Радости вашей никто не отнимет. «Ничто да не отнимет у вас надежду. ректор Николо-Перервинской семинарии

Написанно около 215 г.
Заглавие этого сочинения имеется на статуе св. Ипполита
Считалось утраченным до 1910 г.

О латинской версии:

«Egyptian Church Order»
Названо так потому, что стало известно вначале в эфиопском и коптском переводах.
В 1910 г. Е. Шварц, а в 1916 г. Р. Конноли доказали, что версия воспроизводит «Апостольское предание» св. Ипполита.

пролог
правила, относящиеся к избранию и посвящению епископа
молитва этого посвящения
чин Евхаристии
чины благословления елея, сыра и маслин
правила и молитвы, относящиеся к поставлению пресвитеров и диаконов
о разных категориях христиан:
— об исповедниках,
— о вдовах,
— о чтецах,
— о девах,
— о иподиаконах
— о тех, кто обладает даром исцеления

о поведении мирян:
— правила, относящиеся к новообращенным
— искусства и профессии, запрещенные для христиан
о оглашенных
о Крещении
о Миропомазании
о первом Причащении

описываются:
— воскресное богослужение
— литургия
— правила поста
— агапа
— чин освящения масла.
о духовной жизни каждого христианина в отдельности
о времени молитвы
о духовном чтении
о крестном знамении
и пр.

На произведении основываются:

  • «Завещание Иисуса Христа»
    (приблизительно V век, сохранилось в сирийской версии)
  • «Правила Ипполита»
    (приблизительно V век, сохранилось в арабской и эфиопской версии)

ДОГМАТИЧЕСКИЕ И ПОЛЕМИЧЕСКИЕ

«Синтагма»
или
«Против всех ересей»

Трактат написан при жизни папы Зефирина (199 - 217).
Сочинение утрачено.

Упоминают о сочинении:

  • сам св. Ипполит (Философумена, 1, 20)
  • Евсевий (Церк. ист., 6, 22)
  • бл. Иероним (О знаменитых мужах, 61)
  • патриарх Фотий (Библиотека, № 121)
    (Согласно Фотию, речь в произведении шла о 32 ересях вплоть до ереси Ноэта.)

Пользовались «Синтагмой» в качестве источника:

  • автор приложения к трактату Тертуллиана «Об отводе иска еретиков »
  • св. Епифаний Кипрский в трактате «Панарион»

«Обличение всех ересей»

«Философумена»

(«Опровержение ересей»)


или

Аутентичность: вопрос о том, был ли Ипполит действительно автором данного произведения, остается открытым.

Трактат написан после смерти папы Каллиста , т. е. после 222 г

О названии:
Оба названия принадлежат св. Ипполиту

«Обличение всех ересей»:

  • 1-4 книги («Философумена») – речь идет о греческой философии
  • 5-10 книги

Упоминание о сочинении:
у Евсевия (Церк. ист., 6, 22) - нет
у бл. Иеронима (О знаменитых мужах, 61) - нет
на памятнике из Латеранского музея - нет
Патриарх Фотий - знал это сочинение под названием «Лабиринт» (Библиотека, № 48).

Книга 1 известна науке с 1701 г., однако долгое время она приписывалась Оригену.

По главам:

1 .................. Фалес
2 .................. Пифагор
3 .................. Эмпедокл
4 .................. Гераклит
6 .................. Анаксимандр
7 .................. Анаксимен
8 .................. Анаксагор
9 .................. Архелай
11 ................ Парменид
12 ................ Левкипп
13 ................ Демокрит
14 ................ Ксенофан
15 ................ Экфант
16 ................ Гиппон
18 ................ Сократ
19 ................ Платон
20 ................ Аристотель
21 ................ Стоики (Хрисипп и Зенон)
22 ................ Эпикур
23 ................ Академики (скептики)
24 ................ Брахманы
25 ................ Друиды
26 ................ Гесиод .

Книги 2 и 3 (утрачены) речь шла, вероятно, о языческих культах и обрядах, о мифологии греков и варваров

Книга 4 посвящена астрологии и магии

1–7 .............. «Астрологи»
8–12 ............ «Астрономы»
14 ................ «Арифметики»
15–27 .......... «Астрологи»
28–42 .......... «Маги»
43–44 .......... «Египтяне»
46–50 ........... Арат
51, 1–9 ........ «Пифагорейцы»
51, 10–14 .... «Медики»

В книгах 5 - 9 св. Ипполит говорит о ересях, указывая на прямую зависимость каждой из 33 гностических сект от того или иного течения в античной философии.
(содержатся цитаты из потеряных гностических писаний)

6–11 ............ Наассены
12–18 .......... Ператы
19–22 .......... Сетиане
23–27 .......... Юстин Гностик «книга Баруха»

7–20 ............ Apophasis Megale [трактат, который Ипполит приписывает Симону Магу]
21–22 .......... Платон
23–28 .......... Пифагор
29–36 .......... Валентин
37, 1–6 ........ Платон [«Второе письмо Платона»]
38 ................. Последователи Валентина
39–54 .......... Марк и Колорбас

14–19 .......... Аристотель
20–27 .......... Василид
28 ................ Сатурнин и Менандр
29, 1; 30 ...... Маркион
29, 2–29 ...... Эмпедокл
31 ................. Препон
32 ................. Карпократ
33 ................. Керинт
34 ................. Эбиониты
35 ................. Теодот Византийский
36, 1 ............. Теодот «Мелхидесианин»
36, 3 ............. Николай
37 ................. Кердон и Луциан
38 ................. Апеллес

8–11 ............ Докетисты
12–15 .......... Монойм
15, 1–2 ........ Monoimi Epist. ad Theophrastum
16 ................. Татиан
17 ................. Гермоген
18 ................. Quatrodecimani
19 ................ Фригийцы (Монтан, Присцилла, Максимилла)
20, 1–3 ........ Энкратиты
20, 3 ............ Каиниты, офиты, ноахиты

6 ...................... Предисловие
7 ...................... Ноэт, Эпигон, Клеомен
8–10, 8 ........... Гераклит
10, 9–12 ......... Ноэт, Эпигон, Клеомен
11–12 ............. Каллист
13–17 ............. Алкивиад и Элхасиаты
18, 1–2 ........... Иудеи
18, 3 – 28, 2 ... Ессены
28, 3–5 .......... Фарисеи
29 ................... Саддукеи
30 ................... Иудеи

В книге 10 говорится о ветхозаветной истории и истинной христианской вере

Иногда книгу называют Syntagma (или Epitome)
Начинается краткой выдержкой из Секста Эмпирика и представляет собой краткую сводку «всех ересей» и является, по сути, независимым произведением.

X, 6–8 Epitome philosophorum

9–29 Epitome haereseon

9 ................... Наассены
10 ................. Ператы
11 ................. Сетиане
12 ................. «Симон Маг»
13 ................. Валентин и его школа
14 ................. Василид
15 ................. Юстин Гностик
16 ................. Докетисты
17 ................. Монойм
18 ................. Татиан
19 ................. Маркион и Кердон
20 ................. Апеллес
21 ................. Керинт
22 ................. Эбиониты
23 ................. Теодот Византийский
24 ................. Мелхиседиане
25 ................. Фригийцы
26 ................. Ноэтиане
27, 1–2 ......... Ноэт
27, 3–4 ......... Каллист
28 ................. Гермоген
29 ................. Элхасаитяне
30–31 ........... Библейская хронология
31–32 .......... «Истинное слово»
34 ................. Заключение

Первая книга дошла до нас в пяти списках.
Полный текст сохранился в единственном манускрипте Parisinus suppl. gr. 464.

Книги 4 - 10 открыты М. Миноидисом в 1942 г. в афонской греческой рукописи XIV в.

Издания:
Refutatio omnium haeresium. Ed. Miroslav Markovich. Berlin: De Gruyter, 1986;
P. Wendland (GCS 26), Leipzig, 1916.

Информация о содержании этой книги из источника:
Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002.

«О Христе и антихристе»

«Против ереси Артемона»

Сохранились отдельные фрагменты в цитации Евсевия (Церк. ист., 5, 28).
Было написано после «Философумен».
За исключением цитат Евсевия, утрачено.

«Увещание к Северину»

Было направлено против ереси «алогов» (отрицали христианское учение о Логосе. Лидер – Гаий).

Св. Епифаний (Против ересей, 51) использовал сочинение св. Ипполита при описании «алогов».

Не сохранилось.

«Против Гаия»

Сирийский писатель Дионисий бар-Салиби (1171 г.) приводит пять фрагментов из работы.
Вероятно, идентична трактату «О Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе».
Не сохранилось.

«О Боге и воскресении плоти»

Обозначено на статуе
Не сохранилось
Его можно отождествить с нижеслед. произведением:

«Слово против Верона и Элика о богословии и воскресении плоти»

До нас дошли несколько фрагментов.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ
(исторические)

«Хроника»
или
«Книга хроник»

Написана св. Ипполитом в 234 г.

Сохранилась в трех латинских и одном армянском переводах;
из греческого оригинала сохранились лишь отдельные фрагменты.

Перечисляет важнейшие события от сотворения мира до 234 года.
посвящена также разделению земли между потомством Ноя (Быт. 10), и описанию пути из Александрии в Испанию.

Направлена против ожидающих скорого наступления Судного дня и последующего тысячелетнего царства праведников (см. хилиазм).

Св. Ипполит использовал в качестве источников:

  • античных авторов
  • «Хронику» Юлия Африкана
  • «Строматы» Климента Александрийского .

«О пасхалии»
или
«Определение времени Пасхи»

«Тогда же Ипполит среди прочих “Памяток” написал книгу о Пасхе, где, высчитывая время, дает пасхалию на 16 лет, начиная первым годом царствования императора Александра [Севера]»
(Евсевий. Церк. ист., 6, 22) .

Цель написания:
освободить от необходимости обращаться к еврейскому календарю при пасхальных вычислениях и научно вычислить время пасхального полнолуния.

Однако не позднее 237 г. вычисления св. Ипполита разошлись с астрономическими данными.

Около 243 г. появился трактат «Об исчислении Пасхи». Цель – откорректировать пасхалию св. Ипполита. Ошибочно приписан св. Киприану Карфагенскому .

ГОМИЛЕТИЧЕСКИЕ

«Беседа против ереси Ноэта»

Сохранился фрагмент.

Предполагают, что это заключительная часть утраченной «Синтагмы».

Фрагмент направлен против монархианского и патрипассианского модализма Ноэта.

«Беседа на Богоявление»

Подлинность подвергается сомнениям

«Беседа о Пасхе»

Считалась утраченной (кроме двух фрагментов на сирийском языке и одного на латыни в Актах Латеранского Собора)
В 1926 г. X. Мартэн установил, что одна из бесед Златоуста «На Святую Пасху», считавшаяся неподлинной, принадлежит св. Ипполиту.

Однако похоже, что беседа переделана в IV в. с целью противостоять арианам.

Т. о.:
Беседа Ипполита III в. + антиарианские интерполяции IV в. = беседа под именем Златоуста

Темы:
Ветхозаветня Пасха как прообраз Новозаветной,
искупительный подвиг Христа,
Его сошествие во ад и победа над смертью.

Беседа «В похвалу Господу Спасителю»

О ней упоминают:

  • бл. Иероним:
    «Написал … также проповедь в похвалу нашего Господа и Спасителя, в которой дает понять, что произносил ее в церкви в присутствии Оригена». (О знаменитых мужах, 61)
  • св. Софроний Иерусалимский
  • Никифор Каллист (под названием «О похвале Господу нашему Иисусу Христу»).

Полностью утрачена.

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЕ

«Толкование на Шестоднев» Сохранилось во фрагментах.
«О том, что было после Шестоднева» или
«На Бытие»
Уцелели фрагменты.
«О благословении Валаама» Есть лишь отрывок у Леонтия Византийского
«Об Елкане и Анне» Сохранились цитаты в «Диалоге против еретиков» блж. Феодорита Киррского.
Трактат «О благословлении Иакова» Представляет собой комментарий на Быт. 49. Он сохранился в греческом оригинале, а также в армянской и грузинской версиях.
«О благословении Исаака»
Трактат «О благословении Моисея»

Раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урване и Понтиане . В году святой Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию . Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября года Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день - 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января .

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

  • Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),
  • Ипполит, антиохийский пресвитер,
  • Ипполит пустынник,
  • Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 - 270),
  • Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия . Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Труды

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

  • Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
  • Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).
  • В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

  • Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002
  • Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)
  • Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.
  • Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский. [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]
  • Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I - V вв.). Учебное пособие по патрологии.
  • Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers

Святой Ипполит Римский – вероятно грек по происхождению, но родился в Риме, был одним из учеников св. Иринея; еще при папе Зефирине (199–217) сделался пресвитером Римским и в этом сане приобрел себе почетную известность своей ученой деятельностью. Он одинаково хорошо знал и светскую, и духовную науку, был толкователем Священного Писания , защитником христианства против иудейства и язычества, обличителем современных еретиков и ревностным блюстителем церковной дисциплины. Защищая против монархиан различие Отца и Сына во Святой Троице чрез внесения некоторого субординационизма, Ипполит столкнулся с другим видным членом римского клира – Каллистом, который обвинял Ипполита в двубожии. В свою очередь Ипполит подозревал Каллиста в склонности к учению Савеллия Феодота. Сталкивался Иппол. с Каллистом и в вопросе о церковной дисциплине. Ипполит обвиняет Каллиста, этого, по его словам, «обманщика, святотатственного плута и бесстыдного преступника», в чрезмерной снисходительности объясняемой его личной небезупречностью. По словам Иппол. Каллист оказывал сильное влияние и на Зефирина, которого Иппол. аттестует как слабого, недалекого и продажного человека. Между тем при избрании преемника Зефирина верх одержала партия Каллиста, который, став папой, не замедлил осудить как савеллианство, так и двубожие, и еще более смягчить требования церковной дисциплины. Тогда Ипполит совершенно прекратил общение с Каллистом, принял от своих сторонников, по-видимому большей частью христиан-греков, избрание и посвящение во епископа Римского и явился таким образом антипапой. Раскол этот прекратился в 235 г., когда Иппол. вместе со вторым преемником Каллиста Понтианом изгнан был «на чумный остров Сардинию» в рудники. Здесь он и умер. Некоторые (напр. Иванцов-Платонов) думают, что Ипполит вернулся из Сардинии, отправился на восток, познакомился здесь с расколом новатиан, вернулся в Рим с посланием Дионисия Великого и окончил жизнь мученической смертью при Валентиниане или при Клавдие. Но эта гипотеза покоится на недоказанном отождествлении Ипполита Римского с Ипполитом, упоминаемым у Евсевия (Ц. И. VI, 46) и в сирском мартирологе (под 30 января). Тело Иппол. было перенесено в Рим, а затем из Рима в Ст.-Дени. Ипполит был причтен к мученикам и восточной (память 30 января), и западной (13 августа) церковью и даже был почтен в Риме около VI века мраморной статуей, изображающей его сидящим на кафедре, на которой выгравирован список его сочинений и составленный им пасхальный круг. Статуя эта была найдена в 1551 году на дороге Тивуртиевой, на Вероновом поле (снимок ее есть в изд. «Жизнь и труды святых отцов» Фаррара, ч. ИИ-я). Мученическая святого Ипполита в мире с церковью имела следствием то, что произведенный им раскол был забыт очень скоро. Этим и объясняются те спутанные и противоречивые сведения, которые дают о кафедре Ипполита – епископа, жившего и погребенного в Риме, и однако не считаемого епископом Римским, церковные писатели. Евсевий, который первый упоминает о нем, о нем ничего не знает, кроме того, что он был «епископ какой-то церкви где-то». Не знают этого и Епифаний и Иероним. Позднейшие восточные писатели называют его епископом римской гавани, т. е. Порта или Остерии вблизи Рима на Тибре, а западные писатели, разумея под Portus не portus Рима, а Аден, ищут его кафедру в Аравии.

Святой Ипполит был одним из плодовитейших и разносторонних писателей. Неполные еще каталоги его творений у Евсевия (Ц. И. VI, 22), Иеронима (De vir. lll. 61) и на мраморной статуе, а также случайные указания Фотия и других церковных писателей показывают, что он писал по вопросам полемики, апологетики, экзегетики, догматики, хронографии и церковного права. Но из творений Иппол. сохранилась лишь небольшая часть, да и то в отрывках сомнительной подлинности, а большинство их известны лишь по названиям. Важнейшее из приписываемых св. Иппол. творений – это его полемическое сочинение: «Обличение всех ересей». О сочинении Иппол. под таким заглавием упоминают уже Евсевий и Иероним, но до открытия в 1842 году на Афоне рукописи, содержащей почти 8 из 10 книг этого сочинения, известна была под названием «Философумены» лишь первая книга, да и та приписывалась Оригену. Философумены представляют не столько прямое опровержение ересей, сколько их изложение. Автор, справедливо находя близкое соотношение между ересями и философскими учениями дохристианской древности, посвящает первые четыре книги изложению, часто своеобразному, и истолкованию последних, и, что особенно важно, приводит иногда отрывки из сочинений древних философов, до нашего времени не сохранившихся. С пятой книги по девятую излагается учение христианских еретиков, кончая современными Ипполиту ноэтианами и елкезаитами. Десятая книга дает заключительный обзор всех ересей и в заключение призывает все народы принять истинную веру. К отделу полемических принадлежат также сочинения: «Краткое опровержение ересей», упоминаемое в Философуменах, но не сохранившееся, «Гомилии Ипполита на ересь Поэта», из которых сохранилось 18 глав в Ватиканском кодексе, «Главы против Гайя», от которых сохранилось пять отрывков на сирском языке, «К Маркиону» и «Против магов» – сочинения, известные лишь по названиям. Апологетическими произведениями являются два сочинения: «К еллинам и Платону о сущности всего» и «Доказательство к иудеям». От обоих сочинений сохранились значительные отрывки. Самый большой по-видимому отдел творений святого Ипполита составляют толкования Священного Писания , полагавшие вместе с трудами Оригена начало этому роду церковной письменности. Упоминаются следующие его толкования:

1) на шесть дней творения,

2) на книгу Бытия,

3) на Исход,

4) на Руфь,

5) на Псалтирь,

6) на Притчи,

7) на Екклезиаста,

8) на Песнь песней,

9) на пророков Исаию, Иеремию, Иезекииля, Даниила и Захарию,

10) на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна и

11) на Апокалипсис.

Были у него трактаты и об отдельных церковно-исторических событиях: о благословении Валаама, о родителях Самуила, об Аэндорской волшебнице, о талантах, о двух разбойниках. Лишь от некоторых из этих сочинений сохранились отрывки, более других из толкований на Песнь песней и пророка Даниила. Из гомилий в целом виде сохранилась лишь одна: «εἱς ά άγια Θεοφάνεια », но едва ли она принадлежит Иппол. Остальные известны лишь по названиям. К числу догматических сочинений принадлежит сохранившееся вполне произведение Ипполита. «О Христе и об антихристе». В 67 главах этого сочинения автор, находящийся видимо под влиянием св. Иринея Лионского , описывает антихриста самостоятельной личностью, человеком, имеющим произойти из колена Данова и явиться при внешнем подражании полной противоположностью Христу. Сохранились отрывки из «Слова о воскресении и нетлении», сочинения же: «Увещательное слово к Северине», под которой впоследствии разумели вторую жену Гелиогабала Юлию Северу, «Слово о богословии», «О благе и о происхождении зла» и «О домостроительстве» известны лишь по названиям. Два произведения Иппол. относятся к хронографии: «О пасхе» и «Хроника». Но словам Евсевия, первое сочинение состояло из хронологических замечаний и пасхального круга. Вероятно вторая часть его помещена на упомянутой статуе в виде таблицы, указывающей время для празднования Пасхи на 112 лет. В «Хронике», сохранившейся главным образом в латинских переделках, Ипполл. пользовался хронографией Юлия Африкана и «Строматами» Климента Александрийского . Памятниками трудов Ипполита в области церковного права считаются восьмая книга Апостольских постановлений и 38 канонов Иппол., известные лишь в арабской переделке. В каком отношении находятся эти два памятника друг к другу, представляет ли первое сочинение переделку второго, (Ахелис), или второе – сокращение первого (Функ), – решить трудно. Ложно приписываются Иппол. 8 отрывков «О богословии и воплощении», приводимые у Анастасия, апокрисиария римского, рассказ о коринфской девственнице в Лавсаике Палладия, «Слово о конце мира и об антихристе и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа», «О 12 апостолах, и где каждый из них проповедовал и скончался» и «О семи апостолах».

Литература

Перечисление иностранных изданий и литературы см. в «Патрологиии» Барденгевера, стр. 135, и в Энциклопедии Герцога, изд. 3-е, т. VIII, стр. 126– 127. Древнеславянский перевод сочинения Иппол. «О Христе и об антихристе» издан в 1868 г. Невоструев в Москве; издание это есть перепечатка московских изданий 1617 и 1701 года. См. о нем заметку А. Гарнака в «Zeitschr. f. hist. Theol.» 1875. стр. 38 и сл., также у Срезневского – «Сказания об антихристе в славянских переводах творений св. Ипполита», Петербург 1874. Здесь же – 2 книга и часть первой – толкований на пр. Даниила в древнеславянском переводе. Немецкое издание древнеславянского перевода соч. Ипполита об антихристе дано Бонвечем в «Abh. d. Gotting. Gesellsch. d. Viss», том XL, 1895 г. На греческом языке 4 книги этого толкования издал Георгиадес в афинском журнале «Εχχλεσίαστιχή άλειδεια » за 1885, 86 и 88 годы.

В 1898 и 1899 гг. творения Иппол. изданы в новом русском переводе в Казани в двух томах. См. еще об Иппол. Филарет, «Историческое учение», §§ 52–56; А. М. Иванцов-Платонов, «Ереси и расколы трех первых веков», стр. 72 –232, М. 1877; Н. П. Барсова, «Истории первобытной христианской проповеди », Спб. 1885; Фаррар, «Жизнь и труды святых отцов», I, 65, 70; II, 569–574.

В истории христианской письменности IIIв. св. Ипполит занима­ет видное место. Он автор многочисленных произведений, в том числе книг против ересей, догматических, экзегетических и хронологичес­ких трактатов, литургико-канонического памятника и даже духов­ной поэзии. Однако значительная часть сочинений св. Ип­полита сохранилась в латинской, сирийской, коптской, арабской, эфиопской, армянской, грузинской и славянской версиях. Христиане Древней Руси знали св. Ип­полита в первую очередь как автора знаменитого «Слова о Христе и антихристе», пользовавшегося необычайной популярностью у рус­ского читателя.

Время и место рождения св. Ипполита неизвестны. Предположи­тельно он не был римлянином по происхождению и воспитанию: его великолепное владение греческим языком, глубокое знание антич­ной философии и религии указывают на связь с Востоком. Когда Ориген около 212 г. посетил Рим, он видел там Ипполита, который в это время уже имел сан пресвитера. По-видимому, Иппо­лит был близок к папе Зеферину. Когда Зеферин скончался и его место занял Каллист, Ипполит оказался в оппозиции по отношению к новому папе. Он обвинил его в недостаточной строгости к тем членам Церкви, которые запятнали себя нравственными пороками, а также в приверженности ереси Савеллия - и это несмотря на то, что Каллист в начале своего Понтификата осудил Савеллия. Трудно сказать сейчас, насколько справедливы были обвинения Ипполита в адрес папы. По-видимому, Каллист и Ипполит по-разному понима­ли саму природу Церкви. Он был, как и Новациан, противником ослабления канонической дисциплины в Церкви, рато­вал за строгие прещения в адрес грешников и еретиков. Ипполит отделился от Римской Церкви и возглавил небольшую, но влиятель­ную группу ригористически настроенных христиан, которые про­возгласили его епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Схизма Ипполита продолжалась в течение многих лет при при­емниках Каллиста Урбане (223 - 230) и Понтиане (230 - 235) до тех пор, пока император Максимин не изгнал папу Понтиана и ан­типапу Ипполита на остров Сардиния, где, по-видимому, и про­изошло примирение св. Ипполита с Понтианом. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола, чтобы дать возмож­ность христианам Рима избрать ему приемника. Ипполит также от­казался от претензий на римскую кафедру. Группа сторонников Ипполита после этого воссоединилась с Римской Церковью, и объе­диненная община избрала епископом Антера (235 - 236). Понтиан и Ипполит вскоре приняли мученическую кончину на о. Сардиния. Их тела были перенесены в Рим при приемнике Антера папе Фабиане (236 - 250) и похоронены в один и тот же день - 13 августа 236 или 237 г. В этот день Церковь и совершает память св. Ипполита, как человека, не только искупившего грех раскола примирением с Церковью, но и засвидетельствовавшего свою веру мученической кровью.

Среди сочинений св. Ипполита ни одно не привлекло столько внимания исследователей, как «Апостольское предание», написан­ное им около 215 г. Трактат св. Ипполита является важнейшим источником сведений о литургической жизни Римской Церкви в IIIв. и о состоянии цер­ковной дисциплины в этот период. В 1-й части трактата говорится об избрании и посвящении епископа, излагаются чинопоследования епископской хиротонии и Евхаристии, благословения елея, сыра и олив. Затем следуют правила и молитвы о посвящении пресвитеров и диаконов, об исповедниках, вдовах, чтецах, девах, иподиаконах, экзорцистах.

Наиболее существенным из полемических трудов св. Ипполита является «Обличение всех ересей», известное также под названием «Философумена». Трактат «О Христе антихристе» является самым важным сочине­нием на данную тему во всей патристической литературе. Он напи­сан около 200 г. и адресован Феофилу, которого автор называет «возлюбленным братом». В первых главах трактата св. Ипполит говорит, что предметом его будет явление антихриста, его жизнь, деятельность, гонения на христиан, его конец, а также Второе При­шествие Христа, Страшный суд, оправдание праведников и осужде­ние грешников. Автор называет свой трактат «повестью страшной и исполненной ужаса». Многие современники св. Ипполита считали, что Римская империя есть царство антихриста, а гонение Септимия Севера является последней битвой антихриста с христианами; св. Ипполит, опровергая эти эсхатологические ожидания, доказывает, что Рим соответствует четвертому царству из видения Даниила (см. Дан. 7, 23) и явление антихриста должно произойти позднее.

«Хроника», написанная св. Ипполитом в 234 г., сохранилась в трех латинских и одном армянском переводах; из греческого ориги­нала сохранились лишь отдельные фрагменты. Трактат направлен против тех современников св. Ипполита, которые ожидали скорого наступления Судного дня и последующего тысячелетнего царства праведников (хилиазм). Святой Ипполит доказывает, что к момен­ту написания его книги от сотворения мира прошло только 5738 лет, тогда как конец мира должен произойти после исполнения шести тысячелетий.

Антиохийская школа в отличие от Александрийской не представляла собой единого образовательного учреждения с преемственностью дидаскалов, хотя отдельные представи­тели ее подвизались на поприще цер­ковного учительства. Как богослов­ское направление Антиохийская школа существовала на протяжении IV-V вв. и развивалась наряду, а иногда и в противовес Александ­рийской школе. Различие этих школ (к-рое, однако, не следует преувели­чивать) прослеживается по 2 основ­ным моментам: в экзегетическом ме­тоде и христологическом учении. Основатель Антиохийской школы сщмч. Лукиан (ум. 312) был известен преимущественно своей критичес­кой работой над текстами Свящ. Писания; его редакция Септуагинты (т. н. «Лукиановская рецензия») получила широкое распространение в Сирии, М. Азии и др. эллинизиро­ванных областях Востока (за исклю­чением Египта). Наряду с критичес­ким исследованием текста Лукиан, вероятно, занимался и толкованием Писания, но, поскольку собственные его произведения утрачены, об этом толковании практически ничего не­известно. Вместе с ним в Антиохии подвизался и некто Дорофей, о к-ром сохранились самые скудные сведе­ния. Вокруг св. Лукиана сплотилась тесная группа учеников (т. н. «солукианисты»), среди к-рых было неск. главных деятелей буд. «арианствующей партии» (сам Арий, Евсевий Никомидийский, Астерий Софист и др.). Однако догматическая по­зиция ранних представителей Ан­тиохийской школы не являлась од­нородной; среди них был и один из столпов Православия в период Никейского Собора свт. Евстафий Антиохийский (ум. после 337). Свя­зующим началом общего богослов­ского направления Антиохийской школы в первый период ее существо­вания был, вероятно, только метод толкования Свящ. Писания.

Экзегеза Антиохийской школы час­тично опиралась на методы интер­претации лит. произведений, выра­ботанные еще языческими алексан­дрийскими филологами. Подобно последним, антиохийские богословы исходили из того принципа, что текст должен быть объяснен «из са­мого себя». В противоположность предпочтению духовного смысла у Оригена и у нек-рых др. александ­рийских церковных писателей, отте­няющих «вневременное» и «вечное» в Свящ. Писании, они стремились заострить внимание на историчес­ком подходе к нему: каждую книгу Библии пытались изъяснить, исходя из конкретной ситуации ее написа­ния.

(Богословские школы Древней Церкви // ПЭ. Т. V. С. 525-530.)

Св. МЕФОДИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ

Сократ (Церк. ист., 6, 13) называет Мефодия епископом Олимпа Ликийского. Со­гласно другим источникам, он был епископом г. Патары в Ликии. Бл. Иероним указывает, что св. Мефодий был сначала епископом Олимпа, а затем еписко­пом Тира.

Писатель Vв. Иоанн Антиохийский, а также славянские и некоторые греческие руко­писные источники называют местом епископства св. Мефодия г. Филиппы в Македонии. Современные исследователи выдвигают и другие гипотезы - например, о том, что св. Мефодий был еписко­пом г. Филиппы, но долгое время жил в Олимпе, почему его и считали впоследствии епископом Олимпийским. Святой Мефодий скончался мученически в 311 г. в г. Халкида на о. Эвбея. В святцы он занесен с титулом епископа Патарского.

Св. Мефодий опровергал отдельные мнения Оригена, это очевидно из его сохра­нившихся трактатов. Полный текст диалога «Ксенон» до нас не до­шел, однако тот фрагмент из него, который сохранился, направлен также против Оригена. Святой Мефодий был блестящим церковным писателем, эру­дированным человеком; он хорошо знал античную литературу и фи­лософию.

Среди богословов IIIв. св. Мефодий занимает одно из почетных мест. Его произведения были известны многим христианским писа­телям последующего периода: на них ссылаются свв. Евстафий Ан­тиохийский, Епифаний Кипрский, бл. Феодорит, Леонтий Визан­тийский, Анастасий Синаит, преп. Иоанн Дамаскин и многие дру­гие. Часть сочинений св. Мефодия утрачена.

Единственным сохранившимся полностью из сочинений св. Ме­фодия является «Пир десяти дев». Трактат представляет собой раз­вернутую апологию девства как одной из высших христианских доб­родетелей. В произведении, сюжет которого навеян «Пиром» Пла­тона, десять дев по очереди высказывают свои мнения относительно девства, после чего одна из них, Фекла, воспевает восторженный гимн Жениху-Христу и Церкви-Невесте, а хор дев повторяет реф­рен. Девство, по мысли св. Мефодия, является состоянием вышеес­тественным, «чрезвычайно великим»; это - «таинство», в котором осуществляется идеал жизни в подражание Христу. Трактат отно­сится, вероятно, к ранним годам литературной деятельности св. Мефодия. Трактат оказал большое влияние на развитие христианс­кой аскетической письменности, в особенности в эпоху расцвета мо­нашества (IV-Vвв.).

ИППОЛИТ Римский

ИППОЛИТ ("Ιππόλυτος, Hippolytus) Римский (ум. ок. 235 в Сардинии) - христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217-222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств, порвал с Римской церковью и был провозглашен своими последователями епископом Рима, став первьм в истории антипапой. По преданию, был отправлен на рудники во время гонения императора Максимина и перед своей мученической смертью воссоединился с Церковью. Причислен к лику святых.

Ипполит - один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, экзегетических и исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Наиболее значительное в историко-философском отношении произведение Ипполита - “Обличение всех ересей” (Κατά πάντων αίρεσων έλεγχος), известное также под названием “Философумена”. Цель этого трактата - доказать, что источником ересей (прежде всего гностических учений) является языческая философия и мифология. Трактат содержит богатейший доксографический материал и является важнейшим источником по истории гностицизма. Ипполит разрабатывал учение о Троице, сложившееся в полемике с модализмом (учением, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой являются модусами единой божественной субстанции) и отмеченное субординационпстскими чертами. В христологии Ипполит настаивает на реальности человеческой природы Христа. Его трактат “О Христе и Антихристе” - наиболее известное сочинение на эту тему во всей патриотической литературе - оказал огромное влияние на представления об Антихристе в позднейшей христианской, в т. ч. русской традиции; в частности, он до сих пор чрезвычайно популярен среди русских старообрядцевбеспоповцев. В своих многочисленных комментариях на библейские книги, из которых наиболее известен комментарий на Книгу Даниила, Ипполит следовал аллегорическому методу Александрийской школы. Ему принадлежит также “Апостольское предание” - свод правил, касающихся церковной литургической жизни Римской церкви в 3 в., и “Хроника”, направленная против хилиазма.

Соч.: W-rke, Bd. 1-3, Lpz., 1897-1929; Commentaire sur Daniel, éd. G. Bardy, P., 1947 (Sources Chrétiennes, т. 14); La Tradition apostolique..., éd. B. Botte, 2 éd., P., 1984 (Sources Chrétiennes, 1.11 bis); Homélies pascales 1: Une homélie inspirée du traité sur la Paque d"Hyppolite, P., 1950 (Sources Chrétiennes, t. 27); в рус. пер.: Творения св. Ипполита, епископа Римского... Казань, 1898, вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила, вып. 2. О Христе и Антихристе, О кончине мира, об Антихристе и втором пришествии Христовом (подложное). Против Ноэта, Слово на день Богоявления (репринт: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997); О Христе и Антихристе. Апостольское предание. - в кн.: Отцы и Учители Церкви 111 века. Антология. М., 1996, т. 2, с. 208-260.

Лит.: Писарев Л. Святой Ипполит, епископ Римский. Очерки его жизни и литературной деятельности. Казань, 1898; d"AlesA. La théologie de Saint Hippolyte, 2 éd.. P., 1929; Richard M. Hippolyte de Rome (Saint). - “Dictionnaire de spiritualité” (P.), 1969, v. 7 (l), p. 531-571.

  • - Сын афинского царя Тесея и ы, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - в греч. миф. сын афинск. царя Тесея и царицы амазонок Антиопы...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - 1. Греч, герой, сын Тесея и амазонки Антиопы, или ы, молодой стрелок, посвятивший себя богине Артемиде, из-за этого И. отклонил любовь своей мачехи Федры...

    Словарь античности

  • - И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей единственной страстью в жизни была охота. Он поклоняется деве-охотнице Артемиде, но отвергает плотскую любовь...

    Литературные герои

  • - Среди белого дня. Погребальный факел чадит Среди белого дня. Бойся матери ты, Ипполит: Федра – ночь – тебя сторожит Среди белого дня. ОМ915,16 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Hippolytos, св., ок. 170-235 гг. н. э., греческий христианский писатель. Ученик Иренея Лионского, пресвитер римской Церкви, затем антипапа...

    Энциклопедия античных писателей

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - Жан – франц. философ, проф. Коллеж де Франс в Париже, один из немногих франц. специалистов в области нем. идеализма, исследователь наследия Гегеля. Внес большой вклад в ознакомление франц...

    Философская энциклопедия

  • - , христианский богослов и церковный деятель, римский пресвитер, автор сочинения «Опровержение всех ересей», в котором имеется доксографический обзор истории греческой философии. История текста и авторство...

    Античная философия

  • - в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед отцом. Погиб, растоптанный своими конями...

    Современная энциклопедия

  • - Архитектор-художник. Окончил Строгановское уч-ще в 1835 и ИАХ в 1839 со званием клас. худ. арх. 2-й ст. В 1847 удостоен звания акад. и определен архит...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Жан, французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны, директор Высшей нормальной школы, профессор Коллеж де Франс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы. Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан ею перед отцом. Тесей проклял сына и просил Посейдона покарать его смертью...
  • - христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского...

    Большой энциклопедический словарь

  • - христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием. Память в Православной церкви 13 августа...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Иппол"...

    Русский орфографический словарь

"ИППОЛИТ Римский" в книгах

Ипполит

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Ипполит Значение и происхождение имени: распрягающий коней (греч.).Энергетика и Карма имени: по своей энергетике имя Ипполит наделено твердостью, значительной возбудимостью и подвижностью. При этом ему явно не хватает пластичности. Обычно с самых малых лет Ипполит

§183. Ипполит

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

Ипполит

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Ипполит (греч.) - сын афинского царя Тесея и Антиопы (вариант: Ипполиты или Меланиппы). И. был искусным охотником, почитателем богини Артемиды. Он был равнодушен к любви, поэтому Афродита разгневалась на него и внушила его мачехе Федре любовь к пасынку. И. отверг ее

Ипполит Тэн

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Ипполит Тэн (1828-1893 гг.) философ, историк, литературовед и теоретик искусства В свете встречаешь людей четырех разрядов: влюбленных, честолюбивых, наблюдателей и дураков… Самые счастливые – дураки.До двадцати пяти лет дети любят своих родителей; в двадцать пять лет они

Ипполит

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Ипполит Ипполит – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял И. и призванный им в гневе бог Нептун неожиданно послал волну на

Ипполит Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИП) автора БСЭ

Ипполит Жан Ипполит (Hyppolite) Жан (8.1.1907, Жонзак, - 27.10.1968, Париж), французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны (1947-55), директор Высшей нормальной школы (1955-1963), профессор Коллеж де Франс (с 1963). И. перевёл на французский

ТЭН, Ипполит

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ТЭН, Ипполит (Taine, Hippolyte, 1828–1893), французский литературовед и историк92Наука не имеет отечества.«Опыт о Тите Ливии», предисловие (1856)Затем у Луи Пастера: «Наука не имеет отечества, но ученый имеет» (речь на международном съезде врачей в Копенгагене 10 авг. 1884 г.). ? Markiewicz, s. 407.

«Ипполит»

Из книги Театральные взгляды Василия Розанова автора Розанов Василий Васильевич

«Ипполит» Тема Еврипида, приведшая теоретика Мережковского к практическим театральным штудиям, - противостояние Артемиды и Афродиты, конфликт «сладострастия» и «целомудрия», если судить по названию статьи Мережковского. Тот же принцип, по Мережковскому, формирует и

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

2. Ипполит Римский

Из книги Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение автора Мецгер Брюс М.

Св. Ипполит, епископ Римский

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

Поучение 1-е. Св. священномученик Ипполит, папа Римский (Каждый христианин обязан обличать и вразумлять заблуждающихся)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Поучение 1-е. Св. священномученик Ипполит, папа Римский (Каждый христианин обязан обличать и вразумлять заблуждающихся) I. Воспоминаемый ныне Св. Церковью св. священномученик Ипполит, епископ римской Церкви, жил в III-м веке и был учеником св. Иринея, еп. Лионского. Он

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИППОЛИТ РИМСКИЙ свт. (ок.170 - ок.236); богослов–ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни И. уже в 4 в. знали мало (блж.*Иероним. О знаменитых мужах, 61). Он трудился в Риме, но писал по–гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению *Даниелю,

2. Ипполит Римский

Из книги Канон Нового Завета автора Мецгер Брюс М.

2. Ипполит Римский Неутомимый Ипполит, епископ Римский (ум. 235), был плодовитым писателем. По разнообразию интересов и числу трудов (но не по их глубине и самостоятельности) его можно сравнить с Оригеном. Последователи воздвигли в его честь, возможно - на месте погребения,

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх