Шаманское видение. Сон и сновидения — взгляд шамана из глубины времён

Что такое сны? Необъяснимая активность мозга? Фильм, который показывают в голове? А могут ли сны быть дверью в другое измерение – реальность, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, открывая путь к неограниченным возможностям? Шаманизм считается древней племенной практикой, и он придает большое значение снам. Шаманы отправляются в мистические путешествия (благодаря снам, галлюциногенным препаратам и трансовым состояниям) – это позволяет им получить доступ к целительной мудрости, разговаривать с мертвыми и узнавать души живых людей. Практика шаманских сновидений сегодня позволяет получить доступ к знаниям через наши сны.


Внимание: информация в данной статье носит исключительно ознакомительный характер.

Шаги

Открытие двери к шаманским сообщениям

    Посетите местный книжный магазин. Найдите книги о шаманских практиках и верованиях. В древние времена шаманы отправлялись в мир духов, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Оказавшись в магазине, откройте свое сердце. Вы уже начали свое шаманское путешествие и это ваша первая задача. Какие знания вы получите?

    • Узнали ли вы что-то неожиданное?
    • Говорили ли вы с кем-то интересным?
    • Заметили ли вы что-то необычное?
    • Если вы увидите этот книжный магазин во сне, то войдите в него во сне.
  1. Ищите доказательства. Шаманы верят в то, что вселенная живая, обладает собственным сознанием, и мы связаны с ней, а все предметы, даже создания и объекты, даже неживые, обладают собственной душой. Начинайте обращать внимание на доказательства всех шаманских верований в реальной жизни. Вам кажется, что у кофемолки есть душа? Или бабочка, залетевшая в дом, напоминает кого-то? Вы чувствуете связь с растением, которое растет у вас в офисе? Обращайте внимание на свои ощущения и чувства связи. Это может стать началом шаманских сновидений.

    • Начинайте день с приветствия окружающих вас предметов и животных.
    • Говорите (мысленно или вслух): "Здравствуй, кофемолка! Спасибо, что сделала мое утро приятнее".
    • По мере того, как вы находите доказательства и начинаете верить в то, что все предметы обладают сознанием, вам будет проще продолжить практики осознанных сновидений.
  2. Научитесь распознавать синхроничность. Почти ничего в этой жизни не является случайностью. Если вы будете уделять внимание синхроничности в реальной жизни, то научитесь понимать сообщения от Вселенной. Если вы часто сталкиваетесь с проявлениями синхроничности, то это значит, вы на верном пути. Синхроничность часто является подсказкой о том, на что следует обращать внимание, или куда следует идти в сне. Вот лишь несколько примеров синхроничности:

    • Видеть человека в разных несвязанных между друг другом местах.
    • Говорить вслух то же самое одновременно с другим человеком.
    • Когда вы испытываете синхроничность, не игнорируйте это ощущение. Остановитесь и уделите этому моменту все свое внимание. Запишите.
    • Обращайте особое внимание на синхроничность на границе между бодрствованием и сном. Например, если вы видели человека в реальной жизни, а затем видите его во сне, постарайтесь поговорить с ним во сне!
  3. Поиграйте в "сумеречной зоне". Начните свое путешествие в практику шаманских сновидений с игры: играйте с состоянием, когда вы находитесь на границе сна и бодрствования. Это состояние называют "сумеречной зоной". Лежа в кровати и приготовившись ко сну, направьте свой ум и воображение на места, подходящие для шаманской деятельности. Вы уже заложили основы для этого!

    • Вспомните книжный магазин. С кем вы разговаривали? Мысленно позовите этих людей и представьте, как эти люди дают вам совет. Представьте себя возле магазина и то, как вы заходите в магазин. Этот книжный магазин может быть входом на верхний уровень.
    • Вспомните все "доказательства", с которыми вы недавно столкнулись. Помните о кофемолке, кажущейся вам живой. Слушайте, как она работает. Можете ли вы услышать какие-то сообщения в этом шуме? Что кофемолка хотела бы сказать вам?
    • Вспомните о синхроничности, обо всех подобных ситуациях, которые случились с вами. Вспомните все в мельчайших подробностях. Вспомните все обстоятельства и свои чувства. Сможете ли вы пережить этот же опыт во сне?
    • Классический подход – представить лестницу. Представьте ее как можно подробнее. Постепенно, по мере погружения в сон, представьте, что вы поднимаетесь по этой лестнице. Так, погружаясь в сон, вы сможете перейти на верхний уровень.
    • Наконец, подумайте, что именно вы хотите узнать. Находясь на границе между сном и бодрствованием и переходя в мир снов, задайте себе вопрос о себе, своем будущем или о своих предках.
  4. Обращайте внимание на символы. Чтобы получить всю мудрость шаманского сновидения, научитесь понимать язык снов. Начните с отслеживания символов: для начала просто записывайте эти символы и обращайте внимание на шаблоны. Существует два типа символов в шаманских сновидениях.

    • Архетипические символы – это изображения, преодолевшие поколения и культуры. Например, это могут быть элементы (вода, воздух, земля и огонь), небесные тела (солнце, луна, звезды) или животные (тигры, медведи, рептилии).
    • Личные символы – это символы, которые чем-то особенны для вас, вашей семьи или вашего жизненного опыта. Вы видели, как вашего деда во сне ударило молнией? Молния является символом силы для вас.
    • Иногда символы могут быть личными и архетипическими одновременно. Божественные силы будут общаться с вами при помощи системы символов, которую вы уже знаете. Вы являетесь последователем какой-то религии? Тогда в ваших снах будут появляться символы этой религии.
  5. Отслеживайте свои сны на трех уровнях. Различают три уровня сновидений или три мира сновидений. Начните отслеживать, на каком уровне сновидений вы находитесь. Вам нравится какой-то определенный уровень? Замечаете ли вы переход с одного уровня на другой?

    • Верхний уровень сновидений связан с интеллектуальными и духовными знаниями. На верхних уровнях сновидений вы можете видеть библиотеки, солнечный свет и ясное небо.
    • Средний уровень сновидений – это тот уровень, на котором проходит большинство снов. Средний уровень крепко связан с миром бодрствования. Этот уровень наименее интересен для шаманов.
    • Нижний уровень (также известный как уровень путешествий) связан с древними знаниями. Нижний уровень сновидений полон природы и животных.
    • Если вы уже знаете, что ваши сновидения чаще всего проходят на определенном уровне, то вы можете поставить себе целью получить определенные знания.

    Практикуйте "пробуждение" во снах

    1. Практикуйте ежедневные проверки реальности. Чтобы использовать шаманскую мудрость из своих сновидений, вы должны "проснуться" (или осознать то, что спите) во время сна. Другими словами, вы должны знать, что спите, но при этом продолжать спать. Одним из самых простых способов добиться этого, будет регулярно спрашивать себя, спите ли вы.

      • Постоянно спрашивая себя, спите вы или нет, вы будете автоматически делать это и во сне.
      • Когда вы будете спрашивать себя об этом во сне, вы поймете, что спите, и тогда вы добьетесь пробуждения во сне, то есть осознанности.
      • Осознанные сновидения являются необходимым шагом на пути к шаманскому сновидению.
    2. Научитесь распознавать знаки в своих снах. Есть несколько признаков того, что вы спите, и некоторые из них свойственны большинству людей. Со временем вы сможете понять, какие именно знаки относятся к вам. Именно эти знаки помогут вам добиться осознанности в сновидениях.

      • Часы, телефоны или другие устройства во снах часто неисправны.
      • Руки во снах часто выглядят странно.
      • Отражение в зеркале может выглядеть странно или иначе, если это сон.
      • В любой момент, сталкиваясь с подобными вещами, спрашивайте себя: "Я сплю или бодрствую?"
    3. Используйте аудио-стимуляцию. Традиционно шаманы использовали игру на барабанах, чтобы перейти в измененное состояние сознания. Вы можете использовать это и слушать бинауральные ритмы во время сна.

    4. Научитесь интерпретировать шаманские символы. Когда вы научитесь "просыпаться" во сне, настанет пора для более глубоких сообщений. Ранее вы уже искали и учились распознавать личные и архетипические символы в своих снах. Пришло время учиться интерпретировать их значение.

      • Например, если вы увидели, как вашего дедушку ударило молнией, то молния может быть важным символом. Если ваш дед вдохновляет вас, то молния может означать вдохновение. Если вас напугала гроза или случившееся, то молния может означать страх или осторожность.
      • Также молния может быть архетипическим символом, ведь она связана с греческими, скандинавскими и индуистскими богами. Молния может символизировать божественное наказание или потерю невинности.
      • Что вы чувствовали, когда увидели во сне молнию? Именно эти чувства помогут вам понять значение этого символа.
      • Обязательно старайтесь интерпретировать символы сразу после пробуждения. Со временем вы научитесь анализировать эти символы даже во время сна.
    5. Определяйте уровень своего сновидения. Помните о трех уровнях сновидений? Когда вы научитесь быть осознанным во сне, учитесь определять, на котором из трех уровней происходит это сновидение.

      • Если вы находитесь на среднем уровне, ищите дверь, какой-то проход или ступени. Если вы найдете какой-то портал, то идите к нему – вероятнее всего вы так попадете на верхний или нижний уровень.
      • Если вы находитесь на верхнем уровне, ищите сообщения о вашей связи с божественным, о вашем стремлении к знаниям или о жизни после смерти. На этом уровне вы часто можете видеть своих предков.
      • Если вы находитесь на нижнем уровне, ищите сообщения о первобытном существовании. На этом уровне вы сможете узнать о своих потребностях и желаниях. На этом уровне вы можете разговаривать с животными или со своими нерожденными детьми.

25 лет нашей жизни проходит внутри сновидения, то есть на 8 часов каждый день мы запираем двери и погружаемся в естественное измененное состояние сознания. Как использовать это время для того, чтобы улучшить свою жизнь и достичь определенных целей? О шаманских практиках и сновидениях рассказывают: Олард Диксон, писатель, путешественник и исследователь шаманизма и культуры северных народов, и Шончалай Ховенмей, потомственная шаманка происходящей из хакасского рода Ах Хасха (Белая Кость) и тувинского рода Бай-Кара

Сейчас много предлагается шаманских практик. Как выбрать для себя практики, которые действительно хорошо работают и не навредят? Как отличить настоящего шамана от шарлатана?

Олард Диксон : В традиционной культуре, в частности, в шаманизме, сохранилось очень много интереснейших, реликтовых практик, которые совершенно спокойно можно использовать в современном мире, адаптировать для современных условий. Это, конечно же, практики осознанного сновидения, при которых спящий точно знает, что он спит и действует согласно этому знанию, это и практики горлового пения Хоомей, и многие другие практики, которые можно использовать в отрыве от традиционной культуры, не меняя свое религиозное мировоззрение. Это просто физиологическая работа с телом. Те практики, взятые из шаманской культуры, которые основаны именно на естественной физиологии человека, подходят для современной жизни.

Как отличить шамана от шарлатана? Это очень сложный вопрос. Это точно так же, как хорошего врача, хирурга например, отличить от плохого. У обеих две руки, две ноги, они вроде бы произносят одинаковые умные фразы, а вот результат будет виден только после операции, хороший это был врач или не очень. В шаманстве, на самом деле точно также. Здесь нет такого понятия как шарлатан, есть просто начинающий человек, который чем-то увлекается и интересуется. Беда состоит в том, что иногда этот начинающий шаман вдруг чувствует себя хирургом, берет в руки скальпель и проводит операции. Тогда возникает проблема. А то, что есть и шаманы, и неошаманы, как сейчас принять называть, — это хорошо.

В чем их особенность шаманских снов? Чем они отличаются от осознанных сновидений?

Шаманские сны — это специфическая часть осознанного подхода к сновидениям. Это культура осознания себя во время сна, которая связана, прежде всего, с осознанием себя наяву. Если человек осознает свои действия наяву, то он будет осознан и во сне. Сам факт обучения осознанным сновидениям, сами практики, основаны на оттачивании осознанности здесь, наяву. Именно они становятся базовыми практиками уже для работы внутри сна. Чем больше здесь осознанности, тем быстрее достигается осознанность внутри сна. Когда достигается осознанность внутри сна, то осознанность здесь, наяву, возрастает и лучше у человека все получается.

Практики шаманящих во сне не отличаются от практик осознанных сновидений, это просто особый подход, другие техники. В теме осознанных сновидениях есть практики тибетской йоги сновидений, есть практики шаманящих во сне, есть и другие. Они отличаются подходом к самому сну. Зачем, скажем, шаман занимается осознанием себя внутри сна, зачем ему нужно это состояние? Для того, чтобы уплотнить реальность сновидений, чтобы она стала такой же плотной, как и явь; для продолжения существования, в том числе и посмертного существования в этих сновиденческих областях; для того, чтобы потом приходить к людям во снах, помогать им, находясь по ту сторону.

Буддийские и индийские техники связаны с пониманием того, что сновидение — это сансара, точно такая же, как и явь. Явь — сансара, и сновидение тоже сансара, а поскольку и то, и другое иллюзорно, то нет смысла в этих иллюзорных областях останавливаться. Поэтому практики осознанных сновидений в буддизме и индуизме применяются как некая ступень к всеобщей, глобальной осознанности, для того чтобы сохранить свою осознанность в момент наступления последнего нашего часа и испытать его как великую возможность.

Как реализовывался навык шаманящих во сне? Предположим, у человека случалось что-то. Он приходил к шаману и говорил, вот несчастье у меня произошло. Шаманящий во сне говорил что, все будет хорошо, через три дня приходи. За эти три дня шаман входил в состояние осознанности внутри сновидения, искал причину возникновения проблемы и устранял ее. Это могло быть и целительство, и поиск отбившихся от стада животных. Так же это могла быть и просто какая-то полоса невезения и неудач, и что-либо еще. Шаман устранял эту проблему внутри сновидения и таким образом из сна воздействовал на явь, исходя из того, что сновидение состоит из того же материала, который мы переживаем: посмотрели, предположим, кино про войну, и нам сновидение соответствующее приснилось с танками и окопами. Другая часть сюжетов сновидения - это не реализованный, но потенциальный материал, то есть тот, который возможно будет реализован, может быть, реализован завтра, послезавтра или так и останется в потенциале. Наш мозг говорит нам при этом, давай отработаем вот этот сложный момент. Человек, который боится лягушек, очень часто внутри сновидения встречается с лягушками, потому что мозг отрабатывает этот иррациональный страх в самых различных ситуациях, смотрит, как телу реагировать в том или ином случае. Основываясь на этих физиологических принципах шаманящие во сне из сновидения меняют реальность яви и таким образом улучшают положение здесь, наяву. Этот подход применим как для лечения органических повреждений, например, вследствие болезни, так и к любой другой проблеме.

Шончалай : Шаманские сны нужны шаманам, которые думают, что они шаманы. Во сне происходит их посвящение, когда духи приходят. Раньше обучение велось один на один: молодой шаман и шаман-наставник. Старший подготавливал молодого к особым вещам, которые иногда происходят во сне, шаманское рассечение, например. Шаманское становление как таковое — это реально сложный процесс, и поэтому шаманские сны — это знание о том, как себя вести внутри сна в сложных случаях.

Олард : Здесь, наяву, мы подчас не можем справиться с собой, а внутри сновидения можем научиться не бояться иррациональных страхов, как лягушек, например. Мы можем справиться с этим один раз внутри сновидения и в результате перестанем бояться наяву. Так же с помощью сновидений можно решать и другие вопросы: преодолевать собственную неуверенность, боязнь потерять работу, деньги. Мы можем внутри сновидения встречаться со своими умершими предками, можем спросить у них что-то, узнать историю рода, и они будут об этом говорить. У каждого происходят эти встречи, но осознанность делает их результативными.

Шончалай : Самое главное, когда мы встретим каких-то родственников по своей линии от начала времен, а мы их встречаем постоянно, попросить дать песню, родовую песню. В родовой песне заключена и вибрация, и интонация рода, и здоровье, и благополучие. Это почти все для нас. Раньше были родовые песни, которые передавались от отца к сыну, по роду они шли. Это даже может быть не песня как таковая, а просто мотив, интонация. Но для чего они давались? Для того, чтобы эта песня, эта вибрация звуков поддерживала в жизни. Когда трудная минута наступает, эту песню пропевают, и что-то меняется в жизни, получается это поддержка от всех предков, представляете, в этой одной песне помощь всех предков. А это очень много, я считаю.

Шаманские сны, это и открытие дара внутри, например, открытие дара горлового пения, как у меня это произошло. Просто понимание того, что ты один раз утром встаешь, открываешь рот и поешь так же, как во сне, это же чудо какое-то! Шаманские сны подготавливают либо к раскрытию дара, либо к встрече с предком, а целительство во сне, это вообще отдельная большая тема, где человек, и это факт, может встретиться со своими внутренними органами и спросить у них, что им надо, что случилось. Это редкая возможность говорить со своим телом внутри сна.

Олард : Сновидения на Земле возникли 100 миллионов лет назад по неизвестной причине и это большой-большой дар как для человека, так и для других живых существ, которые видят сновидения. Не все живые существа их видят - рептилии, рыбы — нет, но из многих только человек может использовать этот дар для продолжения творчества, прежде всего, которое он начинает здесь наяву и продолжает внутри сна. Так Фридрих Кекуле открывает формулу бензола, так Нильс Бор приходит к описанию структура атома, Стивенсон пишет свою историю о докторе Джекиле и мистере Хайде, а Вагнер создает «Тристана и Изольду». Много примеров можно привести.

Шончалай : Опять же, если применить творческий подход ко сну - наши профессии, наши специализации, которыми мы владеем, они же все требуют творческого подхода - мы можем добиться существенных улучшений в своем роде деятельности. Изучение творческого начала во сне — это большие возможности, я считаю.

Олард : В неосознанном сне это тоже бывает, но спонтанно и очень редко. Осознанный сон позволяет запланировать сновидение заранее, лечь спать и реализовать именно ту сюжетную линию, которая необходима сейчас, решить, что нужно проработать вот это, вот это и вот это. Потом, уже ночью, человек достигает состояния осознанности внутри сна и меняет текущий сюжет, те линии сновидения, в которых он оказывается, для того, чтобы воплотить запланированную задачу. Внутри сновидения, находясь уже в новом сюжете и сохраняя полную осознанность, он может скорректировать будущие события наяву. Таким образом, происходит перемоделирование пространства.

Вы можете привести примеры, как лично вам помогли осознанные сновидения?

Олард : Шончалай рассказывала про горловое пение, и я про себя могу тоже рассказать про горловое пение. В конце 90-х годов я создал в Москве Центр тувинского горлового пения Хоомей, пригласил исполнителей из Тувы. До этого у меня долго не получалось петь так, как тувинцы. Все вокруг говорили, что у тувинцев и монголов горло какое-то не такое, а на самом деле не совсем все так оказалось. Горло у нас у всех одинаковое, просто необходима передача, и вот эту передачу я получил внутри сновидения. Мне приснился сон, в котором мне проводили операцию, как шаманы называют, духи, но можно и по-другому называть, лично мне больше нравится термин «существа сна». Проводилась хирургическая операция, при которой мне в горло вставили металлическую трубу. После этого, прямо утром, я запел Хоомей точно так же, как его исполняют тувинцы - исчезло то, что мешало.

Так же я могу сказать о некоторых проблемах чисто медицинского характера, с которыми удалось справиться внутри сновидения без помощи врачей. Во сне можно, например, встретиться со своим сердцем и спросить, что тебе нужно, что тебе не хватает, почему ты такое беспокойное, и оно скажет, что было сделано неправильно, и как это исправить. Вообще, можно делать самые разные дела внутри сновидения. Например, некоторые мои слушатели курса решали во сне проблемы, связанные с судебными разбирательствами или улаживали трудности в семейных отношениях. Это может быть большой-большой спектр задач, потому что каждый сон чему-то учит, ни одного сна бесполезного нет.

Шончалай : Как-то в осознанном сне у меня некая фигура геометрическая была, я ее зарисовала: фигура и внизу штрих-код. Через 2 года ровно, ко мне приходит, вы не поверите что, один в один мое кузунгу - бронзовое зеркало ко мне пришло необычной формы, даже грани такие же. Это бронзовое зеркало — сакральный шаманский предмет, так называемого небесного происхождения.

Олард : В Центральной Азии шаман может проводить обряд без бубна, но никогда без кузунгу. Кузунгу шаман именно обретает, он не может его купить в магазине. Он его обретает или каким-то образом к нему оно приходит, но вначале оно появляется, как правило, во сне. Также к шаману приходят во снах элементы его костюма, ведь шаман не шьет себе костюм просто потому, что захотел. Костюм должен сначала прийти внутри сновидения и потом, после пробуждения, шаман внимательно смотрит по сторонам, ищет его среди привычного окружения. Никакие части костюма не покупаются, они должны уже быть, раз они приснились, в каком-то смысле, все уже есть, остается только собрать элементы. Они где-то должны быть, и вот он видит, ага, старые шторы. Берет старые шторы и кроит из них халат. А вот и старые тряпочки нашлись. Он собирает эти старые тряпочки и плетет из них косицы или жгуты и пришивает к костюму - это змеи-охранительницы будут. Таким образом, костюм создается не выходя из дома - если приснился, значит, он уже есть наяву, но в разобранном виде и его надо просто собрать.

Примеров можно привести просто кучу, потому что, когда мы начинаем заниматься осознанными сновидениями, четкая грань между сном и явью несколько стирается. И то, и другое пространство становится равнозначно важным, не потому, что человек сходит с ума - нет, вовсе нет - просто сновидения приобретают значимость. Человек начинает присматриваться к ним и извлекать важную информацию, которую можно реально применить к чему-то, улучшить жизнь.

Вы второй раз приезжаете в Эстонию. Какие ваши впечатления и ожидания?

Олард : Эстония близка мне, т. к. я по национальности карел, и мы представляем народы одной языковой семьи. Когда-то в Эстонии тоже, безусловно, существовали шаманские практики, тоже были свои шаманы, но, к сожалению, многое было утрачено в течение столетий, как и у карел. Тем не менее, внутри самой Эстонии, внутри самих эстонцев, на мой взгляд, живет тот древний дух и те далекие предки, которые делали те самые шаманские амулеты, которые я видел в одном из эстонских музеев. Это интересно для меня как расширение и знакомство с кругом народов угро-финской группы. По сути, мы один народ с очень древней культурой.

Шончалай : Мне очень понравилось журчание эстонского языка. Он журчит, как ручеек, и такой гладкий, перекатывающийся. У нас в эпосе есть такие слова: текла река, текла, по камням перекатывалась. Именно это перекатывание воды по камням, что-то созвучное в языке с ним я и почувствовала. Оно такое нежное, ласковое, прямо завораживает. Еще я ожидаю встречи с морем, потому что море — это стихия, которая наделяет всех приморских жителей каким-то особым менталитетом, типом мышления, текучестью, плавностью. Мне хочется дать подношение морю, молоком брызнуть в воду, чтобы все было у людей на этом берегу хорошо.

Лилия Мяртмаа, сентябрь 2015

Как мы видели, призвание будущего шамана может быть предрешено - в снах, в экстазе или во время болезни - случайной встречей с полубожественным существом, душой предка, животным или в результате необычного события (поражение молнией, несчастный случай и т. п.). Обычно эта встреча кладет начало "тесной дружбе" между будущим шаманом и "духом", который принял решение о его карьере; на этой "тесной дружбе" мы остановимся ниже. Пока же присмотримся ближе к роли душ предков при отборе будущих шаманов. Как мы видели, души предков часто определенным образом "овладевают" юношей и приступают к его посвящению. Всякое сопротивление бесполезно. Это явление предрешенного выбора широко распространено в арктической и Северной Азии.


После этой первой "одержимости" и следующего после нее посвящения шаман становится приемным сосудом, в который без конца могут входить также и другие духи, которые, однако, всегда являются душами умерших шаманов или других "духов", служивших старым шаманам. Знаменитый якутский шаман Тюспют рассказывал Серошевскому: "Однажды, когда я путешествовал по горах, там, далеко на Севере, я задержался возле кучи хвороста, чтобы приготовить себе еду. Я разжег огонь; а под этой кучей хвороста был похоронен тунгусский шаман. Его дух овладел мною". Именно поэтому во время сеансов Тюспют выговаривал тунгусские слова. Но он принимал также и других духов - русских, монголов и т.д. - и говорил на их языках.


Души умерших играют существенную роль в избрании будущего шамана не только в Сибири. Ниже мы проанализируем их функцию в североамериканском шаманизме. Эскимосы, австралийцы и др., желающие стать знахарями, спят вблизи гробов, и этот обычай наблюдался даже у исторических народов (например, кельтов). В Южной Америке посвящение умершими шаманами - довольно распространенный, хотя и не единственный способ. "Шаманов бороро, принадлежат ли они к классу ароэттаварааре или к классу бари, выбирает душа умершего или дух. В случае ароэттаварааре откровение происходит следующим образом: избранный прогуливается по лесу и вдруг видит птицу, которая садится рядом с ним, ее можно достать рукой, - но сразу исчезает. Стаи попугаев слетаются к нему и исчезают, как по волшебству. Будущий шаман возвращается домой, судорожно подергиваясь и бормоча непонятные слова. Его тело распространяет запах гнили и запах руку. Вдруг от порыва ветра он теряет равновесие и падает, как убитый. В этот момент он стал вместилищем для духа, который говорит его устами, и с этого момента он - шаман".


У апинаев шаманы назначаются душой родственника, который сводит их с духами, а духи уже передают ему шаманские знания и техники. В других племенах шаманами становятся после спонтанного экстатического переживания, например видения планеты Марс и т. п.. У кампов и амахуаков кандидаты получают знания от живого или умершего шамана. "Шаман-неофит конибов Укаяли получает медицинские знания от духа. Чтобы завязать с ним контакт, шаман пьет отвар из табака и курит сколько может в плотно закрытой хижине". Кандидат кашинавов учится в зарослях: души дают ему необходимые магические вещества и внедряют их, кроме того, в его тело. Шаманов яруро обучают боги, хотя собственно технике они учатся у других шаманов. Но способными к практике они считаются только тогда, когда встретят во сне духа. "В племени апапокува-гуарани шаманами становятся только через познание магических песен, которым их обучает во сне умерший родственник". Но, независимо от источника откровения, все шаманы практикуют согласно традиционным нормам племени. "Так они приспосабливаются к правилам и технике, которые можно получить только в школе опытных людей", - утверждает Метро. Это относится и ко всякому другому шаманизму.


Как видим, если душа умершего шамана играет существенную роль в проявлении шаманского призвания, то эта роль сводится к подготовке кандидата к последующим откровениям. Души умерших шаманов сводят его с духами или заносят его на Небо (Сибирь, Алтай, Австралия и др.). Наконец после этого первого экстатического опыта происходит обучение у старых шаманов. У селькнамов спонтанное призвание проявляется в странном состоянии юноши, который поет во сне и т. п. Но подобное состояние можно также вызвать произвольно: речь идет только о том, чтобы увидеть духов. "Видение духов" во сне или наяву является решающим признаком спонтанного или добровольного шаманского призвания, поскольку поддержание отношений с душами умерших означает в некотором смысле самому быть умершим. Именно поэтому в Южной Америке шаман должен умереть, чтобы обрести возможность встретить души шаманов и получить от них уроки, поскольку умершие знают все.


Как мы уже сказали, выбор или посвящение шамана в Южной Америке иногда сохраняет совершенную схему ритуальной смерти и воскрешения. Но смерть может быть внушена и другими средствами: крайнее утомление, пытки, пост, побои и т. п. Когда молодой хиваро решает стать шаманом, он ищет учителя, платит за обучение, а затем ведет чрезвычайно аскетический образ жизни: он целыми днями не притрагивается ни к какой пище, пьет наркотические напитки, особенно табачный сок (который, как известно, играет принципиальную роль в посвящении южноамериканских шаманов). Наконец, дух Пасука появляется перед кандидатом в облике воина. Мастер сразу начинает бить неофита, пока тот не упадет на землю без сознания. Когда он просыпается, у него болит все тело: это служит доказательством того, что им овладел дух; по существу, страдания, интоксикация и побои, вызвавшие потерю сознания, некоторым образом отождествляются с ритуальной смертью.


Из этого следует, что души умерших, независимо от их роли в назначении или посвящении будущих шаманов, не определяют это назначение самим своим присутствием (с проявлениями одержимости или без них), а служат кандидату как средство завязывания контакта с божественными или полубожественными существами (путем экстатических путешествий в Небо, в преисподнюю и т. д.) или дают будущему шаману умение приспосабливаться к священным реалиям, которые доступны только покойникам. Способы получения магических умений через сверхъестественное откровение у австралийских магов были прекрасно показаны Марселем Мосом. Здесь также роль умерших часто смешивается с ролью "чистых духов". Более того, даже когда сам дух умершего непосредственно дает откровение, оно предполагает или обряд умерщвления, после которого наступает возрождение кандидата (см. предыдущую главу), или экстатические путешествия в Небо - тема в высшей степени шаманская, - где дух-предок исполняет роль проводника душ; эта тема самой своей структурой исключает "одержимость". Таким образом, кажется, что принципиальная роль, которую играют умершие в получении шаманских способностей, заключается не в том, чтобы "овладеть" человеком, а в том, чтобы помочь ему преобразиться в "умершего" - одним словом, помочь ему тоже стать "духом".

Мир сновидений интересует всех людей. Почему мы видим сны, и некоторые из них могут предвещать события реальной жизни? У шаманов есть свой ответ на этот вопрос, который в корне отличается от общепринятого. Сонник шаманов — не список толкования определенных образов сновидений, он основан на ином подходе к данному вопросу. Рассмотрим особенности шаманского толкования сновидений.

Шаманы утверждают, что в сновидении мир живых и мир духов соединяются. По мнению шаманов каждое существо может выделять свой дух и соединяться с духами других существ в мире сновидений. Так как мир сновидений отличается от земного мира, то там могут встретиться разные трансформации. Например, человек может выглядеть деревом или животным, а животное может принять образ человека.

Поэтому толкование шаманских сновидений никогда не бывает прямолинейным. Они уверены, что образ животного или растения символизирует человека. А вот образ человека или растения говорит о животном.

Также шаманы верят, что появление образов во сне всегда несет важную информацию. Однако эта информация находится в зашифрованном виде, поэтому обычному человеку растолковать сон не удается — необходима помощь шамана. Игнорировать сообщения в сновидениях нельзя, так как мир духов всегда предупреждает о чем-то важном. Если правильно расшифровывать символические послания, можно дожить до глубокой старости и не болеть.

Как научиться понимать сны

Шаманы всегда используют сновидения, чтобы приоткрыть завесу тайных знаний. Как обычный человек может научиться подобным техникам? Для этого необходимо, прежде всего, изменить мышление — сделать его гибким и податливым.

Сначала вам нужно отправиться в книжный магазин, где продают эзотерические книги. Выберите книгу о шаманах и их путешествиях. Вы можете посетить этот магазин во сне и наяву. В книге вы найдете подробное описание мировоззрения шаманов, сможете прикоснуться к иному восприятию мира.

Духи природы и вещей

Далее вам нужно осознать, что вся вселенная — живой организм. Нет неодушевленных предметов, какими бы неживыми они не казались. Душой и сознанием обладают растения, камни, все предметы и вода. Вам нужно научиться это чувствовать — тогда вы сможете открыть дверь в мир шаманских сновидений.

Однако просто знать — мало. Вы должны ощущать дух окружающих предметов и природы. Начните здороваться со своими вещами, посылать луч любви солнцу и ветру, мысленно разговаривать с животными. Это не обязательно делать в присутствии посторонних людей, ведь ваше изменившееся мировоззрение не каждый может понять и принять.

Символы и знаки

Далее вы должны осознать, что случайностей не бывает. Например, одинаковые мысли не являются случайностью — это проявление иной закономерности. Если вы встретились с человеком в реальной жизни, а потом он пришел к вам в сон — это имеет особый смысл. Вам нужно начать с ним диалог в своем сновидении.

Умейте замечать и различать символы и знаки — это верный путь к шаманским сновидениям.

Далее, символы в сновидениях могут быть как архетипическими, так и личными. Например, религиозная символика относится к символам-архетипам, а карканье вороны — к вашим личным символическим значениям. Личным символом может стать и запах, и музыкальная мелодия. Это то, что понятно только вам и больше никому.

Сумеречная зона

Это не помраченное сознание, а граница между сном и бодрствованием. Состояние сумеречной зоны можно поймать сразу после пробуждения. Это время нужно провести с пользой, например, спланировать удачный день. Сумеречная зона может быть использована и перед отходом ко сну, когда сознание начинает «расплываться».

Перед сном представьте, что вы поднимаетесь по лестнице, ведущей в небо. Так вы сможете попасть в верхний мир во время сна. Но не просто поднимайтесь по лестнице, а с четко поставленным вопросом. Например, вы желаете узнать о своем будущем или о прошлом своих предков. Поднимайтесь по ступенькам и думайте о своем вопросе. Точно также можно и спускаться по лестнице, если желаете попасть в нижний мир.

Три мира сновидений

Итак, шаманы различают 3 мира сновидений и 3 уровня восприятия:

  1. верхний;
  2. средний;
  3. нижний.

Первый уровень всегда связан с духовными проявлениями или знаниями. Обычно человек созерцает небеса, планеты или источник духовного света.

Второй уровень — обычные бытовые сновидения. Это связано с дневными переживаниями человека, которые обрабатываются мозгом. Данные сновидения лишены информативности и ничего не обозначают.

Третий уровень — это уровень шаманских путешествий в нижний мир. Он сопряжен с древними знаниями. В данных сновидениях вы будете видеть природу и животных. На этом уровне можно получить знания и обрести духовного покровителя из мира животных.

Что делать, если вы ощутили себя в сновидении на определенном уровне? Если вы оказались на среднем уровне, постарайтесь найти дверь — это будет выход на нижний либо верхний уровень. Вы просто перейдете туда через портал.

Если вы попали на верхний уровень, ищите ответы на вопросы о смысле жизни или связи с предками. Если вы очутились на нижнем уровне, ищите покровителя из животного мира.

Теперь вам нужно научиться просыпаться во сне. Это не обозначает открыть глаза и бодрствовать — это обозначает осознанное поведение во время сновидения. Вы должны продолжать спать, но при этом осознаёте, что спите. Просыпаться в реальности не нужно!

Способы развития осознания во сне:

  • В течение дня постоянно спрашивайте себя, спите вы или бодрствуете — этот навык перейдет и в сон.
  • Если вы спросите себя об этом во сне, значит, добились осознанности в сновидении.

Как понять, что вы проснулись в сновидении и не перепутать сон с реальностью? Есть несколько характерных признаков:

  • часы и иные приборы в сновидениях всегда неисправны;
  • форма тела в сновидениях выглядит иначе, чем в реальности.

Как только вы приметили эти особенности, сразу спрашивайте себя: сон это или реальность?

Чтобы быстрее попасть в осознанное сновидение, используйте бинуарные ритмы — запишите их на плеер и засыпайте в наушниках.

Расшифровка символов

Как правильно растолковать увиденное в осознанном сновидении? Только с помощью ощущений. Вам нужно вспомнить, какие чувства вы испытали во время данного эпизода сна. На прикроватной тумбочке должна лежать тетрадь, в которую следует сразу же записать увиденные сюжеты и связанные с ними ощущения. Впоследствии вы научитесь расшифровывать символы прямо во сне.

Все слышали, что шаманы могут употреблять галлюциногены в своих практиках. Однако непосвященному человеку это использовать нельзя. Во-первых, вы не знаете, как правильно принимать вещества. Во-вторых, это вам может навредить. Поэтому не экспериментируйте с незнакомыми ингредиентами.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Но в случае последних в игру входят также духи другого порядка. "Повелители, которым принадлежат абаси в верхнем или нижнем мире, - пишет Слепцова, - появляются в снах шамана, но не вступают лично в половую связь с ним: это позволено только их сыновьям и дочерям"17. Эта подробность весьма существенна и противоречит гипотезе Штернберга об эротическом происхождении шаманизма, поскольку вопрос о призвании шамана, по словам той же Слепцовой, решает появление Духов, небесных или адских, а не сексуальная эмоция, вызванная абаси. Сексуальные контакты с абаси имеют место после посвящения шамана через экстатические видения Духов.

Избрание у бурятов и телеутов

Что касается шаманизма бурятов, Штернберг ссылается на информацию одного из своих учеников, А. Н. Михайлова, бурята, который сам когда-то участвовал в шаманских церемониях19. По его словам, карьера шамана начинается с послания от предка-шамана, который затем уносит его душу в Небо для обучения. По дороге он задерживается у богов Середины Мира, у Техе Шара Мацкала, божества танца, плодородия и богатства, живущего с девятью дочерями Солбонга, бога утренней зари. Это специфические божества шаманов, и только шаманы приносят им жертвы. Душа молодого кандидата вступает в любовные связи с девятью супругами Техе. Когда шаманское обучение завершено, душа шамана встречает в Небе свою будущую небесную супругу; с ней душа кандидата вступает в половую связь.
Через два или три года после этого экстатического переживания осуществляется церемония собственно посвящения, с вознесением на Небо, после чего наступают трехдневные праздники весьма разнузданного характера. Перед этой церемонией кандидат обходит все соседние деревни, получая там подарки, подобные свадебным. Дерево, используемое при посвящении, подобно тому, какое устанавливается в жилищах новобрачных, и должно, по мнению Михайлова, представлять жизнь небесной супруги, а веревка, соединяющая это дерево (установленное в юрте) с деревом шамана (находящимся во дворе), служит символом брачного союза шамана с его женой-духом. Как далее утверждает Михайлов, обряд бурятского шаманского посвящения означает бракосочетание шамана с его небесной супругой. Действительно, Штернберг упоминает, что во время посвящения пьют, танцуют и поют точно так же, как и на свадьбе20.

Все это, вероятно, соответствует истине, но не объясняет бурятского шаманизма. Мы видели, что выбор шамана у бурятов, как и везде, сопровождается довольно сложным экстатическим переживанием, во время которого кандидата, согласно верованиям, пытают, расчленяют на куски, умерщвляют, а в итоге он воскресает. Только после этой мистической смерти и воскрешения шаман считается посвященным. Затем это первое посвящение дополняется обучением у духов и старых шаманов. Собственно посвящение - к которому мы вернемся в следующей главе - состоит в триумфальном путешествии в Небеса. Естественно, что народные гуляния, связанные с этим, напоминают свадьбу, поскольку, как известно, не так уж часто возникают поводы для групповых празднеств. Но роль небесной супруги кажется второстепенной: она не выходит за рамки роли вдохновительницы и помощницы шамана. Как мы увидим, эту роль следует интерпретировать также и в свете других фактов.

Используя материалы В. А. Анохина о шаманизме у телеутов, Штернберг утверждает21, что у каждого телеутского шамана есть небесная супруга, живущая на седьмом Небе. Во время небесного путешествия к Ульгену шаман встречает свою жену, склоняющую его остаться с ней; с этой целью она приготавливает изысканные блюда: "Мой муж, мой молодой кам (говорит она), сядем за небесным столом... Иди же! Укроемся за занавесом - и будем заниматься любовью!.." Она уверяет его, что дальше дорога в Небо перекрыта. Но шаман отказывается верить ей и подтверждает свою волю продолжать восхождение: "Поднимемся на тапты (ступени на шаманском древе) и воздадим честь Луне!"22 Он не прикоснется ни к какому яству, пока не вернется на землю. Он называет ее "моя дорогая супруга", а земная жена "недостойна поливать водой ее руки". Шаману помогает в работе не только его небесная супруга, но и другие женщины-духи. В четырнадцатом Небе находятся девять дочерей Ульгена: именно они дают шаману магические умения (глотание раскаленных углей и т.д.). Когда кто-либо умирает, они спускаются на землю, берут его душу и уносят ее в Небеса.

Некоторые подробности из этой телеутской информации следует запомнить. Эпизод о небесной супруге шамана, приглашающей своего мужа поесть, напоминает хорошо известную мифическую тему еды, которую женщины-духи с того света предлагают каждому смертному, достигающему их владений, чтобы он забыл о земной жизни и навсегда остался в их власти: это относится как к полубогиням, так и к волшебницам с того света. Диалог шамана с супругой во время вознесения представляет собой часть долгого и сложного драматического сценария, к которому мы еще вернемся; но этот диалог никак нельзя считать основным: как мы увидим позже, основным элементом всякого шаманского восхождения является финальный диалог с Ульгеном.
Потому брачный диалог следует рассматривать как живой драматический эпизод, который, конечно, заинтересует зрителей во время сеанса - временами довольно монотонного. Тем не менее этот диалог сохраняет общий настрой посвящения: тот факт, что у шамана есть небесная супруга, которая готовит ему еду на седьмом Небе и спит с ним, является еще одним доказательством того, что он некоторым образом причастен к сословию полубожественных существ, он - герой, прошедший через смерть и воскрешение, и поэтому он наслаждается вторым существованием в Небесах.

Штернберг приводит также23 урианхайскую (тувинскую) легенду о первом шамане Бо Хане, любившем небесную дочь. Открыв, что он женат, волшебница сделала так, что их обоих - его и его жену - поглотила земля. После этого она родила мальчика и оставила его под березой, соками которой он и был вскормлен. От этого ребенка произошла раса шаманов (Бо-Ханихан).

Мотив супруги-ведьмы, которая бросает своего смертного мужа и рождает от него сына, весьма распространен. В перипетиях поиска ведьмы ее мужем отражаются иногда сценарии посвящения (вознесение на Небо, нисхождение в ад и т.д.)24. Ревность волшебниц к земным женам является также довольно распространенной мифической и фольклорной темой: нимфы, ведьмы, полубогини завидуют счастью земных жен и воруют или убивают их детей25. В других случаях их считают матерями, женами или воспитательницами героев, то есть тех из людей, кто смог превзойти человеческий уровень и достичь если не божественного бессмертия, то по крайней мере привилегированной судьбы после смерти.
Значительное количество мифов и легенд фиксируют принципиальную роль ведьмы, нимфы или полубожественной женщины в приключениях героя: она обучает его, помогает в испытаниях (часто это инициационные испытания), а также открывает ему способ получения символа бессмертия или долголетия (чудесное зелье, волшебные яблоки, источник вечной молодости и т.п.). Существенная часть "мифологии Женщины" имеет целью показать, что именно женское существо помогает герою в достижении бессмертия или в успешном прохождении инициационных испытаний.

Здесь не место начинать дискуссию об этом мифическом мотиве, но не подлежит сомнению, что он содержит следы более поздней "материальной" мифологии, где уже идентифицируются признаки "мужской" (героической) реакции против всемогущества женщины (= матери). В некоторых вариантах роль волшебницы в героическом поиске бессмертия весьма незначительна: так, нимфа Сидури, от которой в архаических версиях легенды о Гильгамеше герой непосредственно требовал бессмертия, в классическом тексте незначительна.
Иногда, будучи приглашенным к участию в счастливой жизни полубожественной женщины, а значит, и в ее бессмертии, герой принимает это счастье вопреки своей воле, пытаясь как можно быстрее от него освободиться и соединиться со своей земной женой и друзьями (случай Одиссея и нимфы Каллипсо). Любовь такого полубожественного существа становится скорее препятствием, чем помощью для героя.

Глава 3. ОБРЕТЕНИЕ ШАМАНСКОГО МОГУЩЕСТВА

Женщины-духи - покровительницы шамана

Именно в подобный мифический горизонт следует поместить связи шаманов с их "небесными супругами": это не они собственно посвящают шамана, они лишь помогают ему в обучении или экстатическом опыте. Естественно, вмешательство "небесной супруги" в мистическое переживание шамана чаще всего сопровождается сексуальными эмоциями: всякое экстатическое переживание подвержено подобным отклонениям, и тесная связь между мистической и телесной любовью достаточно известна, чтобы не ошибаться относительно механизма такой смены уровня.
С другой стороны, не следует забывать, что эротические элементы присутствуют и в шаманских обрядах, выходящих за рамки отношений шаман - "небесная супруга". У куманцев из окрестностей Томска принесение в жертву коня включает также показ деревянных масок и фаллосов, носимых тремя юношами, которые, "как жеребцы", галопируют с фаллосом между ногами и касаются им зрителей. Песня, которая при этом поется, явно эротична26.
У телеутов, когда шаман, взбираясь на дерево, достигает третьей тапты, женщины, девушки и дети покидают место сеанса, и шаман начинает непристойную песнь, подобную песне куманцев; этим преследуется цель сексуального укрепления мужчин27. Такой обряд имеет свои параллели и в других регионах мира (Кавказ, Древний Китай, Америка и др.)28, и его смысл тем более очевиден, что он составляет часть обряда принесения в жертву коня, космологическая функция которого (обновление мира и жизни) хорошо известна29.

Возвращаясь к роли "небесной супруги", следует заметить, что айями, по-видимому, не только помогает, но и мешает шаману, как мы это видели в упомянутых выше вариантах мифов. Постоянно охраняя его, она старается задержать его исключительно для себя на седьмом Небе и препятствует продолжению его восхождения в Небеса. Она также искушает его небесными яствами, что могло бы вызвать разрыв шамана с его земной женой и человеческим обществом.

Таким образом, дух-покровитель (айями и др.), представляемый также в облике небесной супруги (или супруга), играет в сибирском шаманизме существенную, но не решающую роль. Главным элементом является, как мы видели, инициационная драма ритуальной смерти и воскрешения (болезнь, расчленение, нисхождение в ад, вознесение на Небо и т.д.). Сексуальные связи, в которые шаман, как считается, вступает со своей айями, не являются составными частями его экстатического призвания: с одной стороны, сексуальная одержимость "духами" во сне не ограничивается шаманами, с другой стороны, сексуальные элементы, присутствующие в некоторых шаманских церемониях, выходят за рамки его связей с айями и принадлежат к числу хорошо известных ритуалов, нацеленных на подъем сексуальной силы сообщества.

Глава 3. ОБРЕТЕНИЕ ШАМАНСКОГО МОГУЩЕСТВА

Роль душ покойников

Как мы видели, призвание будущего шамана может быть предрешено - в снах, в экстазе или во время болезни - случайной встречей с полубожественным существом, душой предка, животным или в результате необычного события (поражение молнией, несчастный случай и т.п.). Обычно эта встреча кладет начало "тесной дружбе" между будущим шаманом и "духом", который принял решение о его карьере; на этой "тесной дружбе" мы остановимся ниже. Пока же присмотримся ближе к роли душ предков при отборе будущих шаманов. Как мы видели, души предков часто определенным образом "овладевают" юношей и приступают к его посвящению. Всякое сопротивление бесполезно. Это явление предрешенного выбора широко распространено в арктической и Северной Азии31.

После этой первой "одержимости" и следующего после нее посвящения шаман становится приемным сосудом, в который без конца могут входить также и другие духи, которые, однако, всегда являются душами умерших шаманов или других "духов", служивших старым шаманам. Знаменитый якутский шаман Тюспют рассказывал Серошевскому: "Однажды, когда я путешествовал по горах, там, далеко на Севере, я задержался возле кучи хвороста, чтобы приготовить себе еду. Я разжег огонь; а под этой кучей хвороста был похоронен тунгусский шаман. Его дух овладел мною"32. Именно поэтому во время сеансов Тюспют выговаривал тунгусские слова. Но он принимал также и других духов - русских, монголов и т.д. - и говорил на их языках33.

Души умерших играют существенную роль в избрании будущего шамана не только в Сибири. Ниже мы проанализируем их функцию в североамериканском шаманизме. Эскимосы, австралийцы и др., желающие стать знахарями, спят вблизи гробов, и этот обычай наблюдался даже у исторических народов (например, кельтов). В Южной Америке посвящение умершими шаманами - довольно распространенный, хотя и не единственный способ. "Шаманов бороро, принадлежат ли они к классу ароэттаварааре или к классу бари, выбирает душа умершего или дух.
В случае ароэттаварааре откровение происходит следующим образом: избранный прогуливается по лесу и вдруг видит птицу, которая садится рядом с ним, ее можно достать рукой, - но сразу исчезает. Стаи попугаев слетаются к нему и исчезают, как по волшебству. Будущий шаман возвращается домой, судорожно подергиваясь и бормоча непонятные слова. Его тело распространяет запах гнили34 и запах руку. Вдруг от порыва ветра он теряет равновесие и падает, как убитый. В этот момент он стал вместилищем для духа, который говорит его устами, и с этого момента он - шаман"35.

У апинаев шаманы назначаются душой родственника, который сводит их с духами, а духи уже передают ему шаманские знания и техники. В других племенах шаманами становятся после спонтанного экстатического переживания, например видения планеты Марс и т.п.36. У кампов и амахуаков кандидаты получают знания от живого или умершего шамана. "Шаман-неофит конибов Укаяли получает медицинские знания от духа. Чтобы завязать с ним контакт, шаман пьет отвар из табака и курит сколько может в плотно закрытой хижине"37. Кандидат кашинавов учится в зарослях: души дают ему необходимые магические вещества и внедряют их, кроме того, в его тело.
Шаманов яруро обучают боги, хотя собственно технике они учатся у других шаманов. Но способными к практике они считаются только тогда, когда встретят во сне духа. "В племени апапокува-гуарани шаманами становятся только через познание магических песен, которым их обучает во сне умерший родственник"38. Но, независимо от источника откровения, все шаманы практикуют согласно традиционным нормам племени. "Так они приспосабливаются к правилам и технике, которые можно получить только в школе опытных людей", - утверждает Метро39. Это относится и ко всякому другому шаманизму.

Как видим, если душа умершего шамана играет существенную роль в проявлении шаманского призвания, то эта роль сводится к подготовке кандидата к последующим откровениям. Души умерших шаманов сводят его с духами или заносят его на Небо (Сибирь, Алтай, Австралия и др.). Наконец после этого первого экстатического опыта происходит обучение у старых шаманов40. У селькнамов спонтанное призвание проявляется в странном состоянии юноши, который поет во сне и т.п.41 Но подобное состояние можно также вызвать произвольно: речь идет только о том, чтобы увидеть духов42. "Видение духов" во сне или наяву является решающим признаком спонтанного или добровольного шаманского призвания, поскольку поддержание отношений с душами умерших означает в некотором смысле самому быть умершим. Именно поэтому в Южной Америке43 шаман должен умереть, чтобы обрести возможность встретить души шаманов и получить от них уроки, поскольку умершие знают все44.

Как мы уже сказали, выбор или посвящение шамана в Южной Америке иногда сохраняет совершенную схему ритуальной смерти и воскрешения. Но смерть может быть внушена и другими средствами: крайнее утомление, пытки, пост, побои и т.п. Когда молодой хиваро решает стать шаманом, он ищет учителя, платит за обучение, а затем ведет чрезвычайно аскетический образ жизни: он целыми днями не притрагивается ни к какой пище, пьет наркотические напитки, особенно табачный сок (который, как известно, играет принципиальную роль в посвящении южноамериканских шаманов). Наконец, дух Пасука появляется перед кандидатом в облике воина. Мастер сразу начинает бить неофита, пока тот не упадет на землю без сознания. Когда он просыпается, у него болит все тело: это служит доказательством того, что им овладел дух; по существу, страдания, интоксикация и побои, вызвавшие потерю сознания, некоторым образом отождествляются с ритуальной смертью45.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх