Санитарно-защитная зона: этапы разработки и требования СанПиН к СЗЗ. Установление санитарно-защитной зоны: от разработки проекта к нанесению красных линий на карту Кратность контроля на границе сзз

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) устанавливаются для предприятий I, II, III классов опасности и неклассифицированных объектов. Для предприятий IV и V классов опасности разработка проекта СЗЗ не требуется.

В Письме Роспотребнадзора от 22.07.2016 г. N 09-15453-16-16 "О контроле загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с изменениями N 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" разъяснено, что производственный контроль нормативов на границе СЗЗ включает в себя:

  • натурные инструментальные исследования атмосферного воздуха,
  • измерения уровней физического воздействия на атмосферный воздух,
  • данные производственного контроля.

План производственного контроля утверждает руководитель предприятия.

План-график проведения замеров, перечень веществ, периодичность исследований, условия проведения натурных измерений при производственном контроле на границе СЗЗ устанавливает территориальный орган Роспотребнадзора.

Контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", а также РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы".

Лаборатория «АЛЭМ» аккредитована, в том числе, на проведение натурных исследований атмосферного воздуха по широкому спектру веществ, физических факторов. Наши специалисты помогут грамотно провести процедуру установления окончательных размеров СЗЗ для Вашего предприятия.

Кроме того, Вы можете заказать у нас отчет по инвентаризации источников выбросов и разработку тома ПДВ .

Для определения стоимости исследований, пожалуйста, направьте нам по электронной почте заявку в произвольной форме с указанием перечня веществ, количества источников выбросов и периодичность проведения испытаний. Данную информацию Вы можете найти в документе «План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах)», который входит в состав утвержденного тома ПДВ.

Если у Вас возникнут вопросы, мы постараемся Вам помочь. Все наши специалисты имеют профильное образование, профессиональный опыт и необходимые допуски для проведения работ.

Перечень документов для разработки проекта СЗЗ

1. Реквизиты предприятия
2. Сведения о наличии/отсутствии арендаторов
3. Ситуационная карта-схема расположения предприятия с указанием санитарно-защитной зоны, выданная Управлением информационного обеспечения градостроительной деятельности (УИОГД) Комитета по градостроительству и архитектуре.
4. Карта-схема предприятия
5. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
6. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ).
7. Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования. Схема систем вентиляции с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки.
8. Технические характеристики котлов (при наличии котельной).
9. Данные по автотранспорту предприятия и автотранспорту сторонних организаций, въезжающему на территорию предприятия (количество и тип автотранспортных средств, количество и вместимость автостоянок, количество въездов/выездов автотранспорта).
10. Фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферу для района расположения предприятия (по данным ГУ «Санкт-Петербургский ЦГСМ-Р»).
11. Метеорологические характеристики района расположения предприятия (по данным ГУ «Санкт-Петербургский ЦГСМ-Р»).
12. Письмо о координатах привязки, выданное ФГУ «ЦЛАТИ по СЗ ФО»

Согласно п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест» инструментальные замеры в контрольных точках на границе санитарно-защитной зоны, по договору с предприятием должна выполнять специализированная аккредитованная организация.

На границе санитарно-защитной зоны исследования рекомендуется проводить в 2-х точках с учётом направления ветра (точки обозначены на карте-схеме в приложении 2), сезонов года и в одной точке на границе ближайшего жилья. В дни снегопадов и обильных осадков исследования проводить не рекомендуется, ввиду неточности снятых результатов. Установлено, что в год необходимо проводить 50 проб в год (РД-52.04.186-89 – Руководство по контрою загрязнения атмосферы).

В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне ООО «Эко Лэнд» будут приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.

Контроль осуществляется специальной организацией, для каждого загрязняющего вещества установлена своя периодичность, и свой метод контроля. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.

Для измерения концентрации загрязняющих веществ на границе сан зоны отбирается ряд проб атмосферного воздуха, при помощи Аспиратора для отбора проб воздуха ТУ 64-1-862-77. Прибор состоит из электродвигателя, небольшого воздушного насоса (побудитель расхода) и нескольких ротаметров (индикаторы расхода).

В среднем отбор проб на основные загрязняющие вещества в контрольных точках осуществляется ежеквартально и разово, исследование концентрации производится в лабораторных условиях методом газовой хроматографии.

Для получения наиболее точного представления о состоянии атмосферного воздуха возможно установление стационарных постов наблюдения с газоанализаторами на диоксид серы оксиды азота, углерода в контрольных точках на границе СЗЗ, которые будут автоматически отбирать пробы несколько раз в сутки, более частый отбор проб необходим при неблагоприятных метеорологических условиях.

заключение

Основным видом воздействия проектируемого полигона на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ в период эксплуатации.

При нормальном технологическом режиме работы полигона загрязнение атмосферы происходит за счет выбросов загрязняющих веществ от организованных и неорганизованных источников выбросов. В основу системы контроля положено измерение расходов, определение концентраций вредных веществ в выбросах, установление по этим данным массы выбрасываемого вещества и сопоставление последнего показателя с утвержденными нормативами ПДВ на источниках.

Помимо воздействия на воздушную среду, полигон ТБО оказывает влияние на почвенный покров и водную среду. Для предотвращения загрязнения подземных вод предусматриваются следующие мероприятия: устройство водонепроницаемого «экрана» в основании полигона из геомембраны с защитным слоем из суглинка, поверх защитного слоя для отвода фильтрата укладывается дренажный слой из щебня; устройство наблюдательных дренируемых колодцев для наблюдения за динамикой накопления фильтрата; устройство водоупорного экрана, исключающего выход фильтрата и попадание его в нагорную канаву; устройство контрольно-дезинфицирующей железобетонной ванны для обмыва колес мусоровозов.

Качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов. Организован радиометрический контроль, каждого мусоровоза.

Вам нужен проект СЗЗ? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы

Скидка 5% при договоре до конца месяца

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санзона предприятия устанавливается на основании требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015):

Штраф за отсутствие Санитарно-защитной зоны СЗЗ

За несоответствие государственным стандартам предприятия могу понести убытки (штрафы до 100 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток) за вредное воздействие на прилегающие жилые массивы.

Размеры санитарно-защитных зон

Раздел 4 СанПиН СЗЗ классифицирует предприятия и пром.объекты по видам деятельности , которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, географии и классности предприятия.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий. Вот примерные размеры санитарной зоны в зависимости от класса опасности пром-объектов и производств:

Проект СЗЗ обязаны разработать предприятия, которые относятся к первым трем классам . К 1-3 классам опасности также относят промышленных изготовителей, имеющих источники вредных выбросов в атмосферный воздух, но для них нормативами не предусмотрена разработка СЗЗ.

Если на предприятии замкнутый цикл производства, и вредные выбросы в атмосферу отсутствуют, то размер СЗЗ вычисляется с учётом возможных аварий.

Бывает, что ветер дует с предприятия в сторону селитебной (жилой) застройки. Это может служить сигналом госорганам: этому предприятию нужно увеличить радиус зоны СЗЗ.

Этапы работы и трудности практической разработки проекта СЗЗ в 2018 году

Приводим нашу декабрьскую (2017) статью из журнала “Экология производства”:

Санитарно-защитная зона – ключевое понятие для вредных производств

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) - территории ограниченного использования, которые располагаются вдоль границ промышленных производств.

Санитарные зоны создаются с целью обезопасить среду пребывания человека от вредоносных отходов, шумов и выбросов в воздух.

Наличие СЗЗ выгодно для вредного предприятия, т.к. позволяет вести производственную деятельность/ эксплуатацию опасных объектов в штатном режиме, без излишних расходов на шумоподавители, воздухоочистители и т.д.

Раздел СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 про санитарно защитные зоны

СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет размеры санитарной зоны по количеству вреда, наносимого окружающей среде, а также служит руководством для разработки проекта СЗЗ при проектировании указанной зоны.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Кому требуется санитарная зона предприятия

Установление границ санитарно-защитной зоны требуется для строящихся или реконструируемых предприятий:

  • Юр. и физлицами, которые размещают, проектируют, строят и используют промышленные объекты с повышенным классом опасности
  • Для проекта обоснования сокращения СЗЗ (если территория включает непромышленные объекты)

Для действующих предприятий IV и V класса СЗЗ не требуется согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Довольно часто при проверке предприятий инспекторами Роспотребнадзора предъявляется избыточное требование об установлении границ СЗЗ для действующих объектов, мотивируя это тем, что в Федеральном законе N 96-ФЗ не сказано , что СЗЗ необходима только на этапе строительства/реконструкции.

Кроме того, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. № 01/16400-0-32 также указывало на необходимость разработки проекта СЗЗ и установления СЗЗ для действующих объектов в ряде случаев.

Однако по этому вопросу существует новое разъяснение Главного государственного санитарного врача РФ – письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», которое отменяет действие предыдущих разъяснений.

Объекты, которым требуется СЗЗ:

  • фермы
  • водопроводы
  • водозаборы
  • карьеры
  • свалки (полигоны)

Санитарная классификация предприятий и объектов

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя II I класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

Примеры предприятий промышленности по классам опасности

Проект (сокращения) санитарно защитной зоны

Проект СЗЗ нужен, чтобы спроектировать и разметить границы санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

  1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
  2. Служит аргументом инспектирующим службам, при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
  3. Избавление от штрафа до 100 000 рублей (статья 6.3 КоАП) и приостановки деятельности предприятия на 90 суток при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

Проект сокращения санитарно-защитной зоны

Если в границы проектируемой санитарной зоны входят непроизводственные объекты (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуется .

Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки, сокращение СЗЗ является единственным выходом.

Сократить радиус санитарной зоны возможно, если принимаются подобные меры:

  • Снижение объемов вредных выбросов и сбросов
  • Совершенствование технологической цепочки предприятия
  • Создание очистных сооружений на территории предприятия

Объекты, запрещенные к размещению в установленных СЗЗ:

  • жилые застройки
  • ландшафтные зоны
  • зоны курортов, пансионатов
  • территории садоводческих организаций
  • коттеджи
  • дачные индивидуальные и коллективные участки
  • спортивные сооружения
  • детские игровые площадки
  • детские учреждения
  • лечебно-профилактические учреждения, больницы

Этапы разработки проекта СЗЗ

1. Сбор сведений о выбросах ВВ

Первый этап разработки СЗЗ – сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ на данном объекте и об источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г. Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для разработки действующего тома , если с момента его разработки не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно ОНД-86 (с 1 января 2018 г. действует новый документ – Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе) на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной СЗЗ.

В проекте расчетной СЗЗ размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДВ и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере СЗЗ не превышают нормативных размеров.

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

На сегодняшний день нет утверждённого в установленном порядке методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Многие разработчики все еще используют Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, Москва, 1998, однако данный документ потерял статус действующего в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 25.11.2003 N 991-ПП “Об утверждении Порядка подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве”, которое в свою очередь утратило силу с 23 ноября 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 23.11.2012 N 665-ПП “О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы”.

На практике сейчас разработка тома СЗЗ несколько упростилась, и в некоторых регионах для получения положительной экспертизы и СЭЗ достаточно разделов расчета рассеивания выбросов ЗВ и раздела учета воздействия физических факторов. Однако в других регионах все еще требуют включать раздел расчета образования отходов, разработку мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования, планировочную организацию санитарно-защитной зоны и т.д.

Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ.

В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, ориентировочный и расчетный варианты границ СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

С недавнего времени в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Роспотребнадзором было опубликовано письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон»:


Таким образом, теперь для разработки проекта предприятию необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку, в которой содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек, с помощью которых можно привязать карту предприятия к городской системе координат. Напомним, что ранее такие карты чаще всего привязывались к местной (локальной, заводской) системе координат, то есть к координатной сетке с произвольным началом координат. Этот новый подход позволяет после утверждения границ СЗЗ проинформировать Росреестр о расположении границ для внесения данных в генеральный план населённого пункта. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку СЗЗ жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. Сейчас такая практика повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

В случае необходимости снижения воздействия предприятия на окружающую среду в проект вносятся рекомендуемые мероприятия: приобретение и установка газоочистного оборудования, перепланировка производственной территории, реконструкция дымовых труб, установка шумозащитных экранов и т.д.

2. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

Когда проект расчетной СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе.

Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения предельно допустимых концентрации и уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. На данном этапе наблюдается очередной пробел в законодательстве.

В некоторых регионах сразу после получения экспертного заключения проект СЗЗ направляется в территориальное отделение Роспотребнадора для получения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ), в других регионах СЭЗ выдается только после проведения натурных замеров и разработки проекта окончательной СЗЗ.

При этом в Роспотребнадзоре проект могут подвергнуть новой «экспертизе» и аннулировать действие экспертного заключения. В иных регионах СЭЗ выдается при наличии экспертного заключения безо всяких проволочек.

3. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект расчетной СЗЗ) необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта по выбранным ингредиентам в контрольных точках аттестованной аккредитованной лабораторией с помощью утверждённых методик на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ (ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для I-II/III-V классов предприятий). Письмом № 01/9550-12-32 рекомендовано распределять измерения в течение года посезонно, однако согласно письму Роспотребнадзора от 12.08.2016 N 01/10943-16-31 фактор сезонности при осуществлении систематических лабораторных наблюдений санитарным законодательством не регулируется.

30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ не могут быть выдержаны, так как предприятия располагаются в черте населенных пунктов и окружены различными объектами, в том числе жилыми домами.

Таким образом, если размер СЗЗ относительно ориентировочного нужно сократить, то проводится серия натурных исследований и измерений. Если же нет, то для установления окончательной СЗЗ в границах ориентировочной СЗЗ после разработки проекта расчетной СЗЗ можно ограничиться замерами в рамках производственного экологического контроля на предприятии согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

После проведения натурных исследований и измерений все материалы по СЗЗ вновь собираются и направляются на следующий этап.

4. Получение СЭЗ на проект окончательной (установленной) СЗЗ

Как мы сказали ранее, СЭЗ на проект расчетной СЗЗ могут выдавать, а могут и нет. Так или иначе, после измерений и исследований по программе наблюдений проект расчетной СЗЗ перерабатывается в проект окончательной (установленной) СЗЗ и вместе с результатами натурных исследований и измерений вновь подается на рассмотрение в Роспотребнадзор.

При условии соответствия санитарно-гигиеническим нормам на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. После получения СЭЗ размер СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ для объектов I и II классов) или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV и V классов при необходимости).

5. Внесение сведений о границах СЗЗ на генеральный план и в правила землепользования и застройки

Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах СЗЗ в муниципальные органы власти.

В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах СЗЗ, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре не низкое качество окружающей седы, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

В итоге на практике предприятиям приходилось выбирать:

  1. расселить за свой счет недовольных жильцов за пределы своей СЗЗ,
  2. уменьшить интенсивность воздействия за счет природоохранных мероприятий и сократить размер СЗЗ до вновь построенных объектов, либо
  3. просто перенести свое производство на другое место.

Все три варианта экономически крайне невыгодны, при том, что на самом предприятии никакой вины нет, так же как и на чиновниках муниципалитета, которые просто не имели сведений о наличии на данном земельном участке СЗЗ.

Чтобы пресечь такую практику, были проведены изменения в федеральном законодательстве, а именно изданы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 71 «О направлении сведений в ГКН»;

Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Земельный кодекс РФ.

Кроме того, письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 и письмо от 30 мая 2016 года № 01/6719-16-32 расставили точки над «i», и теперь данные о расположении СЗЗ, ее границах, координатах узловых точек границ СЗЗ и самого предприятия передаются Роспотребнадзором в орган кадастрового учета, который вносит соответствующие изменения в правила землепользования.

6. Зонирование СЗЗ, режим территории СЗЗ

После установления границ территории СЗЗ предприятие должно определённым образом ее обустроить и поддерживать в надлежащем порядке. Для этих целей разрабатывается план организации территории СЗЗ. В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ.

Согласно требованиям раздела, в границах СЗЗ запрещено размещать жилую застройку и иные нормируемые территории, объекты других отраслей промышленности, объекты по производству лекарств, объекты пищевой промышленности, водопроводные сооружения.

Допускается размещать нежилые помещения для дежурного персонала предприятия, здания управления, конструкторские бюро, поликлиники и гостиницы, объекты торговли, объекты коммуникаций, АЗС и СТО и т.д. СЗЗ – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

Организация СЗЗ включает мероприятия по благоустройству СЗЗ, ее озеленению и предложения по функциональному, строительному, ландшафтному зонированию и планировке территории. При этом устанавливаются типы и конструкции зеленой зоны, выбираются породы деревьев, кустарников и трав, например, согласно ассортименту из Приложения 5 к Рекомендациям.

Существующие в границах СЗЗ зеленые зоны максимально сохраняются. Если территория не пригодна для озеленения, проводится ее инженерно-техническая подготовка. В границах СЗЗ могут проектироваться дороги и пешеходные дорожки. За зеленой зоной необходим уход и полив, для чего планируется поливочная система.

При проектировании зеленых насаждений используются растения, эффективные в санитарном отношении и устойчивые к загрязнению атмосферы и почвы. Посадки планируются в виде плотной структуры изолирующего типа для создания преграды воздуху и частичного поглощения и осаждения вредных веществ, либо ажурной структуры-фильтра.

На планировочном плане территории показываются границы расчетных зон воздействия, все существующие здания и сооружения, указывается градостроительное зонирование территории и т.д. Для цели озеленения составляется дендроплан с существующими зелеными насаждениями и планируемыми посадками. В сметах учитываются все затраты на строительные работы и озеленение, а также затраты на расселение жилых домов с территории СЗЗ при необходимости. Объекты и элементы, которые допускается размещать на территории СЗЗ, приводятся в Приложении 4 к Рекомендациям.

  • Припромышленное защитное озеленение;
  • Приселитебное защитное озеленение;
  • Планировочное использование, которое включает подзоны: призаводская, подзона промышленного озеленения, подзона санитарных ограничений планировочного использования, подзона сопутствующих предприятий, подзона коммунальных объектов, подзона приселитебного озеленения и общественного центра.

Для планировки озеленения используются рекомендации из Руководства по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий, Москва Стройиздат 1984. Для свободного прохождения воздуха в СЗЗ организуются коридоры проветривания в направлении господствующих ветров. Это могут быть существующие трассы, железные дороги, водоемы.

В дальнейшем на территории СЗЗ проводится контроль за основными параметрами окружающей среды: уровнем загрязнения атмосферного воздуха, уровнем шума, качеством воды в водных объектах, загрязнением почв и т.д. в рамках производственного контроля. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

Вашему предприятию необходимо проводить лабораторные исследования атмосферного воздуха. В плане-графике проведения необходимых замеров в рамках проекта СЗЗ, должна содержаться информация о точках, в которых необходимо проводить исследования, о наименовании контролируемых веществ и о периодичности исследований. На его основании на предприятии составляется график производственного контроля, в котором указывается периодичность проведения таких замеров.

Основным нормативно-методическим документом, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации СЗЗ, является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В соответствии с п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.

Пунктами 2.5-2.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и
выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" установлено следующее:

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие Санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

Согласно п.п."б" п.2.4 СП 1.1.1058-01, производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных СП 1.1.1058-01 и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.
Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний (п.6.2 СП 1.1.1058-01).

Натурные измерения не проводятся (п.п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):
- при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся;

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий;

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий

установить закладку

установить закладку

Материал актуален на 04.08.2014

Санитарно-защитная зона (СЗЗ)

Санитарно-защитная зона - это специально выделенная территория, отделяющая здания и сооружения производственного предприятия, технологические процессы которого оказывают воздействие на здоровье и среду обитания человека, от жилых застроек. Она создается для защиты людей от вредных производственных факторов, таких как пыль, шум, вредные выбросы, промышленные загрязнения.

Получение разрешения на размещение предприятий зависит от полноты обоснования уровня воздействия технологических процессов на окружающую среду. Таким обоснованием является проект санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны особенно актуальна сейчас, т.к. в данный момент наблюдается дефицит свободных земель, которые пригодны для строительства жилого фонда в городских пределах.

За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности.

В главе содержится информация о разработке проекта, об установлении и изменении размера санитарно-защитной зоны, учете физических факторов при установлении размера и лабораторном контроле на границе санитарно-защитной зоны.

Справка поможет вам найти ответы на вопросы, касающиеся организации санитарно-защитной зоны, не обращаясь к многочисленным законодательным актам, что сэкономит ваше время при поиске информации и позволит вам минимизировать штрафные санкции.

Штраф!

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в п.2 ст.88 Земельного кодекса РФ , определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией (ст.88 Земельного кодекса РФ).

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Санитарные разрывы - расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Санитарные разрывы устанавливаются:

  • для автомагистралей,
  • для линий железнодорожного транспорта,
  • для метрополитена,
  • для гаражей и автостоянок,
  • вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов.

Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в Приложениях № 1 - к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м (пп.2.6 - 2.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Цель организации СЗЗ

Целью установления СЗЗ является отделение предприятий, групп предприятий, их отдельных зданий и сооружений, которые являются источником негативного воздействия на окружающую среду, от жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные зоны (гл.15 Земельного кодекса РФ).

СЗЗ устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов и озеленения территорий.

Какие предприятия не должны разрабатывать проекты СЗЗ?

С одной стороны, новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие промышленные объекты . С другой стороны, если проанализировать законодательство РФ по данному вопросу, им определено обязательное наличие СЗЗ у предприятий в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения.

Санитарно-защитная зона - обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека .

Если предприятие относится к IV-V классам опасности и определен ориентировочный , то проект СЗЗ разрабатывать не нужно.

При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается , натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий ().

Таким образом, проект СЗЗ не разрабатывается в случаях, если:

  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны;
  • предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
  • это микропредприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.

Санитарная классификация предприятий

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с гл.VII и Приложениями № 1 - к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

  • промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
  • промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
  • промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
  • промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;
  • промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

Для промышленных объектов и производств, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрены ориентировочные санитарно-защитные зоны в соответствии с классификацией промышленных объектов и производств:

  • химические объекты и производства;
  • металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства;
  • добыча руд и нерудных ископаемых;
  • строительная промышленность;
  • обработка древесины;
  • текстильные промышленные объекты и производства легкой промышленности;
  • обработка животных продуктов;
  • промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ;
  • микробиологическая промышленность;
  • производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива;
  • объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства;
  • сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг;
  • канализационные очистные сооружения;
  • склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции.

Проект санитарно-защитной зоны

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены (п.3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • размер и границы санитарно-защитной зоны;
  • мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
  • функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Проект может разрабатываться совместно или после разработки проекта ПДВ на предприятии, т. к. в проекте СЗЗ используются все расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Проект санитарно-защитной зоны, как правило, включает в себя следующие основные разделы:

Часть 1 "Обоснование размера санитарно-защитной зоны"

Введение

1. Общая характеристика промплощадки.

2. Влияние на окружающую среду хозяйственной деятельности действующих объектов.

2.1 Влияние производственной деятельности на атмосферный воздух населенных мест.

2.2 Влияние на окружающую среду звуковых колебаний.

2.3 Влияние производственной деятельности на поверхностные и подземные воды.

3. Обоснование размера санитарно-защитной зоны промплощадки.

3.1 Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

3.2 Уточнение размеров санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и фактического химического загрязнения атмосферного воздуха в жилой застройке (расчетная СЗЗ).

3.3 Уточнение размера санитарно-защитной зоны по шумовым характеристикам (окончательная СЗЗ).

4. Организация производственного контроля.

4.1 Общие положения.

4.2 Производственный контроль.

Часть 2 "Мероприятия по организации и благоустройству санитарно-защитной зоны"

5. Архитектурно-планировочные решения санитарно-защитной зоны.

5.1 Планировочные решения.

5.2 Освещение территории промплощадки и санитарно-защитной зоны, связь и сигнализация.

5.3 Озеленение санитарно-защитной зоны.

5.4 Функциональное зонирование санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

6. Выводы.

7. Чертежи:

  • Организация санитарно-защитной зоны промплощадки предприятия. Карта-схема границ СЗЗ предприятия.
  • Близлежащие объекты. Жилая застройка.
  • Организация санитарно-защитной зоны промплощадки предприятия. Схема озеленения. Контрольные точки.

8. Смета по озеленению санитарно-защитной зоны.

9. Приложения (копии документов).

Краткая характеристика разделов проекта

Часть 1 проекта состоит из "Введения", в котором указывается цель составления данного проекта: обосновать размер СЗЗ предприятия в соответствии с нормативными документами, подтвердить размер СЗЗ расчетами и натурными исследованиями.

В проекте дается краткая характеристика предприятия, его месторасположение, организационная структура.

Наиболее важным моментом является определение границ площадки предприятия, относительно которых и будет рассчитана СЗЗ (СЗЗ может быть рассчитана от границы предприятия по кадастровому плану, либо непосредственно от источников выбросов загрязняющих веществ).

Предприятие должно иметь документы, подтверждающее собственность или иное законное основание на земельный участок и объекты, находящиеся на этой территории.

Определяются климат района и его основные метеорологические характеристики, а также фоновые концентрации загрязняющих веществ в районе расположения предприятия с учетом его вклада в загрязнение атмосферы.

Характеристика технологических процессов предприятия дает представление об используемом оборудовании на предприятии и основных загрязняющих веществах.

В разделе "Влияние на окружающую среду хозяйственной деятельности действующих объектов" определяется характер воздействия предприятия на атмосферу (в большей степени), гидросферу, почву.

Расчет загрязнения атмосферы выбросами предприятия выполняется на основании формул "Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий". По результатам расчетов предлагаются нормативы ПДВ для каждого источника по каждому веществу и всего предприятия в целом.

Одним из основных факторов воздействия на окружающую среду, определяющих величину санитарно-защитной зоны, является производственный шум.

Шумовые или вибрационные воздействия предприятия могут рассматриваться как энергетическое загрязнение окружающей среды, в частности атмосферы. Основным отличием шумовых воздействий от выбросов загрязняющих веществ является влияние на окружающую среду звуковых колебаний, передаваемых через воздух или твердые тела (поверхность земли).

Источниками шума на промышленных объектах являются здания с установленным в них шумным технологическим оборудованием, всасывающие и выхлопные отверстия энергетических установок, шумное оборудование, установленное на открытых площадках, вентиляционные установки и т.п.

Производится расчет уровней звукового давления.

Обоснование размера осуществляется в определенном порядке.

Производится уточнение размеров СЗЗ с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и фактического химического загрязнения атмосферного воздуха в жилой застройке, а также уточнение размера СЗЗ промплощадки по шумовым характеристикам. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.

В качестве графического материала к проекту выступает ситуационный план территории предприятия с нанесением жилой застройки, утвержденный отделом архитектуры. При отсутствии каких-либо объектов к ситуационному плану могут быть приложены справки, подтверждающие этот факт.

Граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На чертеже показывают границы предприятия, окончательный размер СЗЗ, границы жилья. Отмечают контрольные точки замеров атмосферы и уровня физического воздействия. Наносят обозначения существующего озеленения и планируемое расположение зеленых насаждений.

Мероприятия по организации и благоустройству СЗЗ

В составе проекта по обоснованию размера СЗЗ разрабатываются мероприятия по организации и благоустройству СЗЗ. В этом разделе решаются следующие вопросы:

  • уточняются намеченные функциональное, строительное, ландшафтное зонирование и планировка территории с учетом проектных планировочных разработок, предшествовавших выполнению проекта (проекта детальной планировки промышленного узла, промышленного района и других проектов планировки);
  • в том случае, если в расчетные границы СЗЗ попадает жилье, то разрабатываются мероприятия по функциональному зонированию и режимам использования, не противоречащие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Федеральному закону от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ ;
  • устанавливаются типы и конструкции посадок, подбирается ассортимент деревьев, кустарников, цветочных растений и газонных трав, разрабатывается агротехника работ по озеленению и уходу за насаждениями в первый год после посадки, определяются объем работ и потребность в материалах для озеленения;
  • разрабатываются мероприятия по максимальному сохранению и эффективному использованию в защитных целях существующих зеленых насаждений с определением объема работ по их реконструкции;
  • предусматриваются мероприятия по инженерной подготовке озеленяемых территорий, не пригодных для озеленения в их естественном виде. Инженерная подготовка выполняется с максимальным сохранением существующего рельефа;
  • на отдельных участках зеленых насаждений, если это необходимо, проектируются эксплуатационные дороги, а на участках, предназначенных для транзитного движения населения - пешеходные дороги и электроосвещение;
  • решается организация полива зеленых насаждений, определяются нормы, методы и способы орошения; в зависимости от выбранного способа орошения разрабатывается проект открытой или закрытой поливочной сети, определяются объем работ и потребность в материалах и оборудовании для полива, а также количество поливомоечных машин для полива насаждений на участках, где не предусматривается строительство поливочной сети;
  • определяются штаты производственного персонала по уходу за насаждениями, потребность в машинах и механизмах для ухода;
  • решаются вопросы организации озеленительных работ;
  • определяется стоимость озеленения;
  • составляется пояснительная записка, в которой кратко излагается содержание проекта ("Рекомендации по разработке санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий").

Разработку проекта озеленения и благоустройства СЗЗ необходимо выполнять в соответствии со следующими документами:

10. "Агрохимия", под редакцией акад. ВАСХНИЛ Б.А. Ягодина, 1989 г. Агропромиздат, Москва.

При составлении проекта благоустройства предприятию необходимо разработать план мероприятий по благоустройству и озеленению территории СЗЗ; его должно утвердить руководство. План должен содержать:

1. Наименование мероприятия.

2. Планируемое время выполнения мероприятия.

3. Перечень исполнителей мероприятия.

4. Стоимость его проведения.

В план мероприятий необходимо включить посадку зеленых насаждений, организацию территории предприятия, расселение жилой зоны, попадающей в СЗЗ предприятия, постоянный контроль за состоянием атмосферного воздуха, почвы, уровнем физического воздействия в СЗЗ и на ее границе.

  • расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);
  • установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

От границы территории промплощадки:

  • от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
  • в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;
  • при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов:

  • при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

Внимание!

В случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий I-II классов опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения (п.3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Установление размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании (п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;
  • экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
  • оценки риска здоровью населения.

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании (п.4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Если при рассмотрении проекта СЗЗ промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем (п.4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Размер санитарно-защитной зоны для научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и других объектов, имеющих в своем составе мастерские, производственные, полупроизводственные и экспериментальные установки , устанавливается в каждом конкретном случае с учетом результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, а также натурных исследований качества атмосферного воздуха, измерений уровней физического воздействия (п.4.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом , размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае (п.4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • Главным государственным санитарным врачом РФ, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности;
  • Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем - в остальных случаях.

Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения (п.2.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) .

Учет физических факторов при установлении СЗЗ

В прежней редакции СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 возможность разработки индивидуального проекта СЗЗ для предприятия в составе группы предприятий (промузла) вообще не предусматривалась. Согласно новой редакции (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта .

Таким образом, у предприятия есть выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта единой СЗЗ. Нормативными актами не установлены условия или ограничения для реализации данного права.

В связи с такой ситуацией руководители органов Роспотребнадзора могут иметь собственную точку зрения в пользу того или иного варианта.

Преимуществом разработки единой СЗЗ является то, что СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрена процедура установления единой СЗЗ, соответственно у органов Роспотребнадзора отсутствуют основания для несогласования проекта единой СЗЗ при условии ее надлежащей разработки.

Изменение размера СЗЗ

Размер СЗЗ для действующих объектов может быть изменен (п.2.10 , подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля).

Размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при (п.п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее

30 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;

  • подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
  • уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств, и связанным с этим изменением класса опасности;
  • внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

Размер СЗЗ для проектируемых и действующих промышленных объектов и производств может быть увеличен по сравнению с классификацией, полученной расчетным путем и/или по результатам натурных наблюдений и измерений (п.п.4.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • для предприятий I и II классов опасности Главным государственным санитарным врачом РФ;
  • для предприятий III, IV, V классов опасности по результатам натурных наблюдений и измерений Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

Режим территории санитарно-защитной зоны

Режим территории санитарно-защитной зоны определен гл.V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

В санитарно-защитной зоне промышленного объекта или производства не допускается размещать:

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома;
  • ландшафтно-рекреационные зоны;
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха;
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания;
  • спортивные сооружения;
  • детские площадки;
  • образовательные и детские учреждения;
  • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования;
  • объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм;
  • склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий;
  • объекты пищевых отраслей промышленности;
  • оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны:

  • нежилые помещения для дежурного аварийного персонала;
  • помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель);
  • здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения;
  • научно-исследовательские лаборатории;
  • поликлиники;
  • спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа;
  • бани;
  • прачечные;
  • объекты торговли и общественного питания;
  • мотели, гостиницы;
  • гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта;
  • пожарные депо;
  • местные и транзитные коммуникации;
  • ЛЭП, электроподстанции;
  • нефте- и газопроводы;
  • артезианские скважины для технического водоснабжения;
  • водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды;
  • канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения;
  • автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

Ограничение прав на землю в СЗЗ

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

В отношении момента вступления в силу ограничений использования земельных участков в связи с установлением санитарно-защитных зон в ст. 56 Земельный кодекс РФ дает разъяснения:

  • ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу;
  • ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ;
  • ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда .

Орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" , в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.

Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках разработки и согласования проектов "Обоснования размера санитарно-защитной зоны" выполняются с целью установления окончательного размера СЗЗ промышленных объектов и производств.

Основная задача натурных исследований заключается в обеспечении контроля за соблюдением установленных гигиенических нормативов в контрольных точках на границе СЗЗ и в зоне нормируемых объектов по величинам выбросов вредных веществ в атмосферу и физического воздействия.

Кто проводит лабораторные исследования на границе СЗЗ

  • государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте;
  • перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб , лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

Случаи, когда натурные измерения на границе СЗЗ не проводятся

Натурные измерения не проводятся в следующих случаях (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной СЗЗ) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся;
  • для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий;
  • для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх