОТ "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.):

a) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

b) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

c) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

d) в качестве средства наказания за участие в забастовках;

e) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

2. Для целей Конвенции N 29 МОТ "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Однако термин "принудительный или обязательный труд" для целей Конвенции N 29 МОТ не включает:

a) всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;

b) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

c) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;

e) мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

3. Работа военнослужащих регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

4. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается названным Федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом.

5. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация" утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27 октября 1989 г. N 3222.

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ с 1 июля 2003 г. впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

6. Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере делают труд принудительным и, кроме того, влекут ответственность работодателя за данное преступление.

7. Формой принудительного труда является проституция. Проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества. В отношении борьбы с торговлей женщинами и детьми имеют силу следующие международные акты: Международный договор от 18 мая 1904 г. о борьбе с торговлей белыми рабынями с изм., внесенными в него Протоколом, утв. Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1948 г.; Международная конвенция о борьбе с торговлей белыми рабынями от 4 мая 1910 г. с изм., внесенными в нее упомянутым выше Протоколом; Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми от 30 сентября 1921 г. с изм., внесенными в нее Протоколом, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 октября 1947 г.; Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами от 11 октября 1933 г. с изм., внесенными в нее указанным Протоколом.

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г. (Резолюция 317 (IV) Генеральной Ассамблеи ООН) вступила в силу для СССР 9 ноября 1954 г. (извлечение) (статьи 1 - 2, 16 - 17, 20 - не приводятся).

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 6

ДОПУСТИМЫЕ СЛУЧАИ ПРИНУЖДЕНИЯ К ТРУДУ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

По мнению автора статьи, если Российская Федерация встает на путь непосредственного применения норм Конвенции МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда", национальное законодательство должно быть дополнено в конкретных случаях и гарантиями, предусмотренными данной Конвенцией.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 37 четко и недвусмысленно запрещает применение в Российской Федерации принудительного труда. Аналогичная норма содержится и в ст. 4 ТК РФ. В то же время данная статья содержит и перечень случаев, не являющихся принудительным трудом (несмотря на то что они формально подпадают под определение принудительного труда, содержащееся в ТК РФ и международно-правовых документах). К таковым относятся:

Работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

Работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

Работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

Работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

В данном случае авторы ТК РФ не были оригинальны, т. к. схожие перечни случаев допустимого принуждения к труду содержатся в таких основополагающих международно-правовых документах, как Международный пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах", Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950), Конвенция МОТ от 28.06.1930 N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1956).

Таким образом, действующее законодательство и международно-правовые документы позволяют говорить о существовании двух форм принудительного труда: разрешенного и неразрешенного. Показательны в этом плане ст. ст. 11 - 17 Конвенции МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда", в которых речь идет об условиях привлечения к принудительному или обязательному труду несмотря на общий запрет такого труда.

Принудительный труд разрешен?

Получается, что, по сути, принудительный труд в определенных случаях разрешен и российским законодательством, и международно-правовыми нормами, однако при этом авторы соответствующих документов избегают называть его принудительным трудом.

Нельзя также не отметить, что и в ст. 4 ТК РФ, и в указанных международно-правовых актах при определении перечней случаев, не являющихся принудительным трудом, используются формулировки вроде: "для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя", "термином "принудительный или обязательный труд" в настоящем пункте не охватываются", "для целей настоящей статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает в себя"; "термин "принудительный или обязательный труд" в смысле настоящей Конвенции не включает в себя" и т. п. Иными словами, разрешенные случаи принуждения к труду все равно остаются принудительным трудом, но в конкретных ситуациях, чтобы избежать отождествления с запрещенными случаями принуждения к труду, их от принудительного труда отграничивают.

Соответственно, можно сделать вывод, что ограничением принципа свободы труда de facto в любом случае выступает принудительный труд, который подразделяется на разрешенный законодательством и запрещенный им же. Однако de jure в конституционно-правовом смысле ограничением принципа свободы труда являются лишь случаи предусмотренного законом принуждения к труду, принудительный же труд в узком смысле этого слова всегда запрещен.

Сравнивая положения ст. 4 ТК РФ, устанавливающие, какие случаи принуждения к труду являются допустимыми в Российской Федерации, и соответствующие нормы приведенных выше международно-правовых документов, несложно заметить, что перечень, использованный в ТК РФ, является более кратким. Сложно сказать, почему при подготовке ТК РФ, который, как известно, разрабатывался при участии Международной организации труда , они были авторами Кодекса упущены.

Однако в любом случае, как представляется, исходя из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, они должны учитываться и на территории РФ. Такой же позиции придерживается и Конституционный Суд РФ, который во многих своих решениях ссылается именно на нормы международно-правовых актов, устанавливающие разрешенные случаи принуждения к труду.

В частности, Международный пакт "О гражданских и политических правах" устанавливает, что не является принудительным трудом, какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности. Аналогичные положения содержатся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда".

Обыкновенные гражданские обязанности

Что включается в обыкновенные гражданские обязанности, ни в одном из указанных международно-правовых документов не разъясняется. Не изучена эта категория и в отечественной юридической литературе. В то же время определенные выводы о ее содержании можно сделать исходя из практики Европейского суда по правам человека, который неоднократно обращался к соответствующим положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Так, например, в Постановлении ЕСПЧ по делу "Зарб Адами (Zarb Adami) против Мальты" Европейский суд констатировал, что принудительное выполнение функций присяжного заседателя, как это имеет место на Мальте, является одной из "обычных гражданских обязанностей", предусмотренных пп. "d" п. 3 ст. 4 Конвенции. В деле "Карлхайнц Шмидт против Германии (Karlheinz Schmidt v. Germany)" Европейский суд исходил из того, что обязательная служба в пожарной бригаде, существующая в Баден-Вюртемберге, может квалифицироваться как служба, являющаяся частью гражданских обязанностей, согласно пп. "d" п. 3 ст. 4 Конвенции. Сбор, который уплачивается вместо прохождения данной службы, представляет собой компенсационную выплату. Он тесно связан с обязанностью осуществлять службу в пожарной бригаде, поэтому уплата сбора подпадает под действие пп. "d" п. 3 ст. 4 Конвенции (п. 23).

Бесплатная юридическая помощь

Законодательство РФ предусматривает в качестве обязанности адвоката оказание бесплатной юридической помощи некоторым категориям граждан.

Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2008, далее - Закон об адвокатуре) адвокат обязан "исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом".

Несомненный интерес применительно к российской практике представляют выводы, сделанные Европейским судом по делу "Ван дер Мюсселе против Бельгии (Van der Mussele v. Belgium)" .

Пример. Суд рассматривал жалобу заявителя, который как адвокат-стажер должен был защищать клиента бесплатно и ему не были возмещены связанные с этим расходы. По мнению г-на Ван дер Мюсселе, это представляло собой "принудительный или обязательный труд", не совместимый с положениями ст. 4 Конвенции.

Однако Суд посчитал, что в данном случае нельзя усмотреть наличие важного признака принудительного труда - отсутствие добровольного согласия на выполнение работы, а, следовательно, не было и нарушения п. 2 ст. 4. По мнению Суда, заявитель заранее дал согласие на то, что составляло предмет его жалобы, поскольку будущий адвокат еще до начала карьеры взвешивает все плюсы и минусы этой профессии. Заявитель знал заранее об обязательстве защищать клиентов бесплатно, предполагавшем определенные количественные (около 14 дел ежегодно) и качественные (в период стажировки) ограничения. Г-н Ван дер Мюсселе знал и о соответствующих преимуществах - свободе, которой он пользуется при осуществлении своих обязанностей, возможности познакомиться с работой суда, создать платную клиентуру.

Помимо этого, Суд отметил, что подобная помощь основывается на концепции социальной солидарности и не может быть признана необоснованным обременением. Кроме того, она представляет собой обязательство того же порядка, что и обычные гражданские обязанности, предусмотренные в пп. "d" п. 3 ст. 4. По мнению Суда, возложенное на заявителя бремя нельзя признать несоразмерным .

Согласно ст. 26 Закона об адвокатуре юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Кроме того, юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Учитывая, что в большинстве случаев законы субъектов РФ предусматривают лишь компенсацию расходов адвоката при оказании бесплатной юридической помощи, но не оплату его труда , на первый взгляд, указанная работа может рассматриваться в качестве принудительного труда в смысле ст. 4 ТК РФ (с учетом того, что российское трудовое законодательство не выделяет такой признак принудительного труда, как отсутствие согласия на осуществление услуг).

Однако представляется, что с учетом выводов, сделанных Европейским судом по делу "Ван дер Мюсселе против Бельгии", юридическая помощь не является таковой, поскольку, во-первых, положения Конвенции МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда" как международного договора, ратифицированного Российской Федерацией, имеют в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ большую юридическую силу, чем ТК РФ, в т. ч. и применительно к определению принудительного труда, во-вторых, оказание адвокатами юридической помощи некоторым категориям граждан бесплатно подпадает под понятие "обычные гражданские обязанности", выполнение которых не является принудительным трудом в силу той же Конвенции МОТ, а также других международно-правовых документов.

Мелкие работы общинного характера

Конвенция МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда" содержит также еще один пример принуждения к труду, который не рассматривается ею как принудительный или обязательный труд.

Согласно п. "е" ч. 2 ст. 2 Конвенции термин "принудительный или обязательный труд" в смысле настоящей Конвенции не включает в себя также мелкие работы общинного характера, т. е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что данный пример разрешенного принуждения к труду не предусмотрен ТК РФ, Конституционный Суд РФ в своих актах неоднократно обращался к нему.

Пример. В Определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 190-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коняева Александра Витальевича на нарушение его конституционных прав статьей 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" Суд указал, что предусмотренный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в т. ч. по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их проживания и работы. Эти правила предполагают обязательность выполнения осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими наказания, которые, как следует из ст. 2 (пп. "е" п. 2) Конвенции МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда" и ст. 4 (пп. "d" п. 3) Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, не могут расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их обычными гражданскими обязанностями.

Пример. В другом случае предметом рассмотрения Конституционного Суда стала конституционность ст. 32 Закона Республики Адыгея "Об административных правонарушениях", согласно которой нарушение режима выкашивания сорной и карантинной растительности на территориях частных домовладений, дач, муниципального жилого фонда, организаций и прилегающих к ним территорий, а также на участках, отведенных под застройку, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

По мнению заявителя, ст. 32 Закона Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" принуждает граждан выкашивать сорную и карантинную растительность на земле, собственником которой является муниципальное образование, что нарушает конституционное право на свободный труд и вознаграждение за него, гарантированное ст. 37 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ, изучив представленные заявителем материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению, отметив, что возложение на граждан названной обязанности нельзя считать нарушением запрета на принудительный труд (Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 389-О).

В соответствии с Конвенцией МОТ от 28.06.1930 N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1956), запрещающей принудительный или обязательный труд во всех его формах (т. е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно свои услуги, - п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2), мелкие работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые могут считаться обычными гражданскими обязанностями, не подпадают под понятие принудительного или обязательного труда (пп. "е" п. 2 ст. 2).

Признавая принципиальную возможность применения норм Конвенции МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда", несмотря на отсутствие соответствующих положений в ст. 4 ТК РФ, вместе с тем отметим, что применение именно пп. "е" п. 2 ст. 2 Конвенции в конкретных рассматриваемых Судом делах вряд ли является достаточно аргументированным.

Даже не затрагивая вопрос о том, насколько обоснованно считать группу заключенных, совместно отбывающих наказание в виде лишения свободы, общиной (в отношении муниципального образования такой вопрос, видимо, не стоит), подчеркнем, что указанный подпункт Конвенции допускает принуждение к труду членов коллектива для прямой пользы коллектива лишь при том обязательном условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Ни в случае с выполнением осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими наказания, ни в примере с возложением обязанности по выкашиванию сорной и карантинной растительности вопрос о возможности субъектов рассматриваемых обязанностей высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ Конституционным Судом РФ не ставился и, соответственно, не рассматривался.

Между тем в обоих случаях (особенно в первом) эта возможность далеко не очевидна. Поэтому, не оспаривая принципиальную допустимость принуждения к подобного рода работам, отметим, что, если Российская Федерация встает на путь непосредственного применения норм Конвенции МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда", национальное законодательство должно быть дополнено в конкретных случаях и гарантиями, предусмотренными данной Конвенцией.

Библиографический список

1. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Трудовое право России. М., 2007. С. 234.

2. Eur. Court H. R. Karlheinz Schmidt v. Germany, Judgment of 18 July 1994. Series A. No. 291-B.

3. Информация о Постановлении ЕСПЧ от 20.06.2006 по делу "Зарб Адами (Zarb Adami) против Мальты" (жалоба N 17902/02) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2007 N 1.

4. Eur. Court H. R. Van der Mussele v. Belgium, Judgment of 23 November 1983. Series A. No. 70.

5. Анисимов В. Ф. Оказание бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2009. N 1.

О. Куницына

Подписано в печать

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх