Ручные пожарные лестницы: назначение, устройство, виды и характеристики. Лестницы пожарные спасательные Какой нагрузкой испытывается лестница штурмовка

Обязательным атрибутом снаряжения расчета пожарных частей МЧС России являются ручные пожарные лестницы, которые входят в комплектацию спецавтомобиля. Используются как для проведения спасательных операций — эвакуации людей из высотных горящих зданий, так и непосредственно для тушения огня из наиболее удобной точки.

В зависимости от задач делятся на три конструктивно отличающихся вида:

В данной статье мы подробно рассмотрим третий тип.

Конструкция штурмовой пожарной лестницы

Изготавливаются преимущественно из металла (маркировка ЛШ). Ранее использовались деревянные элементы конструкции.

Состоит из:

  • две параллельные тетивы (1-2 на рисунке);
  • 12 металлических ступеней, жестко зафиксированных между тетивами (3);
  • Металлический крюк (4).

Ручная штурмовая пожарная лестница отлично работает при подъеме-спуске бойца пожарного расчета на балконы и окна многоэтажных зданий. Так же при необходимости может использоваться при производстве работ в фиксированном положении на крышах домов, имеющих крутые скаты.
ВНИМАНИЕ! При эвакуации людей из горящего здания недопустимо одновременно нахождение двух взрослых людей на лестнице — максимальный вес до 200 кг.

Требования к штурмовой пожарной лестнице и ТТХ

Требования к ручным пожарным лестницам четко определены в НПБ 171-98 (нормы пожарной безопасности) и касаются номинальных сопротивлений деформации отдельных ее элементов при нагрузке.

Таблица 1. Требования НПБ к лестнице-штурмовке

Элемент Деформация
Тетива горизонтальная 490,5 Н (50 кгс) до 1% от длины
Тетива вертикальная (на ребро) 588,6 Н (60 кгс) до 1% от длины
Не опертый конец тетивы горизонтальная 294,3 Н (30 кгс) до 1% от длины
Ступенька вертикальная (середина) 3531,6 Н (360 кгс) до 2% от ширины
Ступенька вертикальная (у тетивы) 3531,6 Н (360 кгс)
Вся лестница вертикальная (на тетивах) 3531,6 Н (360 кгс)
Крюк вертикальная (подвешенная) 1569,6 Н (160 кгс)

Таблица 2. Тактико-технические характеристики штурмовой пожарной лестницы

Видео: подъем по ручной штурмовой пожарной лестнице на 4-й этаж здания

При тушении возгораний и проведении спасательных работ очень часто применяются ручные пожарные лестницы. Они дают спасателям возможность попасть внутрь помещения, вход в которое прегражден огнем или завалами. Переносные пожарные лестницы также порой бывают единственным способом эвакуации граждан, изолированных от других путей спасения.

Огонь – грозная стихия

Эти вспомогательные конструкции отличаются от основных тем, что у них отсутствует электро- или пневмопривод. Ручные пожарные лестницы приводятся в рабочее состояние исключительно силами спасателей. В зависимости от функционального назначения пожарные лестницы подразделяют на три типа.

  • Лестница-палка. Самое простое приспособление для подъема на небольшую высоту. Состоит из двух опор и ступеней; в сложенном состоянии представляет собой подобие палки.
  • Штурмовая лестница. Не складная конструкция, дополненная крюком для зацепа.
  • Выдвижная лестница. Используется для подъема на более высокие этажи; состоит из нескольких сегментов, соединенных в телескопическую конструкцию. Она обеспечивает подъем одного звена относительно остальных и их фиксацию на заданном уровне.

Лестница-палка в собранном и работоспособном видах

Принцип работы с лестницей-палкой

Конструкция этой лестницы позволяет ее переносить в сложенном виде. Основное функциональное назначение – подъем пожарных на нижний этаж через оконные проемы и использование ее внутри в качестве приставной. Нередко, в сложенном состоянии, она применяется как таран, для пробивания завалов и дверей. В развернутом виде лестница может использоваться в качестве носилок.

Конструкция состоит из двух , соединенных восемью ступенями. Ключевая ее особенность состоит в шарнирном креплении последних – оно и позволяет лестницу сдвигать. В обоих концах тетивы имеются углубления. За них и убирается край второй тетивы, когда появляется необходимость составить ступени. В собранном состоянии ступени закладываются в пазы, проделанные в . Концы опор окованы, что и позволяет пожарным использовать сложенную лестницу в качестве ударного орудия.

Технические характеристики лестницы:

  • длина в собранном состоянии – 3400 мм;
  • длина в рабочем положении – 3116 мм;
  • дистанция между тетивами – 250 мм;
  • расстояние между ступенями – 340 мм;
  • масса – 3,1 кг на один метр; общий вес не должен превышать 10,5 кг.

После каждого использования или раз в год, если лестница-палка пожарным не пригодилась, оборудование должно пройти проверку. Помимо внешнего осмотра, конструкция подвергается испытаниям на прочность.

  • Испытания . Лестница устанавливается на твердую поверхность под углом в 75 градусов. На каждую из опор по центру на 2 минуты вешается груз в 120 кг.
  • Проверка на прочность ступеней. На любую из них подвешивается груз той же массы на то же время.

По окончании испытаний проводится визуальный осмотр. Ни одна из частей лестницы не должна иметь следов повреждений или остаточного прогиба.

Тренировка со штурмовой лестницей

Штурмовая лестница

Эта конструкция состоит из двух с жестко закрепленными ступенями и подвесным крюком на одном из концов лестницы. Он позволяет зацепить спасательное оборудование за любую подходящую опору. Штурмовая лестница используется для подъема на верхние этажи снаружи здания: пожарный, находясь в оконном проеме нижнего этажа, цепляет крюком подоконник верхнего. После надежной фиксации получает возможность добраться до изолированного огнем помещения. Также эта конструкция применяется во время подъема по скату крыши для разбора кровли. Наиболее эффективна в применении вместе с трехколенной лестницей либо в сочетании с автолестницей.

Конструкция состоит из двух опор- , захватного крюка из стали и 13 ступеней. Для увеличения прочности лестницы оборудуются стяжки из металла (под 1, 7 и 12 ступеньками). Нижние концы тетив для повышения устойчивости выполняются заостренными. Для укрепления периметра штурмовки с внутренней стороны опор пролагаются страховочные тросы из стали. Они охватывают и верхнюю ступеньку, и металлическую стяжку.

По поводу крюка. Он фиксируется на лестнице специальными коробами, на внутренней стороне оснащен зубцами – для предотвращения соскальзывания путем более плотного сцепления с опорой – и с обоих сторон оборудован ребрами жесткости.

Штурмовые лестницы должны соответствовать следующим параметрам.

  • Длина конструкции – 4100 мм.
  • Расстояние между опорными планками – 250 мм.
  • Общая ширина лестницы – 300 мм.
  • Выброс крюка – 650 мм.
  • Масса – 2,65 кг на каждый метр, но не более 10 кг.

Раз в год, после ремонтов или выезда на спасательные пожарные работы штурмовка, как лестница-палка, подвергается испытаниям. Проверка состояния проводится уже описанным образом. К ней добавляется контроль прочности крюка. Лестница подвешивается за него так, чтобы нижняя ее часть ни на что не опиралась. На нижнюю ступеньку подвешивается утяжелитель. После его снятия на крюке не должно быть трещин, его форма должна остаться прежней, сам крюк должен сидеть на месте крепления плотно, не шатаясь.

Штурмовая лестница в реальных условиях

По обращению с раздвижной лестницей есть определенные правила

Трехколенная лестница

Выдвижная лестница этого типа используется для подъема на третий этаж или крышу одно-, двухэтажного дома пожарных, доставки необходимого для тушения оборудования, эвакуации населения при невозможности ее проведения традиционными путями.

Конструкция включает в себя три колена, выполненных из однотипного металлического профиля. Кроме того, выдвижная лестница оборудована механизмом выдвигания, который отвечает также за смещение и фиксацию каждого из колен. Отдельно взятая секция состоит из двух точно обозначенного диаметра, соединенных друг с другом рифлеными трубами. Каждое колено содержит по 12 ступеней, закрепленных в отверстиях стояков методом развальцовки. Торцы тетив первого и третьего колена оснащаются либо наконечниками-шипами, либо противоскользящими упорами.

При выдвижении второго колена оно продвигается между первого. После его фиксации задействуется механизм выдвигания третьей секции, которая скользит между стойками уже второго колена. Приведение лестницы в рабочее состояние производится травления веревки через блоки выдвижного механизма. Для фиксации секций в нужном положении перемещения троса прекращают, и выдвижение лестницы останавливается. Если достаточно длины второго колена, третье можно не выдвигать.

Технические характеристики выдвижной лестницы:

  • в сложенном состоянии длина 4400 мм;
  • длина раздвинутой выдвижной лестницы 10700 мм;
  • ширина между стойками – 480 мм;
  • дистанция от ступени до ступени – 360 мм;
  • вес выдвижной лестницы – до 50 кг.

В зависимости от веса спасателей и эвакуируемых, одновременно на выдвижной лестнице может находиться от 1 до 4 человек.

Для установки выдвижной лестницы нужны два человека

Использование трехколенной лестницы

Выдвижная конструкция для доставки к месту и раскладывания требует наличия двух операторов. В одиночку раздвинуть лестницу крайне затруднительно. Алгоритм установки следующий.

  • Один человек держит лестницу за третьего колена. Второй тянет за канат вниз, выдвигая конструкцию до требуемой высоты.
  • Второе колено зацепляется за стопорные крюки одной из ступеней. Для этого канат ослабляется.
  • Разложенное второе звено автоматически выталкивает первое колено, которое повисает на стальном тросе.

В разложенном состоянии лестница опирается на стену здания в нужном месте. Процесс складывания заключается в тех же действиях, производимых в обратном порядке.

Во время эксплуатации раздвижной лестницы нужно также соблюдать определенные правила. При съеме оборудования с пожарной машины принимать ее положено на выпрямленные руки, не допуская удара об асфальт или землю.

При подъеме пожарных по лестнице они должны смотреть перед собой, не задирая голову вверх – это раскачивает конструкцию, ослабляя болтовые крепления и расшатывая в пазах ступеньки.

Хранить трехколенную лестницу следует вдали как от источников питания, так и от электрических проводов.

Послеэксплуатационное обслуживание

Каждое использование раздвижной лестницы – в процессе тушения пожара или для проведения тренировки – должно заканчиваться грамотным консервированием оборудования. Для этого следует:

  • отчистить лестницу от грязи и, если они есть, продуктов горения;
  • подвижные части механизма выдвигания (блоки с канатами) тщательно смазать;
  • лестницу убрать в место хранения в сложенном состоянии.

Если оборудование какое-то время не эксплуатируется, его следует раз в месяц обследовать, проверяя, в рабочем ли состоянии находится лестница. Проверке подлежат следующие параметры.

  • Целостность обеих .
  • Исправность всех ступеней в каждом из колен.
  • Прочность фиксации ступеней в отведенных им отверстиях.
  • Степень затяжки в болтовых соединениях.
  • Исправность каждого из элементов выдвижного механизма.

Канат полагается проверять по всей его длине: истертость в любом его месте не позволит разложить выдвижную лестницу с достаточной скоростью. А это может стоить жизни людям, ожидающим помощи от пожарных.

Схема проверки трехколенной лестницы

Контроль состояния трехколенной лестницы

Испытания конструкции на предмет работоспособность проводятся не реже раза в год. Если за этот период был проведен ремонт, то обязательной становится внеплановая проверка. Испытания должны контролироваться специальной комиссией, результаты заносятся в соответствующий журнал.

Первый этап проверки – визуальный: лестница проверяется на целостность поверхностей. К эксплуатации не допускаются конструкции, имеющие сколы, углубления, следы коррозии, разрывы.

Второй этап – проверка состояния выдвижного механизма. Лестница должна раздвигаться плавно, без рывков и заеданий, не требуя усилий более положенных. Под собственным весом колена конструкции съезжать в исходное положение не должны.

Чтобы успеть спасти людей, нужно держать оборудование в работоспособном состоянии

Третий этап – проверка прочности элементов в целом.

  • Выдвижная лестница собирается на полную длину.
  • Конструкция устанавливается на относительно ровной твердой площадке; верхний ее край упирается таким образом, чтобы угол наклона составлял 75-80 градусов. То есть подножие лестницы должно отстоять от стены на 2,5-3 метра.
  • Поочередно на центр каждого из колен подвешивается груз в 200 кг, по 100 кг на каждую из ; время выдерживания – 2 минуты.

Таким же образом проверяется и состояние натяжного каната: он должен выдержать нагрузку в 200 кг без разрывов, растяжений и деформаций.

После проверки на прочность повторно проводятся испытания выдвижного механизма. Оказанные на лестницу нагрузки не должны привести к его заеданию.

Испытания считаются успешными в том случае, если удаление утяжелителей не привело к деформациям отдельных элементов, прогибу колен или лестницы в целом.

Пожарная штурмовая лестница - ручное специальное приспособление, используемое при тушении пожара и состоящее из двух строго параллельных тетив, жестко скрепленных опорными ступенями и оборудованное крюком для подвески на опорную плоскость.

Штурмовая пожарная лестница (ЛШ) применяется для подъема пожарных на верхние уровни зданий. Главной особенностью этого приспособления является металлический крюк, при помощи которого пожарные штурмовые лестницы цепляются за оконные проемы, ограждения кровли и другие выступающие элементы фасада.

Особенности конструкции

Пожарная лестница штурмовка состоит из следующих элементов (см. схему):

  • тетивы;
  • ступени;
  • шарнир крепления крюка;
  • стяжки;
  • металлические башмаки;
  • крюк.

ЛШ изготавливается из алюминиевого сплава и конструктивно состоит из двух тетив, 13 ступеней, металлического крюка, закрепленного на трех верхних перекладинах. Нижние концы приспособления снабжены заостренными металлическими башмаками, верхние - наконечниками.

На внутренней стороне, в пазах тетив, проложен стальной трос, закрепленный за верхнюю и нижнюю стяжки. Трос служит для страховки конструкции в момент излома тетив.

Подвеска пожарной штурмовой лестницы осуществляется при помощи крюка в верхней части приспособления. Механизм крепления представляет собой консольную конструкцию, расширенную к основанию.

Верх конструкции усилен ребрами жесткости, проходящими по всей длине приспособления. Низ крюка имеет форму зубьев для жесткого крепления с поверхностью.

Требования к конструкции

  1. Общий вес изделия не должен превышать 10 кг.
  2. Отношение массы к длине приспособления должно быть не более 2,65 кг/м.
  3. Штурмовка в рабочем положении должная выдерживать рабочую нагрузку равную 3531,6 Н.
  4. Приспособление, подвешенное за последний зуб крюка, должно сопротивляться нагрузке равной 1569,6 Н и выше.
  5. Остаточная деформация горизонтально стоящей лестницы, после применения к ее конструкции предварительной и контрольной статической нагрузки (490,5 Н; 1569,6 Н соответственно) не должна быть больше 1% от общей длины приспособления.
  6. Тот же параметр, но уже установленной на ребро конструкции, в момент воздействия на нижнюю тетиву грузом в 588, 6 Н - не более 1%.
  7. Ступенька приспособления должна сопротивляться статической нагрузке в 3531,6 Н, приложенной к одной из тетив, без видимых разрывов и деформаций, а также выдерживать крутящий момент равный 50 Нм.
  8. Остаточная деформация ступеней после воздействия на них нагрузок не должна быть более 2%.

Методы испытаний

Инструкция по эксплуатации штурмовок предусматривает их обязательные , по результатам которых составляются акты, позволяющие их безопасную эксплуатацию. Использовать приспособления, не выдержавшие испытания или имеющие визуальные повреждения, категорически запрещается.

Цена таким нарушениям - срыв спасательной операции и травмы персонала.

Весь процесс проверки лестниц делиться на два этапа:

  1. Визуальный осмотр конструкции.
  2. Испытание приспособлений под нагрузкой при помощи специального оборудования.

Внешним осмотром проверяется целостность страховочных тросов и состояние крюка.

Крюк не должен иметь искривлений, трещин и горизонтального люфта. Трос - быть целым и располагаться в пазах тетив.

Испытания под нагрузкой проводятся в два этапа - проверка ступеней и тетив; исследования конструкции крюка.

При тестировании тетив, штурмовка вывешивается на 2–3 зубьях крюка, расположенных у тетив. К середине проступей прикладывается нагрузка 200±10 кгс. Время испытания должно соответствовать 130±10 с.

При проверке крюка, приспособление опирают на большой зуб крюка. На вторую ступень (снизу) подвешивается груз равный 160±5 кгс. Приспособление в таком режиме выдерживают в течении 130±10 с, после чего освобождают от приложенной нагрузки.

Испытуемые образцы не должны иметь внешних повреждений и остаточных деформаций, что подтверждается записью в журнале испытаний.

Подсказки: осмотр приспособления и выполнение технических замеров необходимо проводить по истечении 60 с после освобождения инструмента от нагрузки.

Порядок использования

Пожарный хватается правой рукой, у восьмой ступеньки, за левую тетиву, разворачивает конструкцию башмаками вперед и начинает движение.

Не добегая 9–12 м до стены здания, рывком правой руки поднимает лестницу вверх (над головой).

Резко, башмаками вперед, опускает ее вниз с одновременной установкой левой ноги на первую перекладину, и параллельно цепляя крюк за подоконник второго этажа здания. Можно подниматься.

Если нужно выше - приспособление перемещают на третий этаж и так далее по описанной схеме.

Выполнять рассмотренную операцию можно своими руками, используя при этом три объекта одновременно (см. фото выше).

Такой способ называется - подъем по штурмовым лестницам, установленным «цепью»:

  1. Первый пожарный крепит лестницу за подоконник второго этажа. И поднимается по ней до второго уровня.

  1. Наклоняется и принимает у пожарного снизу второе приспособление, цепляет его за подоконник третьего этажа и поднимается.
  2. Второй пожарный поднимается на второй уровень и принимает у третьего пожарного следующую лестницу.
  3. Передает ее первому, который цепляет ее за подоконник четвертого этажа.

В итоге получается «стационарная» цепочка, состоящая из трех объектов, по которым можно подниматься до четвертого уровня не только участникам сборки (см. видео в этой статье).

Техника безопасности

К работе со штурмовками допускается персонал прошедший проверку знаний правил по охране труда, состоящих из следующих основных положений:

  1. При снятии оборудования с пожарного автомобиля нельзя допускать его удара о землю.
  2. Запрещается эксплуатировать приспособления в случае обнаружения электричества на поверхностях объектов, используемых для опоры при подвеске оборудования.
  3. Приспособление необходимо крепить только на полный крюк.
  4. При подвеске на верхние этажи, пожарный садится на подоконник таким образом, чтобы он мог видеть крюк приспособления.
  5. При заходе в окно, запрещено становиться ногами на подоконник проема.
  6. Не рекомендовано опускать оборудование путем скольжения тетивы по рукам пожарного во избежание падения лестницы.
  7. Запрещается подъем и спуск по штурмовке более одного человека.
  8. Крепление к металлической кровле производить только, после осмотра объекта - убедившись в отсутствии на нем проводов и другого электрического оборудования.
  9. В процесс работы со вспомогательным оборудованием и инструментом необходимо фиксировать свое положение при помощи карабина, пристегивая его к ступеням.

Используя пожарные штурмовые лестницы, необходимо внимательно следить за состоянием доверенного оборудования, и выполнять все виды спасательных работ только с применением боевой одежды и в касках.

ГОСТ Р 53275-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ЛЕСТНИЦЫ РУЧНЫЕ ПОЖАРНЫЕ

Общие технические требования. Методы испытаний

Fire equipment. Fire departament hand-operated ladders. General technical requirements. Test methods

ОКС 13.220.10
ОКП 48 5485

Дата введения 2010-01-01
с правом досрочного применения*
_______________________
* См. ярлык "Примечания".

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 46-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества лестниц ручных пожарных (далее - лестницы).

1.2 Настоящий стандарт может применяться при сертификации лестниц ручных пожарных.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на лестницы навесные спасательные пожарные.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ Р 15.201-2001* Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
_________________
ГОСТ Р 15.201-2000

ГОСТ Р 15.309-98* Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения.
_________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 15.309-98 . Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 2.103-68 ЕСКД. Стадии разработки.

ГОСТ 2.601-2006 ЕСКД. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 27.410-87 * Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность.

ГОСТ 31.2031.02-91 Приспособления сборно-разборные переналаживаемые для сборки деталей под сварку. Технические условия.

ГОСТ 166-89 * (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия.

ГОСТ 427-75 * Линейки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 5072-79 Е Секундомеры механические. Технические условия.

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 13837-79 * Динамометры общего назначения. Технические условия.

ГОСТ 15150-69 * Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 лестница ручная пожарная: Переносная лестница, входящая в состав пожарно-технического вооружения пожарной машины и предназначенная для обеспечения боевых действий при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах.

3.2 лестница выдвижная: Лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из нескольких параллельно связанных колен и оборудованная механическим устройством перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины. Отсчет колен ведется с верхнего.

3.3 лестница штурмовая: Лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных ступенек, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность.

3.4 лестница-палка: Лестница ручная пожарная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных поперечными ступеньками.

3.5 лестница комбинированная: Лестница с конструктивно изменяющейся формой и сочетающая в себе несколько функциональных признаков различных типов лестниц.

3.6 длина лестницы ручной пожарной: Максимальное расстояние от нижнего до верхнего конца тетивы лестницы ручной пожарной, приведенной в рабочее состояние (выдвинутой на полную длину).

3.7 колено: Элемент конструкции выдвижной лестницы, состоящий из двух параллельных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступеньками.

3.8 ширина лестницы в свету: Минимальное расстояние между внутренними поверхностями тетив лестницы.

3.9 шаг ступенек: Расстояние между осевыми линиями двух соседних ступенек лестницы. Внешнее воздействие, которое не вызывает ускорений деформируемых масс и сил инерции.

3.11 остаточная деформация: Расстояние между контрольной точкой на испытываемом образце, находящемся в исходном состоянии, и этой же точкой на том же образце после снятия нагрузки.

3.12 контрольная точка: Начало координат, образованное пересечением плоскости поверхности лестницы с осью действия нагрузки.

3.13 базовая горизонтальная поверхность: Плоскость, относительно которой производятся замеры для определения остаточной деформации лестниц.

4 Технические требования

4.1 Общие технические требования

4.1.1 Шаг ступенек лестницы должен быть не более 355 мм.

4.1.2 Отношение массы лестницы к ее длине при ширине лестниц в свету 250 мм не должно превышать:






4.1.3 Ширина лестниц в свету должна быть не менее 250 мм.

4.1.4 Нижние торцы тетив лестниц, за исключением штурмовых лестниц, должны быть оборудованы заостренными шпорами или накладками для предотвращения скольжения лестниц по опорной поверхности.

4.1.5 В конструкции лестниц не должны применяться металлы, взаимодействие которых приводит к контактной коррозии.

4.1.6 Лестницы должны быть работоспособными в диапазоне температуры от минус 40 °С до 40 °С.

4.1.7 Комбинированные лестницы должны отвечать требованиям настоящего стандарта с учетом функциональных признаков, предъявляемых к конкретным типам лестниц ручных пожарных.

4.2 Требования к выдвижным лестницам

4.2.1 Выдвигание колен выдвижной лестницы должно быть плавным, без рывков и заеданий. Усилие выдвигания колен не должно превышать 400 Н. Сдвигание колен лестницы должно происходить под действием собственного веса.

4.2.2 В конструкции выдвижной лестницы должны быть предусмотрены ограничители выдвигания колен.

4.2.3 Конструкция выдвижной лестницы должна обеспечивать совпадение шага ступенек в местах перехода с одного колена на другое.

4.2.4 Выдвижная лестница должна быть оборудована механизмом останова и фиксации выдвигаемых колен по всей рабочей длине лестницы с шагом, равным расстоянию между ступеньками.

4.2.5 Остаточная деформация тетив горизонтально установленной выдвижной лестницы после воздействия посредине ее длины предварительной статической нагрузки 490,5 Н (50 кгс) и контрольной статической нагрузки 1569,6 Н (160 кгс) не должна превышать 1% от длины лестницы.

4.2.6 Остаточная деформация тетив выдвижной лестницы, установленной на ребро после воздействия посредине длины нижней тетивы статической нагрузки 588,6 Н (60 кгс), не должна превышать 1% от длины лестницы.

4.2.7 Остаточная деформация не опертого конца одной из тетив горизонтально установленной выдвижной лестницы после воздействия посредине длины не опертой тетивы статической нагрузки 294,3 Н (30 кгс) не должна превышать 1% от длины лестницы.

4.2.8 Остаточная деформация середины ступеньки выдвижной лестницы после воздействия на нее статической нагрузки 3531,6 Н (360 кгс) не должна превышать 2% от ширины лестницы (колена) в свету.

4.2.9 Ступенька выдвижной лестницы должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс), приложенную вплотную к одной из тетив.

4.2.10 Ступенька выдвижной лестницы должна выдерживать циклический крутящий момент не менее 50 Нм.

4.2.11 Выдвижная лестница в рабочем положении должна без деформации выдерживать комбинированную статическую нагрузку не менее 2943 Н (300 кгс), создаваемую тремя грузами массой не менее 100 кг, подвешенными к тетивам каждого колена на уровне верхних ступенек.

4.2.12 Вероятность безотказной работы выдвижной лестницы должна быть не менее 0,98.

4.2.13 Назначенный ресурс выдвижной лестницы должен составлять не менее 3000 циклов выдвигания и сдвигания.

4.3 Требования к штурмовым лестницам

4.3.1 Остаточная деформация тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине ее длины предварительной статической нагрузки 490,5 Н (50 кгс) и контрольной статической нагрузки 1569,6 Н (160 кгс) не должна превышать 1% от длины лестницы.

4.3.2 Остаточная деформация тетив штурмовой лестницы, установленной на ребро после воздействия посредине длины нижней тетивы статической нагрузки 588,6 Н (60 кгс), не должна превышать 1% от длины лестницы.

4.3.3 Остаточная деформация не опертого конца одной из тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине длины не опертой тетивы статической нагрузки 294,3 Н (30 кгс) не должна превышать 1% от длины лестницы.

4.3.4 Остаточная деформация середины ступеньки штурмовой лестницы после воздействия на нее статической нагрузки 3531,6 Н (360 кгс) не должна превышать 2% от ширины лестницы (колена) в свету.

4.3.5 Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс), приложенную вплотную к одной из тетив.

4.3.6 Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать циклический крутящий момент не менее 50 Нм.

4.3.7 Штурмовая лестница в рабочем положении должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс).

4.3.8 Штурмовая лестница, подвешенная за концевой зуб крюка, должна без деформации выдерживать статическую нагрузку не менее 1569,6 Н (160 кгс).

4.4 Требования к лестницам-палкам

4.4.1 Конструкция лестницы-палки в рабочем положении должна обеспечивать прямой угол между ступеньками и тетивами.

4.4.2 Усилие раскладывания лестницы-палки в рабочее положение не должно превышать 80 Н.

4.4.3 Остаточная деформация тетив горизонтально установленной лестницы-палки после воздействия посредине ее длины предварительной статической нагрузки 490,5 Н (50 кгс) и контрольной статической нагрузки 1176 Н (120 кгс) не должна превышать 1% от длины лестницы.

4.4.4 Остаточная деформация середины ступеньки лестницы-палки после воздействия на нее статической нагрузки 1569,6 Н (160 кгс) не должна превышать 2% от ширины лестницы (колена) в свету.

4.4.5 Ступенька лестницы-палки должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 1569,6 Н (160 кгс), приложенную вплотную к одной из тетив.

4.4.6 Лестница-палка в рабочем положении должна без деформации выдерживать статическую нагрузку не менее 1962 Н (200 кгс).

4.5 Требования к комплектности

В обязательный комплект поставки должны входить:

- лестница в сборе;

- паспорт;

- руководство по эксплуатации в соответствии с ГОСТ 2.601 .

4.6 Требования к маркировке

4.6.1 Каждая лестница на внешней стороне тетивы должна иметь маркировку, содержащую:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- обозначение лестницы;

- порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- месяц и год изготовления.

4.6.2 Маркировка должна сохраняться в течение всего срока эксплуатации.

4.6.3 Транспортная маркировка должна соответствовать ГОСТ 14192 .

5 Правила приемки

5.1 Объем и виды испытаний

Лестницы должны подвергаться приемосдаточным, приемочным, квалификационным, периодическим, типовым и сертификационным испытаниям.

Периодические и приемосдаточные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.309.

Приемочные и квалификационные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.201 .

Типовые испытания проводятся в случае внесения изменений в конструкцию, материалы или технологию изготовления лестниц. Типовые испытания проводятся по специально разработанной программе.

В зависимости от вида испытаний их объем должен отвечать соответствующим требованиям и методам (таблица 1).

Таблица 1

Наименование испытания

Пункт технических требований

Пункт методов испытаний

Проверка комплектации, качества сборки и маркировки

4.1.4, 4.2.2-4.2.4, 4.4.1, 4.6

Проверка линейных размеров

4.1.1, 4.1.3

Проверка массы

Испытание горизонтально установленной лестницы на прочность

4.2.5, 4.3.1, 4.4.3

Испытание лестницы, установленной на ребро, на прочность

4.2.6, 4.3.2

Испытание лестницы на кручение

4.2.7, 4.3.3

Испытание ступеньки лестницы на изгиб

4.2.8, 4.3.4, 4.4.4

Испытание ступеньки лестницы на срез

4.2.9, 4.3.5, 4.4.5

Испытание ступеньки лестницы на кручение

4.2.10, 4.3.6

Проверка усилия выдвигания колен выдвижной лестницы

Испытание выдвижной лестницы в рабочем положении на прочность

Проверка назначенного ресурса выдвижной лестницы

Испытание лестницы в рабочем положении на прочность

4.2.11, 4.3.7, 4.4.6

6.12, 6.13, 6.15

Испытание крюка штурмовой лестницы на прочность

Проверка усилия раскладывания лестницы-палки

5.2 Отбор образцов

Выбор образцов производят методом случайного отбора.

6 Методы испытаний

6.1 Общие требования к проведению испытаний

6.1.1 Испытания должны проводиться при нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150 .

6.1.2 Нагрузки, прикладываемые к испытываемым изделиям, должны быть статическими.

6.1.3 Приборы и оборудование, применяемые при испытаниях, должны быть поверены и иметь действующие технические паспорта.

6.1.4 Допускается использование других приборов и оборудования, обеспечивающих заданную точность измерений.

6.1.5 Осмотр лестницы и проведение необходимых измерений по результатам испытания должны осуществляться не ранее чем через 60 с после снятия нагрузки.

6.2 Проверка комплектации, качества сборки и маркировки лестницы по 4.1.4, 4.2.2-4.2.4, 4.4.1, 4.6



Проверку производят внешним осмотром и сличением с документацией.

Изделие считают выдержавшим проверку, если не обнаружено несоответствия комплектации, маркировки и паспортных данных требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации.

6.3 Проверка линейных размеров по 4.1.1-4.1.3

Проверке подвергают все образцы изделия, представленные на испытания.

6.3.1 Аппаратура

ГОСТ 7502 .

ГОСТ 427 .

Штангенциркуль по ГОСТ 166 .

6.3.2 Проведение испытания

6.3.2.1 Длину лестницы в сложенном и в рабочем состоянии измеряют рулеткой с погрешностью не более ±5 мм.

Шаг ступенек и ширину лестницы в свету измеряют линейкой с погрешностью не более ±1 мм.

Шаг ступенек измеряют между нижними или верхними кромками двух соседних ступенек линейкой с погрешностью не более ±1 мм. При проверке выдвижных лестниц дополнительно измеряют шаг ступенек в местах перехода с одного колена на другое.

Диаметр ступеньки измеряют штангенциркулем с погрешностью не более ±0,5 мм.

6.3.2.2 Изделие считают выдержавшим проверку, если:

его линейные размеры соответствуют документации;

- шаг ступенек не превышает 355 мм;

- ширина лестницы в свету составляет не менее 250 мм.

6.4 Проверка массы по 4.1.2

Проверке подвергают все образцы изделия, представленные на испытания.

6.4.1 Аппаратура

Весы для статического взвешивания по ГОСТ 29329 среднего класса точности или динамометр пружинный типа ДПУ второго класса точности по ГОСТ 13837 с наибольшим пределом взвешивания 100 кг.

6.4.2 Проведение испытания

6.4.2.1 Лестницу взвешивают на весах или с помощью динамометра с погрешностью не более ±0,1 кг и подсчитывают отношение массы лестницы к ее длине.

6.4.2.2 Изделие считают выдержавшим проверку, если его масса соответствует документации и отношение массы лестницы к ее длине не превышает:

- для выдвижных лестниц - 4,5 кг/м;

- для лестниц-палок - 3,1 кг/м;

- для штурмовых лестниц - 2,65 кг/м.

6.5 Испытание горизонтально установленной лестницы на прочность по 4.2.5, 4.3.1, 4.4.3

6.5.1 Аппаратура

Опоры, обеспечивающие установку лестницы в горизонтальной плоскости, с цилиндрической поверхностью радиусом не менее 15 мм, находящейся в контакте с испытываемым изделием.

Контрольные грузы массой (50±1) кг и (160±1) кг (для испытания лестницы-палки - грузы массой (50±1) кг и (120±1) кг).

Рулетка измерительная металлическая по ГОСТ 7502 .

Линейка измерительная металлическая по ГОСТ 427 .

Секундомер по ГОСТ 5072.

Подкладка - стальная пластина длиной не менее ширины лестницы, шириной от 80 до 100 мм и толщиной не менее 10 мм.

6.5.2 Подготовка к испытанию

6.5.2.1 Лестницу приводят в рабочее состояние (выдвижную лестницу выдвигают на полную длину, лестницу-палку раскладывают) и устанавливают горизонтально на опоры. Опоры должны быть расположены под первой и последней ступеньками лестницы в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 - Схема установки лестницы на опоры

6.5.2.2 Во избежание смещения колен выдвижной лестницы или тетив лестницы-палки во время испытания допускается использовать дополнительные фиксирующие приспособления.

6.5.3 Проведение испытания

6.5.3.1 Отмечают середину длины лестницы и на обе ее тетивы посредине длины с погрешностью не более ±5 мм укладывают подкладку.

6.5.3.2 Лестницу нагружают путем установки груза массой (50±1) кг на подкладку. Время воздействия нагрузки должно составлять (60±1) с.

После снятия нагрузки измеряют расстояние от контрольной точки до базовой горизонтальной поверхности.

6.5.3.3 Испытание лестницы повторяют в соответствии с 6.5.3.2 при нагружении ее грузом массой (160±1) кг (при испытании лестницы-палки используют груз массой (120±1) кг).

6.5.3.4 Изделие считают выдержавшим испытание, если остаточная деформация лестницы, равная разнице измерений, проведенных по 6.5.3.2 и 6.5.3.3, не превысила 0,01 длины лестницы.

6.6 Испытание лестницы, установленной на ребро, на прочность по 4.2.6, 4.3.2

Испытанию подвергают один образец выдвижной лестницы, один образец штурмовой лестницы и один образец лестницы-палки.

6.6.1 Аппаратура


Контрольный груз массой (60±1) кг.

Рулетка измерительная металлическая по ГОСТ 7502 .

Линейка измерительная металлическая по ГОСТ 427 .

Секундомер по ГОСТ 5072.

Подкладка - стальная пластина длиной от 80 до 100 мм, шириной не менее ширины тетивы лестницы и толщиной не менее 10 мм.

6.6.2 Подготовка к испытанию

Лестницу приводят в рабочее состояние по п.6.5.2.1 и устанавливают ребром на опоры. Опоры должны быть расположены под первой и последней ступеньками лестницы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Схема подвески контрольного груза

6.6.3 Проведение испытания

6.6.3.1 Отмечают середину длины лестницы и на ее нижнюю тетиву посредине длины с погрешностью не более ±5 мм укладывают подкладку.

6.6.3.2 Измеряют расстояние от контрольной точки на нижней тетиве лестницы до базовой горизонтальной поверхности.

6.6.3.3 Лестницу нагружают путем установки или подвески контрольного груза на подкладку в соответствии с рисунком 2. Время воздействия нагрузки должно составлять (60±1) с.

6.6.3.4 После снятия нагрузки измеряют расстояние от контрольной точки на нижней тетиве лестницы до базовой горизонтальной поверхности.

6.6.3.5 Изделие считают выдержавшим испытание, если остаточная деформация лестницы, равная разнице измерений, проведенных по 6.6.3.2 и 6.6.3.4, не превысила 0,01 длины лестницы.

6.7 Испытание лестницы на кручение по 4.2.7, 4.3.3

Испытанию подвергают один образец выдвижной лестницы, один образец штурмовой лестницы и один образец лестницы-палки.

6.7.1 Аппаратура

Опоры в соответствии с 6.5.1.

Контрольный груз массой (30,0±0,5) кг.

Рулетка измерительная металлическая по ГОСТ 7502 .

Линейка измерительная металлическая по ГОСТ 427 .

Секундомер по ГОСТ 5072.

Струбцина по ГОСТ 31.2031.02 .

Подкладка - стальная пластина длиной от 80 до 100 мм, шириной не менее ширины тетивы лестницы и толщиной (10±2) мм.

6.7.2 Подготовка к испытанию

Лестницу приводят в рабочее положение по 6.5.2.1 и устанавливают горизонтально на опоры в соответствии с рисунком 3. Одна опора должна быть установлена под первой (нижней) ступенькой и прикреплена к тетивам лестницы с помощью струбцин. Вторая опора должна быть установлена под одной из тетив на расстоянии (250±5) мм от противоположного конца лестницы и прикреплена к этой тетиве струбциной.

6.7.3 Проведение испытания

6.7.3.1 Отмечают середину длины лестницы и на ее незакрепленную тетиву посредине длины с погрешностью не более ±5 мм укладывают подкладку.

6.7.3.2 Измеряют расстояние от произвольно выбранной точки на краю незакрепленного конца свободной тетивы до базовой горизонтальной поверхности.

6.7.3.3 Лестницу нагружают путем установки или подвески контрольного груза на подкладку (рисунок 3). Время воздействия нагрузки должно составлять (60±1) с.

Рисунок 3 - Схема установки или подвески контрольного груза

6.7.3.4 После снятия нагрузки измеряют расстояние выбранной точки по 6.7.3.2 до базовой горизонтальной поверхности.

6.7.3.5 Изделие считают выдержавшим испытание, если остаточная деформация, равная разнице измерений, проведенных по 6.7.3.2 и 6.7.3.4, не превысила 0,01 длины лестницы.

6.7.3.6 Испытание лестницы повторяют по 6.7.3.1-6.7.3.5 после перестановки второй опоры под другую тетиву.

6.8 Испытание ступеньки лестницы на изгиб по 4.2.8, 4.3.4, 4.4.4

6.8.1 Аппаратура

Линейка измерительная металлическая по ГОСТ 427 .

Штангенциркуль по ГОСТ 166 .

Контрольный груз массой (360±2) кг (для испытания ступеньки лестницы-палки - контрольный груз массой (160±1) кг).

Секундомер по ГОСТ 5072.

Подкладка - стальная пластина (или скоба) с амортизирующим резиновым слоем шириной от 80 до 100 мм, толщиной (10±2) мм; ширина подкладки на (25±2) мм больше диаметра ступеньки.

Шаблон - металлический стержень круглого сечения диаметром, равным диаметру ступеньки. Длина стержня должна равняться ширине в свету испытываемой лестницы.

6.8.2 Подготовка к испытанию

6.8.2.1 Выдвижную лестницу демонтируют и испытание проводят на ее нижнем колене.

6.8.2.2 Лестницу (колено) устанавливают с опорой на стену под углом (75±5)° к горизонту. Тетивы штурмовой лестницы должны иметь дополнительную опору на уровне испытываемой ступеньки.

6.8.3 Проведение испытания

6.8.3.1 На ступеньку сверху накладывают шаблон и производят измерение их суммарной толщины с помощью штангенциркуля.

6.8.3.2 Отмечают середину длины ступеньки и на нее с погрешностью не более ±1 мм устанавливают подкладку (скобу) резиновой поверхностью к ступеньке (рисунок 4).

1 - ступенька; 2 - резиновая пластина; 3 - металлическая пластина

Рисунок 4 - Схема установки подкладки

6.8.3.3 Нагружение производят путем установки или подвески на подкладку (скобу) контрольного груза в соответствии с рисунком 5. Время воздействия нагрузки должно составлять (120±1) с.

Рисунок 5 - Схема установки или подвески контрольного груза

6.8.3.4 После снятия нагрузки на испытываемую ступеньку сверху накладывают шаблон и измеряют их суммарную толщину в месте приложения нагрузки.

6.8.3.5 Изделие считают выдержавшим испытание, если остаточная деформация, равная разнице измерений, проведенных по 6.8.3.1 и 6.8.3.4, не превысила 0,02 ширины в свету испытываемой лестницы (колена).

6.9 Испытание ступеньки лестницы на срез по 4.2.9, 4.3.5, 4.4.5

Испытанию подвергают один образец выдвижной лестницы, один образец штурмовой лестницы и один образец лестницы-палки. Испытываемая ступенька не должна быть усиленной.

6.9.1 Аппаратура

Контрольный груз, секундомер, штангенциркуль, подкладка (скоба) и шаблон по 6.8.1.

6.9.2 Подготовка к испытанию

Подготовку к испытанию проводят в соответствии с 6.8.2.2.

6.9.3 Проведение испытания

6.9.3.1 На ступеньку сверху накладывают шаблон и производят измерение их суммарной толщины.

6.9.3.2 Нагружение производят через подкладку (скобу), установленную на ступеньке вплотную с одной из тетив (резиновой поверхностью к ступеньке) путем установки или подвески контрольного груза в соответствии с рисунком 6. Время воздействия нагрузки должно составлять (120±1) с.

Рисунок 6 - Схема установки или подвески контрольного груза

6.9.3.3 После снятия нагрузки на испытываемую ступеньку сверху накладывают шаблон и измеряют их суммарную толщину в месте приложения нагрузки.

6.9.3.4 Изделие считают выдержавшим испытание, если результаты измерений, проведенных по 6.9.3.1 и 6.9.3.3, совпали.

6.10 Испытание ступеньки лестницы на кручение по 4.2.10, 4.3.6

Испытанию подвергают один образец выдвижной лестницы, один образец штурмовой лестницы. При этом ступенька не должна быть подвергнута испытанию по 6.9 и не должна быть усиленной.

6.10.1 Аппаратура

Контрольный груз массой (10,0±0,1) кг.

Линейка измерительная металлическая по ГОСТ 427 .

Секундомер по ГОСТ 5072.

Рычаг двуплечий длиной (1000±5) мм с крюками на концах. Посредине рычага - зажим для крепления рычага на ступеньке. Ширина зажима (90±5) мм.

6.10.2 Подготовка к испытанию

6.10.2.1 Лестницу (колено) устанавливают с опорой на стену под углом (75±5)° к горизонту.

6.10.2.2 Отмечают середину длины ступеньки и на нее с погрешностью не более ±5 мм закрепляют двуплечий рычаг в соответствии с рисунком 7.

Рисунок 7 - Приспособление для испытания ступеньки на кручение


Положение ступеньки относительно тетив отмечают рисками.

6.10.3 Проведение испытания

6.10.3.1 Производят поочередное нагружение концов рычага контрольным грузом в течение 20 циклов. Циклом считают нагружение одного конца рычага в течение (30±1) с.

6.10.3.2 Изделие считают выдержавшим испытание, если в процессе нагружений не произошло смещения ступеньки относительно тетив.

6.11 Проверка усилия выдвигания колен выдвижной лестницы по 4.2.1

Проверке подвергают четыре образца изделия.

6.11.1 Аппаратура

Приспособление для установки нижнего колена лестницы.

Динамометр пружинный по ГОСТ 13837 .

Устройство для фиксации динамометра на канате механизма выдвигания.

6.11.2 Подготовка к проверке

6.11.2.1 Лестницу в сложенном состоянии устанавливают под углом (85±5)° к горизонту.

6.11.2.2 Соединяют верхнюю скобу динамометра с канатом механизма выдвигания колен с помощью одного из устройств в соответствии с рисунками 8, 9. Допускается соединять динамометр с канатом механизма выдвигания с помощью синтетического шнура диаметром от 4 до 6 мм, завязанного одним из узлов в соответствии с рисунками 10, 11.

Рисунок 8 - Зажим Хиблера

Рисунок 9 - Жумар

Рисунок 8 - Зажим Хиблера

Рисунок 9 - Жумар

Рисунок 10 - Узел Бахмана

Рисунок 10 - Узел Бахмана

Рисунок 11 - Карабинный узел

Рисунок 11 - Карабинный узел

6.11.3 Проведение проверки

6.11.3.1 Выдвигание колен производят до максимальной длины лестницы путем натяжения свободной скобы динамометра вертикально вниз. По мере выдвигания колен устройство для фиксации вместе с динамометром необходимо периодически перемещать вверх по канату. Усилие выдвигания контролируют по показанию динамометра.

6.11.3.2 Отсоединяют фиксирующее устройство от каната механизма выдвигания колен и складывают лестницу.

6.11.3.3 Изделие считают выдержавшим проверку, если усилие выдвигания колен не превысило 400 Н и складывание колен лестницы произошло под действием их собственного веса.

6.12 Испытание выдвижной лестницы в рабочем положении на прочность по 4.2.11

Испытанию подвергают одно изделие.

6.12.1 Аппаратура

Комплект грузов массой по (100±1) кг.

Секундомер по ГОСТ 5072.


6.12.2 Подготовка к испытанию

Лестницу устанавливают на твердую поверхность, выдвигают на полную длину и опирают на стену под углом (75±5)° к горизонту.

6.12.3 Проведение испытания

6.12.3.1 Производят нагружение лестницы путем подвески грузов по одному на верхнюю ступеньку каждого колена с помощью скоб, размещенных на ступеньках вплотную с тетивами в соответствии с рисунком 12. Время воздействия нагрузки должно составлять (120±1) с.

Рисунок 12

Рисунок 12

6.12.3.2 После снятия нагрузки производят проверку по п.6.11.

6.12.3.3 Изделие считают выдержавшим проверку, если усилие выдвигания колен не превысило 400 Н и складывание колен лестницы произошло под действием их собственного веса.

6.13 Испытание лестницы-палки в рабочем положении на прочность по 4.4.6

6.13.1 Аппаратура

Контрольный груз массой (200±2) кг.

Секундомер по ГОСТ 5072.

Силовая скоба шириной от 80 до 100 мм.

6.13.2 Подготовка к испытанию

Лестницу раскладывают в рабочее состояние и устанавливают с опорой на стену под углом (75±5)° к горизонту.

6.13.3 Проведение испытания

6.13.3.1 Производят нагружение лестницы путем подвески контрольного груза к средней ступеньке лестницы с помощью скоб, расположенных вплотную к тетивам, в соответствии с рисунком 13. Время воздействия нагрузки должно составлять (120±1) с.

Рисунок 13 - Схема испытания лестницы-палки в рабочем положении на прочность

6.13.3.2 Проводят проверку лестницы по 6.17.

6.13.3.3 Изделие считают выдержавшим испытание, если не наблюдалось остаточной деформации или разрушения элементов конструкции лестницы, а усилие раскладывания лестницы не превысило 80 Н.

6.14 Проверка назначенного ресурса выдвижной лестницы по 4.2.13

Испытанию подвергают один образец изделия.

6.14.1 Аппаратура

Приспособление, тяговый механизм и динамометр.

6.14.2 Подготовка к испытанию по 6.13.2.

6.14.3 Проведение испытания

6.14.3.1 Испытание проводят в соответствии с ГОСТ 27.410 одноступенчатым методом для:

где - требуемая суммарная наработка в циклах;

- риск изготовителя;

- риск потребителя.

Цикл включает в себя ряд последовательных операций:

выдвигание колена;

установку любой из ступенек выдвигаемого колена на рычаги механизма останова;

снятие выдвигаемого колена с рычагов механизма останова;

складывание лестницы.

Продолжительность испытаний должна составлять 3000 циклов с учетом наработки по 6.11 и 6.13.

В процессе испытания на рычаг механизма останова должны быть поочередно установлены все ступеньки выдвигаемого колена.

6.14.3.2 Изделие считают выдержавшим проверку назначенного ресурса, если в процессе испытания не произошло ни одного отказа по 6.1.7.

6.15 Испытание штурмовой лестницы в рабочем положении на прочность по п.4.3.7

Испытанию подвергают один образец изделия.

6.15.1 Аппаратура

Контрольный груз массой (360±2) кг.

Секундомер по ГОСТ 5072.

Силовая скоба шириной от 80 до 100 мм.

6.15.2 Подготовка к испытанию

Лестницу подвешивают на опорной поверхности вплотную к вертикальной стене в соответствии с рисунком 14.

Рисунок 14 - Схема испытаний штурмовой лестницы в рабочем положении на прочность

6.15.3 Проведение испытания

6.15.3.1 Производят нагружение лестницы путем подвески контрольного груза ко второй снизу ступеньке с помощью скоб, установленных вплотную к тетивам лестницы. Время воздействия нагрузки должно составлять (120±1) с.

6.15.3.2 Изделие считают выдержавшим испытание, если после снятия нагрузки не наблюдалось остаточной деформации или разрушения элементов конструкции лестницы.

6.16 Испытание крюка штурмовой лестницы на прочность по 4.3.8

Испытанию подвергают один образец изделия.

6.16.1 Аппаратура

Контрольный груз массой (160±1) кг.

Секундомер по ГОСТ 5072.

Силовая скоба шириной от 80 до 100 мм.

6.16.2 Подготовка к испытанию

Лестницу подвешивают на опорной поверхности за большой концевой зуб крюка.

6.16.3 Проведение испытания

6.16.3.1 Производят нагружение лестницы путем подвески контрольного груза ко второй снизу ступеньке с помощью скоб, установленных вплотную к тетивам лестницы, в соответствии с рисунком 15. Время воздействия нагрузки должно составлять (120±1) с.

Рисунок 15 - Схема испытания крюка штурмовой лестницы на прочность

6.16.3.2 Изделие считают выдержавшим испытание, если после снятия нагрузки не наблюдалось остаточной деформации или разрушения элементов конструкции лестницы.

6.17 Проверка усилия раскладывания лестницы-палки по 4.4.2

Проверке подвергают один образец изделия.

6.17.1 Аппаратура

Динамометр пружинный по ГОСТ 13837 .

Струбцина по ГОСТ 31.2031.02 .

Рулетка измерительная металлическая по ГОСТ 7502 .

Технологический стол с закрепленным основанием.

6.17.2 Подготовка к проверке

6.17.2.1 Лестницу закрепляют с помощью струбцин за одну из тетив к поверхности стола. Тетивы лестницы должны находиться в горизонтальной плоскости.

6.17.2.2 Отмечают середину длины незакрепленной тетивы и устанавливают на ней струбцину с погрешностью не более ±0,5 мм. К струбцине присоединяют проушину динамометра.

6.17.3 Проведение проверки

6.17.3.1 Раздвигают лестницу в рабочее состояние путем натяжения свободной проушины динамометра с одновременным замером усилия раскладывания.

6.17.3.2 Изделие считают выдержавшим проверку, если величина усилия раскладывания лестницы не превысила 80 Н.

7 Транспортирование и хранение

7.1 Условия транспортирования и хранения лестниц должны соответствовать условиям их эксплуатации, установленным в технической документации (ТД).

7.2 Транспортирование лестниц должно осуществляться всеми видами транспорта на любое расстояние в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на конкретном виде транспорта.

7.3 При транспортировании и хранении лестниц должны быть обеспечены условия, предохраняющие их от механических повреждений, нагрева, попадания на них прямых солнечных лучей, атмосферных осадков, от воздействия влаги и агрессивных сред.

7.4 Условия хранения устройств должны соответствовать требованиям, указанным в технической документации на изделие.

8 Упаковка

Упаковка должна обеспечивать сохранность лестниц при перевозках и складском хранении.

9 Гарантии изготовителя

Срок гарантии с начала эксплуатации устройств спасения должен быть не менее 12 месяцев.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009

Ручной механизированный инструмент. К механизированному инструменту, применяемому для выполнения различных работ при тушении пожаров, относятся дисковая и цепная бензиномоторная пила типа "Дружба-4", портативные ранцевые установки для газовой резки металлов, электрические пилы и долбежник, пневматические отбойные молотки и другие устройства.

Наибольшее распространение получил универсальный механизированный комплект УК.М-4, который состоит из мотопривода, дымососа, отбойного молотка, дисковой и цепной пилы. С помощью такого механизированного комплекта можно нагнетать в помещения свежий воздух или откачивать из них дым, пробивать отверстия в стенах, резать различные конструкции, причем все эти работы поочередно может выполнять один пожарный.

Дисковая пила ПДС-400 предназначена для вскрытия фюзеляжа ВС при выполнении аварийно-спасательных работ и входит в комплектацию пожарных аэродромных автомобилей. Пила может быть также использована при работах по вскрытию и разборке металлических конструкций. Пила ПДС-400 создана на базе бензиномоторной пилы "Урал".

Техническая характеристика бензиномоторной пилы ПДС-400

Управление пилой

Двигатель:

внутреннего сгорания, одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный

максимальная мощность, кВт

частота вращения при максимальной мощности, об/мин

Вместимость топливного бака, л

Пильный аппарат:

тип прорезного диска

абразивный, армированный сеткой из стекловолокна

размеры диска, мм:

диаметр посадочного отверстия

максимальная глубина пропила, мм

привод круга

клиноременная передача

передаточное число

включение и выключение

автоматическое, центробежной фрикционной муфтой

Производительность пиления алюминиевых сплавов, мм/с

Скорость резания на рабочей частоте вращения двигателя, мм/с

Габаритные размеры пилы, мм:

Масса пилы с полной заправкой, кг, не более

Дисковая пила (рис. 15) состоит из двигателя внутреннего сгорания, пильного аппарата, прорезного абразивного армированного диска, топливного бака, рукояток и стартера. При резании абразивный круг вводят легким нажимом, постепенно увеличивая частоту вращения двигателя, и следят за соответствием усилия подачи инструмента мощности, не допуская резкого снижения частоты вращения. Резание объемных конструкций должно производиться при максимальной глубине пропила, резание листов и обшивок - при минимальной. При резании надо следить за правильным положением круги относительно пропила, не допуская значительных отклонений от плоскости резания (рис. 16). По окончании реза и при переходе к другому месту следует уменьшать частоту вращения двигателя.

Для остановки двигателя необходимо полностью отпустить рычаг управления газом, нажать на кнопку выключения двигателя, держать ее в нажатом положении до полной остановки двигателя и затем закрыть топливный кран. Запрещается останавливать двигатель снятием колпачка со свечи. При полном израсходовании топлива из бака возможен подсос с топливом паровоздушной смеси, и двигатель может развивать максимальную частоту вращения даже при закрытой дроссельной заслонке карбюратора. В этом случае двигатель должен быть немедленно остановлен, бак заправлен топливом, и произведен повторный запуск.

Правила техники безопасности при работе с бензиномоторной пилой. В процессе эксплуатации инструмента необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, рекомендуемые при работах на мотопилах, а также правила обращения с бензином. Разрешается допускать к работе с инструментом только лиц, проинструктированных и обученных обращению с ним. Работать можно, только убедившись в полной исправности инструмента и надежном закреплении круга.

При пуске двигателя пильный круг не должен касаться каких-либо предметов, нельзя наматывать трос на руку. На холостом ходу двигатель во избежание разноса должен работать при отпущенном рычаге управления газом.

Приемы выполнения горизонтальных и вертикальных резов отрабатываются на деревянных щитах толщиной 20-25 мм. Другие приемы резания отрабатываются на различных тематических профилях, закрепляемых в тисках, и листах толщиной до 3,0 мм. Профили, листовой материал и макеты должны закрепляться так, чтобы при резании не происходило заклинивание круга в пропиле в результате деформаций или перекоса испытуемого образца. Резание надо производить с постоянным усилием подачи, не допуская резкого снижения частоты вращения круга. Как начало, так и конец резания, т.е. освобождение круга из пропила, должны совершаться плавно, без рывков.

Переносить инструмент с работающим двигателем допускается при холостых оборотах двигателя. Не разрешается в качестве топлива использовать этилированный бензин, так как он оказывает вредное влияние на органы дыхания.

4.3. ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

Пожарные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах и тушении пожаров, когда стационарные лестницы, другие устройства и пути использовать невозможно. Ручные лестницы приводят в действие вручную без применения источников механической энергии.

Существуют три типа ручных пожарных лестниц: лестница-палка, лестница-штурмовка и выдвижная (рис. 17). Изготовляют их из дерева, алюминиевого проката. Лестницы просты по конструкции, удобны в работе. Они входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, которые доставляют их к месту пожара.

Лестница-палка. Она предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы зданий и сооружений и для использования в качестве тарана при вскрытии дверей. Лестницу-палку вследствие ее сравнительно малой высоты применяют преимущественно внутри помещений, в развернутом виде - как приставную. Она может также использоваться в качестве носилок.

Техническая характеристика лестницы-палки

Конструкция

продольно-складная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Сечение сложенной лестницы, мм

Расстояние между тетивами, мм

Шаг между ступенями, мм

Масса, кг, не более

Лестница состоит из двух деревянных тетив овального сечения и восьми ступеней, шарнирно соединенных с тетивами. На одном конце каждой тетивы имеется наделка, за которую убирают конец другой тетивы при складывании лестницы. Ступени лестницы убираются в косые пазы тетивы. Шарнир, соединяющий ступень с тетивой, представляет собой железную втулку, плотно вставленную в конец ступени. Через ступень и тело тетивы пропущена ось шарнира, которая снаружи тетивы расклепана с образованием полукруглых головок. Под головки подложены шайбы. Таким образом, в сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что дает возможность использовать ее на пожарах для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ.

В процессе эксплуатации, не реже 1 раза в год, лестницу подвергают испытанию на прочность. При испытании лестницу-палку ставят к стене под углом 75°, к середине тетив закрепляют груз массой 120 кг, к одной ступени (в средней части лестницы) подвешивают такой же груз и оставляют на 2 мин. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких деформаций и должна легко и плотно складываться.

Рис. 17. Пожарные ручные лестницы:

а - лестница-палка ЛП: 1 - тетива, 2 - ступень, 3 - болт, б - деревянная лестница-штурмовка ЛШ: 1 - крюк, 2 - тетива, 3 - ступень, 4 - опорный башмак, в - трехколенная выдвижная деревянная 3-КЛ: 1 - тетива, 2 - ступень, 3 - трос, 4 - опорный башмак. г - трехколенная выдвижная металлическая Л-60; 4 - блок.

Лестница-штурмовка. Она предназначена для подъема пожарных на этажи зданий через окна, балконы, проемы, а также для работы на крутых крышах при вскрытии кровли. Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.

Техническая характеристика лестницы-штурмовки

Конструкция

одноколейная

Длина, мм

Ширина, мм

Вылет крюка, мм

Расстояние между тетивами, мм

Шаг между ступенями, мм

Масса кг, не более

Лестница-штурмовка состоит из двух тетив, соединенных 13 ступенями, и стального крюка. Крик закрепляется при помощи специальных металлических коробок на 10-12-й ступенях. На нижней стороне крюка имеются зубья для надежного зацепления за подоконник. Вдоль крюка и двух сторон имеются ребра жесткости. Под 1-й, 7-й и 12-й ступенями пропущены металлические стяжки. По внутренней стороне каждой тетивы в пазах проложены стальные тросы, которые охватывают верхнюю ступень со стяжкой. Внизу концы закреплены болтами. Тросы предназначены для предупреждения несчастных случаев при поломке тетивы. Нижние и верхние концы тетив имеют стальную окову.

Лестницы-штурмовки не реже 1 раза в полгода испытывают:

а) на прочность крюка и тетив. Для этого лестницу свободно подвешивают на большой концевой зуб крюка и к обеим тетивам на высоте 2-й ступени подвешивают груз массой 160 кг;

б) на прочность ступеней и мест соединения их с тетивами. Для этого лестницу подвешивают на 2-3 зуба, расположенных ближе к тетиве. К ступеньке, не имеющей металлического крепления, подвешивают груз массой 200 кг.

Испытания на прочность продолжаются не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь трещин и остаточных деформаций крюка.

Выдвижная лестница. Она предназначена для подъема пожарных в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасания людей или доставки противопожарного оборудования.

Техническая характеристика выдвижной лестницы 3-КЛ

Конструкция

выдвижная, трехколенная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Ширина, мм

Высота одного колена, мм

Расстояние между тетивами верхнего колена, мм

Шаг между ступенями, мм

Длина колен, мм:

среднего

верхнего

Масса, кг, не более

Выдвижная лестница 3-КЛ состоит из трех деревянных колен, механизмов выдвигания, сдвигания и останова. Каждое колено представляет собой раму, состоящую из двух продольных тетив и 12 ступеней, вделанных в тетивы на сквозных шипах. Тетивы каждого колена стянуты тремя металлическими стяжками под 1, 6, 12-й ступенями. Колена соединены между собой металлическими скобами (по две пары скоб на стык каждой пары колен) и шипами 2 и 3-го колен, скользящими соответственно по продольным внутренним пазам 1 и 2-го колен. Нижние концы тетив 1-го колена снабжены башмаками, верхние концы 3-го колена - стенными упорами. Башмаки и упоры предотвращают перемещение лестницы.

Механизм выдвигания (сдвигания) лестницы представляет собой канатно-блочное устройство, состоящее из троса, цепи, трех блоков в обоймах и двух кронштейнов с ушками для крепления концов троса. Для ограничения выдвигания на среднем колене установлены упорные планки.. Среднее колено выдвигается при помощи цепи, а верхнее - при помощи стального троса. Для выдвигания и фиксирования 1 выдвинутой лестницы на той или иной высоте служит механизм останова, состоящий из валика с рычагом, двух посадочных планок (остановов) и двух угольников, смонтированных внизу второго колена.

Деревянные лестницы 3-КЛ сейчас заменяются металлическими трехколенными выдвижными лестницами Л-60.

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

Конструкция

металлическая, выдвижная, трехколенная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Высота пакета колен, мм

Шаг между ступенями, мм

Длина колен, мм:

среднего

верхнего

Материал тетив и ступеней

алюминиевый сплав

Масса, кг, не более

Выдвижная лестница Л-60 состоит из трех выдвигающихся металлических колен, изготовленных из однотипных профилей и деталей, механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова. Колена представляют собой форму, состоящую из двух балок (тетив) специального сечения, соединенных между собой рифлеными трубами (ступенями). Нижнее и среднее колена имеют по 12 ступеней, которые заделаны в отверстиях тетивы развальцовкой. Третье колено имеет 11 ступеней.

Трехколенные выдвижные лестницы испытывают на прочность тетив и ступеней 1 раз в 6 мес. следующим образом. Лестницу выдвигают на полную длину и устанавливают к стене под углом 75°. В середине каждого колена на обе тетивы подвешивают груз массой до 100 кг, затем на второе колено подвешивают посередине на обе тетивы груз массой 200 кг. Прочность ступеней и мест крепления их с тетивами испытывают, подвешивая груз массой 200 кг, приложенный в середине неусиленной ступеньки нижнего колена. Продолжительность испытания составляет не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заеданий.

Правила эксплуатации лестниц и меры безопасности при работе с ними. Запрещается эксплуатировать неисправные лестницы или не отвечающие условиям безопасности работы с ними. На пожарных автомобилях лестницы должны быть уложены плотно и надежно закреплены. При снятии с машины лестница не должна тереться о твердые (металлические) части кронштейна и подвергаться ударам.

При ежедневном осмотре, при смене караулов проверяют:

лестницы-палки - состояние тетив, наличие шурупов, плотность прилегания наконечников, наделок и планок-башмаков, оковок концов ступеней, плавность хода осей во втулках, отсутствие люфта;

лестницы-штурмовки - состояние тетив, качество запрессовки тросиков в пазы тетив, состояние крепления стяжек и башмаков, ступеней и крюка;

выдвижные лестницы - состояние колен, крепления, механизма выдвижения, останова и качество графитной смазки в пазах.

При установке выдвижных лестниц необходимо следить за тем, чтобы башмаки были поставлены на расстоянии 1,5-2 м от стены. Этому расстоянию соответствует рабочий угол наклона 75-80°.

При выдвигании трехколенной лестницы необходимо:

держать ее за тетивы первого колена, при этом пальцы рук не должны касаться внутренней стороны тетив;

выдвигать ее равномерно, без рывков и не допускать накручивание цепи на руку;

следить за устойчивым положением лестницы. Она должна находиться в равновесии, т.е. не должна иметь боковых наклонов.

Подъем и спуск по выдвижной лестнице допускаются, если:

кулачки валика-останова опираются на ступеньку колена лестницы;

лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается за тетивы первого колена пожарным.

При работе на ручных лестницах со стволом, с ломом или другим инструментом пожарный должен закрепиться карабином за ступеньку лестницы. После работы лестница должна быть тщательно осмотрена и промазана (это уменьшает трение и облегчает скольжение шипов в пазах).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх