Шипящие согласные и гласные. Ж, Ш, Ч, щ – шипящие согласные звуки. Ж, Ш – твёрдые согласные звуки

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква - это то, что мы пишем и видим, а звук - это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них - это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков , которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.
  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ - только мягкими.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности . Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , [‘zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь» , например:

  • мужь;
  • нессши;
  • часъ;
  • уюти и пр.

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

  • тревожь;
  • шить;
  • рожь и т. д.

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями . Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие - мягкими.

Работа со скороговорками

Скороговорки - это отличная разминка для детей , которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Видео

Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Тема урока «Шипящие согласные звуки».

Цели: проводить наблюдения над особенностью произношения шипящих звуков; формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами; учить работать с текстом; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

    создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);

    содействовать формированию навыков грамотного письма;

    развивать у учащихся связную устную и письменную речь.

    привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Ход урока:

    Организационный момент.

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем свой урок.

Мы с русским языком идём в дорогу.

А настроение хорошее берём в подмогу.

Настроение каково?

ВО-О-О!

Слайд 1.

Дети, сегодня нас ждёт необыкновенное путешествие в страну мультипликации. Мы оказались на чудесной сказочной поляне. Где же мы?

Слайд 2

Нарисована страна
Милых кругленьких зверьков
Из конца в конец она
В тыщу кроличьих прыжков.

Так к кому в гости мы попали?

Правильно. Нас пригласили к себе Смешарики. (Слайд3 )

    Актуализация знаний.

Итак, начинаем путешествие.

Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош! (Слайд4)

Ребята, Крош любит шутить, он такой весельчак. Спрятал тему нашего урока, зашифровал её. Давайте поиграем с Крошем в его игру. (Слайд5)

На доске предложения:

    Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Волки рыщут, пищу ищут.

Как называются эти предложения?

Как читают скороговорки?

Давайте произнесём сначала медленно, а потом быстро.

Трудно было произносить? Кто догадался, какие звуки учат произносить эти скороговорки?

    Целеполагание

Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? (Слайд 6) (Шипящие согласные звуки)

Какие цели поставим? (Научиться правильно произносить шипящие согласные; научиться различать их в словах)

Познавательная задача урока: что такое шипящие согласные звуки.

(Слайд7)

    Работа по теме урока.

1. Организация восприятия и осмысление новой информации, то есть усвоение исходных данных .

    1. Работа по учебнику.

Упр. 1 (с. 104)

Прочитайте.

О чём этот текст?

Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

Все встанем. Представили себя воздушным шариком . Начинаем сдуваться, издаём звук. А теперь мы – жуки . Пожужжали. Какие звуки мы произносили? Твердые они или мягкие?( Слайд 8, 9)

2.Первичная проверка понимания. Слайд 10

Эти задания придумал для вас Ёжик.

Слайд 11

Работа со скороговорками . (Одну списать в тетрадь , подчеркнув буквы, которыми обозначены шипящие звуки. )

Слайд 12

Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!

Она, действительно, очень любит читать книги. И вот однажды она читала своё любимое стихотворение, а бабочки играя, прикрыли несколько слов в нём. Давайте прочитаем этот отрывок и вставим нужные слова. Слайд13-16

Молодцы! Вы справились. Как довольна вашими ответами Нюша.

    Физкультминутка.( Слайд17 )Совунья предлагает вам отдохнуть. Она любит организовывать утреннюю зарядку. Её девиз - «Даешь здоровый и веселый образ жизни!» (Музыкальная физкультминутка)

А мы идём в следующий дом.

    Продолжение работы по теме урока.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.

VIII . Словарная работа. Слайд18

Вот ещё мы видим домик,
И сердечко на двери,
А внутри полно бумаги,
На бумаге той стихи.
Он романтик, он мечтатель,
Он боится высоты
Гор он ярый созерцатель,
С Нюшей- музой красоты.
Чтобы было вдохновенье,
Совершит крутой вираж,
Что же это за творенье?
Ну конечно же – Бараш.

Бараш предлагает вам пословицу. Прочитай её .

Слайд19

    Знакомство с новым словом.

Всякая работа легка, коли с охотой ее делаешь.

Сколько в слове слогов?

Какой ударный?

Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

Разделите слово для переноса.

Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

2. Работа по развитию речи.

Устно- составить предложение с новым словарным словом.

3. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Слайд 20 .

В этом доме пахнет мёдом,

Вокруг дома огород.

Не знакомый с гололёдом,

Танцор диско в нём живёт.

Лучше нету землеведа,

Он талантлив там и тут

Добродушного медведя

Все Копатычем зовут.

Копатыч очень деятельный медведь, трудолюбивый, щедрый. Он очень любит своих друзей и с их помощью надеется проверить ваши знания о шипящих согласных.

Работа в парах. Слайд 21 .

В этой сказочной стране все дружат, помогают друг другу в трудные минуты, вместе радуются и вместе грустят. А ведь это здорово, когда у тебя есть друзья.

Задание: восстановить стихотворение. Подчеркнуть шипящие. Придумать название к стихотворению.

1 .Утром дед спросил у внучки

Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

Я не белоручка! (7 шипящих)

2 .День пришёл весенний дружный.

Выбегаю на крыльцо.

Солнце в небе, солнце в луже.

Оба светят мне в лицо. (3 шипящих)

3 . Щука проглотила щётку,

Щётка ей щекочет глотку.

Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?(5 шипящих)

Слайд 22

Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус.

Ну конечно же – Лосяш!

Посмотрите, ребята, сколько книг. Лосяш их все перечитал. Он знает много чего интересного. А для вас он приготовил такое задание.

Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими согласными

Игра «Чёрное-белое»

Слайд 24 .

Пин приготовил для вас ребусы .

Он из груды металла может собрать все, что угодно, и это «все, что угодно» будет как угодно работать. Результат предугадать практически невозможно. Но для него главное не результат, а процесс. Слайды 25-27 .

IX . Рефлексия . Слайд 28.

Закончите предложения:

На уроке я узнал …

Самое интересное задание было …

Затруднение у меня вызвало …

Я могу себя похвалить за …

X . Подведение итогов урока.

Слайд 29 .

Смешарикам очень понравилась ваша работа на уроке, и они приготовили для вас подарки. Это раскраски с героями любимого мультфильма.

Но перед вручением они хотели бы ещё раз услышать о шипящих звуках:

Какие согласные звуки называются шипящими?

Сколько их?

На какие группы делятся шипящие?

Вот мы всех зверят узнали,
Круглых, словно шарики,
И скажите нам в финале,
Их зовут Смешарики! Перечислите всех смешариков в чьих именах есть шипящие звуки. (Крош, Ёжик, Нюша, Бараш, Лосяш, Кар-Карыч, Копатыч) Слайд 30

Детям вручают подарки-раскраски от Смешариков.

Какое настроение у вас в конце урока? (Слайд 31) .

Спасибо за урок!
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

Коровы - пищат

сороки - трещат

мыши - летают,

медведи - мычат,

петухи - пасутся,

дятлы – стучат,

рычат,

спят



Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том как они правильно произносятся, о их происхождении.

В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Гласных звуков - 10, согласных - 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной школы хорошо помню правило о шипящих: "жи-ши" пиши с "и", "ча-ща" пиши с "а", "чу-щу" пиши с "у", тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.)

Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы: Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы "Ж" и "Ч" являются звонкими согласными, две другие буквы "Ш" и "Щ" - глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково - они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед. С сомкнутыми губами эти звуки произнести не удастся (сравните, например, с произношением буквы "М" - ее можно "проговорить" и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу, оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв. Воздух при этом выдыхается. При произношении звука "жжжжж" включаются голосовые связки, поэтому этот звук получается более громким.

Щипящие согласные - согласные [ш], [ж|, [«"], а также [ш"] [ж"], называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке Ш. с. [ш"], [ж"], [V] исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации (см.) или в результате изменения сочетаний согласных с /: "chj, "sj>$", *gj, "zj, "dj>z\ "kj", "tj>c" . Исконная мягкость \ш"], [ж"], [ч"\ обусловливала то, что в памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть; несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти. Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные [и/"], [ж"], [ч"] не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать написание гласных.

Обучение буквам

В истории рус. языка [шг] и [ж"] подверглись отвердению, а [ч"\ сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть, Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные написания букв и и ъ (в конце

существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь.

Современные долгие Ш. с. [ЯГ] и [ж"] возникли из

Древне -русские сочетаний [ш"т"ш"], [ж"д"ж"] (восходящих к сочетаниям соответственно "stj, "skj, *sk и "zdj, *zgj. "zg) в результате утраты взрывного элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу - [иш"т"ш"у]> >[иш"у], леща - [л"сш"т"ш"в]>[л"еш"а], дрожжи - [др6ж"д"ж"и\>\др6Ж"и], дождик -

\д6ж"д"ж"ик]>[д6Ж"ик]. Они сохраняют мягкость во многих рус. диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см. Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а

иногда сохраняются в виде [шч"}, [ждж"] или [шт"], [жд"]. В совр. рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого [ж\: ёжу], [вбжы], [в"иЖат"] или сочетания [жд"]

Шипящие звуки

Шипящие звуки ШИПЕ́ТЬ, -плю́, -пи́шь; несов.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "Шипящие звуки" в других словарях:

    - (грамм.) в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции глухой ш и звонкий ж, а также сложный согласный глухой ч, состоящий из палатального (мягкого) альвеолярного смычного т и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нёбные (нёбно зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению … Словарь лингвистических терминов

    Самоназвание: slüvensťĕ, vensťĕ Страны: Германия … Википедия

    ШИПЕТЬ, плю, пишь; несовер. 1. Издавать глухие звуки, напоминающие протяжное произношение звука «ш». Змея шипит. 2. перен. Говорить сдавленным от злости голосом (разг.). 3. перен. Ворчать, браниться, выражая своё недовольство, злобу (разг.). Ш.… … Толковый словарь Ожегова

    Гриф индейка … Википедия

    Вертишейка … Википедия

    Гриф индейка Гриф индейка Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

    Самым характерным признаком птиц из семейства утиных можно считать их клюв, служащий ситом и позволяющий особым образом промышлять себе пищу. Этот клюв редко бывает длиннее головы, обыкновенно прямой, широкий, на верхней части плоско… … Жизнь животных

    Запрос «Голубь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сизый голубь … Википедия

    Сизый голубь Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия

Книги

  • Шипящие звуки , Новоторцева Н.. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…
  • Шипящие звуки , Н. В. Новоторцева. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…

Цель: формирование умения применять на практике правила правописания гласных после шипящих.

  1. Отрабатывать навык распознавания в словах шипящих звуков, правильного обозначения на письме сочетания этих звуков с гласными А, У.
  2. Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
  3. Развивать память, мышление, внимание.
  4. Прививать интерес к поэтическому слову через творчество А.С.Пушкина.

Оборудование:

  1. Буквы ч, щ.
  2. Запись для чистописания.
  3. Словарное слово ветер + зашифрованное.
  4. Тесты.
  5. Тренажеры.
  6. Рожицы (веселая, грустная, с вопросом).
  7. Песочные часы.
  8. Слайды. (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. И работая дружно, у нас все получится.

Урок будет необычным еще и потому, что он сказочный. Вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы оправимся в путешествие. Запись числа, в классе.

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте - море, волны плещут (все это изображено на доске, звучит музыка моря), открывайте глаза. Помогите вспомнить строчки из сказки “О царе Салтане”:

Ветер по морю гуляет...

Дети.

И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку эта сказка, то отправиться в путь корабль сможет только тогда, когда вы расскажете все о буквах, которые видите на доске.

На доске: Ч Щ

/Это буквы согласные, обозначают глухие всегда мягкие звуки/

II. Минутка чистописания

Давайте пропишем эти буквы. Определите закономерность написания букв в цепочке.

Ч щ чч щщ ччч щщщ

/Сначала по одной букве Ч Щ, затем по две буквы и т.д/

Какое соединение между данными буквами?

/Верхнее/

Пропишите строчку сочетаний, не нарушая закономерности.

Вспомните правила, которые связаны с этими буквами.

/ЧА–ЩА пиши с буквой а

ЧУ–ЩУ пиши с буквой У/

Почему пишутся именно буквы А и У, а не Я, Ю?

Сформулируйте тему и цель урока.

III. Словарная работа

Итак, мы отправляемся в путь.

(Звук отправления)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...

В строчках, которые я сейчас произнесла, спряталось словарное слово. Расшифруйте его. (Приложение 2)

В е е р т
(Карточка со словом ветер)

Найдите в слове безударную гласную.

/Это безударная гласная е/

Запишите слово в словарь, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

Составьте предложение из двух слов со словом ветер.

Распространите его, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.

/На улице дует сильный ветер/

Запишите это предложение по памяти.

IV. Изучение нового материала

И вдруг нам навстречу –

Слайд 3

Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор;
С ними дядька... (Д. Черномор)

У. Черномор приготовил вам задание. В строчках, которые он вам покажет, надо найти слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу, записать их в тетрадь и объяснить их написание.

Работаем у доски по цепочке. (Текст читают дети, выбирают слово с сочетанием ча–ща, проговаривают правило, записывают слово, подчеркивают орфограмму)

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

/Слово туча – встречается сочетание ча, пишем с буквой а, потому что ч и так обозначает мягкий звук/

Слайд 5

В синем небе звезды блещут ,
В синем море волны хлещут .

Слайд 6

Вот что, князь, тебя смущает !
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.

В этих строчках найдите слово с орфограммой, с которой знакомились на предыдущих уроках.

/Не тужи, орфограмма жи/

Вспомните правило написания сочетаний ЖИ–ШИ.

Физкультминутка

Продолжаем путешествие, а пока наш корабль плывет немного отдохнем.

Я буду произносить слова. Если в слове встречается шипящий звук [ч] или [щ], то вы приседаете и громко произносите этот звук. Если этих звуков не услышите, то высоко подпрыгиваете.

Царь, могучий, корабельщики, батюшка, честной, ткачиха, повариха, Бабариха, бочка, зверушка, запищал.

V. Закрепление изученного

У. Молодцы, продолжаем путешествие.

Слайд 7

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит...

Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?

Д.

Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые...

На доске картинка: белки.

В каждом орешке слово.

Прочитайте написанные слова по цепочке.

Задача, добыча, роща, щётка, щи, пища, пещера, чудо, чугун, свеча.

/Слова с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и слова без этих сочетаний/

Значение каких слов вам непонятно?

На какие две группы можно их разделить, учитывая тему урока?

В парах выполните следующее задание: выпишите только слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ, сочетания подчеркните.

Какие слова вы выписали? Один человек читает слова и называет сочетания, остальные проверяют свои записи.

VI. Самостоятельная работа

Слайд 10

Море весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана...

А в царстве славного Салтана:

Слайд 11

Петушок с высокой спицы
Стережет его границы...

На доске картинка: петушок.

Петушок из “Сказки о золотом петушке” предлагает вам поработать в парах сменного состава.

Ребята 2-го и 1-го вариантов поменяйтесь местами. Ваша задача – выполнить тест (тест только сильным ученикам).

Задание: тест

Выберите правильный ответ:

Что можно увидеть, написать, напечатать?

1. Звук.
2. Букву

Выберите шипящие согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук.

1. Щ, Ч.
2. Ж, Ш.

Зачеркните неверный ответ

1. Буквы Ч, Щ любят Я, Ю.
2. Буквы Ч, Щ любят А, У.

Вставьте нужные гласные после шипящих

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ – слоги эти заучу!
Щ..ка, рощ.., каланч…,
Ч…до, ч…сики, све ч….
ЧА и ЩА; ЩУ и ЧУ –
Я пятерку получу!

Подпишите листочки и передайте на первую парту.

Молодцы! Вы очень дружно поработали в парах.

А теперь я попрошу вас сесть на свои места.

VII. Работа с учебником

У нас в классе появился шум.

У. Ребята, прислушайтесь:

Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют...

Даже волны услышали наш шум.

Рыбка из сказки “О рыбаке и рыбке” нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдем следующие ориентиры: страница 40, упражнение 67. Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении? Выполняем эту работу по вариантам. Первому варианту - выполнить 1 и 2 строчки упражнения, второму – 3 и 4.

Дети выполняют задание. Проверка идет выборочно.

VI. Домашнее задание

Дома выполните работу соседнего варианта. Упр. 67 (1, 2 строка), (3, 4 строка).

Пока мы работали, подошёл еще один герой.

Слайд 15

А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.

Из какой сказки этот герой?

Говорит Балда:
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам, тебе враженок задачу.

Выполните задание по тренажерам.

На выполнение задания даю 2 минуты.

Подпишите листочки и передайте их на первую парту.

Вот и сказке конец, а кто слушал...

Д. Молодец.

А вместе со сказкой закончился и наш урок, пора возвращаться в класс.

(Звучит музыка моря)

Закройте глаза и представьте - море, волны плещут (все это изображено на доске, звучит музыка моря), открывайте глаза.

Слайд 17

VIII. Подведение итогов по всему уроку

Путешествуя по сказкам Пушкина, чему вы научились?

IX. Рефлексия

Те, кто теперь сможет всегда правильно писать слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ встаньте к значку “Я всё понял” (веселая рожица).

Те, у кого есть затруднения, встаньте к значку “У меня есть вопросы”.

Те, кто пока ничего не поняли, встаньте к значку “Пока не всё понятно”.

На следующих уроках вы будете продолжать и, наверное, тогда вы все сможете встать к значку “Я все понял”.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх