Развиваем творческое мышление. Креативное мышление. Развитие креативного мышления ч.2. Развитие креативного мышления

Чтобы развить у себя творческие способности, вам необходимо полностью посвятить себя этому процессу. Если вы занимаетесь определенным видом деятельности и хотите улучшить подход к работе, досконально изучите ее, станьте экспертом в своей области. Хороший багаж знаний является одним из необходимых условий творчества, он улучшает мышление и помогает быстрее находить инновационные решения стоящих задач.
Развить творческое мышление невозможно, если не уделять этому время. Составьте график и ежедневно и целенаправленно занимайтесь собственным развитием.

Принимайте на себя риски

Творческий подход к делу часто сопряжен с тем, что взрослому человеку приходится идти на определенный риск, т.к. предлагаемые им решения в таком случае нестандартны. Принимаемые решения при этом не всегда приводят к успеху, однако здесь важен сам процесс их поиска, т.к. он закрепляет вновь приобретенные навыки и помогает не бояться решать сложные задачи. Сохраняйте уверенность в себе и в своих силах. Постоянно ищите мотивацию для развития своего творческого потенциала.

Избавьтесь от негатива

Хорошее настроение и положительный настрой улучшают способность к творческому мышлению. Никогда не занимайтесь самокритикой по поводу своей деятельности, гоните от себя все негативные мысли. Все это может негативно повлиять на ваши творческие способности.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это распространенная техника решения сложных задач, он основан на активном вырабатывании различных методов решения проблем. Эта техника очень хорошо развивает творческое мышление. Определите проблему и начните записывать способы ее решения. Ваша задача состоит в том, чтобы записать максимальное количество идей за короткий промежуток времени. После этого сосредоточьтесь на записанных решениях и совершенствуйте их до тех пор, пока не найдете наилучшее из них.
Не останавливайтесь на быстрых и простых ответах. Всегда ищите альтернативные пути решения задач.

Записывайте свои идеи

Хороший способ развития творческого мышления – записывать свой творческий процесс. Заведите дневник и записывайте в него все идеи, которые приходят вам в голову, они могут относиться к самым разным темам. Дневник поможет вам не зацикливаться на одних и тех же решениях и стимулирует вас на поиск новых. Кроме того, при решении конкретной задачи вы всегда можете обратиться к своему дневнику и почерпнуть из него собственные идеи.

Ищите вдохновение

Развить творческое мышление на пустом месте невозможно. Постоянно ищите источники вдохновения. Читайте книги, слушайте разнообразную музыку, смотрите фильмы, чаще участвуйте в оживленных дискуссиях. Все это является источником новых идей, а также мотиватором к самостоятельной творческой деятельности.

Упражнения для развития творческого мышления,

Памяти, сообразительности и интеллекта

В этой книге помещено множество новейших тестов, которые помогут вам развить ваш интеллект. Самые разнообразные головоломки и тесты охватывают такие сферы интеллекта, как творческое мышление, логическое мышление, сообразительность и память. Здесь вы найдете подсказки, а также ответы на задания.

Введение

Немного о человеческом мозге

Творческое мышление

Память Головоломки Сообразительность

Тестирование интеллекта

Подсказки

Введение

Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания; мозг формирует нашу речь, навыки, мысли, чувства, и в то же время именно этой частью своего тела мы, вероятно, больше всего склонны пренебрегать.

Это замысловатое сплетение нервов и нервных окончаний, орган, возникший за сотни лет эволюции, каким-то образом умеет управлять всеми системами нашего тела, в то же время обрабатывая мощный поток новой информации и приобретая новые навыки.

Многие люди воспринимают свой мозг как нечто само собой разумеющееся. Они совершенно искренне считают, что умственные способности даются от рождения и что для их улучшения ничего нельзя сделать. Эта книга ставит своей целью наглядно продемонстрировать, что это не так и что ваш умственный потенциал можно значительно увеличить, а мозг использовать в полной мере.

Гимнасты, например, оттачивают свое мастерство постоянными тренировками. Мы же приводим упражнения для ума, выполняя которые, можно натренировать свой мозг подобно тому, как тренируются мышцы.



Мы не собирались писать учебник о строении мозга и его работе, однако порой очень важно понимать, как устроен мозг. Поэтому мы посвятили его устройству несколько страниц во второй главе

«Немного о человеческом мозге». В оставшейся части книги вы найдете большое количество занимательных задач и упражнений на все основные области умственной деятельности: творческое мышление, память, логическое мышление, сообразительность и интеллект. Упражнения подобраны и представлены так, чтобы занятия приносили вам удовольствие.

Исследуя новые области, интересуясь неизвестным, занимаясь самообразованием, можно расширить


горизонты своего разума. Мы надеемся, что эта книга станет своего рода отправной точкой на этом пути.

Творческое мышление

Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

У многих из нас творческий потенциал остается неразвитым в течение всей нашей жизни; мы не можем знать, на что именно мы способны, пока не попробуем свои силы. Все мы имеем творческое

(правое) полушарие мозга, и следовательно, все мы способны к творчеству. Конечно, кто-то рождается с задатками великого композитора, кто-то - художника, а кто-то - спортсмена. Так, юный Моцарт

начал писать музыку, когда ему было четыре года. А вот Анна Мари Робертсон (1860-1961), которую еще называют Бабуля Мозес, - американская художница-самоучка, провела большую часть своей жизни в качестве жены фермера. Только когда ей было уже за семьдесят, она для собственного удовольствия вдруг стала писать сельские пейзажи. К тому времени, когда ей исполнилось восемьдесят лет, в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее первая авторская выставка, а перед ней самой открылась карьера художника. В данном случае старое изречение «никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь», оказалось как никогда справедливым.

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех молодых людей. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты молодости затухают, не получая развития. Однако каждый из нас при помощи новых занятий на досуге или новых увлечений может задействовать потенциал своего мозга, который часто используется крайне незначительно.

Многие из нас достаточно хорошо «оснащены» для реализации этого потенциала: ведь наш мозг получил и обработал за время нашей жизни огромное количество информации. В музыке, например, существует импровизация - искусство создавать произведение непосредственно в процессе его исполнения. Чтобы научиться импровизировать, музыкант сначала должен овладеть азами того стиля, в котором он собирается играть. Овладев общепринятыми нормами стиля, музыкант как бы накапливает в


голове библиотеку действенных аккордовых последовательностей и мелодий, которые и становятся отправной точкой для импровизации. Эти резервы памяти увязывают его музыку с культурным наследием, однако у него всегда есть возможность и для спонтанного творчества.

ТЕСТ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с найденной закономерностью. У вас есть 30 минут, чтобы решить десять заданий.

Например:

Ответ:

Объяснение: четыре круга и два квадрата разделены на четыре части. Черный сектор в каждой фигуре перемещается на один сегмент по часовой стрелке.


Данная задача проверит ваше воображение и доминирующее полушарие мозга.

2. Возьмите спички и девять монет. Из спичек сложите на столе четыре загона для поросят. Монеты

Ваши поросята. Разместите поросят в загонах так, чтобы в каждом было нечетное число поросят.

3. Это задание на воображение. Есть такая игра: играющим рассказывается какая-нибудь непонятная ситуация, и нужно выяснить у ведущего, что же происходит. Можно задавать вопросы, на которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем случае, «нет ответа».

Мы приводим несколько таких загадочных ситуаций. Используйте воображение и найдите объяснения тому, как могли произойти подобные ситуации. В конце книги вы найдете наши варианты объяснений. Однако наши ответы вовсе не должны совпадать с вашими. Чем больше ответов на каждую ситуацию вы придумаете, тем лучше.

(1). Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что купленную газету. В разделе последних новостей он читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому морю, один из пассажиров упал за борт и погиб». Он тотчас же понимает, что произошло убийство.

(2). Рядом с кактусом лежит мертвец. К кактусу приколот кусок бумаги.

(3). Человек едет в машине по пустой дороге. Внезапно машина теряет управление и врезается в фонарный столб. На шум аварии немедленно сбегаются люди и обнаруживают шофера, лежащего мертвым на руле с арбалетной стрелой в спине.

(4). Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не может заснуть. Он снимает телефонную трубку, набирает номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно засыпает.

(5). Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал камушек; он останавливается и, опершись о столб, пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена вниз. Внезапно другой человек


бросается к нему, толкает его, что есть силы, и ломает ему руку.

4. Ребус - это способ зашифровать слово в виде рисунка. Ребус - латинское слово, означает дословно «через предметы». Можно зашифровать в виде картинки слово или целую фразу.

Вот четыре примерных ребуса. Чтобы разгадать такие загадки, не обойтись без творческого мышления.

1. Медведь (то есть Мед в Е дь)

2. Неправильное поведение (венидепое - это анаграмма слова «поведение»)

3. Косточка

4. Краткий гласный (гласи. - краткая форма от гласный)

В этом задании мы не ставим вам временных ограничений. Наша цель - проверить творческое мышление. Если какие-то ребусы не удается разгадать, вернитесь к ним позже и окиньте их еще раз свежим взглядом. Очень часто ответ приходит сам собой, потому что ваш мозг подсознательно продолжает работать над задачей, даже когда вы заняты чем-то другим.

5. Здесь вы должны дать интерпретацию приведенных ниже рисунков. Чем более удивительным будет ваше объяснение, тем лучше. Предложите эту игру и своим друзьям. Можно делать самые невероятные предположения, - они и будут наиболее творческими. Например, первое, что приходит в голову, глядя на рисунок номер один, - это черепичная крыша. Или...? Включите свое воображение и посмотрите, что из этого выйдет (рисунки 20 шт.).


6. В основе следующего задания лежит тест на отвлеченное мышление. Испытуемого просят придумать способ использования какого-нибудь бытового предмета в совершенно новом, неизвестном качестве.

За десять минут придумайте двенадцать новых способов использования расчески.

Строго соблюдайте временные рамки, иначе ваш балл можно считать недействительным.

1 ....................

2...................

3....................

4..................

5....................

6....................

7....................

8....................

9....................

10...................

11....................

12...................

7. Мы сталкиваемся с симметричными узорами каждый день, и в природе и в быту, - их можно увидеть на обоях или на кафеле.

Для нашего эксперимента мы создали симметричный узор, основанный на шестиугольниках.

Внимательно посмотрите на него и заполните пробелы в нем так, чтобы восстановить наш узор.


8. Призовите на помощь воображение и каждый следующий рисунок дополните так, чтобы вышло что-нибудь узнаваемое.

На выполнение этого задания вам дается двадцать минут.

9. У одного фермера на земельном участке растет 11 деревьев (Т). У него есть 22 коровы, и ему нужно разделить свои угодья на 11 отдельных загонов так, чтобы в каждый поместить по 2 коровы и чтобы у них было по одному дереву для защиты от солнца. Как ему разделить свою землю, используя как можно меньше заборов, и так, чтобы в каждом загоне было бы по одному дереву?


10. Сделайте четыре разреза одинаковой длины и разделите эту фигуру на 9 частей так, чтобы потом из них можно было сложить 4 одинаковых квадрата.

Это довольно трудное задание, - на странице 106 дана подсказка.

11. Предлагаем вашему вниманию известный парадокс, основная цель которого - стимулировать творческое мышление и научиться рассуждать философски. Итак, предположим, что на следующей неделе я ухожу в отставку и по этому поводу мне должны преподнести подарок. Но я не знаю, в какой день недели мне его подарят, и именно в этом состоит сюрприз. Я знаю лишь, что мне должны вручить подарок, но не знаю, в какой именно день это случится: в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу.

Стоит поразмыслить вот о чем: может ли этот подарок вообще быть мне вручен, при условии, что он должен быть сюрпризом? Я знаю, что мне не станут дарить его в пятницу. Пятница - это последний день, в который можно сделать этот подарок. Следовательно, сюрприза тогда не получится. Значит, подарок можно вручить мне в четверг. Но тогда четверг становится последним днем, когда они могут сделать мне сюрприз, следовательно, и в этот день подарок для меня сюрпризом не будет и, значит, мне его в этот день не подарят. Если логически рассуждать таким же образом дальше, то ни один день недели, включая понедельник, не подходит. И тогда остается прийти к выводу, что подарок мне так и не сделают. Есть ли еще какие-нибудь пути решения этого парадокса?

Сначала, когда мы читаем этот парадокс, аргументы кажутся по меньшей мере странными. Однако он, как и все парадоксы, придуман для того, чтобы вводить в заблуждение, и чем больше думаешь о нем, тем труднее сохранять ясность мышления.

12. Эти головоломки призваны проверить уровень творческого мышления в задачах, где нужно правильно разрезать объект и сложить части так, чтобы получилась другая геометрическая фигура. С каждой задачей уровень сложности повышается.

(1). Вырежьте из картона шестиугольник и разрежьте его так, как показано на рисунке. Сложите получившиеся части так, чтобы получился квадрат.

(2). Разрежьте звезду и сложите полученные части в шестиугольник.


(3). Сделайте еще два разреза такой же длины, как и сделанные раньше, чтобы получилось пять частей. Из полученных частей составьте равносторонний треугольник.

(4). Разрежьте квадрат на пять частей так, чтобы можно было сложить восьмиугольник. (На странице

106 мы даем подсказку для этой задачи.)

(5). Разрежьте крест на пять частей и составьте из них квадрат.

Память

Память - это способность мозга хранить информацию и отыскивать ее. Именно благодаря этой способности нашего мозга мы способны мыслить и обучаться.

Хотя механизмы памяти еще не исследованы до конца, абсолютно точно известно, что чем чаще мы пользуемся памятью, тем лучше она работает.

Психологи выделяют четыре механизма памяти: припоминание, поверхностное вспоминание, узнавание и повторное заучивание. Названия первых трех механизмов говорят сами за себя, а четвертый состоит в том, что, когда нужно выучить материал, с которым мы когда-то уже сталкивались, процесс запоминания протекает проще, чем в том случае, когда мы имеем дело с совершенно новым

материалом.

Память делится на: непосредственную (сенсорную), краткосрочную и долгосрочную.

Сенсорная память запоминает ежесекундные события, например шумы или передвижения других людей, и запечатлевает это в виде картинок. Многое из того, что она запоминает, не представляет интереса и быстро забывается.

Краткосрочная память хранит воспоминания, например, о том, где, когда и с кем нужно встретиться в ближайшем будущем, что и к какому времени нужно сделать.

Долгосрочная память запоминает такие вещи, как номера телефонов, имена людей, адреса, планы на лето, а также воспоминания из давнего прошлого, например из детства.

О том, как именно мозг хранит информацию, мы знаем не слишком много. Некоторые ученые


считают, что воспоминания хранятся лишь в определенных отделах мозга, другие - что для хранения воспоминаний используется весь мозг. Считается, что для каждого вида запоминания, краткосрочного и долгосрочного, существуют собственные механизмы и что, если информация не перейдет из краткосрочной памяти в долгосрочную, она будет безвозвратно утеряна.

Разные отделы мозга осуществляют различные функции памяти. Изучение животных позволяет предположить, что в осуществлении двигательной памяти, по всей видимости, участвуют гиппокамп и таламус, а в осуществлении эмоциональной памяти - миндалина и таламус.

Исследования также показали, что двигательные навыки «запоминаются» обособленно от интеллектуальных.

Когда мы что-то видим или мысленно представляем себе, это воспоминание сохраняется в нашем мозге в виде картинки, наподобие негатива, и его можно вызывать в памяти снова и снова. Так

«фотографируются» все эпизоды нашей жизни, хотя многие из этих «снимков» оказываются для нас ненужными. Иногда даже самые незначительные события могут оставить глубокий след в памяти и вызываться из памяти в мгновение ока.

Однако все ученые без исключения сходятся в одном: хотя наши воспоминания исправить нельзя, саму память можно улучшить: тренировать ее, больше учить наизусть, повторять то, что некогда было выучено, заново учить то, что было забыто. Существуют особые техники мнемонического запоминания, то есть запоминания, основанного на ассоциациях, и многие другие методики.

Тесты, которые мы представляем вашему вниманию, направлены не только на то, чтобы проверить вашу память, но и на то, чтобы развивать ее и учиться концентрировать внимание на изучаемом предмете.

ТЕСТИРОВАНИЕ ПАМЯТИ

1. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 2 минуты, затем перейдите на страницу 36 и ответьте на вопросы.

2. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 3 минуты, затем перейдите на страницу 36 и ответьте на вопросы.

3. На изучение этих фигур вам дается две минуты. Затем сразу же начинайте отвечать на вопросы на странице 36.

4. Благодаря этому упражнению вы сможете проверить, можете ли вы запоминать слова парами, используя ассоциации. На то, чтобы изучить 12 пар слов, вам дается 15 минут. Мысленно свяжите между собой эти пары слов какими-нибудь ассоциациями. Затем ответьте на вопросы на странице 36.


СЫР ЩЕТКА ЯБЛОКО ТЕЛЕФОН


МИННОЕ ПОЛЕ ХЛОПОК


ДЕРЕВО НАРУЧНИКИ


ЛЮТИК ПОРТФЕЛЬ


ВОДА КНИГА


ПОЧТА ШАРИК


ПОЛЕ ШИП ЯХТА СТУЛ


ВАЗА ИГЛА ВЕТРЯК ПЕСОК


КИРПИЧ ЗЕБРА


5. Изучите фигуры за 15 секунд, затем сразу же ответьте на вопросы на странице 38.

6. Рассмотрите рисунок за 2 минуты и ответьте на вопросы на странице 38.

7. В вашем распоряжении 20 секунд, за которые вы должны рассмотреть этот рисунок; затем ответьте на вопросы на странице 39.

8. Попытайтесь запомнить следующий текст за 60 секунд. Подождите еще 60 секунд, не глядя на текст, и ответьте на вопросы на странице 39.

В молитве «Отче наш» - 66 слов. В Геттисбергской речи Авраама Линкольна - 286 слов. В Декларации независимости - 1322 слова, а в Государственном законе о продаже капусты - 26911 слов.

Газета «Нэшнл рввью».

9. За 90 секунд рассмотрите и изучите данный рисунок. Подождите 2 минуты и ответьте на вопросы,

приведенные на странице 40.


10. У вас есть минута на то, чтобы изучить данную таблицу с цифрами; по истечении минуты ответьте на вопросы на странице 40.

11. Перед вами 20 предметов из повседневного быта. Постарайтесь запомнить как можно больше предметов за 3 минуты; затем откройте страницу 40 и ответьте на вопросы.

12. Попытайтесь запомнить как можно больше из этих пятидесяти слов. По истечении 5 минут откройте страницу 41 и ответьте на вопросы.

ЖИВОТНОЕ ПТИЦА ФРУКТ ОВОЩ МОНЕТА Лама Галка Виноград Брюква Рубль Морж Зяблик Апельсин Свекла Пиастр Слон Синица Груша Морковь Злотый Корова Ткачик Слива Горох Марка Рысь Ласточка Яблоко Огурец Лира

Головоломки

Головоломки не только занимательны, но и полезны; кроме того, они отлично развивают мышление. Самые лучшие головоломки - это задачи, не требующие специальных знаний, то есть такие, которые любой человек может решить при помощи не специальных формул, а собственного интеллектуального потенциала. Возьмем такую задачу:

Вы написали четыре письма и надписали четыре конверта для них. Письма в конверты вы вкладываете наугад. Каков процент вероятности, что только три письма оказались в своих конвертах?

На первый взгляд задача кажется очень трудной, но это только в том случае, если мы будем искать для ее решения специальные формулы. Но здесь они не нужны, и каждый может путем простейших логических размышлений найти правильный ответ.

Ответ: вероятность того, что только три письма окажутся в нужных конвертах, равна нулю, Если три письма из четырех оказались в своих конвертах, остается только одно письмо и один конверт для него, и в этот конверт, следовательно, также попадет нужное письмо.

Конечно, между задачами и головоломками существует известное различие. Головоломка имеет автора и решение, которое ему известно. Например, если вы спросите, какое число на 35 меньше, чем оно само, умноженное на шесть, или, например, предложите кому-нибудь переставить буквы в словах

«раб» и «луна» и получить название города, это будет головоломкой.

Задачи же возникают в процессе нашей жизни. Их не придумывают ради них самих, и, конечно, у них не бывает изначально известных кому-либо решений. Правильного ответа у них нет, - есть лишь множество различных решений, одни из которых лучше, а другие хуже.

Одним людям больше нравится решать задачи, а другим - головоломки. Решение задач имеет практическую пользу для жизни; решая же головоломки, мы тренируем свой мозг, учимся мыслить, и это, возможно, окажется полезным и в жизни, когда нам действительно придется решать реальные проблемы.

В этом разделе мы поместили 50 головоломок на различные виды мышления; самые трудные из них


мы снабдили подсказками. В конце книги приведены ответы на все задачи с подробными объяснениями.

Прежде чем приступить к задачам, ознакомьтесь с двумя головоломками, которые мы предлагаем в качестве примера, чтобы показать, как нужно мыслить, чтобы решать такие задачи.

Пример 1

Моя жена обычно уходит с работы в 16.30 вечера, заходит в магазин и успевает на пятичасовую электричку, которая приезжает в наш городок ровно в 17.30. Каждый день я на машине приезжаю на станцию к 17.30, чтобы встретить жену. На прошлой неделе она освободилась на 5 минут раньше, чем обычно, и решила сразу же, не заходя в магазин, ехать на вокзал. Поэтому она успела на поезд, который отправлялся в 16.30, и на нашей станции она была уже в 17.00. Меня еще не было, и она пошла домой пешком. Я выехал за ней из дома в обычное время, встретил ее по дороге, и мы приехали домой на 12 минут раньше обычного. Вопрос: сколько времени моя жена прошла пешком, прежде чем я ее встретил?

Ответ: 24 минуты

Объяснение: Для решения этой задачи существует два простых пути.

1. Моя жена оказалась на нашей станции на 30 минут раньше. В итоге мы сэкономили 12 минут. Тридцать минус двенадцать дает нам восемнадцать минут. Если к 18 минутам добавить половину сэкономленного нами времени - 6 минут, получится 24 минуты.

2. Можно вычесть половину сэкономленного времени, 6 минут, из общей разницы времени, 30

минут, = 24 минуты.

Тем не менее, даже если вы не знаете этих формул, такую задачу можно решить путем простых логических размышлений. Я всегда выезжаю из дома в одно и то же время, и мы знаем, что я выезжаю раньше 17.30. Раз мы сэкономили 12 минут, значит, именно это время я трачу обычно, чтобы добраться до станции от того места, где я встретил мою жену, и вернуться обратно, - ведь именно это расстояние мне не пришлось преодолевать. Значит, чтобы доехать от того места, где я встретил свою жену, до станции, я трачу 6 минут и обратно еще 6 минут. Стало быть, я встретил мою жену на 6 минут раньше, чем обычно, то есть в 17.24. Следовательно, она шла пешком от станции ровно 24 минуты.

Пример 2

У женщины двое детей. Какова вероятность, что оба ребенка - мальчики?

Объяснение: Простая формула для решения этой задачи 50 х 50 = 2500, то есть 25 %. Однако эту формулу можно вывести и самостоятельно, путем логических размышлений. Давайте нарисуем такую схему:

Теперь перемножьте числа, следуя по стрелкам, где получаются мальчики.

50 х 50 = 2500, или 25 %.

Если мы захотим узнать вероятность того, что дети - мальчик и девочка, нужно умножить вероятность тех вариантов, где получаются мальчик и девочка. Поскольку таких вариантов два, нужно умножить в обоих случаях и сложить результаты.

Мы надеемся, что наши примеры хорошо иллюстрируют, как нужно решать такие задачи, и что они помогут вам мыслить в нужном ключе. Главное - помнить, что иногда существует несколько путей, ведущих к одному и тому же правильному ответу.

Головоломки

1. В данном ряду слов переместите одно слово так, чтобы последовательность была в алфавитном порядке.

Сообразительность

Сообразительность - это способность думать быстро и реагировать в определенных ситуациях инстинктивно. Все задания в этой главе - на быстроту мышления, и очень важно уложиться в отведенное время, причем вам придется не только быстро соображать, но и суметь сохранить хладнокровие в условиях, когда время ограничено.

К решению теста на время обычно прибегают, когда хотят проверить способность человека успешно решать определенное количество проблем в условиях нехватки времени. Противоположностью таких тестов являются тесты на выносливость ума, в которых сложность задач постепенно повышается, но при этом испытуемый не ограничивается во времени.

Задания нашего теста сами по себе не особенно трудны, но когда они даются в совокупности и на их решение отпускается лишь определенное количество времени, мозгу нужно суметь приспособиться, чтобы развить гибкость ума и сосредоточенность в такой степени, которая обеспечит высокий итоговый балл.

ТЕСТЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

1. У вас есть 25 минут для ответа на 10 вопросов, сложность которых будет постепенно повышаться.

(1). Какая буква находится двумя клетками ниже буквы, которая находится слева от буквы, которая находится тремя клетками выше буквы У?

(2). Какая буква находится над той буквой, что правее буквы, которая на две клетки ниже той буквы,

которая находится слева от буквы М?

(3). Какая буква находится двумя клетками левее буквы, которая тремя клетками выше той буквы,


которая расположена сразу над той буквой, которая находится слева от буквы Я?

(4). Какая буква находится во второй клетке правее той буквы, которая стоит точно посередине между буквами Д и X?

(5). Какая буква находится двумя клетками выше буквы, стоящей слева от буквы, стоящей тремя клетками ниже буквы, находящейся двумя клетками правее буквы Е?

(6). Какая буква стоит под буквой, находящейся посередине между буквой, стоящей под буквой Ж, и буквой, находящейся над У?

(7). Какая буква стоит тремя клетками правее буквы, находящейся под буквой, расположенной двумя клетками правее той буквы, которая стоит на две клетки ниже буквы Я?

(8). Какая буква находится двумя клетками выше буквы, стоящей справа от буквы, находящейся ниже той буквы, которая двумя клетками левее буквы Ф?

(9). Какая буква находится двумя клетками левее буквы, стоящей под той буквой, которая двумя клетками правее буквы, находящейся посередине между буквой, стоящей слева от буквы Ц, и буквой, находящейся двумя клетками левее буквы Н?

(10). Какая буква стоит двумя клетками правее буквы, находящейся тремя клетками выше буквы,

стоящей слева от той буквы, которая находится над буквой, стоящей тремя клетками левее буквы Я?

2. В каждой строчке с числами пропускайте повторяющиеся цифры, а остальные записывайте в обратном порядке. У вас есть 6 минут на выполнение этого задания.

Например: 4723869764 = 9832

а) 9482374827981

и) 98243159752168

к) 29374271824781

л) 1974384569172

г) 14631296847235

м) 861932825786243

д) 921638427952

н) 728361751692483

е) 746983471892

о) 6379132758462

ж) 1524693521725

п) 9832176854721638

з) 743892176521387

3. В этом задании вы должны будете найти в каждой последовательности лишнюю фигуру. На выполнение этого задания вам отводится 20 минут.

Например: (рисунок)

Фигура С является лишней, поскольку это единственная фигура с прямыми сторонами, а у всех других фигур в ряду стороны закруглены.


(9)


Эти последовательности цифр перегруппируйте таким образом, чтобы сначала шли все четные числа в порядке возрастания, а затем все нечетные в порядке убывания. У вас есть 4 минуты на выполнение этого задания.

Например: 76524 = 24675

5. Это задание должно проверить вашу способность оперировать словами и умение заполнить таблицу в виде кроссворда. Вы должны разместить все слова в данном кроссворде: на это задание дается 30 минут. Три слова уже находятся на своих местах. (В кроссворде стоят: по горизонтали 20 - ДОЛ, 22 - ЛУК, по вертикали 18 - ЭРА.)

ИСКРА, ПОТОК, ОНАГР, КВАРК,


КАСКА, ОВАЛ, КРОНА, СТЕНА, СТАКАН, СКЛАД, РОТА, МЕТАЛЛ, АТЛЕТ, АВРАЛ, ОКЛАД, МАВР, ДОЛИНА, АЗОТ, АКРИЛ, БРЕД, СНАРЯД, ЛОКОН, ЛИРИКА, ВАЛИК, СИДОР, АРКАН, ТАБЛО, ОТАРА, ОКЕАН, МОРОЗ, АТОЛЛ, ФАЙЛ. БОЛОТО, ЯШМА, ТЕСТ,

6. Это задание выполняется на время. Оно состоит из 10 вопросов и призвано проверить ваше умение мыслить логически и считать в уме. Сами по себе вопросы нетрудны, но чтобы достичь хороших результатов, нужны смекалка и скорость, поскольку ваше время ограничено. У вас есть 15 минут на решение десяти заданий.

(1). Найдите две одинаковые фигуры.

(2). Если в полной бочке 90 литров воды, сколько литров останется в бочке, если мы выльем 60 %

всей воды?

(3). Объем куба - 1 м х 1 м х 50 см. Сколько таких кубов уместится в кубе объемом 4мхЗмхЗм?

(4). Чему равно произведение этих чисел? 1У8*2/з

(2). Наибольшего четного числа и наименьшего куба;

(3). Наименьшего простого и наибольшего нечетного чисел;

(4). Наименьшего квадрата и наименьшего четного числа;

(5). Наибольшего четного и наибольшего простого чисел;

(6). Наибольшего куба и наименьшего простого числа;

(7). Наименьшего квадрата и наименьшего куба;

(8). Наименьшего нечетного и наибольшего четного чисел;

(9). Наибольшего простого числа и наибольшего квадрата;

(10). Наибольшего нечетного числа и наибольшего куба.

Форма букв такова, что у них всегда есть некоторое количество незаконченных линий. Например:

В = 0 Р=1 Ю = 2 Е = 3 Х = 4

Найдите значение данных выражений. На это задание у вас 10 минут.

(1). Н + П = ? (6). Н:Л=?

(2). К-М = ? (7).ЯхД=?

(3).В + Г = ? (8). Е:У = ?

(4).АхС = ? (9).ФхО = ?

(5). Х-Б = ? (10).Т-Л = ?

9. Изучите этот кроссворд и ответьте на 10 вопросов. У вас есть 10 минут.


(1). Сколько в кроссворде букв Н?

(2). Сколько в кроссворде слов только с одной, но повторяющейся гласной?

(3). Сколько в кроссворде букв Е?

(4). Сколько здесь букв У?

(5). Сколько здесь слов из шести букв?

(6). Сколько в кроссворде географических названий?

(7). Сколько в кроссворде букв Ю?

(8). Сколько в кроссворде слов из десяти букв?

(9). Сколько здесь букв А?

(10). Сколько в кроссворде слов из пяти букв?

10. Перед вами - квадрат, в котором семь слов расположены в виде «улитки», закрученной внутрь квадрата, причем каждое следующее слово начинается с той же буквы, с которой началось предыдущее. Каждая буква здесь имеет две координаты. Например: буква С находится в квадратах Al, E7 и Ж6. Внимательно изучите «улитку» и ответьте на вопросы; на это вам дается 5 минут.

Напишите все координаты следующих 8 букв:


Тестирование интеллекта

Интеллект - это способность к обучению или пониманию, которая присуща всем людям. Одни люди обладают ею в большей степени, другие - в меньшей, однако у каждого человека в течение жизни эта способность сохраняется практически без изменений. Именно благодаря интеллекту мы способны правильно действовать и учиться на своих ошибках.

В психологии интеллект определяется как способность воспринимать знания и использовать их в других, принципиально новых ситуациях. В условиях тестирования можно определить, насколько успешно адаптируется человек к необычным ситуациям.

Любое тестирование, при котором мы пытаемся измерить интеллект, является тестом на определение коэффициента интеллекта, или тестом на IQ. Такие тесты обычно состоят из блоков постепенно усложняющихся задач, рассчитанных на среднестатистический уровень.

IQ и означает коэффициент интеллекта. Коэффициент, в свою очередь, это результат деления одной величины на другую. Обычно принято считать, что коэффициент интеллекта является наследуемой характеристикой и что у взрослых людей с возрастом он практически не изменяется. Приблизительно до 13 лет интеллект бурно развивается, от 13 до 18 лет замечается некоторое замедление темпов развития, а после 18 лет крупных изменений не наблюдается.

При измерении коэффициента интеллекта у ребенка ему предлагается пройти стандартный тест на интеллект, причем для каждого возраста уровень выполнения теста и счет будут разными. Если 10- летний ребенок выполняет задание на уровень 12-летнего ребенка, его IQ рассчитывается вот так:

Тестирование интеллекта

Этот метод, однако, неприменим для взрослых: их IQ оценивают относительно среднего балла - ста процентов. Их результаты располагаются либо выше, либо ниже этой нормы, в соответствии с заранее известной системой подсчета баллов, причем распределение IQ (среди населения) имеет на графике вид довольно постоянной итоговой кривой (?).

Несмотря на то, что IQ - это наследственный фактор, не изменяющийся в течение жизни, показатели прохождения теста на IQ могут быть улучшены. Именно эту цель мы и преследуем в этой и других подобных книгах.

Тесты на IQ обычно составляются и применяются с учетом того, что тестируемые ничего не знают о методах тестирования вообще и очень мало знают о том, на каких методах строятся вопросы в подобных тестах. Поэтому если человек имеет представление о том, какие вопросы ему могут задать, и если он представляет себе, как подходить к решению тестовых задач, его результаты будут намного выше.

Упражнения для развития креативного мышления.

1. «И все-таки у них много общего ». Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой... Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Для примера приводятся возможные ответы на вопрос «Что общего между глазом и водопроводным краном»:

1) оба слова—из четырех букв;

2) в обоих случаях буква «А» — третья по счету;

3) при помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть;

4) и то и другое может блестеть;

5) из них иногда льется вода;

6) когда они портятся, из них подтекает.

А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть: здесь важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных... Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное— «задушить» логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.

3. «Сумасшедший архитектор». Следующее упражнение также принесет вам лавры прославленного графика (особенно если вы заведете привычку развешивать образцы своего творчества вокруг рабочего места). Теперь будем рисовать дом. Вам понадобится прежде произвольно выбрать 10 слов (можно снова воспользоваться словарем). Задача такая: вы — архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить за эскиз своего жилья, к примеру, миллион доллар (или даже 10 миллионов — в общем, сумму, при мысли о которой вы будете веселее работать). Его условие: в эскизе должны быть представлены... (далее следуют 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. «Кастрюля» — отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»... пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс-салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение... Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы выглядеть в действительности.

4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа; большая, зеленая, теплая, модная, красивая» и т. д. Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному НЕ подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5. «И это называется...» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое и хлесткое, можно развернутое и обстоятельное — главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например: «Знакомка» (при виде сослуживицы, застывшей за своим рабочим столом); «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

Тренинговые упражнения для развития восприятия

Упражнения из цикла «Смотреть и видеть». Учитель дает задание рассмотреть предмет. Важно объяснить ученикам, что это значит. От них требуется не только смотреть, но и видеть, т. е. так запечатлеть предмет в памяти, чтобы его не забыть потом. Но как не созерцать пассивно, а познавать увиденное? Смотрим, т. е. «впускаем» в себя зрительные образы мы каждый день, но видеть (осознавать увиденное) непрерывно нам некогда. Учитель может попросить именно «увидеть» знакомый или вновь принесенный предмет, прибор (например, микроскоп), затем описать его не глядя, потом проверить, что упущено в описании, что описано неверно. Важно показать, как меняет восприятие предмета та цель, с которой он рассматривается. Для этого вместо «бесцельного» рассматривания предлагается рассмотреть предмет с целью: нарисовать по памяти; работать с ним; продать. Сопоставление содержания своих мыслей по поводу различных ситуаций дает хорошую пищу для размышлений и наглядно иллюстрирует каждому изменение его восприятия при изменении цели.

«На что похоже?» Учитель дает возможность рассмотреть символ: знак химического элемента, т. е. нечто, не являющееся рисунком в прямом смысле слова, и увидеть, на что он был бы похож, будь рисунком. Когда на задание в принципе не может быть верного и неверного ответа, то его не страшно выполнять, не страшно дать смешной ответ, это даже приветствуется, так как забавные ассоциации лучше запоминаются.

«На одну букву». Пока учитель считает до тридцати, найти и запомнить все предметы в классе, название которых начинается, например, на букву С.

«На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

«Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, а по команде переводит взгляд на стену. Потом опять — на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.


Сегодня в социальной сфере, экономике, образовании и промышленности преуспевают наиболее креативные и неравнодушные люди. Логическое мышление необходимо, но только его одного уже недостаточно. Организации ищут сотрудников, которые умеют находить нестандартные решения. К счастью, любой человек может развить творческие способности. Как именно? Читайте об этом в нашей новинке «Гибкий ум» . А сейчас - несколько советов и упражнений из нее.

«Освободите» мысли

При решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные.

Такое мышление лишено гибкости, оно порождает стандартные и неоригинальные идеи. Решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или - по меньшей мере - внешне похожи на него.

При творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель - придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных.

Одна из форм творческого мышления - концептуальное смешение - позволяет проводить ассоциации между разными темами. Дети в этом - настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей. Поэтому дети спонтанно творят.

В школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка - это категория. Поэтому многим так трудно задействовать воображение и творческие способности.

Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. К счастью, наш мозг способен обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Это значит, что мы можем увеличить свой творческий потенциал, если будем тренироваться.

Разогрев для мозга: создание ассоциаций

Выберите наугад четыре слова. Придумайте критерий, по которому одно станет лишним. Например: собака, облако, вода и дверь.

Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако - нет.

Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет. И так далее…

Дополнительные техники:

Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.

Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом. Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.

Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.

- Выберите два любых слова. С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.

Выберите случайным образом четыре слова. Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок. Напишите аннотацию этой статьи.

Сформулируйте задачу

В чем суть вашей творческой задачи? Вы можете описать ее одной фразой из шести слов? «Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д.

Описывая сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение. Чем точнее формулировка, тем легче найдется решение. Представьте, что творческая задача - это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл.

100 идей

Одно из препятствий на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему.

Дайте себе возможность думать без цензуры. Для этого поставьте цель по времени и количеству идей. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идей в час. Давайте попробуем и мы.

Придумайте и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идей будут уже оригинальнее. По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы.

Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второй трети появятся более интересные, а в последней - наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения. Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идей, эти последние тридцать не увидели бы свет

Избавиться от рутины

Зачастую рутина становится врагом творчества. Внесите изменения в распорядок дня. Составьте список того, что вы делаете по привычке, всегда одинаково. Обычно занятия из такого списка исполняются почти бездумно.

Попробуйте немного изменить то, как вы их делаете, в течение недели, дня или месяца. Например, отправьтесь на работу или учебу другим путем, измените часы сна и работы, начните читать другую газету, познакомьтесь с новыми людьми, вместо чая пейте сок, сходите в другой ресторан, вместо душа примите ванну с пеной, посмотрите другую программу по телевизору и т. д.

Техника: вопросы

Большинство научили не ставить под сомнение авторитеты, в особенности на работе, в школе или семье. Из-за этого мы редко задаем правильные вопросы. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте это частью повседневной жизни.

Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.

Что, если?.. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.

Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.

Если вам нужно добраться до сути проблемы, используйте метод пяти «почему»:

1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.

2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.

3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.

4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.

5. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.

Ментальные карты

Ментальные карты - один из наиболее простых и действенных инструментов высвобождения творческого потенциала. Они были разработаны британским ученым Тони Бьюзеном, вдохновленным тетрадями Леонардо да Винчи.

Сегодня ментальные карты составляют неотъемлемую часть учебных курсов и методов решения проблем во многих компаниях и институтах. Вы можете использовать их для личных целей, например планирования отдыха.

Эта техника позволяет выработать множество идей в короткий срок и представить большое количество информации в ограниченном пространстве. Все ключевые понятия, связанные с определенной темой, будут организованы таким образом, чтобы побудить к поиску ассоциаций.

Именно поиск связей между идеями и делает нас более творческими.

1. Возьмите белый лист, чем больше, тем лучше, и пять-шесть маркеров или цветных карандашей. Положите лист перед собой горизонтально. В центре листа как можно ярче нарисуйте или представьте в виде какого-нибудь символа тему вашей карты. Не беспокойтесь о качестве рисунка. Используйте разные цвета.

2. Оформив центральный образ, начните записывать наиболее показательные идеи по линиям, исходящим из центра. Затем к ним добавляйте ключевые слова и понятия, как ветви дерева. Свободно создавайте ассоциации и постарайтесь как можно быстрее заполнить лист. Создавать идеи в форме ключевых слов просто.

3. Как только вы почувствуете, что набрали достаточно материала при помощи свободных ассоциаций, посмотрите на результат. Все ваши идеи изложены на листе бумаги. Вы заметите связи, которые помогут организовать и обобщить эти задумки. Если встретится повторяющееся слово, возможно, это что-то важное. Соединяйте разные части карты стрелками, кодами и цветами. Удаляйте ненужные участки карты.

Не забывайте использовать изображения, ведь они служат якорями для запоминания ключевых слов. Старайтесь писать по одному слову в строке. Это тренирует внимание и дисциплинирует. Ментальная карта может быть бесконечной. Она завершена, только когда информации достаточно для решения творческой задачи.

Чтение, тишина, игра

Общеизвестно, что в процессе творчества наибольшую активность проявляет правое полушарие. Все перечисленные техники помогают натренировать нейронные сети этой области. А вот еще несколько способов:

1. Чтение историй, рассказов и романов. Художественная литература развивает интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобы думать по-другому, более творчески.

2. Тишина. Занимаясь деятельностью, при которой не нужно разговаривать, мы значительно подавляем активность левого полушария. Тем самым мы снижаем активность доминантных моделей мышления в нейронных сетях, как бы уменьшая громкость нашего сознания.

3. Любая деятельность или игра, тренирующая воображение. Головоломки, настольные игры, кроссворды, театральные, музыкальные или танцевальные импровизации и многие другие занятия не только тренируют нашу способность производить разные идеи, но и позволяют увидеть развлекательную сторону творческого процесса.

В современном обществе креативность человека и его возможность творчески мыслить высоко оцениваются окружающими. Ведь подобные люди умеют найти нестандартный выход из ситуаций, генерируют сотни идей и могут их реализовывать.

Способность творчески мыслить делает человека успешным, предприимчивым, позволяют ему хорошо зарабатывать на своих идеях. Как достичь такого уровня развития креативного мышления? Многие считают, что креативности научить нельзя, что это врожденная способность. Но это не совсем так, творческое мышление есть в каждом из нас на разной стадии, но кто-то продолжает развивать его, а кто-то оставляет всё на природном начале. Поэтому позвольте предложить вашему вниманию способы развития творческого мышления.

Головоломки

Отличной стимуляцией творческого мышления являются решения различных головоломок. Это не просто задачи, имеющие специальные формулы для решений, головоломки требуют включения умственного потенциала человека. Отличие головоломок от задач заключается в умственной работе, для решения задач нужны знания, для решения головоломок нужно мышление. Как правило, задачи не несут практической пользы в жизни, в то время как головоломки учат искать нестандартные пути решения проблемы, тем самым развивая наше творческое мышление.

Одним из самых популярных видов головоломок являются «головоломки со спичками». Из спичек выкладывается фигура или математический пример, и с помощью перестановки нескольких спичек нужно получить конечный результат. Например, когда 8+6=9+6? У второй шестёрки мы убираем одну спичку и получаем 8+6=9+5, что является верным результатом.

Пользуется популярностью старая головоломка «велосипед». Это небольшая железная фигурка создана в виде лабиринта. Автором считается американец Джон Р. Линн, который впервые продемонстрировал «велосипед» в 1898 году. С тех пор головоломка немного изменилась, но суть осталась прежней - снять кольцо с велосипеда, а затем вернуть его обратно.

«Загадка Эйнштейна» - старая задача, созданная по слухам самим Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Смысл её следующий: в пяти домах живут люди разной национальности, дома их покрашены в разные цвета, каждый из людей курит определенный сорт сигарет, у каждого по одному домашнему животному и каждый пьёт свой любимый напиток. После этого даются подсказки по которым нужно определить кто выращивает рыбок.

Сам Альберт считал, что только два процента людей может решить эту задачу в уме, а остальные только с помощью бумаги и ручки. Задача в самом деле становится гораздо легче при решении её в виде таблицы, но тем не менее требует концентрации и повышенного внимания.

Кубик Рубика или «магический кубик» - одна из самых известных механических головоломок. Внешне представляет собой пластмассовый куб, состоящий из пятидесяти четырёх маленьких квадратов, которые могут вращаться в трёх осях . Суть головоломки - собрать кубик так, чтобы все грани были одного цвета.

Упражнения на развитие нестандартного мышления

Для подобных упражнений обычно собираются несколько команд, чтобы дух соперничества стимулировал работу мозга. Командам даются необычные ситуации, которые требуют от них включения креативного мышления. Например, притча про слона и муравья, которые пытались съесть друг друга: сначала слон муравья проглотил, потом муравей слона и так далее. Вопрос состоит в том, каков итоговый результат таких отношений? Проще говоря, кто кого проглотил. Причем необходимо дать конкретный ответ.

Для человека со стандартным мышлением эта задача как минимум кажется глупой, как муравей может проглотить слона? Но если абстрагироваться от внешних факторов и задуматься, то получается, что слон если проглотит муравья, то переварит его. Муравей же, проглотив слона, растянется до неузнаваемых размеров и станет, по сути, просто оболочкой слона. Ваш мозг спокойно воспринял эту информацию? Значит, ваше мышление умеет преодолевать границы и искать решение конкретной проблемы .

Ассоциации

Хорошим способом развития творческого мышления является поиск ассоциаций. Например, откройте любую книгу, закройте глаза и ткните пальцем в два слова. После этого возьмите ручку и чистый лист для записи своих мыслей. Записывайте все ассоциации, которые приходят на ум. Сопоставляйте слова, ищите точки их соприкосновения, анализируйте. Можно даже самому придумать причину связи этих двух слов, просто дайте волю вашей фантазии.

Например, что общего между ручкой и шампунем? Мыльные пузыри! Ведь разбавив водой шампунь, мы можем получить отличный раствор для мыльных пузырей, а часть ручки станет трубкой.

Помните: Креативность заключается в сопоставлении вещей. Человек не открывает чего-то нового, он воспроизводит свой опыт, своё видение окружающего.

Рисунки

С помощью творчества человек активно продвигает свое мышление. Больше рисуйте, переносите на бумагу то, что видите и чувствуете. Есть также упражнение на этот счёт, для него необходимо нарисовать шесть крестиков по горизонтали и вертикали. После этого нужно крестики превратить в зарисовки, чем интереснее и необычнее они будут, тем лучше.

Существует множество тестов, объясняющих значение рисунков, попробуйте анализировать своё творение. Что ваше подсознательное хочет сказать? Ведь познание себя это также развитие мышления, нестандартное понимание вещей.

Буриме

С французского «буриме» переводится как стихотворение на заданные рифмы. То есть человеку даётся рифма, которую нельзя подвергать перестановке и изменять. Необходимо связать её осмысленным текстом. Например, «зима-дома». Можно придумать следующее двустишье:

Опять наступила зима,

Снегом покрылись дома.

Такие стишки хорошо развивают творческое мышление, заставляют поразмыслить над связкой рифм. Иногда, чтобы усложнить задачу даётся несколько рифм и ограничивается время.

«Мозговой штурм» и синектика

Работа в группе – всегда серьёзный толчок для творческого развития, особенно когда работа ведётся над одной проблемой. Для этого во многих компаниях сотрудники часто собираются на «мозговой штурм», чтобы выдвинуть как можно больше идей решения вопроса. Из множества предложений, какое-нибудь обязательно окажется подходящим, таким образом задача будет решена.

«Синектика» возникла на основе «мозгового штурма», но рассматривается как более профессиональная деятельность. Она помогает решить проблему с помощью моделирования ситуации, метафор и аналогий. Например, танки столкнулись с проблемой преодоления рва, их размера не достаточно для переправы. Аналогия: муравьи, сталкиваясь с проблемой переправы, образуют «живой мост», держась друг за друга. По этой модели придумали крепление между танками, так чтобы под тяжестью товарищей танк мог зависнуть в воздухе до преодоления рва.

Ловушка идей

Наш мозг устроен так, что решение некоторых вопросов приходит в нашу голову, когда мы смотрим телевизор, едем в машине или пытаемся заснуть. Поэтому всегда держите неподалёку от себя блокнот с ручкой, куда все идеи можно будет зафиксировать. Когда посмотрите фильм, доедете до дома или проснётесь, вы сможете спокойно проанализировать вовремя записанные и поэтому незабытые идеи.

Совет: Купите отдельный блокнот под ваши мысли, так как отдельные листочки можно потерять, а на них могут остаться отличные решения важных проблем.

Развитие творческого мышления процесс увлекательный и долгий, регулярные тренировки позволят вашим идеям всё чаще рождаться на свет. Развитое мышление поможет вам реализоваться в любой специальности, подобные сотрудники высоко ценятся начальством и быстро продвигаются по карьерной лестнице. Не стойте на месте, мысли приходят к думающим людям!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх