Результаты партийных выборов. История выборов в государственную думу в современной россии

18 марта в России состоялись очередные, седьмые в истории нашей страны, всенародные выборы главы государства. Следующими крупными выборами федерального значения (если, конечно, за это время не случится чего-то экстраординарного с новоизбранным президентом и не понадобятся его досрочные перевыборы) должны будут стать выборы в нижнюю палату российского парламента — Государственную Думу. Многие уже сейчас интересуются, когда пройдут эти выборы, поэтому мы даём краткую справку о них. Выборы в Госдуму РФ — в каком году состоятся следующие выборы в российский парламент, можно ли сейчас рассуждать о перспективах его состава.

Как часть проходят выборы в Госдуму и когда проходили последние по времени выборы

Государственная Дума в современной России (оставим в покое опыт столетней давности) появилась 25 лет назад, в 1993 году, с принятием действующей и поныне Конституции. Первые выборы в неё прошли 12 декабря 1993 года. Изначально срок полномочий Думы составлял четыре года, но в Конституции содержалась специальная поправка относительно первого состава Думы — его срок полномочий составлял два года и истекал в конце 1995 года.

Двухлетний срок полномочий первого состава современной Думы появился не случайно. Тому было несколько причин, одна из них — авторы Конституции считали желательным, чтобы Дума избиралась незадолго до очередных президентских выборов. Таким образом, во-первых, можно было за полгода до выборов главы государства объективно понять настроение народа, а это — плюс для всех участников выборов президента. Во-вторых, избранный президент понимал, с каким составом парламента ему предстоит работать на протяжении всего его срока.

Так в декабре 1995 года был избран второй состав Думы, а летом 1996 года прошли выборы президента.

Срок полномочий и Государственной Думы, и президента России, согласно первоначальному тексту Конституции, составлял четыре года. Выборы всегда проходили почти синхронно.

В 2008 году в Конституцию были внесены первые в её истории серьёзные поправки, и срок полномочий Госдумы и президента России был увеличен. Причём для Госдумы срок увеличили на год — , а для главы государства на два года — до шести лет.

Объясняя такой шаг, российские власти говорили о стремлении уйти от того положения, которое изначально предусматривала Конституция. Если в начале 1990-х годов было удобно, чтобы выборы в парламент и выборы главы государства проходили синхронно, спустя 15 лет было решено, что это ведёт к чрезмерной политизации общества и будет лучше, если эти выборы будут по возможности разнесены во времени друг относительно друга.

Последние на данный момент выборы в Госдуму в России прошли в сентябре 2016 года. В настоящий момент работает седьмой созыв современной Госдумы, и это второй созыв, срок полномочий которого составляет пять лет.

Когда будут следующие выборы в Госдуму в России

Таким образом, следующие выборы в Государственную Думу Российской Федерации должны будут пройти в сентябре 2021 года , когда истечёт срок полномочий действующей Думы.

Разумеется, выборы в 2021 году пройдут в том случае, если седьмой состав Думы доработает до конца. Чисто теоретически, согласно Конституции, Дума может досрочно прекратить свои полномочия, если её распустит президент. Конституция даёт главе государства такое право в следующих случаях:

  • если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства (премьер-министра), которую внесёт на утверждение президент;
  • если Госдума дважды в течение трёх месяцев выразит недоверие Правительству России.

Понятно, что такие ситуации в условиях современной России — чистая фантастика. Даже в 1990-е годы, когда Госдума была реально независимой и оппозиционной, ни разу не доходило до её роспуска президентом, все конфликты так или иначе решались без крайних мер. Сейчас же, когда Дума абсолютно послушна Администрации Президента, сомневаться в том, что её очередной состав доработает до конца срока своих полномочий, тем более не приходится. Можно с полной уверенностью говорить, что следующие выборы в Госдуму пройдут в 2021 году, в сентябре.

Каким может быть следующий состав Госдумы

Рассуждать о персональном составе будущей Думы, которая будет избрана осенью 2021 года, на данный момент довольно бессмысленно. До этих выборов остаётся 3,5 года, и за это время политическая ситуация в России может измениться очень заметно.

Даже если представить себе максимально консервативную картину и предположить, что в Думу пройдут те же самые партии, что присутствуют в ней сегодня, не стоит забывать о том, в каком возрасте будут находиться в 2021 году лидеры некоторых партий.

Так, главе КПРФ Геннадию Зюганову в 2021 году будет уже 77 лет (а к концу срока полномочий этой Думы — 82). Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому в 2021 году будет 75 лет, а к концу срока полномочий восьмого созыва Думы — 80 лет. Даже сравнительно молодому на их фоне Сергею Миронову, возглавляющему фракцию “Справедливая Россия”, в 2021 году будет уже 68 лет, а к 2026-му — 73 года.

Очевидно, что как минимум на уровне лидеров традиционно избираемых в парламент партий нас должны будут ждать серьёзные изменения.

Не факт также, что Администрации Президента и в 2021 году удастся сформировать максимально лояльную и послушную Думу. За 3,5 года измениться может очень многое, и какие политические силы будут иметь достаточный вес в обществе для попадания в парламент в 2021 году, сейчас можно только гадать.

Нынешние выборы стали в своем роде уникальными. Многие политологи сошлись на том, что кампания-2016 стала своеобразным «стресс-тестом» всей политической системы в России.

И уже сейчас можно сказать, что тест был успешно пройден. Речь идет даже не о том, кто победил и кто набрал больше голосов. Как никогда ранее внимание было уделено самим электоральным политическим процессам.

Впрочем, для начала немного о цифрах.

"В Государственную думу проходят четыре партии: "Единая Россия" (44,5%), ЛДПР (15,3%), КПРФ (14,9%), "Справедливая Россия" (8,1%)", - сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров в эфире телеканала "Россия 1".

Также по данным опроса на выходе из участков, "Коммунисты России" набирают 2,6% голосов, "Родина" - 2,3 % голосов, Российская партия пенсионеров "За справедливость" - 2%, "Партия роста" - 1,8%, "Парнас" - 1,2%, "Зеленые" - 0,8%, "Гражданская платформа" - 0,3%, "Гражданская сила" - 0,2%.

Также по данным Фонда общественного мнения, у «Единой России» будет 48,7 процента голосов, у ЛДПР - 14,2 процента, у КПРФ - 16,3 процента, у «Справедливой России» - 7,6 процента.

Отметим, что окончательные данные будут доступны после подсчета всех бюллетеней во всех регионах страны.

По итогам обработки 10% итоговых протоколов, на выборах в Госдуму «Единая Россия» набирает 45,95% голосов избирателей, ЛДПР - 17,4%, КПРФ - 16,76%, СР - 6,36%, сообщил ЦИК.

Непарламентские партии "Родина", "Гражданская платформа" и "Партия Роста" проходят в Госдуму по одномандатным округам на момент подсчета 8,00% протоколов, получая по одному месту, свидетельствуют данные ЦИК России.

"Люди проявили гражданскую позицию. Явка не самая большая, какой была в предыдущей кампании, но высокая. .. Мы знаем, что людям живется непросто, проблем много, но результат такой, какой он есть. Можно с уверенностью сказать, что «Единая Россия» набрала большинство",- заявил президент России.

"Предварительные результаты, согласно которым абсолютное большинство в новой Госдуме набирают «единороссы», свидетельствуют о политической зрелости российского гражданского общества",- отметил Путин.

Он добавил, что "хотя народу «трудно и тяжело, но люди за «Единую Россию» проголосовали. Без спорных вопросов в работе партии не обходится, но кроме нее, никто лучше основные проблем страны не решает. «Единая Россия» точно выполняет ту функцию, ради которой партия создавалась",- пояснил глава государства.

"Результат хороший, наша партия будет иметь абсолютное большинство, но а какое это большинство - будет определено в результате подсчета голосов", - сказал премьер-министр и глава партии большинства Дмитрий Медведев.

В свою очередь секретарь генсовета "Единой России" Сергей Неверов заявил, что люди оказали поддержку курса на независимость и самостоятельность страны, на стабильность. "Именно эта поддержка отразилась в результате, который объявляют социологи и Центризбирком",- сообщил он.

ЛДПР признает итоги выборов в Госдуму и оценивает выборы положительно, заявил лидер партии Владимир Жириновский. "Мы выборы, естественно, признаем и оцениваем положительно", - сказал он. Также Жириновский отметил, что "имели место определенные нарушения", но значительными они не являются.

Также партия «Справедливая Россия» заявила, что признаёт итоги выборов в Госдуму."В целом я считаю, что выборы в Госдуму 7-го созыва состоялись. У партии «Справедливая Россия» нет оснований подвергать сомнению результаты",- сообщил лидер партии Сергей Миронов.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в эфире телеканала «Россия-24» сообщил, что сторонники партии намерены провести серию акций по итогам прошедших выборов в Госдуму. «Мы свои голоса не отдадим. На 19-20 сентября намечены акции в поддержку честных и достойных выборов повсеместно",- ворчит Геннадий Зюганов. Впрочем, именно с такими формулировками ворчит он постоянно - что не мешает после каждых выборов КПРФ и лично Зюганову заседать в парламенте, получая значительные депутатские зарплаты.

"Единая Россия» получила большинство в 79 из 89 одномандатных округов, ЛДПР - в четырех, КПРФ - лишь в двух. По одному мандату у кандидатов «Справедливой России», «Родины», «Гражданской платформы» и Партии роста",- сообщил ЦИК, ссылаясь на данные государственной автоматизированной системы «Выборы».

Например, Сергей Марков, отметил высокую явку на Дальнем Востоке: «причины более высокой явки две. Много новых маленьких партий, от этого их избиратели идут на выборы. И граждане больше поддерживают власть после атаки Запада на Путина, после катастрофы на Украине и после Крыма»

"Результаты выборов были ожидаемые. Рисунок кампании был такой, что кампанию тянули кандидаты - одномандатники. У кого было достаточное количество сильных одномандатников, чтобы закрыть некоторое количество округов - те имели шансы, а у кого нет, можно было сколько угодно роликов показывать и компанию в интернете вести: избиратели не любят электоральной шизофрении, когда надо за человека голосовать из одной партии, а за бренд - другой",- заявил политолог Алексей Чадаев.

"Шансы были у малых непарламентских партий, конечно, но просто никто не понял этого рисунка избирательной кампании, который говорит о том, что, во-первых, одномандатные кандидаты - локомотивы, во-вторых, местная повестка доминирует над общефедеральной. Не про то, как обустроить Россию, планету, Украину, Сирию, а про то, как обустроить двор, подъезд, соседнюю школу, и так далее», - рассказал Чадаев.

"Наша гламурная тусовка, распиханная по всяким старым новым партиям, к этому готовы не была, что результат и показал", - резюмировал эксперт.

"В свою очередь в целом произошло обновление системы и игроков. Любовь к стране и патриотизм являются сегодня для избирателя важными аспектами. Улучшила свой результат ЛДПР; подтвердила свой статус парламентской партии "Справедливая Россия"; приличный результат показала партия «Родина» и малые партии, распределившие между собой голоса, скажем так, протестного голосования. Представители этих партий окажутся в парламенте в качестве победителей в одномандатных округах",- пояснил политолог Алексей Мартынов.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, также дал комментарий об уровне явки и ходе избирательных процедур: «явка пока что достаточно типовая, что обусловлено несколькими факторами. С одной стороны, есть одномандатники, что повышает интерес к избирательной кампании, с другой стороны, у нас нет какого-то внутреннего надрыва в политической кампании, такой протестной внутренней активности, поэтому интерес там не настолько высокий».

О высокой явке говорил и Директор по исследованиям фонда "Институт социально-экономических и политических проблем" (ИСЭПИ) Александр Пожалов. По его словам, «в первые часы голосования по местному времени во многих регионах Сибири и Дальнего Востока активность избирателей была выше, чем в 2011 году».

В целом, лозунг, под которым прошла нынешняя кампания - легитимность, честность, прозрачность. Уже сейчас по тому, насколько меньше было нарушений во время голосования, можно сказать, что российская избирательная система качественно эволюционировала. Как бы пафосно это ни прозвучало, но на этих выборах в Государственную Думу победила демократия.

Это особенно важно, поскольку сейчас стране требуется максимально легитимная власть. При этом та власть, которую осознанно выбирал народ. Кстати, именно поэтому так возросла в рамках нынешней кампании роль одномандатных депутатов. И большие проценты голосов получили те из них, кто непосредственно встречался с избирателями. То, о чем говорил Вячеслав Володин на встрече с политологами - о дворе, как единице политического пространства, полностью воплотилось в жизнь.

Помимо глобальной повестки, у избирателей есть и конкретные, локальные проблемы, которые они хотят решить при помощи избираемой ими власти. Встречи с избирателями также стали «стресс-тестом». Но уже не для всей политической системы, а непосредственно для кандидатов. Кто успешно «протестировался» - покажут итоги голосования.

Еще один интересный факт. Даже крымские татары на выборах в Госдуму проявляют "небывалую явку, демонстрируя полную солидарность с российским народом". Об этом заявил Life вице-премьер правительства региона Руслан Бальбек."Национальный фактор 2,5 года активно использовался внешними силами в качестве дестабилизирующего. Крымские татары восприняли это как вызов лично себе и проявляют на выборах сегодня небывалую активность. Явка среди них будет высокой, за 25 лет такой явки на выборах среди крымских татар никогда не было",- пояснил он.

"Выборы проходят открыто и легитимно. Судя по сообщениям ЦИКа, серьезных нарушений не зафиксировано. Для всех партий, участвующих в выборах, созданы равные условия для конкуренции", - цитирует пресс-служба движения сопредседателя Центрального штаба ОНФ Александра Бречалова.

В целом уже сейчас ряд политиков и экспертов отмечает высокий уровень открытой и прямой конкуренции между партиями и кандидатами. Вообще, сама кампания этого года была максимально публичной. И побеждает в ней тот, кто показал себя компетентным специалистом.

По словам Сергея Неверова, "Единая Россия" считает приоритетным проведение легитимных выборов в Госдуму, а не количество голосов, полученных в день голосования». И такое видение политических процессов актуально не только для ЕР, но и для любой политической партии, желающей победить в этом сезоне.

Нет задачи победить любой ценой, более того, «любой ценой» сейчас и не победишь. Мониторинг нарушений ведется максимально тщательно.

Неэлекторальные технологии обнаруживаются оперативно, и на них следует жесткая реакция. Реакция, при этом, опять же, максимально публичная, что бьет по репутации партий и кандидатов-нарушителей в среде избирателей, идущих голосовать.

Так соруководитель движения в защиту прав избирателей "Голос" Григорий Мельконьянц, уже сообщил СМИ - хоть все проблемы не искоренены полностью, однако "отмечается улучшение общего климата".

"Климат на выборах - он стал чуть лучше, чем он был в 11 году. "Безусловно, позиция ЦИК, которую ЦИК транслировал в регионы, кем-то услышана была, но есть отдельные случаи",- заключил он.

По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, «ЦИК находится в очень тесной связи с правоохранительными органами и прокуратурой, и на этот счет нам можно быть спокойными». При этом, политолог особо отметил: «зная немного Эллу Александровну Памфилову, полагаю, что так оно и произойдёт. ЦИК довольно плотно контролирует ситуацию, в том числе и в регионах. Ведет, насколько мне известно, значимую работу по предупреждению нарушений. Многие кандидаты очень активны, многие уже делали заявления относительно того, что они зафиксировали определенные нарушения. Это, конечно, тоже очень оперативно разбирается. Буквально в прямом эфире. Я думаю, что вот такая оперативная ситуация, которую мы сейчас наблюдаем, позволяет сказать, что в целом эти выборы можно считать не то что состоявшимися, а результаты их будут легитимными».

При этом важный момент заключается в том, что каких-то глобальных, систематических нарушений не было обнаружено. Об этом говорят как российские, так и зарубежные эксперты и наблюдатели. Например, член Общественной палаты Любовь Духанина в интервью отметила, что «кандидаты в депутаты от всех партий проделали реальную работу с избирателями, предлагали свои программы. И сегодня у людей действительно есть возможность сделать выбор. Но самое важное: вся предвыборная кампания шла действительно открыто. И информации в этом году было достаточно много. Теперь самое важное - чтобы выборы прошли честно, были легитимными».

Подтверждает слова Духаниной и известный тележурналист Евгений Ревенко, который голосовал в Воронеже. По его словам, «люди в Воронеже активно шли на выборы. Нигде не зафиксировано сколь бы то ни было существенных нарушений, которые могли бы повлиять на волеизъявление граждан. А «Единая Россия» как никто другой заинтересована в честных, чистых, прозрачных выборах, чтобы ни у кого не возникло сомнений в легитимности этого голосования».

Отметил возросшую открытость и конкурентность нынешней кампании и Заместитель председателя Государственной думы, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. Он заявил, что «сегодняшние выборы проходят в открытой и конкурентной атмосфере». «За мандаты депутатов Госдумы борются 14 партий - в два раза больше, чем в прошлые выборы в 2011 году. Всем участникам были созданы равные условия для того, чтобы они могли представить свои программы, а люди могли оценить их, сравнить между собой», - заявил Васильев, подчеркнув, что «теперь многое будет зависеть от выбора каждого из нас, от нашей гражданской позиции и неравнодушия».

"Наша партия ставила задачу по легитимности. Для этого было немало сделано - мы провели предварительное голосование, мы смогли пригласить в наши ряды много представителей гражданского общества, которые принесли с собой уважение людей. А также мы сократили число губернаторов-кандидатов, поэтому мы убеждены, что эти результаты и выборы конкурентны и легитимны",- отметил он.

"Мы ставили задачу обновления Партии и соответствия ожиданиям общества. Это кого-то удивляет, но мы намерены серьезным образом менять ситуацию. Обращаться к людям и просить лучших из них к нам прийти и занять место в парламенте - это огромная ответственность. Но мы должны отвечать за это",- пояснил политик.

"Единая Россия" в предвыборный период проводила мониторинг новых законов. Мы единственные, кто взяли законы по лесу, земле, торговле и начали вместе с людьми проводить мониторинг. Это уже дает результат: в сетях увеличилась доля товаров местного производства. Идут качественные изменения в интересах людей",- заключил он.

Выбор при этом, граждане делают, и делают весьма активно. По словам руководителя Фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова, «явка избирателей на выборах в Госдуму седьмого созыва опровергла пессимистические прогнозы некоторых аналитиков, предсказывавших крайне низкую активность россиян».

Соглашается с ним генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, который заявил, что «по мере приближения электоральной активности в центральную Россию, в западные регионы, особенно на юге, явка будет расти. И достигнет 50 с лишним процентов».

При этом, работу на повышение легитимности и конкурентности проделала не только «Единая Россия», но и другие политические партии. Например, активно развивали социальную повестку СР и КПРФ. Вообще в рамках нынешней кампании социальные вопросы были популярной темой для очень многих политических движений.

Что касается победы «Единой России», то нужно понимать, что это еще и огромная ответственность партии перед всей страной. Впрочем, кандидатами ЕР была проделана огромная работа, начиная от праймериз, заканчивая итоговым днём голосования. В рамках этих процедур в списки «Единой России» попали действительно компетентные люди, профессионалы. Которых в эти списки избрал народ на предварительном голосовании.

При этом ЕР не выставила своих кандидатов в 19-и одномандатных округах. И сделано это было осознанно, в рамках открытой политической конкуренции. Поскольку в этих округах и так есть сильные, профессиональные оппозиционные кандидаты.

В целом в нынешнем избирательном сезоне уровень конкуренции повысился. В бюллетене указано 14 партий вместо семи допущенных на выборы в прошлом году. То есть, политическое представительство в государственной думе могут получить самые разные социальные страты российского общества, и что важно, политический спектр партий охватывает все социальные слои.

По прогнозам экспертов, новая Государственная Дума будет пространством постоянного политического диалога. ЕР готова говорить с конструктивной оппозицией и более того, к мнению этой оппозиции прислушиваться. Такой диалог обусловлен самой логикой нынешних избирательных процессов и выбором граждан. В Думу прошли именно те, кто готов был компетентно и конструктивно разговаривать как с электоратом, так и с конкурентами по политической борьбе.

В целом в победе ЕР сыграло отдельную и важную роль позиционирование себя, как «партии Путина и Медведева». Рейтинги первых лиц государства повысили и уровень народного доверия к «Единой России».

Можно сказать, что нынешняя кампания была несколько спокойнее предыдущих в плане кризисов, скандалов и нарушений. И это свидетельствует о развитии и «взрослении» политической системы в России в целом.

23 сентября окончательно подведены итоги голосования на выборах 2016 в Госдуму 7-го созыва. Как распределились голоса между партиями , сколько мандатов получили партии для получения "кресел" в Госдуме и как оцениваются результаты выборов 2016 ?

ЦИК РФ подвел итоги избирательной кампании в Госдуму седьмого созыва. Комиссия признала выборы, прошедшие 18 сентября 2016 года , состоявшимися и действительными и утвердила их итоги. Уже в пятницу новым депутатам будут высланы телеграммы-уведомления, подтверждающие их избрание.

Выборы 2016 признаны действительными и легитимными

Заседание ЦИК изначально планировалось на 23:00 мск 22 сентября, однако затем было перенесено на час. Ему предшествовало отдельное заседание, на котором разбирался ряд жалоб, в частности, обращение партии «Яблоко», требовавшей признать выборы недействительными.

Однако эта жалоба не была удовлетворена. «Смею утверждать, что выборы, несмотря на определенные нарушения, которые есть и с которыми мы будем разбираться до последней жалобы, прошли легитимно», - подчеркнула глава ЦИК Элла Памфилова. Она выразила также уверенность, что Центризиркому удалось провести открытые и конкурентные выборы.

Этот лейтмотив поддержали все члены ЦИК, которые единогласно подписали протокол и сводные таблицы результатов выборов, а также утвердили постановление об их общих итогах. «Выборы признаются состоявшимися и действительными», - огласил зампред ЦИК РФ Николай Булаев.

Новая Госдума VII созыва

Выборы 18 сентября впервые после длительного перерыва проводились по смешанной системе: 225 депутатов из 450 избирались по федеральному списку, 225 - по одномандатным округам.

Согласно утвержденным ЦИК итогам, «Единая Россия» получила в Госдуме седьмого созыва 343 мандата - 140 по общефедеральному списку и 203 по одномандатным округам. Это дает ей уверенное конституционное большинство (гарантируется 300 мандатами), позволяющее принимать конституционные законы без кооперации с другими фракциями .

В Госдуме шестого созыва у единороссов было всего 238 мандатов. На втором месте с 42 мандатами расположилась КПРФ, на третьем - ЛДПР с 39 мандатами, затем - «Справедливая Россия» с 23. Все эти партии существенно потеряли по сравнению со своим представительством в действующей Госдуме, где у коммунистов было 92 мандата, у справороссов - 64, а у либерал-демократов - 56. Это значит, что, например, КПРФ теперь не сможет самостоятельно направлять запросы в Конституционный суд, поскольку для этого необходимо собрать не менее 90 депутатских «автографов». Очевидно, партиям придется «потесниться» и в вопросе руководства комитетами нижней палаты парламента, число которых, впрочем, еще не утверждено.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на явные численные потери думской оппозиции, лишь парламентской «четверке» удалось вновь получить представительство в Госдуме. По одномандатным округам туда прошли еще два кандидата от так называемых малых партий - лидер «Родины» Алексей Журавлев (в Госдуме шестого созыва - член фракции «Единой России») и глава федерального политкомитета «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов, однако спискам этих партий даже близко не удалось подойти к заветному пятипроцентному барьеру, преодоление которого необходимо для прохождения в Госдуму.

Кроме того, по одномандатному округу (Республика Адыгея) избрался в новый думский состав самовыдвиженец Владислав Резник, в уходящем созыве также являвшийся членом фракции единороссов. Он единственный успешно выступивший на выборах самовыдвиженец из почти двух десятков баллотировавшихся в мажоритарных округах.

Инфографика распределения мест среди партий в Госдуме

Инфографика создана после обработки 97% протоколов голосования, однако количество "кресел" по утвержденным результатам не изменились.

Уйти или остаться?

Список избранных депутатов Госдумы прилагается к постановлению об общих итогах голосования, утвержденному ЦИК.
Как сообщила Памфилова, уже в пятницу новым депутатам будут направлены телеграммы-уведомления,
подтверждающие их избрание. Депутатам, избранным по федеральному округу, телеграммы направляет ЦИК РФ, одномандатникам - окружные избиркомы соответствующих округов.

Народные избранники обязаны в течение пяти дней со дня получения извещения представить в комиссию копию приказа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Госдумы, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

В противном случае ЦИК передаст мандат следующему по очередности кандидату в соответствующей региональной группе партийного списка. Ранее сообщалось, что, например, от мандатов откажутся главы субъектов РФ, возглавлявшие ряд региональных групп федерального списка «Единой России».

В случае отказа от мандата депутата-одномадатника в его округе будут проведены дополнительные выборы.
Уже известно, что один мандат в Госдуме нового созыва останется вакантным примерно на год. Спикер нижней палаты шестого созыва Сергей Нарышкин, победивший в одномандатном округе, возглавит Службу внешней разведки. Как сообщила ранее ТАСС секретарь ЦИК Майя Гришина, повторные выборы в его округе могут пройти в единый день голосования в сентябре 2017 года.

Таблица результатов (итогов) выборов, распределения голосов избирателей

Количество и процент голосовавших на выборах 2016 за 14 заявленных партий в избирательной кампании.
1. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" 792226
1.51%
2. Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ 1192595
2.27%
3. Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" 910848
1.73%
4. Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" 28527828
54.20%
5. Политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые" 399429
0.76%
6. Политическая партия "Гражданская Платформа" 115433
0.22%
7. Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России 6917063
13.14%
8. Политическая партия "Партия народной свободы" (ПАРНАС) 384675
0.73%
9. Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА" 679030
1.29%
10. Общественная организация Всероссийская политическая партия "Гражданская Сила" 73971
0.14%
11. Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" 1051335
1.99%
12. Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 7019752
13.34%
13. Политическая партия "ПАТРИОТЫ РОССИИ" 310015
0.59%
14. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 3275053
6.22%

Итоги явки 18 сентября

Итоговая явка избирателей на думские выборы, зафиксированная ЦИК РФ, составила 47,88%. В абсолютных цифрах это означает, что свой гражданский долг выполнили 52 млн 700 тыс. 922 избирателя, пояснил Булаев.
Явка избирателей на выборах в Госдуму в 2011 году составила 60,21%.

Говоря о показателях активности граждан на этих выборах, Памфилова еще 19 сентября оценила их как нормальные. «Явка как явка», - сказала она.

«Явка на прошедших выборах в Госдуму является вполне нормальной. Да, достаточно средней, но не низкой», - считает глава фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский. По его мнению, «такой уровень явки абсолютно соответствовал характеру кампании с сильным фаворитом, в роли которого выступала правящая партия “Единая Россия”, и отсутствующим мотивом радикальной эмоциональной мобилизации на финише кампании». Другие эксперты также обращают внимание на то, что явка на думских выборах отражает общеевропейские тенденции.

Итоговый протокол по результатам голосования на выборах 18 сентября

Протокол подписан 23 сентября 2016 года, когда итоги утверждены и выборы признаны действительными и легитимными.

Дата и время подписания протокола 23.09.2016 01:24:00

1 Число избирателей, внесенных в список избирателей
на момент окончания голосования
110061200
2
101244492
3 Число избирательных бюллетеней,
выданных избирателям, проголосовавшим досрочно
109868
4 Число избирательных бюллетеней,
выданных в помещении для голосования в день голосования
49174491
5 Число избирательных бюллетеней,
выданных вне помещения для голосования в день голосования
3416633
6 Число погашенных избирательных бюллетеней 48542374
7 Число избирательных бюллетеней,
содержащихся в переносных ящиках для голосования
3524522
8 Число избирательных бюллетеней,
содержащихся в стационарных ящиках для голосования
49107327
9 Число недействительных избирательных бюллетеней 982596
10 Число действительных избирательных бюллетеней 51649253
11
полученных участковой избирательной комиссией
1936683
12 Число открепительных удостоверений,
выданных на избирательном участке до дня голосования
1030295
13 Число избирателей, проголосовавших
по открепительным удостоверениям на избирательном участке
809157
14 Число погашенных неиспользованных
открепительных удостоверений
906385
15 Число открепительных удостоверений,
выданных избирателям территориальной избирательной комиссией
216029
16 Число утраченных открепительных удостоверений 3
17 Число утраченных избирательных бюллетеней 1423
18 Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении 297

«Разбор полетов» будет продолжен

Общаясь с журналистами после ночного заседания, Памфилова подчеркнула, что «зашкаливающего числа злоупотреблений, которые могли бы стать критической массой и перечеркнуть эту кампанию», нет.
Между тем, отвечая на замечания партий, она неоднократно подчеркивала, что все поступившие в комиссию жалобы будут тщательно изучены. «Мы сейчас подведем итоги (выборов), но мы продолжим с каждой жалобой серьезно и предметно разбираться. И будем обращаться в прокуратуру, будем обращаться посредством прокуратуры в суды», - заверила она.
Председатель Центризбиркома также пообещала, что в случае вопиющих нарушений результаты выборов на том или ином участке могут быть отменены. «Больше чем мы, никто не заинтересован собрать все факты, и там, где действительно нарушения в округе или на участке зашкаливали, мы первые ставим на то, чтобы эти выборы отменять», - сказала она.
Вопрос о нарушениях на выборах был отражен и в особом мнении, приложенном к итоговому протоколу. Подготовивший его член ЦИК Евгений Колюшин, представляющий КПРФ, заявил, что, в частности, на телевидении оказывалось предпочтение одной из партий, а правоохранители и избирательные комиссии не принимали мер «по выявлению и наказанию заказчиков, изготовителей весьма дорогих агитационных лжегазет, которые распространялись огромными тиражами».
«Избирательная кампания показала, что общественный потенциал комиссий используется далеко не всегда в интересах свободных выборах», - сказал Колюшин, добавив, что независимость большинства избиркомов не обеспечена, ими зачастую руководят представители правящей партии.
Памфилова согласилась во многом с особым мнением Колюшина.
«Если честно, я практически со всем из того, что вы сказали, согласна. Я полагаю, что надо серьезно прислушаться, это действительно то, с чем мы столкнулись, споткнулись о законодательство. Это может лечь в основу нашей работы над ошибками, в том числе и формирования наших предложений по упрощению и дебюрократизации законодательства, которое бы позволило снять многие препоны на пути к регистрации, проверке подписей и так далее», - подчеркнула Памфилова. Она пообещала встретиться с лидерами всех партий - как принявших участие в выборах, так и не сумевших это сделать, - чтобы обсудить уроки минувшей кампании. «В любом формате готовы к серьезному разговору, чтобы следующие выборы были лучше предыдущих», - пояснила Памфилова.

Глава Центризбиркома также анонсировала «разбор полетов» региональным избиркомам. «Проведем “разбор полетов” с комиссиями. Разбор предстоит очень и очень серьезный», - сказала она.

Со своей стороны Булаев, напомнив, что уже этой осенью будут переформированы 55 региональных избиркомов, выразил уверенность, что в их состав удастся найти людей, «которые готовы разделить с нами (ЦИК) не только ответственность, но и умеют делать это профессионально, без ущемления прав участника процесса». При подведении итогов выборов неизбежно встал вопрос об оценке членами ЦИК собственной работы на них. Накануне выборов Памфилова заявляла о готовности уйти в отставку, если «провалит эти выборы». На сегодняшнем заседании, где разбирались поступившие в комиссию жалобы, она уточнила, что не уйдет из ЦИК, пока не разберет все жалобы.

После подведения итогов выборов глава ЦИК призналась журналистам, что пока не видит оснований для ухода в отставку. «В любом случае, пока наш состав ЦИК не разберется со всеми злоупотреблениями и нарушениями, которые были, чтобы очистить поле для следующей избирательной кампании, повысить уровень доверия, нет такого смысла», - пояснила Памфилова.
Уже в пятницу председателю Центризбиркома предстоит встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. На этот же день запланирована и встреча главы государства с лидерами партий, прошедших по итогам выборов в Госдуму.

Центром научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) проведена математическая реконструкция истинных, научно обоснованных итогов голосования.

Математика дает путь доказательства не только самого факта фальсификаций, но и его масштаба, характера и организованности управления процессом фальсификаций, и, кроме того, позволяет реконструировать истинные результаты голосования; результаты и по явке, и по количеству голосов, реально полученных партиями и кандидатами, как «заметались» следы массовых нарушений.

I. Методология анализа

Исходными данными для анализа являются официально опубликованные на сайте ЦИК России данные по всем более 95000 избирательным участкам.

Методология выявления истинности выборов основана на следующих принципах.

Если же распределение отклоняется от гауссоиды - значит произошло вмешательство в выборы (рис.2).

Выборы в Госдуму 2016г. (партийный список)

Рис.2 Черным закрашено отклонение от гауссоиды в пользу кандидатов (партий) от власти – «Единой России». Соотношение черной площади под кривой и белой – под гауссоидой - дает коэффициент фальсификаци

Предпочтения гражданами разных партий или кандидатов при «честных» выборах от явки не зависят. Если видно гауссово «честное» облачко голосов, но на возрастающих явках рост голосов в пользу кандидата и партии от власти и падение голосов за оппозицию – значит это однозначно фальсификация, что ясно видно на примере выборов 2016 в Пензенской области (рис. 3).

Рис.3 Честное «облачко» оппозиции выше «облачка» партии «Единая Россия». Остальное накидано и приписано в пользу партии «Единой России» и в убыток оппозиции

Если на множестве участков в регионе результат у партии власти одинаков с точностью до сотых долей процента, то это значит, что была дана команда «получить» именно такой результат. Особенно это ясно видно в Саратовской области для партии «Единая Россия» на 100 участках – результат 62,15% .

Если коэффициенты фальсификаций по регионам России со статистической точностью совпадают как для фальсификаций итогов по партийному списку так и по мажоритарным округам, то это доказывает централизованный х арактер управления фальсификациями.

II.Масштаб фальсификаций на выборах Государственной Думы 2016

Официальные результаты выборов 18 сентября 2016 года в Государственную Думу, опубликованные ЦИК России, таковы.

Явка по данным ЦИК России составила 47,88%.

Опираясь на изложенную выше методологию математической реконструкции, проанализируем итоги голосования на выборах Государственной Думы РФ 18 сентября 2016 года и выявим реальные их результаты.

Как видно из приведенных данных, гауссово «облачко» как для голосования по партийным спискам, так и по мажоритарным округам свидетельствует, что «честная» явка реального голосования составляет 35%, но никак не 47,88%, зафиксированного ЦИК России.

Таким образом, на основе научной методологии математической реконструкции анализа итогов голосования на выборах Государственной Думы РФ 18 сентября 2016 года первый вывод таков: в органическом гауссовом облачке голосов средняя явка составила 35% для обоих видов голосования. Увеличение официальной явки до 47,88%, зафиксированной ЦИК России, недостоверна и является результатом фальсификаций, что отчетливо видно на правом крыле гауссова распределения, которое выходит за границы чистой гауссовой кривой.

Второе . Из рис.4 - результатов голосования по партийным спискам и рис.5 - результатов голосования по мажоритарным округам видно, что в органическом гауссовом облачке, то есть при действительно честных выборах, партия «Единая Россия» получила голосов меньше, чем оппозиция.

Третье . На правом крыле результатов голосования по партийным спискам и мажоритарным округам (см. рис 4 и 5) видны четкие однозначные признаки фальсификации – «пички» на явках, кратных 5% и 10%. Особенно выдающийся «пичок» - на 95% явке фиксируется для партии «Единая Россия».

Четвертое . Левое крыло органической гауссоиды четко прослеживается на малых явках, и это позволяет воспроизвести симметрично и правое крыло. Отсюда становится возможным подсчитать истинное количество «честных» голосов, отданных на выборах, и количество голосов приписанных, сфальсифицированных.

Оценим итоги выборов для партии «Единая Россия», путем простого сопоставления площадей под кривыми гауссоиды и фальсифицированного длинного правого крыла. Результаты оценки приведены в таблице 1.

Оценка истинного итога для партии «Единая Россия»

Совпадение коэффициентов фальсификаций по партийным спискам и мажоритарным выборам для партии «Единая Россия» неслучайно. Это свидетельствует о том, что кампания фальсификации шла под единым управлением и с единой целью. Ставились одинаковые задания - «планки» результата.

Вместо 343 мест в Государственной Думе, согласно официальному итогу, реальный итог для партии «Единая Россия» составляет 134 места.

Сфальсифицированные 209 мандатов, переданные партии «Единая Россия», фактически находятся в состоянии «захвата власти и присвоения властных полномочий», что запрещено Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом России.

На рис. 6 отчетливо видно насколько партия «Единая Россия» уступила оппозиции по обоим видам голосования в более-менее адекватной области явок.

Рис. 6. Реально «Единая Россия» проиграла оппозиции

Как видно из приведенных на рис. 6 данных, в области несфальсифицированных результатов партия «Единая Россия» проиграла оппозиции примерно на треть депутатских мест. Полная сфальсифицированная вакханалия для партии «Единая Россия» в ущерб оппозиционным партиям наблюдается в правом крыле графика.

Следующая закономерность, которая помогает вскрыть фальсификацию - это закон независимости от явки предпочтения конкретного претендента электоратом (рис. 7).

Рис. 7. Теоретически однозначно, что предпочтения избирателей не должны зависеть от явки

Если распределение имеет отклонение от горизонтали по углу в плюс (слева направо вверх) – то это говорит о фальсификации в виде приписки голосов. Если имеется отклонение от горизонтали в минус (слева направо вниз) – то это фальсификация наоборот в виде воровства голосов.

Этот методологический подход позволяет выявить объем фальсификации при голосовании за партии и их кандидатов по всем субъектам Федерации.

Количественная мера степени фальсификации определяется углом наклона кривой распределения - коэффициентом фальсификации. Если он положителен – то это фальсификация в пользу соответствующей партии или кандидата, голоса ему приписываются. Если отрицательный, то, наоборот, – фальсификация в убыток, голоса в таком случае крадутся.

На рис. 8 (Воронежская область) показан типичный и практически стандартный вид кривых, который воспроизводится почти во всех субъектах Федерации. Каждая точка на этих диаграммах это количество голосов за ту или иную партию или кандидата на конкретном УИК. Во всех субъектах Федерации, за редкими исключениями, победитель (партия «Единая Россия») имеет отклонение в «+», КПРФ – как главный оппозиционер, так и остальные оппозиционные партии - отклонение в «-». Отмечаются плотные органические облачка с небольшим разбросом (рис. 8), т. е. небольшим уровнем дисперсии. И второе, вытянутое, облако, которое имеет очень большой уровень дисперсии. Вскоре будет видно, что одно из «облачков» отвечает истинным результатам, а второе - сфальсифицированным.

Рис.8. Типичная картина фальсификаций в пользу партии «Единая Россия» и отъем голосов у остальных партий. Углы отклонения от горизонтали – коэффициент фальсификации

Этот пример для Воронежской области показывает типовую картину. Правые «хвосты» распределений для «Единой России», являясь сфальсифицированными, всегда направлены вправо-вверх. Для оппозиции направление всегда обратное «вправо-вниз».

В Докладе приведены данные фальсификации в пользу партии «Единая Россия» и отъем голосов у остальных партий по всем субъектам Российской Федерации.

Распределение коэффициента фальсификаций по субъектам Федерации (сопоставительные данные) для голосования по партийному списку и в мажоритарных округах приведены на рис.9.

Рис.9. Коэффициент фальсификаций для партии «Единая Россия» по всем субъектам федерации для мажоритарных выборов и по партийному списку

Из характера кривых видно, что фальсификации были синхронизированы и по партийному списку «Единой России», и по ее кандидатам в мажоритарных округах. Коэффициент корреляции кривых весьма высок - составил 0,86!

Особо подчеркнем, что средний коэффициент фальсификаций в пользу кандидатов и партии от власти в 2016 году стал больше, чем в 2011 году, в 1,9 раза.

III. Механизм фальсификации выборов

Результаты голосования в ходе выборов в Государственную Думу РФ 2016 года фальсифицировались несколькими путями: вброс ложных бюллетеней; составление ложных протоколов; махинации с открепительным механизмом; махинации с подставными избирателями (т.н. карусели); махинации, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения; угрозы учителям и прочим бедолагам в участковых избирательных комиссиях увольнением в случае низкого результата на выборах фаворитов власти.

О фактах фальсификации свидетельствуют многочисленные видеосвидетельства, личные свидетельства очевидцев, фото и видео вбросы бюллетеней на многих участках членами и даже председателями избирательных комиссий.

При честных выборах предпочтения граждан от явки не зависят: то есть отношение числа голосов за одну партию к числу голосов за другую, голосов за одного кандидата к голосам за другого от явки не зависит. В прямом экзит-пуле, проведенном ВЦИОМ , которого не заподозришь в оппозиции властям и ЦИК России, на выходе с избирательных участков, зависимости от явки нет!

На приведенных ранее рисунках видно, что до явки в 47% партия «Единая Россия» серьезно проигрывает оппозиции. Но, начиная с явки в 47%, все наоборот. И чем больше явка, тем больше партия «Единая Россия» начинает «выигрывать» у оппозиции. Причем кривые практически совпадают для голосования по партийному списку и по мажоритарным округам. Важно, что в диапазоне явок 25-40%, что соответствует органическому облачку «честного» голосования, отношение действительно не зависит от явки. Это значит, что тут данным можно относительно верить. В этом диапазоне партия «Единая Россия» проиграла оппозиции в 1,42 раза. Средняя явка в этом диапазоне составляет 32,5%.

Для этой явки число избирателей, проголосовавших на выборах, составляет 35690 тыс. чел. Выявленное выше истинное соотношение голосов за партию «Единая Россия» и всей совокупной оппозиции (1,42 раза) позволяет получить истинное абсолютное количество голосов за партию «Единая Россия» и соответствующий результат (процент). Получается, что партия «Единая Россия» реально получила 14750 тыс. голосов. Официально же ЦИК России объявил за партию «Единая Россия» 28525 тыс. голосов. И это соответствует 54,28%. И истинный же результат - 27,9%.

Результаты реконструкции истинных итогов выборов

Витоге приходим к выводу, что партию «Единая Россия» поддержало чуть более 13% от числа всех зарегистрированных избирателей и менее 10% населения страны. Фальсификаторы незаконно увеличили ее результат более че в 1,5 раза! В Государственную Думу РФ зашли «работать» на основе незаконно присвоенных властных полномочий более 200 человек! Другими словами, произошел незаконный захват власти!

Между тем в Конституции РФ ст.3.ч.4. зафиксировано, что «никто не вправе присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» - Уголовному Кодексу РФ.

В частности, в статье 278 УК РФ - Насильственный захват власти или насильственное удержание власти – записано, что «действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации … наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет...».

Фальсификация выборов федерального органа государственной власти Государственной думы РФ также является составом уголовно наказуемого преступления. Уголовный Кодекс РФ. Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.

«1. Фальсификация избирательных документов, … если это деяние совершено членом избирательной комиссии … наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок….

2.Подделка подписей избирателей, … или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, …наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч … либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок…

3.Незаконное изготовление … избирательных бюллетеней…, открепительных удостоверений наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей... либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.».

Уголовный Кодекс РФ. Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования. «Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, … либо фальсификация подписей избирателей, … либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, …либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, … либо подписание членами избирательной комиссии … протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов … - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей … либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.».

Уголовный Кодекс РФ. Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

« 1.Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своихизбирательных прав, нарушение тайны голосования, … воспрепятствование работе избирательных комиссий, … деятельности члена избирательной комиссии, … - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей … или … исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3.Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией … ее полномочий, … с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей…наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч … либо лишением свободы на срок до четырех лет.».

IY. Выводы

1.Официальная величина явки в 48%, зафиксированная ЦИК России, является недостоверной и не превышает 35% как для голосования по партийным спискам, так и по мажоритарным округам, или явка, зафиксированная ЦИК России, сфальсифицирована и завышена в 1,45 раза.

2.Партия «Единая Россия» в ходе голосования реально получила не 54% по партийному списку, как это зафиксировано ЦИК России, а 27,9% от числа проголосовавших, или 13,2% от числа зарегистрированных избирателей и менее 10% населения страны . Фальсификаторы незаконно увеличили ее результат более чем в1,5 раза.

3. Вместо 343 мест в Государственной Думе РФ, согласно официальному итогу, реальный итог для партии «Единая Россия» составляет 134 места.

Сфальсифицированные 209 мандатов, переданные партии «Единая Россия», фактически находятся в состоянии «захвата власти и присвоения властных полномочий», что запрещено Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом России.

Общий вывод : научно обоснованный анализ выборного процесса 18 сентября 2016 года свидетельствуют о том, что выборы в Государственную Думу прошли с грубейшими нарушениями, массовыми фальсификациями и подлежат отмене, а Государственная Дума 2016 является незаконной.

Самое печальное в этой проблеме то, что против грубейших нарушений, фальсификации, скандальных выборов активно ведут борьбу лишь отдельные личности, такие, например, как Т.Юрасова в Мытищах, С.Посохов в Красногорске, Р.Зинатуллин в Татарстане и ряд других, но никак не оппозиционные партии ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия, которых и «ограбили» в процессе выборов и единственная из СМИ – «Новая Газета».

Между тем именно фракции КПРФ, ЛДПР, Справедливой России в Государственной Думе РФ могли бы внести на заседание Государственной Думы РФ вопрос о грубейших нарушениях и массовых фальсификациях на выборах 18 сентября 2016 года с целью принятия политического решения – самороспуска незаконной Государственной Думы РФ и обращения к Президенту РФ как гаранту Конституции РФ о назначении новых выборов в Государственную Думу РФ.

Массовые нарушения и фальсификация при выборах Государственной Думы 2016 касаются значительного числа граждан и приобрели особое общественно-политическое значение. В этой связи в рамках своих полномочий ЦИК России вправе обратиться в Верховный суд Российской Федерации за защитой избирательных прав большинства граждан, а также в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России для принятия мер прокурорского реагирования и возбуждения уголовного дела по факту совершения преступлений, предусмотренных статьями 141, 142, 142.1, 278 Уголовного кодекса РФ, выявления виновных в нарушении действующего законодательства.

С искренним уважением (Ю.Воронин)

доктор экономических наук, профессор,

заместитель Председателя Совета министров Татарской АССР-

Председатель Госплана ТАССР (1988- 1990гг.);

Первый заместитель Председателя Верховного

Совета РФ (1991- 1993гг.); депутат Государственной Думы

(второго созыва); аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

Выборы – это сложно и непонятно, прежде всего, для избирателя. Разобраться, как устроена избирательная система в отдельно взятой стране, дорогого стоит. Для ясности, конечно, не помешает прочитать Конституцию: как показывает опыт, большинство людей не знакомо даже с её первой Статьей, где говорится об основах государственного строя. А ведь Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Благодатнейшая почва для проведения выборов. Вот мы и голосуем: то за губернатора, то за мэра, то за президента. Сейчас – за депутатов.

В каждой стране есть свои органы власти , которые, как правило, определяются государственной Конституцией. У нас, в соответствии со статьей 11, выделяются следующие: «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Президент – это глава государства и Верховный Главнокомандующий. Правительство – исполнительная власть. Федеральное собрание, или парламент, – представительный и законодательный орган. Парламент в РФ «состоит из двух палат»: Государственной Думы и Совета Федерации. Принимает законы нижняя палата (Дума), а одобряет их верхняя (Совет Федерации). Причём на одобрение даётся 14 дней, по истечении которых закон одобряется автоматически. В этом смысле главной инстанцией становится именно нижняя палата, тогда как в принятии законов верхняя исполняет, по сути, формальную функцию. О неодобренных законах ничего неизвестно.

На основе всенародных выборов формируется только Госдума (из 450 человек), а в Совет Федерации «входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Баллотироваться в Думу могут жители РФ, достигшие 21 года. Ограничения те же, что и везде: не осужденный, не содержащийся в местах лишения свободы, не гражданин иностранного государства и проч.

Выборы в Государственную Думу РФ проходили шесть раз, соответственно, в новейшей истории России было шесть созывов Дум: в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011. Как видно, каждый созыв Думы заседал по четыре года, кроме первого, что было оговорено в новой (на тот момент) Конституции, и кроме последнего, полномочия которого заканчиваются на год позже, в 2016. Это – новогодний подарок депутатам от 30 декабря 2008 года, когда Медведев утвердил поправки к 96 статье Конституции, что позволило членам 6 созыва заседать в Думе пять лет, т.е. на год больше. Тогда же была «поправлена» и 81 статья, так что срок полномочий Путина (и последующих президентов, если такие будут) составляет шесть лет, вместо четырех.

На деле, пять конституционных депутатских лет превратились в четыре года и восемь месяцев. Шестой созыв был избран 4 декабря 2011 года, но депутатов седьмого созыва мы почему-то избираем в сентябре. Всё просто: поменяли дату (предложение выдвинул Жириновский), в очередной раз плюнув на Конституцию, причём на Конституцию, поправки к которой о пяти годах вместо четырех сами же и принимали. Аргументы власти в пользу переноса выборов читать скучно и противно, так что скажу лишь, что закон в итоге провели, причем подписались все, кроме представителей КПРФ, т.е. представители трёх других партий, прошедших 7%-й барьер на выборах: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Самое интересное, что депутатов 6 созыва продолжат финансировать вплоть до 4 декабря, т.е. до официальной даты прекращения их полномочий. Поэтому, помимо трат на новоизбранных депутатов, из бюджета придётся выделить дополнительные 713 млн рублей, если седьмой созыв окажется полностью обновлённым (т.е. без членов шестого созыва).

Помимо переноса даты, эти выборы отличаются от предыдущих еще несколькими аспектами. Один из важнейших – тип используемой избирательной системы. Всего существует три возможных варианта, каждый из которых нелишним будет описать:

1. Мажоритарная система. Самая понятная, так как для избрания нужно набрать большинство голосов в одномандатном избирательном округе. На эти округи делится вся страна, каждый из них охватывает одинаковое количество избирателей. Кандидатов из отдельного округа может быть несколько, но избирается лишь один (поэтому и округ одномандатный). Большинство голосов бывает: относительным, когда необходимо «перегнать» соперников, и не важно, на какой процент; абсолютным (простым), когда необходимо набрать 50% и еще 1 голос, а при необходимости проводится второй тур (где может применяться уже относительная система); и квалифицированным (конституционным), когда необходимое большинство оговорено заранее (например, ¾ от всех избирателей), в отличие от простого большинства.
Подобная система применима и к голосованию в Государственной Думе. Одна из партий может обладать парламентским большинством: абсолютным, если владеет более 50% депутатских мандатов, и относительным, если мандатов меньше половины, но больше, чем у отдельных партий. Помимо этого, партия может обладать конституционным большинством, что позволит ей вносить изменения в Конституцию. В Думе 6 созыва конституционного большинства (2/3 от численности палаты) не было ни у одной из партий, так что для переноса той же даты выборов ЛДПР (которая выдвинула закон) «пришлось» заручиться поддержкой других партий. Думой пятого созыва «управляла» «Единая Россия», что позволило ей без проблем ввести поправки об увеличении срока полномочий депутатов и президента.

2. Пропорциональная система. Из избирательных округов формируется единый федеральный округ, охватывающий территорию всей страны. Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию, прошедшую процентный барьер, точнее, за её федеральный список кандидатов, что исключает возможность самовыдвижения. Таким образом, количество мандатов у одной партии пропорционально полученным голосам. Полученные партией мандаты распределяются между членами партии в соответствии с партийным списком, принятом на партийном съезде, который включает в себя общефедеральную часть и региональные группы.
В бюллетене, как правило, указывается по три первых кандидата от общефедеральной части и каждой группы (на деле кандидатов, конечно, больше). Общефедеральная часть состоит из «элиты» партии, её главы или наиболее медийных лиц и не может включать более 10 человек (забегая вперед, скажем, что у «Единой России» туда вообще входил один человек: в 2007 Путин, а в 2011 Медведев). Они гарантированно получают мандаты при прохождении партией определенного порога. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами (их количество зависит от административно-территориального устройства страны), что вполне логично: распределение происходит сверху вниз, а региональные партийцы неизбежно проигрывают в популярности столичным, так что при едином списке у них было бы намного меньше шансов попасть в Думу. К тому же, при едином списке возрастает вероятность «проплаченных» мест.

3. Смешанная система. Ее еще называют пропорционально-мажоритарной; это совмещение признаков обеих систем: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов. Само собой, вносятся некоторые изменения в численность федерального списка, уменьшается количество региональных групп и так далее.

Именно последний вариант применялся на выборах в Госдуму первых четырёх созывов (1993, 1995, 1999, 2003), после чего был заменён пропорциональной системой (выборы в Думу пятого (2007) и шестого (2011) созывов).

В феврале 2014 президент подписал закон о возврате к смешанной системе с 5% порогом вхождения (для выборов седьмого созыва), так что теперь одна половина Думы будет выбираться из кандидатов по одномандатным округам (относительное большинство), а другая – из кандидатов по федеральным спискам партий, причём в списках могут быть продублированы те же «одномандатники» (статья 39 Федерального закона № 20-ФЗ ). Количество одномандатных округов равно количеству необходимых депутатов (225). Соответственно, появляются возможности самовыдвижения. Помимо этого, политические партии могут выдвигать беспартийцев, что работало и при пропорциональной системе. Так было в случае с Путиным в 2007 году, который возглавил список «Единой России», не состоя при этом в её рядах, тем самым обеспечив всенародную поддержку одной партии (поэтому партия и получила конституционное большинство). Согласно 97 статье Конституции, депутаты не могут находиться на государственной службе, так что популярные кандидаты (тот же Путин), занимающие какие-либо посты, служат партиям «паровозами», а после выборов отказываются от своих мандатов. Это позволяет повысить популярность партии на выборах и «протащить» менее известных кандидатов из федерального списка, к которым могут перейти мандаты.


Выборам в Думу 7 созыва также предшествовала либерализация законодательства о политических партиях в апреле 2012 года, после «дела Республиканской партии России против России» (формулировка ЕСПЧ) и массовых протестов под лозунгом «За честные выборы!». Теперь для создания партии необходимы подписи 500 человек, а не 40 тыс., как раньше. В результате только право на участие в выборах 18 сентября есть у 74 партий, тогда как в бюллетень на выборы в 2011 году было занесено всего семь партий. С возвращением смешанной избирательной системы сбор подписей для подачи списка кандидатов некоторых партий признали необязательным (например, если на предыдущих выборах за них проголосовали более 3%). В этом июне ЦИК определила, что подписи не нужны 14 партиям, а необходимые документы сдали 22 партии. Таким образом, восемь из них должны были найти до 3 августа не менее 200 тысяч потенциальных избирателей при одном условии: 7000 подписей с одного субъекта федерации. Самовыдвиженцы – 3% избирателей от численности своего одномандатного округа. Если округ насчитывает менее 100 тыс. избирателей, то достаточно и 500 подписей.

Все эти изменения никак не повлияли на возможности Думы. А их немало: назначение и отставка уполномоченного по правам человека, председателей ЦБ и Счётной палаты; инициирование процедуры импичмента президента и объявление амнистии; выражение вотума недоверия правительству и одобрение председателя нового правительства.

Кстати, о вотуме: его рассматривает президент России. Он распускает правительство или же не соглашается с доводами депутатов. В случае последнего, палата может выдвинуть повторный вотум, но если она делает это в течении трех месяцев после первого, то президент либо все-таки распускает правительство, либо уже распускает саму Думу. Это сводит к минимуму вероятность повторения 1993 года.

Не секрет, что значимость Государственной Думы в последнее время заметно снизилась, хотя бы с точки зрения лоббирования, точнее, его отсутствия. Если законодательный орган практически ничего не решает, то бессмысленно пытаться продвинуть там свои интересы, не согласованные заранее с теми, чьи интересы палата представляет в первую очередь. У нового созыва есть два варианта: оставить всё, как есть, по принципу «не тронь – развалится», или же попытаться что-то изменить, сделать парламент хоть немного независимым. Изменения в избирательной системе показывают, что не всё так безнадёжно. С другой стороны, они вполне могли быть умело примененным регулятором общественных настроений. Что из этого верно, узнаем совсем скоро.

За помощь в подготовке материала большое спасибо Виталию Аверину, эксперту движения «Голос».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх