Проблема защиты прав юридических лиц при осуществлении контроля. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Принципы защиты прав юридических лиц, ин

Права юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) торговых предприятий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА"

Права юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) торговых предприятий

Студент: Дружинина Е.С.

курс, 909 группа

Руководитель: Власова О.Н.,

преподаватель МТКС

Мурманск 2011

Введение

Глава 1. Основные понятия, принципы и направления защиты прав юридических лиц при проведении проверок

1 Общие принципы и направления государственного регулирования коммерческой деятельности

2 Основные понятия защиты прав юридических лиц

3 Защита прав юридического лица и индивидуальных предпринимателей

Глава 2. Организация проведения проверок и пути совершенствования законодательства о защите прав юридических лиц при проведении проверок

1 Типичные нарушения при проведении проверки

2 Совершенствование форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов юридических лиц

3 Проведение госконтроля ООО "Ариан"

Заключение

Библиографический список

Введение

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на получение и максимизацию прибыли должна подвергаться проверкам со стороны государства с целью недопущения злоупотреблений и нарушения законодательства. Таким образом, должен иметь место контроль (надзор) государства в лице его специальных органов за коммерческой и некоммерческой деятельностью организаций и частных предпринимателей.

В связи с этим должна быть развита нормативно-правовая база, отражающая все аспекты вышеупомянутого контроля (надзора), в том числе и права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К сожалению, реалиями современной действительности является и злоупотребления органами государственного надзора (контроля) при проведении проверок, дублирование многих функций органов контроля, взимание платы с хозяйствующих субъектов за проведение контрольных мероприятий.юридический лицо защита право

В связи с этим существует необходимость контроля над контрольными органами их действиями. Две вышеупомянутые необходимости (контроля) за деятельностью хозяйствующих субъектов и необходимость защиты хозяйствующих субъектов и их прав от возможных злоупотреблений органов госконтроля (надзора) при проведении проверок послужили причиной создания нормативно-правового опыта, призванного отразить все аспекты контроля (надзора) государства над хозяйствующими субъектами и главное, - защита прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля (надзора).

Актуальность связана с тем, что в настоящее время государственными органами осуществляется большое количество проверок, которые зачастую дублируют друг друга и тем самым препятствуют нормальной работе предприятий и ущемляют их права.

Исходя, из вышесказанного можно выделить следующую цель курсовой работы раскрыть сущность защиты прав юридических лиц при проведении проверок, урегулирование отношений в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Исходя, из поставленной цели определены следующие задачи:

раскрыть основные понятия защиты прав юридических лиц при проведении проверок;

изучить принципы защиты прав юридических лиц;

охарактеризовать меры, принимаемые в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки;

определить права юридического лица при проведении проверок;

раскрыть проблемы и пути совершенствования законодательства о защите прав юридических лиц при проведении проверок

выявить типичные нарушения при проведении проверки.

Глава 1. Основные понятия, принципы и направления защиты прав юридических лиц при проведении проверок

.1 Общие принципы и направления государственного регулирования коммерческой деятельности

Под государственным регулированием коммерческой деятельности следует понимать комплексную систему мер, используемых государством с целью обеспечения своего эффективного развития. Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма вообще и в коммерческую деятельность в частности имело место всегда, различие состояло лишь в степени такого вмешательства. Только государство может регулировать структуру экономики, координировать интересы, подчас разнонаправленные, участников коммерческой деятельности и населения; осуществлять перераспределение доходов; реализовывать специальные программы.

Государственное регулирование коммерческой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

·Регулирование пропорций воспроизводства, т.е. структурная политика в экономике позволяет государству определять приоритетные отрасли и сферы народного хозяйства, способствовать их ускоренному развитию, формировать наиболее благоприятные условия ведения в них коммерческой деятельности;

·Регулирование денежного обращения осуществляется через бюджетную, кредитную, налоговую политику и позволяет государству воздействовать на скорость и направленность развития коммерческой деятельности в отдельных отраслях;

·Обеспечение конкуренции и регулирование монопольной деятельности стратегически направленно на развитие экономики через восстановление и расширение коммерческой деятельности;

·Установление различных экологических и социальных норм позволяет через осуществление воздействий на коммерческую деятельность балансировать интересы общества и коммерческих структур;

·Перераспределение доходов (в основном через налоговую систему) позволяет государству придавать коммерческой деятельности большую социальную направленность;

·Нормирование цен и тарифов на ряд товаров и услуг дает возможность государству контролировать инфляцию, способствует определенной стабилизации уровня жизни;

·Стандартизация качества продукции и услуг стимулирует производство и реализацию качественных (и, в первую очередь, безопасных) товаров и услуг.

Таким образом, в современных условиях все направления регулирования коммерческой деятельности должны обеспечивать одновременно производителям и поставщикам свободу хозяйственной деятельности, а потребителям свободу выбора товаров и услуг и безопасность их потребления.

Государственное регулирование подразумевает применение определенных методов влияющих на коммерческую деятельность.

1.Правовые и нормативные регулирующие отдельные стороны коммерческой деятельности в рыночных условиях (антимонопольное законодательство, права собственности, правила функционирования бирж и аукционов, порядок проведения сертификации и т. д.).

2.Экономические (налоги, льготы, кредиты, дотации, субсидии, государственные проекты и программы и др.).

.Социально-правовые устанавливающие социальные нормы (минимальный размер заработной платы, пенсии, пособий и т. д.) и защищающие права потребителей.

Государственное регулирование коммерческой деятельности осуществляется на каждом уровне власти и управления, причем в зависимости от уровня власти изменяется и содержание процессов регулирования.

1.2 Основные понятия защиты прав юридических лиц при проведении проверок

Закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" устанавливает требования при проведении проверок государственными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, по полномочиям должностных лиц, а также по порядку предоставления юридическим лицом информации при проверке.

Следует иметь в виду, что при проведении проверок должностные лица не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать предоставление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Должностные лица, проводящие проверку обязаны, в том числе, не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию; знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю.

Юридические лица вправе осуществлять защиту своих прав в административном (путём жалобы в вышестоящие инстанции, прокуратуру) и судебном порядке.

При проведении проверок важно иметь в виду, что юридические лица также вправе потребовать возмещения убытков за неправомерные действия должностных лиц, проводящих проверку. При определении размера убытков, причинённых юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Однако положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия. Права и обязанности лиц, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении или уголовное дело определены соответственно в КоАП и УПК. Действия должностных лиц или следственных органов также могут быть обжалованы в вышестоящие инстанции или в суд.

В Федеральном Законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", отражена сфера применения, основные понятия, используемые в нем:

порядок установления организационной структуры, функций, полномочий и порядка деятельности органов госконтроля (надзора);

принципы защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);

полномочия государственных контрольных органов в области проведения контроля (надзора), полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления в области проведения контроля (надзора);

порядок проведения контрольных мероприятий;

ограничения при проведении госконтроля (надзора);

порядок оформления контрольного мероприятия; меры, принимаемые по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольного мероприятия; ответственность органов госконтроля (надзора) при проведении контрольных мероприятий;

права хозяйственных субъектов при проведении контрольных мероприятий, их защита;

ответственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) за нарушение данного Федерального закона;

порядок вступления в силу Федерального закона.

Принятие закона и его последующее исполнение приведены к следующим положительным факторам функционирования и развития экономики государства:

запрет органам госконтроля (надзора) на взимание с хозяйствующих субъектов платы за проведение проверок за исключением случаев, отраженных в данном законопроекте, а также на запрет получения отчислений от сумм, поступающих в бюджет в результате проведения контрольных мероприятий;

увеличение средств от штрафов, поступающих в бюджеты;

формирование прозрачной схемы прохождения средств через бюджеты всех уровней, не уменьшая поступления в них;

устранение избыточных административных барьеров в развитии предпринимательства.

Последний фактор является важнейшим направлением в развитие предпринимательства и модернизации экономики в РФ. Таким образом, принятие данного законопроекта может стать весьма позитивной предпосылкой для улучшения экономической ситуации в стране.

Данный закон не распространяется на налоговый, валютный, финансовый контроль, банковский и страховой надзор, транспортный контроль, таможенный, иммиграционный, лицензионный и др. виды специального государственного контроля.

Организационная структура, функции и порядок деятельности органа госконтроля устанавливается нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ и при нарушениях, допущенных в ходе проверок, органы государственного контроля несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон предусматривает защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель усмотрел в действиях органа госконтроля нарушение законодательства, то юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может обжаловать действие органа госконтроля. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) или их представители имеют право участвовать в проведении контроля, получать предусмотренную законодательством информацию, ознакомиться с результатами и в случае согласия или несогласия указать об этом в актах.

Предусмотрен учет контрольных мероприятий, проводимых органами госконтроля. Контрольное мероприятие не должно превышать 1 месяца не более одного раза в два года. В исключительных случаях (например, при обнаружении в ходе контрольного мероприятия нарушений юридическим лицом обязательных требований или неисполнение им предписаний органа госконтроля) устанавливается более продолжительный срок. Выделяются усиленный режим госконтроля (6 мес.) и облегченный режим, который действует только в сферах, совпадающих со сферой профессиональной деятельности организаций саморегулирования.

В законе представлены также принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не допускают взимание платы за проведение контрольных мероприятий и получение органами государственного контроля отчислений от сумм, поступающих в соответствующие бюджеты и тем самым не позволяют должностным лицам злоупотреблять властью.

Данный закон позволит мобилизовать дополнительные средства, которые будут поступать в соответствующие бюджеты от штрафов.

1.3 Защита прав юридических и индивидуальных предпринимателей

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

Юридические лица независимо от организационно-правовой формы в соответствии с уставными документами, индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством РФ.

Объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе:

) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Глава 2. Организация проведение проверок и пути совершенствования законодательства о защите прав юридических лиц при проведении проверок

.1 Типичные нарушения при проведении проверки

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля, с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относятся:

) Проведение плановой проверки чаще, чем 1 раз в три года;

) Проведение плановой проверки хозяйствующего субъекта, не внесенного в ежегодный план;

) Проведение плановой проверки без уведомления органом государственного контроля (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения) посредством направления копии распоряжения руководителя, органа государственного контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;

) Проведение внеплановой выездной проверки (за исключением внеплановой выездной проверки на основании поступления обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах: "а" - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; "б" причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; "в" нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) с нарушением срока уведомления о проведении проверки (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом);

) Проведение внеплановой выездной проверки при отсутствии следующих оснований: поступление в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: "а" - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; "б" - причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; "в" - нарушение прав потребителей, в случае обращения граждан, права которых нарушены;

) Проведение внеплановой проверки по обращениям и заявлениям, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 5;

) Проведение внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства без согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

) Проведение плановой выездной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства с превышением 50 часового срока проведения проверки (в год), в отношении микропредприятия 15 часового срока в год;

) Проведение проверки без распоряжения руководителя органа государственного контроля;

) При требовании представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также при изъятии оригиналов таких документов;

) Проведение проверки с нарушением сроков (не более 20 рабочих дней, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства);

) При непредставлении акта проверки юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), в отношении которого проводилась проверка.

2.2 Совершенствование форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов юридических лиц

Анализ положений нормативных правовых актов в сфере государственного контроля (надзора), а также практики их применения на региональном и федеральном уровнях позволяет сделать вывод о необходимости внесения в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты изменений, включающих в себя следующие первоочередные меры:

установление необходимости разработки регламентов контрольных мероприятий по каждому виду государственного контроля (надзора), включая закрепление требований, предъявляемых к регламентам, определение их содержания и порядка принятия, обязательности ознакомления с ними субъектов контроля до начала проведения контрольных мероприятий, а также недопустимости проведения контрольных мероприятий при отсутствии утвержденных регламентов контрольных мероприятий;

дальнейшее осуществление государственного контроля (надзора), преимущественно на плановой и комплексной основе, а также выделение в качестве приоритетной превентивной функции государственного контроля (надзора);

исключение практики требования выполнения предпринимателями дополнительно оплачиваемых работ и услуг по проведению экспертиз, консультаций, страхованию ответственности, обучению, выполнению отдельных работ, заключению договоров на оказание благотворительной помощи и т.д. в процессе согласования разрешительной документации и осуществления мероприятий по контролю;

определение административной ответственности должностных лиц за нарушения в сфере государственного контроля (надзора);

установление взаимной ответственности участников государственного контроля (надзора).

Необходимо провести работу, направленную на внесение в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты предложений по расширению и уточнению понятийного аппарата действующего законодательства о контрольной деятельности, обеспечение единообразия применения используемых терминов и, по возможности, исключения их неоднозначного толкования.

С целью снижения возможностей для злоупотреблений со стороны должностных лиц контролирующих органов и соблюдения гарантий прав субъектов контроля целесообразно сформулировать предложения по внесению изменений в действующее законодательство, устанавливающие, что контролирующие органы и их должностные лица не вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору), если в отношении данного вида государственного контроля (надзора) отсутствуют: закон, определяющий соответствующий вид государственного контроля (надзора), а также регламент контрольного мероприятия.

Необходимо подготовить предложения по внесению в ФЗ 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс РФ об административных правонарушениях изменений и дополнений, направленных на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на конкретизацию составов административных правонарушений в области законодательства о государственном контроле (надзоре) и установление административной ответственности должностных лиц за нарушения в сфере государственного контроля (надзора).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Важное и большое значение имеет скорейший переход на новую систему технического регулирования. Для субъектов малого предпринимательства наиболее обременительна, в силу ограниченных финансовых и организационных ресурсов, излишняя техническая регламентация, они в большей степени испытывают негативные последствия существующей в настоящее время системы государственного контроля (надзора) за соблюдением технических требований.


2.3 Проведение госконтроля ООО "Ариан"

Общая характеристика предприятия. Адрес: Мурманск, ул. Лобова д. 44.

Часы работы: круглосуточно.

Общая занятость. 11 человек.

Общая площадь. 59 м кв.

Мероприятие по контролю проводилось на основании приказа органов госконтроля. Распоряжение о проведении мероприятия по государственному контролю (надзору) было подписано руководителем уполномоченного органа. По результатам мероприятия был составлен акт установленной формы в двух экземплярах.

В ходе проверки магазина установлено, что до сведения покупателей не доведена информация о сроке действия лицензии, об органе, выдавшем данную лицензию, кроме того отсутствовали правила на информационном стенде. Инспектор, проводящий проверку пришел к выводу о наличии в действиях руководителя предприятия состава вменяемого правонарушения.

Заключение

В настоящее время государственными органами осуществляется большое количество проверок, которые зачастую дублируют друг друга и тем самым препятствуют нормальной работе предприятий и ущемляют их права.

Совершенствование законодательства должно усилить правовую защищенность субъектов предпринимательства при проведении контрольных мероприятий, уменьшить количество случаев административного давления на предпринимателей, повысить интерес граждан к предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к росту экономики.

Важное значение имеет скорейший переход на новую систему технического регулирования. Для субъектов малого предпринимательства наиболее обременительна, в силу ограниченных финансовых и организационных ресурсов, излишняя техническая регламентация, они в большей степени испытывают негативные последствия существующей в настоящее время системы государственного контроля (надзора) за соблюдением технических требований.

Первоочередными задачами органов исполнительной власти являются подготовка предложений по изменению и дополнению федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере технического регулирования, а также выработка моделей организационных действий органов государственной власти, направленных на ускорение внедрения новой системы технического регулирования, с учетом интересов субъектов малого предпринимательства.

Библиографический список

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс" - послед. обновление 14.05.2010г.

Брагинский М.И. Юридические лица // Науч. журнал Хозяйство и право №3. - 2010. - 5 с.

3.Богданов В.Е. Сущность и ответственность юридического лица// Науч. журнал Государство и право №10. 2009. - 14 с.

4.Калпина А.Г. Гражданское право. Часть первая: Учебник/Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Маслаева. - М.:Юристъ, 2007. - 472 с.

Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества // Тихомиров Ю.А. Государство и право. 2010.- № 8.- 26 с.

Фогельсон Ю.Б. О конституционной защите прав юридических лиц / Фогельсон Ю.Б. Государство и право №6. 2009. - 22 с.

7.Иванов Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности. Учебное пособие / М.:Академия. - 2010. - 39с.

Л.П. Дашков В.К. Памбухчиянц Коммерция и технология торговли М. - 2008. - с.559

Ф.П. Половцева Коммерческая деятельность Учебник / М.:ИНФРА-М - 2009.- с.205

М.М. Рассолов Коммерческое право Учебник / Под ред. М.М. Рассолова.- М. 2001.- с.33

Ф.Г. Панкратов Коммерческая деятельность Учебник / М.-2008.- с.462

Похожие работы на - Права юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) торговых предприятий

Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

85. Общие принципы защиты прав предпринимателей

Права предпринимателей в нашей стране защищены законом.

Основные способы защиты:

Признания права;

Восстановление положения, существовавшего до нарушения прав и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

Самозащиты права;

Присуждения к исполнению обязательства в натуре;

Возмещения убытков;

Взыскания неустойки;

Компенсации морального вреда;

Прекращения или изменения правоотношения;

Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный суд, третейский суд) для их защиты. Гражданский кодекс РФ (ст. 11) допускает установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей – в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд.

Защите подвергаются только права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются (ст. 10 ГК РФ). В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции – возмещение причиненного вреда, санкции, установленные антимонопольным законодательством.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Из книги Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права автора Надеждина Вера

Глава 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАТЬЯ 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты

Из книги Правовое обеспечение предпринимательства автора Шевчук Денис Александрович

СТАТЬЯ 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды Обеспечение безопасности граждан и защита окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия регламентируются нормативными правовыми

Из книги Права водителя 2014. Как противостоять недобросовестному гаишнику? С таблицей штрафов автора Усольцев Дмитрий Александрович

Статья 1253. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд

Из книги автора

СТАТЬЯ 1253. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд

Из книги автора

Из книги автора

84. Понятие защиты прав и законных интересов предпринимателей Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций права. К числу основных начал гражданского законодательства относится: необходимость беспрепятственного

Из книги автора

Глава 4. Принципы судебной защиты прав и интересов граждан В Российской Федерации существует суд общей юрисдикции (в дальнейшем - суд) и арбитражный суд. Система судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней (звеньев): районные (городские) суды; суды

Из книги автора

Защита прав предпринимателей

Из книги автора

6. Общие принципы защиты прав Составляют протокол. Что делать? 1. Внимательно читайте все, что инспектор записывает в протокол.2. Вписывайте прямо в протокол свои объяснения: у вас есть на это право. Поясняю: «объяснение» – это графы в самом протоколе, они называются

Предпринимательское право Смагина И А

22.4. Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Указанный закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

1) презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) соблюдение международных договоров Российской Федерации;

3) открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

4) установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

5) проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

6) соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

7) периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

8) учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

9) возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;

10) признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

11) устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

12) ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

13) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

14) недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3) требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

4) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок .

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);

3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5) на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Индивидуальный предприниматель [Регистрация, учет и отчетность, налогообложение] автора Анищенко Александр Владимирович

Защита прав предпринимателей Законодатели, принимая Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», разумеется,

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

53. Привлечение специалиста, переводчика для оказания помощи при проведении налогового контроля В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

59. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля Истребование пояснений. Согласно п.1 и 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента пояснения, подтверждающие правильность исчисления и

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд.Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав

Из книги Нематериальные активы: бухгалтерский и налоговый учет автора Захарьин В Р

Статья 1254. Особенности защиты прав лицензиата Если нарушение третьими лицами исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, на использование которых выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата,

Из книги Бухгалтерское дело автора Бортник Николай Николаевич

4.5. Порядок защиты налогоплательщиком своих прав Взаимоотношения с налоговыми службами, вне сомнения, занимают одно из первых мест среди проблем, беспокоящих коммерческие фирмы. Вынесенное территориальными органами ФНС решение, принятое по результатам выездной

автора Еналеева И. Д.

6.3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении

Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.

Глава 8 Процессуальные аспекты защиты прав потребителей 8.1. Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем). Порядок предъявления претензии и удовлетворения претензионных требований Закон РФ «О защите прав

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

43. Полномочия органов муниципального финансового контроля при проведении контрольных мероприятий В соответствии с целями и основными задачами муниципального финансового контроля субъекты муниципального финансового контроля в пределах своей компетенции имеют

Из книги Увольнение [Как защитить свои права и найти новую работу] автора Рогожин Михаил Юрьевич

Защита трудовых прав работника органами государственного надзора и контроля Для защиты трудовых прав работник вправе обратиться и в со – ответствующие органы государственного надзора и контроля. Уточним, что в настоящее время функции государственного надзора и

Из книги Управление градостроительным комплексом в России (административно-правовой аспект) автора Братановский Сергей Николаевич

2.2. Правовая организация контроля и надзора в градостроительном комплексе Российской Федерации Контроль и надзор в сфере строительства представляет собой одну из разновидностей института административного надзора в России. Рассматривать административный надзор в

автора Смагина И А

Тема 22. Защита прав предпринимателей 22.1. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

22.1. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

22.2. Судебные формы защиты прав предпринимателей Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

22.3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы1. Нотариальная защита. При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 22. Защита прав предпринимателей I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Понятия «охрана прав» и «защита прав» предпринимателей соотносятся следующим образом:А. Эти понятия являются синонимамиБ. «Охрана прав» уже понятия «защита прав»

Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок. Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

  • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности". В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
  • 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
  • 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
  • 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
  • 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
  • 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
  • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
  • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
  • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
  • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • - государственную тайну;
  • - коммерческую тайну;
  • - служебную тайну;
  • - иную охраняемую законом тайну.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

  • а) руководитель юридического лица;
  • б) иное должностное лицо юридического лица;
  • в) уполномоченный представитель юридического лица;
  • г) индивидуальный предприниматель;
  • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
  • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, - если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

  • - 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
  • - 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.


Вопрос – 145 Понятие и виды контроля в сфере функционирования исполнительной власти. Внешний контроль. Президентский контроль (контрольные полномочия президента). Парламентский контроль. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти. Общественный контроль. Обращения граждан как способ осуществления контрольной деятельности.

Государственный контроль в сфере исполнительной власти

Исходя из установленного Конституцией России разделения госу­дарственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля (см. схему 18);

1) президентский контроль;

2) контроль законодательных (представительных) органов власти;

3) контроль в системе органов исполнительной власти;

4) судебный контроль.

Схема 18. Государственный контроль

Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение це­лесообразного и экономного расходования средств, поддержание ста­бильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: закон­ность, объективность, независимость, гласность, экономичность, со­хранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предпо­лагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельнос­тью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

1. Президентский контроль. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в определении им, согласно ст. 80 Конституции, основных направлений внутренней и внешней полити­ки государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответст­вующие органы исполнительной власти.

Президент осуществляет контрольные полномочия также при фор­мировании Правительства и других федеральных органов исполни­тельной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителей и федераль­ных министров, при формировании Совета Безопасности и Админи­страции Президента, назначении высшего командования Вооружен­ных Сил.

Президент имеет возможность осуществлять повседневный кон­троль за деятельностью Правительства и других органов исполнитель­ной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Пра­вительства и его Президиума, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, без­опасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвра­щения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены поста­новления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. В опреде­ленных Конституцией случаях Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента.

Главное контрольное управление как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку дея­тельности федеральных органов исполнительной власти, подразделе­ний Администрации, органов исполнительной власти субъектов Феде­рации, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Феде­рации; по результатам проверки вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.

Главному контрольному управлению поручено регулярно прово­дить проверки хода исполнения поручений Президента органами ис­полнительной власти Федерации и ее субъектов, вносить представле­ния о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности.

Основные направления деятельности этого Управления - обеспе­чение президентского контроля за деятельностью федеральных минис­терств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельности; ходом экономических ре­форм и выполнением государственных программ; использованием го­сударственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность.

Важную роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители Президента в регионах Российской Феде­рации. Согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 9 июля 1997 г., полномочный представитель осуществляет свою дея­тельность по поручению Президента в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий. Полномоч­ный представитель Президента наделен необходимыми полномочия­ми для выполнения своих ответственных задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от федераль­ных и региональных органов власти, участвовать в работе органов ис­полнительной власти региона и др. Посредством института полномоч­ного представительства обеспечивается дополнительное усиление ис­полнительной власти, контроль в регионах за выполнением федераль­ных законов, указов и распоряжений Президента. По результатам кон­троля полномочный представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в соответствующем регионе и вносит свои предложения. По предложению полномочного представителя Прези­дент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конститу­ции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента вносит также в Главное контрольное управление Президента, соответствующие феде­ральные органы исполнительной власти, а также органы исполнитель­ной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными ор­ганами федеральных органов исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх